Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Эмоциональное выгорание, травма и нарциссизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Эмоциональное выгорание, травма и нарциссизм.

   К. Маслач [6, С 1] видит СЭВ как результат взаимодействия прежде всего организационных факторов, личностные же особенности профессионала или предрасполагают к развитию выгорания, или облегчают его развитие. Риск развития СЭВ должен зависеть от чувствительности личности к факторам профессионального стресса или/и от специфичности защитных механизмов, выстроенных личностью профессионала в ответ на эти стрессовые факторы.
   Что заставляет сделать выбор будущей карьеры в область помогающих профессий? Вероятно, этот выбор детерминирован не только (а, возможно, и не столько) осознанными факторами. Н. Пуховский [7, С. 73 - 75] отмечает, что поведение типа "синдрома Рэмбо" - потребность в нахождении в экстремальной ситуации и спасении ее жертв, что позволяет личности чувствовать свою значимость и полноценно жить - обусловлено неким невротическим конфликтом. Исследование Stephanie Baird [10, С. 105 - 130] посвящено прояснению роли травмы в становлении работающих в помогающих профессиях. Ею замечено, что уровень травм, перенесенных в детстве, у адвокатов, психотерапевтов и социальных работников достаточно высок. Она учитывала сексуальное насилие (как правило, внезапная, острая травма) и насилие в семье (травма хроническая). Вероятно, работа с жертвами семейного или сексуального насилия служит исцеляющим фактором для травмированных специалистов и позволяет обрести власть над травмировавшей их когда-то ситуацией - или путем идентификации с жертвой или агрессором, что встречается весьма часто, или путем аннулирования последствий травмы (" я теперь консультант, и я знаю, как надо реагировать на такое") - специалист может помочь клиенту построить такую жизнь после травматического эпизода, которую не помогли в свое время построить ему [10, С. 4 - 87].
   Однако воздействие травмы предполагает не только появление симптомов, связанных с эмоциональными нарушениями (постоянная сверхбдительность, вспышки агрессии, переживание заново эпизода насилия), но и изменение мировоззрения, в результате которого рушатся базовые иллюзии о предсказуемом устройстве и справедливости мира, о собственной неуязвимости и об изначальной доброте и разумности человека . Эти иллюзии изначально присущи любому, и их разрушение делает личность более устойчивой к выживанию в экстремальной, травмирующей ситуации, но не позволяет в объективно безопасных условиях полностью эмоционально и творчески реализоваться, так как часть энергии уходит на обеспечение иллюзии безопасности. Крах базовых иллюзий приводит и к тому, что личность становится более чувствительной к признакам опасности в ее жизни. Поэтому профессионал-"помощник", травмированный когда-то, более сензитивен к мировоззрению и потребностям своих клиентов, обиженных и обидчиков, и может идентифицироваться с ними.
   Мировоззрение и защитные механизмы травмированного профессионала не делают его более толстокожим, отсюда и его эмоциональное истощение, и переживание неэффективности. Кроме того, как и любого на его месте, его травмируют переживания его клиентов, а механизмы защиты и соответствующее мировоззрение уже наготове - и такой помощник наживает себе викарную травму (или "вторичное травматическое напряжение" зарубежных авторов): это симптоматика посттравматического стрессового расстройства и еще не один удар по базовым иллюзиям в сфере мировоззрения.
   Идентификация с профессиональной ролью может создать иллюзию безопасности и всемогущества, отсюда и актуализация нарциссических черт у травмированного специалиста. Такое состояние описано в первую очередь у медиков [8, С. 1] и священнослужителей [11, С. 1] - переживание собственной исключительности, возможности контролировать состояние своих клиентов, потребность во внешнем подтверждении своей значимости. Нарциссизм - это не только переживание собственного величия, но и грандиозности собственного ничтожества в ситуациях беспомощности и безнадежности, ограниченности своего профессионального и личностного потенциала перед лицом реальности клиента. В помогающих профессиях нарциссизм специалиста присутствует обязательно. Нормальный нарциссизм профессионала-помощника позволит удержаться на плаву не только ему, но и клиентам. Однако интеграция нарциссической составляющей личности возможна лишь при условии проживания и величия, и ничтожности. В потенциально травматических условиях работы для специалиста психологически легче расщепить их на переживания грандиозности и беспомощности и попеременно присваивать одну из них (смотря по ситуации), а другую - проецировать на конкретного клиента или массу клиентов в целом, и все это лишний раз травмирует специалиста.
   Иногда такой профессионал во время работы и особенно во время обсуждения ее с коллегами производит впечатление нарциссической личности (временами на грани с явной патологией), в прочих же отношениях он гораздо более здоров.
   Явно нарциссична та часть личности профессионала, которую юнгианские аналитики называют Персоной - это посредник между личностью и окружающим его социумом [3, С. 1]; проще говоря, это социальная роль, с которой идентифицируется личность. Отчасти Персона обусловлена характеристиками самой личности, отчасти - социальными ожиданиями. Персона - это множество социальных ролей, и чем она гибче и многограннее, тем лучше для адаптации личности в обществе. Очень часто профессионалы-помощники плотно идентифицированы со своей профессиональной ролью, особенно это касается психотерапевтов, врачей и учителей, отсюда можно сделать вывод, что мы имеем дело с проблемой Персоны. Персона, как и любая надличностная структура, обусловлена содержаниями коллективного бессознательного, архетипическими содержаниями. По мнению Дж. Хиллмена [4, С.1], архетипический образ изначально заключает в себя полярность, пару противоположностей (Старик и Вечное Дитя, например); так и Персона может быть полярной (например, общественное мнение видит в милиционере и беспредельщика, и защитника; шаман может излечивать и насылать порчу). Нарциссическая Персона профессионалов-помощников с заключенными в ней грандиозной властью и ничтожеством тоже полярна - "Я царь - я раб, я червь - я Бог" Богоподобное самоощущение нарциссической личности описано Элиотом в 1913 году [5, С. 1]. Как правило, Персона расщеплена - есть могущественный профессионал экстра-класса и есть, во мраке, неполноценная часть - бездарность, неумеха, бессильный - тот, что похож на травмированную часть в личности профессионала. Поскольку наш профессионал психически здоров, то ощущение всемогущества проецируется на саму профессию - знания, умения, навыки и методики, и такая Персона может быть не двух-, а трехчлена: [(ничтожество)/(всемогущество: владеющий профессией/профессия)]. Наиболее внешний - слой профессии - это достаточно обезличенный, но могущественный инструмент.
   Если рассматривать личность такого профессионала с точки зрения динамической концепции личности Д. Хломова [9, С. 1], можно увидеть, что шизоидный, нарциссический и невротический радикалы по-разному нагружены. Шизоидный уровень будет тут наиболее интимным, здесь нет еще членения на личность человека и профессиональную роль - на интимно-личностном уровне существует конфликт безопасности и свободы или безопасности и зависимости. Нарциссический уровень наиболее проявлен, он и представляет из себя описанную выше Персону, которая зависит от предрасположенности личности и культуры того профессионального сообщества, где учился и трудится специалист. Наименее развит невротический уровень, отвечающий за потребности в близости и зависимости: профессионал нуждается в поддержке, но не может обрести ее - вместо поддержки мы видим псевдосплоченность коллег, обеспокоенных общественным статусом своей профессии и унижающих клиентов; если признать, что общение с клиентами травмирует специалиста, это повредит его самооценке и нанесет нарциссическую травму; опыт же насилия в прошлом может быть столь страшен для пережившего его, что будет угрожать его целостности и вызывать типичное переживание, на шизоидном уровне избегаемое - ужас распада и/или поглощения. Переживания беспомощности и собственного ничтожества порождают отсутствие социальной инициативы и заставляет ждать поддержки от "власти" или общества, и это ожидание, конечно, фрустрируется. Уклонение от личностно-вовлеченного общения с клиентами и не позволяет видеть в них ресурс.
   Какое отношение все это имеет к выгоранию? Корреляции между проявлениями вторичного травматического напряжения и синдрома эмоционального выгорания (эмоциональное истощение прежде всего) выявлены в исследовании [10, С. 105 - 130]. Связи между выгоранием и нарциссическими проявлениями для духовенства исследовал Д. Олсон. По его мнению, легче выгорают те священники, что имеют выраженные нарциссические черты и идентифицируются со своим саном [11, С. 1]. Идентификация с профессией вплоть до трудоголизма, вера в собственное призвание может иметь ту же природу, что подтверждается на первый взгляд парадоксальными данными российского исследования, согласно которым менее всего выгорают профессионалы со средним уровнем самоактуализации; высокий же уровень (как и низкий)способствует развитию СЭВ [1, С. 14 - 17]. Выгорающие сотрудники "скорой помощи" чаще прибегают к психологическим защитам нарциссического круга, в частности, диссоциации [8, С. 1].
   Связь викарной травмы и нарциссизма менее очевидна. Stephanie Baird указывает, что вторичное травматическое напряжение часто встречается у психотерапевтов, признаки же выгорания часты у адвокатов [10, С. 4 - 87]. Вероятно, у личности есть выбор, как ей защищаться от травматических переживаний. Она может снова и снова пытаться разрешить конфликт, связанный с травмой - для клиентов и (психотерапевты), таким образом, для себя - такой профессионал решает не только и не столько свои проблемы или помогает конкретному клиенту - он пытается решить общую проблему насилия в мире, желательно раз и навсегда; эти попытки могут эмоционально истощить и разочаровать его. Можно и развить нарциссическую Персону, отстраняясь от клиентов и возвышаясь за их счет, за счет профессиональной роли или сана. В разных профессиональных сообществах различны и нормативы защитных стратегий - для психотерапевтов предпочтительнее все же переживание травмы, а для некоторых медицинских сообществ - нарциссизм. Личность выбирает профессиональное сообщество, чья культура созвучнее ее личностной предрасположенности и ценностям.
   Вышеописанное может иметь важные практические следствия:
      -- Если выгорел профессионал, выбравший для себя деятельность, которая предполагает не просто работу с людьми, но активную помощь им, особенно в экстремальных ситуациях (священник, психотерапевт, спасатель), то его реабилитация будет достаточно трудной и длительной - она будет предполагать, что консультант умеет работать с нарциссическими личностями и с травмой; выгорание такого типа чревато "заразностью" - может выгореть и консультант, работающий с таким клиентом - из-за малой результативности работы с "нарциссами" и, при наличии такового, из-за актуализации собственного травматического опыта.
      -- С современной российской точки зрения, выгорание - процесс линейный, с последовательным прохождением фаз, которые отличаются друг от друга количественно, нарастанием выраженности нарушений; качественные изменения личности при выгорании рассмотрены главным образом В. В. Бойко. Фазы выгорания с его точки зрения различаются не только количественно, но и качественно. Если связать его взгляды с вышеописанными личностной структурой и динамикой, можно предположить, что первая фаза связана с реакциями на психотравмирующие обстоятельства и актуализацией травматического опыта; вторая фаза - с формированием психологических защит, в частности, развитием нарциссической Персоны (в результате актуализации детского опыта и новых нарциссических травм); третья - с формированием или дальнейшей консолидацией соответствующего мировоззрения. Представлениям В. В. Бойко [2, С. 96 - 116] не противоречит взгляд на синдром эмоционального выгорания как на циклический процесс, с развитием у уже выгоревшего профессионала новых конфликтов, которые из-за невозможности их разрешить, актуализируют защитные механизмы и приведут к дальнейшим когнитивно-мировоззренческим перестройкам, в результате которых устойчивость личности к стрессу ухудшится.
      -- Работа в состоянии выгорания может быть дополнительной травмой для соответствующим образом предрасположенной личности, и действие этой травмы может сохраниться даже после того, как личность сменит профессию. Например, психотерапевт К., 30 лет, пришел в психотерапию из судебной медицины; он занимался непосредственно вскрытиями, а судебно-медицинское вскрытие обычно предполагает насильственную или скоропостижную смерть. После смены профессии он основательно забыл анатомию и гистологию (знание которых судмедэксперту необходимо) и отдавал себе отчет в том, что это забывание напрямую связано с его прежним опытом. Судебную медицину он призванием не считал. Психолог Р., 29 лет, прежде работала врачом "скорой помощи". Вскоре после смены работы стала реагировать тревогой на сообщения об оказании помощи в экстремальных ситуациях. Во время работы на "скорой" выражение страха в коллективе сотрудников не поддерживалось и не осознавалось ею. Непроработка таких травмирующих переживаний может облегчить обострение выгорания в новой профессиональной деятельности.
      -- Обострение СЭВ может быть вызвано еще и тем, что нарциссическая Персона останется неизменной, а накопленный травматический опыт заставит остановить свой выбор на равноценной по травматичности помогающей профессии.
      -- Линейное течение СЭВ может иметь место в случаях, когда личность выбрала работу с людьми, не предполагающую спасательства (например, кадровая служба), это возможно даже при выраженном нарциссизме - тогда выгорание может быстрее развиваться или быть более тяжелым и менее подверженным изменениям в ходе консультирования. Циклическое течение возникнет в случае значимых травматических переживаний - в детском и/или профессиональном опыте выгоревшего специалиста. Цикличность в протекании СЭВ зависит от "травматического" компонента в личности профессионала, тяжесть и резистентность к помощи - от нарциссического.

Литература

   1. Бабаян А. Э. с соавт. Профессионально - личностное самоопределение врача-стоматолога
   2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М. - 1996. - 476 с.
   3. Зеленский В. Аналитическая психология. Очерк основных положений. - http://psiland.narod.ru/psiche/Z/2.htm
   4. Каст В. Анима/Анимус. - http://www.jungland.ru/node/2949
   5. Мак-Вильямс Н. Психологическая диагностика. Понимание стуктуры личности в клиническом процессе - http://bookap.by.ru/psyanaliz/makviliams/oglav.shtm
   6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - http://edinorog.boom.ru
   7. Пуховский Н. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. - М.: Академический проект; 2000. - 286 с
   8. Тиллет Р. Больной внутри нас: психические расстройства у специалистов медицинского профиля - http://www.psyobsor.org/1998/22/3-1.php
   9. Хломов Д. Динамическая концепция личности в гештальттерапии. -http://www.dnovikov.nm.ru/khlomov.htm
   10. Baird, Stephanie B.S. Vicarious traumatization, secondary traumatic stress and burnout in sexual assault and domestic violence agency staff and volunteers. - Thesis Prepared for the Degree of master of science university of North Texas -
   August 1999. - 129 с. - http://www.google.com/search?q=Baird%2C+Stephanie+B.S.+VICARIOUS+TRAUMATIZATION%2C+SECONDARY+TRAUMATIC+STRESS%2C+AND&rls=com.microsoft:ru:IE-SearchBox&ie=UTF-8&oe=UTF-8&sourceid=ie7&rlz=1I7GGLR
   11. Olsen David. Clergy Burnout. - http://www.amazon.com/Clergy-Burnout-Recovering-Week%C2%BF-Self-defeating/dp/0800637631

Глоссарий

   Нарциссическая личность. "Людей, личность которых организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны, психоаналитики называют нарциссическими...Для некоторых из нас озабоченность "нарциссическим запасом" или поддержанием самоуважения затмевает другие задачи настолько, что в этом случае нас можно считать поглощенными исключительно собой. Термины "нарциссическая личность" и "патологический нарциссизм" применяются именно к такой диспропорциональной степени озабоченности собой, а не к обычной чувствительности к одобрению или критике" (Н. Мак-Вильямс).
   Динамическая концепция личности. "Представьте себе Змея-Горыныча. Как известно из сказки у этого персонажа три головы - и эти три головы есть у него постоянно, пока он в добром здравии...Теперь заменим эти три головы на три основные линии развития личностных расстройств в соответствии с аналитическим взглядом на типологию личности: эти линии - шизоидная, нарцистическая и невротическая составляющая личности... И тогда каждый из нас представляется эдаким Змеем-Горынычем у которого есть "шизоидная", "нарцистическая" и "невротическая" головы" (Д. Хломов).
   Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, "вьетнамский синдром") -- психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы (Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE).
   Вторичная травма. Понятие (естественные поведенческие особенности и эмоции, возникающие в результате знания о травматическом событии, произошедшем со значимым человеком, или стресс, возникающий в результате оказания помощи или желания помочь травмированному или страдающему человеку (цит. по Sexton,1999). Различие СЭВ и вторичной травмы. Вторичная и викарная травма (викарная травма - это трансформация, которая происходит с терапевтом или представителем другой профессии, работающим с травмированными субъектами, в результате эмпатической вовлеченности в работу с травмой клиента и ее последствиями (Pearlman, MacIan, 1995). Отличие викарной от вторичной травмы заключается еще в том, что викарная травма включает, кроме стандартного набора симптомов ПТСР, еще и нарушения, происходящие в когнитивных схемах и базовых убеждениях терапевта (Институт Психотерапии и Клинической Психологии).
   Персона. Требование внешней адаптации ведет к сооружению особой психической структуры, которая посредничала бы между эго и социальным миром, иначе -- обществом. Такая посредническая структура называется "персоной". Это общественное лицо индивида, принятое им по отношению к другим людям. Персона состоит из многочисленных элементов, часть из которых основывается на личностных пристрастиях индивида, а часть образуется на базе общественных экспектаций (В. Зеленский).
   Коллективное бессознательное складывается из межличностных, универсальных содержаний, которые индивидуальным эго ассимилированы быть не могут. Здесь психические содержания переживаются как нечто внешнее и чуждое по отношению к эго. В этом смысле коллективное бессознательное выступает как объективная психика в противоположность психике субъективной, реализуемой в личностном бессознательном (В. Зеленский).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"