Сергеев Сергей Кузьмич : другие произведения.

Скоморохи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Разобщение северцев. Упадок северской музыкальной культуры.

  Скажут: какая ещё музыкальная культура у официально не существующего народа?
  Так вот: она существует! Но - не попадается на глаза! Однако же имеются записи песен на компакт-дисках в исполнении народных ансамблей. Это:
  1. "На улице девки гуляли", Брянск, 1999.
  2. Песенный фольклор русских старожилов Харьковской области, 1989.
  3. Песни Смоленщины.
  4. Понад садом, садом, дорожка лежала.
  5. Яхимушка.
  6. Во прошлом году...
  7. Як пущу стрелу.
  8. Лукерья.
  9. Песни села Линово.
  10. Славянские коляды, 2006.
  Всё это - можно найти в Интернете. А ещё - и другие записи Лукерьи Андреевны Кошелевой из села Линово Путивльского района Сумской области, песни ансамбля села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области, а также и других песенных коллективов. Но это - концертные записи. А в быту - эти песни сочиняли и пели на посиделках.
  Посиделки - (поседки, беседы, вечерки), собрания (сборища) сельской молодежи в чьей-либо избе для развлечения и работы. Распределялись посиделки - с работой и без нее - в основном по календарным срокам, но были свои оттенки и по дням недели. Девушки на посиделках были заняты прядением, вышиванием или шитьём.
   На время Великого поста вечерние развлечения молодежи, как правило, прекращались либо становились более редкими и носили особенно строгий характер. На них пели только "протяжные" песни - всякое другое пение считалось великим грехом. Так и возникло хоровое многоголосие. Таким образом, северская хоровая песня - это трудовая песня.
  А поскольку этот труд не требовал физических усилий, а тем более, их координации - то и ритмическая основа песен была ослаблена.
   Поскольку нотной записи не существовало, то в каждой местности были свои песни на свой мотив и со своей манерой исполнения. А поскольку многоголосие требовало следования определённой музыкальной традиции, то её утрата приводила к переходу на одноголосное пение. Здесь показательно сравнение многоголосия липован с одноголосьем живущих по соседству с ними некрасовцев, растерявших песенные традиции.
   В наше время, после прекращения традиции посиделок, исчезло и хоровое многоголосие. Лишь в некоторых сёлах его сохраняют самодеятельные коллективы.
   Несмотря на многоголосие, гармоническую основу песен составляло семизвучие (диатоника). На семизвучии же были основаны и песни скоморохов, но, в отличие от песен посиделок, эти песни имели отчётливый ритм, обозначаемый бубнами, барабанами, трещотками и прочими шумовыми инструментами, и были одноголосными. У скоморохов использовались духовые (дуда, сапелка, парные свирели, рог, сурна) и струнные инструменты (гусли), основанные на неполной диатонике. Гудок (смык), лира и домра, хотя и были способны играть другую, более сложную музыку - но также исполняли простые мелодии скоморохов.
   По свидетельству сына владельца балаганов А.В.Лейферта, ярмарочное гуляние представляло собой "гигантский чудовищный хаос звуков, создающийся тем, что одновременно пищит лира, ревёт труба, стучат бубны, поет флейта, гудит барабан, говор, возгласы... песня". Праздничные гуляния и ярмарки сохранялись в памяти людей как яркое событие. Популярность таких праздников в немалой степени объясняется их доступностью. Вот пример деревенской плясовой песни - "Камаринская":
   Ах ты, сукин сын, Камаринскай мужык -
   Ни паснедавшы, на вулицу бягить!
   Ён бягить-бягить, папёрдавая,
   Палавинками падёргавая!
   От скоморохов требовалось безупречное владение мастерством затейщиков, то есть организаторов народных праздников, потешников, выступавших в роли музыкантов или актеров. На рисунках, воспроизводившихся во многих старинных изданиях, изображались группы скоморохов-игрецов, например гусельщиков или гудошников.
   Скоморохи подразделялись на "осёдлых", т. е. приписанных к одному посаду, и странствующих - "походных", "гулящих". Осёдлые занимались земледелием или ремеслом, а играли лишь в праздник для собственного удовольствия. Странствующие скоморохи, профессиональные актёры и музыканты, занимались только своим ремеслом: передвигаясь большими группами, переходя из села в село, из города в город, они были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов.
   Еще в 1551 году в Своде решений Вселенского собора "Стоглаве" говорилось: "Да по дальним странам ходят скоморохи, совокупляяся ватагами многими по шестидесят, и по семидесят, и до ста человек... В мирских свадьбах играют глумотворцы, и органники, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поют".
   Неудивительно, что через всю средневековую русскую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. К тому же репертуар скоморохов зачастую имел антицерковную, антигосподскую направленность. Еще в конце XV века церковь принимала решения, направленные на искоренение скоморошества. Наконец в 1648 году царь Алексей Михайлович принял указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов: "А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь". Скоморохи и мастера гудошного дела подлежали высылке в Сибирь и на Север, а инструменты уничтожались. Северскому музыкальному искусству был нанесен невосполнимый урон. Некоторые образцы народного инструментария безвозвратно утеряны. По свидетельству Адама Олеария, эти грамоты, направленные против скоморохов, исполнялись буквально: музыкальные инструменты и маски
  скоморохов свозили на берег реки Москвы и там предавали сожжению.
  Уничтожение "гудебных сосудов", битье батогами, ссылки за изготовление музыкальных инструментов и игру на них привели к сокращению производства инструментов. В московских торговых рядах закрылся "домерный" ряд, а царя Алексея Михайловича на
  свадьбе вместо скоморохов и шпильманов (дословно: "игрецов", иноземных
  скоморохов) увеселяли церковные певчие.
   Церковное же пение представляет собой однотонную неритмичную декламацию нараспев, сопровождаемую также однотонным аккомпанементом. Таким образом, северскому песенному искусству пытались навязать изменение: от малоритмичной полифонии - к совсем лишённому ритма монотону.
   В некотором виде скоморошество существует и по сей день. Просто оно переделано на более современный лад. На свадьбах, уличных гуляниях и праздниках существуют люди, развлекающие присутствующих, а ведь это всё - традиции, пришедшие к нам из далекого
  прошлого!
   Однако уничтожение странствующих скоморохов положило конец существованию единого северского языка, на котором шли их ярмарочные выступления. Говоры поморов, Поволжья, Подмосковья, Москвы и даже Рязанщины - под воздействием прежде всего церковнославянского языка - стали отдаляться от языка Северской Земли. Скоморохи выполняли задачу нынешнего телевидения по поддержанию единства языка нации - и вдруг были уничтожены! И началось разрушение единого северского языкового пространства! Это был очередной, и далеко не последний, удар Греко-Российской ортодоксальной кафолической церкви по северскому народу!
   Когда же распостранились радиовещание и телевидение - то с помощью появившегося к этому времени русского языка коммунистические власти снова создали общность, но уже не северского народа, а многокомпонентного сообщества русских людей. Почему сообщества - да потому, что в его состав вошёл не только монолитный народ северцев, но и ассимилированные потомки неродственных для северцев народов русь и балтов, а также угро-финских и словенских народов. А дальше - коммунисты достигли немалых успехов в создании на основе русского языка доселе небывалого советского народа и даже целого культурного пространства под названием "русский мир"!
   Не будь коммунистов и радио - то не состоялся бы и "русский мир", поэтому тень коммунистов - так и осталась на нём лежать! Неприятие же идей коммунизма - вылилось у многих инородцев в отторжение русского мира.
   А северский язык, отлучённый от радиовещания, ушёл в глухие деревни и там безропотно исчезает вместе с последними северцами. Правда, в Беларуси положение немного полегче, но там государственным является белорусский язык - виленский диалект северского языка - на котором говорит лишь незначительная часть населения даже в Беларуси.
  
   В конце XVII века выходит из употребления домра - самый распространенный в среде скоморохов инструмент. Но появляется другой струнный инструмент - балалайка. В разные времена ее называли по-разному: и "бала-бойка", и "балабайка", но первое название сохранилось до наших дней. Поскольку на балалайке можно сыграть хроматическую гамму - то она является современным инструментом.
   Однако истинно народным инструментом с начала XIX века сделалась гармонь.
  С 20-х годов XX века все ранее существовавшие её разновидности вытеснила "хромка". Гармонь хромка имеет определённую, из нескольких возможных, тональность, например "Ля", "До", "Ре", "Фа" - это означает тональность мажорной гаммы, которую можно извлекать на гармони. Наиболее многочисленны гармони с тональностью "До".
  Несмотря на своё название, гармонь хромка (сокращение от слова хроматическая) является диатоническим музыкальным инструментом, то есть звукоряд данной гармони основан на диатонической натуральной мажорной (и параллельной ей минорной) гамме. Мажорная гамма имеет ноты: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; минорная гамма: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль.
   Поражает наличие лишь незначительного количества русских народных песен - по сравнению, скажем, с украинскими. А дело в том, что северские песни - во множестве забыты, а русскому языку - всего 190 лет, а на деревне (а это - 90% населения) - так ему и вообще только 50! Все же широкоизвестные русские (как бы народные) песни - в действительности являются авторскими, и все - сочинены так, чтобы они могли быть исполнены на гармошке. Причём имена авторов песен - прочно забыты, но всё же - периодически всплывают. Довоенные и ранние послевоенные песни - также написаны в расчёте на хромку, в До-мажоре и Ля-миноре, с простым ритмом. Поэтому неудивительна специфичность и непопулярность русской песни в нерусском мире.
   В этой связи любопытно сравнение русской песни с песней американских негров, получившей признание по всему свету.
   Естественно, что во многих негритянских песнях встречается пентатоника, широко распространённая в музыке разных народов мира. В некоторых песнях используется обычный европейский диатонический звукоряд.
   С одной стороны, казалось бы, высочайшее развитие полиритмического мышления у африканцев - должно повлечь за собой и сложное многоголосие. Но на самом деле наблюдается иная картина. Правда, африканское хоровое пение - не обязательно унисонное, оно часто бывает двухголосным. Однако второй голос, отстоящий от первого на кварту, квинту или октаву (например, у народностей эве, менге и других), точно следует за очертаниями его мелодического и ритмического движения, не позволяя себе никаких отступлений. У некоторых народов, например ашанти или кру, распространено не кварто-квинтовое,а терцовое двухголосие (очевидно, более позднего происхождения), но в остальном здесь также наблюдается абсолютная зависимость второго голоса от первого.
   Процесс развития ранних типов духовной музыки американских негров от аутентичных к более сложным и одновременно обладавшим новыми чертами, не свойственными архаическим видам, формам, связан с явлением, обычно обозначаемым термином "софистикейтед". В переводе это означает: утонченный, изысканный, сложный, искушенный - и во всех этих смыслах его можно отнести к афроамериканской музыке и джазу. (Кстати, из Интернета можно скачать знаменитую мелодию Дюка Эллингтона "Софистикейтед леди"). В наиболее широком плане софистикация связана с ассимиляцией элементов, идущих от афро-американских традиций с чертами, свойственными европейским установкам. По сути, само появление джаза органически вытекает из этого длительного процесса, так как он стал результатом смешения разных в этническом отношении признаков на определенном этапе исторического развития предшествовавших ему форм и жанров.
   Софистикация коснулась и северских песен. Лёд тронулся, и можно услышать песни на северском языке не только на основе хроматического звукоряда, но и со специфическими джазовыми аккордами, и с синкопированием, и с джазовыми же ритмами. На очереди - возврат к многоголосию на новой гармонической и ритмической основе. Это - пригодится северцам!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"