Servolf : другие произведения.

Ненаписанная история

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.94*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор этих буковок не знает точно, было ли все так, как описано ниже. Полагает, что, скорее, да, чем нет. Он доверяет человеку, рассказавшему эту историю. История писалась со слов и может расходиться с официальными, принятыми сейчас трактовками. Все расхождения остаются на совести рассказчика.


Ненаписанная история

   Автор этих буковок не знает точно, было ли все так, как описано ниже. Полагает, что, скорее, да, чем нет. Он доверяет человеку, рассказавшему эту историю. История писалась со слов и может расходиться с официальными, принятыми сейчас трактовками. Все расхождения остаются на совести рассказчика.
  
  
   Разрешите представиться: Андрей Данилин. Самый обычный житель России. Все как у всех: родился, учился, работаю, пока не женился. Пунктик у меня есть. Люблю по старым замкам гулять. Хобби такое. Не знаю почему. Нравится - вот и все. Так что когда я нежданно-негаданно оказался в Калининградской области, а дела привели меня в Мамоново, то не завернуть и не посмотреть на развалины замка Бальга, как вы понимаете, я просто не мог. И мне повезло. Или не повезло. Это как посмотреть.
   Приехать я смог уже под вечер и долго осматривался. Два оврага и море, а между ними останки былого величия: циклопические стены из красного кирпича с полосами черного. Лестницы, стены, развалины кирхи, остатки рва - громадные были сооружения. А чтобы этот замок построить, даже и не представляю, сколько всего надо. И ведь времени прошел не один век, не одна война. А все так же грозно смотрят окна бойницы на пришельцев - и непременная надпись: "Толя был здеся". В общем, гулял я по развалинам, слушал шум деревьев и пытался представить, а какой была жизнь в те времена. Поэтому столкновение с высоким бородатым мужчиной в полном рыцарском доспехе, да еще в белом плаще, с черными крестами тевтонцев, заставило отпрыгнуть в сторону.
   - Пшел вон отсюда, еретик! - рявкнул незнакомец.
   - Мужик, ты кто такой? - Поддаваться необоснованным наездам я давно разучился.
   - Я великий магистр Ордена Ульрих фон Юнгинген! - прогудел... призрак?
   - А не врешь? Тебя же нет на земле уже веков пять как, а? - Удивить меня подобным было сложно. Телевизору, книгам и Голливуду спасибо.
   - Я, опоясанный рыцарь, и вру? До чего народ измельчал и забыл о нас, - с горечью сказал призрак.
   Почему я решил, что передо мной не живое существо? Потому что это только на первый взгляд магистр выглядел обычным человеком. А если присмотреться... Одежда у него четко виднелась только до пояса, а вот ниже она слегка искажалась время от времени. Казалось, что ее треплет невидимый ветер... И подумалось: встреча с призраком давала мне шанс ну хотя бы немного узнать о прошлом, тем более что я только что пытался его себе представить.
   - Ну, так расскажите! - попросил я.
   - Зачем тебе это? - глухо поинтересовался магистр.
   - Интересно очень, а еще я историю люблю.
   Призрак какое-то время покачивался с носка на пятку. И, кажется, уже собрался уйти. Но в последний момент махнул рукой.
   - Слушай. Я расскажу. Все равно никто уже не поверит. Но не обо всем ордене, только о том, как я привел орден к разгрому. Потом мы так и не смогли подняться. - Магистр горько хмыкнул и начал.
  
  

Повествование о битве при деревне Жальгерис, записанное со слов великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена

   История противостояния ордена нашего со схизматиками и язычниками в Прибалтике уходит в глубокую древность. Целых двести лет. Девиз у нас соответствующий: Хелфен - Верен - Халфен. Помогать - Исцелять - Защищать. Мы так и действовали. Одним помогали против других, потом вторым против первых, исцеляли схизму и язычество огнем и мечом и защищали завоеванное. Как все началось, спросите? А просто: у короля Конрада Мазовецкого образовались проблемы с пруссами.
  

   Это были упорные язычники и драчливые. Кто кого грабить первым начал, сейчас уже не узнать. Мне думается, они по-соседски ходили друг к другу. Крестоносцы у Мазовецкого и раньше были, чтобы все устроено как в Европах и на Святой Земле. Собственные. Рыцари Христа Добржинской земли. Он им даже город пожаловал - Дрохичин (Дорогочин). Вот только не говорите мне, что город с таким названием он пожаловал монашествующему ордену братьев-рыцарей без всяких задних мыслей. Новый орден получился бедным - знатных людей в нем почти и не было. Возможно, из-за неудачного названия? Через пару лет, когда они местных жителей своим непотребным поведением допекли, русский князь Даниил Галицкий отобрал у них город. Я вообще думаю, что Дорогочин был изначально волынским и Конрад решил так свою границу укрепить. Обиженные Рыцари Христа присоединились к нашему ордену, не самых замаранных в странных делах мы отобрали, остальных выгнали.
   Наш магистр договорился с Конрадом Мазовецким и получил земли на границе с Пруссией. Область Хельмно. На условиях: мы воюем, а захваченные земли пополам. Половину нам - половину Конраду.
   Начали мы язычников к свету обращать. Очень просто - один союз племен разобьем, кого не зарежем, тех в союзники возьмем. А на месте их родовых замков свои крепости отстроим. А потом с ними вместе на соседей нападаем. Эти нечестивцы и рады. Сами друг друга с удовольствием убивали, мы только помогали немного - что с варваров взять? А когда эти дурни спохватились, оказалось, что замки наши уже везде. Их знать покрестилась и служит нам. А все их попытки восстать мы подавили в соответствии с девизом.
   Ну, огляделись и вспомнили про потерянный город. А город поляки обратно и не отдают. Мы им бумагу:
   - Ваш король подписывал. Город отдайте.
   А они нам в ответ:
   - Ну и чо? Не с вами же?
   - Но мы же их наследники! Отдайте город обратно! Это наше имущество! Все по правилам римского права.
   - Где мы и где римское право? Не было у нас такого никогда. Да и на рыцарей Христа вы не сильно похожи. Может, лучше вы нам Пруссию и Торунь с Гданьском отдадите? Да и половину захваченных земель тоже.
   - Те земли нам на бедность Римский Папа пожаловал, их отдать нельзя. Папа обидится.
   - А город с таким названием мы вам никак отдать не можем. Это же вам на всю Европу позор. Вот тогда Папа обидится еще и на нас. За введение во грех целого рыцарского ордена.
   И глаза у всех такие честные-честные. Вот как с этими людьми разговаривать? Аж противно. Ты им бумагу. А они тебе - кукиш. Терпели мы, терпели, и, наконец, терпелка кончилась.
   Взялись за соседей серьезно. Ох, мы им и врезали. От души. В гданьской земле почти всех поляков вырезали. А что? Я считаю, так и надо!!! С врагом не разговаривают - его уничтожают! В конце концов, устали и заключили мир. Поляки торговались чисто евреи, но у них выбора не было. Мы уже сильны были, а торговые пути Поморья мы просто так не отдадим! Они не только полякам - и нам пригодятся.
   Стали оглядываться, что делать дальше. Сами-то мы бедные, для приема гостей и обращения язычников и схизматиков деньги нужны, как воздух. А все хорошие места уже заняты. Поляки нас к себе больше так просто не пустят. В Галиции Даниил Романович братьям-крестоносцам так навалял, что вспоминать стыдно. В Прибалтике новгородцы ливонцев почти под корень извели. Мол, это наша земля, и мы ее держим, а всяких находников привечать - никаких денег не хватит. Пришлось ливонцев к себе присоединить и спасать.
   Так и появились у нас гости. Кто такие гости Ордена? О, это очень серьезные люди. Ведь человек слаб. А дьявол - он всегда рядом. И, когда он тебя под руку ткнет, убьешь там кого не надо, обесчестишь или украдешь чего. Что настоящему воину и благородному рыцарю делать? Каяться. Но молиться и бить поклоны не совсем то. В церквях пол ломать лбом - это не по-рыцарски. Вот эти грешники к нам на орденские земли и приезжают. А нам от их приезда прямая выгода. Мало того что гостям оружие выдавать не надо, учить не надо, так за посещение живописных мест и работу во имя Господа они еще и занесут долю малую. Ну, в зависимости от титула и богатства, конечно. Мы же не презренные торговцы, мы рыцари-крестоносцы, различия по происхождению тоже не делали: плати и воюй. Получай отпущение грехов своим мечом. Ну а мы им со своей стороны обеспечим лучший из возможных отдыхов с доставкой к месту подвига во имя Господа: с язычниками подраться, пограбить, еретиков пожечь, а к отъезду патер все грехи отпустит, ибо рыцарь участвовал в богоугодном деле. Понимать надо.
   В общем, для такого дела, как прием гостей, нужны места специальные. Потому что если гости начнут умирать в больших количествах при осуществлении подвига во имя веры - это плохо скажется на нашей репутации, то есть на количестве приезжающих, на вере в то, что мы делаем нужное Господу дело - и на доходах, тоже. А куда пойдешь добро творить и к свету истинной веры приобщать? К полякам нельзя - католики все же. К литовцам, новгородцам или половчанам тоже. Те нас бьют. У озера Дурбе, под Шауляем, под Раковором, если мы у них города захватим или на их земле города построим. Берут их обратно, бывает, что и просто налетом, да еще и новые крепости строят.
   Мы сначала пробовали в Литву ходить, но литвины хитрыми оказались: организовались, создали свое государство, и их князь даже католичество принял. Поганый язычник! Был на все готов ради мира! Но это нас не остановило. И он нас разбил. Наголову. Пришлось большие походы в Литву временно прекратить. А литовцы, словно насмехаясь над всеми нашими усилиями в их просвещении, стали учить русский язык и креститься в православие. Неблагодарные! И это после всех тех потерь, что мы понесли, приобщая их к свету истинной веры.
   Но вскоре к нам попросились ливонцы. Их как раз новгородцы сильно проредили. А нам новые земли и хорошие деньги всегда нужны. Но, чтобы получить нормальную сухопутную дорогу в Ливонию, нужно было покорить Жемайтию. Вроде бы чего сложного? Захватываем Клайпеду, основываем замок Мемельсбург - и ходи себе походами к разной жмуди. Вот только жмудины оказались народом упорным и упертым. Что мы только ни придумывали, что ни делали. А они не сдаются. Залезут на свои холмы с отвесными склонами (там у них капища языческие), детей и женщин в лесах спрячут, а сами дерутся. А мы как дураки, - ищи в болоте дорогу-кольгринду к этому холму. А если тевтонец полез на кольгринду и с нее упал, потому что все вешки уже сняли, то всякий жмудин посчитает, что туда ему и дорога.
   Подумали мы и решили устроить из Жемайтии место заповедное для развлечения гостей. А что? Местность равнинная, ни рек глубоких, ни гор высоких. Холмы и те небольшие. А для лучшего восприятия света истинной веры приезжать стали по ночам. И чтобы сразу было понятно, что мы к свету приобщаем... Ехали с огнем. Ездили их убеждать каждый год. Один большой поход обязательно, а если гостей бывало много, то и два. А мелкие походы мы и совсем не считали. Вот только жмудины сдаваться так и не собирались. Что мы ни делали, они предпочитали воевать, умирать или сгорать, но не сдаваться или в католическую веру переходить. Засядут на своих языческих холмах, костры жгут, друг с другом переговариваются дымами и жалят нас, жалят. А лезть за ними в болото... Конному рыцарю в железе... Да мы же не совсем ума лишились. И мы бы их покорили, кабы не литовцы.
   Те считали Жмудь-Жемайтию своей и постоянно то воевали за нее, то готовы были нам эту землю продать. Вот как в таких условиях гостям подвиг во имя веры и отпущение грехов обеспечить? И все бы ничего, но у литовцев умер князь Ольгерд - и тут началось такое... С чего ты решил, что нам должно было стать легче?
   Ага, нам стало. Сначала мы договорились с сыном Ольгерда - Ягайло и напали на его дядю Кейстута и двоюродного брата Витовта. Вот кто это придумал? Разбить их поодиночке? Да Кейстут нам и один навешал так, что вспоминать не хочется. А потом, когда мы уже подумали, что он на Пруссию пойдет, развернулся и захватил своего неугомонного племянника Ягайло. И вот все трое собрались мириться. Мы думали, хоть они друг друга передавят... А Кейстут внезапно умер. Шел, споткнулся, упал на нож - и так шестнадцать раз. Нет, на самом-то деле самоудавился. Ну а его сын Витовт поменялся одеждой со служанкой своей жены или с ней самой (язычник, что с него взять?) и сбежал.
  

  
   Прибежал он к нам, пообещал Жемайтию и еще чего по мелочи, мы записали и помогли ему войсками. Так что вы думаете? Они в своих наследных делах с привлечением всевозможных родственников разбирались одиннадцать лет подряд, выясняя, кому какой город достанется. Витовт еще два раза покрестился. Ягайло женился и получил польскую корону. Они успели повоевать с нами, с татарами, с московитами и между собой. А чего только нам ни обещали... И Жемайтию, и Ковно, и часть польских земель. А мы все записываем. И вот, когда наконец все успокоились, мы решили потребовать возвращения выданных денег и передачу обещанного. Ведь то, что обещано и на бумаге записано, свято? Тем более что оба крестились и обещали всю Литву в католичество обратить. Три раза на двоих обещали.
   Сначала отправились к Витовту, все-таки ему мы помогали больше других.
   - Плати!
   - За что? - И удивленный такой.
   - Войска и припасы, деньги и покровительство мы давали, а ты нам за это Жемайтию обещал. Было?
   - Было, обещал. Но я обещал дать попользоваться, а вы в свою очередь - ничего там не ломать, не поджигать, людей не грабить и не убивать, вернуть все, как было.
   - ЧЕГО!!!!
   - А вместо этого там из-за вашего появления сейчас восстание полыхает, и я подумал, что раз такое дело, я туда войска ввожу.
   - А договор, а подпись твоя как же?
   - Так это разве я подписывал?
   - Ты, естественно.
   - А имя там какое?
   - Виганд.
   - Ничего не знаю ни про какого Виганда. Меня Александром звать!
   -....................... Проклятый язычник!!!!
   - Наглый навет и оскорбление, я честный католик! А за оскорбление быть войне.
   (В первом крещении - католическом Витовт крестился как Виганд; при втором крещении, уже в православие, как Александр, при третьем - снова в католичество, тоже как Александр. А в истории так Витовтом и остался. С учетом того что язычники обычно считали, что с получением нового имени перед Богом отвечает новая личность, да еще с только с момента получения этого имени - крещения.... Прим. авт.)
   Второе посольство закончилось так же, только Ягайло заявил, что он теперь Владислав, про Ягайло и не слышал никогда, а поскольку он в Польше человек совершенно новый и особого веса еще не имеет, то ничего отдать просто так не может. Ибо его люди не поймут. А на бумагу орал, что это подделка и наглый поклеп и вся краковская большая хоругвь подтвердить готова, что в тот самый день он был в паломничестве и молился в монастыре Св. Марии Магдалены.
  

   ... Чем больше я слушал речь призрака, тем больше удивлялся. Получалось, что ничего не меняется. Даже побег Керенского - и тот был не оригинален. А с учетом характера князя, попытка познакомиться с такой служанкой могла кончиться очень плохо.
   А магистр продолжал.
   Вернулись послы ни с чем, и тогда я понял, что с такими беспредельщиками и обманщиками, которые нас постоянно обижают, предают и за нос водят, мира быть не может, - и быть войне. Оставалась надежда, что они хотя бы не договорятся между собой, но они договорились и даже воевать собрались вместе.
   Стали мы собирать большое войско, чтобы явить им всю глубину их заблуждения. А они - свое: чтобы втоптать нас в пыль, отобрать все нажитое, разрушить города и храмы, срыть замки и забрать все доходы. Но, пока суд да дело, с двух сторон границы местные феодалы начали шастать и друг друга на зуб пробовать, а большая армия ни у поляков, ни у нас еще не собрана. Тогда все-таки заключили перемирие. И что бы вы думали? Эти предатели нас опередили и вторглись в Пруссию! Мало того - не одни, а вместе с литовцами и татарами.
   Есть у нас озеро Дамбровно и город одноименный рядом с ним... был. Приезжает к нему наше посольство с разведывательными целями, ну, чтобы выяснить, а чего соседи, собственно, приперлись-то, и застает такую картину: вместо города - одно пепелище с трупами, и три начальника препираются между собой:
   - Это твои ляхи город сожгли!
   - Да не жгли мы этот город, зачем он нам сдался? Тем более в нем добрые католики живут. Скорее, это твои литовцы город сожгли. Язычники огонь почитают.
   - Ты моих людей не трожь. Они хоть и не католики, зато христиане, а не звери какие. А язычники тоже понятие имеют. Может, это его татары сожгли.
   - Э, дорогой зачем, если что-то сгорело, так сразу татары? Может, город сам загорелся? Ночью, от ветра, кто-то свечку уронил, вот и...
   Тут тевтонские послы не выдержали.
   - С четырех сторон разом!!!! И стрелы кругом торчат!!!
   - Ну, тогда шайтан? - предложил предводитель татар хан Джелал ад-Дин.
   - Какой шайтан? Ну ладно, город вы сожгли, жителей убили, все разграбили. ХРАМ ВЫ ЗАЧЕМ ОСКВЕРНИЛИ????
   - ЭТО НЕ МЫ!!! - в один голос выдали все три военачальника, не сговариваясь.
   - А КТО???
   - Может, скажем, что это были московиты? - предложил кто-то тихо.
   - А они-то тут при чем? Такие оскорбления смываются только кровью. Перемирие кончилось!
   (Про то, что до этого тевтонцы разорили приграничные польские области, рассказчик умолчал. Да, католических храмов они не оскверняли. Только православные, при случае. Проводимое после войны папской курией расследование виновных так и не выявило. Все три стороны до сих пор яростно спорят друг с другом, кто это был. Прим. автора.)
   И выступили наши войска навстречу врагам. Орден собрал, кого только мог. И я, как великий магистр, сам повел их в бой. Армии столкнулись на берегах речки Древенц. Мы на одном - поляки, литовцы и русские на другом. Но переправляться никто не решился. Эти бандиты заявили, что переправлять в доспехах не будут - холодно мол, а мы, естественно, купаться не могли, нам вера запрещает.
   Договорились пойти искать поле для битвы - и нашли. Стали строиться и не влезли все: поле маленькое, а войск много. Но хитрые поляки построились в три ряда, чтобы было неясно, сколько их, да еще и за болотом, а литовцы с русскими построились рядом. Рыцарей с гостями ордена я построил в два ряда. Резервы же, чтобы не мешались, оставил в лагере. И встали мы. Стоим и ждем: мне первым атаковать невыгодно, и тогда отправил я два подарка с парламентерами.
   - Раз у вас нет своих мечей, возьмите наши.
   Мне ответил этот.... Сын схизматички и язычника. Этот предатель, не соблюдающий письменных договоров. Ягайло, в общем. (Его матерью была тверская княжна Иулиания Александровна. Насчет бабушки точных сведений нет. На ее место претендуют три княжны: Ольга Всеволодовна Смоленская, либо Ольга Глебовна Рязанская, или Евна Ивановна Полоцкая. А так-то да Ягайло - литвин. Прим. автора.)
   - Раз вам собственные не нужны, мы найдем, куда их пристроить.
   А это было такое оскорбление! И я, великий магистр, был вынужден атаковать!
   (Для не понявших поясняю. Меч в этом конкретном случае символизировал мужской детородный орган. Так что обе стороны пытались показать, что противники не мужики. Прим. автора.)
   Татары сходу пошли вперед, а за ними и литовцы Витовта с русскими. Мы их отбросили. Первую линию - через час. Проклятые язычники и схизматики не желали умирать просто так. Они огрызались и отступали, бежали и снова огрызались, пока великий маршал Фридрих фон Валленрод их не рассеял. И, казалось бы, победа в кармане - атакуй поляков во фланг, и все. Но тут какая-то сволочь крикнула:
   - Там добыча!
   И рыцари Ордена храбро помчались за деньгами. А внезапно переставшие бежать татары и литовцы прошли за вторую линию, и все вместе атаковали увлеченных поиском наживы братьев-рыцарей, потерявших строй.
   Разгром закончился быстро. Чтобы спасти хоть что-то, я послал в атаку великого комтура Конрада фон Лихтенштайна. Когда перестал орать от бессилия. Подмоге почти удалось! Лучшие рыцари - они шли хорошо. По болоту - на польскую тяжелую конницу. Почти победили... болото, потому что смогли из него вылезти. И даже добраться до польских позиций смогли. Ну а там добрые католики поляки отправили добрых католиков нашего ордена на Последний суд. На помощь полякам пришли уже дорезавшие Валленрода хитрые литовцы вместе с русскими и татарами, и Лихтенштайна отбросили даже от пушек. Мне ничего не осталось, кроме как пойти в бой самому с последними резервами и беглецами, перехваченными с поля боя. И мы почти победили!!! Прошли всю польскую армию, дошли до ставки Ягайло и свалили большой королевский штандарт. Но поляки его отбили и поставили снова. Вот тогда я и погиб.
   А они победили. Разбили бежавших, взяли штурмом лагерь и перебили наемников. Захватили 51 баннер (Орденское знамя). Потом обнаглевшие победители попытались взять штурмом нашу столицу - замок Мальборк. Но у них не вышло!!! Так что мы потеряли только честь, Жемайтию, кучу золота и королевские обещания. Но я всего этого уже не увидел. И даже приказ, доведенный до каждого орденского рыцаря: "До конца боя строй не покидать!", меня не утешает.
  
   ...Последние слова магистра-тевтонца звучали все глуше и глуше, а потом он и вовсе пропал, полыхнув красным. Я же, простояв под впечатлением от его речи некоторое время, встрепенулся и понял, что уже темнеет. А значит, пора мне обратно. Только позже, уже дома, я прочел, что когда-то в Бальге был музей ордена и на стене башни, где были выбиты имена всех великих магистров, только имя моего собеседника было выкрашено в черный цвет. Почему он обратился именно ко мне - не знаю. Может, просто выговориться хотел?
  
Оценка: 8.94*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"