Середа Владимир Афанасьевич : другие произведения.

Смысл жизни человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Смыс жизни необходимо знать, ибо бесцельное перемещение по жизни ведёт к страданиям.

  
  
   Смысл жизни человека и способы мышления.
  
   Это, наверное, самый важный вопрос для каждого человека и всего человечества. Сейчас многие привыкли считать, что каждый человек сам определяет смысл и цель собственной жизни, а вот единого для всех смысла у жизни нет.
   Тут хотелось бы обратить внимание на бесконечное многообразие мира, окружающего нас. И всё находит в нём своё место: хочет человек верить в приведений, обязательно встретит призрака. Верит в существование снежного человека, найдёт массу тому подтверждений. Да хоть в летающие тарелки инопланетян... А не захочет в это верить, то так и будет, все эти следы и видения воспримет в качестве абсурда.
   Та же история и с физическими законами, где на каждый закон отыщется исключение. Реальность настолько богата, что содержит любую возможность и человеческую фантазию в том числе. Только в нашей Галактике имеется, не менее 150 миллиардов звёзд, в окружающем пространстве, в зоне видимости телескопов, не менее тех же 150 миллиардов галактик больших или меньших чем наша. И всё это существует, по крайней мере, десяток миллиардов земных лет, если не больше. А теперь задайте событие со сколь угодно малой вероятностью существования, но масштабы Вселенной и время её существования дадут сто процентную реальность существования этого события, как сказано в одном известном фильме: "Когда-то давно, давно в одной далёкой, далёкой галактике...", всё это имело место.
   Было бы слишком самоуверенно считать, что раз человечество запустило несколько сот спутников в космос, то тем самым познало Вселенную.
   Возвращаясь, к смыслу жизни, не трудно понять, что раз мир содержит всё, то в нём есть место и для некой категории всеобщего смысла жизни. Проблем при этом возникает несколько и прежде всего каким критериям должен отвечать этот смысл, к чему он должен вести человека. А это уже следующая проблема, -- требующая ответа на вопрос, а вообще-то что такое человек? Чем он отличается от всех остальных, живущих на планете? Почему не возникает проблемы с поиском смысла жизни у коровы? У льва? У дельфина, мозг которого развит в весьма значительной степени? Все эти животные и насекомые, не "мудрствуя лукаво", живут, так как жили их предки миллионы лет, практически не меняя своих привычек.
   Мы говорим, что человека от животного отличает разум. Количество проблем возрастает -а что это такое разум? Когда он появляется у человека и у каждого ли? И каких пределов способен достигнуть? Легко сказать, разум это способность мозга накапливать информацию и представлять в некой взаимосвязи, которую мы привыкли называть мировоззрением. Но если с накоплением информации, более менее ясно, - типа, получая её посредством чувств, накопленное количество её определено объёмом нейронов в мозгу человека. То чем определяется взаимосвязь между информацией, на основании какой системы человек систематизирует эту информацию, формируя своё представление о мире?
   Получать и хранить информацию этого ещё не достаточно, биологи считают, что слоны за свою жизнь ни чего не забывают, и живут они достаточно долго, срок их жизни сравним со сроком жизни человека, но вопрос о разуме слонов не возникает. Сейчас созданы носители информации способные вместить потрясающее количество информации, но и в этом случае о разумности их разговора нет. Это одна из проблем создания искусственного интеллекта, каким образом он должен воспринимать имеющуюся у него информацию, что бы иметь целостное представление о мире и о своём месте в нём. Эта же задача решается и просто интеллектом. Но согласитесь у дикаря-язычника восприятие мира, а значить и интеллект, скажем так, несколько отличается от восприятия мира человеком из цивилизованного мира. Мало того у младенца восприятие мира и самого себя, отличается от восприятия мира подростком, и, уж тем более, взрослого человека. Этот опыт развития мировоззрения имеется у каждого из нас, и мы можем проследить, что мы думали "когда я был маленьким", и как воспринимали мир, что ценили превыше всего, будучи подростками. Почему у разных людей столь большое различие в интеллекте? Во многом это уже проблема способа мышления. Интересно, что у племён, находящихся на достаточно ранних этапах развития, есть обычай перевода подростка-юноши в разряд взрослых-воиной, при этом юноше часто приходится выдержать достаточно суровое испытание. В нашем, так называемом цивилизованном обществе, достаточно получить профессию, получить работу, что бы считаться взрослым. Но изменяет ли это способ восприятия мира, способ мышления человека? Какими способами мышления мы обладаем? Ведь именно способ мышления зачастую и определяет интеллект человека, а значить и цель его жизни.
   Самый примитивный тип человеческого мышления, - ассоциативный. Этот способ мышления обусловлен так называемым условным рефлексом, когда явление или предмет вызывает воспоминания с ними связанные. Увидел стакан, появилась мысль о воде, о выпивке, о встрече с друзьями... Ассоциативное мышление часто определяет и ход дружеской беседы, когда начавшись с одного, разговор самым причудливым образом приходит к совершенно неожиданным темам.
   Ассоциативное мышление подобно скольжению вдоль цепочки ассоциаций. Ход мысли при этом практически не контролируется, сосредоточение весьма и весьма затруднено. Мышление на этом уровне трудно назвать сознательным процессом, в лучшем случае сознанием оно отслеживается, но не управляется. Ассоциативное мышление способствовало зарождению первобытных верований, так называемых табу. С этим явлением в большинстве случаев хорошо знаком каждый из нас. Перед всяким важным событием у нас возникает беспокойство в благоприятном его решении, невольно все предшествующие события начинают связываться со столь важным событием жизни. На пример, идя на экзамен, человек спотыкается в некотором месте, экзамен ему удаётся блестяще выдержать. И теперь ему хочется верить, что и следующий экзамен он столь же успешно выдержит, если споткнётся на том же месте. Подобного рода суеверия живучи, и множество бессмысленных примет передаётся часто из поколения в поколение. Часто мы сами себя стараемся подбодрить, придумывая собственные приметы. Очень важным аспектом ассоциативного мышления является, скажем так, предел "скольжения" ассоциаций. Что связано с прерыванием цепочки ассоциаций, по идее ассоциации не должны останавливаться, цепляясь одна за другую они должны вскрыть все взаимосвязи, но в реальности их достаточно быстро останавливает эмоция "достаточности", на пример, глядя на стакан, возникает мысль о воде и жажде, но отсутствие жажды прерывает цепочку ассоциаций, отсутствие потребности прерывает интерес. Ассоциация переходит к другой цепочке.
   Следующий способ мышления эвристический. Когда уже делается попытка контроля за "скольжением" вдоль ассоциаций. Когда человек постоянно задаёт себе вопрос -"Почему?". Почему у меня возникает эта ассоциация, с чем это связано? К чему она меня ведёт? И куда мне её направлять? Где останавливать?
   Это уже попытка установить контроль над мыслью, попытка сосредоточения. В первом приближении это тоже ассоциативное мышление, когда в качестве главной ассоциации к каждому предмету или явлению цепляется вопрос - "Почему?". Вопросы могут быть самые различные, но они должны требовать ответа. И вести мысль к поиску ответа на поставленный вопрос. Здесь роль сознания более значительна, оно управляет вопросами. Но в действие вступает следующий ограничительный фактор - эмоция понимания. Цепочка вопросов разрывается, наткнувшись на ощущение ясности (понимания). Классическим примером этого является история с Архимедом, который сосредоточившись на решении задачи, опускался в ванную, и вид выплеснувшейся из ванной воды способствовал появлению у него сильной эмоции -"ПОНЯЛ!". Он закричал: "Эврика!". Необходимость дальнейшего решения задачи отпала. Он перестал задавать себе вопросы.
   Очевидно, что главным ограничивающим фактором в данном случае выступает практическая полезность найденного ответа. Хотя, при желании, найденная закономерность далеко не окончательна, проблемы взаимодействия в жидкости законом Архимеда далеко не исчерпываются. Но эмоция понял процесс остановила. Так и у всякого человека, цепочка ассоциаций быстро приходит к какому-то вполне определённому желанию, которое вызывает действие, для его удовлетворения.
   Почему следует обратить особое внимание на этот процесс? Дело в том, что всякое явление имеет много уровней, в качестве примера очень нагляден пример с представлением о материи в современной физике. Так в простейшей механике материя представляется в виде объектов с определёнными идеализированными свойствами, для более тонких исследований уже представляется в виде молекул, объектов, свойства которых отличны от принятых в механике. Следующий уровень - атомы, дальше элементарные частицы и т. д. Уровень понимания в каждом случае ограничивается практической потребностью. Хозяйке, что бы приготовить жаренного цыплёнка совсем не обязательно знать цитологию (науку о клетках).
   Таким образом, уровень отношения к миру ограничивает мышление, останавливая его на некоторой удовлетворённой потребности. Отсюда понятно, что мышление, а значить и интеллект человека определяют его потребности. А что определяет потребности человека?
   Эвристическое мышление быстро приводит человека к главному вопросу: "Что есть я? И что мне необходимо? Что определяет мои действия? Что такое для меня добро, а что такое зло, и в чём я вижу различие между ними? Что такое свобода?". Если человек хочет освоить следующий уровень мышления, то он не должен отвечать на эти вопросы цитатами из учебников или полагаться на чей-то авторитет. Пускай примитивно, но он должен сесть и сам ответить на каждый из этих вопросов. В этом и заключается философия - в развитии собственного мышления. Простые вопросы, типа: "Как я двигаю рукой? Замечаю ли я это? В какой степени контролирую функцию многих сот мышц, задействованных в этом процессе?".
   Очень быстро возникает понимание того, что собственно возможности личности более чем ничтожны, практически все жесты это непроизвольные подсознательные движения. Руки и ноги осуществляют привычные движения, в лучшем случае, выполняя намеченный сознанием план действий, а часто совершенно не контролируемые сознанием. В качестве примера хочу привести случай, очевидцем которого имел несчастье быть. В самом начале 80 годов я работал на шахте, в процессе работы возникла необходимость пойти с какой-то целью в мехцех вмести со слесарем, работником шахты. В мехцеху на токарных станках обрабатывали буровые штанги, стальные шестигранные пруты длинной до четырёх метров. Зажатый одним концом в станке, другой конец штанги торчал из станка и вращался не очень быстро. Мы с механиком шли впереди, а слесарь следовал за нами, и вдруг сзади раздался вскрик. Обернувшись, увидели, что слесарь прижал правую руку к животу левой рукой и орёт благим матом, а на ближайшей штанге вращается его рукавица, за которой тянется нечто белое нитевидное. Оказалось, что он, по совершенно не понятной причине, схватился за вращающуюся штангу, рукавица намоталась на последнюю и оторвала ему большой палец, вырвав из руки и сухожилие, которое и тянулось, наматываясь на штангу. А теперь скажите, кто заставил его схватиться за штангу? Был ли это сознательный поступок?
   Думаю каждый из нас ловил себя на невольных движениях, внезапно отскакивая от неожиданно возникающей угрозы. В условиях стресса подсознание действует совершенно самостоятельно, а мы потом с удивлением пытаемся вспомнить собственные действия. Паника это результат именно такого взаимоотношения между сознанием и подсознанием, - в момент паники подсознание берёт управление на себя, и человек начинает вести себя ни чем не отличаясь от животного, инстинктивно.
   Подсознание вполне успешно может обходиться без сознания- собственно личности. Так живут животные, умственно неполноценные люди и маленькие дети. Следует признать, что личность для подсознания всего лишь один из органов, множество которых находится под его управлением, и как у каждого органа организма есть своя функция, необходимая для обеспечения функционирования организма, такая функция есть и у создания-личности. Вот ещё один ключевой вопрос: "Какую функцию для организма выполняет сознание-личность?". Это тоже вопрос, на который необходимо ответить самому.
  
   Сознание-личность.
  
   Надеюсь, теперь понятно, что, отыскивая цель и смысл жизни, необходимо выделить собственно личность, так как интересен смысл существования конкретной личности. Организм, чьим существованием занимается подсознание, элемент вида, и занят обеспечением выживания всего вида, как элемента более широкой экологической системы планеты. А вот личность больше занята проблемами собственного существования. Конечно, подсознание обладает мощными рычагами воздействия на личность, заставляя последнюю стремиться к достижению поставленных перед нею целям, но насколько эти цели совпадают с интересами самой личности?
   Интересы сознания-личности следует определить исходя их выполняемой им в организме функции. А функция эта проста - подсознанию необходимо иметь наиболее эффективное решение по удовлетворению потребностей. В виде желания задание выдаётся сознанию, при удовлетворении желания следует награда - удовольствие, если желание не удовлетворено, незамедлительно следует наказание - злость, тоска, отчаяние, досада и т.п. Арсенал наказаний очень богат и разнообразен. Таким образом осуществляется взаимодействие между подсознанием и сознанием. Процесс этого взаимодействия гораздо сложнее представленной системы "кнута и пряника". Дело в том, что подсознание функционирует в мире, построенном сознанием с помощью веры. Если мы верим, что можем замёрзнуть при одном градусе мороза, то и замерзаем. ( Это из Ильфа и Петрова, они первые сказали: "Французы легковерный народ, они верят, что можно замёрзнуть при одном градусе мороза. И замерзают!).
  С помощью веры сознание-личность формирует мир, представление о добре и зле. А уже подсознание начинает управлять сознанием-личностью, направляя его к добру с помощью "пряника" и отваживая от зла с помощью "кнута".
   Можно конечно принять эти условия, и безоговорочно делать всё, что способствует появлению ощущения удовольствия, стремиться только к удовольствиям. Но в этом случае сознание-личность быстро учиться "обманывать" подсознание с помощью наркотиков, извращений, различных механических и пр. приспособлений получать удовольствие, совершенно не считаясь с последствиями этих действий для всего организма. Для его главным становится само удовольствие, а если нет удовольствий, то зачем тогда и жить? Это тоже стратегия, но в результате получает страдание и мучительную гибель.
   Эвристический способ мышления приводит к выделению интересов сознания-личности из интересов организма, определению функции личности. Для эффективной деятельности которой необходимо получение большого объёма информации и эффективная её переработка. Информацию поставляет подсознание посредством органов чувств, но всегда необходимо помнить, что это препарированная информация. То есть между органами чувств и сознанием находится своего рода "чёрный ящик", в котором информация приобретает вид, необходимый сознанию, для решения конкретной определённой подсознанием задачи. В качестве примера, - заходите вы в тёмную комнату и видите: затаился кто-то в углу у окна, у кресла застыла в угрозе чудовищная жаба... Но, включаете свет, - и, в углу штора сбилась в комок, а у кресла просто лежит подушка... Процесс распознания сложен, и часто мы с трудом узнаём знакомые предметы. На этом свойстве основаны и рисунки-загадки, в которых прячут несколько изображений.
   Таким образом, всё более чётко определяется смысл жизни, не для всего организма в целом, но для конкретного сознания-личности. Сейчас уже необходимо определиться и с самим понятием сознания-личностью и подсознанием, определив сущности каждого из них. На первом месте, конечно, находится подсознание, оно заправляет всем в организме и всегда в бодрствующем состоянии, оно управляет работой сердца и печени, почек и мозга, кровотоком, от него зависит каждый прыщик на коже и само состояние кожи. Оно присуще всему живому.
   Следующим я бы выделил сознание, как среду взаимоотношений между подсознанием и личностью. Сознание позволяет ощущать, но не позволяет идентифицировать себя. Особенно хорошо оно определено во сне, когда мы нечто осознаём, но действия наши определяются не нашей личность. В момент стресса так же присутствует сознание но отсутствует личность, мы получаем информацию, но не более, все действия определены подсознанием, взять себя в руки очень трудно.
   И последнее в этой троице, личность - способность оценить ситуацию и принять решение. Личность отключается во время сна и стресса. Но личность это как раз и есть наше "Я", то, что мы подразумевает под собственным интересом. Процесс формирования личности длителен и длится всю жизнь, и следует признать, что это и есть подлинный смысл жизни человека, единственное, что заберёт он с собой на тот свет, оставив на этом тело своё вмести с подсознанием и сознанием. Что и будет его тем светом!
   Как огромная постройка строится из множества кирпичей, так и личность человека строится из его впечатлений, из его эмоций радости и горя, ненависти и любви, отчаяния и вдохновения... Можно построить величественный храм, а можно скотобойню... и тот, кому удастся построить этот храм будет счастлив каждый миг и на этом и на том свете, а тот, кто слепит бойню, уже на этом свете будет жить в аду безумия, шизофрении и паранойи, и кончит самоубийством.
  Вот такие мысли возникают при поиске цели и смысла жизни, а вот как построить величественный храм собственной личности это уже тема другого разговора.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"