Тут
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: окончательная редакция
|
Посвящается А.С. Кончееву
оглядел комнату, стараясь
Причина пожара дома известного коллекционера Тута Ж. Е. до сих пор не выяснена.
Владелец дома, проживавшие вместе с ним его мать и дочь, до сих пор не найдены.
По истечении установленного срока, они объявлены без вести пропавшими.
рубрика "Хроника происшествий",
областная газета "Красный Север"
исписанный мелким почерком,
из стола Тута Жана Елизаровича,
Сегодня Стволов вдруг понял, что исторические события и личности, весь этот исторический процесс - полная байда. Ничего такого просто нет. Теперь Стволов знал, что над ним лишь потолок, под его ногами линолеум, пол; ниже - если съехать на лифте - чёрная земля, покрытая асфальтом, внутри которой расположен Ад. Есть ещё ряд периферийных мест, но их настолько ничтожно мало, что исторический процесс они своим существованием создать и поддержать не могут.
Одним из таких мест, крошечным магазином бытовой техники "Цезарь" Стволов владел. И сегодня, дождавшись, когда продавец Лаврик - студент-заочник, худой и печальный, перманентно увиливающий от армии - принесёт с улицы кипящий, пахнущий дымом самовар, поставит его на стол, заварит чай и разольёт его по большим коричневым кружкам, Стволов включил десяток выставленных на продажу телевизоров на канал Хистори и сказал:
- Лавр, байда всё это! Вся эта Хистори. Бред и просто ложь!
Лаврик завёл "Дэс ин Джун" и достал яркую коробку с манджонгом:
- Может, лучше сыграем? - спросил он без особой надежды, - играли они на лавриковы премии, хотелось отыграться, - но пока Стволов не выговорится о своём очередном просветлении, бесполезно его о чём-либо просить. Хорошо, что на этот раз просветление не такое сложное, как в прошлый, связанный с ознакомлением Стволова с гегельянством.
- Нет, Лавр, нет! - взволнованно воскликнул Стволов, поднялся и принялся широко и значительно прохаживаться перед беззвучными экранами и вещать о том, что Вавилоны, Жанны д'Арк и Куликовские битвы - всё придумано, что история началась, когда Стволов родился, и так и застыла. Родился, учился, служил в Армии, женился-развёлся, вот и весь процесс.
- А что, и Цезаря не было? - спросил Лаврик.
- Какого Цезаря?
- Юлия, Цезаря. Древний Рим. Клеопатра. "И ты, Брут!".
- Нет, - не задумываясь, ответил Стволов, - это плод воображения. Особенно Брут! - Стволов приостановился, стал похожим на большую чёрную цаплю, прикоснулся к начинающему седеть виску и продолжил - Да, воображения! Только вот чьего? С этим мне предстоит разобраться.
- А что ж тогда у тебя магазин "Цезарь" называется?
Стволов сморщился. Бандит по кличке Цезарь поставил перед ним условие - если Стволов назовёт магазин в честь его, то может не платить, так как: "что, блин, с такого задрипанного магазинчика ещё-то взять!?"
- Назван он был давно, - ответил Стволов, - а я лишь сегодня понял, что исторический процесс отсутствует. Но это есть просветление и истина. Поэтому магазин я переименую. Этим и займёмся. Что бы мне это ни стоило. Тем более, всё равно покупателей нет.
- Как всегда, нет, - вздохнул Лаврик, убирая коробку с Манджонгом. - Как переименуем?
- Назовём магазин - "Стволов", - ответил Стволов.
Лаврик усмехнулся:
- Может, "Самовар"? У нас же тут, кроме твоего самовара, ничего и нет интересного. Кстати, а он в твоём процессе участвует?
- Да, самовар участвует, но звучит дурацки.
К вечеру над крыльцом магазина висела немножко кривоватая, но яркая вывеска: "Стволов и Самовар". Ночью магазин вместе с вывеской взорвали, а Стволова, выбив дверь его квартиры, стащили с кровати и избили. Били и смеялись: "Надо ж, так оборзеть, надо ж такое дебильное название выдумать!".
Утром, под июньским взбесившимся солнцем, когда Стволов с трудом добрался до своей разрушенной собственности, и увидел озабоченных суетящихся представителей официальных органов, он вдруг почувствовал, как Ад внутри чёрной земли стал учащённей пульсировать. Лаврик иногда ночевал в магазине, Стволов ему разрешал.
- Вы владелец? - спросили Стволова. - Что за человек ночевал у вас в магазине?
Стволов не смог ответить на вопрос, он лишь съёжился, разомкнул распухшие губы и тихо спросил:
- А самовар, что с ним? Он жив?
- Какой, к чёртовой матери самовар?! Найден труп, опознание невозможно. Вас же спрашивают - кто у вас в магазине ночевал?
- Самовар у меня - настоящий, не электрический. У меня для него и деревяшечки заготовлены, чтоб его разжигать. Мы по утрам всегда кипятили самовар, пили чай и слушали "Death in June", - сказал Стволов, прикоснулся к заметно поседевшему виску. Голова закружилась, ноги стали ватными, и он опустился на чёрную землю.
К звону и бряканью игральных автоматов Стволов привыкнуть не мог. В глазах рябило от ярких уродцев, желтых и красных фруктов. Нарисованные деньги прибывали и убывали, не вызывая в Стволове эмоционального отклика. За год аренды этого грязненького заведенья с четырьмя игральными автоматами, таким же количеством высоких стуликов, маленьким диваном, обитым дерматином, столиком с надписью "Винстон", и любительским рисунком пучеглазого лица зеленоволосой женщины на потолке, Стволов понял: как бы эти барабаны не крутились, всё равно ему хватит лишь на уплату счетов, еду и ограниченное количество бензина для бэушных Жигулей.
Сегодня Стволов не выдержал. Он встал со своего диванчика, принялся прохаживаться за спинами двух игроков и громко рассуждать о том, что человек нынче лишь периферийное устройство к компьютеру или игральному автомату. Что человек думает, что он смотрит телевизор, а на самом деле телевизор смотрит на него, что жизнь вообще стала невыносимо проста, что нет никаких душевных движений, нет нигде.
- И равнодушно баба смотрит сверху! - громко воскликнул он в конце речи и протянул руку к потолку. Безучастные до этого момента посетители резко посмотрели вверх.
- Ну и гадость! Сами рисовали? - одёрнув пиджак, спросил горбоносый, с тонкими чертами лица, молодой человек, а второй, большеголовый, лишь добродушно ухмыльнулся.
- Какая, на шиш, разница! - воскликнул Стволов - Дело-то в том, что сегодня я вдруг понял, чем здесь следует заняться. Нужно играть в карты. Это хоть душевно, и азарт здоровый. Я владелец этого зала. Здесь расположимся и будем играть. А то эти блядские гномы уже достали!
- Какие гномы? - спросил большеголовый с лёгким испугом.
- Вот эти! - ответил Стволов, указал на экран автомата, где мультипликационные гномы пожирали жирных розовых червей, выставил на середину зала стол, вынул из кармана колоду карт и стал их тасовать.
- Гномы действительно отвратительны, - сказал горбоносый, протянул руку Стволову и представился: - Крапивин.
Стволов, представившись в ответ, кивнул, а потом жестом пригласил большеголового присоединиться.
- А во что будем играть? - спросил тот, назвался Ваней и подтащил свой стулик к столу.
- Мне бы вообще-то хотелось сыграть в Маджонг, но раз уж его у нас нет, а есть карты, то давайте в тысячу, - ответил Стволов.
- Странная у вас логика, уважаемый - заявил Крапивин. - Почему не в преферанс?
- Ванек, ты дак точно в преферанс не умеешь. По лицу видно, да и я тоже не силён. Так что решено. А логика существительное женского рода, а у нас, знаете ли, пока что ещё не матриархат. На правах хозяина заведения устанавливаю за очко по рублю, - парировал Стволов, расписал лист бумаги и стал сдавать карты.
- Я и в Маджонг не умею, и даже не знаю, что это, - вдруг тихо заговорил Ваня, взглянув на весеннее солнце за окном. - Можно, я музыку поставлю?
- Какую? - поинтересовался Крапивин.
- "My Dying Bride". Вот диск.
- Что?! - встрепенулся Стволов. - Ни в коем случае! Один мой друг слушал-слушал "Death in June", и погиб именно в июне. Взорвали его.
- Дак у меня ж нет никакой невесты, - возразил Ваня.
- А у вас? - обратился Стволов к Крапивину.
- У меня, к сожалению или к счастью, тоже нет, - снисходительно улыбнувшись, ответил тот.
- Ну, тогда включай, - разрешил Стволов и уставился в свои карты.
С этого дня посетителей у Стволова в заведении стало двое - Ваня и Крапивин. Остальных он просто не принимал - в тысячу играют втроём, а автоматы включать не хотелось, нарушали они душевную обстановку и здоровый азарт. Круговорот денежных поступлений в карманах Стволова стал замкнутым на партнёрах по игре, прибыли он не приносил, неоплаченные счета росли и арендодатели, суровые бизнесмены, непрозрачно намекал на честь, совесть и процентах. Стволова эти понятия не волновали - ему нравился новый образ жизни. Он даже принёс в заведение свой любимый самовар, раскочегаривал его с утра и дожидался партнёров. Крапивин заведовал каким-то загадочным независимым театром "Маzки", а Ваня работал художником-реставратором, так что временем своим они распоряжались свободно, и в ежедневной внезапности их появления была своя прелесть. Стволов заводил музыку, приносил самовар, и лишь зелёноволосая женщина взирала с потолка на потоки душевности и здорового азарта, исходящих от троих игроков.
В тот день Стволов внезапно осознал, что исход игры может быть подвластен ему. Он уверенно сел на свой диванчик, взял карты и заявил:
- С сегодняшнего дня я играю без проигрыша.
Крапивин скептически скривился, а Ваня почесал свою кудрявую голову и шумно хлебнул чая.
- Я знаю - уверенно продолжал Стволов, - вы мне не верите, но это так. Я часто в своей жизни приходил к неверным умозаключениям и выводам, но только не сегодня!
- Вы, Стволов, сдавайте, сдавайте, - ухмыльнулся Крапивин, закурил и пустил дым в глаза зеленоволосой женщине. - Вы, небось, купили себе какой-нибудь китайский талисманчик?
- Нет, я изобрёл систему на основе даосизма, - взяв карты, продолжил Стволов
- Что это - даосизм? - поинтересовался Ваня.
- Ванёк, что ж ты такой недалёкий? - возмутился Стволов. - А ещё реставратор. Инь-Янь. Мужское-женское.
- Это типа камасутры? - Ванин вопрос остался без ответа - карты были сданы, началась игра.
- Ты книжки то хоть читаешь!? - продолжал возмущаться Стволов.
- Я вообще то художник реставратор по книжкам и графике - обиженно ответил Ваня.
- Ну хорошо, а читать то их читаешь? - не унимался Стволов, сдавая карты.
- Любимая у меня книжка "Сто лет одиночества", я её давно уж читаю. А ещё я недавно осилил Пилёвина, про Чапаева и Пустоту.
- Ну и как? - поинтересовался Крапивин протягивая руку к сданным картам.
- Нормальная книжка, - ответил Ваня, - Там про гражданскую войну, про революционеров.
- Там про революционеров... Интересная интерпретация, - усмехнулся Крапивин, разбираясь в своих картах.
Стволов выиграл, и достаточно приличную сумму. Расписали ещё одну, Стволов выиграл, но гораздо больше. Третью игру он тоже выиграл. Когда Стволов выигрывал четвёртую игру, дверь заведения распахнулась. Пришли арендодатели. Они равнодушно и брезгливо окинули взглядом обстановку и потребовали долги. Стволов вымолил у них "минуточку терпения", набрал тысячу; Крапивин и Ваня вытащили последние деньги из карманов, и Стволов протянул весь свой сегодняшний выигрыш грозным арендодателям. Они сказали, что, во-первых - денег мало, набежали проценты, во-вторых, Стволов должен немедленно выметаться из заведения, так как оно проиграно на бирже.
- Тоже в тысячу проиграли? - сочувствующе поинтересовался Ваня.
- Это ещё кто? - спросили арендодатели у Стволова. - Он чё, издевается?
- Нет-нет! - засуетился Стволов. - Это ж наш Ваня. Просто он художник. Художник-реставратор. Художники - они все немножко недопонимают бытовых нюансов. Они ж даже не знают, что такое биржа.
- Ну-ну! - сказали арендодатели, забрали у Стволова ключи, сделали ему устное предупреждение о своевременной уплате оставшегося долга и любезно разрешили забрать пожитки - самовар с магнитофоном. После чего закрыли заведение, заняли места в чёрном БМВ и уехали.
На улице несколько бомжей играли на пустые бутылки в двадцать одно, уютно расположившись на жухлой траве рядом с заведением, которым, уже в прошлом, заведовал Стволов. Он подошёл к ним, выгреб оставшуюся мелочь, поставил её на кон и за короткое время, под удивлённые возгласы Вани и озадаченные смешки Крапивина, выиграл все бутылки. Бомжи, озлобленно и в то же время грустно посмотрели на проигрыш, рядами выставленный за спиной Стволова, и направились к помойке, за новой добычей.
- Постойте! Забирайте бутылки-то свои! Они ж нам ни к чему! - остановил их Ваня весёлым голосом.
- Что? Что?! - завопил Стволов и кинулся к бутылкам, - Ванёк ты обнаглел! Это моё!
- Да бог с вами, Стволов, - возмутился Крапивин, - зачем вам пустая посуда? Не стыдно вам?
Стволов покраснел, жестом показал бомжам, чтобы те забирали бутылки, и поплёлся к Жигулям запихивать самовар в багажник. После чего попинал колесо и нерешительно спросил:
- Ну, чего, я поехал?
- Да куда ж это вы, Стволов, ехать-то собрались, не дав нам отыграться? - закурив, осведомился Крапивин.
- Да, действительно, куда ж я это собрался... жалко мне мой славный зал и женщину на потолке. Но отыграться вам у меня не удастся. Я ж играю без проигрыша теперь. У меня система,- задумчиво промолвил Стволов и, поймав скептическую ухмылку Крапивина и Ванин вопросительный взгляд, облокотился правой рукой о капот Жигулей, а левой стал широко размахивать, излагая следующее:
- Понимаю, понимаю, вам хочется узнать о моей системе. Инь. Ваня, это женское тёмное начало в человеке. Ян - это мужское светлое начало. Я понимаю, что тебе этого сразу не понять, так что поверь моим сединам и прими на веру. Женщина, как говорят даосы, всегда внутри Ян, а снаружи Инь. Мужчина то же самое, только наоборот. Женское всегда стремится стать мужским, а мужское женским, не так ли, Крапивин? Моделируя ситуацию внутри себя, представляя её исход, индивид уже присваивает ему знак, положительный Ян, или отрицательный - Инь. Но, господа, снаружи-то, в реальности, всегда противоположное. Такая вот, хрень! Отсюда, если ты внутри себя чего-либо не хочешь, то оно в реальности тебя настигнет. То есть, если ты не хочешь выиграть, то не проиграешь. Ну, то есть, если хочешь проиграть - выиграешь. Добиваюсь я этого нехотенья путём сосредоточения и медитации. Понял, Ваня?
Ваня выпятил нижнюю губу и отрицательно мотнул головой.
- А вы то хоть поняли? - перестав размахивать рукой, спросил Стволов у Крапивина.
- Я-то? - ухмыляясь, ответил Крапивин, измерив Стволова взглядом сверху вниз. - Я сначала подозревал, а теперь, конечно, понял. Надо вам к хорошему дорогому психоаналитику. Продайте машину, и на несколько посещений вам хватит.
Поправив галстук, глядя на облака, Крапивин вдруг нахмурился, приложил правую руку ко лбу и, спохватившись, словно только что осознал, где находится, сказал:
- Если не хочешь и исполняется, то это уже тебе не нужно.
исписанный мелким почерком,
из стола Тута Жана Елизаровича
Первое, что бросилось в глаза - керосиновая лампа, разбрасывающая по тёмным деревянным стенам и потолку бордовые блики. Неподвижный старый китаец за прилавком казался частью дизайнерского решения, и Крапивин не сразу понял, что обращаться следует к нему:
- А где они?
- Простите? - разомкнул китаец губы.
- Бабочки - где? - пояснил Крапивин, поправив галстук - У вас магазин называется - "Бабочки", а тут одно вино.
- Крапивин! - постукивая острыми высокими каблукам дорогих туфель по половым доскам, взмолилась Соня трезвеющим голосом, - Вино нам и нужно! Давай резче, я писать хочу!
Крапивин взглянул на тёмный потолок, утёр влажный лоб, и протянул китайцу глобус:
- Это глобус. Тут вот всякие страны... Вот океан. Тихий.
- Крапивин! Ты чего замыкаешь? Чего с тобой? Думаешь, у них во Вьетнаме школ, что ли нет? - воскликнула Соня, поправила растрепавшиеся темно-каштановые волосы, выхватила глобус, положила его на гладкий матовый прилавок и по слогам произнесла, смотря на китайца широко открытыми зелёными глазами - Три бу-тыл-ки за это. Это - гло-бус. .Модель зем-но-го ша-ра.
Китаец взял глобус, стал его крутить в руках, внимательно рассматривать, постучал по его поверхности, приложил к уху. Крапивин мялся от странного беспокойства, под его ногами скрипел пол. Соня, не выдержав паузы, облокотилась о прилавок и ткнула длинным ногтем в Австралию на глобусе:
- А вот и ваш Вьетнам!
- Я из Китая - вежливо улыбаясь, произнёс китаец, спрятал глобус, выставил на прилавок три семисотграммовые бутылки зелёного стекла с песочно-жёлтыми этикетками, на которых красовались иероглифы. Соня выпрямилась, сгребла бутылки, сказала радостно: "Спасибочки большое", схватила Крапивина и вытащила его из магазина.
На кухне, среди немытых тарелок, нетерпеливо теребя рыжую шевелюру, их ждал подрагивающий мрачный Петровский. Он, честно выиграв в преферанс, надеялся, что партнёры любыми способами спиртным его обеспечат, и как должное воспринял просветление, исходящее от натюрморта, заметно оживившегося тремя бутылками зелёного стекла:
- Ага-ага, какое-то китайское бухалово.
- Да! В следующий раз будем играть в тысячу! Попроще и поромантичнее, там хоть с марьяжами, не такими беспонтовыми, как в преферансе! - сердито ответила Соня, обтирая табуретку оранжевым махровым полотенцем. - Скажи и за это спасибо. Ясно - ясно, ты типа выиграл, типа умный! Слышали! На то ты и будущий юрист, чтоб не дураком быть! Вот Крапивин, как потенциальный режиссёр, имеет право быть придурковатым.
Со словами "Правда, Крапивин?", Соня, ярко-бирюзовым, в тон блузки ногтем, нежно царапнула чисто-выбритую крапивинскую щёку. Крапивин горделиво дернул головой, манерно прикоснулся к горбинке на носу, расстегнул пиджак, выправил манжеты, придвинул поближе табуретку, и наигранно-смущённо стал рассуждать, что об его режиссёрской деятельности говорить рановато, но о потенции - возможно. Главное, чтоб звёзды сошлись, чтоб он успешно закончил заочное Щукинского, а это не просто, но самое главное, чтобы Соня бросила этот дурацкий ТЮЗ, в котором получала далеко не самые ведущие роли, и готовилась стать примой в его театре.
- Я и название театру придумал, сегодня, когда брился, - заключил Крапивин и заносчиво посмотрел на взъерошенного Петровского в блёклом студенческом свитере.
- Ну и дурак, - сказал тот, откупоривая бутылку. - У тебя даже бабла нет, чтоб другу винишка нормального купить в счёт проигрыша. Не фига ж себе! Я выиграл, а он из моей же квартиры мой же глобус и пропил! Зато уж, конечно, название театру придумал! Хо-хо!
- И какое название, господин потенциальный режиссёр Крапивин? - поинтересовалась Соня и присела к нему на колени.
- Название - "Маzки", - заявил Крапивин, положив руку на Сонино плечо. - Заметьте, с буквой "зэт" в середине. Смысл глубочайший! Авангард! Въезжаете? Мазки - как театральные маски и мазки кисти художника.
- Я въехал сразу. Мне не объясняй, - ухмыльнулся Петровский. - Мазки это из проктологии.
- Правильно, правильно! - всё больше увлекался Крапивин. - Анализ самых потаённых чувств зрителя, анализ на грани фола!
Соня отстранилась от Крапивина и, недовольно наморщив, нос, сказала:
- Потаённые чувства зрителя перед проктологом! Так выходит. Надо же! Анализ! Гадость какая. Ты лучше расскажи, как в магазине начал замыкать!
- Ну и что же там такое приключилось с нашим режиссёром и обладателем высокой потенции? - выпив очередную порцию и разрумянившись, спросил Петровский.
- Китаец там какой-то странный был. Откуда у нас тут китаец?..
- Из Китая! Он же мне сказал, - засмеялась Соня, изящно щёлкнув Крапивина по лбу. Петровский встрепенулся, взволнованно схватил одну из бутылок, лизнул иероглифы на этикетке, взъерошил свою рыжую шевелюру и воскликнул:
- Это что ж? Вы китайцу мой глобус проткнули! Мой глобус из моей квартиры!
- Ты его знаешь? - спросил Крапивин.
- Нет. Не знаю я его конкретно! Но на фига глобус китайцу-то протыкать?
Петровский вскочил с табуретки, заметался по комнате и принялся рассуждать о росте народонаселения Китая, о китайской экономической экспансии, о том, что у него даже носки китайские.
Соня включила старинную группу Бэйбис ин Тойлэнд и восхищённо смотрела на Петровского, отчаянно жестикулировавшего. Крапивин пил и ухмылялся.
- Ну и что? - наконец удалось ему вставить.
- Как что! - встрепенулся Петровский. - Метафизика! Русские отдают китайцу модель земной поверхности за три бутылки китайской сивухи! Вы въедьте!
Соня засмеялась, сказала, что Петровский совсем очумел, что это ей очень нравится, что они с Крапивиным обязательно возьмут его к себе в театр юристом, а по совместительству актёром, может даже на роль Гамлета, усадила его и устроилась у него на коленях. Крапивин сказал, что не такая уж это сивуха, что даже на его взыскательный вкус она очень даже неплоха, раздал наполненные стаканы, выпил и громко брякнул своим по столу. Из стакана вылетела огромная тёмно-синяя бабочка. Все ахнули.
- Дневной павлиний глаз, - тихо сказала Соня и протянула к бабочке руку.
- Откуда ты знаешь, что это дневной павлиний глаз? - озадачено спросил Петровский.
- Ей же роль новую дали в спектакле по Набокову, в этом её ТЮЗе - зачарованным нетрезвым голосом произнёс Крапивин.
- Лолиты, что ли? И Набоков здесь при чём?
- Набоков бабочек ловил! - ответила Соня, поцеловала Петровского в нос, выпила и азартно стукнула стаканом по столу. Из него вылетела бабочка оранжево-красного цвета, присоединилась к первой, и они принялись кружить между бутылок. Петровский осторожно выпил и аккуратно стукнул стаканом об стол. Бабочка пепельного цвета вылетела оттуда.
- Соня, а это какая порода? - спросил он.
- Да откуда я знаю! Я ж так просто сказала. Эти бабочки очень возбуждают, - ответила Соня, вскочила с коленей Петровского и увлекла его и Крапивина в большую комнату на никогда не заправляемую кровать.
Утром Крапивин проснулся в одиночестве. Соня ушла в ТЮЗ, играть Лолиту. Петровский, опохмелившись остатками, потащился в институт учить философию и юриспруденцию. В окно, сквозь осенний дождь, пробивалось тусклое солнце, и в лучах его кружилось десятка три бабочек. Крапивин поморщился от лёгкой головной боли, поразмышлял, о том, чем же бабочки питаются и можно ли их приучить к санитарным нормам при оправлении естественных нужд, не пришёл ни к какому выводу, вскочил с постели и пошёл умываться.
В зеркале он обнаружил на своём лбу глаз - третий глаз, нарисованный фломастером, но спросить, кто конкретно догадался ему его открыть, и кого нужно горячо отблагодарить, Крапивину так и не удалось. В тот день Петровский, возвращаясь с занятий, разбился на мотоцикле, а Соня решила попробовать, что же это такое - тяжёлые наркотики и после спектакля переширялась какой то дрянью. Посещая их могилы, Крапивин всегда надеется увидеть бабочек, но тщетно.
Из портсигара Крапивин достал газетную вырезку и протянул её Стволову. Сказал Ване, чтоб он тоже поинтересовался содержанием и кратко его прокомментировал:
- Вот, вы Стволов говорите о системе, о медитации. Это, конечно, глупости, но пока труппа моего театра в краткосрочном отпуске, хочу предложить принять участие в этом деле, мы ж действительно партнёры по игре. Жаль, конечно, что не по преферансу, но что поделать.
Стволов ещё раз перечитал вырезку, которая гласила: "предлагаю игру. кто найдёт подателя сего объявления, того ждёт необычайная награда. тут ж е" и завопил:
- Что это? Что это, Крапивин? Я считал вас серьёзным человеком, в пиджаке и с портсигаром! А это что за хрень?
- Это объявление из вчерашней газеты бесплатных объявлений. Не буду ж я, Стволов, в портсигаре целую газету носить, вот я оставил из неё лишь интересующую меня информацию, - спокойно ответил Крапивин, взял вырезку двумя пальцами и, манерно ею помахав, продолжил: - Ну и что же вы, Стволов, из данной информации почерпнули? Лишь следующее, что это хрень. А вы в курсе, что любое заявление о пари, о предложении игры в прессе является обязательством? Я знаю, у меня есть собственный юрист-консультант в театре, - тут Крапивин запнулся, - то есть, был. Он ушёл... Но это дела не меняет. Далее, что мы теперь имеем? Обладающее юридической силой заявление третьего лица, и ваше возмущение. Вывод? - Крапивин театрально окинул взглядом внимавших ему и стал держать паузу.
- Ну? - спросил Стволов и пнул лысое колесо своих Жигулей.
Ваня, насупился, подозрительно посмотрел на Крапивина и сказал:
- Я не знаю вывода.
- Вывод, следующий: если Стволов решил, что это хрень, то многие прочитавшие сделают аналогичное умозаключение, отсюда - потенциальные конкуренты отсутствуют. То есть дело беспроигрышное.
- Ого! - радостно воскликнул Ваня - Да вы просто Шерлок Холмс!
- Не будь наивен, Ванёк! - обрубил его Стволов. - Что с того, что конкуренты отсутствуют? Всё равно это байда какая то! Кого найти?! Где?! Я, пожалуй поеду, - и дёрнулся к машине, но Крапивин остановил его властным жестом.
- Постойте, уважаемый, вникните, прошу вас. Итак, мы имеем ещё один вывод -написанное есть байда. Теперь я сделаю необходимые пояснения.
- То есть зубы заговаривать начнёте, пыль в глаза пускать, - принялся ворчать Стволов, но замолчал, под осуждающим взглядом Вани.
- Итак, делаю пояснения, - уверенно продолжил Крапивин. - Как мне сообщила одна милая девушка в газете, принимающая подобные заявления, интересующее нас пришло по электронной почте, было оплачено по безналичному расчёту. Часто многие пользователи не соблюдают регистра, попросту не пишут больших букв. Итак, что мы имеем? - Крапивин ещё раз продемонстрировал вырезку. - Это обычный ребус, шарада, Набоков такие любил. Читаем - "предлагаю игру", точка. Это понятно, не понятно только, что за игра. "Кто найдёт подателя сего объявления, того ждёт необычайная награда" значит, игра типа пряток. Этот самый "податель" прячется, и нужно обнаружить его местонахождение. Найдёте - получите награду. Столь эксцентричное заявление в таком стиле мог сделать лишь человек небедный.
Крапивин снова замолчал, достал сигарету, прикурил, эффектно щёлкнув позолоченной "Зиппо".
- Скажите мне, Крапивин, - прищурившись и брезгливо сморщившись, сказал Стволов, - вы где такому протокольному разговору научились?
Крапивин, ухмыляясь, затянулся.
- Да что вы, Стволов - вмешался Ваня несколько раздражённо. - Он же режиссёр!
- Спасибо, Ваня. Да, это так. Я - режиссёр, - не переставая кривить губы, заявил Крапивин. - Итак, разве вам неинтересна разгадка ребуса?
- Мне - нет, - ответил Стволов, поплевав на лобовое стекло Жигулей и протёрев его рукавом. - "Тут" - пробел, "Ж" - пробел, "Е" - пробел. Соблюдая регистр и ставя знаки препинания, получаем фамилию - "Тут", инициалы - "Ж"-точка и "Е"-точка.
Крапивин озадачено хмыкнул:
- Не слабо, Стволов. Ну, что? Примете участие - выигрыш пополам. Я столкнулся с одной загвоздкой. "Тут" фамилия редкая, мужское имя на "Ж" тоже редкое. Мне в паспортном столе нашли некоего Тут Жана Елизаровича, дали адрес.
- Так-так, французишко, значит? Ваня твой тезка, между прочим. Жан - это ж Иван, - пояснил Стволов.
- Тёзка или нет, француз или русский - это не важно. Важно и прискорбно то, что жил он в деревянном доме. Причём, по собранным мною сведениям, в доме далеко-далеко не дешёвом, что доказывает моё предположение об обеспеченности этого самого Тута Жана Елизаровича. Но дом сгорел. Похоже, подожгли. Владелец исчез - числится без вести пропавшим, так как труп не обнаружили, и сам он не объявлялся нигде.
Ваня покачал головой и грустно сказал:
- Ну, вот и всё. Нить оборвалась.
- Ну что, господа! - неожиданно радостно воскликнул Стволов, распахнув дверцы Жигулей. - Как раз не всё! И нить мы свяжем узлом моей беспроигрышной системы и моего выигрывающего дара! Итак, господа-партнёры, буду вас теперь так называть, мы едем!
Крапивин с Ваней молча переглянулись и сели в машину.
По дороге Стволов объяснил, что берёт всё в свои руки. Первое что им необходимо сделать - посетить магический салон. В таких заведениях Стволов никогда не был, но он уверен, что там им обязательно помогут. Маги умеют находить спрятавшихся богатеньких людей. Стволов попросил Ваню достать из бардачка старую бесплатную газету, которая "есть непременный спутник бизнесмена малого предпринимательства" и раскрыть её на странице объявлений о магических услугах. Ваня, бодрый от причастности к "странным, но занятным событиям", выполнил просьбу, Стволов наугад ткнул пальцем в страницу и сказал: "Вот этот! Ваня, продиктуй номер, а Крапивин пусть позвонит, узнает цену и адрес". Ваня номер продиктовал, но Крапивин не спешил выполнять просьбу, он пытался "воззвать к разуму и скепсису", так как, по его мнению, должны быть другие пути, например... Но аргументы Стволов выслушивать не желал, и Крапивину пришлось звонить, лишь вздохнув о том, что деньги на мобильном уж заканчиваются.
Цена за магические услуги оказалась существенная, Крапивин сообщил её и напомнил, что наличных денег у них нет.
- Хо-Хо! А куда ж мы, по-вашему, едем? - азартно воскликнул Стволов.
- Я думаю, на заправку - робко ответил Ваня.
- О! Ты в чём-то прав, Ванёк, - не меняя тона, продолжил Стволов. - На заправку! Сначала в магазин, продадим мобильник господина Крапивина и кой-чем заправимся. Это мне необходимо для сосредоточения.
- Что? - вскричал Крапивин. - Какой-такой мобильник?!
- У Вани мобильника нет, он небогатый художник-реставратор, у меня тоже - я бизнесмен малого предпринимательства. А вы у нас режиссёр в пиджаке и с портсигаром! Так что ваш! Давайте-давайте! Адрес мага вы, надеюсь, запомнили, и звонить нам больше некуда, купите себе другой. Вон магазин - давайте!
- Да что вы к моему портсигару цепляетесь? - возмутился Крапивин и, чертыхнувшись, передал Стволову телефон.
- А портсигар не продать, кому он нужен? Вот и цепляюсь.
- А потом-то куда? - вмешался Ваня.
- А потом, Иван, в казино! - припарковавшись у универмага, безапелляционно заявил Стволов, велел, чтобы партнёры ждали его, хлопнул дверцей и направился к магазину.
Долго ждать не пришлось. Через несколько минут Стволов широко шагал к машине. В руках у него была дорогущая бутылка коньяка, из неё он делал небольшие глотки, глаза его удовлетворённо блестели.
- Я не знал, что вы алкоголик, - осуждающе сказал Ваня, когда Стволов плюхнулся на водительское кресло.
- Вано! Это для дела. Армянский коньяк, пять звёзд. Для медитации и сосредоточения. У меня только его не просите, не дам, мне самому хватит ли - не знаю, - заявил Стволов, парировал громкое возмущение Крапивина малосодержательными фразами, завёл машину и направил её по курсу к самому респектабельному казино, предварительно приложившись к бутылке.
Стволов поставил все фишки на зеро. За его спиной Ваня крутил головой и от нетерпения кусал нижнюю губу, Крапивин же нервно щёлкал своей Зиппо. Когда раздалось: "Ставки приняты, ставок больше нет", а через короткую паузу: "Выиграло зеро!", они даже вскрикнули от неожиданности, а посетители обратили удивленные взгляды на Стволова, который, в свою очередь, сгреб выигрыш и гордо направился к кассе.
- Послушайте, Стволов! - приостановил его раскрасневшийся от возбуждения Крапивин, - Я начинаю верить в вашу систему. Инь, Янь, китайцы далеко не просты, это правда. Я это знаю! К чему нам эта моя идея, про французского Тута, давайте сыграем ещё!
Стволов молча подошёл к кассе, обменял фишки на деньги и лишь после этого произнёс:
- Выпить хотите, Крапивин? У меня малость ещё осталось в машине.
- Да погодите же вы! - вскричал Крапивин.
- И не буду я годить. Мы решили, что мы партнёры, а система - моя, и выигрыш значит только мой. Это первое. И ещё, там же написано - необычайный выигрыш. Я хочу необычайный, - уверенно сказал, Стволов несколько нетрезвым, но проникновенным голосом и, пересчитывая деньги, направился к выходу.
Крапивин с Ваней поспешили за ним.
На улице все трое внезапно столкнулись с бывшими арендодателями Стволова, которые поинтересовались, что же это их бывший арендатор делает в таком дорогом заведении, уж не разбогател ли он внезапно, не возникает ли у него, в таком случае желание рассчитаться с долгами, погасив проценты, на что Стволов подобострастно пролепетал, что нет-нет, денег у него нет, что он с друзьями зашёл посмотреть на красивую жизнь и выпить маленький стаканчик лимонада, на случайно оказавшуюся мелочишку в карманах.
- Ну-ну, - сказали бывшие арендодатели и, скрываясь за дверями казино, добавили строго: - Мы проверим, Стволов!
Бросив испуганный взгляд на припаркованную арендодательскую чёрную БМВ, Стволов метнулся к своим Жигулям, сел за руль, поторопил Крапивина с Ваней, и партнёры отправились по адресу мага.
Внезапно заморосило, хмурый город, за лобовым стеклом начал расплываться. Стволов включил скрипучие дворники, стал тихонько напевать что-то весёлое, постукивая пальцами по рулю, и улыбаться.
- Погромче можете? - попросил Ваня. - Я слов не разберу.
Стволов сказал: "конечно", и, под бурные протесты Крапивина, запел громче:
Пристаёт говно к штиблетам.
- А вот и обитель мага! - остановив машину во дворике трехэтажного грязновато-жёлтого домика, восхищенно сказал Стволов и допил остатки коньяка.
- Вы как всегда, перегибаете палку, в адресе указана ещё и квартира. Поэтому я бы сказал - юдоль, - поправил его Крапивин.
Ваня спросил, что такое "юдоль", но его вопрос остался без ответа, от него лишь отмахнулись. Ваня несколько смутился, вышел из машины и поспешил за партнёрами, чертыхавшимися от обилия кошек в тёмном подъезде.
Дверь квартиры открыла зеленоглазая девушка с тёмно каштановыми волосами. Крапивин, увидев её, еле заметно побледнел.
- Мы с вами нигде не встречались? - спросил он, понял, что вопрос звучит банально, и уточнил: - У вас сестры не было?
Девушка мило улыбнулась и неожиданно приятным низким голосом ответила:
- Сестёр у меня нет, и не было, а встречаться мы могли в прошлых жизнях, это не исключено.
- Вот, блин, сразу ясно - эзотерика! - нетрезво воскликнул Стволов. - Вы лучше скажите, чё это у вас так тут дорого?
Девушка любезно пригласила партнёров зайти и ответила:
- У нас очень качественные услуги. У Вениамина степень магистра магии. Клиенты всегда довольны.
- Дак, это самое, - плюхнувшись в кресло, развязно спросил Стволов, - не вы нам услуги-то оказывать будете магические? Вениамин какой-то. Веник, значит.
- Нет, не я. Вениамин сосредотачивается, - кивнув головой на дверь, обитую зелёной бархатистой тканью, строго ответила девушка, села за компьютерный стол и погрузилась в пасьянс.
- И что это сегодня все сосредотачиваются? - в наступившей тишине раздался Ванин голос.
Ему никто не ответил. Разморившись в кресле, Стволов клевал носом, тихонько всхлипывал.
Крапивин задумчиво и грустно рассматривал застеклённую коробку с высушенными бабочками, висящую на тёмно-синей стене. Ваня подошел к маленькому столику с аквариумом и уставился на одинокую рыбу.
Неожиданно зелёная дверь распахнулась, появился Вениамин, темноволосый мужчина средних лет в чёрном пиджаке, одетом на белоснежную футболку, чёрных брюках, и оранжевых, крикливо-ярких кроссовках. Увидев их, Крапивин ошарашено присвистнул. Стволов встрепенулся и сказал: "Здравствуйте, Веник!" "Вениамин" - поправил его маг, а Крапивину снисходительно пояснил: "Снобизм не доводит до добра, тем более в таких мелочах, как одежда". Ваня открыл рот, желая спросить, но ответ у Вениамина уже был готов: "Снобизм, молодой человек, это ложный эстетизм. Человек, лишённый снобизма, проницателен. Я, например, сразу понял, что вы пришли на сеанс, ведомые общей, совместной проблемой". Ваня восхищённо поддакнул, хотел сделать какое-то уточнение, но не решился и вместе с партнёрами, вслед за магом, проследовал за зелёную дверь.
В небольшой комнате, с потолком и стенами, обитыми темным деревом, было жутко дымно.
Посредине стоял простой стол с табуретом и скамьёй, из угла звучала музыка. Вениамин усадил партнёров на скамью, сам сел на табурет и спросил:
- Итак, господа, обычно ко мне приходят по одиночке. Что вас привело? Какой совместный интерес?
- Что это играет? - настороженно спросил Стволов.
- "Can", - был ответ.
- Это хорошо что"Can"! Успокоил, Веник-Вениамин. А что ж тут так дымно?
- Это благовония.
- Скажите, - в свою очередь спросил Крапивин, проведя указательным пальцем по обитой деревом стене, - а у вас, Вениамин, в роду китайцев не было?
- Все мы в чём-то родственники, - терпеливо ответил маг. - Итак, перейдём к проблеме.
- Жаль, - скривив губы, разочарованно произнёс Крапивин
- Дым у вас пахнет новогодней ёлкой, - зачарованным голосом промолвил Ваня.
- Не перебивай, Иван! - одёрнул его Стволов и обратился к магу: - Нам нужно найти человека, мы знаем лишь его имя и фамилию, но, судя по музыке, которую вы слушаете, вы точно сможете. Зовут его Тут Жан Елизарович.
Вениамин понимающе кивнул головой, прикрыл глаза, положил правую руку на стол, растопырив ладонь, и произнёс властно и таинственно:
- Положите ваши левые ладони на мою!
Ваня и Стволов повиновались, а Крапивин вдруг резко воскликнул:
- Что это за фарс? Уважаемый! С какой стати я должен в нём участвовать!?
- В чём дело? - искренне удивился Вениамин.
- В чём? - возмутился Крапивин, вскочил со скамейки и громко постучал по стене. - Деревяшки у вас для пущего антуражу приколочены! Дешёвая подделка! Секретарша у вас на компьютере пасьянсы раскладывает! В магическом салоне! На компьютере! Какая безвкусица! И дым у вас, что это за благовония такие, анашой воняющие!? А самое главное - кто ж бабочек-то к стене приколачивает!?
- Это коллекционная коробка - "бабочница". Дизайн! - ответил Вениамин и сделал властный успокаивающий жест руками, но вмешался Стволов.
- Как так - анашой? - повёл носом и закричал: - Бля! Веник! Что за хрень! Точно ж - шмаль! Меня ж с неё тошнит! Блюю я с неё!
- А мне нравится, как пахнет, и музыка хорошая, дадите переписать? - блаженно улыбаясь, медленно произнёс Ваня.
- Что за дела? - не унимался Стволов - Ваня вон уж торчит! Дак вот значит, что за бизнес у тебя Вени, бля, амин! Обкуришь комнатушку и впариваешь всякую хрень дамочкам! Конечно...
Стволов недоговорил, его вдруг бурно стошнило на стол.
Крапивин громко засмеялся, Ваня его поддержал, а Вениамин истошно завопил:
- Вон! Вон отсюда! - указывая дрожащей рукой на дверь.
- И костюмчик у вас, уважаемый, из дешёвенькой ткани - не двигаясь с места, смеялся Крапивин.
- А у вас из какой? - хихикая, спросил Ваня.
- Ну, Иван! Спрашиваешь! У меня из твида!
- Вон, вон из помещения! - не унимался маг, багровея и тряся рукой.
Стволов утер рот рукавом, поднялся со скамейки и спокойно сказал:
- Ты, Веник, не гоношись, скажи нам, где искать Жана Елизаровича Тута, мы и уйдём.
Вениамин, срываясь на визг, закричал в ответ:
- Свиньи, ублюдки! Я сказал вон отсюда! В Тутуеве вашего Тута ищите, придурки!
- Спасибо, Вениамин! - неожиданно радостно воскликнул Стволов, открыл зелёную дверь, вместе с веселящимися партнёрами гордо проследовал в другую комнату, хотел было выйти из квартиры совсем, но спохватился, со словами "Сдачи не надо" подал хлопающей ресницами девушке деньги, и лишь после этого кивком головы попрощался. Крапивин с Ваней тоже, хихикая, попрощались и все трое вышли за порог, сея в подъезде панику среди кошек.
Морось прошла. Ярко-жёлтую листву берёз осветило солнце. Дворик приобрёл уютный вид, и Крапивин, указав на маленькую скамеечку, сказал:
- Давайте купим выпивку и посидим тут. Погода замечательная!