Сергеев Сергей Кузьмич : другие произведения.

Откуда он взялся, такой народ?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Завезли поляки.

   Как произошло, что в благополучном, давно отвыкшем от дикости обществе, недавно сообща преодолевшем невиданные беды и принявшемся обустраивать свой быт, возобладала склонность к насилию и убийствам? Причём проявилась она сперва в одной небольшой части общества, но потом - распостранилась на большинство, которое довело страну и до артиллерийских обстрелов, и до разрухи. Понятно, что людей науськивали и натравливали, как злобных псов - но не все поддались на провокацию. Не подверженные этой склонности - ушли в безнадёжную глухую оборону: ведь жить рядом с убийцей, пусть даже с обезоруженным - немыслимо! Науськанные же - проявляют невообразимое упрямство и неудержимость в совершении злодеяний. Одна надежда, что убийц, подобно ветру, сдует в беспечную Европу. Поэтому - в ожидании очистительного ветра следует молиться на ЕС. Но как такое вообще сделалось возможным? Откуда взялась эта бацилла истребления?
   Она называется - украинская национальная идея. Выясняется, что к её выращиванию приступили ещё с начала XIX века, и проявилась она сперва совсем невинно - как создание письменного малороссийского языка, на основе которого веком позже была создана украинская мова. Но уже первые движения в этом направлении показали, что этот создаваемый язык не только не терпит рядом с собой исконного народного языка - северского, но даже упоминания о нём! Да так, что слабые попытки северцев создать письменный северский язык теперь имеют лишь академический интерес. Так культивируемое дерево при должном уходе со временем подавляет пытающиеся вырасти рядом неухоженные деревья. А теперь - и малороссийский язык попал в положение примитивного хуторянского языка, аналогичное положению северского языка.
   Известно, ко времени заключения Кревской унии 1385 года почти все земли нынешней Украины входили в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Эти земли были населены монолитным народом, говорившим на диалектах северского языка. Было и незначительное количество инородцев: ятвяги - на Волыни, белые хорваты, даки и карпы - в Прикарпатье. Буджак же и Северная Буковина - входили в Молдавское княжество со столицей в Сучаве, Карпаты - в Королевство Польское, а Закарпатье - в Венгерское королевство. Молдавское княжество - между Днестром и Дунаем - также было населено одним из северских родов - потомками тиверцев, при постепенно возраставшей численности волохов.
   Ещё в 1340 году Галицко-Волынское княжество было захвачено Королевством Польским, а в 1434 году из его земель было образовано Русское воеводство с центром во Львове, входившее в состав Малой Польши. К этому времени его население было разноплемённым: руснаки, бойи, белые хорваты, даки, карпы, поляки и евреи.
   После заключения Люблинской унии 1569 года земли южнее Припяти вошли в состав Королевства Польского и на них начало интенсивно развиваться товарное производство зерновых культур. Для этого было организовано переселение православных крестьян из Русского воеводства на земли Подолья, Брацлавщины и южной Киевщины, включая Левобережье, причём главы крестьянских семей наделялись земельными участками в 1 лан (18 га) с освобождением от арендной платы и барской повинности на 20 лет. Одновременно шляхта получала крупные земельные наделы, на которых развивались панские фольварки. Все эти принадлежащие Короне земли в просторечии именовались Украиной.
   В конце 15-го века кочевники из Великой Черкассии покинули степи Крымского ханства и осели на левобережье Днепра - на юго-запад от Северской Земли - принадлежавшем тогда христианскому ВКЛ. Вскоре они перебрались и на Правобережье, где положили начало множеству селений, в название которых входило слово "Черкасское" и даже основали городок Черкассы. Они говорили на диалектах разных языков, но немного понимали по-церковнославянски. Это позволило им вскоре освоить северский язык, но не помогло расстаться с кочевыми обычаями. Они занимались преимущественно охотой вблизи богатых дичью берегов Днепра - казаковали - и стали называться днепровскими черкасами или же казаками.
   Тем временем, льготы по арендной плате в польской Украине стали заканчиваться, и арендаторы попали в крепостную зависимость: их вынуждали оплачивать аренду земли работой в фольварке землевладельца сперва 3, а потом - до 6 дней в неделю. Молодёжи это было не по нраву, и она стала избегать работы на земле. Престижно было податься в реестровые казаки - это избавляло от крепостной зависимости. Однако число мест было небольшим, и приходилось подаваться в вольные казаки, в окружение черкасов, и заниматься охотой. В процессе взаимного общения черкасы переняли язык прибывших руснаков и подолян, хотя и сохранили множество слов из своих исконных языков. Так постепенно сформировался малорусский язык.
   Уже в 16-м веке на Правобережье произошло казацко-антикрепостническое восстание Косинского, а затем Наливайко - уже и с антиуниатскими мотивами.
  В дальнейшем произошло множество менее масштабных восстаний. Поскольку льготы по арендной плате в основном закончились и везде возобладала непомерная барщина, то везде на Брацлавщине, на Подолье и на южной Киевщине установились взрывоопасные условия взаимной ненависти между крепостными крестьянами - с одной стороны, и владельцами фольварков вкупе с их управляющими - с другой.
   Самые отчаянные и безродные казаки переселялись на острова в низовьях Днепра, Буга и Днестра, входившие во владения Оттоманской Порты, оборудовали в зарослях летние военные лагеря с одинаковыми названиями "Сечь", а кормились - охотой, набегами и грабежом. Зиму же они пережидали в сёлах выше Днепровских порогов. После восстания Наливайко на вольных казаков была наложена баниция (они были объявлены вне закона), поэтому набеги на польскую территорию не производились.
   Показательна фигура Сагайдачного. Он был родом из Русского воеводства (Галичина), из православной шляхетской семьи, учился в Острожской школе на Волыни. В самом начале 17-го века прибыл на Сечь (тогда Базавлуцкую), где с 1605 по 1610 годы был кошевым атаманом, несколько раз избирался гетманом нереестровых казаков, а с 1606 по 1616 годы возглавлял многочисленные, направляемые поляками, набеги на турецкие и крымские приморские города, получил известность как борец с пьянством в походах - поскольку вне походов пьянство было вообще безудержным. В 1618 году он оставил в покое Порту, а вместо этого - был поставлен поляками гетманом реестровых казаков, и во главе 20-тысячного войска запорожцев и черкасов был направлен на соединение с войсками королевича Владислава. Он попутно разорил и пожёг множество городов на Северской Земле и по Оке, перебил, а также угнал в полон толпы русских людей. Всё это могло произойти, только если Сагайдачный и его войско не отождествляли себя с северцами. Несмотря на кровавые злодеяния Сагайдачного, РПЦ ценит его за заслуги по воссозданию Киевской митрополии в 1620 году.
   От притеснений и периодических восстаний - было спасение на Левобережье. Хотя и здесь не давали покоя польские власти - но всё же можно было сбежать в Россию. С 1617 по 1650 годы 5-ю волнами происходило переселение черкасов на юг Северской Земли - на Слободскую УкрАйну Российского царства - в пограничные поселения на Белгородской засечной черте. Российское царство после опустошения Северской Земли запорожцами Сагайдачного нуждалось в защитниках засечной черты, однако воспитанным на примерах польской анархии и в понятиях о "казацкой свободе" (тоже не далекой от анархии), переселенцам был чужд твердый порядок и регламентация взаимоотношений, свойственные централизованному Российскому царству. Переселенцы жили обособленно в своих "слободах", сами выбирали своих атаманов и, как правило, московское правительство не вмешивалось в их внутренние дела.
  Это способствовало консервации вековых "козацьких" порядков. Здесь по сию пору можно услышать сложившийся ко времени переселения малорусский язык, свободный от влияния позднейшей "мовы". Кто бы мог представить, что 200 лет спустя казацкие потомки в благодарность натравят на окрестных северцев кайзера, а ещё через 100 лет - будут распинать северских мальчиков, а их родителям - отрывать руки и ноги?
   Миротворческие усилия Киевского митрополита Петра (Могилы) до поры разрушали на польской Украине выступления недовольных. Поэтому лишь вскоре после его смерти, в 1648 году на Правобережье разгорелась война православных казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого - против социального, национального и религиозного угнетения на малопольских землях. Питательной средой восстания послужили действия шляхты по бесконтрольной передаче прав на получение доходов от панского имущества откупщикам и арендаторам, которыми, как правило, были евреи. В рядах восставших сражались преимущественно неистовые нереестровые казаки, получившие оружие от союзников - крымских татар. Их поддерживали безоружные, но озлобленные потомки переселенцев с Карпат - не только продовольствием, но и захватом польских гарнизонов. На этот раз бунтовщиков поддержали и реестровые казаки, в былые времена беспрекословно подчинявшиеся польским властям. Сопротивление поляков на Левобережье быстро закончилось их эвакуацией на Правобережье, вместе с евреями. Часть же их - не смогла эвакуироваться, и была истреблена. Так Левобережье навсегда избавилось от любого польского влияния. А на Правобережье, в ходе длительного противостояния, казаки уничтожали польские войска и отдавали татарам в Крым поляков с евреями, хотя не считались и с православными крестьянами. Поляки же - не стеснялись истреблять православных. Эта война - очередной удар по северцам Украины.
   После первых поражений, видя ненадёжность крымских союзников, Богдан Хмельницкий предпринимал дипломатические шаги по вхождению в состав Российского царства вместе с занимаемой землёй, однако для России это означало бы нарушение Поляновского мира 1634 года после неудачной Смоленской войны. Поэтому долго откладываемый договор 1654 года о принятии на службу Российскому царству казачьего войска вместе с его землями, официально принадлежавшими Ржечи Посполитой ("Воссоединие Украины с Россией"), , послужил уступкой реваншистам и началом русско-польской войны, проходившей преимущественно на территории ВКЛ и принесшей неисчислимые бедствия северцам.
   Оставшаяся часть 17 века была нескончаемой чередой казацко-татарско-польско-российско-турецких военных действий на землях Правобережья и Подолья. По Бучацкому мирному договору 1672 года Порта получала Подольское воеводство, её вассал - Правобережное Гетманство - южную Киевщину и Брацлавщну, а Ржечь Посполитая - сохранила за собой только северную Киевщину, Галицию и Волынь. Наконец-то вековая мечта о самостоятельном государстве осуществилась, однако же - ненадолго: Правобережное Гетманство просуществовало только 4 года и сдалось левобережному гетману Самойловичу. Но мечта про "незалежну i самостiйну Україну" с тех пор осталась!
   По Бахчисарайскому мирному договору 1681 года между Российским царством и Оттоманской Портой устанавливалась граница по Днепру, а территории между Бугом и Днепром предписывалось быть незаселённой в течение 20 лет. "Вечный мир" 1686 года между Российским царством и Ржечью Посполитой установил границу по Днепру, причём Киев остался за Россией, а былое Правобережное Гетманство - южная Киевщина и Брацлавщина - становилось нейтральной незаселённой зоной между двумя государствами. Поэтому никакое правобережное казацкое государство больше не создавалось. Подолье же было под властью Порты с 1672 по 1699 год, а затем опять отошло к Речи Посполитой. Время "Руины" на польской Украине можно было считать закончившимся.
   Польские землевладельцы опять стали привлекать к переселению крестьян окрестных земель короны льготами по арендной плате, и вскоре южная Киевщина и Подолье были опять густо заселены. Опять последовало закрепощение. Но всё это - был уже другой народ, в основном - с Волыни, и происходило это уже без участия северцев. Однако многочисленные северские сёла процветали за Днестром и даже за Прутом - в Молдавском княжестве. А вновь заселённый народ, кроме прежней власти собственников фольварков, соединяли с когда-то существовавшим прежним народом лишь предания и думы, распостраняемыя бродячими лирниками и кобзарями. Куда же исчез прежний народ? Да ещё во времена "Руины" перешёл на Левобережье!
   На землях же Войска Запорожского в составе Российского царства, в просторечии Гетманщины - наступило время Мазепы. Власть осуществляла казацкая старшина с помощью сотенно-полкового административного устройства. А это означает, что местные северцы были отделены от какой-либо власти. Вслед за Мазепой, с его загадочной "многовекторностью", царю Петру Алексеевичу изменило и Войско Запорожское, вследствие чего очередная Запорожская Сечь была взята штурмом сразу после Полтавской битвы в 1709 году, ликвидирована, и не восстанавливалась до смерти Петра. Новая Сечь была создана в 1733 году для охраны границы от татар, и окончательно ликвидирована в 1775 году. С её переводом на Кубань закончились и опустошительные набеги "запорогов" на северские и сербские приграничные селения. Гетманщина же с гетманской резиденцией в Глухове с 1709 года входила в ведение Малороссийском приказа, а поэтому были и периоды отсутствия гетманов. Наконец в 1764 году звание гетмана Войска Запорожского было окончательно упразднено и было образовано Малороссийское наместничество, хотя сотенно-полковое административное устройство и существовало до 1782 года.
   На польской Украине, после установления польско-российской границы по Днепру периодически разгорались казацко-крестьянские восстания: Семёна Палия ("Вторая Хмельниччина") в 1702-1704 годах, и "Колиивщина" (Гонта, Железняк и гайдамаки) 1768 года - оба за присоединение Правобережья к Гетманщине в составе России. На российской же стороне Днепра, несмотря на самодержавное правление, восстаний за присоединение к Правобережью не отмечалось. Не это ли показатель лучших условий жизни в империи, по сравнению с теми, что были созданы в шляхетской республике? Получается также, что на Левобережье и даже на Северской Земле окрестные северцы создавали меньше помех для черкасов, чем польская и своя казацкая шляхта на Правобережье!
   Несмотря на тогдашний отказ Российской империи поддерживать казацкие восстания и в очередной раз вступать в вооружённый конфликт с Короной, эти восстания возымели воздействие, и вскоре, в 1772 году, начались разделы Королевства Польского и Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского. В 1795 году, после 3-го раздела, это государство прекратило своё существование, а земли южной Киевщины, Брацлавщины, Подолья и Волыни вошли в состав Российской империи. Наступил их 122-летний российский период существования.
   Однако польская шляхта, в отличие от литовской, не успокоилась. Мало того, что вместе с наполеоновскими войсками она отметилась в Москве - так ещё и разжигала восстания в 1830 - 1831 и 1863 - 1864 годах, причём потребовавшие вмешательства российской армии и причинившие ей ощутимый урон. Поскольку тогдашнее Царство Польское и без того имело широкую автономию, то требование восставших было одно - восстановление независимого Королевства Польского с присоединением Правобережья и бывшего ВКЛ в границах 1772 года. Немногочисленная фрондирующая интеллигенция, в основном - польского происхождения, с целью отрыва малорусов от русского языка заблаговременно принялась развивать малороссийский язык. Причём - переусердствовала в своём рвении и начала создавать на этом языке литературу религиозного содержания, чем вторглась в сферу государственной церкви. Российские власти только в разгар польского восстания увидели пагубность своего благодушия, и своим "Валуевским циркуляром" 1863 года предписали цензуре запретить издавать публицистику и литературу религиозного содержания на малороссийском языке.
   Однако ограничения не распостранялись на художественную литературу, и она бурно расцветала. Это особенно бросается в глаза при её сравнении с литературой на северском языке, которая совсем не обнаруживается даже в Харькове - одном из губернских центров на Северской Земле. Это объясняется как извечным благодушием северцев, так и упрямством блюстителей "козацьких" порядков, пренебрежительно относящихся к северцам.
   А результаты благодушия - внезапно проявилось после образования Украинской Центральной Рады, её втягивания в войну с Россией и последующего союза с кайзеровской армией. И уж больно всё напоминает нынешние события, за исключением следующих моментов: а) малороссийский язык - заменён украинским; б) реальная война с российскими коммуняками - заменена словесной войной с российской демократией; в) война со своим народом, наоборот, перестала быть словесной, и приобрела жестокость, свойственную как раз коммунякам; г) до военной оккупации Украины войсками иностранного государства - дело пока что не дошло. И в обоих случаях - можно кое-как жить сельских усадьбах. И в остальном - всё то же: кто хотел убежать - тот убежал, а кто решил строить новую жизнь - тот сперва жил в бараках и работал практически за еду.
   Кто же создал такой народ, кто возвышал в его коллективном сознании эти довольно неприглядные казацкие порядки, с их склонностью к предательству, необязательностью, необузданностью, пьянством и бытовой нечистоплотностью? Кто их восхвалял, с перерывами на воспевание "верховин", "полонин", "смерек", "гирлиг" и "трембит" с "цимбалами"? Только такая же "творческая интеллигенция", как и та, что сочинила украинскую национальную идею, замешанную на геноциде!
   К примеру: самое раннее восхваление - в сборнике малороссийских песен Михаила Максимовича. В нём - песни только про казаков, как будто бы весь народ только из казаков и состоял, хотя ко времени 1-го издания этого сборника Запрожская Сечь была уже полвека как ликвидирована.
   Единого монолитного украинского народа не существует в Природе, однако есть многосоставное население Украины. Судьба этого населения - просматривается по его образцам для подражания. Казакам - в этой судьбе места нет. А о "козацьких" порядках, которых часть этого населения придерживается - как выясняется, сожалеть не стоит!
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"