Березин Сергей Николаевич : другие произведения.

Квалиа, код и истина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    В статье рассматривается, как квалиа участвуют в создании кода для новых программ организма. Анализируется вопрос о первичности чувственных данных перед языком. Делается вывод о детерминированности восприятия и высказываний кодом. Истинность определяется как соответствие высказываний кодируемым объектам. Условиями истинности выступают кодируемые аспекты реальности. Впервые опубликовано на странице Постфеноменология 18 июня 2018 года.


   Животные реализуют заложенные в них генетические программы поведения. Для этого нет необходимости в квалиа, т.е. качественного переживания опыта. Программы животные могут выполнять алгоритмически как роботы или компьютеры. Однако животные перенимают паттерны поведения из популяции. Можно привести пример с шимпанзе. Одно сообщество добывает мед с помощью длинных палочек, а другое - с помощью губок из листьев (leaf sponges) [1].
     
   Копирование паттернов из популяции - эволюционно выгодные приобретение. Оно позволяет выживать особям, у которых не было каких-либо генетических программ. Кроме того, генетически могут передаваться не только целые программы, но и их обрывки. Если есть способность к их дописыванию, то это повышает шансы на выживание. Пример с шимпанзе показывает, что культурная информация передается, в данном случае передается использование орудий (предметов для манипуляции с другими предметами).
     
   Организм - это единое целое, длительность, а не дискретность. Поэтому паттерны поведения не присоединяются к программам механически, а становятся их продолжением, дописываются. Если заменить один орган механически, то он не станет продолжением организма и особь умрет. Точно также и новый паттерн поведения должен стать продолжением программы, реализуемой телом. Т.е. кодирование чувственных данных для данной программы, которые определяют реакцию организма, нужно распространить на новое действие. Или же организм должен создать для копируемой программы новый код. Ощущение цвета, формы, запаха и пр. - это качественные отношения между элементами алфавита кода, который связывает чувственное восприятие с новым действием. Отношения между элементами сами являются продолжением организма, т.е. квалиа. Если бы элементы алфавита были даны дискретно, а не через отношения, то это бы противоречило холизму организма.
     
   Люди могут не только дописывать программы, но и создавать новые. Например, правила дорожного движения - это программы поведения. Для их записи на мозге организму необходимо создать код. Красный цвет светофора нужно воспринимать как стоять, зеленый - идти, и т.д. Выделение красного, зеленого и желтого цветов позволяет записать новую программу. Отличие создания новой программы от дописывания старой в том, что для новой программы создается новый код - выделение качеств предметов и создание действий специально для этих характеристик объектов.
     
   Способность создавать различные коды связана с языком, который позволяет осуществлять высказывания как действия в отношении предметов и других людей. С помощь высказываний можно выделить определенные качества объектов и прописать реакцию на эти качества. Это связано с тем, что программа говорения может быть дописана. С помощью квалиа выделяются и предметы, и высказывания, которые связываются с двигательной активностью. Мышление - это квалитативное дописывание программы говорения без непосредственного копирования речи других и без обязательного последующего высказывания. Мы можем вообразить зеленый цвет, также мы можем подумать "если горит зеленый свет, то можно переходить дорогу".
     
   С помощью языка мы можем сообщать об объектах. Однако отношения между словами в одном языке не тождественно отношениям в другом. Куайн из этого сделал вывод о неопределенности (indeterminacy) перевода [2]. Чтобы продемонстрировать это, американский мыслитель предлагает мысленный эксперимент "радикальный перевод", когда лингвист-исследователь пытается перевести с языка племени, которое было недавно открыто. Куайн приводит свой знаменитый пример, когда туземец указывает на кролика и произносит слово "гавагай". Это слово может означать кролика целиком, его часть, бегущего кролика и пр.
     
   Дональд Дэвидсон считает, что неопределенность может быть уменьшена [3]. Свой мысленный эксперимент он называет радикальной интерпретацией. У высказывания есть условия истинности - то, что делает его истинным. "Зная только условия, при которых субъекты считают предложения истинными, мы можем прийти, при наличии работающей теории, к интерпретации каждого предложения" [4]. Однако условия истинности тоже определяются через язык.
     
   Замыкание философии на язык подводит к лингвистическому солипсизму. Формулу лингвистического солипсизма С.Никоненко определяет так: "Мир есть то, что входит в наш язык", "когда реальность и личность становятся языковыми, лингвистическими категориями" [5]. Никоненко приводит мысленный эксперимент "Любители сказок" [6]:
     
   "Вообразим, что мы попали в сообщество людей, которые читают только сказки, обсуждают только сказки и верят во все, что в них написано. Эти люди образуют общество Любителей сказок, в котором запрещены все другие языки, наподобие того, как в клубе "Багатель" было запрещено говорить. Все понятия, употребляемые Любителями сказок (например, "жар-птица", "джинн", "ковер-самолет" и т. д.), внутри сообщества считаются обозначениями реальных вещей, и, наоборот, обозначения реальных вещей отвергаются как мифологические. Любители сказок давно изгнали из своей среды "физиков", которые доказывают, что человек не может делать семимильные шаги, "биологов", которые доказывают, что человек не может превратиться в зверя, и "историков", которые доказывают, что не было доброго царя-батюшки. Очистившись от иноверцев, Любители сказок установили свой язык, оставшись при своих критериях реальности и достоверности".
     
   Чтобы выйти из тупика лингвистического солипсизма и онтологического релятивизма, Сергей Никоненко предлагает проект символического реализма, центральным положением которого "является тезис, что мир един, а все теории, языки, культуры, традиции и т. п. выступают символизациями этого мира" [7]. Таким образом, он выступает за онтологический монизм и гносеологический плюрализм [8].
     
   Мы можем с помощью языка выделять аспекты мира. Например, я могу сказать: "На столе лежит книга". Чтобы это сказать, я должен быть способен с помощью чувств выделять объекты, соотносимые с телом, а затем сообщать об этом. Однако мы не видим атомы, не слышим инфразвук и пр. Хотя это тоже физические объекты.
     
   Может возникнуть предположение, что чувственные данные формируют код. Тезис о первичности чувственных данных перед концептуальной схемой Уилфрид Селларс назвал "мифом данного" [9]. Мы видим объект, его цвет, форму и поэтому присваиваем им имена. В действительности, код определяет возможности восприятия, т.к. он связывает чувственные данные и действия, выделяет качества объектов и действия. Родной язык усваивается детьми также как и другие паттерны поведения, в данном случае - через дописывание программы говорения. Поэтому нельзя сказать, что чувственные данные формируют концептуальную схему или же язык определяет чувственное восприятие. Приоритет кода в выделении предметов и их качеств можно назвать радикальным кодированием.
     
   Отличие от лингвистического солипсизма в том, что не язык определяет реальность, а язык может участвовать в создании кода, который выделяет аспекты реальности, с которыми можно взаимодействовать. Поэтому условиями истинности высказывания выступают эти аспекты реальности. А истиной можно назвать соответствие высказывания кодируемому положению дел. Отсюда можно заключить, что высказывания "любителей сказок" будут ложными, потому что им ничто не соответствует в реальности.
     
      Ссылки:
     
     1. New Evidence Of Culture In Wild Chimpanzees. // ScienceDaily, 4 January 2010. // www.sciencedaily.com/releases/2009/10/091022122321.htm.
     
     2. Куайн У. Слово и объект. М., 2000, с. 44.
     
     3. Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. М., 2003, с. 219.
     
     4. Там же, с. 198.
     
     5. Никоненко С.В. Реальность, символы и анализ. Философия по ту сторону постмодернизма. СПб., 2012, с. 61.
     
     6. Там же, с. 59.
     
     7. Там же, с. 10.
     
     8. Там же, с. 11.
     
     9. Sellars W. Empiricism and the Philosophy of Mind // Sellars W. Science, Perception and Reality. N. Y.: The Humanities Press, 1963. P. 127-196.
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"