Снижение рождаемости в цивилизованном мире в XIX, ХХ вв. и продолжающееся сейчас объясняется изменением картины мира, ее метафизической части. Современный человек независимо от того, как он отвечает на вопросы анкет, ведет себя как убежденный материалист, номиналист, атеист. Есть основания предполагать, что наши предки были дуалистами, любили Бога и ближних, чувствовали себя членами рода и Церкви. Логика и внутренняя непротиворечивость не играет значительной роли в формировании убеждений. Современная картина мира неудовлетворительна, и это, в первую очередь, доказывается тем, что она не обеспечивает жизнь...
Наследственность человека включает культурный компонент. Здесь произошли мутации не совместимые с жизнью. То, что демографы называют модернизацией, а обыватели развратом в биологии называется вымиранием или депрессией плотности популяции. В статье рассматривается альтернатива традиционному способу размножения. Некоторые виды муравьев передают воспитание рабам...
В статье рассматривается средний человек. Опираясь на результаты изучения человека методами опытных наук, я прихожу к выводу о слабости мыслительных способностей людей. Сила человека - в мощной способности к научению. Отсюда следует, что мысли и поведение людей в первую очередь определяются содержанием их памяти. В статье разбираются источники, из которых наполняется память, содержание информации, поступающей из этих источников, и изменения того и другого во времени.
Приводится сводка статистических данных, рисующих изменение поведения людей в новое время в связи с долей православных среди русских. Сводка демонстрирует совпадение априорных предсказаний поведения людей в гуманитарной и православной системе ценностей и запретов.
Автора очень беспокоит снижение рождаемости в странах европейской цивилизации. Чтобы понять такое поведение людей, он привлекает к рассмотрению философию, религию, социологию, психологию...
Автор считает себя приличным учёным. И полагает, что научный путь приличных учёных представляет известный интерес. Что подразумевается под этим термином, будет видно из дальнейшего...
После появления разума человек достаточно быстро пришел к заключению, что деторождение связано с большими неудобствами. Древний мозг по-прежнему обеспечивал совокупление, и даже отчасти заботу о детях. В пренатальный период и в начале постнатального периода смертность возросла. Выживают те группы, культура которых осуждает убийство эмбрионов и новорожденных. Отказ от традиций в новое время привел к катастрофическому снижению рождаемости в большинстве этносов. Видимо, восстановление воспроизводства возможно только на основе решительной государственной поддержки рождаемости. Возможна ли такая поддержка в условиях рынка и демократии - открытый вопрос.
Не нужно доказывать, что вымирание русского народа заслуживает изучения. Долг русских ученых требует разобраться в причинах этого явления и, если удастся, найти способы спасения. В пределах этой работы, в отличие от всех предыдущих, в которых я условно пренебрегал эволюционными процессами, идущими в популяции, центральное место отведено перестройке генофонда и культуры. Модель эволюции подчеркнуто упрощена . Таким способом автор надеется найти понимание у широкого круга читателей.
Статья О РОССИИ И РУССКИХ представляет собой попытку понять, кто мы, и что с нами происходило и происходит, на основе принципа оптимальности, в частности, из предположения о коротком промежутке времени, на котором оптимизируется наше поведение, не отбрасывая внешних обстоятельств, в которые мы поставлены. Это продолжение работ Карамзина, Соловьева и Менделеева, в свое время пытавшихся охарактеризовать русскую культуру, у коей, как известно, особая стать . Нижеследующий текст - ни публицистика, ни наука. Это попытка обмена мыслями и осмысление основных экзистенциональных вопросов, каждый из которых мог бы послужить темой отдельного исследования. Автор не считает ни один из этих вопросов решенным. Попытка правильного (не гуманитарного) подхода единственное, на что претендует автор. Этот подход выражается, в первую очередь, в том, что используется случайная выборка, а не подборка фактов, подтверждающих представления автора.
В настоящей статье рассматриваются данные, имеющие отношение к вопросу о связи между религиозностью и образованием. Действительно, а есть ли такая связь...
Сейчас представители естественных наук - Шафаревич, Самуйлов, автор настоящей заметки - заинтересовались гуманитарными вопросами. Хочется, чтобы от этого был толк. Толк будет, если удастся внести в гуманитарную область положительные черты, свойственные естественным наукам - бесстрастие, основательность. Конечно, у всех у нас не хватает знаний, специальной подготовки. С этим ничего не поделаешь. Поэтому обоснование положений производится на основе неполной выборки данных. В ходе обмена мыслями эта выборка должна пополняться.
Нечто среднее между мемуарами и научной работой. "...я решил попытаться разобраться на собственном опыте и отчасти на примере близких людей, почему у меня нет детей, а у них либо есть, либо нет. Я думаю, что такое единичное исследование полезно. Если мне удастся убедить в этом читателя, то, может быть, у меня найдутся подражатели и вопрос будет освещен с новой стороны..."
Сделана попытка переформулировки обоснования православия на языке научных сотрудников и инженеров. Православие состоит из трех частей: системы ценностей и запретов; исторических свидетельств о воскресении Иисуса, придающих авторитет Новому Завету и подтвержденных опытом христианских подвижников, и учении православных богословов. Мораль нового завета провозглашает высшей ценностью любовь и задает любовь как норму отношений между людьми. Ценности и мораль лежат вне сферы науки. Исторические свидетельства не могут быть ни опровергнуты, ни подтверждены. Догматика - научный продукт и, вообще говоря, может ставиться под сомнение. Она различна в различных христианских церквях. Мирянам, не специалистам в догматических тонкостях, нет ни возможности, ни необходимости в этом разбираться. Естественно доверять своей церкви, церкви пращуров. Лучше верить, чем не верить. Современный, высокообразованный человек может верить - это эмпирический факт.
Естественный отбор - необходимое условие биологической эволюции. В случайно меняющейся среде максимизируется математическое ожидание коэффициента размножения во времени и пространстве. Область применимости - вся биота земли. К людям принцип оптимальности не применим. Человек - не голая обезьяна.
Рождаемость определяется в основном убеждениями людей. Физическая и химическая среда также влияют на рождаемость, но в малой степени. Они определяют скорее биологическое качество потомства. Это качество в ХХ веке в России понизилось.
Россия в результате неудачных реформ потеряла четверть столетия и уступила своё ведущее положение в мире нескольким государствам. Нужно признать этот факт и отказаться от ошибок "нового мышления"...
Мне было поручено редактирование рукописи книги, но по обстоятельствам, которые здесь нет нужды излагать, книга вышла неотредактированной. Возможно, сделанные мной замечаний будут кому-то интересны. Я собрал их вместе в виде рецензии. Кто-то из греческих философов писал, что если мы не можем узнать какое из двух мнений истинно, то может быть можно выбрать из них более полезное. Я предлагаю мнение, отличное от мнения авторов, а выбор - представляю читателю.
Набрасывается грубая вербальная модель поведения человека с эволюционной точки зрения. Приводятся данные, показывающие, что система ценностей и запретов цивилизованного человека изменилась. Высказываются соображения о совместимости этих изменений с жизнью.
В конституции Российской Федерации провозглашается высшей ценностью человек, его права и свободы. Перестройка происходила под лозунгами демократии и рынка. В действительности движущей силой буржуазной революции в России было отвращение к коммунистам. Коммунисты надоели своей ложью. Бессовестным, но безобидным членам КПСС, ставились в вину преступления их идейных и кровавых предшественников. Известную роль играла иллюзия, что рынок и демократия приведут к экономическому процветанию и справедливости.