Березин Сергей Николаевич : другие произведения.

Квалиа и эволюция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    В статье рассматривается аргумент Д.Чалмерса "Зомби", который, в частности, утверждает, что для эволюции квалиа не важны. Я показываю, что квалиа имеют значение, потому что кодируют чувственные данные для копируемых из популяции программ. Также демонстрируется, что благодаря квалиа возникает язык и история. Без феноменального опыта была бы невозможна мораль, т.к. нельзя было бы совершать выбор программ поведения. Роль квалиа заключается еще и в том, чтобы записывать новые программы на мозге. Это демонстрируется на примере нейропластичности. Люди могут восстанавливать "сломанные" модули поведения благодаря квалиа. Зомби после инсульта не сможет восстановить программы в мозге. Впервые опубликовано на странице Постфеноменология 4 сентября 2017 года.


   В аналитической философии идут серьезные дискуссии о том, как включить феноменальность сознания в физикалистскую онтологию. Последняя принимает в качестве существующего только то, что в конечном итоге может быть исследовано как физическое явление. Это признание достижений естественных наук. Мы можем исследовать мир с позиции третьего лица, но феноменальность сознания приватна. Можно изучать мозг, но там не разглядеть качественных переживаний сознания, которые получили название "квалиа" (от лат. qualia (мн. ч.) - качества). Например, если испытуемый ест кислый лимон, то при сканировании мозга или других процедурах эту же кислость никто другой не ощутит.
     
   Есть мнение, что эволюция могла происходить и без квалиа. Например, Д.Чалмерс рассматривает мысленный эксперимент "Зомби" [1, с. 127-133]: я могу представить свою копию, у которой будут отсутствовать квалиа, но поведение не будет отличаться от моего. "Эволюция отбирает свойства в соответствии с их функциональной ролью, а мой зомбийный двойник осуществляет все те функции, которые осуществляю и я сам, и ничуть не хуже меня; в частности, он оставляет столько же копий своих генов" [1, с.158]. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле. Для этих целей воспользуемся феноменологическим методом, процедурами анализа и мысленными экспериментами, чтобы продемонстрировать роль квалиа в эволюции.
     
   Что такое квалиа?
     
   Квалиа можно описать только феноменологически. Это мое переживание, например, красного. С позиции третьего лица мое переживание красного не воспринять. Однако Д.Деннет считает, что феноменологический метод не надежен, т.к. сознание нас обманывает. В качестве одного из примеров он рассказывает, как издалека принял картину Беллотто "Вид Дрездена" за работу Каналетто [2, с. 113-114]. Ошибки в восприятии не отрицают квалитативности сознания. Можно поставить вопрос о том, зачем нам эти иллюзии и ошибки. Кроме того, не всё в восприятии ошибки.
     
   Феноменологически мы можем определить, что предметы мы воспринимаем больше их чувственной данности. Например, мы стоим перед домом и видим только одну сторону. Однако мы считаем, что у здания есть и другие стороны. Более того, нам не сложно представить, что внутри он поделен на квартиры, которые поделены на комнаты и пр. Таким образом, сознание достраивает наше восприятие. Мы воображаем цельность предметов.
     
   Зомби реализует свои программы как компьютер, ему квалиа не нужны. Зачем же они людям? Дело в том, что уже животные могут копировать паттерны поведения из популяции. Если бы не было квалитативности, то предмет бы не выделялся как аспект приложения копируемого действия, а имел бы лишь синтаксическое значение для врожденных программ. Отсюда, и объемность объектов, т.к. выделяются стороны для направления действий других и себя. Квалиа - это выделение предмета, к которому прикладывается копируемое действия. Без квалитативности копируемые программы были бы слепы, а так импульсы от органов чувств кодируются как значимые для новых паттернов поведения.
     
   Наличие такой программы копирования имеет значение для естественного отбора. При генетической передаче программ поведения могут быть сбои, кроме того, в результате мутации у одной из особей может появиться эволюционно выгодное действие, которое другие особи могут скопировать.
     
   Выделение предмета - это кодирование чувственных данных для новой программы. Животные ограничены программами из популяции и комбинированием действий, а люди создают новые. Взрослые люди могут вообразить любой предмет или действие, хотя определенные ограничения есть со стороны памяти. Это способность к созданию кода. Люди кодируют чувственные данные в слова, поэтому возможен язык. Он возникает в результате наличия способности к любому действию, которое генетически не запрограммировано относительно предметов. Создание кода - это создание смысла, без которого язык был бы невозможен, а у предложений смысл есть. Однако зомби не обладают квалиа, поэтому для них смысла нет, все предложения и слова для них синтаксические.
     
   Невозможна была бы и мораль, т.к. использование генетических программ исключает выбор. А человек может выбрать, какую программу использовать, кроме того, он может записать новую программу, которая будет распространятся через копирование среди других. Невозможна была бы и история, была бы только эволюция. Работа воображения при создании кода "окрашивает" действительность. Так возникает мифология. Вытеснение воображения из восприятия в трансцендентное ведет к созданию монотеизма. Отказ от трансцендентного приводит к атеизму.
     
   Разницу в восприятии зомби и человека можно показать на примере куба Неккера. Под последним понимается оптическая иллюзия, возникающая при взгляде на куб, изображенный в двухмерном пространстве. Люди воспринимают его трехмерность неоднозначно, т.к. меняя фокусировку можно выделить два типа восприятия положения фигуры. Выбор одного из типов восприятия - это выбор одного из способов кодирования чувственных данных, т.е. квалитативность. Зомби этого лишен. А приведенный выше пример Деннета о том, что сознание нас обманывает, лишь демонстрирует как с помощью квалиа импульсы, идущие от органов чувств, кодируются. Первоначальное ошибочное восприятие закодировало сырые данные, чтобы Деннет мог активировать модель поведения. Но разобравшись, он запустил другую программу.
     
   Запись программы с помощь квалиа можно продемонстрировать на опыте приобретения такого навыка как "слепое печатание", т.е. набор текста на компьютере, не глядя на клавиатуру. "Слепой печати" не обязательно специально учиться. Эта программа может закрепиться естественно. Сначала человек ищет клавишу, которую хочет нажать. Выделение этой клавиши среди других квалитативно - это ее кодирование для записи программы. После определенного времени человек уже не смотрит на клавиатуру, печатает не глядя. Значит, программа печати записана.
     
   Нейронные основания квалиа
     
   Наличие программы копирования подтверждает открытие зеркальных нейронов, которые возбуждаются как при выполнении действия, так и при наблюдении за совершением этого действия другим: "подражание является одной из базовых форм научения, нейрофизиологической основой которой является система зеркальных нейронов, связывающая сенсорные и моторные отделы головного мозга, кодирующие информацию об одних и тех же актах поведения" [3, с. 9].
     
   У программы копирования есть оператор, который выделяет предмет, кодирует данные восприятия, которые таким образом приобретают значение для новой программы. Оператор соединяет чувственные данные и копируемую двигательную активность, т.е. на нейронном уровне устанавливает связь между предметом и программой. Когда эта связь установлена в квалиа уже нет необходимости, программа работает.
     
   Этот оператор трехмерный, т.к. мы представляем объекты трехмерно. Однако объект нам никогда не дан полностью, поэтому остальное пространство оператора мы можем заполнить воображением. Качественное отличие человека от животных в том, что он может противопоставить чувственным данным любое действие, включая воображение любого предметам. Если бы животные могли в операторе соединить чувственные данные с произвольным содержанием, то у них бы возник язык.
     
   Программа копирования связывает на нейронном уровне записываемую программу и кодируемые данные. Последние так становятся не нейтральными для новых паттернов поведения. Однако то, что квалиа - это не просто элемент копирования, а часть программы по переписыванию других программ, подтверждает нейропластичность, под которой понимается способность мозга к восстановлению своих функций посредством перестройки нейронных связей. В качестве примера можно рассказать о женщине, у которой не работал вестибулярный аппарат [4, с. 29]. Т.е. сломалась одна из программ.
     
   Такой случай для пациентки можно было бы считать безнадежным. "Особенно исходя из убеждения, что мозг представляет собой группу специализированных обрабатывающих модулей, генетически запрограммированных на выполнение конкретных функций, которые формировались и совершенствовались на протяжении миллионов лет эволюции" [4, с. 33-34].
     
   Записать новую вестибулярную программу удалось с помощью специального прибора, который одевался на голову, а его электроды подключались к языку. Покалывание в различных частях языка обозначало положение тела, наклонные состояния которого можно было наблюдать на мониторе компьютера. В результате, "каким-то непостижимым образом сигналы, идущие от языка, находят совершенно новый путь к той области мозга, которая обрабатывает информацию о равновесии" [4, с. 39]. Таким образом, новая квалитативность, кодирует чувственные данные и запускает программу равновесия.
     
   "Для самих нейронов не существует визуальных образов, звуков, запахов или ощущений" [4, с. 56]. А это значит, что квалитативность нужна для записи программ на нейронной основе мозга. Квалиа создают код для нейронов, чтобы записывать новые программы. Таким образом, квалиа закодировали сырые данные для вестибулярного модуля.
     
   Если одна из программ мозга зомби сломается в результате инсульта или травмы, то ее невозможно будет перезаписать с помощью квалиа. Это аналитическое утверждение, т.к. зомби не обладает квалиа. Но можно ли перезаписать программу зомби как и человеку, но только без квалиа? Нет. Потому что зомби не будет кодировать информацию для этой программы. Допустим у зомби "сломалась" квалитативность вестибулярного модуля - данные для нее не поступают.
     
   Чтобы вылечить зомби, данные о положении тела будем направлять на язык через покалывания и через монитор компьютера визуально. Это два потока информации. Они закодированы для своих программ. Для вестибулярной программы эти два потока данных бессмысленны. Их нужно перекодировать, чтобы они были поняты как изменения положения тела или головы. Если мозг может их перекодировать, осмыслить, значит, есть квалиа. А квалиа у зомби нет по определению.
     
   Заключение
     
   Феноменальность сознания сыграла значительную роль в естественном отборе. Организмы, которые могли пользоваться не только генетическими программами, но и копируемыми из популяции, получили преимущество. Квалиа возникают как способность к кодированию чувственных данных для паттернов из популяции. Участие в этом воображения позволяет комбинировать имеющиеся действия. Способность к созданию кода ведет к возникновению языка и истории, которая характеризуется не только вытеснением воображения из восприятия, но и еще созданием новых программ, в результате чего возникают религии и идеологии, которые как программы конкурируют между собой.
     
   Поэтому можно заключить, что квалиа - это элемент программы по созданию кода, который позволяет животным брать паттерны из популяции и дописывать обрывки программ, а человеку переписывать их, записывать новые. Феноменальность сознания можно вписать в физикалистскую онтологию как одну из программ мозга, которая кодирует чувственное восприятие не синтаксически, а семантически для новых программ.
     
   Физической основой сознания являются зеркальные нейроны, которые кодируют чувственное восприятие и соединяют его с копируемыми программами. Однако субъективный аспект кодирования, его приватность с позиции третьего лица не даны, т.к. нейроученый использует свою программу-кодировщик, когда исследует мозг, именно эта программа и является поставщиком квалиа для человека.
     
   Литература
     
   1. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М.: УРСС: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. 512 с.
  
   2. Деннет Д. Сладкие грезы: Чем философия мешает науке о сознании. Пер. с англ. / Под ред. М.О.Кедровой; вступ. сл. Д.Б.Волкова. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2017. 304 с.
  
   3. Косоногов В. Зеркальные нейроны: краткий научный обзор / В.Косоногов. Рост-на-Дону, 2009. 24 с.
  
   4. Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга / Норманн Дойдж; пер. с англ. Е Виноградовой. М.: "Эксмо", 2010. 544 с.
     
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"