Шадрин Виктор : другие произведения.

А.С. Макаренко цвета "хаки". Ответ И.Раскину

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Путь к А.С.Макаренко в общественном сознании


А.С. Макаренко цвета "хаки". Ответ И.Раскину.

  
   http://vtk.interro.ru/news/02.12.2010/0232.htm?PHPSESSID=f58b872c31b635e0137bb34bde4d1b39
  
  
  
   Глубина исследования того или иного вопроса, в чем она? В комплексном подходе? Ясность исследования того или иного вопроса, в чем она? В простоте?
   А совмещается ли это?
   . "Сложность" проистекает во взаимозависимости любой части Мироздания между собой. Поэтому что бы мы не взялись исследовать - разделенности нет, есть только не проясненность связей. Разделенность только в нашем сознании, но взаимодействие идет всегда, поэтому есть и последствия, даже если мы думаем, что их нет.
  
   Бог в деталях, и дьявол тоже в деталях.
  
   Есть у меня знакомые, расхождение с которыми идет на уровне деталей по организации взаимодействия "частей", хотя на уровне принципов нас можно назвать единомышленниками.
   Я полностью согласен с общим подходом в статье И. Раскина "О талантах и поклонниках".
   Но уже не первый раз я сталкиваюсь с абсолютным непониманием опыта А. Макаренко. Он устарел, так мне говорил проректор педвуза; преподаватель социологии; один из активных участников форума лг вообще на мое заявление об универсальности методики Макаренко заявил, что у Макаренко не было никакой методики, но даже формальное название статьи Макаренко не могло его переубедить, не говоря про их содержание.
  
   Макаренко: " Группа учеников 379 -й московской школы пишет мне: "Мы читали "Флаги на башнях". Нам нравится, но мы не довольны. Отчего у ваших ребят так мало недостатков? На самом деле у человека бывают и достоинства и недостатки, и вы должны были описать и достоинства и недостатки"...Я ответил десятиклассникам, что то, что они проповедуют, я называю моральным оппортунизмом. Почему должны быть недостатки? Кто это придумал: Вот мои недостатки, вот мои достоинства". Актив - пассив, и все довольны: недостатки есть, достоинства есть - все в порядке. Я считаю, что педагог не должен допускать никаких недостатков, и наши ученики не должны думать, что они имеют право на недостатки. Мы должны требовать от человека идеального поведения... И тогда будет какое-то приближение к идеалу.
   Представьте, я в трагическом положении: мне не верят критики...коммуне не верят...Я написал книжку, и мне возражают: "Это сказка, это мечта". А я утверждаю, что это не только советская действительность, а это та действительность, которая должна быть на каждом шагу".
   Врал ли Макаренко и какая же атмосфера является здоровой атмосферой ?
   Я мог бы завалить цитатами из Макаренко, где видно как он чувствует все психические тенденции в коллективе, душе ребенка, на какие связи и как надо влиять, чтобы не убить , даже не затормозить развитие человека, чтобы душа человека не зачахла в требованиях, а всегда ощущала свободным путь к совершенству и невозможность для слабостей и противообщественных деяний.
   Я помню детские впечатления от поездки в Москву-она была моей столицей. Тогда можно было идти по лестнице экскалатора и петь я шагаю по Москве, сегодня это не получится, грязь и мерзость запустения. Советские фильмы не разрушали ощущения связи в целое , хоть и изображали людей со слабостями ...
  
   Есть одно слово, понятие "согласование". Если исследовать это слово , то через него станет ЯСНО очень многое
  
   А.С. Макаренко: "В практике коллектива на каждом шагу возникают вопросы противоположения личных и коллективных целей и вопросы гармонизирования этих целей. Если в коллективе чувствуется это противоречие между целями общими и частными, личными, значит коллектив не советский - значит он организован неправильно. И только там, где личные и общие цели совпадают, где нет дисгармонии, там коллектив советский". [22]
   Недавно показали детсады частный и общественный в одном здании, как не пускают детей из гос. сада на дет. площадку частного сада. Разделенное сознание притянет то качество связей какое ему объективно соответствует: сначала равнодушие - потом ненависть...
   Согласование признак цели, признак предустановленности. Философски из этого следует очень многое в том числе и научность теизма, без догм и "креационизма" в основании...
   Я убежден, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации".Макаренко
  
   Это практическая философия организации жизни общества. Пусть психологи скажут - может ли человек существовать как человек не деградируя не имея социальных целей и что по этому поводу говорит конституция.
   Самое главное в опыте Макаренко - это то, что он понял, не только через профессиональный фактор, потому что он сам считал свою методику универсальной, видел это, что главное это душа человека, что любое действие любая мысль влияет на формирование души и что он как воспитатель является главным регулировщиком всех течений и главным ответственным за результат. Что состояние души -это причина всего.
   Вот фрагменты методики, которые чрезвычайно явно показывают универсальность для управления общественными отношениями:
  
   Признаки правильного режима следующие:
   а) Целесообразность. Все формы режима должны иметь определенный смысл
   и в глазах коллектива определенную логику. Если требуется, чтобы все
   вставали одновременно, то всем должно быть понятно, для чего именно это
   требуется. Если от всех требуется чистота, то все должны понимать
   необходимость этой чистоты. Если же руководство вводит, например,
   ежедневный марш в столовую в парах или в рядах и никому непонятно, для
   чего именно это нужно,- такая форма режима является просто вредной.
   Логика режима должна проверяться, однако, не в момент выполнения, а в
   момент постановления. Поэтому все формы режима должны быть обсуждены на
   общем собрании, но после их принятия никакие обсуждения и возражения,
   иначе как в порядке пересмотра на том же общем собрании, не должны быть
   допускаемы.
   Для того чтобы такой порядок пользовался всеобщим уважением,
   необходимо, чтобы малейшее нарушение режима могло иметь место только с
   письменного каждый раз разрешения руководства.
   в) Общность. Режим должен быть обязательным для всех.(Общность -вот возможность для философии определить откуда идет необходимость общности. Законы природы!!! Показывают это , что они действуют без исключений и с неумолимой последовательностью Можно разобрать весь опыт Макаренко с таким философским обобщением , только это сегодня никому не нужно)
   Какие бы то ни были исключения должны прежде всего удовлетворять
   принципу целесообразности и утверждаться определенными постановлениями.
   Против этого правила грешат очень многие детские учреждения: кто-то
   почему-то встает позже других, завтракает не вместе со всеми, а после
   всех и почему-то не в столовой, а в кухне. Кто-то опаздывает на уроки и
   объясняет свое опоздание тем, что имел специальные задания.
   Нарушение правила общности всегда приводит к созданию в учреждениях
   особых групп, для которых режим вообще не обязателен. Это обычно группы
   старших, бригадиров, командиров отрядов, членов Совета, которые прямо
   подкупаются начальством таким освобождением от требования режима.
   В каждом учреждении должно быть правилом: старшие, командиры отрядов,
   бригадиры, члены актива и органов самоуправления подчиняются режиму в
   первую очередь, и их ответственность за нарушение режима должна быть
   повышена.
  
   г) Определенность. Режим не может сохраняться, если он не
   обоснован, не регламентирован точными правилами и распределением
   ответственности. При этом не следует такую определенность вносить при
   помощи составления больших инструкций и положений, составленных за
   письменным столом. Режим должен быть результатом опыта всего
   коллектива, и его отдельные детали вырабатываются в органах
   самоуправления в моменты назревшей нужды, определившихся неудобств,
   неопределенностей и неясностей.
   В методике режима во многих учреждениях боятся быть последовательными
   сами руководители.
   Эта последовательность должна быть доведена до конца.
   В особенности в детских домах и колониях не умеют сделать режим
   крепко поставленной нормой. Поэтому в области режима допускают
   существование противоречий,
  
  
   И цвет хаки: Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой.
   Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию, - все это
   наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они
   не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и
   психически.
   Разумеется, это указание не относится к тем случаям, когда строй
   действительно необходим. Например, на праздниках, в каком-нибудь походе
   с оркестром, во время физкультурных занятий должны быть и шеренги, и
   команда, и стройное движение. Но только в этих случаях и нужно
   пользоваться строем.
   Специальное военное обучение и военные строевые занятия составляют
   очень важный раздел воспитательно-образовательной работы и имеют свою
   методику. Военные занятия непременно повышают общий дисциплинарный стиль
   коллектива, но при всем своем значении являются только частью общего
   процесса дисциплинирования.
   Макаренко решил многие философские вопросы . Я готов это и показать и обосновать в который раз.
  
  
   Может ли слабость, сила без интеллекта власти потворствовать терроризму, коррупции, лизоблюдству... Сплошь и рядом это происходит.Эти связи прямые и опосредованные и есть то поле, атмосферу, которые и составляют истинные причины кризиса общественных отношений.
   Кто создал Бен Ладена. Партийность создает одних Иуд. Мы закрываем на многое глаза, но с помощью такого страусиного подхода мы никогда не решим ни одну проблему, а в лучшем случае из явной сделаем скрытой, что все равно проявиться, но с еще худшими последствиями
   Сюда приплюсовывается еще и наша с вами составляющая. Но как учесть эти связи, можно ли вытащить себя из болота.
  
  
   А.С. Макаренко: "Моим основным принципом (а я считал,что это принцип не только мой, но и всех советских педагогов) всегда было как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. В нашей диалектике это, собственно говоря одно и тоже: нельзя требовать большего от человека, которого мы не уважаем...Если провести это положение по всем линиям воспитательной работы, то мы увидим, как воспитательная работа начнет принимать строгие и четкие организационные формы."[19]
   Можем ли мы "мочить" человека, которого извратили, есть ли у нас такая функция как уничтожение, почему в "физической" природе ничто не исчезает бесследно и не появляется из ничего, а в "гуманитарной" природе - как удобно развращенной психике. Если уж замахнулись на глубину и системность , до надо доводить дело до логического конца. И есть ли он? http://zhurnal.lib.ru/editors/s/shadrin_w/doc-20.shtml
  
  
   ...В своей практике я пришел к убеждению, что для нас необходимо изложение теории морали".Макаренко
  
   Толстой
      "Мы все привыкли, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная и торговая - не имеют другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение, и общедоступность нравственной истины". "...только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, науками, искусствами; одно дело только для него важно, и одно только дело оно делает - оно уясняет себе те нравственные законы, которыми оно живет"
   Где в этом жизненном поиске талант?
  
   Гармония.
  
   Есть ли альтернатива гармонии, кроме дисгармонии. Если вскрывать философские педагогические и психологические составляющие таланта, то можно ли что то искусственно ограничить или наоборот несообразно природе расширить.
  
   Все кто начал говорить о гармонии понимают, что она регламент взаимодействия частей целого - именно она корни ясности. Человек, игнорирующий интересы целого, тоже может быть талантлив. Талантливый преступник, банкир, ловелас, предприниматель, если они нарушают ПРЕДУСТАНОВЛЕННЫЙ регламент гармонии , то вызывают соответствующего качества последствия, избежать которые не возможно.
  
  
   Пример как не ищут ясности.
   Есть такой философ Н. Розов. Он подготовил аспиранта для защиты и просил дать отзывы на реферат: http://www.philosophy.nsc.ru/DISSOV/REFERAT/12.11.2010/Ligostayev.pdf
  
   Меня не просили, я извините без спроса дал такой отзыв:
   Пора говорить о Гармонии Природы. Ее структуре, порядке ее функционирования, Корнях. У Гармонии нет альтернативности."Вариативность" есть только у дисгармонии , да и то только кажущаяся.
  
   ГАРМОНИЯ.
  
   О гармонии в обществе не говорят. О ней умудряются не говорить и в научных кругах, в том значении, в каком Она занимает место в природе. Нет ни одной из сторон жизни, которая бы не была с ней связана.
   Ведь гармония-это предустановленный порядок взаимодействия частей в организме Универсума, и нет исключений, которые бы могли проигнорировать этот порядок не произведя этим последствия. Важнее исчерпывающей определенности в этом вопросе нет ничего.
   Может кому то покажется странным, но гармоничные связи, которые устанавливаются между частями универсума с полным основанием можно обозначить словом любовь. Чувства человека-это прибор, который определяет качество связей.
   А.С. Макаренко говорил, что если не уважаешь человека то нельзя от него ничего потребовать Гармоничная связь и есть Святой Дух, который связывает всю систему воедино. Рассматривая проявления гармонии в нашей жизни можно легко отметить, что она проявляет себя и как средство и как цель. Нельзя также обойти в разговоре о гармонии качества человека, ведь поведение человека, его психические проявления могут идти во вред существования системы универсума, о связи физического здоровья с этими системными качествами и почему в природе существует возможность быть физически здоровым, но не быть в гармонии с окружающим(это для того, чтобы не умереть не исполнив своего предназначения). Наш опыт уже позволяет видеть в конституции и лица и тела человека определенный характер, в архитектуре зданий это также присутствует, в геометрии линий, например автомобилей. Видеть за звуком также определенные качества. И легко понять, что это не человек наделяет геометрию форм, звуки, цвета, запахи этими качествами, а они предопределены природой, предустановленны. Достаточно одного этого размышления, чтобы указать на недвусмысленные признаки предзаданности!!!
   Задавая подобные вопросы мы должны найти согласовывающий все стороны жизни ответ и таким единственным ответом будет ответ, что материальная платформа Структуры гармонии Вселенной - это голографическая метапрограмма.
   Чтобы понять отсутствие альтернативности целей, в данном случае это и есть гармония, надо разобраться с целями и понятием согласование. Если мы взаимодействуем, то обязательно вынуждены согласовывать!!! свои действия. Если мы хотим построить что-либо, то могут быть разные стартовые условия, ресурсы , обученность , мат база. Желание работать..., но цель одна , просто для ее достижения надо учитывать стартовые условия. Согласование-вот что делает невозможным альтернативу, если определена цель, если же она не определена и не определены методы, то как следствие хаос дисгармония и заставит искать Единство, Гармонию
  
  
   Толстой: "От этого и бывает то, что есть горы книг, в которых говорится о том, что точно было или могло быть, но книги эти все ложь, если те, кто их пишут, не знают сами, что хорошо, что дурно и не знают, и не показывают того единого пути, который ведет людей к царствию божьему. И бывает то, что есть сказки, притчи, басни, легенды, в которых описывается чудесное, такое, чего никогда не бывало и не могло быть, и легенды, сказки, басни эти правда потому, что они показывают то, в чем воля божия всегда была, есть и будет, показывают в чем правда царствия божия".
   Макаренко: "...вопросы воспитательной работы никогда не могут быть разрешены порядком рекомендации метода каждому отдельному учителю по отношению к отдельному ученику, а могут быть разрешены рекомендацией формы стиля и тона для всей организации...Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище. И вот я свои 16лет советской педагогической работы главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности.
   При этом я сделал еще один вывод - я не представлял и не представляю себе, можно ли воспитать коллектив или, по крайней мере, детский коллектив, если не будет коллектива педагогов. Совершенно несомненно, что нельзя воспитать коллектива, если 15 педагогов будут каждый воспитывать, кто как умеет и как хочет. Понятно поэтому, что должен быть и коллектив педагогов...
   Так вот коллектив учителей и коллектив детей - это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический. Причем я не считаю, что нужно воспитывать отдельного человека, я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания...нужно...построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становиться большой воспитательной силой. ...Единство педагогического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером- руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее".
   А теперь "закулисье", так называется одна из рубрик аналитической программы ТВ.
  
   "Все дело в том, что, по моему глубокому убеждению, мальчики и девочки становятся правонарушителями или "ненормальными" благодаря "правонарушительской" или "ненормальной" педагогике. Нормальная педагогика, педагогика активная и целеустремленная очень быстро обращает детский коллектив в коллектив совершенно нормальный. Никаких прирожденных преступников, никаких прирожденных трудных характеров нет; у меня лично, в моем опыте, это положение достигло выражения стопроцентной убедительности". Макаренко
   Макаренко: "Где-то в моей книге сказано. что самые лучшие мальчики в условиях плохо организованного коллектива очень быстро становятся дикими зверушками.. Соберите самых лучших детей. поставьте около них плохих педагогов, и через месяц они разнесут и колонию, и детдом, и школу, и этих педагогов. ТАКИМ ОБРАЗОМ, СУЩЕСТВУЕТ НЕ ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ, А ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ВООБЩЕ"
   " Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях. Я был свидетелем многочисленных случаев. когда тяжелейшие мальчики, которых выгоняли из всех школ. считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества. буквально на другой день становились хорошими. очень талантливыми. способными идти быстро вперед".
  
   Кто из политологов доходит до этой глубины и простоты:
   Макаренко: " Что такое наказание?.. В области наказания я считаю, что как раз советская педагогика имеет возможность найти очень много нового. Все наше общество так устроено: так много у нас уважения к человеку, так много гуманности, что мы имеем возможность придти к той счастливой норме, какая может быть по вопросу о наказаниях. И эта норма должна быть такой. Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов.
   Все зло старого наказания было в том, что наказание, уничтожая один конфликт, создавало другой конфликт, который приходилось разрешать все более сложным путем...Ясно, что наказание в одном случае имеет смысл, а в другом смысла не имеет".
   Айванхов: "В жизни имеются три системы: эгоцентрическая, биоцентрическая и теоцентрическая. Все люди относятся к той или иной из этих систем.
   Эгоцентрическая система связана с низшей природой-"личностью", со всеми силами в человеке, которые используют исключительно эгоистические методы, чтобы защищать свои примитивные материальные интересы.
   Биоцентрическая система уже больше расположена к другим людям. Она располагает к общению, к созданию семьи, к участию в общественной жизни. В отличии от эгоцентрической системы, которая побуждает человека жить только для себя самого, биоцентрическая система вовлекает его в коллективную работу, расширяет круг его деятельности, его занятий.
   Что касается теоцентрической системы, она превосходит по объему биоцентрическую систему: в ней есть место только для того, что является бескорыстным и божественным, только для качеств и для деятельности нашего высшего Я, которое ставит своей задачей все привести к богу и установить его Царство в каждом создании.
   Люди, которые относятся к эгоцентрической системе ограничены, тупы, грубы. Они не способны понять, что существует мир более высоких интересов, чем их собственные.
   Люди, которые принадлежат биоцентрической системе, трудятся для того, чтобы подготовить пути общения и построить духовные мосты...Они служат посредниками между людьми первой и третьей категорий.
   Что касается людей, которые принадлежат к теоцентрической системе, они также служат связью; но они ведут людей биоцентрической системы к более высокому идеалу, к Творцу вселенной.
   Именно через теоцентрическую систему все может восстановиться в мире. Эта система должна быть понята в самом широком смысле этого слова, как жизнь полная любви, справедливости, добра".
   "Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке - это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу отношения к перспективе. Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тот человек красивее и выше.
   Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных."Макаренко
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"