Фантастические произведения его современников (В. Одоевского, Погорельского, Н. Дуровой) и более поздних (А. К. Толстого, например) сейчас плохо помнят. Некоторые новеллы Э.-Т. А. Гофмана все еще читают и варьируют их темы. Почему?
--
Потому, что он предсказал образ тоталитарного тирана.
--
Из-за тонкого и точного исследования Персоны - не только своего времени, но и механизмов ее создания и поддержания.
--
Потому, что показал порочный путь "сверх-индивидуации", когда психические силы стремятся подчинять или Эго, или Персоне.
--
Потому что посмеивался над эскапизмом своих любимых юных поэтов и могучих духов, их покровителей и наставников. Юмор может быть разновидностью очень тонкого контроля или мягкого уничтожения - это игра, в которой возможно свободное и весьма агрессивное обращение с персонажем, а также власть над тем,, чтобы история подошла к нужному финалу; более поздние авторы романтической фантастики слишком серьезны.
И важнее всего то, что именно он создал типичную современную сказку. В такой сказке не одного персонажа, а нескольких или даже всех можно считать протагонистами, и читатель может идентифицироваться на выбор с любым из них. В его волшебных героях можно видеть и личность, и воплощение психических и архетипических содержаний. Зыбкое мерцание, незаметные переключения из плана психологической реальности в пространство сказки завораживают.
Его новеллы и сказки стройны и логичны, как музыкальные произведения, ни одна сюжетная линия не провисает и не обрывается. Таковы современные авторские сказки, но не произведения ранних романтиков, которые напоминают философские эссе или эскизы...