Семкова Мария Петровна : другие произведения.

15. Мир и образ зла в "Темных началах"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Психологическая интерпретация трилогии Ф. Пуллмена "Темные начала" - о своеобразии символики интеграции и структуры Эго.


   Действие эпопеи Ф. Пуллмена "Темные Начала" протекает на довольно возвышенном уровне.
  
   Мир
   Мир "Темных Начал" довольно консервативнен. На мировоззренческой базе Высокого Средневековья возникает более могущественная, чем у нас, наука. Сначала миры изолированы друг от друга. и лишь избранным известно, что миров множество. Нахождение и нарушение границ между мирами возможно с помощью Чудесного Ножа. Миров много, и с помощью специальных инструментов можно путешествовать из мира в мир. Это приводит к ослаблению границ между мирами и уходу из миров животворной серебристой пыльцы. При этом миры очень стабильны и не смешиваются при прорезании окон между ними. Связью между мирами служит Серебристая Пыль: когда окно прорезано, она выпадает в пространство вне миров, и реальность истощается, не теряя, однако, своего лица. Пыльца видима с помощью другого артефакта - Янтарного Телескопа. Первым же артефактом в книге становится Компас, дающий способности к ясновидению. Значит, этот мир ачинается с интуиции и усложняется за счет мышления - видящего, различающего и соединяющего.
  
   Конфликт
   Этот конфликт, по сути, христианский - о соотношении наличия души, свободы выбора, личностной идентичности и греховности человека. Функции произвола и контроля разделены; первое принадлежит лорду Колтеру, второе - и его жене, и ангелу Метатрону. Произвол и контроль противопоставлены не друг другу (тут расщепление либо очень тесно связывающий противоречия конфликт), а свободе и долгу. Возможен ли разум вне конфликта добра и зла?
  
   Проблемы
   Проблема мира впервые поставлена в первой книге трилогии ("Янтарный телескоп"). Творение стало слишком разнообразным, и стал необходим владыка, что сможет превратить все разнообразие мира в механизм. Важно установить границы способов человеческого познания - науки и магии.
   Ветхий Днями, творец мира, так стар, что не может больше действовать. Он едва жив и никак не умирает. Необходимо построение целостной системы мира и восстановление неприкосновенности границ между мирами.
   Но жизнь есть жизнь, пока она одушевлена присутствием альма, души каждого человека, имеющей облик животного. Проблема этого мира - страх и смерти, и психического небытия. Пока Лира не прошла сквозь мир мертвых (разлучившись с альмом на время и пережив состояние мертвеца), смерть в этом мире была бесконечно длинной жизнью без души, памяти, смысла и будущего - такое небытие типично как защита от страха смерти. Важно, чтобы смерть стала необратимой и окончательной - растворением в мире, но не прозябанием в царстве теней. Царство мертвых в итоге стало путем, в котором душа, прежде своего растворения в мире, рассказывает гарпиям собственную биографию, а смерть - вершиной и завершением. Но в хорошей сказке все должно быть честно, и у благой смерти появилась тень - пропасть в бездну, где уничтожается дух. Пропасть эта возникла по сказочной "внешней" логике - из-за того, что в Лиру на выходе стреляли из пушки и промахнулись.
  
   Злодей
   Самодержцу этого мира, главному ангелу Метатрону (он правит миром вместо Ветхого Днями) никакие полярности и парности не нужны. Они сами сбалансированы. и контролировать их - вредный и лишний труд. Теперь, когда двойственную жизнь уравновесила двойственная смерть, контролер не нужен, и Метатрон сможет погибнут в этой самой бездне.
   Ангел Метатрон взял на себя проблемы власти. Он самозванец. Церковь подчиняется ему и считает одушевляющую пыльцу семенем первородного греха. Чтобы добыть нужное количество энергии, по его инициативе разделяют детей и их альмов (души-животные). Лишенные души могут быть превращены в машину.
  
   Противник
   Влияниям Метатрона осознанно противится отец главной героини, лорд Колтер - Азриэль. Произвол, научное познание. углубление связей между мирами - вот основные его принципы.
  
   Интегрирующий символ
   В"Темных Началах" очень своеобразный символ единства миров - и обнаруживают его весьма поздно. В отличие от символа целостности, единичности (типа Сильмариллей или кольца Всевластия) мир "Темных Начал" собирает воедино некая живая пыль. Серебристая Пыль = разум = свобода воли = различение добра и зла = грех.
   Разум в этих мирах является даром извне. Бог существует реально и даже телесно; интереснее всего то, что он смертен, и это позволяет противостоять ему как реальному противнику - без страха, что проекция вдруг распадется. Ветхому Днями позволили умереть от страха. (Бог Ветхого Завета виртуален; его ни в коем случае нельзя пугать неверием и непослушанием, а не то он исчезнет).
   Дружба Уилла и Лиры (главной героини эпопеи, девочки предподросткового возраста)заставляет лорда и леди Колтер объединиться против Метатрона. Мотив пары мужского и женского очень част: альм и его хозяин; галлиспайны... Вероятно, "Темные начала" посвящены освобождению сексуальности, это интересное эротичное исключение среди в общем-то бедных на эротику фэнтези: тут сексуальность - основная проблема, а не подчиненный эпизод (проблема ранней юности).
   Судя по всему, этот мир стремится не избавиться от двойственности, заложенной в нем изначально, а научиться контакту с иным.
   Может появиться Бог, искупающий свои огрехи - чего в официальных религиях еще не было.
  
   Итог
   В итоге проявляется новое зло - из миров уходит Пыльца, пришедшая извне и уходящая вовне. Когда миры воссоединяются, появляется пустота, разрушающая миры - обратная сторона избыточных связей. Поэтому миры возвращаются в исходное состояние, и герои расстаются. Пустота между мирами - иное пространство вне сознания и коллективной психики. оно не символизируется, мы знакомимся с ним в психозе и панических атаках. При бесконечности возможностей мир теряет реальность. Либидо распыляется, чтобы вернуть его себе, нужно пережить утрату - и чудесных друзей, и огромных возможностей. Иные миры должны быть только возможностями. Реальность раскрывается до предела, до познания пустоты. перед которой герои пока беспомощны.
   Мир "Темных Начал" стал субъектом. Все его части косвенно зависят друг от друга, и люди обретают обязательства по отношению к нему. В мире возникает зачаток системы: окно для выхода мертвых остается открытым. Это компенсирует возвращение к прежнему и тяжелейшие переживания вечной изоляции вне времени. Место этого окна - в мире мулефа, мудрых и добрых животных, и этот мир мог бы стать ключевым.
  
   Половинки
   Коллективная психика в самом архаичном варианте - не индивидуальная, а парная. Когда возникает проблема соотношения индивидуальности и парности. в сказках появляются персонажи-половинки, типа Лиха одноглазого или трикстера, описанного Дж. Кэмпбеллом в "Тысячеликом герое".
   Индивидуальность не сознает того, что она не целостна, у нее огромная слепая зона. И тогда то, что отщеплено и ушло, проявляется как половинка, и на нее проецируется негативное всемогущество. Зло лишено разумных мотивов и угрожает не столько смертью, сколько исчезновением, аннигиляцией.
   Половинка может быть и разновидностью нарциссического зеркала.
   Важно восстановить парность в каком бы то ни было виде. В идеале таковы отношения человека и альма в "Темных Началах". Но парность должна быть, если даже расщепление сохраняется, и нет контакта, а есть грубая власть одной части над другой. Так, например, разумные игвы управляют аффективными раруггами (Д. Андреев, "Роза Мира", глава о шрастрах).
   В чукотской сказке описан довольно саркастичный компромисс. Брат-половинка тащит за ногу по небу пьяную сестру-половинку. Он - гром, она - молния. Стоит только полярностям выделиться, примитивная психика тут же навязывает им контакт. Когда половинка, заблуждаясь или злонамеренно, выдает себя за целое, возникает зло.
  
   Весь мир "Темных Начал" построен на полярностях. Они сохраняют дистанцию, способность к контакту и относительно независимы (не только если речь идет о человеке и его альме). Инициация ведьм предполагает временную разлуку с альмом, переживание тоски и утраты и новое воссоединение. Персонаж без второй половины умирает (как Тони, разлученный с альмом) или "доделывается" (Йорек изготавливает панцирь). Персонаж, восстановивший парность, становится свободным и живым. Эти пары двуполы.
   В мире авторской сказки удвоены чаще злодеи (Осмонд и его сын в "Талисмане" С. Кинга, учитель и ученик-сиддхи в "Звездных войнах"). Такая пара может как-то компенсироваться, если член одной пары образует и другую, и тогда возникают иерархии, чаще маскулинные.
  
   Альм (даймон)
   Это душа и/или личный гений своего "хозяина" неразделимый и неслитый, способный к диалогу и умирающий вместе с ним. Альм - субъект, однако, его голос - совещательный. и решения принимает его хозяин. Альма и его хозяина связывает безусловная любовь. Эти симбиотические и здоровые отношения не могут быть расторгнуты, не могут изжить себя - с возрастом альм только принимает постоянную форму.
   Еще альм напоминает любимую игрушку. Психика альма проще человеческой, ей не присущи глубокая рефлексия и сильный самоконтроль - все, на что он способен в этом, делает ради любви к хозяину.
   То, что хозяин и альм - разного пола, сближает последнего с Анимой/Анимусом.
   Существование альма вместе с человеком - данность. В этом корень проблемы мира "Темных Начал" - свободы, и Метатрон принимает решение в духе "Мерзейшей мощи" К. С. Льюиса: в пользу вторичной контролирующей инстанции. Энергия ему нужна, но еще лучше поддается управлению существо, лишенное радости. Борьба с Метатроном становится возможной только тогда, когда Лира и ее альм Пантелеймон смогут преодолеет свой страх и на время разлучиться добровольно.
   Альм одушевляет и одухотворяет. Может быть, альмы состоят в каком-то родстве с Серебристой Пылью.
   Альм может жить только в том мире. где родился - значит, выход за нормальные ограничения чреват потерей витальности и духовности.
  
   (Только взрослую позицию - мужеско-женская пара - занимают краткоживущие галлиспайны (они похожи на маленьких людей со стрекозиными крыльями), относящиеся к людям весьма напряженно и агрессивно).
  
   Свойства альма:
      -- Животная форма.
      -- Вспомогателен.
      -- До полового созревания хозяина способен менять облик - или пока его хозяин не влюбится.
      -- Противоположного пола по отношению к своему человеку.
   Можно предположить, что альм воплощает собою объективную психику, душу - но опять-таки только в хороших ее проявлениях. Проблема деструктивности Тени вообще в этом мире не всплывает - за исключением жестокости Метатрона и его приспешников. В этом мире, кажется, все несовершенства человеческой природы приглушкены.
   Пока хозяин альма - ребенок, он может рассматриваться как воплощение Тени, индивидуальной прежде всего. Тень эта хорошо интегрирована и живет в любви с хозяином; она изначально хорошо видима и от сознания не скрывается. Поскольку альмы противоположного пола, то в них заложены и свойства Анимуса/Анимы. Между мужчин и женщин нет существенных функциональных различий: мы здесь возвращаемся в древнюю область, где душа и дух, свое и принадлежащее природе неразличимо.
   В форме альма Я имеет стабильный и единственный важнейший объект, источник жизни и интуиции, он вынесен вовне. Все бессознательные силы хорошо интегрированы и воплощены в альма, так что проблема неосознанности и фрагментированности бессознательного отсутствует. В мире "Темных начал" нет необходимости в глубоком переструктурировании сознания и бессознательного, так что индивидуация воплощается сразу в отношениях и деятельности в мире. Так что для разрешения индивидуальных проблем необходимости в символике Самости не возникает. Интегрирующий символ необходим на уровне целого мира, и сам мир таким символом и является.
  
   Вроде бы Анимус и Анима в детстве не проявлояются так - разве что как коллективные модели гендерной идентичности противоположного и своего пола. Поскольку альм лишен сексуальности, не опасен и не склонен к двусмысленности (эта-то двусмысленность может и быть вызвана еще и конфликтом собственной феминности мужчины и его Анимы, например), то это очень ранняя форма мужественности или женственности - еще своей собственной и неотличимой от Анимы или Анимуса. Альм в конце концов принимает единственный облик, и таким образом он связан с ограничениями, идентичностью и Персоной взрослого. Он определяется с обликом в пору первой любви, когда важна четкая Персона, близкая идеалу Я, воплощению всех его будущих и нынешних возможностей. Влюбленные и их альмы составляют четверицу. Пара как символ целостности не совсем годится сейчас - связи в ней грубы и скорее поддерживают расщепление и своего рода "слипание" (см. Шварц-Салант), а не контакт.
  
   И даже при такой невинности мир "Темных начал" не может существовать и развиваться без возникновения зла.
  
   Симбиозы
   Человек и альм - субъекты, возлюбленные.
   Панцирный медведь делает свой панцирь и помещает в него душу: это иной тип интеграции (кажется, на основе Теневой Самости или примитивной функции Самости - границы); от этого зависит и социальное лицо панцербьрорна, так что примитивные связи Самости и Персоны остаются.
   Мулефа живут в симбиозе с деревьями: катаются на колесах из его плодов, а плоды, растрескиваясь, разбрасывают семена. Красиво, но как-то первобытно, и личного контакта с деревьями нет - это функции инструментов по отношению друг к другу. Стоит ли идеализировать мулефа, хотя именно в этом мире найдена Серебристая Пыльца? Отношения с деревьями не так трудоемки, как с альмами, не могут принести столько боли.
  
   Феминность или Анима
   Речь в эпопее идет не только об инициации девушки, но затрагивает и куда более широкую область: значимость феминного в мире. Женских образов в "Темных Началах" предостаточно.
   Девочка Лира. Центральный персонаж. Маятник качнулся к феминности как к принципу интеграции. Она в паре с мальчиком Уиллом из нашего мира, так что ее образ допускает двойственное прочтение, как это часто бывает в авторских произведениях: такой может быть образ Самости, феминный и юный; образ Я женщины; образ Анимы (женщины и мужчины).
   Леди Колтер. Это мать Лиры. Классический образ лживой Анимы, но материнские аспекты обогащают его и делают непредсказуемым. В сказках злая фея - только ложная мать, убивающая или парализующая девушку. Но в такой ситуации леди Колтер выхаживает дочь. насильно держа ее при себе. Она соблазняет Лиру блеском и может быть образом Анимы, еще не отделенным от персоны - как Фея-крестная в "Золушке". Это не Анима мужчины (в сказке такая может быть ложной невестой) - после примирения с лордом Колтером оба гибнут (до этого они конкурировали за влияние). В ней есть черты Злодея-контролера, губящего и маскулинное, и феминное ради собственной уникальности.
   Мэри. Обыкновенная женщина нашего мира, ученый. Выступает в роли соблазнительницы в другом мире (как герой "Смешного человека") и воплощает сознание. Так что это хороший образ для взрослого женского Эго.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"