Березин Сергей Николаевич : другие произведения.

Метафизика и идеология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    В статье с помощью инструментария метафизики рассматривается, как базовые положения идеологий переходят в науки. На примерах марксизма, либерализма и феминизма показано, как при смешивании процедур граундинга и супервентности происходят ошибки, способствующие видимости эмпирической обоснованности политических взглядов. Впервые опубликовано на странице Постфеноменология 14 мая 2021 года.


   Идеологии часто прикрываются наукой, чтобы выглядеть более солидно, вмешиваются в исследования и цензурируют публикации, чтобы препятствовать распространению враждебных идей. Проследить динамику этого процесса можно, если разобрать основания политических мировоззрений, которые некритично могут перейти в академические дисциплины, а затем использоваться как подтверждение идеологий. Обратимся к метафизике, которая как философская дисциплина исследует фундаментальную природу реальности, первые начала (по Аристотелю), т.е. самые общие положения, которые лежат в основании реальности. Метафизика отвечает на вопросы "что такое вещь?", "что такое сущность?", "что такое субстанция?", "как соотносятся субстанция и атрибут?", "что такое сознание?", "что такое личность?" и др.
     
   Идеология же - это не академическая дисциплина, а система взглядов на политическое устройство общества, включая концептуальное определение акторов, их противоречий, обоснование господства одних над другими. Такое определение не влечет за собой необходимости метафизики. Однако на ум сразу приходит советский марксизм, который предполагал диалектический материализм как метафизическую позицию. Правда, в советской философии метафизикой назывался не один из основных разделов, а метод, противоположный диалектике.
     
   Из диамата не следует с необходимостью исторический материализм, который обосновывает неизбежность восстания рабочего класса, как класса, угнетаемого буржуазией. Из тезиса о движении материи по законам диалектики можно вывести постоянное усложнение стратификации, рост эксплуатации в следующих общественных формациях. Исторический материализм может основываться не на движении материи по законам диалектики, а на освобождении духа угнетаемых классов, закабаленных материальными условиями труда, которые меняются от эпохи к эпохе и освобождают человека при коммунизме.
     
   Маркс отмечает, что "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" [1]. В марксизме человек обладает особой творческой природой, благодаря которой люди меняют свою среду обитания, которая меняет их самих. "Что представляют собой индивиды - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства" [2].
     
     
   Граундинг и супервентная ошибка
     
   Объяснение одних элементов через другие в метафизике называется граундингом. По мнению Джонатана Шаффера, метафизика не отвечает на вопрос "Что есть? (What is there?)" Куайна, а решает проблему "Что основывает что? (What grounds what?)" Аристотеля [3]. Недостаточно сказать, что числа есть, нужно еще и выяснить, являются ли они фундаментальными или же на чем-то основанными.
     
   Не нужно путать граундинг с супервентностью. "Понятие супервентности формализует интуитивную идею о том, что одно множество фактов может полностью определять другое множество фактов" [4]. Как пример, утверждения "физические состояния мозга определяют ментальные состояния", "физические факты определяют химические". Определение супервентности выглядит следующим образом: "В-свойства супервентны на A-свойствах, если невозможны две ситуации, тождественные в плане A-свойств, но различные в их В-свойствах" [5].
     
   Определение сущности человека через общественные отношения - это метафизическое объяснение (граундинг), а вот утверждение, что общественные отношения (в марксизме это производственные отношения) воздействуют на людей - это каузальное объяснение (супервентность).
     
   Рассмотрим на примере определения воды. Вода - это H2O. H2O - это сущность воды, укорененная (grounded) в определенном химическом соединении. Супервентная ошибка заключается в редукции воды к H2O, в утверждении, что для образования воды берут два атома водорода и соединяют с одним атомом кислорода. В действительности, дело обстоит не так. В соответствии с атомно-молекулярной теорией, уравнение реакции выглядит так: 2H2 + O2 = 2H2O. Кроме того, вода образуется и в результате множества других химических реакций. Отсюда можно выдать и точную дефиницию. Супервентная ошибка - это рассмотрение укореняющих элементов, через которые определяется сущность вещи, в качестве каузальных.
     
     
   Идеологии и супервентная ошибка
     
   Марксизм. Граундинг: сущность человека - общественные отношения; сущность общественных отношений - производственные отношения; следовательно, сущность человека - производственные отношения. Супервентная ошибка: производственные отношения формируют природу человека.
     
   В либерализме сущность человека - это индивидуум, т.е. самодостаточный актор, который сам определяет свои цели. Граундинг: общество состоит из индивидов. Супервентная ошибка: индивиды создают общество. В действительности, человек рождается уже в сообществе, учит язык, приобщается к ценностям, осваивает практики. Как вариант, общество может формировать людей с индивидуалистическими принципами, с отношением к себе и другим как к индивидам.
     
   Феминизм. Граундинг: патриархат - власть мужчин. Супервентная ошибка: мужчины во власти создают патриархат. Еще один пример супервентной ошибки - это термин "гендер" в современном феминизме. Граундинг: гендер - это социальная роль пола. Супервентная ошибка: социальная роль пола создает гендер. Предельный вид супервентной ошибки: выбор отдельным человеком социальной роли создает его гендер. Если простая супервентная ошибка приводит к тому, что конструируются новые социальные роли для полов, чтобы в обществе изменились гендеры, то предельная ошибка ставит гендер в зависимость от самоидентификации. Женщиной является персона, которая идентифицирует себя как женщина (выбирает социальную роль "женщина"). Это круг в определении. Кроме того, люди часто ошибаются даже в отношении собственных чувств. Например, фантомные боли, ощущение похолодания из-за поднятия температуры тела и пр.
     
   Марксизм и феминизм рассматривают укорененность человека в социальной практике как супервентность. Первые ставят акцент на производственные отношения, вторые - на практике господства и подчинения. Если изменить частную собственность на средства производства на общественную, то будут другие люди, которые станут жить в другой формации. Вторые считают, что увеличение через квоты представительства женщин и других угнетенных групп во власти в различных сегментах общества приведет к структурным изменениям социальных процессов, которые будут воспроизводиться, и квоты можно будет отменить.
     
   Однако и либерализм, и феминизм рассматривают индивидов как акторов, конструирующих общественные отношения. Поэтому здесь схожая супервентная ошибка. Для одних она ограничивается государством и социумом, а другие идут дальше - индивиды создают гендеры, патриархат, др. системы угнетения и солидарности. Однако в зависимости от типа феминизма люди могут обладать разным способами образования коллективных идентичностей. Например, для одних женщина - это биологический пол, а для других - говорить такое - это трансфобия.
     
     
   Идеологии и наука
     
   Использование супервентной ошибки ведет к иллюзии эмпирической подтверждаемости идеологий. Поэтому существуют тенденции на закрепление идеологий как наук. На ум первым делом приходит дисциплина "Научный коммунизм" в Советском Союзе. Появилась она в СССР достаточно поздно - в 1963 году. Однако есть и более ранние примеры. В советском языкознании в 1920 - 1940-ые годы доминировала теория Н.Марра, признанная впоследствии псевдонаучной. В рамках этой теории язык определялся как инструмент классового господства, а структура языка детерминировалась экономическим базисом общества.
     
   С кибернетикой произошла обратная ситуация. Она не учитывала общественную (классовую) сущность человека. Поэтому можно было заявить, что "кибернетики объективно выступают против всякой общественной науки... законов общественного развития, не зависящих от воли и сознания людей" [6]. В вину этой дисциплине ставилось то, что она не признавала базовую аксиоматику марксизма - детерминированность поведения людей производственными отношениями. Она подходила к вопросам информации и управления системами нейтрально. Что при классовом подходе определялось как буржуазная предвзятость. Отказ от использования кибернетики в общественных науках не закрыл возможность ее применения в разработке ЭВМ и целых вычислительных центров, но стал требовать от исследователей дополнительных усилий при прохождении бюрократических фильтров.
     
   Самый известный случай влияния идеологии на науку - это лысенковщина. Сторонники т.н. мичуринской биологии использовали политические инструменты для борьбы со своими оппонентами в науке - генетиками, лидером которых был Н.Вавилов. Т.Лысенко заявлял, что не может быть генов, отвечающих за наследственность, за это отвечает весь организм [7]. Кроме того, он утверждал, что наследственные признаки организм приобретает в среде. Эти биологические принципы не являются выводами из марксизма, однако, в своем основании содержат разделяемую с ним метафизическую позицию производности человека от общественных отношений, которую Лысенко расширяет до среды и организмов, а затем эксплуатирует аналогичную супервентную ошибку. Это хорошо согласуется с идеей создания "нового человека" в СССР. Поэтому Лысенко добился поддержки у Сталина, когда идеологические соображения доминировали над рациональной аргументацией, а на его противников обрушились репрессии. Н.Вавилов умер в тюремной больнице. Уже с середины 1960-ых годов началось восстановление генетики в Советском Союзе как полноценного раздела биологии.
     
     
   Институализация феминизма в науке и административной практике
     
   Во многих странах Запада институализация интерсекционального феминизма как науки происходит не только в рамках Гендерных исследований (Gender studies), но и через административное воздействие на другие дисциплины, как это было в СССР. В августе 2020 года сразу в нескольких научных журналах, ориентированных на химические исследования, вышла программная статья под названием "Взгляд разнообразия науки как катализатор изменений (A diverse view of science to catalyse change)" [8]. В статье используется понятие научной политики (science policy), которая "касается создания рамок и кодексов поведения, которые определяют, как наука может лучше всего служить обществу". Заявляется, что "разнообразие (diversity) ведет к прогрессу науки и, что наиболее важно, это просто правильный поступок".
     
   Термин "разнообразие" связан с необходимостью введения квот для угнетенных групп. Сами угнетенные группы являются следствием социальной системы, на вершине которой стоят белые гетеросексуальные мужчины. Граундинг в данном случае: доминирующие социальные группы определяются через расположение в иерархии угнетения, которая формируется в зависимости от успешности/неуспешности. Супервентная ошибка: система формируется доминирующими социальными группами.
     
   Несогласных с требованием разнообразия в ущерб компетентности подвергают административному давлению. "Выдающийся химик из Канады выступил в поддержку меритократичности науки... был осужден проректором университета, его уже опубликованная обзорная статья об исследованиях и образовании в области органического синтеза была удалена с веб-сайта журнала, а два редактора, участвовавшие в ее подготовке к публикации, отстранены от работы" [9]. Все чаще интеллектуалы заявляют о цензуре, увольнении за неудобные статьи и пр [Напр., см.: 10].
     
   Случаев, когда какая-то деятельность ученого не вписалась в феминистическую идеологию, и возникли последствия, достаточно много. Но даже если бы их было всего несколько, это, все равно, говорило бы об институциональных изменениях, только меньшего охвата. В курсы философии науки вводятся феминистические подходы [Напр., см.: 11 или 12]. Исследователя, чьи выводы не соответствуют этим подходам могут уволить. Так произошло со Стивеном Су [13]. Руководство Университета штата Мичиган добилось того, чтобы ученый ушел с поста вице-президента по исследованиям и инновациям. Основной причиной к изгнанию Су стало то, что профессор расхваливал исследование университета, которое показало, что полиция с меньшей вероятностью будет стрелять в черных. А это самая угнетаемая расовая группа в оптике интерсекционального феминизма, а, значит, и стрелять в них полицейские должны чаще.
     
   Ангажированность науки какой-либо идеологией является не просто следствием ценностно-нагруженных аналитических утверждений (например, противопоставление пролетариата и буржуазии, индивид как социальный актор, угнетенная группа), но и использованием супервентной ошибки, создающей иллюзию эмпирической подтверждаемости. Исторические примеры показывают, что рациональная дискуссия здесь часто невозможна, т.к. администраторы от науки цензурируют исследования и оказывают давление на тех, кто в своих работах не учитывает доминирующую идеологическую позицию.
     
   То, что в США это место занимает интерсекциональный феминизм, можно продемонстрировать на примере массовой культуры и решений правительства. Глава Disney Television Дана Уолден заявила, что телесеть отказалась от хорошо написанного сценария из-за недостаточного разнообразия [14]. Администрация президента США Дж. Байдена реализует программу по поддержке черных фермеров в рамках повестки расового равенства [15]. ЦРУ выпускает рекламный ролик, нагруженный специфической терминологией (синдромом самозванца, ложные патриархальные установки, интерсекциональный цисгендерный милленениал) из Гендер стадис, чтобы привлечь в свои ряды новых людей [16]. Таким образом, руководство США и некоторые представители бизнеса принимают решения, основываясь на конкретной идеологии.
     
   Казалось бы, а нам-то что?! Дело в том, что идеологии не живут в конкретных странах. Для них нет границ. Либерализм не остался только в Великобритании. Марксизм не зародился в Российской империи. Кроме того, эта статья не о том, как плох феминизм, марксизм или либерализм, а том, что получается, когда идеология вмешивается в науку и запрещает аргументированные дискуссии, подменяя последние увольнениями, отстранениями и цензурой, а иногда и более жесткими наказаниями. Предупрежден, значит вооружен. Кроме того, англоязычные научные журналы остаются самыми авторитетными. Поэтому их редакторская политика оказывает влияние на исследовательские области в целом.
     
     
   Ссылки
     
   1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс, Ф. Соч. - т. 3, с. 3
     
   2. Маркс К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология // Там же, с. 19
     
   3. Schaffer J. On What Grounds What // David Manley, David J. Chalmers & Ryan Wasserman (eds.), Metametaphysics: New Essays on the Foundations of Ontology. Oxford University Press. 2009, pp. 347-383
     
   4. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М.: УРСС: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. с. 54
     
   5. Там же, с. 55
     
   6. Кому служит кибернетика. Вопросы философии, 1953, N 5, с. 210-219
     
   7. Доклад академика Т. Д. Лысенко о положении в биологической науке // Стенографический отчет сессии ВАСХНИЛ., М., 1948. С. 28-32
     
   8. A Diverse View of Science to Catalyse Change // Nature Chemistry. 17 August 2020 // https://www.nature.com/articles/s41557-020-0529-x
     
   9. Krauss L. The Ideological Corruption of Science // The Wall Street Journal. 12 July 2020 // https://www.wsj.com/articles/the-ideological-corruption-of-science-11594572501
     
   10. A Letter on Justice and Open Debate // Harper's Magazine. 7 July 2020 // https://harpers.org/a-letter-on-justice-and-open-debate/
     
   11. Philosophy of Science (PHI 4400) // https://www.academia.edu/10818893/Philosophy_of_Science_Syllabus_
     
   12. Syllabus, PHIL*2180 // Philosophy of Science. Fall 2015 https://www.uoguelph.ca/arts/sites/default/files/syllabus/2180%20Linquist.pdf
     
   13. Scholar forced to resign over study that found police shootings not biased against blacks // The College Fix. 30 June 2020 // https://www.thecollegefix.com/scholar-forced-to-resign-over-study-that-found-police-shootings-not-biased-against-blacks/
     
   14. Dana Walden Says ABC Passed on Pilots for Not Being Inclusive Enough // The Hollywood Reporter. 14 April 2021 https://www.hollywoodreporter.com/tv/tv-news/dana-walden-says-abc-passed-on-pilots-for-not-being-inclusive-enough-4165849/
     
   15. Biden Administration Ramps Up Debt Relief Program to Help Black Farmers // The New York Times. 25 March 2021 // https://www.nytimes.com/2021/03/25/us/politics/biden-debt-relief-black-farmers.html
     
   16. Now the U.S. Army? Force puts out call for soldiers in a woke recruitment ad featuring lesbians at a gay wedding and an LGBTQ pride march after CIA's 'cisgender millennial with anxiety disorder' campaign was panned // Daily Mail. 14 May 2021  // https://www.dailymail.co.uk/news/article-9577365/Now-U-S-Army-Force-puts-call-soldiers-woke-recruitment-ad-featuring-gay-wedding.html
     
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"