Сезин Сергей Юрьевич : другие произведения.

Завод "Большевик"-штрихи к истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Завод "Большевик"- штрихи к истории.
  При написании статьи были использованы материалы фонда 8941 ,хранящегося в Центральном Государственном архиве Санкт-Петербурга. Автор выражает благодарность директору архива и заведующей читальным залом архива, с пониманием отнесшихся к иностранному посетителю и предоставившим возможность поработать с фондами.
  Фонд представляет собою материалы районного инспектора Управления снабжений РККА ( с 1930 года военного представителя ГАУ РККА) по заводу.
  Часть первая.
  Здесь перечислены номера дел, заинтересовавших меня и могущих заинтересовать другого исследователя. Относятся они по большей части к периоду 1921-30 годов.
  Выпуску, ремонту и изготовлению запчастей к 107 мм пушкам посвящены дела фонда номер 11,14,41 (названы 107 мм французского типа пушки),85,121,158,164.
  Ремонту артиллерии форта "К" в 1926-27 годах - дело ?17.
  Ремонту артиллерии форта "Ф" - дело ?78.
  Ремонту бер. артиллерии без уточнений - дела ? 7 ,15 и 41.
  Изготовлению отдельных частей для восстановления башен 8дм в 50 калибров - дело ?92 (март-май 1929 года).
  305 мм пушкам в 52 калибра- дела ?61 (изготовление труб специальной стали),79 и 80 (изготовление запчастей к ним).
  Испытания 305 мм бронебойных снарядов - дело ?125 (даты: апрель-декабрь 1930) .
  Бронеплощадкам и транспортерам ЖД артиллерии:
  ?16 ( переписка о ремонте и изготовлении новой железнодорожной артиллерии)
  ? 59 (ремонт и реконструкция бронеплощадок- март-ноябрь 1928 года)
  ?91 (бронеплощадки и испытания их)
  ?131 (транспортеры, выпущенные заводом-январь-декабрь 1930)
  Ремонту 305 мм гаубиц- дела ?34, 165,127 ( в последнем деле упомянут и ремонт 203 мм гаубиц).
  Ремонту 203 гаубиц Виккерса (по смыслу) - дела ? 56,100,122,
  Выполнению опытных военных заказов по Б-4 -дела 73 и 114
  (заслуживают внимание датировки документов дела ? 73- февраль-декабрь 1929 года).
  Дело 163 - изготовление 203 мм гаубицы (не указано, какого образца).
  Ремонту 10дм пушек в 45 калибров - дела ? 54,81,120.
  Ремонту 8дм пушек в 50 калибров- дела ?55,
  Ремонту 8дм пушек (без уточнения, каких) - ?152.
  Испытаниям 8дм пушек в 45 калибров - дело ? 82.
  Ремонту 120 мм пушек в 50 калибров - дела ?35, 85(и пушек в 45 калибров тоже).
  Ремонту 130 мм пушек - дела ? 60 и 87.
  Ремонту 75 мм пушек - дела ? 57,95,121.
  Испытаниям 6дм пушек в 45 калибров - дело ? 119.
  Ремонту лафетов 12дм орудий (без уточнения, каких)- ?140.
  Интересное дело по зенитной артиллерии ?115- ремонт орудий калибром в 25 мм,37 мм и 40 мм (даты февраль-декабрь 1930 года). Последние две системы понятны, а вот 25 мм вызывает ряд вопросов - что это за система? Скорее всего, какие-то закупленные для испытаний зенитные автоматы либо полуавтоматы, потому что не может же они быть 25 мм пушками Пальмкранца....
  Ремонт и изготовление запчастей к 280 мм гаубицам Шнейдера - дела ?37, 53,169.
  Ряд систем по заглавию определить невозможно, потому что названы коротко "пушка Шнейдера", "6дм пушка", "10м/м зенитная пушка".
  Два дела посвящены пушкам ДРП -? 94(батальонная) и 127(не уточнена), для которых завод изготавливал отдельные детали.
  Завод ремонтировал 2 и 4 м дальномеры (?45),изготавливал некие стрелковые приборы (?72),вел переписку(дело ?52) по поводу переконструирования звукометрической станции системы Бенца ( так в тексте, правильнее Бенуа).
  Часть вторая.
  Ремонт заводом 280 мм гаубиц Шнейдера.
  Дело ? 17 (случайно затесалось в рассказ о другой теме) стр. 5
  Поскольку порча салазок к системе имела место в столь значительных масштабах, что угрожала боеспособности орудий, то выдвинуто предложение ввести в штаты дивизиона должность старшего арттехника, а в штаты батарей - должности техников. Оные должны будут регулярно следить за исправностью матчасти.
  Дело ?37.
  Стр. 3. Предложение о переделке кокорных тележек на более широкую колею-с 600мм на 750мм.
  (выстрелы к системе подвозились к орудию по узкоколейке).
  Стр. 5. Дата 17.04. 1928 года.
  В 22 дивизионе АОН МВО требуется отремонтировать 5 таких гаубиц, в том числе приспособив их для тракторной тяги. Ранее гаубицы возились конной тягой ( 5 уносов каждую из 4 частей).
  Стр. 9 Бумага из АУ РККА, подписанная Куликом ( номер 51608 от 3.07.1928).
  Согласно ней ремонт производился уже 8 гаубицам дивизиона. Бумага - прямо вопль души, что завод, отремонтировав гаубицы, не вернул домкраты к ним, что полностью парализовало боевую учебу дивизиона, так как без них невозможно приводить орудие в боевое положение.
  Стр. 12.
  Согласно ней, заводом отремонтировано 8 280 гаубиц и одна 305 мм гаубица.
  Стр. 15.
  Согласно ней, в дивизионе сохраняется одновременно тракторная и конная тяга, поэтому все принадлежности для обоих видов тяги должны быть в части. А оттого запчасти заводом должны быть изготовлены для обоих видов тоже.
  Стр. 18. Акт приемки 5 отремонтированных 5 гаубиц в дивизионе комиссией из комсостава части.
  Это гаубицы ?31 дробь 1 ( 31 ствол, 1 номер лафета), 39 дробь 2, 40 дробь 3, 6996(так в тексте) дробь 4, 28 дробь 6.
  Гаубица имеют износ каналов ствола и даже повреждения нарезов, но состояние их расценено как хорошее. Ремонт проведен хорошо, за исключением одного "но"-окраски. Окраска вызвала бурю эмоций, ибо проведена не по правилам, краска сдирается постоянно даже руками артиллеристов, к тому же оказались закрашены трущиеся части.
  Комиссия была намерена взыскать стоимость окраски с завода.
  Стр. 27.
  Акт приемки остальных гаубиц . Это системы ? 33 дробь 10, 11 дробь 11, 12 дробь 12.
  Они переданы на артсклад ?37 Московского ВО.
  Стр. 35.
  Предписание о переделке захватов под более длинные снаряды длиной 4,5 калибра и весом 700 фунтов.
  Часть третья.
  Сведения о наличии на заводе 305 мм гаубиц длиной в 20 калибров (стр. 45 дела номер 17, затесавшаяся в рассказ о ремонте БА).
  Тела ? 4 и 6-имеют затвор системы Розенберга, оба отремонтированы.
  Тело ?5- затвор Розенберга, о ремонте ничего не сказано.
  Тело ?19- без затвора.
  Тела ? 26,28, 41,42- затвор системы Шишанова (так в тексте и не очень разборчиво), годны, но требуют ремонта.
  Тело ?73 с затвором Розенберга - забраковано.
  Станки ? 7 и 34- отремонтированы, станки ? 8 и 41- требуют ремонта.
  Люльки ? 5,6,19, 21, 28,41,42,43- требуют ремонта.
  Подписано артприемщиком Крыжановским.
  Стр.16
  Испытания отремонтированного орудия стрельбой снарядом весом 376,8 кг на полном заряде.
  Выдержало успешно.
  Часть четвертая.
  Маленький рассказ об одной разработке завода (стр. 60 дела 17).
  Назван он в документах гусеничным движителем, фактически это гусеничный транспортер боеприпасов. Пустой весит 4.05 тонн. Груженый 7,45 тонн, размеры 4.16 на 1,55 на 1,95 м. Гусеничные цепи по 44 трака. Перевозит 6 поддонов для 6дм. снарядов и 6 человек.
  Назначение его не раскрывается, скорее всего для артиллерии ТАОН.
  При испытании на проходимость показал невозможность движения вне дорог по снегу и возвращен на доработку.
  Часть пятая.
  Ремонт артиллерии на фортах Кронштадтской крепости.
  Фонд 8941,опись 1, дело 17.
  Стр. 2. Форт "К" При опытных стрельбах случилась поломка головки штока приемника, сам шток погнут, смята гайка приемника. Большое опускание хоботовой части лафета.
  Стр. 3 О назначении комиссии по приемке 12" башенных установок форта "К".
  Дата 23.12.1926 года. Председатель- постоянный член Арткома А.П. Коноплев.
  В числе членов комиссии - командир третьего полка И.С.Мушнов, помкомполка С.Н. Калашников , комбатареи В. П. Шишлов.
  Стр. 4 Акт 122с дробь 943 от 10.12. 1926.
  Комиссия в составе председателя Мушнова и членов комиссии комдива -1 Касаткина, комбатареи -1 Шишлова, комбатареи- 2 Бляхина, помкомбатареи -2 Бурова и представителя завода приняла отремонтированные заводом системы заряжания орудий.
  В основном принято, но указаны и мелкие недоделки.
  Стр. 8
  Дополнительная ремонтная ведомость.
  По открытой 12дм батарее имеется 11 пунктов работ. В том числе: левые прицелы всех орудий сделать одинаковыми с правыми. Заменить прицельные диски прицелов на другие с разметкой в кабельтовых в связи с переходом на новые ПУАО. Установить перископическую трубу на командирский угломер и обеспечить подсветку перекрестий. Установить электрические лебедки с приводами от моторов в 10-12 НР для чистки каналов. Изменить систему подачи с тем, чтобы исключить одновременное выпадение двух полузарядов, что периодически бывает.
  По башенной батарее - список довольно длинный, в основном относится к ремонту различных труб и шлангов. Также нужна установка перископической трубы. Требуется приспособить систему подачи к использованию удлиненных снарядов длиной в 5 калибров.
  Стр.12
  На рубашках станков ?3,36,34,36 имеются трещины, места которых временно усилены угольниками и пр. Но местные усиления проведены так, что мешают обслуживать орудие. Поэтому выдвинуто предложение провести ремонт надлежащим способом.
  Стр. 13 Отношение ? 643с от 24.12.1922 года.
  О поломке открытой установки номер 1форта "К" имени Фрунзе. Поломка приемника пополнителя . Завод заявляет, что там была давняя трещина, о которой знали давно, поэтому завод совершенно не при чем.
  Стр. 18 Башенные установки приняты 14.01. 1927 года. Это продолжение бумаги номер 3.
  Стр. 20.
  В целях защиты от ОВ необходима разработка противогазового мамеринца, препятствующего проникновению ОВ внутрь в зазор между неподвижной и вращающейся частью башни.Кроме того, необходимо разработать перегородку, препятствующую проникновению пламени в погреба из боевого отделения. Заводу поручено заняться разработкою этих устройств.
  Стр. 46.
  В Кронштадтском порту имеются три дальномера Цейса длиной 10 метров, но без тумб. Поэтому заводу предписывается провести ремонт дальномеров и изготовление тумб.
  Стр. 47
  Исследование отрыва прилива открытой установки номер 1 форта "Ф". Подробное описание с фотографиями, и пр. изображениями, отчего произошел отрыв. Кто любит металлографию - получит истинное удовольствие от наблюдения.
  Стр. 88
   100 тонный кран принят и передан на службу 3му полку. Акт подписан комиссией, в которую в числе прочих входят знакомые нам Калашников и Бляхин.
  Стр. 122
  Решено увеличить скорострельность установок, заменив тележки храпами и электифицировав их.
  Заводу предписано заняться проектом этого .
  Часть шестая
  Разные истории с 12дм орудиями, в том числе предназначенными в Севастополь. Фонд 8941, дело 7 (Журнал Арткома).
  История 6А началась с того, что завод предъявил дореволюционные стволы 12 дм орудий в 52 калибра. И оказалось, что стволы имеют массу дефектов.
  А стволы срочно требуются для Севастополя, где планируется скорая достройка башенной батареи. Посему 15.12. 1924 года АУ просит в срочном порядке сообщить, проводился ли ремонт и испытания 4 х стволов, назначенных в Севастополь. (стр. 1 дела)
  Стр. 3
  по 3 стволам дается разъяснение, что стволы были изготовлены в 16 году, но не испытывались тогда. Были эвакуированы по Волге и долго находились на барже. Сейчас планируется после всего пережитого стволами отполировать и отчистить каналы стволов. Работа эта должна быть закончена по одному стволу в этом году, а трем остальным в 1925 году.
  Стр. 4
   В ней указывается, что наибольшие сомнения в приемке имеются по стволам ? 139 и 144,особенно по стволу 139,где подозревается выкрашивание нареза.
  Ствол 124 серьезных дефектов не имеет (тут товарищи малость поторопились, еще будет обсуждаться, что делать с ним).
  Стр.5
  Сообщается, что ствол 139 имеет выкрашивание двух полей на протяжении 25 дюймов. А у ствола 144 имеется черновина на грани нареза.
  128 ствол принят. На очереди стволы ? 123 и 170.
  Стр. 16.
  Журнал Арткома от 25.01. 1925 года.
  Продолжается исследование злополучного ствола 139, проводятся слепки с него, исследования при помощи оптической трубы.
  Наличие повреждения нареза подтверждено, но ввиду большой потребности в стволах принято решение провести испытание тремя выстрелами, дабы увидеть, будет ли разрастаться повреждение.
  Стр. 17
  (6.02.1925 г)
  Вновь обсуждается ствол ? 124 из-за мелких раковин в канале. Стороны считают, что это дефект небольшой и надеются, что полировка канала дефекты изничтожит.
  Стр. 21
  Журнал ?1 Арткома от 17.02.1925 года.? 1767с
  Комиссия в составе Трофимова, Нарушевича, Рупенейта, Суровцева, Тихоцкого, Крыжановского, Матюшина, Рыбина, Дроздова представителя ГУВП Стефанова и от завода Рафаловича решала вопрос о причинах дефектов стволов 124,139,144.
  К этому времени уже имелось сообщение завода ,что выправление дефектов 139 и 144 на станке может еще больше повредить ствол, поэтому надо было решать-годится ствол или нет.
  Причиной дефекта 139 сочли вмятие поля нареза при стрельбе, при котором в канал попал некий посторонний предмет. В результате возможен прорыв газов, который сочтен незначительным. Но, дабы убедиться, что это не повлияет на меткость стрельбы, решено испытать ствол 10 выстрелами, определив меткость на 2000 метров. При этом следует продолжить следить за дефектом канала.
  Ствол 144- причиной дефекта сочтено дрожание резца. Тоже испытать 10 выстрелами, следя за каналом.
  124-тоже самое.
  Стр. 36
  Журнал Арткома от 8.04.25 г, ? 399с.
  Стволы 124,128, 144 испытания выдержали.
   По 139 стволу решено принять предложение М.Ф. Розенберга об испытании на точность стрельбы, так как все были уверены в том, что прорыв газов будет невелик и серьезно не повлияет, "но никто не берется утверждать, что это так будет".
  124 ствол решили принять.
  Стр. 40
  При испытании на полигоне ствола ?170 не хватило пороха. Испытания прерваны до доставки.
  Стр. 42
  Ствол ?139 чертежа Сухопутного ведомства испытан стрельбой 27.04. Использовались снаряды обр. 1911 года и порох ШД.
  Обнаружилось некоторое увеличение повреждения, что же касается точности ,то ствол дал отклонения H 3, 1 фута и n 1,2 фута (нормальные 2,2 и 0,8).
  Стр. 46
  При полировке каналов стволов 124 и 145 заводу не удалось удалить язвы, несмотря на затраты.
  Высказано предложение, что этот дефект незначителен, тем более, что все стволы для Кронштадтской крепости полировку каналов не проходили.
  Стр. 48
  Стволы 124 и 128 приняты окончательно и подготавливаются к отправке в Севастополь.
  Стр. 49
  Стволы 124 и 128 уже погружены, ствол 170 будет готов к отправке к 17.06.
  Высказано пожелание, чтобы отправить все четыре ствола разом, чтобы не напрягать железную дорогу.
  Стр.50
  Журнал Арткома по стволам 124 и 145. Принято решение, что изъязвления каналов на стволах не имеют принципиального значения. Что же касается обнаруженного омеднения каналов всех 12дм стволов, то это признано естественным явлением, также не имеющим принципиального значения.
  При удалении оно возобновится вновь при следующих стрельбах, поэтому не стоит им заниматься.
  Стр. 51.
  Ствол ?170 выдержал испытания.
  
  Стр. 53.
  Все четыре ствола отосланы в Севкрепость. Кроме того, там имеются стволы 98 и 102 СА, изготовленные в 1914 году.
  Стр. 69
  В Севкрепости имеются присланные стволы 124,128, 144,170 и ранее имевшиеся 98 и 102.
  О последних стволах сказано, что они стрельбой не испытывались.
  Стр. 61
  Ствол ?139 сочтен выдержавшим испытания и показавшим достаточную точность.
  Но при его использовании сохранилась рекомендация о регулярном слежении за каналом и информировании о его состоянии после каждой стрельбы.
  И еще пара сообщений о севастопольских 12 дм орудиях..
  Стр. 27 дела ?17.
  Сообщение датировано 29.11.1926 года и содержит информацию о том, что прицельные устройства ЛМЗ смонтированы на второй башне (заводской номер 10) Севкрепости.
  Подписано помощником начальника БО ЧМ по артчасти Г.Н. Четверухиным.
  Стр. 36 того же дела.
  Дата 8.01. 1927г.
  Сообщение о ходе сборки башен батареи ?8 в Севастополе.
  На первой башне идет монтаж проводов и устройств (тут виноват я ,уже торопился и нечетко написал, каких).
  На второй башне идет монтаж гужонов неподвижной части бронирования. Электрооборудование еще заводом не поставлено, поэтому не монтируется.
  История 6Б частично касается Севастополя и посвящена затворам.
  Стр. 27 дела ?7
  30.03.1925 года приемщик Крыжановский сообщает в АУ, что для двух севастопольских башен необходимо 2 орудия с правым открыванием затвора, а два- с левым.
  Ниже приложена справка, подписанная Дукельским 31.03,что у всех береговых башенных орудий затворы открываются одинаково. Некий Фульер к этому мнению присоединился и подписал 30.03.
  Стр. 28
  Исходя из вышеизложенного, второй помощник начальника АУ требует срочно сообщить ,какие 12дм орудия из 6 испытывающихся ныне орудий имеют правый затвор, а какие левый.
  Далее вопрос о правом - левом в деле не возникает, зато возникает другой затворный вопрос.
  Стр. 30.
  Сообщается, что стволы 124,128,139, 144, 145 имеют затворы неусиленного типа, а ствол 170-усиленного типа.
  "На судовых установках устанавливаются усиленного типа, так как шестерня ?27 (чертеж 13840)....отламывается при энергичном открывании затвора электроприводом".
  " На береговых установках с 1915 года применяются неусиленные и жалоб на них них с бер. башен не сообщалось".
  Стр. 52
  Заказ заводу на усиление четырех затворов ценою 7184 рубля.
  Стр. 58
  Усиленные затворы предназначены для орудий 142,148,149.
  Вообще эти орудия произведены до 1917 года и подготавливались к длительному хранению на заводе. Решение об этом сообщено на стр. 67 дела.
  И небольшая доп. информация.
  Стр. 31
  Дирекция завода сообщает, что чертежи ЛМЗ ?46984,утвержденные для линкоров, приняты и ГАУ для всецелого следования при проектировании устройства 12дм береговых башен.
  На сем мой рассказ заканчивается.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"