Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Упражнение Бог

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Психотерапевтическое упражнение с использованием техники активной визуализации


Семкова М.П.

Упражнение "Бог" и возможности его использования

в гештальт-терапии.

  
   Упражнение "Бог" может быть использовано в индивидуальной работе с клиентом, а также при работе в парах или тройках в групповом формате. Клиенту предлагается закрыть глаза и расслабиться. Он должен 10-20 минут побыть в роли Бога и создать тот мир, который он хотел бы создать. Терапевт или партнер-фасилитатор задает наводящие вопросы расширяющего характера: "А как это происходит?", "А что там есть еще?" и т.п. Важно, чтобы, когда воображение клиента иссякло, партнер стимулировал бы его продолжать. У клиента возникает состояние легкого транса, после выхода из которого его спрашивают о чувствах и переживаниях, вызванных этим упражнением.
   Упражнение "Бог" близко по технике к активной визуализации. Оно было разработано мною как мотив высшей ступени символдрамы и направлено на интеграцию нарциссических тенденций клиента (всевластия, всемогущества), а также для дезактуализации некоторых сценарных моделей, присущих клиенту, и для восстановления его личностной идентичности (1,2). Упражнение использовалось в индивидуальной работе с клиенткой с пограничным личностным расстройством и с двумя клиентками с выраженной акцентуацией личности по шизоидному типу. Терапевт находится в характерной для символдрамы роли спутника-наблюдателя, способствующего креативному самораскрытию клиента (1).
   В рамках группового процесса упражнение входило в состав тренинга "Восстановление будущего", проведенного в группе из 8 человек, практикующих психологов и психотерапевтов. Оно проводилось в тройках, один из троих был в роли Бога. Введение в транс по правилам аутотренинга или символдрамы не проводилось, упражнение формировалось как поток фантазии "Бога". Целью этого тренинга было восстановление чувства будущего. Тренинг проводился в рамках программы изучения проблем созависимости и личностной идентичности на базе "Секции тренинга" ППФ УдГУ. Как правило, у зависимых и созависимых клиентов имеются проблемы в прогнозировании будущего (2). Чувство того, что будущее есть, у них отсутствует, они пребывают или в бесконечном настоящем, или целиком зависят от травматического опыта прошлого. Восстановление ощущения прошлого как свободного пространства и было целью этого тренинга.
   Важно обращать внимание как на мир, который создает клиент, так и на его поведение в роли Бога. Образ мира, который строит клиент, имеет отношение к самым важным для него потребностям и особенностям его жизненного стиля и ценностей. Это экзистенциальный план упражнения, связанный с ответом на вопросы "Кто я?" и "В чем смысл моих отношений с миром?"
   Например, Светлана (22 года), создала мир, подобный коммунистической утопии. Она говорила только о людях этого мира и их социальных отношениях. В ее мире царили милосердие, самосовершенствование и деятельность во благо других людей и общества в целом. Она в этом мире была бы одним из людей - воспитателем детей и подростков. Она не творила мир - меняла уже существующий. Для нее, чтобы быть собой, важно входить в группу единомышленников, действующих во благо общества. В своей жизни она - активный член одной из молодежных организаций.
   Ольга (28 лет) была Богом - волком. Она создала сложный мир, наполненный архетипическими образами (волк, дерево, черепаха). Люди ее мира обладали огромными возможностями, и их главным приоритетом было умение создавать свои собственные миры. Сотворение мира доставило ей массу удовольствия, но найти себе место в мире было трудно из-за того, что она воспринимала себя отличной от людей, и от животных. Ее основными ценностями являются потребность в автономии, творчество и внутренняя свобода; чувство идентичности во многом поддерживается убеждением в своем отличии от окружающих.
   Другой план упражнения связан с теми потребностями клиента, которые наиболее им осознаны. Согласно гипотезе Д.Хломова (5), имеются 3 блока потребностей - нарциссические (переживания ничтожества и грандиозности, отрицание чувства стыда); шизоидные (потребность быть отдельным от других, отрицается ужас перед поглощением или уничтожением в межличностных отношениях) и невротические (потребность в зависимости, непереносимость утрат и разрывов) (5). Ведущая потребность ярко отражается на характере создаваемого мира и поведении Бога.
  
   Наталья, 25 лет представила себе мир в виде маленькой каменной пещеры, где не было ничего, но она чувствовала, что эта пустота наполнена самыми разными возможностями. В этом мире возможности не должны были реализоваться, главным было то, что они существуют.
   Наталья - ярко выраженный шизоид. Реализация шизоидных потребностей в уходе, отдельности, уединения иногда беспокоят ее (чувствует, что лишается чего-то важного, но долго жить таким образом ей комфортно.
   Елена (37 лет) создала мир - "пещеру из камня и огня". Она находится там и иногда призывает туда тех, кто ей угоден. Она сказала, что этот мир предназначен только для удовлетворения ее потребностей. Нарциссические потребности - во власти, значимости для других важны для нее и в реальной жизни. В образе Бога, создающего такой мир, несколько гротескно отражается основной блок потребностей, удовлетворяемых клиентом в жизни. Последующее проявление чувств клиента по поводу своей роли или созданного мира дает ответ на вопрос - а достаточно ли этого для полноценной жизни? Наталью ее мир вполне удовлетворяет. Но можно говорить о ее невыявленной потребности в зависимости - ведь эта пещера, в которой есть все, очень напоминает матку, которая удовлетворяет все потребности эмбриона. Кроме того, она пришла к выводу, что в таком мире она не Бог, а только божество, и этот мир был на самом деле создан не ею.
   Это уже третий план упражнения - какие потребности остались "за кадром".
   Елена после того, как побыла в своей пещере, вдруг увидела, что пещера целиком окружена светом. Она испытывала грусть, так как не смогла вступить с этим светом в отношения. Ей показалось, что в этом свете есть еще и другие пещеру, где живут другие люди или божества. Она сказала, что не смогла стать Богом, т.к. не она создала этот свет.
   Ее невротические потребности в этом упражнении трансформировались - если пещера была поддерживающей и защищающей маткой, то желание контакта со светом - это более зрелое проявление потребностей невротического регистра. Ее невротические и нарциссические потребности не сбалансированы - невротические могут быть удовлетворены за счет нарциссических или наоборот (например, она может видеть в важном для нее человеке идеал силы, яркости и стремится к близости с этим человеком - проекция собственных нарциссических потребностей, которые она как бы реализует близостью).
   Ольга чувствовала себя в своем мире неуютно и не знала, где же в нем Бог может найти свое место. Она поселилась между корней Мирового дерева (иногда помогая людям строить их миры), но и это не принесло ей удовлетворения. Она сказала, что переживает, т.к. люди в ее мире заняты собой и настолько совершенны, что не нуждаются в ней и не совсем ее понимают: "Они думают, что их Бог похож на человека, а я волк". Далее она посидела с человеком, который пришел, чтобы сделать собственный мир. Во время обсуждения она сказала, что ей стоило бы почаще появляться среди людей в ее настоящем виде.
   У Ольги фрустрирована потребность в близости. Страх и потребность в близости - основное содержимое ее личной терапии. В данном случае, потребность в близости ею высказана, в возможности установления и поддержания близких отношений она не уверена - неизвестно, как люди будут общаться с таким Богом и как ей вести себя. Выбранная ею роль помощника и посредника ее больше не удовлетворяет. В рамках этого упражнения можно найти ключ к некоторым повседневным проблемам клиента (3,4).
   В начале тренинга "Воссоздание будущего" участницам было предложено закончить предложение "Мое будущее - это...". Трое ответили - "...это моя семья и работа". Они создали независимо друг от друга похожие миры. Там царила гармония в отношениях между людьми, они уделили много внимания тому, каких социальных зол не будет в их мире (наркомании, алкоголизма). Двое из них предпочли жить в своих мирах как обычные люди, одна - оставаться Богом. Все отметили, что вместе с чувством свободы испытывали и затруднительную для них ответственность, связанную с контролем и координацией того, что происходит в их мирах. Если бы группа была терапевтической, работу можно было бы продолжить, спросив, что в их жизни вызывает похожее состояние.
   Ольга самостоятельно связала свои чувства растерянности и грусти, что мир в ней не нуждается, с тем, что ей трудно закончить какую-либо творческую работу. Ей трудно завершить статью или картину и передать кому-либо для публикации, т.к. она будет не нужна, а произведение начнет жизнь уже без нее. Чтоб "их не отпускать", она предпочитает дарить рисунки друзьям, а статьи долго хранит у себя, доводя их до все большего совершенства.
  
   Смысл упражнения "Бог" практически не изменяется от того, в каком контексте его проводили. В тренинге оно служило более узким и специфическим целям - изменению представлений участниц об их будущем. Если фраза в начале тренинга "Мое будущее - это ..." чаще завершалась "... моя семья", "... моя карьера", "... будущее богатой, обеспеченной, красивой женщины", "... и там все хорошо", то в конце его фраза завершалась иначе "... свободное пространство", "... это я", и "это мой личностный рост", " ... я его формирую", это отражало осознания потребности в творчестве и самореализации.
   Елена выполнила упражнение на тренинге, Светлана и Наталья - как сеанс символдрамы. Динамика проявления потребностей при этом практически не различалась. Ольга упражнение выполняла в рамках гештальт - терапевтической сессии, где терапевт в большей степени отражала ее чувства, связанные с образами. Отсюда более ясная формулировка своих чувств и потребностей по окончании сессии, чем у тех, кто выполнял "Бога" как мотив символдрамы.
   Упражнение это можно использовать в работе с созависимыми клиентами для создания потенциала собственных творческих ресурсов.
   Для шизоидных и нарциссических клиентов упражнение "Бог" может быть зеркалом того, какой становится их жизнь при проявлении только одного вида потребностей. Возможно и выявление скрытых, "запрещенных", потребностей (как у Ольги). Для невротических клиентов может быть важным проявить нарциссические и шизоидные потребности (Светлана выбрала для себя в своем мире почетную и уважаемую роль воспитателя). Возможно прояснение проекции клиента и некоторых его интроектов ("мир такой-то", "мое место в мире - это ..."). Иногда упражнение стимулирует смену привычного жизненного стереотипа: Наталья прекратила отношения с подругой, от которой чувствовала себя зависимой; Светлана на время прервала контакт со своей организацией и попробовала себя в качестве сельского учителя.
   Возможности этого упражнения достаточно велики, но показания к его применении и возможные негативные эффекты требуют дополнительного изучения.
  

Приложение.

   I. Сокращенные записи сессии "Бог" (обе протекали как почти непрерывный монолог. У Светланы терапевт концентрировал е на том, кем она является в этом мире; у Ольги - на чувствах, переживаемых ею в сессии).
   1. Светлана, 22 года. "Сначала я задам людям парадокс. К чему приведут их мечты при доведении до логического конца и до абсурда.
   Мир - Ноосфера, где разумная техническая революция не вредит природе. Идеалы людей с меньшим разбросом - нестяжательство, творчество, сотрудничество, взаимовыручка. Чтоб именно люди там все побыли и выбрали, какой мир им больше нравится - мой или тот, который есть. Я там буду среди единомышленников и друзей. Я там буду воспитывать детей, я путешествую с ними, учу их тому, что важно в этом мире. Я там увереннее и гораздо лучше слежу за собой. Вижу моря, материки, океаны. И там все светло и ярко".
   2. Ольга, 28 лет. " Я сейчас в темноте. Я стану волком с черной шерстью. Я побегу. Я бегу, бегу, бегу, вот уже образовалась плоскость. Я бегаю кругами, я их расширяю. Потом я спущусь вниз. Я сижу, молчу. Появляется золотая черепаха. Она водная, с ластами. Голова у нее в панцире. У нее внутри огонь. Я выйду вверх. Прыгаю через спину и сверну эту плоскость в сферу вокруг черепахи. Придам ей вращение, и от этого притянется темный эфир, появятся миры - и планетарные системы, и плоские миры. Появятся свет и тьма. Я из своего уса создам древо, которое пока без плодов, с листьями. Оно будет расти и достигнет границы с небытием. Я к верхушке его привяжу все миры.
   Я буду петь, и появились растения. У них жизнь циничная и есть зачатки души. Они общаются, их души сливаются, если это в лесу. Всякие растения. Я буду петь, и прыгать, и топать. Тогда появились животные, вроде крыс. Превращаются, становятся разные, красивые. Они чувствуют очень много вещей, все излучения. Естественный отбор будет, но он сложнее, т. к. попробуй поймай животное, которое чувствует преследователя. Они переходят на питание космической энергией. Когда они умирают, те, что были биороботами, уходят вниз, их поглощает черепаха, становятся плодами дерева, они там зреют, идут вверх по ветвям как духовные существа. Если захотят могут вернуться. Надо бы людей создать. Неохота как-то. Сами, однако, не появляются. Вот, холм растет у корней дерева. Я вокруг танцую, из него вылупляются люди. Для животных время линейное. А люди - у них бесконечное множество линий времени. Их тело они могут приспосабливать сами и к жизни в воздухе, и к жизни в воде. У них гораздо более широкое самосознание, они знают, что делают. Они живут каждый на большой территории, зреют долго. Я их не контролирую, пусть сами устраиваются. Они долго зреют, а потом строят свои миры, т.к. могут перевоплощаться во что угодно.
   Я путешествую. Могу быть кем угодно. Я слежу. Если мир противоречив (когда его создают люди) или в нем много зла, я делаю так, что он распадается, не причинив людям вреда. Если нормальный, помогу вывести за пределы моего мира, чтоб не мешал. Пусть сами живут. Я им советом помогаю или предупреждаю. Мир может кончиться, если черепаха проснется и поплывет откладывать яйца. Тогда он расколется, а из осколков люди создают другие миры.
   Мне грустно. Они меня не видят, думают, что я - человек, а я - волк. Некоторые думают, что я - сатана. Пойду жить в корнях Дерева. Поднимусь вверх. Вижу, черепаха плывет по темной воде, наш мир катится, как волчок. Она на песчаной косе, отложила яйца и уплыла. Я иду на косу. Смотрю - и там вырастает "Лес между мирами". Я буду жить там. Тоскливо. Люди строят храмы, мне нравится тот, где меня изображают в виде играющего ребенка. Зачем молиться? Могут сами ко мне прийти. Но приходят дети и старики. Взрослые - нет. Я чувствую, что меня им не надо. Очень уж они самонадеянны, а ведь их миры - там все что есть - это люди, только видоизменившиеся. Как им не скучно? Я жду. Вдруг кто-то придет? Пришел. Сидит рядом с яйцами черепахи. Хочет взять одно, чтоб сотворить мир, принципиально отличный от него. Сомневается надо ли это. Это юноша, рыжий, кудрявый, толстый. Когда он пришел, светло стало. Я иду к нему, рядом сидим, молчим. Он думает. Я хочу с ним поговорить. Но он думает. Не буду ему мешать. Вот он взял яйцо. Я рядом сижу".
  
   II. План тренинга "Воссоздание будущего"
   Время проведения - 2 часа 30 минут; группа из 8 человек.
   1. Знакомство. Предложено закончить фразу "Меня зовут (имя), мое будущее - это...", "Когда вам стало важно именно такое будущее?". Направлено на выяснение жизненных сценариев , черт созависимости и важных событий, повлиявших на создание жизненного сценария.
   Время - 20 минут.
   2. Упражнение "Бог".
   Группа разбивается на тройки, которые формируются так: "Выберите тех людей, которые кажутся вам наиболее близкими".
   Инструкция: "Сейчас один из вас в тройке будет Богом. Он закроет глаза и попытается представить мир, который хочет создать. Бог вслух рассказывает, какой мир он творит. Другие члены тройки задают наводящие вопросы: "А как это?", "Что ты делаешь?", "Что там еще?". Потом Богом станет другой член тройки". На каждого участника отводится 10 минут.
   Упражнение направлено на освобождение от сценариев, осознание собственных ресурсов и собственной идентичности (вопрос "А ты там в этом мире кем являешься? Всплывает спонтанно)
   3. Обсуждение.
   Какие чувства Вы испытывали в роли Бога? Как это связано с вашей жизнью? Какие новые ресурсы вы нашли в себе? Довольны ли Вы Вашим миром? Есть ли там зло? Может ли этот мир развиваться?
   30 минут на обсуждение этих вопросов.
   4. Упражнение "История".
   Инструкция: "Разбейтесь на тройки. Постарайтесь выбрать людей, которых вы знаете меньше всего. Один из вас будет героем истории, остальные - рассказчиками. Рассказчики предлагают какое-то утверждение, например "Ты, сегодня встала рано" или "Ты получила Нобелевскую премию". А герой, согласно своему внутреннему состоянию, отвечает "Да" или "Нет". Так выдумывают историю. Потом героями становятся другие члены тройки. Время 10 минут на каждого".
   Упражнение заимствовано из гештальт-терапии. Смысл его в том, что личность неотделима от своей среды. Среда всегда предлагает какие-то возможности. Ответственность человека в том, чтобы принять их или отвергнуть. Не все в среде поддается контролю.
   5. Обсуждение. Как вы себя чувствовали в роли рассказчика (героя)? Понравилась или не понравилась вам история? Что бы хотелось в ней изменить? Как это связано с вашей жизнью? Трудно ли было сказать "Да" или "Нет"? 30минут на обсуждение этих вопросов.
   6. Заключение.
   Предлагается опять закончить фразу "Мое будущее - это...". Что изменилось по сравнению с фразой, законченной в начале тренинга? Что для вас значит новое завершение фразы?". 20 минут на обсуждение.
  

Список литературы

      -- Комментированный конспект Семинара первой ступени Символдрамы по Х. Лейнеру. В сб. "Символдрама", под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001
      -- Обухов Я.Л. "Удовлетворение архаических потребностей - использование метода символдрамы". В сб. "Символдрама", под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001
      -- Перлз Ф. "Практика гештальт-терапии". М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002
      -- Перлз Ф., Гудмен П. "Теория гештальт-терапии". М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001
      -- Хломов Д.
   Семкова М.П. Упражнение "Бог" и возможности его использования... [Author ID1: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ][Author ID1: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ][Author ID1: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ][Author ID1: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ]6[Author ID1: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ][Author ID1: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ]использования в гештальт-терапии [Author ID2: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ][Author ID2: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ][Author ID2: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ][Author ID2: at Fri Dec 24 15:34:00 2004 ]7
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"