Томас Манн в статье "Философия Ницше в свете нашего опыта" писал: "Познать историческое явление значит убить его. Именно таким путем научное познание покончило с религией, которая теперь находится при последнем издыхании. Историко-критическое исследование христианства, - говорит Ницше, болея душой за уходящее прошлое, - без остатка растворило христианство как религию в науке о христианстве. Анализ религии с позиций истории - продолжает он - "приводит к обнаружению фактов, неизбежно разрушающих благочестивые иллюзии, без которых не может жить ничто, стремящееся к жизни".
Говоря об историко-критическом исследовании христианства, следует прежде всего иметь ввиду книгу Д.Ф.Штрауса "Жизнь Иисуса", которая была опубликована в 1835 г. в Тюбингеме, с которой Ницше был знаком и даже написал очерк "Давид Штраус в роли исповедника и писателя", в котором вступил с ним в полемику. Эта книга произвела чрезвычайно сильное впечатление на богословов и на публику своего времени. Оказала она влияние и на русских художников А.А.Иванова и Н.Н.Ге, о чем пишет С.С.Степанова в статье ""Найти свою мысль": Николай Ге и Александр Иванов (Николай Николаевич Ге / Гос. Третьяковская галерея. - Москва: Пинакотека, 2011. - 452 с.). "Обращение Иванова к труду Штрауса, кропотливо проанализировавшего обстоятельства земной жизни Иисуса Христа, было подобно обращению живописца к анатомическому атласу - как к вспомогательному источнику, но не как к предмету иллюстрирования. Штраусовская концепция весьма поколебала дух Иванова, устои его веры, но художественное мышление не иссушила". В этой книге автор развенчивает сакральную природу Евангелия и представляет все чудесные события, связанные со спасителем, мифологическими фантазиями древних.
Книги, подобные "Жизни Иисуса" Д.Ф.Штрауса и "Жизни Иисуса" Ренана (1860), подробно исследуя обстоятельства земной жизни Иисуса Христа, чрезвычайно вредны для веры, так как для истинной веры такие исторические подробности несущественны.