Шабшин Илья Иосифович : другие произведения.

Психологические особенности и феномены коммуникации в Интернете

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    материал опубликован в Московском психотерапевтическом журнале #1, 2005


Илья Шабшин

О психологических феноменах и особенностях коммуникации посредством Интернета

  
  
  
  
  

Аннотация

   В работе описывается широкий спектр психологических феноменов, которые возникают в процессе коммуникации, происходящей в Интернете. Формулируются базовые особенности интернет-общения и рассматривается их проявление в деловой коммуникации, неформальном общении, а также психологическом консультировании с применением интернет-технологий. Анализируется опыт индивидуальной и групповой психотерапевтической работы в Сети. Интернет рассматривается с психологической точки зрения как виртуальное пространство, как средство массовой коммуникации. Также рассматривается процесс "интернетизации" общества - все более широкое использование сетевых технологий в повседневной жизни.
  
  
  
  
  
  
  

Содержание

  
  
      -- Феномен "интернетизации" общества
      -- Интернет как виртуальное пространство
      -- Интернет как средство массовой коммуникации
      -- Базовые особенности сетевой коммуникации
      -- Психологические феномены деловой коммуникации посредством Интернета
      -- Психологические феномены неформальной интернет-коммуникации
      -- Психология и психотерапия в Сети.
  
  
      -- Феномен "интернетизации" общества
  
   Последнее столетие истории человечества характеризуется, в частности, появлением с возрастающей скоростью таких технических новинок, которые быстро становятся неотъемлемыми атрибутами нашей повседневной жизни, порой внося в нее весьма существенные изменения.
   В течение веков способы коммуникации и передвижения, способы обработки, хранения, передачи информации, другие производственные и технические аспекты человеческой деятельности либо практически не менялись, либо медленно совершенствовались, не претерпевая радикальных изменений. В последнее же столетие в этих и во многих других, в том числе бытовых сторонах нашей жизни стремительными темпами происходят качественные, принципиальные изменения, причем совершаются они на фундаменте новых технических решений, изобретений, открытий.
   Примеры, думается, очевидны; среди них телевидение, компьютеры, сотовая связь, современная авиация, не говоря уже о холодильниках, видеокамерах, кондиционерах и т.п.
   Без большого преувеличения можно сказать, что человек сросся с созданной им техногенной средой. В июне 2004 г. на Каннском фестивале был представлен рекламный ролик, эффектно иллюстрирующий это срастание: за 56 секунд экранного времени было показано более 60 эпизодов - самых обычных ежедневных ритуалов: звенит электронный будильник, включается электрический чайник, выскакивает из тостера хлеб и т.д.
   Абсорбция технических новшеств, их включение в повседневность происходит с поразительной быстротой. То, что еще недавно было новым, непривычным, сложным уже через несколько лет воспринимается как нечто само собой разумеющееся, осваивается легко и быстро, а для нового поколения становится неотъемлемой частью жизнедеятельности.
   Нужно сказать, что речь идет не только о приобретении функциональных навыков и умений использовать новые инструменты, но и об определенных психологических изменениях - в плане отношения к ним, и к открывающимся благодаря им новым возможностям. Эти изменения происходят через проделывание определенной психологической работы и происходят в несколько этапов: преодоление психологического барьера, затем адаптация и привыкание, далее - расширение спектра действий, т.е. все более полное использование возможностей новой технической системы.
   Интернет представляет собой еще одно явление того же порядка, т.е. техническое новшество, прошедшее тот же психологический путь, стремительно распространившееся и ставшее частью жизни миллионов человек.
   В наши дни все большее число видов деятельности выполняется людьми с помощью компьютеров и компьютерных сетей.
   Последствия "интернетизации", разумеется, оцениваются неоднозначно.
   Сопоставимого по мощности, емкости и оперативности источника информации в настоящее время не существует. Даже в новостных телепрограммах можно услышать фразу: "Подробнее об этих и других событиях вы можете узнать на нашем сайте www..."
   Управление сложными комплексными процессами без помощи компьютерных систем считается просто невозможным, но в то же время при возникновении сбоев в компьютерных системах компании и даже целые отрасли несут огромные убытки.
   Периодически поднимаются кампании против распространения и доступности Интернета, против его не подконтрольности, против отдельных видов размещенного в Сети контента.
   Остается открытым вопрос о замене или вытеснении - в той или иной степени - интернет-коммуникацией общения в реальном социуме. Здесь имеет место следующий парадокс. С одной стороны, интернет-технологии способствуют развитию отчужденности между людьми. Проиллюстрируем это шутливым трехстишием, победившим в одном из конкурсов хокку:
   "Не был давно у сестры.
   Прямо сегодня зайду
   К ней на страничку..."
   Однако с другой стороны интернет-технологии представляют собой способ расширения круга знакомств, установления новых контактов и широко используются людьми именно для общения. М.Бэнкс, автор "Руководства по выживанию в киберпространстве", считает, что в основном люди пользуются Интернетом для того, чтобы иметь возможность общаться: "Если бы мы могли учесть все, что происходит в Интернете, общение возобладало бы" (цит. по О. Смыслова, 1998).
   Вопрос "для чего люди пользуются Интернетом?" был, разумеется, темой многих психологических исследований.
   А.Е. Войскунский (2002) называет три основных вида потребностей, которые человек удовлетворяет с помощью Интернета: коммуникативная, познавательная и игровая.
   Коммуникативная потребность удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах и т.п.
   Познавательная потребность удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями, а также дистанционные формы образования и т.п.
   Примерами удовлетворения игровой потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или с реальными партнерами посредством Интернета.
   В данный перечень необходимо добавить, по нашему мнению, еще один, специфический для Интернета вид деятельности - электронную коммерцию или e-business (платежи, операции b2b, b2c и др.)
   Что касается мотиваций пользователей Интернета, то в результате исследования, проведенного в МГУ им. Ломоносова (Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., 2000) было показано, что в основе деятельности пользователей Интернета лежат следующие виды мотивов:
   - деловая мотивация;
   - познавательная мотивация;
   - мотивация сотрудничества;
   - мотивация самореализации;
   - рекреационная и игровая мотивация;
   - аффилиативная мотивация;
   - мотивация самоутверждения;
   - коммуникативная мотивация.
  
  
      -- Интернет как "виртуальное пространство"
  
   Интернет называют "виртуальным пространством" или "виртуальной реальностью". Почему соединенные проводами компьютеры удостоились таких высоких эпитетов? Это вопрос для размышления, прежде всего, психологов, поскольку ответ лежит, разумеется, не в технической плоскости.
   По нашему мнению, Интернет выделяется из ряда технических новинок тем, что является метасредой. Он является средой для коммуникации, средой для реализации бизнес-технологий, средой для существования и работы СМИ, средой для хранения и обработки информации и т.д.
   Рассмотрим более подробно, какой психологический смысл имеет для нас словосочетание "виртуальное пространство", какова его психосемантика.
   Согласно Большой Советской Энциклопедии, "пространство - это логически мыслимая форма (или структура), служащая средой, в которой осуществляются другие формы и те или иные конструкции".
   Мы только что отметили, что Интернет является средой, в которой реализуются разнообразные процессы и структуры.
   Как сказано в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, "пространство не воспринимается извне, а налагается самим познающим субъектом на весь материал чувственного восприятия", и "исследованию подлежат лишь наши представления о пространстве, их психологический состав и возникновение", и "невозможны... ни эмпирическое объяснение его происхождения, ни определение его сущности".
   Виртуальное пространство Интернета является с этой точки зрения "ненастоящим" пространством, поскольку мы в состоянии воспринять его извне, и можем говорить не только о том, как мы воспринимаем его в опыте (субъективно), но и о его происхождении, и даже сущности. Т.е. "виртуальность" применительно к пространству Интернета означает не столько его существование в воображении, сколько искусственное происхождение. На реальность существования виртуальной реальности указывает и происхождение этого слова от английского virtual (англ.) -  фактический, действительный; являющийся (чем-л.) по существу, реально.     
   Что мы можем сказать о "реальности"? Реальность может быть изменчива, может открывать различные возможности, может даже таить опасности, быть кем-то населена...
   В преломлении к рассуждению об Интернете, можно сказать, что попадающий в него субъект (т.е. обычный пользователь) сталкивается с перечисленными выше свойствами Сети как сконструированной реальности.
   Как пишет Н.В. Чудова (2000): "Информационные возможности Сети позволяют человеку осуществлять погружение в виртуальную реальность - целостную, активную и автономную среду обитания".
   Вопрос о существовании виртуальной реальности компьютерной игры рассматривается (на языке художественной литературы), в частности, в повести В. Пелевина "Принц Госплана" (1999); процитируем диалог ее персонажей:
   "- Вот ты второй год по лабиринту бежишь, - заговорил Петя, - а ты думал когда-нибудь, на самом он деле или нет?
   - Кто?
   - Лабиринт.
   - В смысле, существует он или нет?
   - Да.
   Саша задумался.
   - Пожалуй, существует. Точнее, правильно сказать, что он существует ровно в той же степени, в какой существует принц. Потому что лабиринт существует только для него.
   - Если уж сказать совсем правильно, - сказал Петя, - и лабиринт, и фигурка существуют только для того, кто глядит на экран монитора".
   Итак, в виртуальной реальности Интернета пользователь имеет возможность реализовать множество мотивов, удовлетворить разнообразные потребности, осуществляя широкий спектр действий благодаря современным интернет-технологиям.
   В то же время, виртуальная реальность проще реальности настоящей - физической и социальной. Как пишет А. Войскунский (2002), "Компьютерная, игровая или коммуникативная виртуальная реальность имеют в качестве общей основы определенный принцип их построения: вся полнота физической и социальной реальности редуцируется до набора отобранных признаков. Освоить такую редуцированную реальность и осмысленно действовать в ней проще, чем в реальной жизни, этим она и "затягивает", этим может быть частично объяснено "бегство" в игровую (либо иную редуцированную) реальность".
  
   Очевидно, что каждый вид деятельности пользователя Интернета (игра, e-business, коммуникация, поиск информации и т.д.) имеет свои психологические особенности, свою специфику, свои психологические феномены. В рамках учебного реферата невозможно рассмотреть психологические особенности всех этих видов деятельности. Мы остановили свой выбор на сетевой коммуникации. Мы сделали этот выбор по двум причинам: во-первых, общение является одной из наиболее востребованных возможностей Интернета, во-вторых, нас будет особенно интересовать психотерапевтический аспект виртуальной коммуникации.
  
      -- Интернет как средство массовой коммуникации
  
   Интернет - сравнительно новое, динамично развивающееся средство массовой коммуникации.
   Стандарт WWW (World Wide Web), включающий в себя возможность просматривать сайты и обмениваться сообщениями электронной почты, был утвержден консорциумом разработчиков 17 мая 1991 года. Именно эту дату можно считать датой рождения Интернета в нашем привычном понимании. До этого времени существовала только возможность обмениваться сообщениями электронной почты.
   В Советском Союзе создание глобальной компьютерной сети датируется 1 августа 1990 года -- в этот день компания Релком объединила несколько своих сетей на территории СССР в одну.
   В том же месяце состоялись первые сеансы связи компьютерной советской сети с международной по телефонному каналу, а 19 сентября 1990 года был зарегистрирован домен SU для советских пользователей операционной системы UNIX. Эту дату можно считать датой рождения Советского Интернета. Несмотря на то, что он был только "почтовым", научное сообщество поражала скорость передачи данных -- письмо в США доходило всего за час, в отличие от обычной авиационной или морской почты, где на это уходило от нескольких дней до нескольких недель.
   Далее последовал распад СССР. Однако Советский Интернет существовал, и поскольку он был главным образом сосредоточен на территории России и даже Москвы, то постепенно стал российским.
   Датой рождения Российского Интернета можно считать 7 апреля 1994 года -- в этот день международный информационный центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен RU для Российской Федерации (по материалам сайта http://www.10ru.ru).
   На сегодняшний день Интернет представляет собой "сеть сетей", в состав которой входит более 100 000 сетей из 100 стран. Соединение с другими странами позволяет отправлять электронную почту примерно в 180 стран.
   Мировая статистика на сегодняшний день такова:
   - число пользователей Интернета составляет около 700 млн. человек;
   - число почтовых ящиков e-mail в мире примерно 1 млрд. единиц;
- общее число отправленных по e-mail писем превышает 40 млрд. в день.
   По прогнозу канадской фирмы Angus Reid Group число пользователей Интернета (регулярно выходящих в Сеть) в мире к 2005 г. вырастет до 1 млрд.
   В России доступ к сети имеют сейчас 14 млн. человек. Это немного. "К числу факторов, сдерживающих развитие Интернета в России, можно отнести недостаточно развитую сетевую и информационную инфраструктуру (было выявлено, что распределение пользователей по федеральным округам достаточно близко повторяет кривую изменения плотности телефонных аппаратов в зависимости от региона); слабую осведомленность о возможностях современных Интернет-технологий; высокую стоимость персональных компьютеров; низкий уровень платежеспособности населения; недостаточную информационную подготовку и информационную культуру российского бизнеса в целом" (Т. Герасимюк, Т. Соломович, 2002).
   Тем не менее, ожидается, что в 2004 г. Россия сможет преодолеть 10-процентный барьер в пользовании всемирной сетью, то есть доступ к сети будут иметь не менее 10% населения страны. Последние четыре года количество российских пользователей Интернета ежегодно растет на 35-40%. К 2010 году количество пользователей Интернета в России достигнет 50 млн. человек.
  
   Что характерно для Интернета как средства массовой коммуникации?
   1. Отсутствие централизованной организационной структуры. Интернетом никто не владеет и никто не управляет. Соответственно, поэтому в Интернете нет цензуры.
   2. Высокая скорость распространения информации. Появившееся на сайте информационного агентства сообщение может быть мгновенно растиражировано другими интернет- изданиями, а затем электронными (радио, ТВ) и печатными (газеты, журналы).
   3. Информация в Интернете распространяется сетевым образом, наподобие распространения анекдотов и слухов. "Интернет обладает сходными свойствами с механизмом действия толпы: и в том, и в другом случае имеется реализующийся по-разному технически феномен неуправляемой никем структуры и "случайной среды" (Т. Герасимюк, Т. Соломович, 2002).
   4. Интерактивность коммуникации в Интернете. Интерактивность означает возможность
   а) вступать в прямой диалог с аудиторией, получать от нее обратную связь в режиме реального времени;
   б) общения представителей данной аудитории между собой. Например, на новостном сайте появляется сообщение, которое потом обсуждается на форуме.
  
  
      -- Базовые особенности сетевой коммуникации
  
   Существует целый ряд терминов, обозначающих коммуникацию посредством интернет-технологий: виртуальная коммуникация, компьютерное общение, сетевая коммуникация, online1-коммуникация и т.п.
   К наиболее распространенным способам общения через Интернет относятся электронная почта (e-mail), чат, IСQ, форум или конференция.
   По мнению Е.В. Грязновой (2001), интернет-коммуникация "...представляет собой единство четырех процессов: в нем создается новая реальность, которая отражает объективную действительность, выражает субъективно-личностный мир...(собеседников - И.Ш.) и передает свое духовное содержание всем участникам".
   Большой интерес представляет попытка исследовать перечисленные выше процессы, понять, благодаря чему они становятся возможными, как протекают, какие закономерности тут имеют место быть, т.е. разобраться в том, как при online-общении создается новая реальность, как она отражает объективную действительность, каким образом выражает субъективно-личностный мир собеседников.
   Для такого анализа нам необходимо более подробно рассмотреть, какие общие особенности имеет общение, опосредствованное Интернетом. Во многих исследованиях (А. Жичкина, 1999, 2001; Е. Белинская, 1999; И. Шевченко, 1997) отмечаются сходные особенности, которые тесно связаны друг с другом (что подтверждает наш практический опыт):
      -- Анонимность. Заключается в отсутствии достоверной информации о собеседнике или в неполноте информации о нем. Анонимность как бы психологически освобождает пользователя от необходимости репрезентировать в процессе коммуникации самого себя, т.е. соответствовать своему реальному "Я", тем самым открывает возможности для конструирования альтернативных самопрезентаций. Отметим, что реализуются такие возможности не столько в деловой, сколько в неформально-развлекательной коммуникации, где нередко встречается укрывание истинной информации или презентация ложной.
      -- Физическая непредставленность. В сочетании с анонимностью открывает простор, с одной стороны, для предоставления о себе недостоверной информации, с другой стороны - для фантазирования по поводу собеседника (опять же, прежде всего, при неформальном общении). В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, а также коммуникативной компетентностью человека, точнее - невербальной частью коммуникативной компетентности (А. Жичкина, 2001).
   Мы выделили курсивом тезис об исчезновении при сетевом общении ряда барьеров, которые есть в offline-коммуникации. Эта важнейшая психологическая особенность сетевого общения лежит, по нашему мнению, в основе его психотерапевтических возможностей.
      -- Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. "Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере" (И. Шевченко, 1997).
      -- Нерегламентированность поведения. Заключается в отсутствии четких правил online-коммуникации, особенно, разумеется, - неформальной, где выражается в полной свободе самоопределения относительно завязывания и разрыва контактов, стиля коммуникации и т.д. Некоторые пользователи "презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения" (И. Шевченко, 1997).
      -- Снижение психологического и социального риска в процессе общения. Появляется вследствие анонимности и безнаказанности. "Проявляется в виде аффективной раскрепощенности, ненормативности и некоторой безответственности участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален" (И. Шевченко, 1997).
   Отметим, что в приведенной цитате речь идет, конечно, о неформальном общении, где данная особенность сетевой коммуникации проявляется особенно ярко. А если говорить о психологическом online-консультировании, то эта же особенность сетевой коммуникации проявляется в том, что многим людям психологически легче решиться именно на виртуальный контакт с психотерапевтом, особенно - впервые.
      -- Компенсаторная виртуальная эмоциональность. Такими словами мы предлагаем обозначить феномен, который выражается в том, что затрудненность эмоционального компонента общения компенсируется активным использованием специальных значков для обозначения эмоций (смайликов) или описанием эмоций словами.
      -- Использование разнообразных способов сетевой коммуникации (ICQ, e-mail, чат, форум и др.) и разнообразных способов самопрезентации (самоописание, анкеты, COPI (Cell Of Personal Information) собственные интернет-странички и т.д.)
  
   Описывая далее более подробно психологические особенности сетевой коммуникации, мы отдельно рассмотрим деловую, развлекательную или неформальную коммуникацию и психологическое online-консультирование (психотерапевтическую коммуникацию).
   Мы делаем это разделение "в рабочем порядке", для удобства рассмотрения, поскольку наш опыт показывает, что между каждым из этих видов сетевого общения существуют существенные психологические различия при технологической идентичности. Т.е. в техническом плане никаких различий между этими видами коммуникации нет, и интернет-решения для их осуществления одинаковы, однако психологические феномены каждого из этих видов интернет-общения различны.
   Кроме того, и мы уже обратили на это внимание, когда говорили о базовых особенностях сетевой коммуникации, можно отметить, что одни и те же базовые особенности сетевой коммуникации (названные выше) приводят к разным психологическим последствиям в разных видах online-общения. Например, тот факт, что общение ограничивается текстом
  -- приводит в деловой коммуникации к большему вниманию к формулировкам своих мыслей;
  -- дает простор для фантазий собеседников друг о друге - в развлекательно-неформальном общении;
  -- существенно затрудняет процесс психологического консультирования из-за отсутствия невербальной информации о клиенте.
  
  

5. Психологические особенности деловой коммуникации посредством Интернета

  
   Мы дифференцируем деловую online-коммуникацию по ее направленности на решение конкретных профессиональных задач, когда предметом обсуждения (например, в ICQ или форуме) является проблема, лежащая в сфере профессиональной деятельности собеседников.
   Переговорный процесс, полностью опосредствованный интернет-технологиями, фактически включает в себя те же элементы, что и обычные переговоры: сообщение информации, выдвижение аргументов и контраргументов, выражение согласия, несогласия и т.д.
   Какие особенности деловой online-коммуникации мы можем отметить?
   1. Письменная форма общения. В переговорах offline (т.е. в обычных переговорах "в реале") основным способом передачи информации является, разумеется, устная речь. Письменные, иллюстративные материалы носят, как правило, вспомогательный характер. Общение же в Сети полностью происходит в письменной форме. К каким психологическим последствиям это приводит? Письменный способ общения заставляет конкретнее выражать свою мысль, уточнять формулировки, высказываться лаконично. Он также способствует не эмоциональному, а рациональному стилю переговоров, что бывает особенно полезно при решении сложных, потенциально конфликтогенных вопросов.
   2. Цитирование собеседника. Удобным и оттого распространенным способом отвечать на вопросы, заданные в электронном письме, является копирование вопроса и печатание ответа непосредственно вслед за ним. Понимание того, что написанное тобой будет воспроизведено дословно и собеседника невозможно будет обвинить в искажении сказанного, усиливает внимание буквально к каждому написанному слову.
   3. Деформализация общения. Стиль делового online-общения имеет тенденцию меняется с течением времени от более формального к менее формальному. Это можно назвать сокращением психологической дистанции. Отметим, что личное знакомство, т.е. встреча "в реале" может ускорить сокращение психологической дистанции. При переписке по e-mail внешними маркерами такой динамики являются:
  -- сокращение информации в подписи, из которой постепенно убираются полные реквизиты, формальные речевые обороты и остается только имя и фамилия автора, или, может быть, даже только имя;
  -- изменение обращения к адресату в начале письма;
  -- употребление с возрастающей частотой менее формальных выражений;
  -- появление в тексте делового письма специальных символов, обозначающих эмоции и интонации ("смайликов");
  -- переход на "ты".
   4. Появление в деловых сообщениях информации личного характера. В случае делового online-общения первоначальная информация о самих себе, которую предоставляют друг другу собеседники, является минимальной по объему, но, как правило, достоверной. В дальнейшем количество сообщаемой информации личного характера иногда увеличивается. Этот этап нередко реализуется также с помощью интернет-решений: помимо сведений в теле письма, деловой партнер может получить гиперссылки на личную интернет-страницу или персональный сайт.
   5. Увеличение количества каналов коммуникации. Собеседнику сообщается номер не только рабочего, но и мобильного, иногда - и домашнего телефона, а также номер ICQ и адрес личного почтового ящика. Таким образом, расширяется спектр возможных каналов общения. Можно сказать, что человек становится в буквальном смысле более доступен. Отметим, что каждый из названных видов общения имеет свою специфику: по стилю и характеру переписка по e-mail отличается от "разговора" посредством ICQ. Следовательно, субъект получает возможность выбора технического способа коммуникации с другим субъектом. Выбор может зависеть от множества факторов: сути делового вопроса, его срочности, индивидуальных предпочтений, личных взаимоотношений и т.д.
  
   Перейдем от рассмотрения online-коммуникации двух собеседников к сетевому коллективному общению - в, так называемых, форумах. (Напомним, что речь идет о деловой коммуникации).
   Интересное наблюдение, относящиеся к этому виду интернет-коммуникации, состоит в том, что общение в online-форумах интенсифицируется в условиях неопределенности.
   Как отмечает Д. Сатин (1999) на примере участников рынка ценных бумаг РТС, "Общение интенсифицируется тогда, когда на рынке возникает неопределенность. Цены могут шквально вырасти, но большинство участников рынка не успеет осознать причин этого роста. И тогда общение со своими коллегами из других компаний становится средством восстановления понятной картины происходящего. Другой пример: когда цены медленно и долго падают, после некоторого затишья общение вспыхивает, подогретое возрастающей тревожностью перед неожиданным ростом. Вывод получает важный психологический смысл - общение прямо связано со степенью непонятности происходящего".
   Наши наблюдения показывают, что интенсивность общения уменьшается, когда на рынке есть определенное движение, понятное экспертам - участникам форума, и увеличивается, когда движений нет, а напряжение присутствует.
  
   Отметим, что разработчики программного обеспечения и веб-технологий, прекрасно понимая востребованность интернет-коммуникации и роль психологического комфорта ее пользователя, стремятся предлагать новые решения, новые возможности, которые делают online-общение более удобным. Назовем некоторые интернет-решения, способствующие психологическому комфорту сетевой коммуникации:
  -- в почтовых программах (Microsoft Outlook и др.) существует опция подтверждения получения письма адресатом и прочтения письма (точнее - открытия файла с текстом письма);
  -- в одной из последних версий ICQ, когда невидимый собеседник вводит текст, в специальном фрейме появляется надпись "XXX is typing...", где ХХХ - ник (от "nickname" - псевдоним) собеседника. Таким образом, пользователь знает, что диалог продолжается, собеседник никуда не ушел, и сообщение от него скоро будет получено;
  -- каждая почтовая программа предусматривает возможность прикрепления к письму файла не только с текстовой, но и графической информацией;
  -- интерфейс любой конкурентоспособной почтовой программы имеет широкий спектр настроек, сервисов, макросов для того, чтобы пользователь мог легко сконструировать индивидуальное виртуальное рабочее пространство.
  
  

6. Психологические особенности неформальной Интернет-коммуникации

  
Как мы уже отмечали, интернет-технологии широко используются для неформального или развлекательного общения. Почему люди обращаются к Интернету, как среде для неформального общения? В самом общем виде причины могут быть следующими:
        -- Недостаточное насыщение общением offline, т.е. в реальном социуме.
   2. Возможность посредством сетевого общения достичь того, что оказалось невозможным в реальной жизни: удовлетворить фрустрированные потребности, реализовать невостребованные или не приветствуемые социумом качества личности, испытать эмоции, которые недоступны по тем или иным причинам. Т.е. речь идет не столько о дефиците количества общения, сколько о его новом качестве.
   Именно в последнем случае нередко наблюдается такой специфически "интернетовский" психологический феномен, как создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, т.е. презентация себя с включением произвольно отобранных, неточных или даже вымышленных элементов.
   Подобная возможность обусловлена теми базовыми особенностями общения в Сети, которые мы перечислили выше: анонимностью, физической непредставленностью, нерегламентированностью поведения и др.
   Создание альтернативного виртуального "Я" возможно только в рамках неформального общения. В деловой online-коммуникации ни анонимность, ни нерегламентированность поведения в полной степени не возможны, поэтому у пользователя фактически нет пространства для конструирования альтернативного "Я", не говоря уже о необходимости учитывать вероятность встречи в реальной жизни.
   Мысль о том, что для виртуальных построений необходимо отсутствие информации ярко иллюстрируется в следующем диалоге персонажей повести Н. Клюева "Между двух стульев" (2001):
   "Это ведь самое милое дело - строить предположения о том, чего нет, или о том, чего не знаешь.
   - То есть на пустом месте! - язвительно уточнил Петропавел.
   - А на каком еще можно? - изумился Бон Жуан. - Если место чем-то занято, его сначала нужно расчистить, а потом уже строить предположения.
   Петропавел начал раздражаться:
   - Значит, ни короля Франции, ни денег нет, а мы с вами давайте рассуждать о том, какие они!
   Бон Жуан несколько даже опешил от этого заявления:
   - У Вас, что же, вообще отсутствуют какие бы то ни было представления о том, чего нет?
   - Но если этого нет! - воскликнул Петропавел. - На нет и суда нет.
   - Забавно, - скорее себе, чем Петропавлу, сказал Бон Жуан. - По-вашему, получается, строить предположения можно только по поводу того, что есть? Но если это и так уже есть - какой же смысл строить предположения?..
  
   Итак, виртуальное "Я" участников неформальной интернет-коммуникации нередко отличается от реального "Я". Отличаться может что угодно: имя, возраст, пол, описываемая внешность, любая биографическая информация. Это различие можно назвать идентификационным сдвигом, пользуясь терминологией А. Феликсовой (по А. Сосланду, 1999).
   О создании виртуального "Я" в процессе online-общения писали многие исследователи. По нашему мнению, создание виртуального "Я" начинается до непосредственного общения. В настройках любых систем интернет-коммуникации (личная информация в ICQ, в анкетах, регистрационных формах, персональных страницах и т.д.) пользователь имеет возможность размещать информацию о себе любой степени достоверности. Таким образом, фактически формируется составная часть виртуального "Я", которое впоследствии репрезентируется собеседнику.
   Конечно, естественный вопрос, который возникает у психолога: кому и зачем нужно создавать виртуальное "Я"? По-нашему мнению, ключом к пониманию причин появления данного феномена является следующее положение (тезис): "Существует "круг личностных проблем и фрустрированных потребностей, удовлетворение которых в интернет-реальности облегчено по сравнению с нормальной жизнью" (Н.В. Чудова, 2000). Создание виртуального "Я" осуществляется как раз для того, чтобы, пользуясь им в виртуальной реальности, решить проблемы, нерешенные в реальном социуме и удовлетворить потребности, фрустрированные в реальной действительности.
   Для того, что дать более подробный и развернутый ответ на поставленный вопрос, неоднократно проводились исследования, опросы. Мы сгруппировали имеющиеся выводы и точки зрения о мотивах сетевой самопрезентации, отличающейся от реальной:
   1. Неудовлетворенность реальной социальной идентичностью.
   В этом случае виртуальная самопрезентация представляет собой осуществление мечты, неосуществимой в социальной реальности, нереализованных желаний, неудовлетворенных потребностей.
   Может быть создано некое "идеальное Я", а может быть выражена, наоборот, "теневая", подавленная часть личности. "Идеальное Я", наделяется красотой, могуществом, великодушием и т.д. От имени виртуального "плохого Я" становится возможным выражение подавленных в реальности агрессивных тенденций, удовлетворение запретных в социуме побуждений.
   2. Неудовлетворенность отдельными сторонами реальной социальной идентичности.
   Создание сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться и тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного "Я" в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет (А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская, 1999).
   3. Уход от "нормативности" социальной действительности.
   Если для субъекта реальная социальная действительность оказывается слишком нормативна, то возникает желание нормативность преодолеть. Создав виртуальное "Я", человек получает возможность вести себя так, как хочет он, а не следовать стереотипам, навязанным извне. Как сказано в одной online-публикации, "В самом деле, какая может быть свобода у "белого воротничка", по 8 часов сидящего в костюме и в галстуке на работе, а потом беседующего с женой вечером о том, что нужно ставить стеклопакеты и найти ребенку новый детский сад. В виртуальном пространстве он может сыграть в образ вечного странника или секс-террориста. Таким образом, получая возможность почувствовать себя другим человеком (http://www.Expert.org.ua)".
   4. Испытание нового опыта.
   Виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реальной идентичности, может создаваться также для того, чтобы испытать новые ощущения, получить новый опыт. "То есть, сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает нечто, уже имеющееся в личности, но может быть и стремлением испытать нечто ранее не испытанное" (А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская, 1999).
   5. Самоверификация (самоопределение).
   Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связанным с самоопределением. Как известно, виртуальные личности создаются преимущественно пользователями подросткового возраста. "Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное "Я" представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации" (А. Жичкина, 2001). Конструирование виртуальной реальности в этом случае можно трактовать как создание индивидуального "хронотопа с виртуальным партнёром" - для проекции своей диффузной идентичности с целью её упрочения. (Е.Е. Сапогова в письме автору).
   Отметим, что, одни и те же действия разных пользователей могут быть обусловлены разными мотивами. Например, конструирование виртуальных личностей иного пола, чем его обладатель может быть обусловлено любым из перечисленных мотивов.
  
   В случае обращения к сетевой коммуникации из-за недостатка общения offline, пользователи быстро теряют интерес к интернет-общению, когда достаточно возможностей появляется в реальной жизни. Если же причиной использования Интернета для общения является удовлетворение фрустрированных в реальной социальной жизни потребностей, то такая ситуация может привести к интернет-аддикции - зависимости от Интернета. Это неудивительно: ведь если единственным местом, где человек может ощущать себя комфортно или реализовывать себя наиболее полно является Интернет, то понятно появление желание (или даже потребности) возвращаться туда чаще и оставаться дольше. Тогда общение в Сети становится не дополнением к общению в реальности, а носит компенсаторный, замещающий характер.
   Виртуальная реальность Интернета "виновата" в этой ситуации в том смысле, что в Сети удовлетворение некоторых фрустрированных потребностей облегчено по сравнению с реальной социальной действительностью.
   Одной из таких фрустрированных потребностей нередко является потребность в любви.
   Не имеет смысла здесь подробно говорить о тщетности попыток заменить реальную духовную и физическую близость их виртуальным подобием, сделаем только одно наблюдение.
   Считается (И. Васюков, 2000), что в реальной жизни первоначальной основой возникновения любовных отношений, романа, являются относительная физическая близость партнеров, а также их внешняя привлекательность друг для друга. И уже после начинают играть роль такие факторы, как социальный и профессиональный статус, ценностные и жизненные установки, материальные возможности и т.д.
   Виртуальные собеседники друг друга, как правило, не видят, к тому же их может разделять не одна сотня километров.
   Поэтому при сетевом знакомстве и общении на первый план выходят такие факторы, как соответствие ценностей, взаимопонимание, психологическая комфортность собеседника. Описаны случаи, когда точные, глубокие реплики партнера по сетевому общению, тонкие замечания и неожиданные слова нежности приводили его собеседника в состояние восхищения и влюбленности. "Такие случаи особенно возможны, когда реальный опыт личности не очень богат, а возможность его расширения в силу различных причин серьезно затруднена" (И. Васюков, 2000).
  
  

7. Психология и психотерапия в Сети

  
   Присутствие в Сети информации психологической тематики довольно разнообразно и включает информационно-развлекательные сайты, содержащие тексты популярного характера и простые тесты, сайты организаций, оказывающих психологические, консалтинговые и психотерапевтические услуги, персональные сайты психологов и психотерапевтов, а также разнообразные тематические электронные рассылки.
   Большинство психологических интернет-ресурсов существуют благодаря инвестициям их владельцев, поскольку очень немногие сайты данной тематики интересуют рекламодателей.
   Размещение психологической информации в Сети часто используется для продвижения услуг конкретных специалистов или организаций, т.е. для решения задач в сфере маркетинга, PR и рекламы.
   Некоторые структуры и частные лица не ограничиваются созданием в Сети "визитной карточки" с практически неизменной информацией, а стремятся более или менее часто обновлять контент.
   С точки зрения продвижения сайта (прежде всего, увеличения посещаемости) и его владельцев еще более мощным, хотя и гораздо более трудоемким инструментом является проведение психологических online-консультаций, когда любому посетителю сайта предоставляется возможность на специальной странице в специальном фрейме описать свою проблемную ситуацию и задать "наболевший" вопрос. Правда, иногда, для этого требуется предварительная регистрация. Через некоторое время на том же сайте появляется ответ психолога. В некоторых случаях высказать свое мнение по поводу описанной проблемы могут все желающие (как правило, после регистрации). Иногда виртуальному клиенту предоставляется возможность задавать уточняющие вопросы.
   Виртуальная консультация нередко заканчивается предложением обратиться к психологу в "реале".
   В Рунете online-консультирование осуществляется бесплатно. Главной причиной этого на сегодняшний момент является уже не техническая сложность оплаты online-услуг (эта проблема вполне успешно решается), а, разумеется, неготовность потенциальных клиентов платить за подобные услуги. Поэтому у нас сейчас психологическое online-консультирование представляет собой не платную услугу, а способ продвижения конкретного специалиста или организации.
   Поскольку мы и в этой сфере идем по уже пройденному на Западе пути, то можно уверенно прогнозировать, что со временем психологическое консультирование посредством интернет-технологий будет коммерческой услугой. В США, например, стоимость одной консультации по электронной почте составляет 30-50 долларов. В настоящее время около 1000 врачей в мире оказывают такие услуги (данные сайта "Телемедицина в России").
  
   Посредством Интернета пользователь может оказать психологическую помощь сам себе - благодаря разнообразному контенту и техническим возможностям Сети. Мы будем относить к самопомощи процесс, инициируемый и реализуемый одним субъектом - самим пользователем. Тогда к способам психологической самопомощи online можно отнести следующие виды деятельности:
      -- Посещение сайтов с приятным или интересным для данного пользователя контентом: анекдотами, фотографиями, стихами и другими творческими произведениями. При этом достигается переключение внимания, отвлечение.
      -- Игра в компьютерные игры.
      -- Поиск информации. Можно погрузиться в поиск информации, нужной для решения проблемы: например, искать вакансии, условия туристических поездок, сайты знакомств и т.д. - смотря какая стоит проблема.
      -- Развлекательное общение (в чате или ICQ). Трудно однозначно отнести такой вид деятельности к психологической самопомощи, поскольку в процессе общения участвуют как минимум два собеседника. Однако мы нередко видим, как пользователи заходят в чат с целью "выплеснуть" бурлящие в данный момент эмоции, и в этой ситуации роль собеседника оказывается почти не важна. С другой стороны, если пользователь относится к общению в чате, как к способу получить для себя определенный новый опыт, то такую практику тоже можно, на наш взгляд, рассматривать как вид самопомощи, точнее - самообучения.
      -- Создание творческих произведений (стихов, прозы, фото, коллажей) и вынесение их на аудиторию путем размещения на сайтах соответствующей тематики.
      -- Подписка на рассылки по интересующему кругу вопросов.
  
  
   Психологическое online-консультирование представляет собой особый вид сетевой коммуникации. Здесь в центре внимания (в отличие от деловой и развлекательной коммуникации) находится клиент и его проблема. Отсутствие невербальной информации о клиенте является в данной ситуации не пространством для фантазий (как при развлекательном общении), а фактором, который существенно затрудняет консультирование. Психолог-консультант вынужден опираться только на предъявляемый ему текст, т.е. на осознанную вербализованную информацию, а в этом есть свои как позитивные, так и негативные стороны.
   Психотерапевт Н. Нарицын, автор интернет-проекта "Дистанционная программа консультативно-дидактической психотерапии" (2004), оценивает письменную форму изложения как методическое преимущество в связи с тем, что "письменная форма изложения побуждает использовать больше вербально-логическую информацию, а не эмоциональную - учитывая то, что при анализе многих личных проблем возникают сложности с использованием именно логики".
   В то же время степень полноты и точности соответствия письменного текста реальной ситуации может вызывать обоснованные сомнения, учитывая хотя бы работу защитных механизмов, а также просто отсутствие опыта подобного изложения. Это обстоятельство, конечно, затрудняет задачу психолога-консультанта.
  
   В рамках данного реферата нас интересуют вопросы вот какого типа:
   - какие психотерапевтические задачи могут успешно решаться с помощью online-консультирования?
   - какие свойства интернет-коммуникации "автоматически" содействуют ее терапевтичности? Другими словами, каким образом рассматриваемая нами специфика коммуникации посредством Интернета может позитивно сказываться на эффективности психологического консультирования?
   - что и как нужно сделать, чтобы усилить преимущества online- консультации, сгладить ее неудобства и предотвратить вероятные осложнения?
   Отвечая на эти вопросы, мы должны будем учесть разные виды сетевой коммуникации (теперь уже - клиента и консультанта): переписку по e-mail, общение в форуме, общение в чате или по ICQ.
   Мы попробуем, на основании анализа собственного клиентского опыта, изучения практики работы ряда действующих в Рунете специалистов и материалов The International Society for Mental Health Online (ISMHO), дать ответы на эти вопросы.
  
   Какие задачи эффективно решаются с помощью online-консультирования?
  -- предоставление психологической информации, имеющей непосредственное отношение к заявленной клиентом проблеме;
  -- преодоление страха перед обращением к психологу или психотерапевту лично (online-консультирование нередко становится промежуточным этапом перед очной консультацией);
  -- получение эмоциональной поддержки;
  -- эмоциональное отреагирование и рациональное осмысливание проблемной ситуации;
  -- расширение картины мира и изменение взгляда на свою проблему благодаря знакомству с проблемами других людей, описанными на том же сайте;
  -- получение обратной связи, прежде всего, от психолога, а также и от участников форума;
  -- получение непсихологической информации, полезной для решения проблемы "на уровне действия" (адреса учреждений, порядок решения каких-то вопросов, рекомендации и т.д.);
  -- расширение круга общения: сначала в Сети, а потом, в отдельных случаях, в offline - в реальной жизни;
  -- получение опыта коммуникации (пусть даже сетевой). 
  
   При сопоставлении психологического консультирования offline и online, главным преимуществом первого по сравнению со вторым является, безусловно, наличие невербальной коммуникации между консультантом и клиентом. И все же мы хотим подчеркнуть, что консультирование в Сети имеет определенные положительные стороны и даже преимущества. Причем, на что хочется обратить особое внимание, существуют положительные стороны online-консультирования, определяемые самим способом сетевой коммуникации:
      -- возможность посылать и получать сообщения в любое время суток;
      -- общение с психологом-консультантом напрямую без каких-либо посредников (помощников, родственников, сотрудников, коллег и т.д.);
      -- письменная форма изложения, побуждающая использовать больше вербально-логической информации, осмысливать ситуацию еще на стадии ее изложения;
      -- возможность обдумывать и составлять свое сообщение столько времени, сколько хочется;
      -- автоматическое сохранение записи коммуникаций (в папках с отправленными письмами, в разделах "history" и т.д.), что открывает возможность обратиться к ним позже для самостоятельного анализа или анализа совместно с консультантом;
      -- ощущение себя менее зажатым и скованным, более раскрепощенным, чем при личном общении с психологом (вероятно, это верно лишь для личностей некоторых характерологических типов);
      -- конфиденциальность: доступ к почтовому ящику или странице форума может осуществляться только после регистрации и ввода персонального логина и пароля;
      -- расширение круга общения (особенно, в случае форума);
      -- получение опыта коммуникации, хотя и сетевой.
  
   Перечисленные выше аспекты online-консультирования актуальны для любых видов сетевой коммуникации. Теперь рассмотрим некоторые особенности индивидуальной и групповой психотерапевтической работы в Сети.
   Одним из типичных способов психологического online-консультирования является переписка с психологом по e-mail. Сейчас этот процесс складывается и проходит, как правило, "стихийно", без подробного предварительного обсуждения условий, правил и т.п. - поскольку, как мы уже писали, консультирование в Сети является на сегодняшний день способом промоушена услуг специалиста. Однако нам представляется, что уже сейчас необходимо приближаться к западным стандартам оказания такого рода услуг. И тогда необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств, о которых клиента нужно информировать до начала online-консультирования посредством переписки по e-mail:
      -- о возможных технических сбоях, ведущих к потере сообщений клиента или консультанта;
      -- о возможном нарушении конфиденциальности (хакерами, провайдерами интернет-услуг и т.д.);
      -- о возможных недоразумениях из-за отсутствия невербальной информации о клиенте;
      -- о допустимом интервале времени получения ответа от психолога.
   Конечно, должны быть заранее решены и согласованы вопросы стоимости услуг, способе оплаты, продолжительности работы, оценке результата.
   Несмотря на сетевой характер коммуникации, клиент должен иметь возможность узнать настоящее имя консультанта и информацию о его квалификации (о дипломах, свидетельствах, научных степенях, лицензиях, сведениях о дополнительном обучении и т.п.), а также рабочий телефон консультанта. Разумеется, клиент должен быть информирован о возможности (или невозможности) личной консультации.
   Сетевой характер консультирования требует также уточнить границы компетентности консультанта следующим образом:
      -- Консультант должен отказаться от предложения своих услуг в режиме online в том случае, если бы он отказался бы работать над данной проблемой лично (т.е. offline) из-за ее выхода за пределы границ своей профессиональной компетентности.
      -- Консультант должен отказаться от предложения своих услуг в режиме online, если он понимает, что в таком режиме он не сможет помочь клиенту.
  
   Теперь мы уделим внимание групповому консультированию посредством Интернета. Технически такой вид работы представляет собой форум или конференцию - отдельную веб-страницу, на которой зарегистрированные пользователи могут выкладывать (публиковать) свои тексты: описание своей ситуации, личное мнение по обсуждаемой проблеме, ответы на вопросы и т.д.. Обсуждение происходит при участии ведущего - психолога (психотерапевта), который может задавать тему дискуссии, высказывать свое мнение относительно конкретных ситуаций, а также реагировать на реплики участников форума, т.е. выполнять функцию модератора.
   Из уже имеющегося в Рунете опыта подобной работы, можно сказать, что групповое консультирование посредством Интернета комфортно тем
- кому сложно участвовать в очной психотерапевтической группе из-за личностных особенностей, характерологических трудностей, однако есть необходимость в групповой работе, прежде всего связанной с психотерапевтической поддержкой группы. Как отмечает Н. Нарицын, "наиболее частые личностные акцентуации (выраженные подчас до уровня пограничных состояний) - психастения; шизоидность; дезадаптировання истероидность; интроверсия"; 
- кто опасается неполной конфиденциальности при очной групповой работе;
- кто не может попасть в группу конкретного специалиста в силу каких-либо причин: удаленности проживания, стоимости очной работы, инвалидности, семейных обстоятельств и т.д.
   Групповое online-консультирование имеет некоторые те же самые преимущества перед индивидуальной работой, как и в offline, в частности, высказывание участниками различных точек зрения позволяет анализировать проблемы более детально и объективно, чем при переписке с консультантом. "Участники являются друг для друга своего рода "ко-терапевтами", но в то же время каждый работает по личному графику и во время работы пребывает "наедине с самим собой" (Н. Нарицын, 2004).
  
   Большой практический и методологический интерес представляет вопрос: возможно ли проводить в Интернете психологические тренинги? Относительно недавно (в июне с.г.) в Рунете появилась статья А. Львовой и И. Рязанцевой (2004), описывающая подобный опыт.
   На основе анализа запросов пользователей в поисковых системах темой интернет-тренинга был выбран начальный этап виртуального общения в Интернете - виртуальное знакомство. Цель интернет-тренинга была определена как построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении.
   Набор участников для интернет-тренинга происходил с помощью размещенной на этом же сайте текстовой информации. Условиями для участия в интернет-тренинге является наличие у участников ежедневного доступа в Интернет и их готовность участвовать в работе интернет-тренинга в течение заданного периода времени и выполнять все задания ведущего.
   Для достижения поставленной цели авторами интернет-тренинга были разработаны восемь заданий для участников.
   Ведущий и участники интернет-тренинга встречались на специально созданном сайте каждый рабочий день в одно и тоже время. Таким образом, на выполнение задания у участников были сутки. Сутки были и у ведущего на осмысление полученных от участников ответов. Общая длительность интернет-тренинга составила девять рабочих дней: на девятый день ведущий тренинга подводил итоги работы.
   Апробация интернет-тренинга проходила два раза: первый раз участвовали два человека, второй раз восемь человек.
   Анализируя проделанную работу и полученные в ходе интернет-тренинга результаты, авторы делают ряд выводов, в том числе:
      -- Интернет-тренинг достиг поставленной цели. Данный вывод делается на основании проведенного контент-анализа по текстовым материалам интернет-тренинга и отзывов участников. Важным показателем эффективности интернет-тренинга, по мнению авторов, является зафиксированный ими переход участников от виртуального общения к реальному в каждой из групп.
      -- Пошаговый алгоритм проведения интернет-тренинга соответствует техническим возможностям интернет-технологий и позволяет реализовывать групповую психологическую работу в Интернете.
      -- "Апробация подтвердила оптимальность заданного периода времени на выполнение задания участниками и на осмысление ответов ведущим интернет-тренинга" (А. Львова, И. Рязанцева, 2004).
   Полностью соглашаясь с тем, что пошаговый алгоритм является методологически наиболее эффективным способом проведения интернет-тренинга, отметим, что оптимальная продолжительность выполнения задания зависит, конечно же, от самого задания и вполне может варьироваться от нескольких часов и даже минут до недели.
   Таким образом, в Сети вполне возможно проведение тренинга; для этого требуется техническая поддержка и определенный уровень компьютерной грамотности у участников интернет-тренинга и у его ведущего.
   Авторы этой интересной и методологически ценной работы делают оптимистические прогнозы развития групповой психологической работы в Интернете и считают, что "перед психологами возникает проблема теоретического осмысления интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи в Интернете, таких как интернет-консультирование и интернет-тренинги" (А. Львова, И. Рязанцева, 2004)
   Действительно, на сегодняшний день в сфере сетевого психологического консультирования остаются открытыми многие вопросы, например:
   - можно ли с помощью интернет-тренинга формировать навыки эффективного общения в реальной жизни?
   - можно ли предложить рекомендации, в каких случаях какой способ online-консультирования более предпочтителен?
   - какие общераспространенные психотерапевтические методики и в какой степени могут быть "перенесены" в Сеть?
   Отсутствие ответов на эти вопросы объясняется тем, что в настоящее время, на наш взгляд, интернет-технологии не достаточно используются для психотерапевтической практики, и становление дистанционных форм психологической работы в Сети находится в самом начале.
   Мы полагаем, что разрозненный разнородный опыт различных исследователей и практиков вряд ли даст ясные ответы на поставленные вопросы. Гораздо более эффективной была бы концентрированная целенаправленная работа, которая могла бы реализовываться в рамках специального центра психологического online-консультирования.
   Работа такого центра могла бы быть ориентирована на решение сразу нескольких важных задач:
  -- содействовать развитию рынка психологических услуг (обычных, т.е. offline). Как было отмечено, за online-консультацией (в форме индивидуальной или групповой работы) обращаются люди, не имеющие решимости или возможности обратиться к психологу лично. В этих случаях первый позитивный опыт мог бы иметь большое значение для будущего решения обратиться за консультацией лично;
  -- содействовать становлению рынка психологического online-консультирования (для клиента опять же - положительный опыт, для консультантов - обкатка методик, практика и т.д.);
  -- способствовать обучению начинающих психологов-консультантов. Поскольку психотерапевтическая online-сессия представляет собой текст (сразу, без расшифровки аудио или видеозаписи), мы в режиме реального времени имеем готовый материал для супервизии и анализа;
  -- помогать начинающим психологам-консультантам решать маркетинговые задачи: освоение интернет-технологий может быть полезным для психологов-консультантов в плане продвижения собственных услуг;
  -- давать материал для исследований в области психологии, психологического консультирования, сетевой коммуникации и т.д.
   Работа центра психологического online-консультирования могла бы характеризоваться, в частности, разнообразием применяемых видов интернет-коммуникации: в работе с клиентами использовались бы групповые краткосрочные тренинги, продолжительная групповая работа в тематических форумах, индивидуальное консультирование по e-mail, консультирование в режиме реального времени.
   В рамках работы центра могли бы регулярно проводиться учебно-практические и методологические семинары.
  
  
   Указав на "сильные" стороны и потенциальные возможности online-консультирования, мы считаем необходимым обратить внимание и на его "слабые" стороны.
   Прежде всего, к таковым следует отнести отсутствие у психолога-консультанта невербальной информации о клиенте. Это обстоятельство затрудняет каждый этап психотерапевтической сессии, а некоторые процедуры, например применение большинства диагностических методик, делает просто невозможным.
   Консультант не видит невербальной обратной связи от клиента, не слышит паравербальных компонент коммуникации. Также консультант не имеет возможности использовать собственные невербальные и паравербальные ресурсы для построения эффективной коммуникации, для выражения эмпатии и сопереживания, для более экспрессивного общения с клиентом.
   Последнее обстоятельство является одной из наиболее "слабых" сторон online-консультирования, поскольку важнейшим психотерапевтическим фактором является восприятие клиентом принятия и поддержки со стороны психотерапевта, а это происходит отнюдь не только на вербальном уровне.
   К существенным недостаткам сетевого консультирования можно отнести все виды чисто технических проблем:
  -- вероятность потери или несанкционированного уничтожения электронного письма;
  -- прекращение возможности доступа пользователя (как клиента, так и консультанта) к форуму или другим средствам сетевой коммуникации по вине провайдеров;
   Также к "минусам" online-консультирования относится вероятность не соблюдения конфиденциальности со стороны провайдеров или администрации интернет-ресурсов, не говоря уже о возможности хакерского "взлома".
   И конечно здесь надо сказать о необходимости определенного уровня владения интернет-технологиями, а также вообще о наличии условий для выхода в Сеть в данном населенном пункте России.
   Отдельного упоминания заслуживает такой фактор, как условия выхода клиента в Интернет, т.е. в какой обстановке клиент находится во время online-консультации. В отличие от кабинета психолога, окружающие клиента условия (в офисе, дома, в интернет-кафе) могут в большей или меньшей степени мешать ему совершать ту внутреннюю работу, которая происходит во время консультирования.
   Также виртуальное общение затрудняет и этап заключения контракта: договоренность об оплате услуг, о регламенте дальнейшей работы и т.д.
  
   Рассмотрев перечисленные выше факторы, мы можем сделать вывод о том, что online-консультирование наиболее эффективно для первого контакта клиента с психологом-консультантом. Именно в такой ситуации максимально "работают" преимущества и "сильные" стороны сетевой коммуникации, о которых подробно говорилось выше, и в меньшей степени проявляются ее "слабости".
   В процессе первой online-консультации психологом могут быть решены такие задачи, как помощь клиенту в преодолении страха и неуверенности перед ситуацией обращения за профессиональной психологической помощью, фасилитация осмысления клиентом его проблемы вследствие необходимости ее краткого изложения в письменной форме, оказание эмоциональной поддержки, предоставление необходимой психологической информации (в виде текста или гиперссылок на соответствующие интернет-страницы).
   Если обе стороны приходят к выводу о необходимости дальнейшей совместной работы, то психологу-консультанту целесообразно предложить клиенту продолжить общение не в Сети, а off-line, т.е. в реальной действительности (если такая возможность объективно есть), поскольку такой формат работы более эффективен, более привычен и гораздо лучше на сегодняшний день обеспечен методологически и технологически.
  
  
  

Заключение

  
   Интернет можно рассматривать и изучать под разными углами зрения. Психолог со своей профессиональной позиции обращает внимание на множество психологических феноменов и процессов, существующих в системе "человек - Интернет". Среди них: "интернетизация", как проникновение Сети в нашу повседневную жизнь, интернет-аддикция, интернет-коммуникация, e-business, e-therapy и т.д. - везде речь идет, разумеется, не столько о технической стороне дела, сколько о психологической. Для психолога-консультанта Интернет может стать новой рабочей средой, имеющей свои особенности, сильные и слабые стороны.
   Как научные психологические исследования Интернета, так и практика online-консультирования находятся в нашей стране на сегодняшний день лишь на стадии становления. Вопросов пока больше, чем ответов. Зато пространство для работы открывается практически необозримое. И поскольку нет никаких сомнений в перспективах развития Интернета в России, психологам предоставляются прекрасные условия для интересной плодотворной творческой деятельности - исследовательской и практической.

Литература

  
   Войскунский А. "Интернет - новая область исследований в психологической науке". Статья из: "Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М: Смысл, 2002, с. 82-101.
  
   Чудова Н. "Особенности образа Я "жителя" Интернета" 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 269-270.
  
   Арестова О., Бабанин Л., Войскунский А. (МГУ им. М.В.Ломоносова) "Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета" 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 245-246.
  
   Герасимюк Т., Соломович Т. "Интернет как среда и инструмент реализации Паблик Рилейшнз". Журнал "Маркетинг в России и за рубежом" N 5, 2002 год.
  
   Грязнова Е. "Компьютерное общение как социальный феномен" Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Нижний Новгород, 2001 г. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
  
   Жичкина А., Белинская Е. "Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью". Опубликовано 14.02.1999 г. на http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy
  
   Жичкина А. "Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста" Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05. - Социальная психология. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет психологии, 2001).
  
   Жичкина А. "Социально-психологические аспекты общения в Интернете". Опубликовано 14.02.1999 г. на http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf
  
   Шевченко И. "Некоторые психологические особенности общения посредством Internet". Кафедра психологии факультета журналистики, социологии и психологии Казанского государственного университета. Опубликовано 27.05.1997 г. на http://flogiston.ru/articles/netpsy/shevchenko
  
   Белинская Е. "К проблеме групповой динамики сетевого сообщества" 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы.    Москва, 12-14 апреля 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС. - С. 249-251. 
  
   Смыслова О. "Психологические последствия применения информационных технологий" (факультет психологии МГУ, 1998 г. дипломная работа)
  
   Сосланд А. "Фундаментальная структура психотерапевтического метода или Как создать свою школу в психотерапии". Москва, Логос, 1999 г.
  
   Нарицын Н. Дистанционная программа консультативно-дидактической психотерапии -
Мастер-класс доктора Нарицына. Реферат по проекту для конкурса "Золотая Психея". 2004 г. Опубликовано на http://www.naritsyn.ru/master/org/refer.htm
  
   Львова А. , Рязанцева И. "Интернет-тренинг как новая возможность групповой психологической работы". Опубликовано 28.06.2004 г. на http://flogiston.ru/articles/netpsy/inet_training
  
   Сатин Д. Системные исследования профессиональных сообществ в сети Интернет (на примере участников рынка ценных бумаг РТС). Междисциплинарый семинар "Информационное общество: экономика, социология, психология, политика и развитие Интернет-коммуникаций", организованный "Российской сетью информационного общества" (29 сентября 1999 г.)
  
   Васюков И. "Общение - золото и главное полезное ископаемое Интернет". Опубликовано 2.09.2000 г. на http://flogiston.ru/articles/netpsy/vasukov2
  
   Пелевин В. "Принц Госплана". В авторском сборнике "Желтая стрела". Вагриус, 1999 г.
  
   Клюев Н. "Между двух стульев". Приор, 2001 г.
   1 В профессиональном интернет-сообществе все виды деятельности в Сети (коммуникацию, поиск информации, бизнес-операции и т.д.) принято называть режимом online, а происходящее вне Сети (т.е. в реальной жизни - "в реале") - режимом offline. В нашей работе мы часто пользуемся обоими терминами, поскольку говорим про общение в реальной социальной действительности и в виртуальной.
   The International Society for Mental Health Online (ISMHO) was formed in 1997 to promote the understanding, use and development of online communication, information and technology for the international mental health community.
  
  
  
  
   2
  
  
  
  
Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"