No Права издательства "Просвета" распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполнение с помощью аудиовизуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издательства "Просвета".
Лицензия ИД N02296 Отпечатано с разрешения издательства "Просвета" Франция
Собрание сочинений Извор N208
ISBN 5-90I415-03-3
No Издательство "Просвета" Франция, 2001 No "Издательство ПРОСВЕТА" Россия, Москва 2001
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПРОСВЕТА
Того же автора:
Собрание сочинений Извор
--
-- Памяти Учителя Петра Дынова (вне серии)
--
-- К солнечной цивилизации
--
-- Человек, овладевающий своей судьбой
--
-- Воспитание, начинающееся до рождения
--
-- Йога питания
--
-- Сексуальная сила, или крылатый Дракон
--
-- Философия единения
--
-- Кто такой духовный Учитель?
--
-- Эгрегор Голубя, или царство мира
--
-- Рождество и Пасха в традиции Посвящения
--
-- Древо познания Добра и Зла
--
-- Свобода, победа Духа
--
-- Свет, Дух живой
--
-- Человеческая природа и божественная природа
--
-- Духовная гальванопластика и будущее человечества
--
-- Истинное Учение Христа
--
-- Тайны книги природы
--
-- Евангелия в новом свете
--
-- Язык геометрических фигур
--
-- Центры и тонкие тела
--
-- Зодиак, ключ к пониманию человека и Вселенной
--
-- Алхимическая работа, или поиск совершенства*
--
-- Психическая жизнь: элементы и структуры
--
-- Художественное творчество и духовное творчество*
--
-- Силы мысли
--
-- Гармония и здоровье
--
-- Книга божественной Магии
--
-- Золотые правила ежедневной жизни
--
-- Взгляд на невидимое
--
-- Путь тишины*
--
-- Приближение Града Небесного
--
-- Семена счастья*
--
-- Откровения огня и воды
--
-- Будущее для молодежи*
--
-- Истина, плод мудрости и любви*
--
-- "В духе и истине"*
--
-- От человека к Богу: Сефироты и Ангельские Иерархии*
--
-- Космические Весы - число 2
--
-- Вера, которая передвигает горы*
--
-- Любовь, которая больше веры*
Учение Учителя Омраама Микаэля Айванхо-ва излагалось исключительно в устной форме. Его книги были составлены на основе импровизированных лекций, которые были стенографированы или записаны на магнитную ленту.
* предполагается перевести на русский язык
Любая группа, любое движение: религиозное, политическое, артистическое, - любое государство образует "эгрегор". Эгрегор - это психическая сущность, образованная эманациями какого-либо сообщества, мыслями, желаниями, флюидами всех его членов, работающих ради единой цели. Каждый эгрегор имеет определенный цвет и форму: для Франции это петух, для России --медведь и т.п. Но ни петух, ни медведь, ни тигр, ни дракон не решат проблем всего мира. Часто эгрегоры противостоят друг другу в тонком мире - некоторые ясновидящие видят их битвы,-- а через некоторое время на Земле между людьми начинаются войны... Поэтому теперь все человечество должно стать единым эгре-гором Голубя, который принесет мир.
Омраам Микаэль Айванхов
ЗА ЛУЧШЕЕ ПОНИМАНИЕ МИРА
Однажды я присутствовал на публичном обсуждении, посвященном проблемам мира1. Выступало очень много компетентных, образованных, умных, симпатичных и даже забавных людей. Благодаря им я понял, что мир -- самое желанное состояние для всего человечества, тогда как война -- худшее из зол. Это привело меня в такой восторг, что я сказал себе: "Наконец-то люди поняли преимущества мира; теперь, очевидно, человечество будет спасено!" Но мне всё же хотелось услышать, каким образом мир должен прийти на Землю. Множество ораторов изложили свои проекты. Один предложил создать мировую полицию, которая бы препятствовала странам сражаться друг с другом. Замечательный план, но как его осуществить? Этот проект напомнил мне о басне Ла-
1 Во французском языке слово "lapaix" имеет 2 основных значения 1) "мир" (состояние без войны), 2)"мир", "покой" (состояние глубокой внутренней гармонии). В зависимости от контекста слово "lapaix" будет переводиться то как"мир", то как "покой", хотя речь идет об одном и том же.-- Прим. перев.
15
14Эгрегор Голубя,
фонтена, в которой речь идет о мышах, собравшихся, чтобы как-то защититься от кота. После долгих дискуссий самая старшая мышь предложила привязать коту на шею колокольчик, звон которого предупреждал бы всех о появлении страшного врага. Ее слова были встречены аплодисментами. К сожалению, им так и не удалось найти достаточно смелую мышь, которая бы повесила колокольчик коту на шею! То же самое можно сказать о проекте создания мировой полиции. Где найти международные силы, которые действовали бы достаточно честно и непредвзято? И потом, как сделать, чтобы все нации добровольно признали их превосходство?
Другой оратор объяснил, что к миру можно прийти только через федерализм, и пустился в такие теории, что никто ничего не понял. Третий поднялся на трибуну, чтобы обвинить государство, говоря, что оно злоупотребляет силой и превращает своих граждан в рабов... В конце концов, выслушав множество других выступавших, я пришел к заключению, что мир вряд ли скоро наступит, потому что никто не понимает, в чем его суть, и даже не может себе представить, чем он в действительности является.
Только точка зрения Посвященных может прояснить данный вопрос, поскольку для того, чтобы прийти к миру, необходимо обладать глубоким знанием человеческой природы. Вы скажете: "Да
или царство мира
бросьте, каждый знает, что такое человек!" Отнюдь нет, потому что его психическая структура, система тонких тел, каждое из которых обладает определенными потребностями и устремлениями, людям пока не известна. Как и то, что в человеке присутствует два начала: низшее и высшее Я, персональность и индивидуальность... Так вот, что бы люди ни делали, мир на Земле невозможен до тех пор, пока все, кто стремится к нему, не будут иметь этих знаний.
Пока же люди, отыскивая причины возникновения войны, неистово обвиняют друг друга. Это, с их точки зрения, и есть работа на благо мира. Одни считают, что всему виной богатые, другие обвиняют интеллектуалов, политических деятелей или ученых. Верующие сетуют на то, что не разделяющие их воззрения люди являются еретиками, ведущими человечество к гибели, а неверующие обвиняют верующих в фанатизме... Понаблюдайте, и вы увидите, что мир всегда пытаются установить, упразднив нечто внешнее по отношению к себе: либо людей, либо что-то материальное. В этом и состоит главная ошибка. Даже распустив армии и запретив пушки, люди на следующий день снова выдумают новый способ истреблять друг друга. Мир -- это внутреннее состояние, его никогда не добиться, пытаясь бороться с чем бы то ни было внешним. Причины возникновения войн нужно искоренить прежде всего в себе самом.
16
Эгрегор Голубя,
или царство мира
17
Возьмем очень простой пример. Мужчина плотно поел колбасы, ветчины, курицы, хорошенько все это запив вином. После еды он говорит себе: "Теперь неплохо было бы найти спокойное местечко, чтобы славно отдохнуть". И он его находит, но что-то внутри него начинает подавать признаки беспокойства. Он берет сигарету, закуривает, потягивается, думая, что еще лучше было бы теперь оказаться наедине рядом с хорошенькой женщиной. Где же ее найти? Конечно, у соседа. А что до стен, огораживающих соседские владения, так это пара пустяков, через них можно и перелезть. Можете себе представить продолжение истории... Очевидно, что ни о каком мире и говорить не приходится!..
Мир -- это состояние, которое не приходит само собой. Если вы хотите обрести мир, но при этом внутренне создаете условия, способствующие возникновению возбуждения, беспокойства, вы его никогда не получите. Мир есть следствие, результат; он показывает, что все функции и все виды деятельности, как внешняя, так и внутренняя, в высшей степени уравновешены и сгармонизированы. Поэтому необходимо знать средства и методы, способные привести к миру, а это -- целая наука.
Как только человек начинает питать в себе некоторые желания и вожделения, он, как бы ни старался, не может иметь мира внутри: через желания и
вожделения он сам позволил проникнуть внутрь себя семенам беспорядка. Примером может послужить человек, совершивший кражу. Он тут же начинает думать, что его, наверное, кто-нибудь видел; разыгравшееся воображение без устали рисует картины того, что с ним еще может случиться: за ним будут следить, арестуют, посадят в тюрьму... Он никогда не бывает уверен, что его не видели, что он не оставил следов, не сделал ничего подозрительного, и поэтому теряет всякий покой: у него пропадает сон и аппетит, и сам он начинает желать лишь одного -- спрятаться.
Другой занял деньги, пообещав возвратить их в срок, но, будучи неспособным в чем-то себя ограничить, чтобы собрать требуемую сумму, вернуть их не может, и вот уже не знает, как избавиться от преследующего его кредитора... Третий говорит что-то грубое и обидное своему приятелю, и вот друг превращается во врага. И снова мира как не бывало! Продолжать не стоит, ведь подобных примеров существует великое множество. Да, вновь и вновь люди своим поведением доказывают, что обладают безмерным талантом утрачивать внутренний мир. Если вас преследует разъяренная толпа, потому что вы наделали долгов, кого-то обокрали или ограбили, не сдержали обещаний, как же вам тогда удастся обрести мир? "Бегая от кредиторов", -- ответите вы. Хорошо, но что же тогда делать с кредиторами, кото-
18
Эгрегор Голубя,или царство мира
19
рые находятся внутри вас: беспокойством, угрызениями совести?.. Подобные рассуждения показывают полное отсутствие истинных знаний. Не обольщайтесь: собственные мысли никогда не оставят вас в покое.
Сохранять чисто внешний мир очень легко: достаточно поехать в горы, где царят тишина и одиночество. Однако даже там человеку не удается достичь внутреннего покоя. Почему? Потому что у него в голове находится приемник, да, постоянно включенный приемник, с которым он никогда не расстается... Чего человек только не слышит! Зачастую приемник настроен на станции Ада, передающие музыку, но какую! Оглушающий шум царит у него в голове, а между тем, сам он находится на вершине горы, где все полно тишины и покоя. Да, внешне все выглядит гармонично, но внутри бушуют яростные штормы и ураганы. Как же тогда достичь мира?
Все знают, что человеческое тело состоит из большого количества органов, связанных между собой. Каждый из них имеет свою особую функцию, но все должны действовать согласованно, гармонично, иначе воцарится беспорядок -- то, что в музыке называют диссонансами. Человек может обладать хорошим здоровьем и жить в мире только при условии, что все его органы выполняют работу бескорыстно, безлично, на благо всего организма. Но здоро-
вье и мир подобного рода -- это всего лишь физическое состояние. Чтобы обрести мир души и духа, необходимо подняться несравненно выше; нужно, чтобы все элементы другого организма -- психики -- также вибрировали в унисон, без эгоизма, метаний и личных предпочтений, то есть так же хорошо, как органы физического тела. Итак, мир -- это высшее состояние сознания, но поскольку оно все же зависит от состояния нашего организма (ведь даже незначительные расстройства физического тела могут поколебать психическое равновесие), необходимо, чтобы эти два начала --тело и психика -- находились в гармонии, и тогда мир в человеке утвердится окончательно.
Мир, как его обычно понимают люди, не является истинным миром. Если вы внутренне не ощущаете беспокойство или возбуждение в течение нескольких минут или нескольких часов, это еще не мир, потому что это состояние не длится долго. Если вы обрели истинный мир, вы его уже никогда не утратите. Да, мир -- это не просто хорошее самочувствие, мимолетный покой или беззаботность, это нечто более глубинное, более ценное... Мир, как я вам уже говорил,-- это результат. Когда все инструменты оркестра хорошо настроены, а музыканты знают, любят дирижера и с точностью выполняют его указания, так как предварительно с ним поработали, тогда рождается удивительная гармония. Мир в челове-
20
Эгрегор Голубя,ШиЦарСШв0MUpU
21
ке -- это тоже гармония, превосходная слаженность между всеми его элементами, силами, функциями, мыслями, чувствами и поступками.
Состояния глубокого, невыразимого покоя достичь очень трудно, потому что для этого необходимы воля, терпение, любовь и большие знания. Когда ученик начинает постигать природу и свойства каждого элемента, мысли, чувства, желания, чтобы не допустить в себя ничего, что смогло бы нарушить его внутреннюю гармонию, когда ему, наконец, удается удалить из себя все, что не вибрирует в унисон,-- только тогда он достигает состояния внутреннего покоя и мира.
Если вы курите, если вы пьете и едите неизвестно что, то засоряете свой организм вредными веществами, вызывающими болезни, и поэтому не можете жить в мире. Если у вас болят зубы, если у вас колики или частые сердцебиения, как же тогда мир сможет прийти к вам? Вы сами позволили вредным элементам проникнуть в вас, они скопились и начали гнить, и теперь их необходимо вывести из организма. Тот же закон действует в отношении психики. До тех пор, пока вы не задумаетесь над природой своих чувств, мыслей, желаний, страстей и инстинктов, пока вы дышите и пропитываетесь ими, не зная, что они несут вам: вред или пользу,-- вы никогда не будете жить в мире.
Таким образом, мир -- это следствие глубокого знания природы элементов, которыми вы питаетесь на всех планах. Однако данному знанию, как я вам уже говорил, должны сопутствовать бдительность и могучая воля, чтобы ни в коем случае не позволить элементам, разрушающим внутреннюю гармонию, проникнуть в себя. Посвященные уделяют такое внимание чистоте, потому что они уже очень давно убедились: малейшая нечистота физического тела, чувств или мыслей тут же ведет к потере мира и покоя.
Мир в человеке, как я только что сказал, является результатом гармонии между всеми началами, из которых он состоит, то есть между духом, душой, интеллектом, сердцем, волей и физическим телом; и если этого состояния так трудно добиться, то только потому, что все эти начала редко пребывают в гармонии друг с другом. Один человек может обладать ясным умом и мудростью мысли, но в его сердце прокрались низшие чувства, которые толкают его на безумства; другому удается пробудить в себе прекрасные устремления, но его воля парализована. Как же тогда, запутавшись во всех этих противоречиях, обрести мир? Мир -- последнее, чего человек достигает в своей жизни. Он придет к нему через страдания, борьбу, неудачи и победы, достигнув состояния, когда Божественное начало одержит верх над его низшей природой со всем ее непрекращающим-
22
Эгрегор Голубя,или царство мира
23
ся шумом и безумным бунтом. До этого ему, вероятно, удавалось пережить несколько восхитительных минут, но это состояние не длилось долго. Именно поэтому многие люди нынче говорят: "Я потерял мир и покой".
Однако истинный покой утратить невозможно. Время от времени на поверхности может возникнуть волнение, но это движение, не затрагивающее глубины: там, внутри, всегда царит мир. Это как океан: на поверхности -- пена и волны, в глубине же -- всегда мир и покой. Если вам удалось достичь истинного мира, то потрясения, которые случаются вовне, отныне не могут нарушить ваш внутренний покой, вы чувствуете себя защищенными, как если бы находились в крепости. В псалме 91-м (90-м в православной традиции) говорится: "Прибежище мое и защита моя -- Бог мой, на Которого я уповаю". Этим небесным прибежищем является высшее "Я". Когда вам удается достичь этого уровня, вершины своего существа, вы познаете мир. Мир -- это божественное, ни с чем не сравнимое ощущение. Но сколько еще побед предстоит одержать над своими низшими устремлениями, прежде чем это состояние будет достигнуто!
Итак, источником мира является гармония, полное согласие между всеми элементами человеческого существа. Но еще я бы добавил, что гармония воз-
можна только в том случае, когда все эти элементы обладают чистотой. Если они конфликтуют друг с другом, значит, где-то присутствует грязь. Когда человек съел что-то неподходящее, ему становится плохо, появляется раздражение, однако достаточно принять слабительное, и ему станет намного лучше! Нечистота разрушает мир. Поэтому, чтобы достичь мира, необходимо прежде всего очиститься, вывести из себя всё, что препятствует нормальной работе интеллекта, сердца и воли. Истинный Посвященный понял одно: главное -- стать чистым, чистым, как горное озеро, как голубое небо, как кристалл, как солнечный свет... Если иметь эту чистоту, то все остальное придет само. Естественно, добиться в себе такой чистоты не так-то легко; сначала ее нужно понять, затем полюбить, устремиться к ней всеми фибрами своей души, чтобы потом, наконец, постараться ее достигнуть.
Когда у вас в теле, сердце или мыслях воцарился беспорядок, знайте: вы позволили проникнуть в себя нечистым, то есть чужеродным элементам. Грязь, нечистота -- это то, что несвойственно нашему организму, то, что ему не подходит. Сами по себе эти вещества, вероятно, не являются нечистыми, но их считают таковыми, поскольку, попадая в организм человека, они вызывают всякого рода нарушения. Таким образом, они приносят вред, и от них нужно избавляться. Если вы больны или расстрое-
24
Эгрегор Голубя,или царство мира
25
ны, значит, чему-то нечистому в виде мысли, чувства или какого-то иного начала удалось проникнуть в вас.
Нечистота, где бы она ни присутствовала -- на ментальном, астральном или физическом плане -- вызывает беспорядок; и когда я говорю "беспорядок", это еще меньшее из зол, поскольку нечистота может привести к отравлению, интоксикации и даже смерти. Вот почему очищением заниматься нужно на всех планах: физическом при помощи омовений, чисток, голодания и т.п.; психическом, используя молитву, медитацию и другие духовные упражнения. Только так можно достичь истинного покоя.
Когда человек станет достаточно бдительным, чтобы сохранять целостность королевства, которым он сам и является, только тогда ему удастся добиться прочного и длительного душевного покоя. И чем же будет этот покой? Неописуемым блаженством, непрекращающейся симфонией, высшим состоянием сознания, при котором каждая клеточка тела купается в океане света, плывет в потоке живых вод и питается амброзией... Человек начинает жить в такой гармонии, что все Небо отражается в нем; его взору открывается великолепие, которое он раньше не был способен увидеть, поскольку в нем было слишком много беспокойства и беспорядка, а его внутренний и даже внешний взор не мог сосредоточиться на
чем-либо, чтобы достичь прозрения. Только внутренний покой может позволить увидеть и воспринять высшую реальность, вот почему Посвященные, которым удалось вкусить истинный покой, открывают для себя чудеса Вселенной.
Большая часть людей стремится лишь к тому, что является иллюзорным, преходящим и приносит одни неприятности и разочарования. Но понять это бывает очень непросто. Для этого нужно пройти через страдания и разочарования... Воистину необходимо коснуться самого дна, дойти до отчаяния, чтобы осознать: все прежние устремления были неспособны дать ни мира, ни полноты, ни славы, ни силы -- ничего. Но это невозможно объяснить тем, кто еще слишком молод. Нужно быть старым, очень старым внутренне или внешне, чтобы стремиться только к вечным ценностям. Тот, кто молод, все еще играет в куклы и оловянные солдатики, строит замки из песка -- возраст не позволяет ему заняться чем-то серьезным; но когда человек взрослеет, он оставляет все ради грандиозных свершений и открывает для себя, что такое мир.
Мир приходит только тогда, когда все клетки начинают вибрировать в унисон с бескорыстной и возвышенной идеей. Вот почему мудрецы правы, говоря, что нельзя познать мир, если все ваши клетки, все естество не пронизаны мыслями любви, то есть
26
Эгрегор Голубя,
или царство мира
27
милосердием, великодушием, самоотречением, умением прощать. Только так можно познать мир, и никак иначе. Когда вы хотите упрекнуть соседа, не можете что-то ему простить и ломаете себе голову, как бы ему отомстить, или, одолжив кому-нибудь деньги, постоянно думаете, что вам их должны вернуть, мир в таких условиях невозможен, потому что вас переполняют слишком личные, слишком эгоистичные мысли. И даже если вы успокоитесь на несколько минут или несколько часов, то это все равно еще не мир, а всего лишь небольшой отдых, перерыв (который случается даже в жизни самых злых и коварных людей), за которым снова наступает черед тревог и волнений.
Истинный покой -- это такое состояние духа, которое невозможно утратить, если вы его однажды достигли. Когда в вас появляется стремление исполнять волю Божию, иначе говоря, приносить пользу человечеству, любить и прощать всех людей, служить им, когда эта идея вибрирует в унисон со всеми частицами вашего существа, только тогда вы сможете испытать состояние покоя. А как только вы его достигли, это состояние останется с вами навсегда и будет сопровождать вас повсюду: вы ощущали его в себе вчера, сегодня оно снова целый день с вами... и назавтра, как только вы встанете, оно опять будет тут. Вам покажется странным, но вам больше не придется прилагать усилий, чтобы вновь установить
в себе мир. Раньше, чтобы успокоиться, вы были вынуждены долго сосредоточиваться, молиться, петь или даже принимать какие-то успокоительные средства; теперь в этом нет необходимости. Мир постоянно здесь, он -- в вас.
Итак, неустанно работайте над идеей любви, добра, всепрощения... и делайте это до тех пор, пока она не обретет такую силу, что все ваши клетки пропитаются ею и начнут вибрировать с ней в унисон. И тогда мир уже никогда не оставит вас: даже если с вами случится нечто неприятное, то, заглянув в себя, вы обнаружите, что мир все равно здесь, с вами, несмотря ни на что. Потому что все происходит не так, как раньше, когда ваше спокойствие было искусственным, ненастоящим и длилось только до тех пор, пока вы прилагали усилия, чтобы его удержать... Мир становится состоянием, которое является неотъемлемой частью вас самих.
Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать за хищниками? Пока укротитель на арене, они делают вид, что ладят друг с другом, но как только он уходит, они вновь начинают драться, пытаясь разорвать друг друга. А дети во время урока? Пока учитель в классе, они спокойно сидят на местах, но стоит ему выйти, как они тут же принимаются бегать, шуметь и баловаться. То же самое и с клетками тела: пока вы прилагаете усилия, чтобы держать их в ру-
28
Эгрегор Голубя,
или царство мира
29
ках, они немного успокаиваются и ведут себя тихо, но как только вы оказались не на месте, то есть мысли ваши витают где-то далеко, волнения тут же возобновляются. Значит, клетками нужно заниматься: их следует учить мудрости, мыть, кормить, как если бы они были вашими детьми, вашими учениками. Да, ведь когда вам удастся научить их, когда они смогут хорошо выполнять свою работу, не ссорясь и не бранясь друг с другом, вот тогда внутри вас действительно наступит мир.
Во всяком случае, никогда не думайте, что, сменив квартиру, друзей, работу, книги, страну, религию... или жену, вы обретёте покой. Так не обрести покоя. Временное успокоение, маленькую передышку -- может быть; однако сразу же вслед за этим, где бы вы ни были, другие заботы настигнут и будут терзать вас, потому что вы так и не поняли: единственный способ обрести покой -- это изменить образ своих мыслей, чувств и поступков. Сделайте это, и тогда, даже если вы останетесь на том же месте и столкнетесь с теми же трудностями, что и раньше, в вас установится мир. Ведь мир зависит не только от внешних обстоятельств: он приходит изнутри, проявляется, захватывает все ваше существо, несмотря на царящие вокруг хаос и потрясения. Он как поток, сходящий вниз с горных вершин. И когда внутри вас есть этот покой и мир, вы можете позволить этой живой реальности излиться вовне и напол-
нить собой все вокруг. Так вы работаете на благо всего человечества, принося мир другим.
Как много сегодня тех, кто заявляет, что работает ради мира! На самом деле они не делают ничего, чтобы он действительно наступил. Одни слова... Люди создают ассоциации, "работающие во имя сохранения и укрепления мира", однако за всем этим стоит лишь желание показать себя, иметь возможность поездить по миру и получить награды. Такая жизнь не может ничего изменить. Эти люди никогда не задумывались, что жить по законам мира и гармонии нужно прежде всего их клеткам, каждой частичке физического и психического существа, излучая тот самый мир, во имя которого, как им кажется, они и работают. Эти люди пишут о мире или собираются, чтобы поговорить о нем, и в то же время продолжают питать в себе идею войны, потому что постоянно против чего-то борются. Так какой же мир сможет тогда наступить? Человек сначала должен реализовать мир в себе, своих поступках, чувствах, мыслях. Только так можно действительно работать на благо мира.
II
ПРЕИМУЩЕСТВА ЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ
Сколько великих стран еще не так давно состояли из разрозненных государств, воевавших между собой, а ныне образуют единое целое! Однажды осознав преимущества единения, они попытались его осуществить, и как только им это удалось, они обрели настоящее могущество. Но это лишь переходный этап, поскольку даже если каждая страна и представляет собой реальную силу, все они чувствуют опасность со стороны соседей; это ощущение порождает тревогу как с одной, так и с другой стороны, и вот начинается гонка вооружений. Как же вы хотите, чтобы это прекратилось? В конце концов они просто уничтожат друг друга.
Всем странам необходимо понять, что настал момент, когда должно быть достигнуто более широкое, более полное единение. Все государства Земли должны объединиться: ведь это единство, так же, как в человеческом организме, породит здоровье, благосостояние и мощь. Человечеству всё еще никак не удает-
3 Айванхов
34
Эгрегор Голубя,
или царство мира
35
ся стать здоровым. Оно больно, страдает от рака, поскольку повсюду царит философия разделения. Каждый старается работать только ради своей страны, своей семьи, самого себя. Так вот, подобные тенденции будут неизбежно приводить к конфликтам и войнам, потому что, пока есть разделение, чьи-либо интересы всегда оказываются задеты. Нынче многое нужно сделать проще, постараться убедить страны всего мира в том, что единение необходимо, что, достигнув его, люди будут жить гораздо лучше: никто ни в чем не будет нуждаться, везде будет изобилие, люди будут свободно путешествовать, встречаться друг с другом, любить, наслаждаться, творить.
В прошлом, когда человек был неспособен расширить поле своего сознания и выйти за пределы интересов касты, племени или нации, идеи разделения имели определенный смысл. Даже великие Посвященные, например, Моисей, поддерживали мысль о том, что войны с другими народами необходимы -- Моисей даже сам принимал в них участие. В ту эпоху понять необходимость братской любви, единой мировой семьи было невозможно. Но теперь всё иначе: развитие средств коммуникации и увеличение скорости информационного обмена вдруг сделали Землю настолько маленькой, что пришло время, когда нужно упразднить все границы и осознать необходимость единения, чтобы весь мир стал одной большой семьей. Сражаться, но для чего? Посмотри-
те, как все стремятся защитить многое из того, чему судьбой предназначено исчезнуть! Людям скоро станет стыдно, когда они обнаружат, насколько ограниченной была раньше их точка зрения.
Между тем можно заметить, что сейчас в сознании людей происходят огромные перемены. В ближайшем будущем вы увидите, как интенсивность этого процесса будет возрастать, причем благодаря молодому, а отнюдь не старшему поколению. Да, потому что уже сейчас видно, как молодежь заставляет взрослых расширить свой взгляд на мир, отказаться от расизма, национализма и нетерпимости. Она больше не может терпеть куцые, ограниченные идеи, которые служат причиной возникновения всех войн. Да, на смену идет новое, молодое поколение, которое в корне изменит всё и всюду. И в России, и в Америке, благодаря ему произойдут грандиозные революции.
Политические руководители слишком часто думают, что судьбы страны находятся в их руках. Вероятно, какое-то время они могут иметь подобные иллюзии, но долго это не длится. Людей, считавших, что всё зависело только от них, всегда ждал плачевный конец. Тираны всегда кончают плохо: кто-то по их воле лишился головы, но проходит время, и вот уже их собственная голова катится с плеч. Потому что на самом деле судьбами человечества управляют
37
36
Эгрегор Голубя,
отнюдь не люди -- какими бы могущественными они ни казались,-- а невидимые Сущности высшего мира, наблюдающие за развитием событий и их контролирующие.
Вспомните великие империи, перед которыми в прошлом трепетал весь мир. Прошло время, и они исчезли, рассыпавшись в прах, погребенные под песками пустыни! Да, существуют иные разумные Сущности, иные Силы, работающие ради цели, о которой нам ничего не известно. Поэтому необходимо, чтобы люди постарались это понять и стать более смиренными, иначе рано или поздно они разобьют себе голову. Даже тайные общества, полагавшие, что когда-нибудь добьются мирового господства, не смогли достичь своей цели и бесследно исчезли. Те же, кто следовал замыслам Господа, великие Посвященные -- даже если их зачастую втаптывали в грязь и убивали -- сумели сохранить идеал, живущий в веках. Да, потому что планы Господа всегда направлены на спасение человечества, его освобождение, счастье, и в будущем они осуществятся все до единого!
Дорогие мои братья и сестры, Всемирное Белое Братство существует для того, чтобы своим присутствием напоминать людям, что все они дети одного Отца -- Господа, дающего им жизнь, дети одной Матери -- природы. Так зачем же истреблять друг
или царство мира
друга? Зачем вредить друг другу? Это просто чудовищно, бессмысленно. Как видите, на это нечего возразить. Приняв же эту истину, презирать друг друга и жить разобщенно становится невозможно -- это было бы нелогично. Необходимо либо жить в соответствии с этой истиной, либо прямо отвергнуть ее -- так, по крайней мере, будет честнее. Люди, не имеющие одного отца и одну мать, еще могут сражаться между собой -- это, по крайней мере, можно хоть как-то оправдать, -- но поступать так, как христиане, которые, принимая эту истину на словах, истребляют и себя, и других людей -- совершенно немыслимо, поскольку возникает величайшее противоречие!
Господь не может существовать только для какой-то одной расы, нации или народа. Он дает жизнь всем. Он создал людей не для того, чтобы они были прежде всего арийцами или семитами, славянами или арабами, китайцами или американцами, Он их просто создал, вот и всё. Они же из-за своих условий эволюции не смогли сделать ничего, кроме как разделиться на кланы, семьи, общества, государства. Но однажды все эти различия, породившие столько вражды, исчезнут, и тогда все люди почувствуют себя гражданами мира. Вот что желательно и несет спасение. Кто из политических деятелей решится утверждать обратное? Пусть этот человек встретится со мной, и я докажу ему математически, научно, ис-
38
Эгрегор Голубя,
или царство мира
39
торически, что многие прежние воззрения и подходы уже давным-давно устарели.
Несколько десятилетий назад француз, который отважился бы предсказать возможность примирения с немцами, был бы просто расстрелян. Теперь же, когда эта идея стала общепринятой, французы и немцы больше не стреляют друг в друга; они приветствуют, навещают, любят друг друга, и на свет появляется огромное количество франко-немцев! Так почему же тогда все народы не могут жить в мире?
Французы и немцы стали друзьями, пусть так, но данное обстоятельство изменило немногое: и у тех и у других появились новые враги, они тут как тут, они не дремлют, выжидая удобного момента, чтобы их уничтожить. Поэтому нужно создать более широкое единство, чтобы опасность действительно перестала существовать. Если же нет... бедные люди, ни оружие, ни дипломатия не смогут их спасти. Однако близко то время, когда перед лицом опасностей, грозящих всему человечеству, людям придется протянуть друг другу руки.
Очевидно, что Марс, инстинкт агрессивности, будет существовать всегда. Поэтому человек вечно будет испытывать потребность сражаться и одерживать победы. Средства и цели могут измениться, но само желание, сама тенденция не исчезнет никог-
да. Человек имеет право объявить войну всему миру, поскольку это является потребностью, заложенной в нем природой. Да, у него есть это право, но только в том случае, если он пользуется оружием любви и света. В будущем война в том виде, в каком она существует сегодня -- со множеством смертей и разрушений -- исчезнет: люди поймут, насколько дорого во всех отношениях приходится за это платить, и перестанут убивать друг друга. Но так как воинственный инстинкт сохранится -- сам космический Разум не хочет, чтобы он угас,-- люди не перестанут сражаться, однако будут это делать иначе: победитель, вместо того чтобы уничтожить проигравшего, одарит его жизнью, богатством, светом и любовью. Это будет настолько прекрасно! Итак, сражения между людьми не прекратятся -- изменится их природа: они станут подобны тем битвам, что происходят в космосе между звездами, постоянно посылающими друг другу лучи света.
Ill
АРИСТОКРАТИЯ И ДЕМОКРАТИЯ, ГОЛОВА И ЖЕЛУДОК
До сегодняшнего дня ни один политический режим не оправдал себя полностью и не смог принести народам счастье и мир. Будь то монархия, олигархия, республика -- ни одна форма правления не дала окончательного решения проблем. Почему? Просто потому, что система правления -- это еще не всё. До тех пор пока люди, которым стараются ее навязать, не осознают своих обязанностей, до тех пор, пока они не поймут, что им необходимо делать всё от них зависящее, чтобы установить друг с другом гармоничные отношения, беспорядкам при каком угодно режиме не будет конца, и прежние трудности, а значит, и беды будут возвращаться вновь и вновь.
В наши дни демократия установилась в мире почти повсеместно. Говоря символически, демократия представляет собой правление желудка. Да, народ, "демос" -- это желудок. Разве народ знает точно, что хорошо, а что плохо? Нет, им руководят разного рода желания и вожделения, которые он требует
44
Эгрегор Голубя,
или царство мира
45
удовлетворить. Доказательства? Теперь, получив полное право требовать что бы то ни было, просит ли он пришествия Царства Божьего и Его Справедливости? Просит ли он любви и света? Нет, единственное, чего хочет желудок -- получать все больше и больше пищи; а насытившись, он всюду сеет грязь и разрушение. Народ еще не имеет высшего идеала. Да, ведь для этого нужна голова, но голова пока что отсутствует. Конечно, необходимо, чтобы она была просвещенной, знающей, бескорыстной, так как если тот, кто находится на вершине, имеет те же инстинкты, что и толпа, которая требует чего-то там, внизу, всё это не имеет никакого смысла.
"Просите Царства Божьего и Его Справедливости",-- говорил Иисус. И поскольку Царство Бо-жие -- это монархия, все страны мира должны быть организованы по образу и подобию Вселенной, где Господь является единственным властителем. Я не утверждаю, что на сегодняшний день монархический строй был бы предпочтительнее республиканского правления, нет, я говорю в принципе. Когда желудок слеп, ему нельзя позволять править, а когда голова отвратительна, ей тем более нельзя давать власть. Поймите меня правильно, я говорю в принципе. Пусть правит народ, я согласен, но только если он просвещен! В противном случае он править не должен. Если в голове царит тьма, а сама она несведуща и жестока, значит, и у нее не должно быть
власти! Между тем именно голова, а не желудок, является источником самых больших проблем. Я говорю символически, а в области символов все математически точно и ясно.
Настоящий аристократ -- это не просто обладатель имени, генеалогического древа, титула и земель; прежде всего это человек высокой морали, великодушия и силы воли. Демократия возобладала в мире практически повсеместно только потому, что аристократия сама себя скомпрометировала. К сожалению, свергая королей, императоров или царей, народ не становится автоматически счастливее. Так происходит потому, что даже в коммунистических странах люди, пришедшие к власти, идут на те же преступления, что и их предшественники. Поэтому новые восстания неизбежны, а властители вновь будут свергнуты, так как оказались не на высоте: они забыли, что, свергая монархию и упраздняя власть знати, они стремились добиться идеала братства и справедливости. Со временем люди об этом забывают, материальные интересы начинают брать верх, а сами они опускаются... Как церковь, забывшая, подобно многим людям, принципы любви, данные миру Христом, и ставшая за века своего существования слишком материальной.
Теперь вернемся к аристократии сердца и души, аристократии Посвященных, великих Учителей,
46
Эгрегор Голубя,
или царство мира
47
всех просветленных существ. Рассуждать о счастье и справедливости для народа недостаточно. Многие способны красиво говорить, но вот много ли тех, кто действительно способен претворить свои слова в жизнь? До тех пор, пока свет посвященческого знания не коснется правителей государств, их решения ни к чему хорошему не приведут. Какие бы преобразования ни проводились ими в экономической, материальной, финансовой или политической областях жизни страны, этого всегда будет недостаточно, чтобы решить проблемы: все останется по-прежнему -- та же грязь. Как видите, люди до сих пор не поняли, что на самом деле нужно менять.
В свое время народ требовал хлеба и зрелищ. Этот эпизод из истории Римской империи упоминается так часто, как будто бы ни один другой народ никогда не выдвигал требований подобного рода. В действительности люди всегда требуют одно и то же, меняется лишь форма, в которую облекаются их желания. Желания модернизируются, вот и всё, однако суть их остается неизменной: поесть и развлечься, -- именно поэтому происходит так много забастовок и революций. Сегодня вместо гладиаторских боев на арене цирка появились кино, телевидение, мюзик-холлы, ночные рестораны, футбольные матчи, скетч... чего-чего, а зрелищ хватает! Всё та же природа в человеке требует новых развлечений, и чтобы удовлетворить ее, требуется всё больше и больше пищи. Многие ли
просят, чтобы Царство Божие и Его Справедливость пришли на Землю? Многие ли просят света, чистоты, истины и красоты? Вся жизнь людей вертится вокруг денег, пищи и удовольствий.
Среди всех требований, выдвигаемых людьми, наверное, есть лишь одно, имеющее духовную природу, -- это желание свободы; но в том виде, в каком они ее понимают, всё сводится к тому, чтобы иметь больше возможностей бесполезно тратить свое время, развлекаться, совершать глупости, вредить как себе, так и другим. Кто думает о свободе, чтобы посвятить свое время выполнению возвышенных задач? Большая часть политической и социальной борьбы вертится вокруг желудка, секса, лени и удовольствий. Вот почему, если людям предоставить то, чего они требуют, то они еще больше погрязнут в своих страстях и эгоизме.
Посмотрите, сколько сейчас появляется книг, фильмов, журналов, спектаклей, влекущих людей к беспорядку, анархии и хаосу... И они пользуются успехом! Просто поразительно, насколько человеческая природа испытывает потребность в этой дьявольской пище. Значит, писатели и художники не так уж виноваты в том, что дают публике эту пищу: она сама к ней так жадно стремится, что же вы хотите, находятся люди, которые дают ей эту пищу. Следовательно, в том, что получилось, виноваты не только твор-