Сергеев Максим Алексеевич : другие произведения.

Снятие терминологических противоречий в богословской антропологии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Спор дихотомистов и трихотомистов в области богословской антропологии понуждает обратиться к первопричине противоречия между ними.
  Итак, дихотомическая модель человека выглядит так:
  
  душа - тело
  
  Трихотомическая же модель имеет такой вид:
  
  дух - душа - тело
  
  При знакомстве с трихотомической моделью, как её понимают многие трихотомисты, выясняется, что они никакие не трихотомисты, а нарушители логического деления, ибо в их случае "дух" они понимают как "ум" ("разум"), а душу - как "сердце".
  
  Таким образом, эти псевдотрихотомисты просто дают модель человека с нарушением правил логического деления и в один ряд ставят ум (под видом духа), сердце (под видом души) и тело. Это всё равно, что дать такую типологию: человек состоит их души скелета и мускулатуры; или такую: дух, голова и туловище.
  
  Иначе говоря, псевдотрихотомисты понимают трихотомию неадекватно, понимая под "духом" высшую часть реального духа - ум, а под "душой" - сердце (чувственный аспект духа, наиболее близкий к телу). Модель псевдотрихотомистов выглядит так:
  
  
  дух (разум) - душа (сердце) - тело
  
  Это просто более подробная в духовном аспекте дихотомическая модель. Т. о. псевдотрихотомисты - это тоже дихотомисты.
  
  
  Настоящие трихотомисты рассматривают термины модели
   дух - душа - тело иначе: дух у трихотомистов это сердце, воля и разум в их единстве, неслитности и нераздельности; а душа - это жизнь (лат. anima -- жизнь), т.е. энергийный аспект природы.
  
   Дух - жизнь - тело
  (spiritus - animus - corpus)
  Вот как выглядит трихотомическая модель на самом деле.
  Дух: сердце, воля, разум
  Жизнь: биологическая (существование), социальная (поведение), психологическая (сознание)
  Тело: туловище, конечности, голова
  
  Мы можем нарисовать и таблицу, соединяя в ней антропологическую типологию - "тело, жизнь, дух" - с типологией "единое, многоединое, многое".
  
  
   МНОГОЕ МНОГОЕДИНОЕ ЕДИНОЕ
  
  
  Д
  У РАЗУМ ВОЛЯ СЕРДЦЕ
  Х
  
  
  
  Ж
  И
  З СОЗНАНИЕ ПОВЕДЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
  Н
  Ь
  
  
  
  Т
  Е ГОЛОВА КОНЕЧНОСТИ ТУЛОВИЩЕ
  Л
  О
  
  
  
  Рассмотрим более подробно эту модель. Единое начало - для тела - это туловище. Оно, как ствол дерева, из которого и через которое растут конечности (ветви) и голова (вершина). Конечности представляют собой начало многоединства, как взаимодействия: руки, ноги, состоящие из единства множества членов. Голова - это единичность, уникальность, носитель личностности.
  
  Жизнь: единое начало здесь - сама физиология тела, его жизнь, процессы в нём, сущестование. Многоединое начало жизни - это поведение, общественная жизнь жизнь. Личная жизнь - это жизнь индивидуальная, внутренняя, сознание.
  
  Дух состоит из сердца как основы, ядра, единого начала в духе; воли - как начала многоединства и разума - аналитического, дифференцирующего начала;
  
  Дух это оформляющее начало, начало организующее, структурирующее. Тело - начало содержательное, субстанциональное.
  Жизнь - это среднее, синтетическо, начало действия, движения.
  
  
  
  
  Человек в отличие от ангела и животного - по христианскому вероучению - происходит от человека, т.е. от первочеловека - Адама, который был создан Богом как синтез животного тела и ангельского духа. Человек не происходит от животного или ангела, Богом человек создан человеком, хотя и последовательно - сначала тело, а потом дух, который Бог вдохнул в тело, и человек стал "душою живой". Т.о. человек ни эволюционировал из животного и ни эманировал из ангела. Душа человека не предсуществует, воплощаясь потом в тело, и не возникает путём эволюции из животного тела. У ангела нет плоти, его тело энергийно; у животного нет субстанционального духа (души), он энергиен, а потом не бессмертен. У человека субстанциональны и дух и тело.
  
  Нас зачинают, и мы рождаемся уже в единстве духа и тела - душою живой, по причине этого имеют место быть негативные мировоззренческие и жизненые последствия: отождествить всю природу нашу с живой организованной плотью, смешать и не отличать духа от тела, сделать дух следствием организации живой материи. Смерть разрушает это земное плотское смешение духа и тела, ущербное для духовной жизни и существования, но смерть лишь другая крайность в отношении плотской жизни, ибо если последняя есть неразличение духа и тела, то первое их разделение. Но изначально Богом было установлено не разделение и слияние, а соединиение и различие духа и тела. А целью было полное одухотворение тела и воплощение духа и обожение природы человека. таовая цель будет достигнута во всеобщем воскресении, которое есть синтез - победа равно над смертью и плотской бездуховной жизнью. Аминь
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"