Сеновский Вадим : другие произведения.

Читаем фаворитов Бд2019

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Читаем фаворитов
  
  
  Не планировал читать все рассказы, но какие-то все же прочел, некоторые по рекомендациям в обзорах, некоторые -- просто знакомых уже авторов, ну и так далее.
  
  Сто пятьдесят рассказов.. это конечно мощно. И за каждым -- человек, со своей судьбой, своими предпочтениями, своим жизненным опытом, в общем - пестрая компания получается. Кто-то пишет от души, кто-то от сюжета, кто-то от героя, кто-то вообще фанфик пилит по малоизвестным произведениям. За один присест прочитать даже десять рассказов - это такой серьезный челлендж, рецепторы притупляются, и тут уже как при выборе одеколона в дьюти-фри, все ароматы быстро сливаются в один запах спирта с примесями, и голова уже раскалывается.
  
  Сюда буду записывать свои заметки по фаворитам и понравившимся рассказам. Откровенно пустые или 'не мои' описывать не планирую, кроме тех случаев, когда мое мнение сильно отличается от общепринятого.
  
  
  1. Граффоман - Упорядник Златуха
  
  Тяжелый случай. Тут действительно графоман со стажем, и не понимаешь, что оцениваешь - автора с его багажом, или, собственно, саму историю. Да, рассказ, конечно, короткий, хоть и видно, что насильно втиснутный в 12кб, но вокруг рассказа уже и 50кб рецензий, и комментариев вагон... То есть видно, что автору пишется легко и свободно, тут есть и желание и время. Есть у автора свое видение того, что такое литература, какие у литературы правила (do's and don'ts), в рецензиях сильно выпячены пассионарность и нравоучительство бойца-ветерана, пачками раздаются оценки 'без шансов' (я тоже такое получил, поэтому постараюсь сохранять объективность). Но это все не о рассказе.. Критика задействует другие мыслительные процессы, соответственно умение критиковать и умение писать - вещи разные.
  
  Собственно, при первичном рассмотрении рассказ вполне себе хорош. Читается гладко, стилизация 'под-старину' не кажется наигранной, персонажи живые, хоть и немного мультяшные, закваска истории несет в себе интригу. Но в итоге не срастается повествование во что-то здравое. Мальчик случайно толкнул девочку и не признался.. Ок, допустим -- что только у детей в мозгах творится. Родители девочки не пустились разбираться и искать виновника.. Хотя в прятки обычно не вдвоем играют, а толпой, посему свидетелей должно быть достаточно. То есть несчастный случай высосан из пальца, в реальности он бы развивался совсем по-другому. Дальше - 'фантастический элемент'. Заклинание, которое легко и отчасти случайно может быть запущено мальчишкой... это уже серьезная халатность взрослых, если они такое допускают, это похлеще не запертого оружия. Также, несмотря на простоту этих заклинаний, жители деревни не понимают, что вообще у них происходит. Тоже как-то неестественно, думаю, что если магия была бы так просто запускаемой, с темными силами бы деревня сталкивалась каждый день.
  
  Интересна и фигура 'упорядника' -- это такой сказочный Дед Мороз, мотивация которого совершенно не понятна взрослому человеку. У него работа такая - разруливать магические инциденты или призвание? Если работа, то делает он ее не очень хорошо, ведь он практически привел к смерти ни в чем не повинную семью. Я понимаю, что он может сильно востребован в этом мире с взбесившейся магией, но тут любой советский милиционер без стажа работы бы за полчаса разобрался.
  
  В итоге 'мир' полностью разрушается, он сыроват, и видно, что придуман для сеттинга и пересказа банальной в общем-то истории, в которой развязка не заслуживает завязки.
  
  Стиль 'хуторской фэнтези' -- тоже очень на любителя, я вот совсем не понимаю, как можно считать этот рассказ фантастикой. Всегда думал, что фантастика -- это science fiction, а тут похоже бытует мнение, что science fiction -- это научная фантастика, а фантастика, тогда -- это fiction?..
  
  И, собственно, резюме: как читатель из рассказа для себя не выносишь ничего, ничего глубокого, интересного и неожиданного тут нет. Как автор - можно действительно поучиться ремеслу, потому что с позиции техники все на высоком уровне, намного выше среднего по больнице.
  
  
  2. Гетла - Сюда трудно вернуться
  
  Очень симпатичный мне автор, рассказ которого 'Честная память' -- отличная вещь, глубокая, смешная и правдивая! Новый рассказ тоже на высоте. Щемяще-тоскливое чувство прожившей молодость пары, отсутствие жестких ориентиров и целей -- это все большинству должно быть знакомо. Кто-то критиковал за отсутствие фантастики, и да, это не science fiction, но тем не менее центральное событие является фант-допущением, соответственно не понял, почему претензии именно к этому рассказу. Хотя откровенно говоря, без фантдопа рассказ был бы даже сильнее. Неточная память, вытеснение событий, вечное самокопание, недовольство существующим -- вполне себе реальные атрибуты человеческой психики. Фантдоп -- это easy way out из ситуации, а жизнь, сволочь, она обычно не сказки в быль превращает, а наоборот как-то.
  
  Соответственно, рассказ интересен не из-за сюжетной линии, которая конечно слишком уж сказочна, даже может приторна, чтобы ее воспринимать серьезно, а из-за стиля повествования и интересных замечаний о семейной жизни, о бытовухе, из-за возможности на минутку задуматься и о своих прожитых годах, взлетах и падениях, о своих действиях и бездействиях, ну и о своей второй половинке. Добиться такого эффекта коротким рассказом -- тут точно надо талант иметь!
  
  
  3. Директор Ц - Время клоунов
  
  Еще один рассказ, в котором качество подачи все же превалирует над содержимым. Да, идея яркая - все клоуны, да круто подано хаотичное, притягивающее героев к эпицентру действо этой бессмысленной демонстрации, где читатель понимает, что все близится к печальной развязке быстрее, чем это осознает главный герой. Да, можно все это назвать интересной аллегорией. Но аллегорией чего? Тут в конце не хватило основополагающей идеи. Получается, что можно было просто закончить тем, что герой просыпается с бутылкой пива у неработающего телевизора, или, что героя на улице зовет жена, а он засмотрелся на плакат с клоуном, и т.д. и т.п., и смысл бы не сильно исказился. Соответственно возникает вопрос, а почему вообще все в клоунов превратились? Почему не в крыс (сказка), не в жуков (кафка), и так далее.. Чтобы постепенно увеличивать градус абсурда? Если бы додумать развязку, результат был бы сильнее, рассказ понятнее, читатель - довольнее.
  
  
  4. Флинт К - Алгебра и магия мертвы
  
  Первое произведение, которое можно все же полностью отнести к жанру фантастики. Если я правильно понимаю предпочтения среднего читателя БД, думаю, что большинству рассказ не понравится. Отчасти из-за киберпанк-манга-постап сеттинга (который мне, скажем, как фанату Дика-Гибсона-Стерлинга -- глубоко симпатичен, и за одно это уже рассказ я оценил бы довольно высоко), отчасти -- из-за довольно сумбурно изложенной и вроде даже специально усложненной истории. Иногда специальное усложнение хорошо, так как позволяет добиться галлюциногенного эффекта, когда читатель сам уже, как в калейдоскопе, додумывает смыслы и делает собственные выводы, которые напрямую писателем заложены не были. Для СИ и БД такого рода задача -- сесть и внимательно подумать над прочитанным, перечитать непонятое -- задача практически непосильная, нереальная, рассказ будет восприниматься как излишне замороченный. Но если абстрагироваться от конкурса, я бы все же хотел прочитать что-то, имеющее более ясную сюжетную линию, хотя бы чуть-чуть, иначе возникает чувство (оно может быть и неправильное) что автор сам не до конца понял, куда его привела собственная фантазия и решил оставить как есть.
  
  
  5. Терехов Б - Гордые сыны Баобаба
  
  Фурор среди читателей, как я понимаю, произвела 'центральная идея'. Спойлерить не буду, но это как сальная шуточка, рассказанная постаревшим ловеласом в кабинете, полным секретарш. Над ней рассказчик обычно смеется громче и дольше, чем слушатели. И не фантастика конечно, и даже не фэнтези, а фантазия, хоть и на около-биологическую/антропологическую тематику. Так что извиняйте, все же не мое.
  
  
  6. Махавкин А - Возвращение в Портленд
  
  О, редкий гость, фантастический рассказ :)..
  
  Составляющие все ок, перемешано неплохо, но все же не до конца получилось, на мой взгляд. То, что люди грустят по Земле.. учитывая, что на Земле случился серьезный ппц, и можно сказать, что гг виноваты в гибели миллионов людей.. Ну как-то не клеится это в адекватную картину. Вирус, завезенный туристами.. Ок, идеи Орсона Уэллса живут и процветают. Превращение вирусом всего в серую слизь -- тут немного не понятно, зачем это вирусу (это он так кушает? Он умеет цепляться к клеткам любых хостов? Как его можно победить?), хотелось бы, чтобы автор задумался над эпидемией, сделал ее реалистичнее, хотя для автора эпидемия - повод добавить драматизма, такой deus ex machina, но не спасающий героев и сюжет, а, как получается, превращающий все в слизь.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"