Шабля Владимир Петрович : другие произведения.

Владимир Шабля. Камень. Биографический роман. 1924 год, март. Томаковка. Кулинар

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Петя познаёт мир, стряпая с бабушкой булочки.

  Владимир Шабля. КАМЕНЬ. Биографический роман.
  1924 год, март. Томаковка. Кулинар.
  
  Едва проснувшись и открыв глаза, Петя понял, что на кухне происходит что-то интересное: его нос тут же уловил приятные съедобные запахи, а это бывает, когда бабушка готовит что-нибудь вкусненькое. Не мешкая, парнишка соскочил с кровати, быстро напялил штаны и рубашку, а затем прожогом бросился на кухню.
  - Бабушка, что ты делаешь? - выпалил он с порога.
  - Доброе утро, внучек! - спустя пару секунд улыбнулась в ответ Ирина.
  Она выжидающе поглядывала на мальчишку, всем своим видом как бы предлагая ему ответить на приветствие, и в то же время продолжая работать белыми от муки руками.
  - Доброе утро, бабушка! - не очень громко воскликнул Петя, а затем всё-таки возвратился к главному интересовавшему его вопросу, - чем это так вкусно пахнет?
  - Вкусно пахнет ванилью и корицей, - разъяснила женщина. - Хочешь понюхать?
  - Да!
  Парнишка подбежал ближе и ухватился за бабушкин фартук. Ирина отряхнула руки, обтёрла их тряпкой, а затем взяла с полки одну из банок и показала внуку:
  - Это корица, понюхай.
  Она открыла крышку и поднесла банку к Петиному лицу. Тот уткнулся носом в ёмкость и с деловым видом начал втягивать в себя воздух.
  - Хорошо пахнет! - с видом знатока констатировал он.
  - А это ваниль, - продолжала научать Ирина, проделывая аналогичные операции с другой банкой.
  Мальчик повторил процедуру обнюхивания, а затем с растерянным видом спросил:
  - Так они что - разные?
  - Кто? - не поняла Ирина.
  - Банки, - пояснил свой вопрос Петя.
  Наконец до женщины стал доходить смысл вопроса.
  - Банки-то одинаковые, а вот приправы внутри банок - разные и по-разному пахнут, - растолковала она малышу его ощущения.
  До этого момента Петя даже не подозревал о существовании специальных веществ для придания запаха, а тем более, что они по-разному пахнут. Теперь эта часть его восприятия действительности обрела осязаемые черты, и ребёнок немедленно пошёл дальше по пути познания мира:
  - А что такое приправы? - продолжил мальчишка своё обычное осыпание взрослых вопросами.
  - Это такие сушёные травки или вещества, которые хорошо пахнут или вкусные. Их добавляют в разные блюда.
  - А почему ты добавляешь приправы в банки, а не в блюда? - не унимался Петя.
  - Да нет, в банках приправы просто хранятся, а добавляют их в пищевые блюда, то есть в еду, - в борщ, котлеты, булочки, чтобы они были вкуснее и лучше пахли.
  - А сейчас ты во что будешь их добавлять?
  - Я уже добавила и корицу, и ваниль в тесто, - заверила Ирина, - чувствуешь?
  Женщина пододвинула тесто к краю стола, у которого стоял внук, и тот, разместив нос поближе к упругому, покрытому белой мучной пылью куску, попытался распознать в нём уже знакомые запахи.
  - Да, чувствую, - оценил свои ощущения Петя, - а зачем тебе тесто?
  - Из теста я хочу сделать булочки, шанежки и куличи.
  - Я тоже хочу делать булочки! - безапелляционно заявил мальчик.
  - Тогда давай ты поможешь мне месить и раскатывать тесто, а я из него буду лепить и печь разные вкусные штуки! - предложила Ирина.
  - Давай!
  Бабушка водрузила внука на дебелый стул, стоящий у торца стола, с таким расчётом, чтобы тому было удобно обращаться с тестом, а затем оторвала ему небольшой комок.
  - Я буду вымешивать свой кусок, а ты - свой: вместе мы быстрее справимся, - заверила она. - Смотри, как я делаю, и повторяй за мной.
  Малыш, поглядывая на наставницу, с азартом принялся теребить тесто. Он выпачкался в муку буквально с ног до головы. Бабушка же только посмеивалась да подбадривала внука, сама энергично меся тесто и приговаривая:
  "Тесто мнём, мнём, мнём!
  Тесто жмём, жмём, жмём!
  Для Петюши мы из теста
  Много булок испечём!"
  Через некоторое время Петя принялся вторить Ирине, проговаривая прибаутку вместе с ней. Наконец тесто было готово.
  - Здорово мы с тобой потрудились, - подвела итог работе женщина, - но сильно устали. Правда?.. Фух!
  Театральным жестом она вытерла пот со лба тыльной стороной ладони, а внук сразу же, как попугай, повторил её движения.
  - Да, устали... Фух! - подтвердил он.
  - Тогда давай отдохнём.
  На стул, служащий Пете подставкой, бабушка водрузила небольшой чурбан и усадила на него мальчишку, заодно обтирая полотенцем его лицо от муки. Потом сама села на табуретку и вместе с внуком принялась декламировать очередной стишок:
  "Мы устали и вспотели:
  Так работать мы хотели!
  А теперь передохнём -
  Посидим и попоём!"
  Несколько раз повторив четверостишие, и убедившись, что парнишка твёрдо его запомнил, Ирина перешла к следующему номеру программы:
  - Ну что же, стишок рассказали, а теперь - споём, как и сказано в стишке.
  Она расправила плечи и затянула свою любимую песню:
  "Дивлюсь я на небо - та й думку гадаю:
  Чому я не сокiл, чому не лiтаю?
  Чому менi, Боже, ти крила не дав?
  Я б землю покинув i в небо злiтав".
  Голос у Ирины был красивый и глубокий. Пела она вдохновенно, так что Петя заслушался. Под конец он попытался подпевать, но пока это у него получалось плохо.
  - Ничего - ещё научишься! - успокоила бабушка. - А теперь давай лепить из теста булочки, шанежки и куличи. Ты что будешь формовать?
  - Куличи!
  - Ну, давай ты - раскатывай тесто, а я стану лепить куличи, - предложила женщина, подавая внуку небольшую качалку.
  - Нет, я хочу лепить куличи! - запротестовал мальчишка.
  - Хорошо, - согласилась Ирина, - сначала вдвоём раскатываем тесто, а потом - лепим куличи.
  - Ладно, - пошёл на компромисс мальчонка.
  Команда из внука и бабушки снова взялась за работу, параллельно рассказывая потешку:
  "Лепим мы куличи,
  Круглые как личико!
  А достанем из печи
  Вкусные куличики!"
  Ирина умело и быстро расправлялась с тестом, заодно поддерживая энтузиазм малыша и убеждая его в том, что это именно он сделал такие красивые куличи, а бабушка только немного их подправила.
  Почувствовав, что мальчишка достиг эмоционального пика, она аккуратно успокоила его, переключив внимание на заскучавшие в углу игрушки. А сама, сунув лист со стряпнёй в духовку, взялась за чистку картошки.
  ...
  К торжественной раздаче свежеиспечённых булочных изделий были созваны все домашние. Огромное блюдо с выпечкой стояло посреди стола. И конечно же, "гвоздём программы" были самые красивые и самые вкусные куличи, вылепленные новоявленным "кулинаром".
  И мама, и папа, и бабушка на все лады расхваливали Петины куличи, восторгаясь их румяной корочкой и диковинной, похожей на сказочных зверюшек, формой. А сам "мастер" только улыбался. Он не мог ответить на похвалы, поскольку за обе щеки уплетал произведения собственного - в этом он не сомневался - поварского искусства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"