Семевский Федор Николаевич : другие произведения.

Картина мира и половое поведение человека. Часть 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Картина мира и половое поведение

человека

Семевский Ф.Н.


2016

Часть 3

Практические следствия из предыдущих частей. Демографическая политика

Реферат

В качестве мер поддержки рождаемости рекомендуется налог на бездетность и некоторые изменения системы образования. Рассматривается экономическая сторона налога. Предлагается освобождение учебников от пропаганды атеизма, раздельное обучение мальчиков и девочек, сокращение продолжительности общего образования. Вместе с тем высказывается предположение, что подавление пьянства и употребления наркотиков дало бы ещё больший эффект. Указывается, что демографическая политика должна формироваться на уровне местной власти.


Ключевые слова: налог на бездетность, дарвинизм, самовоспроизводящиеся автоматы.

Общие соображения относительно выбора демографической политики.

Напомним, что люди себялюбивы, неэффективно принимают решения в незнакомой им области и легко поддаются пропаганде. Светские гуманисты обеспокоены противоречиями между религией и наукой. Меня больше беспокоит проблема взаимодействия между государством и наукой. Прежде всего, государства, с точки зрения номинализма, не существует, как, впрочем, и науки. Это неоднородные группы людей, которых объединяет то, что они получают заработную плату из бюджета. И та и другая группы формально и неформально организованы и, с точки зрения реализма, могут рассматриваться как целостности. Представляется, что очень немногие из представителей обеих групп думают об интересах народа, на содержании которого они находятся.

Процесс принятия государственных решений представляется следующим крайне упрощённым образом. Представители правящей группы (миллиардеров) имеют хорошо обоснованные представления о собственной выгоде и дают указания своим (проплаченным ими) членам парламента. Депутаты (кстати, люди в основном далеко не бедные, следовательно, близкие к правящей группе по убеждениям) стараются выполнить эти указания и заручаются голосами других членов парламента в обмен на обещания поддержки предложений последних. Опытные парламентарии, надо полагать, выполняют эту работу достаточно искусно. В результате право строится в интересах богатых.

В действительности все гораздо сложнее, поскольку в игре имеется ещё много групп влияния, таких как профсоюзы, различные группы избирателей, работники информационной сферы и т. п.

Не представляет труда построить имитационную модель функционирования конкретного государства с точностью до неопределённых параметров или схему взаимодействия различных групп влияния. Труднее определить параметры.

Ограничимся некоторыми общими замечаниями классиков теории государства (Аристотель, Токвиль, Маркс, Тихомиров, Вебер, Кроче, Винер). Демос не способен управлять сколько-нибудь крупными государствами. В демократиях министры менее квалифицированы, чем в других формах государств. Демократия очень дорогая форма правления; коллективные решения хуже, чем индивидуальные решения самого глупого из членов коллектива.

Автор, более или менее, лично знает прикладную науку среднего уровня. Предполагает, что, скажем, в физике положение гораздо лучше, в искусствоведении − хуже. Между математиком и литературоведом мало общего. Научные сотрудники стремятся, как и все люди, к личному счастью. Большинство из них удовлетворяется тем, что работа рядового научного сотрудника не требует ни ответственности, ни умственных, ни физических усилий, проходит в комфортных условиях, разнообразится конференциями, научным туризмом и т. п. развлечениями.

Меньшая часть сотрудников делает административную или собственно научную карьеру (получают научные степени). Единицы стремятся к "славе" и хотят принести пользу народу.

В счастливом положении находятся науки, в которых успех может быть продемонстрирован не специалистам. Демография в этом отношении находится в крайне невыгодном положении.

В демографии отсутствует единство взглядов. "Ряд экспертов высказываются в пользу необходимости немедленного активного вмешательства государства в демографические процессы, другие, напротив, опасаются, что такое вмешательство принесёт только вред" (Клупт, 2003; Ловцова и Ярская-Смирнова, 2005).

В учебнике Медкова (2003) выделяются парадигма модернизации (она же − парадигма здравого смысла, парадигма самоорганизации) и парадигма кризиса семьи.

Наиболее убеждённым последователем первой в СССР и РФ является Вишневский. Он пишет: "государственное вмешательство в любых формах − и с помощью кнута, и с помощью пряника - не увеличивает силы самоорганизации семьи, а уменьшает их" (Вишневский, 2003). Все новое прогрессивно, и отдельные шероховатости сами собой отрегулируются. Человечество не исчезнет, а гибель отдельных культур и народов можно рассматривать как неизбежные издержки прогрессивной эволюции.

Вторая парадигма рассматривает разрушение семьи и падение рождаемости как угрозу гибели народов, захваченных этим процессом, и считает обязанностью демографов предотвратить эту гибель, и в первую очередь гибель собственного народа, который их как-никак содержит.

Отсутствие единства мнений среди демографов, естественно, затрудняет взаимодействие с властью.

Это отсутствие вызвано рядом причин. Насколько я знаю, у нас до 2007 г. не существовало научно-исследовательского института демографии1. Созданный в 2007 г. при Высшей школе экономике институт противоестественное образование, поскольку это не экономическая наука.

Демографией занимаются экономисты, социологи, теологи, философы, биологи, медики, химики, физики, экологи и т.д. Они плохо понимают друг друга.

Демография, чтобы стать " Демологией", действительно требует участия специалистов различного профиля, причём связана она с наиболее тёмными разделами соответствующих наук. Демография лишена возможности ставить опыты, и, даже если бы могла их ставить, результатов пришлось бы ждать несколько десятков лет.

Плохо то, что власть игнорирует науку даже в тех случаях, когда положение очевидно и есть полное единство среди демографов.

Например, хотя демографы достаточно согласно утверждают, что вымирание русских продолжается, первые лица государства, видимо, этого не осознают или не придают этому значения или, наконец, хотят это скрыть от народа. Не осознают они также, что подъём естественного прироста населения России, который имеет место в настоящее время, но скоро прекратится, вызван успешной демографической политикой СССР, а не их хотя и полезными, но недостаточными действиями.

Единственное, что автор в силах сделать, это попытаться рассмотреть практические шаги, вытекающие из догадок о причинах падения рождаемости, описанной в предыдущей части.

Налог на малодетность. Государственная поддержка рождаемости

Экономику принято делить на микроэкономику и макроэкономику (политэкономию).

Первая имеет дело с реальным миром, хорошо разработана, заслуживает полного уважения, но, к сожалению, для нас здесь бесполезна. Вторая близка к философии, а значит и к художественной литературе. Однако в ней есть области, в которых получены точные результаты.

Доказано, что налоги на труд и капитал подавляют производство. Также подавляют производство обязательные взносы в различные фонды. Не подавляют производство умеренные налоги на ренту и штрафы. Например, Самуэльсон и Нордхаус2 (1999) пишут, что в отличие от других систем обложения "налог на ренту не приводит ни к каким искажениям или экономической неэффективности".

Три десятка ведущих экономистов, среди них четыре нобелевских лауреата, обратились в 1991 г. к Горбачёву с письмом, в котором указывали на моральную и экономическую необходимость удержания ренты в руках государства.

Председатель секции экономики РАН академик Львов в письме главе государства предлагал ввести рентные платежи (Мазин и Орехин, 2003). Только в нефтегазовом секторе недополученная рента была равна 35 млрд. $. Этих денег было более чем достаточно для того, чтобы в России не возникла нищета и сохранилась промышленность. Против слепого подражания капиталистической налоговой политике выступали многие менее авторитетные учёные, но не были услышаны. В частности,

автор с помощью имитационной модели, построенной на данных государственной статистики, оценил сокращение ВВП в результате чрезмерного обложения труда и капитала и отказа от рентных налогов в 75%.

Единства специалистов в данном вопросе при переходе от социализма к капитализму не было. Учёные и публицисты, тесно связанные с властью, указывали на нестабильность бюджета, зависимого от акцизов с экспортных товаров. Обладатели ренты утверждали, что её просто нет. Например, глава ЮКОСа Ходорковский (в прошлом заместитель секретаря Фрунзенского районного комитета ВЛКСМ, химик, финансист, состояние 8 миллиардов $ в 2003 г.) утверждал, что баланс нефтяной отрасли России близок к нулю, т. е. ренты нет.

Реформаторы, однако, ставили перед собой иные цели. Установив с помощью танков демократию, советская номенклатура (правящий класс по Джилусу) в лицах Ельцина (член ЦК КПСС), Гайдара (член КПСС, в прошлом сотрудник журнала ЦК КПСС "Коммунист" и газеты "Правда"), Чубайса (член КПСС, с 1982) вместе с преступным миром стремилась создать и создала правящую группу миллиардеров и крупных бюрократов приватизировавшую природную и административную ренту3.

В русский язык вошли новые понятия: приватизация (особая форма грабежа), киллер (наёмный убийца), гастарбайтер (иностранный бесправный рабочий) и т. д.

В свете сказанного выше о природе человека и светском гуманизме тут нет ничего удивительного.

Понятно также, почему был отменен налог на холостяков.

Из сказанного следует, что при всех достоинствах налога на холостяков провести его через Думу в форме, существовавшей в СССР, невозможно. В видоизменённой форме, не затрагивающей интересы правящей группы, может быть, и удастся. Для этого нужно отказаться от его пропорциональности доходу.

В плановой экономике с 1941 г. существовал налог на малодетность (налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан). Его следует относить к рентным налогам. Он взимался с заработной платы бездетных мужчин 20-45 лет и бездетных замужних женщин 20-45 лет в размере шести процентов от заработной платы, составлявшей 91 и более рублей в месяц. С заработной платы менее 70 рублей в месяц налог не платили. Колхозники платили около 100 рублей в год (редакция 41 г.). С 1944 г. бездетные лица платили 6% месячного заработка или годового дохода, 1% платили лица, имеющие одного ребёнка, 0,5% − имеющие двух. С плательщиков сельскохозяйственного налога взималось в случае бездетности - 150 руб., при наличии одного ребёнка - 50 руб., двоих детей - 25 руб. в год. Налог покрывал расходы на поддержку рождаемости. В конце пятидесятых годов, насколько я понял, налог перекрыл расходы на поддержку рождаемости, и его база была ограничена только бездетными лицами.

Освобождались от налога лица, не имевшие возможности завести ребёнка по состоянию здоровья, потерявшие детей, военнослужащие и некоторые другие немногочисленные категории граждан.

Кроме налога на холостяков в СССР в советский период брак отмечался в паспорте, и одно время существовала плата за развод. На основании судебного решения делалась отметка о разводе в паспорте каждого из супругов, и взималось с одного или обоих, по определению суда, от 500 до 2000 рублей. Это было разумно и в какой-то мере защищало детей.

В ходе смены правящей группы в 1991 г. налог перестал взиматься, финансовая поддержка рождаемости в процентах ВВП упала и не восстановилась до настоящего времени, СКР (суммарный коэффициент рождаемости) также упал (Таб. 7).


Таблица 7

Доля семейных и материнских пособий, в % ВВП

Елизаров, (2011), Российский статистический ежегодник 2009. − М., Росстат 2009

Годы

1991

1994

1995

2000

2002

2004

2005

2006

2007

% ВВП

2

1

0,8

0,4

0,4

0,3

0,2

0,2

0,4

СКР

1,7

1,4

1,3

1,2

1,3

1,3

1,4

1,4

1,4


2008

2009

2010

2011

2012

2013

0,4

0,6

0,6

0,5

0,5

0,5

1,4

1,4

1,6

1,6

1,7

1,7


Налог на малодетность обладает крупными преимуществами перед другими способами поддержки рождаемости. 1. Он улучшает налоговую систему и не затрагивает распределение доходов бюджета на нерыночные полезности, оставляя эту проблему, не имеющую научного решения, в компетенции законодательной власти. 2. Он даёт в два раза больший эффект, чем соответствующие по размеру пособия семьям с детьми, выплачиваемые из бюджета.

1. Улучшение налоговой системы, в результате введения налога на бездетность

Допустим, что налог принимается Думой в следующей простой форме:

если детей нет, то налог 5% от заработной платы;

если есть один ребёнок, то налог 1 % от заработной платы;

если есть более одного ребёнка, то налог 0 % от заработной платы.

Наибеднейшая часть занятого населения (с окладами, приближающимися к МРОТ) от налога освобождается, как и высокие заработные платы, приближающиеся снизу к окладам депутатов Госдумы (450 тыс. руб.).

Ниже используются данные Роскомстата по 2013 г.

Годовая заработная плата всех занятых (S) в подлежащем обложению интервале

S= []

a - центр (средняя) верхнего интервала заработных плат подлежащего обложению налогом;

b - центр (средняя) нижнего интервала заработных плат подлежащего обложению налогом;

wмесячная заработная плата;

p(w) - доля лиц, попадающая в интервал;

E - занятые в экономике лица.

S − 22584 млрд руб. в год

Налог платят бездетные и малодетные лица. Предполагаем, что число детей не зависит от дохода. Это допустимо, так как связи рождаемости с факторами среды непрочные.

Указанная связь была существенной в XIX в., а сейчас ослабела.

Поступления в бюджет от налога на малодетных (M).

M= []

 []

 []

 []i

M 431 млрд руб.

Величина бюджета устанавливается законодательной и исполнительной властью, и мы принимаем её как данность. Из доходов консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ здесь исключаются статьи, которые не привязаны к труду, капиталу и ренте, а также 20% поступлений от налога на прибыль. Для этой части (18265,4 млрд. руб.) определяется доля изъятой ренты (35%). Затем используется результат, полученный автором ранее (Семевский, 1999, 2003) путём исследования имитационной модели экономики, в которой в ответ на обложение налогами труда и капитала предприниматели оптимизируют чистую прибыль. При этом ВВП (фиксируемый статистикой) сокращается. Связь ВВП, выраженная в долях единицы (G), с обложением ренты вблизи точки современного обложения приближено выражается уравнениями:

 []  []

x− обложение ренты в %

Таким образом, введение налога на бездетность при одновременном сокращении взносов в пенсионный фонд должно повысить фиксируемый Росстатом ВВП на 7 - 11%.

Понятно, что сделанный расчёт только грубая прикидка, но все расчёты подобного рода не грешат чрезмерной точностью. Например, теневой сектор в ВВП составляет 25 % по данным Госкомстата и 50 % по данным МВД, Чубайс оценивал ваучер в две "Волги", а в реальности он стоил две бутылки водки4. Для того чтобы точнее оценить искомый эффект, нужно много дополнительной информации; все же сделанная прикидка кажется мне полезной.

2. Человек принимает решение о рождении детей, ориентируясь на собственный выигрыш или на чувства.

При наличии налога на бездетность и малодетность он перестаёт платить налог и получает пособие, то есть его выигрыш, по меньшей мере, удваивается.

В заключение нужно отметить, что вышеизложенное отнюдь не законопроект. Не были

затронуты многие детали, например, размер ставок налога, освобождение от налога лиц, не способных к зачатию и деторождению, больных СПИДом и т.п.

Социальное сиротство

Церковь во всех примерах успешной поддержки рождаемости, приведённых во второй части, играла ведущую роль. Религия задавала этические нормы, которые в течение тысяч лет обеспечивали жизнь народов. Сейчас большинство людей убеждено, что наши предки были темными, а мы образованы. Это ошибка. Церковь учила людей не убивать, не красть, не развратничать, растить детей, уважать родителей.

Школа (конкурент Церкви) учит читать, писать и считать, что полезно, но одновременно сообщает множество бесполезных, а часто и ложных сведений и отнимает одиннадцать, а то и значительно больше лет жизни.

В Новое время ожидалось, что школа сделает людей разумнее, нравственнее. Эти надежды не оправдались. Нравственнее школа людей не сделала. Скорее, наоборот.

В России первый воспитательный дом был учреждён Ярославом Мудрым в 1072 году. Достигнутые результаты неизвестны. В следующие века повелось подбрасывать младенцев в монастыри. Впоследствии выращенные и воспитанные в монастыре дети либо оставались в монастыре, либо уходили в мир. При Павле I Воспитательное общество благородных девиц, а позже и все воспитательные дома для сирот были переданы под покровительство императрицы Марии Фёдоровны. В 1904 г. сеть благотворительных учреждений, носивших её имя, включала: Императорский воспитательный дом, 140 учебных заведений, 376 детских приютов. В 1913 г. только в уездах было 921 учреждение, занимавшееся сиротами. Параллельно с системой интернатов в Империи и Советской России существовала замещающая профессиональная семья, где один или оба родителя получают вознаграждение за воспитание приёмных детей. Эта форма существовала в России с 1768 г. по 1960 г. и была восстановлена в 1988 г. Сейчас на неё возлагаются большие надежды.

Представляет интерес опыт Смольного института и Царскосельского лицея. Эти учреждения, видимо, давали отличное образование, которое, в соответствии с представлениями XIX-XX веков обеспечивало нравственность, но не подтверждают эту уверенность. Лучшие результаты давали кадетские корпуса.

Перед гибелью Империи значительную часть сирот передавали в семьи крестьян.

Приблизительно то же происходило и в остальной Европе.

Сейчас модно поддерживать биологическую семью, и только в исключительных случаях прибегать к лишению родительских прав.

Не вызывает сомнения, что в секуляризованном современном обществе появились новые проблемы. Сейчас остро стоит вопрос о сиротах при живых родителях5. Это новорождённые, от которых отказались родители из-за болезни (60%) или бедности (20%).

Часть родителей лишается родительских прав в результате тяжёлого алкоголизма.

Сумма расходов консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 млрд. рублей (856 млн. долларов), включая: из федерального бюджета 6,2 млрд. рублей (248 млн. долларов), из средств субъектов Российской Федерации 15,2 млрд. рублей (608 млн. долларов).

По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей в 2012 г. в интернатах находится 122 тас. детей, а на воспитании в семьях 332 тыс..

Численность детей в возрасте до двадцати лет, по данным Росстата, 29839 тысяч. Сейчас сироты, находящиеся на попечении государства, составляют около двух процентов от общей численности детей. Государство тратит около 100 млрд. руб. в год на содержание сирот6 (Дуэль и Милкус, 2013). При этом, если в некоторых интернатах дети обеспечены всем необходимым, в других они голодают и полураздеты7.

Автор составил сводку опубликованных результатов воспитания детей вне семьи. Картина получается удручающая. Максимальные оценки удачной социализации от 30 до 50 процентов (Климантова, 2008). В большей части источников, затрагивающих вопрос социализации выпускников интернатов, утверждается, что только малая часть из них (10%) приспосабливаются к жизни во внешнем мире. Основная часть выпускников попадает в тюрьмы, спивается, приобщается к наркотикам, оказываются бездомными. Выпускницы зачастую становятся проститутками.

Попадаются и более низкие и более высокие оценки. Например, Манолова и Жигарьков (2005) полагают, что достигают благополучия во взрослой жизни только 5%.

Сейчас популярно воспитание в семьях, находящихся под наблюдением государства (патронажных). Патронажные семьи достигают успеха (95,7%) в социализации. Среди приёмных детей практически нет совершивших преступления, а также наркоманов, токсикоманов и алкоголиков.

Ещё лучших результатов достигает Церковь. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон (2014) на IX Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребёнка привёл следующие данные: в результате обработки информации, полученной из 41 церковного детского дома в 2013 г. выяснилось, что 30% выпускников получают высшее образование, 1,3% были привлечены к суду.

Считается, что среди почти 3000 воспитанников А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива8.

В советское время с самыми лучшими намерениями детей малых народов севера помещали в интернаты для того, чтобы дать им хорошее образование. Результаты были плачевными.

Наибольший интерес для нас представляет способность социальных сирот создать нормальную семью и родить детей. Воспитанникам интернатов свойственно сильное желание создать нормальную семью. 76% юношей и 66% девушек подтвердили подобное стремление в письменном интервью. Но, несмотря на сильное желание, выпускники интернатов испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и её сохранении.

Опрос выпускников в Липецкой области показал, что лишь 44% выпускников смогли создать свою семью, 37% − не смогли, 4% − не смогли сохранить, 15% − создали неполную семью.

Церковь, видимо, достигает лучших результатов. Сергей Карпуненков, президент Благотворительного фонда "БЕРЕГА", утверждает, что в православных детских домах достигается почти стопроцентная социализация. "Выпускники православных детских домов способны адаптироваться в обществе, умеют трудиться, общаться, имеют определённые жизненные ценности и установки" (Милов, 2012).

Сиротство социальное и фактическое мешает нормальному развитию ребёнка.

Нельзя отрицать влияние среды, рассмотренное выше. Однако социальные и в меньшей степени настоящие сироты исходно отличаются от детей, живущих в нормальной кровной семье.

В датских семьях 13,5% приёмных детей (мальчиков), у которых приёмные и биологические отцы не имели судимости, совершали впоследствии правовые нарушения; в тех случаях, когда приёмный отец имел судимость, а биологический не имел, этот процент повышался до 14,7; если биологический отец имел судимость, а приёмный не имел, 20% детей совершали правонарушения; если оба отца преступники, 24,5% приёмышей впоследствии становились на преступную дорогу (Blake 1995).

Т. е. наследственность ответственна за 60% снижения уровня социализации сирот.

Боулби (2003) заложил теоретические основы государственной политики, касающиеся сирот. Он показал, что явление запечатления, исследованное этологами, унаследовано человеком от его животных предков в изменённых и усложнённых формах образования привязанности. Ребёнок активно участвует в образовании взаимной привязанности между ним и матерью. С четырёх месяцев младенец отличает мать. Привязанность демонстрируют треть младенцев к шести месяцам, три четверти − к девяти. Привязанность к другим членам семьи обнаруживается позже. К полутора годам все дети, за редкими исключениями, привязаны по крайней мере ещё к одному человеку, чаще всего к отцу.

После трёх лет ребёнок переходит некоторую черту и чувствует себя в безопасности при отсутствии матери с другими хорошо знакомыми лицами.

Боулби выделяет три стадии в реакции на исчезновение матери или заменяющего её лица: протест, отчаяние и отчуждение.

На первой стадии ребёнок активно протестует, рыдает, кричит, отказывается от заботы посторонних лиц.

На второй стадии движения ребёнка становятся менее активными или совсем прекращаются, и он может подолгу монотонно плакать.

На третьей стадии ребёнок, после неудачных попыток прочно привязаться к кому-либо, примиряется с судьбой, и со временем его поведение свидетельствует, что контакты с другими людьми для него не имеют большого значения.

Сироты не зависимо от причин, лишивших их близких, и прежде всего отца и матери, и помешавших им развить способность к любви, выходят в мир, и без того лежащий вне "зоны эволюционной адаптированности человека", не способными любить ближнего и доверять ему.

В подростковом возрасте, хотя сильная привязанность к родителям сохраняется, но круг лиц, к которым дети привязаны, расширяется. Расширяется набор информационных потоков, влияющих на ребёнка.

Боулби удалось показать серьёзность проблемы воспитания сирот.

В современном обществе и дети из полных и благополучных семей испытывают значительные трудности в межличностном общении (Дружинин, 2006). Возможно, распространяется аутизм. Возможно, сиротство сейчас связано с более тяжёлыми последствиями, чем в прошлом.

Напомним, что во второй части было показано, что только изолирующиеся от внешнего мира сообщества способны обеспечить высокий нравственный уровень, приводящий к искоренению пьянства, наркомании, преступности и жестокости по отношению к собственным детям.

Из вышеизложенного вытекают четыре принципа, на основе которых возможно если не решить, то по крайней мере смягчить проблему социального сиротства:

  1. Сироты должны быть по возможности изолированы от вредных воздействий окружающей среды. Для этого нужно переступить через некоторые предрассудки светского гуманизма.

  2. У ребёнка должна быть одна мать и один отец. Если это невозможно, то недопустима смена лиц, ухаживающих за ребёнком лет до пяти.

  3. Целью воспитания должна быть нравственность, а не светская образованность.

  4. Ребёнок должен быть включён в группу, организованную на принципах коммуны.

Мне кажется, что в решении проблемы сиротства ведущая роль должна принадлежать Церкви, в частности монастырям.

Рождаемость, возможно, поднимется, если школа прекратит пропаганду атеизма, время, затрачиваемое на базовое образование, будет сокращено, произойдёт возвращение к раздельному обучению.

Если, как было показано выше, рождаемость определяется содержанием картины мира и группы, сохраняющие высокую рождаемость, в современном мире изолируются от государственного образования, то естественно желание найти черты государственного школьного образования, ответственные за падение рождаемости.

В Интернете (Яндекс) имеется 17 000 словосочетаний "зачем нужно учиться" и 10 "учиться нужно затем", 392 словосочетания "зачем нужно учиться в школе" и ни одного словосочетания − "учиться в школе нужно затем".

При расширенном поиске выясняется, что учащиеся начальной школы просто выполняют указания родителей ("Учиться нужно затем, чтобы всё знать, чтобы порадовать маму").

Старшие школьники либо не видят в учении смысла и выражают желание работать, либо надеются, что диплом поможет им больше зарабатывать, "грамотно запрашивать информацию" (в Интернете Авт), уклониться от призыва в армию, "лучше прожить этот период" (на содержании родителей. Авт) и т. п. Никто не ищет мудрости, не надеется, что школа научит их жить, как учил Спаситель, не собирается осчастливить народ или человечество, построить идеальное общество, не надеется на то, что школа слепит из них "творческую, инициативную, самостоятельную личность". Иногда попадаются оригинальные цели учения, например, "учиться нужно затем, чтобы не произошло сильного интеллектуального разделения (более того, даже непреодолимого) между богатыми и бедными".

Мне, в своё время, соображения г-жи Простаковой на счёт бесполезности изучения географии казались разумными. В школе и в институте все мои силы были направлены на то, как бы прогулять как можно больше уроков и лекций, избежав неприятностей. Один из преподавателей наградил меня прозвищем "короля симулянтов". Я до сих пор этим горжусь. В армию не хотелось и на завод тоже, но соображения этого рода появились у меня, когда и то и другое стали близкой реальностью. Научная деятельность представлялась мне недосягаемым счастьем.

С моей точки зрения, вопрос - "зачем нужно школьное общее образование" распадается на два. Зачем учить и зачем учиться? На первый вопрос ответ более или менее ясен, хотя содержание ответа и меняется во времени. Правящей группе и государству нужна обученная вооружённая сила, нужны грамотные чиновники и специалисты, нужна идеологическая обработка широких слоёв народа. Родители полагают, что им выгодно переложить часть забот о детях на учителей и что дети, получив образование, будут вести себя разумнее в будущем, получат более лёгкую и лучше оплачиваемую работу. С другой стороны, длительное обучение детей для родителей обременительно с экономической точки зрения, и они не всегда стремились и стремятся посылать их в школу. Дети, которым предстоит долго и бесплатно работать, не видят особого смысла в учении (см.выше. Авт.), они предпочли бы ещё немного поиграть, а впоследствии, в юности, пораньше сменить даровой труд на оплачиваемый, но их никто не спрашивает.

Знания, полученные в школе, малопригодны для их практического применения. Если информация была не востребована в течение 2-3 лет, она забывается, распадаясь на отдельные фрагменты. Классики педагогики считали, что школа должна дать навыки самообразования. Сухомлинский В. А. писал; "Нужно учиться, учиться".

Античные педагоги отвечали на вопрос зачем учиться примерно так: "Чтобы приобрести мудрость"; христианские: "Чтобы жить так, как учил Спаситель"; педагоги социалистического периода нашей истории старались воспитать строителей коммунизма, современные педагоги говорят следующее: "Школа - социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа - это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать творческую, инициативную, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах" (Пидкасистый, 2006).

Школа должна способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому9 развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка. (Подласый, 2011).

Педагоги всегда обещали ученикам счастье, если они будут хорошо учиться, но крайне редко подтверждали эти обещания надёжными данными.

Это фасад педагогики. Нам интереснее практика, скрывающаяся за фасадом.

История развёртывания образования в России выглядит следующим образом.

В древней Руси после крещения Церковь проповедует Новый Завет, то есть призывает прихожан любить Бога и ближнего.

C XVII в. в России появляются греко-латинские школы. Пётр I организует светские государственные учебные заведения: навигацкие, математические, медицинские, горные, разноязычные военные и другие училища, содержание образования в которых имеет прикладное направление.

В XVIII (1764-65) Екатерина II открывает институт для благородных и мещанских девиц.

По примеру Смольного института создаются частные женские пансионы.

Устав 1804 года определил систему приходских училищ, уездных училищ, губернских гимназий и университетов, учебные заведения военного министерства, духовные училища и семинарии Священного синода.

Обучение в гимназиях - 4 года. Запрещены телесные наказания. Список изучаемых предметов: математика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политэкономия, естественная история, технология, коммерческие науки, латинский язык, французский язык, немецкий язык, рисование.

В 1819 году для всех гимназий России был введён единый учебный план. Значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет. Наказания были восстановлены, но просуществовали недолго.

При Николае I после восстания декабристов образование стало более консервативным. Школы были выведены из подчинения университетам и напрямую подчинены попечителю учебного округа, назначаемому Министерством народного просвещения. Изучались: Закон Божий, русский язык с церковно-славянским и словесность, греческий язык, латинский язык, немецкий язык, французский язык, география, история, логика, риторика, математика, статика и начала механики, физика, естественная история, рисование. Цель образования − развить способности школьников.

В начале XX в. средние учебные заведения, открывавшие путь к высшему образованию, были 8-классные классические гимназии с углублённым изучением "мёртвых" языков и гуманитарных дисциплин, 7-классные реальные училища (основанные на теории материального образования) со специализацией по математике и естествознанию, преследующие цель снабдить школьников полезными знаниями, а также женские гимназии, в которых греческий язык и латынь были необязательны. Кадетские корпуса и духовные семинарии открывали дорогу к высшему военному и духовному образованию. Обучение мальчиков и девочек было раздельным.

В мужских гимназиях программа включала: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, латинский, греческий, немецкий, французский языки, философскую пропедевтику, законоведение, математику, физику, историю, географию, природоведение, рисование, чистописание. История, Закон Божий и русский язык преподавались с первого по восьмой класс, т.е. весь период обучения (Шапарина,2004). Расширялась сеть церковно-приходских школ. К 1917 г. 80% призывников в армию были грамотными.

"Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди", писал в XIX в. Ушинский.

В Советское время произошли следующие изменения: Закон Божий и мёртвые языки были исключены из программ. Атеизм усиленно пропагандировался. Оппоненты среди учителей увольнялись без права преподавания или ссылались. В 1918 г. было введено совместное обучение мальчиков и девочек. Существовало оно до 1943 г., когда в семилетних и средних школах крупных городов было вновь отменено, вследствие учёта данных медицины, в 1954 мальчики и девочки снова стали учиться вместе в большинстве образовательных учреждений.

Коммунисты придавали образованию очень большое значение. В советское время считались важнейшей частью образования знания основ наук о природе, обществе и человеческом мышлении, а также о преимуществах социалистической системы хозяйства перед капиталистической. Поощрения и наказания рассматриваются советской педагогикой в качестве вспомогательных методов воспитания. Телесные наказания − подсудное дело.

Советские программы включали изучение арифметики, письма, чтения, рисования, пения, природоведения, русского и родного языка и литературы, алгебры, геометрии, тригонометрии, черчения, физики, астрономии, химии (органической и неорганической), геологии и минералогии, географии, экономической географии, всемирной истории, истории СССР, иностранного языка, ботаники, биологии, физкультуры, военного дела, труда, автодела. Дополнительно к перечисленному существовали факультативы. Кроме того, было много всяких кружков и спортивных секций во дворцах пионеров. Школа готовила детей как к высшему, так и к среднему профессиональному образованию. Были обоснованы размеры нагрузки: в I-III классах − 24 часа, в IV классе − 27 часов, в V-VII классах − 29 часов, в VIII классе − 30 часов, в IX-Х классах − 32 часа в неделю. Домашние задания I класс − до 1 часа; II класс − до 1,5 часов; III и IV классы − до 2 часов; V и VI классы − до 2,5 часов; VII класс − до 3 часов; VIII−X (XI) классы − до 4 часов. (Савин, 1978).

Светские гуманисты в это время писали: "Нельзя доказать, что наслаждаться, причиняя другим страдания, плохо" (Рассел,1957) и пропагандировали моральный релятивизм.

Современная школа оформляется в своеобразных условиях. Смена правящей группы требовала переделки учебников под идеологию светского гуманизма с введением новшеств, заимствованных на западе, и одновременно коренной переделки учебного процесса в связи с прогрессом электроники и, в частности, мощного воздействия телевидения. Школа более или менее справилась с первой задачей (убеждая школьников в преимуществах рынка перед плановым хозяйством, капитализма перед социализмом) и, на мой дилетантский взгляд, не справилась со второй. Вообще говоря, смена идеологии была не в пользу школы. Если верить в то, что рынок решает все задачи, то школа, финансируемая из бюджета, вроде бы и не нужна и, тем более, не нужна Академия педагогических наук, с 1992 Российская академия образования (РАО).

Сверху вначале навязывалась мировоззренческая модель культурной глобализации на основе либерально-буржуазных ценностей постхристианской англо-американской культуры. "Мультикультурность" рассматривается многими теоретиками образования этого направления в качестве самого главного вызова современной школе, требующего пересмотра программ и подходов по всем предметам, связанным с задачей приобщения к культуре. "Мир слишком сильно изменился с тех пор, когда вера в Бога, верность отечеству и личная нравственность составляли три неразрывные стороны самосознания".

Постепенно люди увидели, как этот экспортный вариант мировоззрения реализуется на практике. Несколько позже и большая часть правящей в современной России группы тоже это поняла и пытается вернуться к проверенной временем модели образования, существовавшей в Империи, сущность которой заключается в том, чтобы терпимо относиться к традициям составляющих федерацию этносов и вместе защищаться от внешних угроз.

Реформа свелась к следующему. Школьное образование переводится на коммерческую основу и рассматривается как одна из форм услуг. Финансирование из бюджета, вероятно, впервые за всю историю России сокращается. Продолжительность среднего обучения при этом увеличивается до 9 лет, для поступления в высшие учебные заведения требуется 11-летнее учение. Образование стандартизируется. Вводится Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Список предметов в средней школе включает 36 дисциплин: чистописание, чтение, труд, природоведение, математика, музыка, изобразительное искусство, русский язык, основы религиозных культур и светской этики, иностранный язык, граждановедение, краеведение, историю, литературу, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), технологию, географию, биологию, информатику, обществоведение, черчение, алгебру, геометрию, физику, химию, естествознание, основы экономики, правоведение, философию, экологию, астрономию.

Педагоги жалуются на закрытость реформы от специалистов.

В истории прослеживается тенденция уменьшения интереса к нравственности, постепенного отказа от обращения к чувствам, увеличение интенсивности обучения, расширение списка изучаемых предметов, формализация оценки результатов образования, понимаемых как объем полученных знаний.

История подтверждает ведущую роль правящей группы в построении образования.

Общение с родственниками, учившимися до революции, и сравнение их с собой и моими сверстниками привело меня к выводу, что школа в Империи действовала эффективнее, чем в СССР. Нравственность до революции была выше, но вряд ли это заслуга школы, скорее − Церкви и художественной литературы. При сравнении знаний и нравственности поколений, учившихся в советской школе и современной, обнаруживается преимущество первой. Это, конечно, только впечатление.

Цитируемость научных работ в расчёте на учёного в Империи была выше, чем в СССР и в настоящее время.

Практика школы не соответствует фасаду.

За редкими исключениями реформы образования слабо связаны с проблемами, стоящими перед обществом. В частности, хотя проблема вымирания возникла во многих этносах, и в демографии давно известно, что существует обратная связь между рождаемостью и образованием, эта связь игнорируется реформаторами.

Для того чтобы удержать рождаемость на прежнем уровне при увеличении продолжительности образования, требуются выплаты из бюджета порядка 0,4% (0,045/0,105) ВВП на каждый лишний год, проведённый в школе10. Кроме того, поскольку удлинение срока обучения приводит к сокращению занятого в производстве ВВП населения, он ещё сокращается процента на два с половиной. Я не нашёл оценки эффекта реформы образования и подозреваю, что её не существует.

Экономические результаты образования для граждан более или менее изучены. Струмилин (1963) подсчитал, что введение всеобщего начального образования в СССР дало экономический эффект в 43 раза превышающий затраты на его организацию. Рентабельность начального обучения для лиц физического труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года.

В конце ХХ века в США реальная норма эффективности от инвестиций в образование превышает 10% (Баликоев, 1999).

Ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в США составлял 74,6 тыс. долл., доктора философии - 54,9 тыс., магистра - 49,4 тыс., бакалавра - 24,4 тыс., в то время как человек с незаконченным высшим образованием мог рассчитывать в среднем на ежегодный заработок в 19,7 тыс. долл., окончивший среднюю школу - на 18,7 тыс., а не окончивший её - только на 12,8 тыс. долл. (Щетинин с соавт., 1998).

В современной России, по данным ВЦИОМ, доходы лиц с высшим образованием в РФ в 1,3 раза выше средних, а лиц с незаконченным высшим - в 1,1, чем лиц без высшего образования.

Лица с равным IQ, входящие в дециль с наибольшей продолжительностью обучения, имеют в десять раз больший доход, чем лица децили с наименьшей продолжительностью. Лица с равным IQ, отцы которых входили в верхнюю дециль социо-экономической иерархии, имеют в 10 раз больший доход, чем выходцы из беднейших семей. Поскольку продолжительность обучения и доход родителей тесно коррелированы, нельзя утверждать, что длительное обучение существенно повышает будущие доходы (Левонтин, 1993).

Приведённые данные в какой-то мере намекают на снижение положительных экономических эффектов образования во времени, однако, длительность образования связана с характеристиками учащегося и его семьи и конкурентной среды, которые следовало бы отфильтровывать, прежде чем делать какие-либо выводы.

Правящая группа в какой-то мере хочет иметь умных и умелых работников. Насколько школе удаётся развить ум?

Некоторый свет на этот вопрос проливают результаты олимпиад. Результаты школьников

из России понизились в ходе реформы, хотя и остаются достаточно высокими.

Если в 80-х годах они почти всегда занимали первые места на международных олимпиадах, то теперь лишь восьмые-девятые позиции.

Наконец, сравнительную оценку реформ даёт изменение рейтинга PISA. Россия в 2000 году занимала 27 место, в 2012 - 34.

Все сказанное относится к оценке знаний и умений школьников. Что касается нравственности, то я не нашёл даже попыток измерить влияние на неё школы.

Л. Н. и А. К. Толстые явно в этом отношении отдавали предпочтение лицам, воспитанным Церковью, а не школой.

Чем короче период школьного обучения, тем многочисленнее семья.

Реформаторов образования вопрос рождаемости не волнует, и продолжительность периода учения растёт.

Автора интересуют новые предметы, изучение которых имеет отношение к проблеме вымирания народов России, в первую очередь − русских. Это философия и основы религиозных культур и светской этики.

Удивляет отсутствие в программе основного образования танцев на фоне присутствия пения и рисования.

Две первых дисциплины так же интересны как средства против аморализма, что кажется своевременным сейчас, когда СМИ учат школьников "не останавливаться перед средствами в достижении своих целей", и 37% юношей и 44,0% девушек усваивают эти уроки: результат такой − "каждый шестидесятый школьник согласен убить человека за большие деньги" (Силласте, 2004). Эмбрионы убиваются за ничтожные.

Преподавание философии предлагалось в двух формах. Оригинальная программа "Философия для детей", разработанная Липманом, и традиционная.

Первая программа зарекомендовала себя как эффективное средство развития разумности и этических представлений детей и получила самые высокие оценки авторитетных международных организаций (ЮНЕСКО, Комиссии по образованию Европарламента, а также Министерства образования США и др.).

Учёными Института философии РАН проделана большая работа по апробации теоретического и педагогического содержания программы "Философия для детей". В течение двух лет здесь работал постоянно действующий семинар. По методике этой "Программы" были подготовлены кадры, способные её вести. С содержанием "Программы" были ознакомлены учёные философского факультета МГУ и Академии педагогических наук РФ.

Предлагаемая методика прошла проверку с помощью тестирования нескольких тысяч школьников. Отмечено положительное влияние на понимание прочитанного, критичность мышления, рассудительность и качество межличностного общения. Повышались успехи по другим дисциплинам.

Однако принята менее оригинальная программа. Философские вопросы рассматриваются в курсах "Введение в обществознание", "Человек и общество" и философия (X, XI классы).

Зубов (2003) отмечает трудности создания хорошего учебника для старших классов (X, XI) и жёстко критикует существующие. Необходимо учить философствовать самостоятельно, объективно, непротиворечиво и грамотно. Нужно научить мыслить не стереотипно, гибко, диалектично. Определять свою позицию, выстраивать собственное мировоззрение.

Традиционная форма преподавания философии (история философии) неэффективна.

Мне кажется, что преподавание философии будет оправдано, если в результате молодые люди будут знать, что "в самой истине" они ничего не знают.

Распоряжением Правительства РФ в 2009 г. утверждён план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах курса "Основы православной культуры", а также перечень субъектов РФ, участвующих в 2010-2011 годах в его апробации. Официально цель курса − формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. C 2012 г. курс введён во всех субъектах РФ. В современной России это попытка найти согласие между светским гуманизмом и религиями народов России, которая, мне кажется, вряд ли может окончиться успехом. Какое согласие может быть между поборниками права на аборт и их противниками, считающими убийство смертным грехом; гуманистами, настаивающими на свободе развода, и их оппонентами, полагающими, что нельзя причинять ни в чём не виноватым детям страдания и нарушать обещания. Всё же эту попытку поднять нравственность нужно приветствовать. Это эксперимент, метод проб и ошибок, − надёжный метод оптимизации.

Введение курса интересно ещё тем, что детально описан механизм его включения в школьную программу. Был написан учебник профессором Кураевым (2010). В ходе подготовки программы академиками и докторами наук, связанными с педагогикой, и иерархами православной Церкви высказывались прямо противоположные мнения о его полезности, но чаще курс оценивался положительно. В данном случае неожиданно большую роль, бо̀льшую, чем правительство, наука и Церковь вместе взятые, сыграл директор издательства "Просвещение", который существенно изменил учебник без каких либо согласований (Распоряжение, 2009).

На грани XIX и XX вв. зародилась экспериментальная педагогика, обещающая рано или поздно превратить дидактику в опытную науку. Мне в данном вопросе кажется крайне важным проследить эффект курса по всем правилам статистики. Современная наука позволяет сделать это с ничтожными затратами труда и денег. Тогда появятся факты, на основе которых автор учебника профессор Кураев сможет его оптимизировать.

В философии науки факты − особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. В данном случае, факты − это поведение и успехи школьников, учившихся по различным вариантам учебника в течение следующих шести лет их пребывания в школе и, с чуть большими усилиями, в течение всей жизни.

С демографической точки зрения, предпочтительнее не увеличивать количество предметов и продолжительность учения, а сокращать11. Возможно, целесообразнее исключить из программы природоведение и отредактировать все учебники, изъяв из них как конфессиональное, так и атеистическое миссионерство. Увеличить требования и обеспечить объективность оценок.

О исключении аргументации теистов позаботились коммунисты и гуманисты, а на пропаганде атеизма следует остановиться подробнее. Выше было отмечено, что гуттериты исключают из программы образования дарвинизм. Автор - биолог, и поэтому, чтобы пояснить свою мысль, выбирает учебник Общая биология для 10-11 классов под ред. академика Д.К. Беляева и профессора Дымшиц, 2005 г. Выбран именно этот учебник, потому что первый попался под руку.

Прежде всего, отметим, что раздел "Эволюция" занимает треть учебника, в то время как на остальные четыре раздела (клетка, размножение и развитие организмов, основы генетики и селекции, основы экологии) приходится в два раза меньше на каждый.

Внутри раздела доминирующее положение занимает теория естественного отбора Дарвина, и весь раздел излагается в духе геккелизма.

Эти диспропорции можно объяснить только ценностью для светских гуманистов вывода о происхождении человека от обезьяны12.

Такая же диспропорция наблюдается при выделении Дарвина из других эволюционистов.

Дарвинизм сразу же вызвал критику и критикуется до сих пор. Отличный современный обзор истории вопроса принадлежит Чайковскому (2006). Дарвинисты пошли дальше Дарвина и потратили много усилий и денег, пытаясь создать жизнь в лабораторных условиях. Эти попытки оказались тщетными.

В основе гипотезы Дарвина лежит тавтология: "выживают наиболее приспособленные"13.

Иначе говоря, выживают те, которые выживают. Эта тавтология верна применительно к самовоспроизводящимся автоматам и полезна в экологии, но бесполезна для объяснения возникновения жизни. Если на молекулярном уровне потенциально существует возможность самовозникновения такого автомата, то это только перенесёт вопрос далее на атомный уровень.

Мне кажется, что в учебниках нужно говорить правду, которая принесёт школьникам пользу, а правда в данном случае заключается в том, что мы не знаем, как возникла жизнь, и половина людей верят, что её создал Бог, а другая половина, что она произошла как-то сама собой.

Пока что атомная физика убедительно продемонстрировала возможность уничтожения жизни и (насколько я знаю) показала уникальность вселенной, с точки зрения возможности существования в ней жизни. Если бы хотя бы одна из пяти физических супер констант изменилась на одну миллионную, жизнь была бы невозможна. Если так, то случайное возникновение нашей вселенной, такой как она есть, имела бы вероятность 10 в минус 125 степени, другими словами, было бы невозможно (Савченко и Смагин, 2006)14. Мне кажется, что лучше первая вера, поскольку она способствует нравственному поведению и, в частности, обеспечивает достаточную рождаемость.

Особенность данной работы заключается в широте охвата проблемы рождаемости. Её автор ни в коем случае не считает себя полиглотом и принимает результаты, полученные вне зоны его специализации, на веру. Вера признается теологами (С. Н. Булгаков), философами (И. Кант, К. Ясперс) и психологами (В. Франкл) реальностью. Автор − прикладной эколог и рассуждает просто. Очень полезно чётко различать границу между знанием и незнанием. Мы живём в мире, о котором недавно узнали многое, но далеко не всё. В случаях, когда мы не знаем что-то для нас важное, помогает вера. Веру можно представлять как происходящей в подсознании вывод из картины мира. Как он происходит, мы не знаем, но должны предполагать, хотя бы по аналогии с физиологическими процессами, что он весьма эффективен. Вера близка к интуиции. Некоторые факты о вере нам известны (эффект плацебо, необъяснимые, с точки зрения медицины, исцеления, героизм, блокировка чувства боли и страха). Интересные сводки принадлежат Мелзаку (1981) и Войно-Ясенецкому (1997). Можно предположить, что алгоритм, лежащий в основе формировании веры, напоминает логический вывод, но включает множество аргументов, обладающих различным весом. Вероятно, это не универсальный алгоритм, а набор алгоритмов. Вряд ли алгоритм, использующийся для выработки двигательных навыков, подходит для формирования ядра картины мира.

Затруднения в применении широкого подхода возникают, когда специалисты не имеют единой точки зрения. Так происходит с убеждениями, которые занимают важное место в ядре картины мира и, вероятно, являются результатами такого подсознательного вывода. В качестве примера можно привести номинализм − реализм, детерминизм - свобода воли, теизм - атеизм, жизнь или смерть души после смерти тела. Нас здесь интересуют две последние дилеммы. Вероятно, если правящая группа заинтересована в "сбережении народа", в учебниках следует приводить аргументы в пользу религиозных вариантов решений. Приведём пару примеров. Существование Бога не доказано и не опровергнуто наукой. Паскаль (1899) предложил следующее рассуждение. Христианство обещает праведнику вечное блаженство. Как бы ни были велики наши сомнения, вероятность, что Евангелия говорят истину − конечная величина. Математическое ожидание произведения бесконечной величины на конечную величину − бесконечная величина. Отсюда, надеясь на милосердие Божие, надо разумно стараться жить по религиозным заповедям практически при любой степени сомнения в их обоснованности15.

Наука признается Церковью как естественное откровение. Информация, несомая ДНК, нечто не материальное. Это текст, книга. Книга - это, с одной стороны, бумага и типографская краска, но с другой − информация. Когда мы читаем Евангелие, мы имеем дело с содержанием этой информации, её материальный носитель (бумага или пергамент) безразличны. Может быть, часть информации, которую несёт ДНК, можно понимать как душу. При этом бессмертие души получает научное подтверждение.

Мне кажется, что из учебников должны исключаться категорические ответы на нерешённые вопросы. Мне не попадались опросы родителей, в которых бы задавался вопрос: "предпочли ли они смерть детей или внуков собственной смерти?"

Что касается гипотезы Дарвина о происхождении человека путём полового отбора (женщины выбирали умников), то она несостоятельна. Известно, что у современных женщин учёные не популярны. Женщины выбирают эстрадных певцов, актёров, телеведущих и т. п., то есть лиц, ранее объединяемых словом скоморохи. Выбирают, конечно, богатых мужчин, но богатые вряд ли умнее бедных. В те времена, когда человек выделился из биоты земли в новое царство, вероятно, существовал жёсткий "патриархат" и женщины никого не выбирали.

Прочие очевидные возможности содействия решению проблемы повышения рождаемости.

Два способа подъёма рождаемости, рассмотренные выше, обладают следующими преимуществами. Они не требуют затрат и, следовательно, не конкурируют с другими задачами, стоящими перед государством; они, в некоторой мере, могут считаться проверенными на практике и вытекают из теории динамики численности человека, описанной выше: они не затрагивают интересов правящей группы, и поэтому представляются осуществимыми; они опираются на опыт, а не на идеологию, не на рассуждения.

Имеются и другие способы поддержки рождаемости, может быть, более эффективные.

Автор настоящей работы ничего против них не имеет.

Эти способы только упоминаются, но здесь не рассматриваются. Это, конечно, очень плохо.

Возможно, что алкоголизм и наркомания − основные промежуточные причины падения рождаемости. Промежуточные, потому что твердо верующие в Бога свободны от этих пороков16 ( Заиграев, Моисеева, Позднякова, Рыбакова, Чекинева, Шурыгина, 2011; Graham a. Min, 2011; Michalak L., Trocki K., Bond J. 2007)

В Коране есть прямой запрет на употребление вина, в Евангелиях такого запрета нет.

Хотя дух Нового Завета исключает пьянство, как проявление крайнего, эгоизма и Православная Церковь всегда его осуждала17, в России и мире христиане пьют больше мусульман (Половнёв, 2012).

Видимо, алкоголички и наркоманки имеют пониженную рождаемость18, и существенно пополняют ряды сирот. Наркоманы быстро умирают, поэтому подсчёт количества детей у них требует специальной методики. Аккуратной статистики по этому вопросу я не нашёл. Мужской алкоголизм и мужская наркомания также понижают рождаемость.

В советское время проводилась решительная борьба с наркоманией19, а в конце этого периода времени - с пьянством. Рождаемость была выше, чем сейчас, и резко возросла в ходе антиалкогольной компании. Однако решить эти проблемы не удалось ни коммунистам, ни, тем более, демократам. В 1955 г. в РСФСР было около тысячи наркоманов, в 1985 г. - 14 тыс., в 2003 г. - более 400 тыс., в 2014 г. - более 700 тысяч. Среди подростков уровень распространения наркомании с 1994 г. по 2004 г. увеличился в 14,8 раза. Продолжает возрастать уровень распространения наркомании среди женщин за 10 лет вырос в 14,4 раза (Тонков, 2004 и др.).

Естественно, наркомания − одна из причин падения рождаемости и социального сиротства.

Грубая прикидка влияния алкоголизма на рождаемость возможна. Если упростить положение до предела, а именно пренебречь влиянием на рождаемость брачного состояния и мужского алкоголизма, считать, что 80% девочек начинает приобщаться к алкоголю с 14 лет, считать, что все они проходят три стадии (продолжительность двух первых стадий 2,75, а третьей 10 лет), на двух первых стадиях пьющие девочки рожают столько же детей, сколько трезвенницы, в третей стадии не рожают детей или рожают и воспитывают ненормальных детей, не способных к деторождению, если к вышесказанному воспользоваться ещё таблицами повозрастной смертности и рождаемости, то можно считать, что алкоголизм уменьшает рождаемость вдвое.

В этом расчёте не отражено воздействие алкоголиков на рождаемость не пьющих людей, которым не следовало бы пренебрегать.

Антиалкогольная компания 1985 года, направленная против пьянства и самогоноварения, вызвала всплеск рождаемости, понижение преступности и смертности от внешних причин.

Её пришлось свернуть из-за резкого снижения доходов бюджета (до 85 г. спиртные напитки давали 25% поступлений от розничной торговли). Урон для бюджета оказался велик: вместо прежних 60 млрд. рублей дохода пищевая промышленность принесла 38 млрд. в 1986 году и 35 млрд. в 1987. Советская власть не нашла в себе силы отказаться от собственных догматов и повысить цены, даже цены на сахар. Сказалась и наивность Горбачёва, правда, сам он впоследствии говорил, что сознательно стремился к разрушению коммунистической системы. Сказалась также и неспособность любой власти просчитывать результаты своих действий.

Возможности современного государства, конечно, меньше, чем у коммунистов, но все же борьба с наркоманией и пьянством может быть усилена, если власть откажется от некоторых абсурдных догм светского гуманизма. Определение идеологии и величины расходов бюджета − прерогатива государственных органов, и поэтому ограничимся сказанным.

Акпарову (2012) и мне кажется, что рождаемость могла бы повысить реформа пенсионной системы. Тысячи лет люди руководствовались заповедью "Чти отца и матерь твою". Акпаров считает несправедливым обязанность содержать пенсионеров, никогда не имевших детей, ограничившихся одним ребёнком или отказавшихся от рождённых детей. Исключение, пожалуй, нужно сделать для жён военнослужащих по призыву, погибших на войне, но им пенсию можно платить из ренты. Следует учитывать также, что взносы в внебюджетные фонды подавляют производство.

Дети − бесправная группа народа. Их можно безнаказанно убивать на ранних фазах эмбриогенеза. Государство полагает в случае катастроф, что детская жизнь ничего не стоит. Мне кажется, что было бы полезно дать родителям право голосовать за детей на выборах.

Очевидно, что эти и другие возможности нужно изучать и ставить опыты не на народах, а на небольших группах людей. Демографическую политику должна определять местная власть при участии науки.

***

Литература

Акпаров В. Х. 2012. Об обратимости демографического перехода. IV Очередной Всероссийский социологический конгресс "Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие". c. 5512-5519. URL: http://akparov.ru/files/Ob_obratimosti_demograficheskogo_perehoda.pdа

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). 2007. Проповедь − Верой или делами?

21-я Неделя по Пятидесятнице, 21 октября 2007 г.

Баликоев В.З. 1999. Общая экономическая теория: Учебное пособие. Новосибирск.

Белова, В.А и Дарский Л.Е. 1972. Статистика мнений в изучении рождаемости М., Статистика.

Боулби Д. 2003. Привязанность. Перевод с английского Н.Г.Григорьевой и Г.В.Бурменской. М. URL: http://nkozlov.ru/library/psychology/d4590/

Вишневский А.Г. Демография сталинской эпохи // Население и общество. 2003. ? 70.

Март-Апрель 2003.

Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука). 1997. Дух, душа, тело. М, Православный Свято-Тихвинский богословский ин-т.

д"Аргж Р.К. 1978. Социальная оценка при контроле окружающей среды. В кн. "Всесторонний анализ окружающей среды". Труды III советско-американского симпозиума. Л., Гидрометеоиздат, с. 218-239.

Дружинин В. Н. 2006. Психология семьи: 3-е изд., СПб., Питер, 176 с.

Дуэль А. и Милкус А. 2013. Почем сирота для бюджета? Комсомольская правда, 6 июня 2013 г. URL: topnews.ru'media_id_11502.html

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон. 2014. Выступление на IX Всероссийском съезде уполномоченных по правам ребёнка. Русская Православная Церковь, Официальный сайт московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3638960.html

Елизаров В. В. 2011. Стимулирование рождаемости и поддержка семей с детьми в современной России // Рождаемость и планирование семьи в России: история и перспективы. Сборник статей / Под ред. Троицкой И. А., Авдеева А. А. М., URL:

http://demoscope.ru/weekly/2012/0495/analit02.php (дата обращения 20.01.2012).

Заиграев Г.Г., Моисеева В.В., Позднякова М.Е., Рыбакова Л.Н., Чекинева Т.В., Шурыгина И.И. Потребление алкоголя в России. Социологический анализ. М.: Институт социологии РАН, 2011. 102 с.

Зубов О.Е. 2003. Проблемы преподавания философии в школе. Интеграция образования, ?1 CyberLeninka.ru'Научные статьи'...-filosofii-v-shkole

Климантова Г.И. ред. 2008. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., издательство РГСУ, 192 с.

Клупт М.А. 2003. Демографическая политика как предмет контент-анализа. Социологические исследования, ?12. - С.108-117.

Кураев А. В. 2010. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 96 с.

Левонтин Р.1993. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ. М., Издательская группа "Прогресс", 208

Ловцова Н.И. Ярская-Смирнова Е.Р. Демографическая проблема:

кто виноват и что делать? Мир России. 2005. ? 4 с. 78-104.

Мазин Е., Орехин П. 2003. Рента поможет бедным. Экономика, 07.08.2003.

Манолова, О. Н. Жигарьков А. А. 2005. Технология выживания среди взрозлых. Психологическая газета: Мы и Мир, ?8[108]. URL: gazetamim.ru'opinion/opinion/manol.htm

Медков В. М. 2003. Демография: Учебник. - М, ИНФРА М, 544 с.

Мелзак Р. 1981. Загадка боли. М., Медицина. 231 с.

Милов С. 2012. Интервью. Журнал "Фома", февраль 2012 г. URL: http://fondberega.ru/publikatsii/detskiy-dom-tyurma-samoubiystvo-kak-ne-dopustit-bedyi.html#

Паскаль Б. 1899. Мысли о религии. М. Типография Бонч-Бруевича, 276 с.

Пидкасистый П.И., ред., 2006. Педагогика, Учебник, М., Педагогическое общество России, 576 с.

Подласый, И. П. 2011. Педагогика : учебник, 2-е изд., М., Издательство Юрайт, 574 с.

Половнёв А. В. 2012. Основы демографии : учебное пособие. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ - 192 с.

Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу "Основы православной культуры" для средней школы 1 июля 2009 г.

URL: patriarchia.ru'db/text/683587.html

Рассел Б. 1957. Человеческое познание его сферы и границы. М., Иностр. лит., 555 с.

Рощина Я.М. 2006. Моделирование факторов склонности семьи к рождению ребенка в России. SPERO. ? 5. Осень - Зима, с. 98-133

Савин Н. В. 1978. Педагогика. Издательство Просвещение, Москва, 265с.

Савченко В.Н., Смагин В.П. 2006. Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие Ростов н/Д.: Феникс, 608 с.

Самуэльсон П. А., Нордхаус В.Д. 1999. Экономика. Бином-КноРус, 799 с.

Семевский Ф.Н. 2003. Кодекс победившего физкализма. Трибуна босса, Бизнес: организация, стратегия, системы, ? 5, с. 16-19.

Семевский Ф.Н. 1999. Максимальные налоги в России. В сборнике: Информационное обеспечение управления экономикой. М. Финансовая академия при правительстве Российской Федерации, с.141-150.

Силлте Г. Г. 2004. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодёжи

URL: http://ecsocman.hse.ru/data/067/960/1216/010.SILLASTE.pdf

Струмилин С.Г. 1963. Избранные произведения, т.1, М., Изд-во Акад. Наук СССР, 488 с.

Тонков Е. Е. 2004. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс",

Хилл Т.И. 1965.Современная теория познания. М., Прогресс.

Чайковский Ю.В. 2006. Наука о развитии жизни. Опыт теории эволюции. М., Т-во

научных изданий КМК, 712 с.

Шапарина О. Н. 2004. Историческое образование в русских гимназиях в начале XX века. 1901 - февраль 1917 гг. :На материалах Московского учебного округа. Кандидатская диссертация. М., 316 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/contentma#ixzz3uS8DWaMG

Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин В.С. 1998. Экономика образования: Учебное пособие. М., с. 286.

Blake T. 1995. Anthropology and Population Genetics In: Blake T. ed. Enduring issues in psychology. Greenhaven press. San Diego.

Graham J. K., Min D. 2011. The effect of religion on alcohol, drug use The Institute for Spirituality and Health at the Texas Medical Center, Houston

Michalak L., Trocki K., Bond J. 2007. Religion and alcohol in the U.S. National Alcohol Survey: How important is religion for abstention and drinking? Drug and Alcohol Dependence v. 87, i 2-3, 2007, Pages 268-280

***

1 Предыдущие попытки быстро пресекались властью.

2 Лучший учебник экономики в мире.

3 Сакс, один из разработчиков концепции шоковой терапии, писал: "...Мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства - служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее...".

4 В настоящее время председатель правления "Роснано" действительно имеет две машины, но не "Волги", и ещё 209 млн. URL: http://www.forbes.ru/profile/anatolii-chubais

5 Так называемых социальных сирот. Сейчас их 80 %, а сирот, лишившихся родителей, всего 20%

6 Без капитальных затрат.

7 Эти данные относятся к 2005 г. Сейчас, можно предполагать, что положение несколько улучшилось.

8 Этот широко известный опыт вряд ли показателен. Макаренко имел дело с сиротами, происходившими из нормальных семей, родители которых погибли. Вероятно, он обладал талантом (харизмой). Исключение из коммуны грозило крайне опасными последствиями.

Самоуправление, возможно, эффективный педагогический приём, в случае с которым имел дело Макаренко, но в норме оно вырождается в дедовщину.

9 Факт искривления позвоночника у школьников замалчивается, хотя 80-95% из них имеют нарушения в осанке. Многие (30%) приобретают близорукость.

10 Ущерб, возникающий от удлинения периода обучения для не рождённого ребёнка, можно также подсчитать исходя из оценки людьми собственной жизни (400 тыс. $ в США, д`Аргж,1978) и снижения числа детей с ростом продолжительности образования женщин 2,4%/год (Белова и Дарский,1972). Каждый год обучения при этом соответствует потере 10 тыс.$. Треть женщин, имеющих высшее образование, обречены на бездетность).

11 Возможно, одновременно увеличивая требования и организуя балы на последних курсах высших учебных заведений, в первую очередь военных, приглашать на них школьниц из последних классов общеобразовательной школы.

12 Уоллес, к примеру, такого вывода не делал.

13 Дарвин рассуждал применительно к постоянной среде.

14 Значения, которые эти константы приняли при большом взрыве, не зависимы. Автор верит физикам на слово, и не достаточно глуп, чтобы не понять их выводы. Антропный принцип - это философия, а философы говорят разное и в том числе, что философия близка к художественной литературе (Хилл, 1969).

15 По поводу "Пари Паскаля" атеисты говорят, что разные конфессии опираются на различные заповеди. Это неверно. Нет религии проповедующей детоубийство. Теологи не пользуются аргументацией Паскаля, как магической и обращённой к эгоизму. См. следующую сноску.

16 Выше отмечалось, что вера бывает разная. Апостол Павел здраво и справедливо учит, что сам себя никакими делами, никакими усилиями человек спасти не может. Апостол Иаков пишет: "Вера без дел мертва". Прп. Серафим Саровский − истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела. (Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), 2007).

17 Как и Рим и протестантские согласия.

18 В выборке из 11 785 женщин в возрасте 16-39 лет за период с 1995 по 2003 г. среди совсем не употреблявших алкоголь в течение месяца рождаемость составила 6%, среди пьющих 1-3 раза в месяц - 3,5%, 1 раз в неделю - 3,6%, 2-3 раза в неделю - 1,4%, 4-6 раз в неделю - 5,5% (Рощина, 2006).

19 С 2004 г. наркомания считается болезнью, и принудительное лечение её не проводится.

<7>



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"