Рок Сергей : другие произведения.

Хранитель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  
   Я разговаривал с Вовой Харрисом, специалистом в области медитативных погружений и изолирующих бесконечности.
  -Как ни странно, - говорил он, - но вопрос веры - он как будто несколько абстрактен. Представь, что ты летишь ты на самолете, и самолет вдруг начал падать. Отказали двигатели. Каков итог? Разумеется, твое бытие переходит в другую плоскость. Сначала ты будешь бродить вперед и назад. Как бы вдоль реки. Но реки сначала нет. Ты вообще можешь решить, что ты жив. И ты также будешь встречать множество людей, и ты, и они будут думать, что жизнь продолжается. Так вот, речь о том, что верь, не верь, а самолет упадет, и ты будешь там. Но, как ни странно, иногда вера спасает. Но, с другой стороны, это достаточно странно - спустя минуту все разобьются, а ты не боишься. Ты просто так решил, что ты останешься жив. Странно? Верно. Тем не менее, в те моменты, когда у тебя начинает получаться разделять свое сознание на половинки - словно, например, арбуз, сомнений быть не должно. Ты должен верить в то, что тебе все доступно. Ты способен свернуть горы. Режем арбуз. Кусочки раздаем.
  -Режем или режим?
  -Режим арбуза. Ага. Термин. Смотри, суется.
  -А?
  -На "Тойтоте", из правого ряда повернул.
  -Один птицам кинем, - сказал я.
  -Что?
  -Кусок арбуза.
  -Хорошо.
  -Если я буду верить, что поможет.
  -Когда как. Ты можешь сто раз бросить свой ум на съедение птицам, и ничего не будет. Это - формальная абстракция.
  -Я знаю. Нужно уметь терпеть. Как боксер на ринге. Тебя бьют, а ты не падаешь. Это если техника плохая, но удар хороший. Вдруг попадешь. Бац - полетел.
  -Еще как.
   Мы взяли водки - обычной, белой. Мне не нравится мода. Сейчас все стараются пить как-то по особому - текила, ром, виски. Все это как-то не по мне. Вообще, если пить, то пить. А горло полоскать - занятие скучное. Ну а понты - кому они нужны, пусть ими играют.
   Кстати, если вы верите, что тип, сорт напитка - он чем-то вам поможет - не верьте. Нет, водка чище, слезливее и более содержательней, чем текилы и ромы. Просто последние часто пьют в кино, в ящике, и обыватель думает, что - если он пьет что-то эдакое - он уже иной. Ящик сближает его с ящичным миром. Но жизнь и это, как бы его обозвать, так же близки, как диалектная логика и уровни организации живого.
   Так, например, многие обыватели пытаются приобщиться к московности - это те, к в Москве не живет, но думает, что в идеале - обязан. Надо это делать или нет - спросите сами у себя.
   Если вам нужна Москва - ее вы можете найти только в своем сердце. То же касается цепочки Токио-Нью-Йорк-Париж.
   Ну и остальное - это две линии. На одной живет дух, а по другой человек движется в ад.
   К подножию веков.
   К перегною.
  От осени - где он внезапно стал желтым опавшим листом - к новой почве.
  -Когда человек учится, - сказал Вова Харрис, - этот процесс нельзя смешивать с привычным пониманием. Сидение за партой, или сидение за ментальной партой - суть не то. Сначала нужно в себя поверить и сказать себе - буду идти вечно, может - не пройду и за жизнь, но, стало быть, приду в следующей. Но сначала нужно убить свое первичное Я. Прижечь его. Оно, в общем, и есть подсознание, но оно с рождения червиво. Оно мешает. Без него нельзя. С одной стороны, оно описывает транзитивность предметов, но с другой - это орган. Отрежь себе что-нибудь. Без чего-нибудь и нельзя жить
   -Получается, что и вообще жить нельзя?
  -Ну как нельзя? Живут же люди.
  -Нет, ну если это - совсем не тот путь, то что же делать?
  -Убить себя и не убить. Ну представим, что тебе нужно придумать, как поменять кожу, но ты сам не знаешь - ничего не знаешь. Ни надо ли тебе это, ни тип кожи, ни - новый тип органов чувств. И подсказать некому. Это - самая лучшая ситуация. Ты как будто - монокосмос. Люди вокруг есть, но какая разница? Это просто фон. Симметричная модель.
  -Интересная позиция, - сказал я.
  -Твоя задача - принять ее. Иначе ты не сможешь двигаться. Ты всегда будешь зажат в узкие рамки своего восприятия. Как бы ни банально это звучало. Да, Система сама делает так, чтобы люди писали книги про параллельные миры, снимали фильмы - это лучшая самозащита. Это идеально. То, что становится ширпотребом, никогда не будет реальностью. Машина управляет умами. Умы мало того, что об этом не знают - они еще и снимают фильмы про машину, про матрицу. Это чистая кастрация. После такого общество навсегда будет привязано к жратве, сексу, гаджетам и блогам.
  -Блоги?
  -Быть блогером - самое позорное занятие.
  -Не спорю, мне тоже не нравится.
  -Блогерство - одно из самых суррогатных вещей. Даже онанизм лучше, если разобраться.
  -Ага, тут, в конце концов, естественный позыв.
  -Да. Точно. Люди постоянно с чем-то борются - я имею в виду, отрицательные явления жизни, что-то еще. Да, такая борьба - часть развития как человечества, так и личности. А на счет блогов - никто еще не понял, насколько они вредны.
  -Возможно, что лишь по прошествии лет это удасться оценить.
   Мы часто беседовали, хотя это не так уж важно. Можно и молчать. Когда люди заняты одним и тем же делом, многое не так уж очевидно.
  
  
  
  День был туманным? Я не знаю. Возможно, туман был где-то не здесь, но не важно. Если ты вышел - точно выступил, сторонние вещи отписывают бэкграунду.
   Ты - точно боец. Хотя и не видно, с кем и где предстоит сражаться. Это всегда так, когда собираешься пробраться в библиотеку.
   Должно быть, все, кто когда бы то ни было шел этим путем, знают.
  -Там за поворотом всегда менты стоят, - сказал Вова Харрис, - даже, когда они не стоят, они стоят. Когда их нет, нужно перелиться через край. Сам знаешь, терминологически это так и называется. А там уж......
   -Это как? - спросил я.
  -Нужно ехать больше ста. А патрульная машина стоит метров за пятьсот до стены. Нужно проскочить.
   -В прошлый раз одна "десятина" вошла в стену ровно, будто ракета - по траектории, - усмехнулся я, - и там два трупа было. Ты как? Хорошо их размазало. Я смотрел в хронике. Я не знаю - никому еще в голову не пришло, что это так? Что стена не просто так, что люди не просто так регулярно бьются?
   -И нас двое, - заметил Вова.
  -Чо, весело?
  -Весело.
  -А как ты сказал - менты не стоят, когда они стоят.
  -Это могут быть и не менты. Но разницу только специалист увидит. А я думал, ты знаешь.
  -А ты поконкретнее что-нибудь знаешь?
  -Нет. Я только это и знаю. Ты же сам в курсе, ты ездил. А так спрашиваешь, будто в первый раз.
  -Это тебе трупы рассказали?
  -Гм... Там уж и не трупы были, а ошметки - ты представляешь себе такое лобовое столкновение, когда даже ни грамма - по касательной. Все напрямую. Чистый краш-тест. Но люди едут. Все хотят попасть туда, хотя мало, кому, это удается. Это - чрезвычайно закрытое место. Ну и, сам понимаешь, официально оно не может существовать. Точно так же, как......
  -Я тебе скажу, в прошлый раз ехал не я. Веришь?
  -А кто?
  -Я не знаю. Видишь - машина цела. С штрафстоянки я ее не забирал. На пятнадцать суток меня не сажали. Тем не менее, я добрался до того самого третьего этажа, и там на меня напала какая-та гадость. Я даже не понял. Честно.
   -И она растерзала нетебя?
  -Да. Точно.
  -Видишь. А ты говоришь, что - не специалист.
  -Поверь. Я знаю, что говорю.
  -То есть, это был.....
  -Никогда не называй это словами. Не используй терминов. Ты только на краю другой вселенной. Если ты попытаешься уже сейчас облечь предметы в форму, она отрыгнет тебя с характерным звуком и запахом.
   -Мне говорили, что у меня лопнет мозг.
  -О, это большая честь. Много мелких беленьких кусочков. Будто взяли и раскидали пару килограммов творога.
   Я никогда не любил коробку-автомат. Но в городском потоке это очень удобно, особенно, когда тебе звонят. Сейчас, впрочем, все повсеместно используют гарнитуру, но мне она не нравится. В остальном, у механики нет недостатков. На прокаченных же малолитражках это - главный козырь, с помощью которого можно подогревать монотонные улицы. У меня часто спрашивали - точил ли я движок, и даже - про азот. Это как-то неприлично, глядя на двухдверную "Дайхацу", но потом, когда садишься внутрь, это становится очевидным. Точно так же пользовались своими ускорителями пилоты истребителей, когда враг садился им на хвост. Открываешь кран, и сознание течет вместе с живительной прохладой. Мы начинаем думать вместе. Я и двигатель. Музыка в голове играет сама собой. И правильно. За бубненьем динамиков гул движка теряет чистоту и оптимизм. Именно единение с разумом придает машине силу.
   -Не страшно? - спросил Вова.
   -Что?
  -Ты не думал, что тачка может перевернуться?
  -Нет.
  -Нет - не думал, или что-то еще?
  -Я уверен, что не перевернусь.
  Я курил. Наверное, скоро примут какой-нибудь закон, запрещающий курение за рулем.
  Не то, чтоб об этом говорили, но что-то приближалось - в море мыслей, куда объединены все отдельные живые (не те, что бродят тенями по берегам адских рек) индивидуумы, все надвигающиеся события - это пре-колебания. Их могут чувствовать и простые люди. Интуиция, шаткое свидетельство чувств - вещь, в принципе, даже и обязательная. Тем не менее, чем быстрее жизненный ритм, чем больше информации, чем гуще интернет и телеэфир, тем труднее человеку ощущать свое, личностное. Он все больше и больше становится маленьким эритроцитом, переносящим некие сигналы, суть которых до сих пор никто не понял.
  -Как бы ты объяснил свою смерть? - спросил Вова Харрис.
  -Для этого после смерти нужно вернуться и объяснить.
  -Сможешь?
  -Понятия не имею.
  -Если вдруг поймешь, что прошло 100 лет, не объясняй. Стань поэтом, пиши стихи.
  -К тому времени уж не будет стихов.
  -А что же будет?
  -Не знаю.
  -Нет, стихи перманентны.
  -Хочешь сказать?
  -Да. Все стихи проистекают из Акада. Если хочешь знать, никто толком так и не определил - существует ли параллельный мир, или же все эти коридоры - это линии между схожими по массе и составу атмосферы планетами. Так вот Акад - это как раз то место, где вообще разговаривают стихами, и это считается нормальным явлением.
  -Ты сам видел?
  -Какая разница?
  -Наверное, туда просто так не попасть.
  -Верно. Там вообще серьезная блокировка на входе, и много фантомов, которые пытаются тебя убедить, что они - реальные люди. Они ведут тебя куда-то. Ты движешься по неким субпространствам, но все это - ложь. Они пытаются заманить тебя куда-нибудь на край. А что уж там за край - это как получится.
   Мы выехали на кольцо, догнав пробку. Со всех сторон сигналили, выруливали, пытаясь протиснуться в какие-то немыслимые промежутки. Даже рогатый троллейбус пытался высунуться, тем самым, перегораживая полторы полосы.
   -И этот лезет, - заметил Вова Харрис.
  -Сволочь, - сказал я.
   Троллейбусу засигналили. Вова закурил и приоткрыл форточку. Было достаточно прохладно. Дождь пролился и превратился в жидкую змею. Она гонялась за колесами и шипела - ш-ш-ш-ш-ш-ш. В такую погоду вся жизнь немного другая. Поэты сидят дома и накручивают на палец какую-нибудь интерпретацию. Это я хорошо знаю. Я тоже раньше был поэт. Потом я вдруг понял, что человек способен серьезно переопылиться. Но не так временно, как это бывает в периоды взросления, когда душа просто мечется, а куда более основательно. Потом уже и не выбраться. Ты как будто добрался до сути вещей и там взял лобзик, ключи, сварочный аппарат и все переделал. Мне кажется, что когда-то давно мы собирались за большим круглым столом и говорили о судьбе. И теперь все это - не про меня.
   Едва зажегся желтый, я дернулся с места, и мы перегородили путь тонированной "пятнашке". Я вырулил и перестроился в центральный ряд. Вот так. Вон там виднеется маленькая, аскетическая какая-та, милицейская будка, но не она нас интересует. Потянувшись к чейнджеру, я включил диск. Это был средний, зацикленный на трембле, эйсид-хаус, ровный, с раскачкой. Вова стал подергивать головой. Похоже, он был во всем уверен. Посмотрев не него, я закурил. Я очень привередлив к еде и сигаретам. Это мой мир. С людьми гораздо проще. Хотя с не люблю сереньких невежд, которые, не развиваясь, ищут для себя какую-то уникальную роль. Иногда мы видим гуру, и это вообще ужасно. Ничего хуже я не видел.
   -О. Поехали, - обрадовался Вова.
   -Да.
   Вся собранная в кучу машинная колбаса сдвинулась с места.
  -Колбаса, колбаса, - сказал Вова.
  -Колбасу еще строят, когда играют в нарды, - ответил я.
  -Да.
  -Ты знаешь? Когда?
  -Когда все фишки на шестерке или пятерке. Или на 7 - выставляем колбасу, она длинная, как очередь в рай.
  -Точно.
  -Но это лучше, чем марса получить.
  -Хуже всего получить "домашний".
  -Эт точно.
   Когда мы вырвались из пробок, до места оставалось уже недалеко. Мысли начинали колебаться, и в центре их находилась натянутая струна - пункт назначения был близок. Я внутренне готовился. Могло произойти все, что угодно, учитывая, что иногда обстоятельства ведут себя хаотически - тебя может выбросить, как пробку, или растереть в желеобразную массу.
   -Ну? - спросил Вова.
  -Ну да, - ответил я коротко.
  -А представь, на пол пути лопается колесо.
  -А ментов еще не видно?
  -А вот сейчас, повернем, будет видно.
  -Да?
  -Ага. Стоят.
  -Ну здорово.
  -Ну давай.
   Как я уже говорил, менты обычно стоят метров за пятьсот до стенки. Нужно очень быстро лететь. Если менты настоящие, то они попытаются погнаться, хотя они и знают о печальной участи таинственных самоубийц, которые регулярно несутся, чтоб убиться о стенку или вдруг неожиданно исчезнуть. По идее, уже пора бы поставить оцепление.
   Видимо, поставят.
   Немного попозже
  Потом - к этой стенке начнут ездить сталкеры. Это уже потом, после запрета. Ибо знающих, в чем тут дело, очень мало, и они не открывают свои лица.
   Будут истории.
   Будут ночные посиделки - снова на кухне, с дешевой водкой и очень крепким чаем....
  Стена возникла....
  Стена прилетела из космоса...
  Ее придумали....
  Она есть тайная вещь.....
  Эксперимент спецслужб......
  Нет, ничего такого не возникаоа, это обычная большая стенка, и проход здесь сделан чьим-то сильным, опытным, разумом.
   Кто он?
   Нет, все ж псевдосталкерство, которое наверняка тут будет, оно станет интересной вещью. Впрочем, и то будет ненадолго - пока не станет ясно, что ничего уже не действует.
   Сталкерство, если разобраться, это из области мурашечной литературы - это то, чем запружены сейчас книжные полки. Массы книжек, которые очень годятся, если вдруг нет туалетной бумаги, ну и бежать за ней некогда.
  И ладно.
  Потом об этом поговорим, о литературе.
  Мы уже едем, несемся, азот заставляет металл в двигателе едва ли не кипеть. Нас мерят. Нас точно малышей, что растут, мерят - это милиционер с радаром. Он - вариант а) в ужасе б) если это - как мы уже установили, что такое бывает - иные милиционеры - делает что-то еще.
   Мы этого не узнаем.
   Стена.
  Стенка.
  Закрыть глаза. Лететь через туман. Быть вором-медвежатником, подобравшимся к дверям в запретный мир....
   Так близко, и так рядом тьма - нужно проскочить через игольное ушко и не задеть краев. Иначе, изменив траекторию, ты полетишь к земле, источая фонтанирующий шлейф.
   -У тебя есть жена? - спросил я у Харриса.
  -Да. Есть.
  -Думаешь?
  -Обо всем думаю.
  Сзади вспыхнули мигалки. Нет, они не вспыхнули - их разбудили. В обычном своем состоянии они постоянно мигают, и, чтобы сделать перерыв, им дают снотворное.
   -Это ерунда, - сказал Вова, - даже не думай.
  -Да, я знаю.
  -Смотри, сейчас....
  -Да.....
   Мы проскочили. Я, почему-то, был в этом уверен.
  Машина была оставлена на одной из парковых дорожек. На самом деле, ничего не происходит, кроме короткой фиксации в мозгах. Некоторые называют этот момент иглой - его можно запомнить и даже осознать, но сказать по человечески, что же это, невозможно.
   Я как-то думал - выбрал один день и думал. Вообще, это только в кино показывает - человек думает, думает, его осеняет - эврика. Нет, данный вопрос - он круглый, его не взять. Он верится. Ни одного выступа.
   Я брал ручку и бумагу, полагая, что мозг внезапно поставит брейк в нужной итерации, но ничего подобного. Момент иглы - то бишь тот образ, который впечатывается в тебя, когда тебе удается пробраться через стенку, невозможно осознавать.
   Были стихоплеты.... То есть, они есть. Один, правда, на рыбалке утонул - нажрался и из лодки выпал, а двое живы. Так вот, они пытались сказать об этом посредством рифмы, но не то, чтобы удачно.
   Бесконечная осень.
   Знаете, как оно?
  Весь этот парк. Никто не знает - ни куда он ведет, ни длину его, ни ширину, ни кто за ним ухаживает. И время года здесь всегда одно и то же, и день - всегда где-то за половиной, ближе к вечеру. Ждешь, ждешь, но ничего не меняется.
  Это не только время года, это еще и что-то большее. Может быть, планета-осень?
   Но навряд ли - чтобы мы одним махом проскочили расстояние в космосе - нет, я в это не поверю. Теоретически это возможно - но теоретически что хочешь возможно.
   Запах осени - это, если разобраться, и солнце, которое всегда находится в одном и том же положении.
   Вечный закат, вечный рассвет, что угодно.
   Шаркая листьями, мы прошли к зданию библиотеки. Перед нами было длинное пятиэтажное строение, одна часть которого - наверное, в прямом смысле - уходила в бесконечность, вторая - поворачивала, и там начинался ее бег к космосу. Из осени в осень. Если бы кто-то попытался дойти до края, то он, возможно, открыл бы какие-нибудь новые физические или геометрические величины.
   Впрочем, каждый человек знает что-то такое, о чем может не догадываться больше никто на свете.
  -Хорошо ехали, - сказал я.
  -Пойдем в разные стороны, - сказал Вова, - ты знаешь.
  -Да.
  -Одного зайца вдвоем не ловят.
  -Да. Ты ищи свою книгу, а я - свою.
  -Может, все таки попробовать снять на цифру?
  -По-моему, это еще никому не удавалось.
  -Ладно. Я придумал новый способ. Он должен сработать.
  -А на пленку?
  -Ты думаешь, ты умнее всех?
  -Да я так.
  -Ну должно ж что-то быть. Мы же приезжаем на машине, на машине же и уезжаем. Стало быть, техника вполне ликвидна. Двигатель работает. Фотоаппарат, если разобраться, та же техника.
  -Ага.
  -Ну не специально же....
  -Да я не знаю....
  -Да и я не знаю....
   Говорят еще, что это - не первичная библиотеке, а лишь отражение, а потому из книг невозможно вынуть смысл - он скользкий, точно угорь. Имело место много попыток что-либо сфотографировать - все они закончились ни чем. Записывание так же не помогало - в момент соприкосновения с книгой человек был уверен, что делает точный конспект, однако, по возвращению оказывалось, что на бумагу записана какая-та абракадабра.
   Чаще всего это были смешанные фразы, весьма напоминающие бред шизофреника. Иногда было еще хуже.
   Были и так называемые запоминальщики.
   Что касается меня, я тут уже был, и у меня также ничего не вышло.
  -Надо рисовать, - сказал я после последнего визита в библиотеку.
  -Рисуй, - ответили мне.
  Что я, собственно, и собирался сделать.
  У Вовы Харриса всегда было много идей и каких-то методов, но практика хромала. На словах да, все мы - мастера.
   В этот раз ни он, ни я ни планировали проколов.
   Из осени без времени - в осень библиотечную. Повсюду нас сопровождал цвет опадающих листьев, опадающего солнца. Внутри, не смотря на отсутствие плафонов, желтовато-оранжевый воздух позволял хорошо ориентироваться. Вова пошел на второй этаж, я - на третий.
  У него были какие-то свои планы, что, само по себе, не так уж важно. Скорее всего, он будет пытаться медитировать. Последние достижения в изучении библиотеки таковы - важно не то, чем ты пишешь, а то, как ты мыслишь. Некоторые вещи необходимо осознать прямо на месте, но, возможно, кое-что удасться и забрать с собой.
   Покинув лестничную клетку, я шел вдоль длинных книжных рядов.
   Никогда не забуду свой первый визит сюда - вот это было открытие без равных, ничего общего, пожалуй, с тем, как если бы меня запустили в космос вместо Гагарина. Я был в восторге, полагая, что здесь, в библиотеке, хранятся знания, способные пролить свет на то, о чем мы даже не догадываемся.
   Ведь если представить, что где-то живут существа, в корне отличающиеся от нас, но у них есть книги, то как же они должны мыслить? Что, если они дышат жидким гелием? Представьте категории мышления таких организмов.
   Впрочем, дело же и не в таких существах - тем более, что человек в этом мире еще не встречал никого, кроме себя, и все остальное ему приходится придумывать. Единиц знаний в библиотеке, очевидно, не меньше, чем звезд в галактике. Но что толку?
   Нет, теперь, этот визит - лишь тренировка, да и в чем-то - русская рулетка. Ведь промахнуться при разгоне на стену проще простого. Но с рулеткой мы уж разобрались.
   Сколько их, этих скрученных в гармошку искореженных машин.....
  -Может быть, в этот раз...., - сказал я себе, - да, может. Сдаваться нельзя. Это как просеивание песка в поисках нужной песчинки - а вдруг повезет. А не повезет - значит, работаем на опыт.
   Я вынул тетрадь и карандаш.
   Попробуем карандаш. А что, если.... Все, разумеется, используют шариковую ручку.....
  Гелевую ручку.....
  Фломастер.
  Почему бы и нет?
  Я повернул. Полки, полки, полки....
  Можно сказать - байты, биты, регистры.....
  Можно что угодно говорить.
  Тогда-то я туда и попал.
  Карандаш, перо. Что-нибудь натуральное. Поэкспериментировать с сортами бумаги. Может - выцарапать на глиняной дощечке. Должны же быть способы. Вот как люди годами строили вертолет и все не могли его построить - первый вертолет сумел оторваться от земли на 30 сантиметров, это было великое достижение. Потом, уже через много лет, с появлением мощных двигателей, проблема была решена. А ведь мучились много лет.
   Так вот и здесь.
   Полки, полки, галактики. И до сих пор - ни одного успешного прочтения.
   Это была комната с единственным окном, пускающим в себя осенний свет, и здесь не было книг. Я не успел ничего сообразить, так как увидел ее - это была сухая высокая женщина лет пятидесяти в вечернем платье. На фоне небольшого набора мебели - каких-то особо древних шкафов, тумбочки и выцветшего дивана, она также могла быть мебелью. Они находились в одном диапазоне.
   Я отшатнулся, натолкнувшись спиной на подсвечник - и ведь верно, это была встреча с приведением.
   Что можно сказать?
  Что еще описывать?
  Нет, проще предпринять попытку к бегству. Ведь если вы увидите признака, разве у вас появится желание детально его рассматривать?
   Взять себя в руки за доли секунд невозможно. Но и спустя минуту ничего не происходило - мы стояли и смотрели друг другу в глаза. Ее лицо было исполнено некоей грусти - впрочем, это мог быть и эффектом моего восприятия при участии внешних факторов. Я бы готов ко всему, чему угодно, но самой яркой мыслью было окно.
   Выпрыгнуть.
   На самом деле, если у человека нормальное, не врущее на каждом перекрестке, подсознание, оно чаще всего дает правильные советы. Именно так, должно быть, было и в моем случае - ибо я не прыгнул в окно. Я стоял на то же месте - в нерешительности.
   Она (оно) сделала пару шагов, а потом заговорила.
  -Я ждала вас.
  Голос был человеческим, достаточно теплым.
  -Меня? - удивился я.
  -Да. Именно вас.
  Я кивнул.
  Да, наверное, все женщины в таком возрасте одинаковы. Хотя, конечно же, есть примеры эстрадных звезд - которые блистают, молодятся, понтятся практически до двери гроба. Есть и обратное - раннее увядание. Здесь же все было как обычно. Но - дело еще в том - что мой мозг не работал так, как я бы хотел. Была некая сила.
  -Я - хранитель библиотеки, - сказала она, - в библиотеке всегда один хранитель. Двоим тут не место. Я знаю, вы пришли, чтобы сменить меня. Я давно жду этого момента.
  -Да? - спросил я ошарашено.
  -Я служу здесь уже шесть тысяч лет, и теперь мое время пришло.
  Она улыбнулась.
  Я сделал шаг к окну, однако, второе я мне не сигналило. Должно быть, либо опасности не было, либо в таких местах все человеческое приходит в ступор - точно поршень в двигателе, в котором нет охлаждающей жидкости.
   Возможно, в первые миллисекунды ядерного взрыва человек чувствует себя так же - время вдруг замедляется. Не то, чтобы вся жизнь вдруг пробегала мимо глаз - это не обязательно. Но жизнь еще продолжается - хотя для внешнего зрителя она уже давно смешалась с огнем, изменив форму материи.
   -Кто вы? - спросил я.
  -Я - хранитель библиотеку. Это должность. Я отработала свое время. Теперь вы будете хранителем.
  -Я? - я хотел удивиться, но не было чувств.
  -Да. Вы - хранитель. Но для этого вы должны исполнить обряд.
  Она сняла со стены саблю в инкрустированных ножнах и протянула мне.
  -Что это? - спросил я.
  -Вы должны убить меня.
  -Я?
  -Да.
  -Но зачем?
  -Новая жизнь.
  -Через смерть?
  -В библиотеке не может быть двух хранителей. И я не смогу уйти отсюда, если вы меня не убьете. Жизнь через смерть, и смерть через жизнь. Больше ничего. Вы видели время? Брали его в руки? Вы видели ту фазу, когда оно жидкое? Разве не так?
  Я пожал плечами.
  -Оно манит, как наркотик - когда оно сжижается, когда оно рядом, вы должны уйти в его испарения. Этот туман рождает жизнь. В самом центре есть океан, и все остальное по отношению к ним есть его выдумка. Это океан все придумал. Но, рано или поздно, вы должны идти туда. Нельзя зацикливаться на бытии.
  -Испарения времени? Никогда о таком не слышал.
  -Это вы думаете, что время - должно быть, измерение. А это всего лишь вещество. Вы мне поможете. Таков закон. Я уйду туда, где оно становится жидким и плещется озерами, а вы останетесь здесь. Ваше время, прошу прощения за тавтологию, начинается.
  Я отступил.
  -Напрасно, - сказала она, - теперь уже ничего не изменить. Вы исполните то, что вам положено сделать.
  -А если я откажусь?
  -Это невозможно. У вас нет ни выбора, ни возможности.
   Да, действительно. Я лишь говорил о том, что у меня есть альтернатива. Но мог ли я ее желать?
   Нет, я взял руки саблю - я знал, что время наступило, и перед глазами у меня стояли лесистые горы, залитые густым туманом. Это и было время - как бы я тут ни повторялся. Здесь оно клубилось легкими облаками, но, чем ниже спускалась дороге, тем гуще оно становилось.
   Что же там было, в самом низу. Некая первооснова. Должно быть, не сделай я того, что мне предназначено, я никогда не окажусь там.
  -Я не могу, - сказал я.
  -Но это просто слова, - ответила она.
  -Да.
  -Вы думаете, есть смысл сопротивляться? Я тоже так думала?
  -Как вы попали сюда?
  -Люди нашего племени открыли сюда путь. Библиотека была уже тогда. Наверное, она существует постоянно, вне зависимости от того, живут на земле люди или нет.
  -Кто же сменит хранителя, если нет людей?
  -Не знаю. Никто, наверное. На нижних этажах я видела скелет.
  -А как же новый хранитель понял, что он или она - хранитель?
  Она пожала плечами.
  -Вы должны отрубить мне голову, - она улыбнулась несколько застенчиво.
  -Как-то глупо, - произнес я.
  -Нет. Я знаю все, что содержится во всех книгах библиотеки. Теперь будете знать и вы. Вы пытаетесь бояться? Вы думаете, в вас проснется вдруг воля - чтобы сопротивляться? Я тоже думала. Но это не так.
  -Кем вы были в той жизни? - спросил я.
  -Это уже не имеет значения. Вы думаете, меня волнует та песчинка личности, что исчезла из мира людей много тысяч лет назад? Мощь библиотеки велика. Что простая жизнь рядом с этим? Вы не представляете еще, что вам предстоит - вы откроете для себя все, что когда-либо было во вселенной.
  -А будущее?
  -Если хотите - будет вам и будущее. А я пройду....
  -Значит, если я вас убью, вы не умрете?
  -Нет, вы меня освободите. Мое время вышло. Вы должны будете понять, что время - это субстанция, из которого все состоит, и в тех местах, где его можно потрогать руками, и проходит самая жизнь. Вы ее еще не видели - но скоро вы узнаете о ней.
  -Я уже вижу это, - ответил я.
  -Вам интересно?
  -Ничего не могу сделать. Вы правы.
  -Рубите мне голову!
  Я попытался задать себе несколько вопросов, типа: как я могу? Способен ли я сопротивляться чужой воле? Что будет потом?
   Нет, все это было бесполезно.
   Я вынул саблю из ножен и замахнулся.
   ....В мозгу вдруг точно взорвалась сверхновая. Уж не могу сказать про Большой взрыв, но уж точно - рождающаяся жизнь была океаном, а предыдущая - каким-нибудь чахлым кустиком на его берегу. Я отошел к окну. Пространство вечной осени продолжало свое странное стояние в самом себе. В моей руке была окровавленная сабля. Я только что появился на свет, а мое предыдущее существование - это был процесс химической реакции.
   Жил организм.
   Много организмов живет. Почему бы еще одному не жить? В океане целые рифы образованы из окаменевших организмов....
   -Надо идти, надо идти, - говорил я себе.
  Звезды рождались, сжимались и лопались, наполняя космос элементарными частицами.
  И я видел ее - она шла вниз по дороге. Кем она была тогда, и как тогда жили люди? Какой ничтожной кажется жизнь на фоне того, чего мы не знаем.
   Ее фигура скрылась в тумане, и где-то там, внизу, ее ждало.....
  
  -Выезжаем как обычно, - сказал Вова Харрис, - думаешь, я ничего не вижу. Я даже спрашивать не хочу. Я понимаю, что - чем скорее мы отсюда свалим.... Нет, чем скорее я заведу двигатель. Ты слышишь? Нет, не слышишь? А? Я тебя пристегну. Давай меч. Слушай, ты кого-то рубанул? Это человек был? А? В библиотеке никого никогда еще не встречали. Ты убил человека? Кто это был? У нас все на пересчет. Китаец? Говорят, китайцы каким-то образом способны пересекаться. Я имею в виду, китайских путешественников в библиотеку. У них же и мозги китайские, и кровь китайская....
   Я покачал головой.
   Мы стартовали, и выезжать нужно было через центральную аллею - после нее поворот, и мы тотчас оказываемся где-то в частных кварталах на западе города. Правда, иногда выкидывает в другую страну, и тут надо быть готовым - чтобы документы были, загранпаспорт, а также - доллары. Но мы не новички. Да и не случалось с нами такого. Один раз выехали где-то в поле, но это недалеко было от промзоны, так что я быстро выяснил тогда, что и к чему.
  -Давай. Давай, - Харрис явно нервничал.
  -Угу, - произнес я вяло.
  Он полагал, что я убил простого человека.
  Считается, что это невозможно - нужно заходить сюда одновременно с кем-то, чтобы его видеть, иначе вы будут расположены как бы в разных пространственных плоскостях. Но ведь это только считается. А как оно на самом деле? Если ты чего-то не видел, это еще не значит, что этому никогда не быть.
   -Глотни.
  Он протянул мне фляжку.
  -Ты меня понимаешь?
  Я кивнул.
  Мы ехали километров 90 в час и потому, внезапно появившись на не асфальтированной улице, едва не въехали в забор частного строения.
   -Как-то раз мусора тут дежурили, - сказал Вова Харрис, стараясь разрядить обстановку, - встали на тихой улочке, а праздник был. Народ объезжал. Тут они пьяных и ловили. Всех подряд тормозили. Знают, гады, где стоять.
  -Они что-то пронюхивают иногда, - ответил я, - ждут тех, кто возвращается. У них кто-то есть в ментовке, кто этим занимается.
  -Откуда ты знаешь?
  -А я все знаю, - ответил я.
  -А. Ну тогда да.
  -У тебя в правом кармане сигареты.
  -И в левом. И на панели.
  -Да. Хочешь скажу, в какой пачке сколько сигарет....
   День был яркий, жаркий. Лучи вечной осени скользили где-то по орбите, опадая в другие миры. Мы ехали достаточно быстро, пока, наконец, не уткнулись в пробку. За нами тотчас выстроилась колбаса из машин. Началась мелкая возня - кто-то пытался вылезти в другой ряд, хотя и в густой толчее это было непросто. Слышались сигналы.
   -Дороги узкие, - сказал Вова Харрис, - делать никто не хочет. Деньги выделяют - деньги воруют. Интересно, что-нибудь когда-нибудь изменится? А? Как ты думаешь? Вот я в ГДР служил, так у них тогда - в ГДР-то - по сравнению с нами был коммунизм. Как чисто. Не сорят, не гадят, никто на дорогах не хамит. А? А мы говорим о том, что у нас прогресс и экономическое развитие.
  -Все еще будет, - ответил я.
  -Слушай, волнуюсь я за тебя, - проговорил он, - ты правда кого-то убил? А?
  -А.
  -Человека?
  -Не знаю, Вов. Сам себя, наверное.
  -Да?
  -Скорее всего.
  -Исчерпывающий ответ.
   Минут через пятнадцать пробка вдруг разъяснилась. Повезло. Мы повернули за ряд новых двадцатиэтажек, часть из которых были, что умершие кораллы - из-за кризиса строительство заморозили. Дальше были старые частные кварталы, и здесь мы проскочили....
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"