В древнем Египте культ богини Баст и ее священного животного - кошки - имел большое распространение на всей протяженности его истории.
Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).
О культе кошек упоминает Геродот, связывая его с тем, что они истребляют грызунов - врагов урожая. В подобном обожествлении проявилось, наверное, и восхищение человека чистоплотностью кошки, ее заботливостью о своих котятах. Кроме того, ночной образ жизни, загадочные, светящиеся по ночам глаза и невероятная способность мгновенно исчезать, бесшумно ступая мягкими лапами, и столь же неожиданно появляться вызывали удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым и независимым характером: хотя она и живет вместе с человеком, но при этом всегда гуляет сама по себе, никому не подчиняясь.
Кошка - грациозная и таинственная обитательница зарослей папируса; независимый, но постоянный спутник человека. Египтяне любили это животное, охотно содержали кошку дома - свидетельством этого стали многочисленные росписи, происходящие из гробниц, на которых под креслом хозяина или на руках хозяйки обязательно сидит кошка, порой схватившая с праздничного стола жареную утку или какое-то другое лакомство. На языке египтян кошка называлась "мау". Это животное стало домашним в самой глубокой древности и высоко ценилось как истребитель змей. Рысь (дикую кошку с мохнатыми ушами) египтяне называли "Мафтет" и считали благожелательным и покровительствующим им животным.
Образ кошки ассоциировался с различными божествами; как огненно-рыжий кот иногда в египетской мифологии выступает сам бог Солнца Ра. Впрочем, наиболее тесно кошка, конечно же, связана с богиней Бастет, воплощением одной из "душ" которой считалась. В храме Баст жили особо священные кошки, которых после их смерти торжественно бальзамировали. За убийство кошки приговаривали к смертной казни. Священными кошками самой Баст были кошки черной и трехцветной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии.
Имя.
Слово "Баст" состоит из древнеегипетского слова "bas-" и женского окончания "-t". Древние египтяне не записывали гласные звуки, поэтому мы скорее всего никогда не узнаем как в действительности звучало слово - "Баст" или "Бастет". Возможно имя произведено от имени "Бес" - аналогичного божества мужского пола.
В ранних источниках ее имя фигурирует как "bȝstt", где "ȝ" обозначает "алеф". В раннем древнеегипетском второе "т" обозначало окончание женского рода, но обычно не произносилось, и алеф мог слвинуться на позицию перед ударным слогом, о чем свидетельствует арамейское произношение ȝbst, так что в первом тысчелетии до нашей эры bȝstt могло звучать в египетской речи как 'obest' иьи 'ubesti'.
Что обозначает имя богини остается неопределенным. Стивена Квирк в своей книге "Древнеегипетская религия" переводит его как "Та, что из банки с притираниями". Это согласуется с наблюдением, что имя Баст было написано с иероглифом "баночка для мази (притирания)" bȝst, и что она была связана с защитными мазями.
Атрибуты и изображение
Как правило, Баст изображалась в виде женщины с головой кошки, а у её ног располагались четыре котёнка. В правой руке у нее был систрум (культовый музыкальный инструмент-трещотка, состоящий из рамки с металлическими подвижными стержнями, имел обычно рукоятку в виде кошки с человеческим лицом), а в левой - зеркало. Обычно она была облачена в одеяние зеленого цвета.
Исконно львиноголовая богиня, Бастет стала принимать облик кошки со Среднего царства. Согласно легенде, обманутая богом Ра и удалившаяся в далекую страну Бугем, львиноголовая Сехемет - владычица ярости, чумы и пламенного сражения, была умиротворена сказаниями двух павианов, которых подослал к ней Ра, чтобы солнечная богиня, его Око, вернулась на родину, в Египет, где без нее начался мор и неурожай. Соблазненная рассказами о притягательности родной земли, гневная Сехмет, возвращаясь в Египет, ступила в воды священного озера на запретном острове Абатон (совр. Бигэ), где по одной из легенд хранилось сердце Осириса.
Умиротворенная, вышедшая из священных вод озера, Сехмет сначала приняла облик кошки Бастет, а затем - ослепительной богини любви Хатхор. Таким образом, Бастет и ее слуги - кошки - считались символами умиротворения опасных сил. Изображения кошек египтяне дарили друг другу в "ночь тьмы", предшествующую наступлению паводка Нила и нового года, когда Сехмет вычеркивает из "свитков жизни" имена тех, кто должен умереть в грядущем году, - считалось, что кошка способна отвести от своего обладателя гнев яростной "истребительницы", ипостасью которой являлась.
Изображения кошки в египетском мировоззрении были не просто оберегом от потусторонних сил, но и могущественным амулетом, способствующим сексуальной активности, плодовитости, успеху в любви в целом. Кроме того, созвучие понятий "кошка" (миуит) и "гармония" (маат), делали священное животное хранителем мирового порядка: иногда шерсть в ушах кошки изображалась в виде страусиных перьев, неотъемлемых атрибутов богини Маат.
В храмовых мастерских изготовляли большое число изображений кошек из бронзы и дерева. Покупая такое изображение и жертвуя его Бастет, т. е. помещая его обратно в храм, египетские паломники надеялись обрести благоволение и покровительство богини. Бастет изображалась при этом как в облике женщины с головой кошки, так и просто в облике кошки, рядом с которой находятся четыре котенка, каждый из которых символизирует одну из сторон света и ее умиротворение великой богиней.
Отождествления
Первоначально Баcт почиталась как дочь (или жена) Ра, его Око и помощница в битвах с Апопом. Кот считался у египтян одним из воплощений бога Солнца Ра: в "Книге мертвых" он сражается при дереве ишед (сикимора) со змеем Ими-Ухенеф.
В надписях из гробниц царей 19 и 20 династий восхваляется царственный Ра и приводится следующая поэтическая устойчивая формула: "Ты - великий кот, мститель богов".
Культ Баст к концу Древнего царства начинает сливаться с культами Тефнут, Сохмет и других богинь-львиц. В эпоху Нового царства Баcт отождествлялась с Мут и Хатхор; в Поздний период Баcт - доброе божество любви, веселья, музыки, олицетворение плодородных сил Ра, часто отождествляется с Исидой. Сын Баст - Махес, бог бурь и непогоды, почитавшийся в восточной части дельты Нила в облике камышового кота. В некоторых случаях Баст отождествлялась с Мут, Тефнут, Сехмет и Хатор. Отец её - Солнце; мать - Хатор-Луна. Нут, богиня небес, - сестра ей, а брат её - Хонсу, изгоняющий злых духов. Муж - Бес.
Бастет (греч. Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой[4], (также иногда она отождествлялась с Афродитой). "У египтян Аполлон называется Ором, Деметра - Исидой, а Артемида - Бубастис." Геродот, 2. 137.
Хотя Баст, как правило, отождествляли с нежной, творящей энергией Солнца, через своих священных кошек она также была связана с Пашт (Луной). Пашт, Рвущая на Части была темным аспектом Черной Луны, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха, божеством возмездия, мести и ужаса, которое могло следовать за человеком куда угодно, чтобы наказать его за прегрешения. Богиня Пашт не страшилась смерти, ибо была сильнее ее и обладала способностью к реинкарнации.
Священный город
Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X-VIII веках до н. э. - столица XX нижнеегипетского нома город Бубастис (Βούβαστις), грецизир. от Бу-Бастет- "Место Бастет"; егип. Пер-Баст- "Дом Баcт", иврите Pî-beset ("Дом Бастет").
Первые упоминания о Баcт встречаются в период правления IV династии; самый древний храм богини построен фараоном VI династии Пепи I в Бубастисе.
Приблизительно в 950 г. до н. э. фараон Шешонк I расположил в этом городе свою столицу, и оттуда культ богини Бастет распространился по всей стране. Греческий историк Геродот, который в 450 г. до н. э. побывал в этом городе, рассказывает о построенном там великолепном храме около 300 м в длину, посвященном Бастет. Здесь жили тысячи кошек, за которыми смотрел специальный, уважаемый всеми жрец. В красиво украшенном зале шириной 30 м, окруженном рвом с водой, возвышалась метровая статуя богини.
"Хотя и другие египетские города расположены высоко, однако, по-моему, самые значительные насыпи находятся у города Бубастиса. В этом городе стоит знаменитый храм [богини] Бубастис. Есть, правда, и другие еще более обширные и великолепные святилища, но ни одно из них так не радует взор, как этот храм". Геродот, 2. 156
"Святилище же Бубастис (Баст) вот какое. Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 футов и осенён деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий и украшено замечательными статуями в 6 локтей вышины. А святилище расположено посреди города (Бубастиса), и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон. Оно ограждено стеной, украшенной рельефами, а внутри его- роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в одну стадию. От входа ведёт дорога, мощёная камнем, около 3 стадий длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра. По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья" Геродот, 2. 138.
Священные кошки
Кошка, священное животное богини Баcт, почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. О культе кошек упоминает Геродот (II; 66,67), культ их связывался с тем, что они истребляют грызунов - врагов урожая. В эпоху Древнего царства кошки ассоциировались с богами-змееборцами; известен (плохо сохранившийся) миф о кошке - дочери Солнца и его Оке (поэтому на груди у статуэток священных кошек часто изображали Око Уаджет).
Египтяне отдавали почести кошке, особенно в тех случаях. когда ее мех был чертным, трех цветов или же глаза различных цветов.
Для жрецов кошка была символом магнетических сил Природы, и они окружали себя этими животными ради астрального огня, исходящего от тел животных. Кошка также была символом Вечности, потому что во сне она лежит свернувшись так, что голова и хвост соприкасаются.
Почти у каждого египтянина была дома кошка - за ней ухаживали как за самым дорогим существом, многие египтяне носили деревянные, глиняные или металлические амулеты этой богини. Если в доме начинался пожар, кошку выносили из огня даже раньше, чем детей. Кошки находились под особой охраной: если человек случайно, а тем более умышленно, убивал кошку, это каралось смертью; случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. Вот, что отмечает Геродот относительно почитания священных животных, в том числе и кошек:
65. <.. > Обычаи же, связанные с [почитанием] животных, вот какие. Для ухода за животными каждой породы назначены из египтян особые служители- мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывает своё благоговение перед священным животным следующим образом. После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным. Таков способ почитания этих животных. Если кто-нибудь умышленно убьёт какое-нибудь из животных, того карают смертью; если же - неумышленно, то платит пеню, установленную жрецами. <...> Во время пожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те всё же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околевает кошка, то все обитатели дома сбривают себе брови".
Когда кошка умирала, вся семья надевала траурные одежды, пела погребальные песни, а в знак горя люди выщипывали себе брови. Умершее животное натирали благовонными маслами и бальзамировали-только тогда, по представлению безутешных хозяев, душа их любимой кошки могла вновь вернуться в ее тело. Мумию кошки заворачивали в пестрое погребальное платье, укладывали в маленький гроб из дерева, бронзы или известняка, а затем хоронили на специальном кладбище. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки и даже мумии мышек.
Мёртвых кошек хоронили в Бубастисе, в специальном священном склепе (Геродот. II; 67). В 1890 г, археологи нашли целое кошачье кладбище вблизи Бубастиса; в районе Саккара, помимо Серапеума, в I тыс. до н.э. были созданы огромные кладбища кошек, шакалов (воплощений бога Анубиса), ибисов и павианов (воплощений бога Тота) и соколов (воплощений бога Хора). Исследуя останки найденных там кошек, ученые пришли к выводу, что они уже во многом отличались от диких кошек.
Персидский царь Камбиз во время войны против фараона Псамметиха III воспользовался этим. Полиэн (III, 9) рассказывает об осаде г. Пелусия, затянувшейся вследствие отчаянного сопротивления египтян, запасшихся множеством орудий, кидавших из пращей камни, горящие головни и стрелы. Камбиз овладел городом, выставив впереди войска египетских священных животных, что повлекло сдачу со стороны гарнизона, опасавшегося ранить кошек, ибисов и собак. Египтяне сдались. Они считали, что лучше проиграть битву, нежели ранить или убить почитаемое животное.
Празднество Баст в Бубастисе
Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Баст, которые сопровождались плясками."Всенародные празднества египтяне справляют не один раз в году, а весьма часто. Чаще же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь Артемиды и затем в Бусирисе в честь Исиды. Ведь в этом городе находится самый большой храм Исиды. Расположен же этот город в середине египетской Дельты (Исида - это египетское имя Деметры). Третье празднество бывает в городе Саисе в честь Афины, четвертое - в Гелиополе в честь Гелиоса, пятое - в городе Буто в честь Латоны, шестое - в Папремисе в честь Ареса." Геродот, 2.59
"Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причём на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвёртые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей". 60.
Нынешнее положение.
Сегодня кошка в Египте снова в почете. Древнеегипетские традиции сливаются тут с исключительным уважением, которым кошка пользовалась у оседлых арабов. Уважение это было в значительной степени обусловлено тем, что пророк Мухаммед был благосклонен к кошкам, и это рекомендовалось для подражания всем мусульманам: "Пророк, да пребудет над ним милость Аллаха, сказал: "Кошки не нечисты и не мешают молитве". Любимую кошку пророка звали Муэсса. Она часто отдыхала на его халате, а когда пророка однажды позвали на молитву, он не захотел беспокоить кошку и отрезал тот кусок одежды, на котором она лежала.
В арабском языке кошка имеет 19 наименований, из которых только три заимствованы из других языков. Больше наименований имеет только лев - 21.
Литература
Конвей Д.Дж. Мистерии и магия Луны, АСТ, М., 1998
Рак И. В. "Египетская мифология" // Именной и предметный справочник-указатель - Издание 2-ое, переработанное и дополненное. - СПб.: "Журнал "Нева"", Летний сад, 2000
Тураев Б.А. 'История древнего Востока. Том 2' \\под редакцией Струве В.В. и Снегирева И.Л. - Ленинград: Социально-экономическое, 1935
Quirke, Stephen (1992). Ancient Egyptian Religion. London: British Museum Press.