No Права издательства "Просвета" распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполненные с помощью аудиовизуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издательства "Просвета".
ISBN 5-901415-11-6 Лицензия ИД N 02296
Отпечатано с разрешения издательства "Просвета", Франция
Издательство "Просвета", Франция, 2001 "Издательство ПРОСВЕТА", Россия, Москва, 2001
Собрание сочинений Извор N239
ПРОСВЕТА
Того же автора:
Собрание сочинений Извор
--
- Памяти Учителя Петра Дынова (вне серии)
--
- К солнечной цивилизации
--
- Человек, овладевающий своей судьбой
--
- Воспитание, начинающееся до рождения
--
- Йога питания
--
- Сексуальная сила, или крылатый Дракон
--
-- Философия единения
--
- Кто такой духовный Учитель?
--
- Эгрегор Голубя, или царство мира
--
- Рождество и Пасха в традиции Посвящения
--
- Древо познания Добра и Зла
--
- Свобода, победа Духа
--
- Свет, Дух живой
--
- Человеческая природа и божественная природа
--
- Духовная гальванопластика и будущее человечества
--
- Истинное Учение Христа
--
- Тайны книги природы
--
- Евангелия в новом свете
--
- Язык геометрических фигур
--
- Центры и тонкие тела
--
- Зодиак, ключ к пониманию человека и Вселенной
--
- Алхимическая работа, или поиск совершенства*
--
- Психическая жизнь: элементы и структуры
--
- Художественное творчество и духовное творчество*
--
- Силы мысли
--
- Гармония и здоровье
--
- Книга божественной Магии
--
- Золотые правила ежедневной жизни
--
- Взгляд на невидимое
--
- Путь тишины*
--
- Приближение Града Небесного
--
- Семена счастья*
--
- Откровения огня и воды
--
- Будущее для молодежи*
--
- Истина, плоды мудрости и любви*
--
- "В духе и истине"*
--
- От человека к Богу: Сефироты и Ангельские Иерархии*
--
- Космические Весы - число 2
--
- Вера, которая передвигает горы
--
- Любовь больше веры
--
- Кто такой сын Бога?
* предполагается перевести на русский язык
Учение Учителя Омраама Микаэля Ай-ванхова излагалось исключительно в устной форме. Его книги были составлены на основе импровизированных лекций, которые были стенографированы или записаны на магнитную ленту.
I
СОМНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Сомнения современного человека
11
Когда мы наблюдаем за реакцией людей во время обычных разговоров, а также в публичных выступлениях и по радио, на телевидении, нас поражает тот факт, что даже если они высказывают свои убеждения (которые, впрочем, могут меняться в зависимости от обстоятельств), они фактически лишены уверенности. У них определённо есть философские, религиозные, научные, политические, художественные идеи, но им кажется, что им чего-то не хватает, чтобы они могли чувствовать твёрдую почву под ногами. Почему?
В течение веков и даже тысячелетий наука и техника развивались очень медленно. Разумеется, время от времени совершались открытия, но возможности для их распространения были ограниченными, и даже после того, как о них, в конце концов, узнавали и их использовали, они мало что меняли в представлениях о мире, которые были у большинства людей. Ни одно из этих научных или технических открытий не могло на самом деле поставить под сомнение идею Бога и Творения, которую им дала религия, опираясь на священные тексты, которые она толковала буквально. Таким образом, если какие-то катастрофы и переворачивали жизнь людей, у них всегда оста-
валось внутреннее ощущение принадлежности к совершенно определённому миру и ощущение твёрдой устойчивой почвы под ногами: они опирались на верования и знания, которые ничто не могло поколебать. Они были счастливы, они были несчастны, но никакое событие, каким бы разрушительным оно ни было, не подвергало сомнению то представление о мировом порядке, которое они себе составили.
Однако с течением времени темп открытий ускорился, а вместе с открытиями начали закладываться сомнения. В частности, в течение двадцатого века рухнуло столько устоявшихся представлений в области науки! Создаётся впечатление, что в области физики, астрономии, биологии каждое новое поколение ставит под вопрос знания предыдущего. Эти новые теории, которые коренным образом видоизменяют концепцию человека и вселенной, каждый раз изменяют также представление о Боге-Творце человека и вселенной. Религия, которая так долго отвечала верующим на все вопросы, не является больше истинным прибежищем. Рост числа открытий и теорий, появляющихся во всё возрастающем темпе (я не вхожу в подробности, - вы их знаете), способствует созданию атмосферы неуверенности: никто больше ни в чём не уверен. Всё меньше и меньше верят в то, что могут существовать бесспорные истины, и пребывают в ожидании, говоря себе: "Подождём, это, конечно, ещё не конец", и такое умонастроение постепенно охватывает все области.
12
Любовь больше веры
Сомнения современного человека
13
В этом состоят затруднения современного человека: он уже не знает, в каком мире живёт, он ни в чём больше не уверен, и вот он кидается то вправо, то влево, постоянно ища чего-то и даже не зная как следует, что он ищет. Поскольку теперь неуверенность царит в том, что могло считаться самым надёжным - в науках, то какое доверие может быть оказано морали, религии, духовности, которые не базируются ни на каких объективных критериях и которые вступают в конфликт даже с научными открытиями? Поэтому здесь тоже ждут; и те люди, которых материалистическая наука и философия удовлетворяют не вполне, начинают интересоваться всем тем, что существует как некие разновидности духовности, и они переходят от одной к другой. Доминирующее чувство, умонастроение, проявляющееся всё больше и больше в настоящее время, - это любопытство, желание новизны: что ещё осталось открыть?
Конечно, нет ничего предосудительного в проявлении интереса и понимания всех форм духовности. Но опасно разбрасываться, необходимо остановиться на каком-то методе внутренней работы и постоянно придерживаться его. Поймите меня правильно, вопрос даже не в том, надо ли быть католиком, протестантом, православным, буддистом, даоистом или совершенно неверующим. Вопрос - он встаёт перед каждым, верующим или неверующим, - остановиться на каких-то важнейших духовных истинах и постараться ввести их в практику. Вот по этому вопросу не должно быть никакой неуверенности.
Духовность не является факультативной областью, которую можно выбрать или не выбрать, как это происходит с другими дисциплинами: языками, искусством, спортом и т. д. Принимая во внимание структуру человека, духовность является жизненной необходимостью, и пока человек не осознает эту необходимость, он будет устремляться к бессмысленной деятельности, опасной для него самого и для других. Его строение таково, что если он не найдёт пищи, которой требуют его душа и дух, он будет непрерывно терзаться ощущением пустоты, и будет тщетно пытаться заполнить ее.
Человек похож на бездонный колодец; его не может по-настоящему удовлетворить никакое материальное приобретение, никакой успех в обществе, никакое удовольствие и даже никакое интеллектуальное знание. Поэтому не надо удивляться, что так много людей, замечательных по своим способностям, уму, кончают тем, что впадают в наихудшие заблуждения. Поскольку им не удаётся найти то, что они ищут, и поскольку они даже не осознают того, что ищут, все эти люди оказываются втянутыми в бесконечную и неумолимую цепь событий: им постоянно нужно больше известности, больше власти, больше денег, больше земли, больше удовольствий... и для этого они готовы поработить или сокрушить весь мир. Но даже тогда, когда им удастся завладеть всем тем, что составляет предмет их вожделений, они остаются по-прежнему неудовлетворёнными, так как не суме-
14
Любовь больше веры
Сомнения современного человека
15
ли заполнить ту пустоту, которая ощущается ими, как зияющая пропасть1.
Единственное средство побороть эту пустоту -это отказаться жить в сомнениях и иметь духовный идеал. Духовный идеал связывает нас с высшим миром, из которого мы получаем пищу, и тот, кто вкусит - пусть даже на один миг - этого эликсира божественной жизни, тот получит больше, чем ему могли бы принести годы учёбы, успехов, власти, славы и удовольствий. Это вас удивляет? Ну что же, это потому, что вы не знакомы с природой духовного мира. Духовный мир находится под знаком качества в отличие от мира материального, который находится под знаком количества. Именно качество переживаний, происходящих в вашей душе и в вашем духе, может за одну секунду дать вам полноту, испытать которую никогда не смогут заставить вас никакие материальные накопления.
Итак, не стоит слишком восхищаться блестящими, богатыми, могущественными людьми, которые не отводят места для жизни души и духа. И тем более, нельзя им доверять. Поскольку они не ищут духовной пищи (единственного, что могло бы их наполнить), они уподобляются голодным хищникам, и, в конце концов, их честолюбие, их вожделения, их ненасытность неизбежно увлекают их на путь, опасный для них самих и для окружающих.
К сожалению, многие так называемые духовные люди ведут себя не лучше: пользуясь теми средства-
ми, которые им даёт Посвященческая наука, они стараются добиться тех же успехов, что и материалисты; и в итоге они виновны больше материалистов, так как они тем самым глумятся над самыми священными принципами. Случается, что они испытывают удовлетворение и гордятся тем, что преуспели с помощью этих средств, но Небо, которое не любит, чтобы им пользовались в эгоистичных, корыстных целях, когда-нибудь потребует у них отчёта, и они будут сурово наказаны. На самом деле, хотя они и называют себя людьми духовными, у них нет настоящей веры. Тот, у кого есть вера, прежде всего, озабочен тем, чтобы не нарушать божественные законы, которые являются законами самоотречения, любви, жертвенности.
Понимание того, что каждый из вас является духовной сущностью, жизнь которой связана со вселенной, и которая может получить всё в бесконечных мирах души и духа, - вот что вам даст истинную уверенность, и вы не будете больше испытьшать потребности в погоне за эфемерными приобретениями. Итак, будьте осторожны, даже если в наши дни общественный и материальный успех всё больше и больше кажется единственной возможностью обеспечить безопасность, вы ни в коем случае не должны ставить это на первое место, так как, в конце концов, вы себя погубите. Если вам предлагают важную должность в какой бы то ни было области, поскольку признают ваше значение и компетентность, согласитесь на это, если у вас есть к этому стремление, но внимательно следите за тем, чтобы не утра-
16
Любовь больше веры
Сомнения современного человека
17
тить главное. Вы пришли на Землю не для того, чтобы стать начальником, директором, министром, президентом; вы пришли на Землю для того, чтобы посредством материи работать над тем, чтобы сознательно стать сыном Бога, дочерью Бога. Вот единственная уверенность, которую нужно иметь.
Это очень хорошо - исследовать материю, работать над ней и с ней, чтобы её организовать, сделать лучше, оживить; я первый посоветую никогда не расставаться с материей. Но ещё важнее начать с оживления, организации и совершенствования своей внутренней материи, чтобы ощущать в себе доверие, свободу и покой. Как только вы научитесь взаимодействовать в своей внутренней жизни с силами духа, вы не только многое откроете для себя, но всё то, что вы будете делать затем в своей внешней жизни, будет отмечено печатью духа, его света и его могущества?
Некоторые мыслители, занимавшиеся вопросами веры, говорят, что небольшие знания удаляют от Бога, тогда как более значительные знания приближают к Нему. Это верно, но чтобы понять это утверждение, надо осознать, что речь идёт о знаниях различной природы: немного больше знаний по биологии, химии или астрофизике не только не приблизят вас к Богу, но они даже могут способствовать увеличению ваших сомнений. Знание, на котором основывается вера, имеет другую природу, это знание, которое касается лично вас; иными словами, я хочу сказать, что оно затрагивает ваше глубинное существо в его богатстве и безграничных возможностях.
Раз уж вы ищете то, что вам необходимо, не внутри себя, то это значит, что вы не верите в силу божественной жизни, которая течёт в вас. Глубоко внутри вас, в вашем подсознании у вас нет веры, там царят сомнения. И вот поэтому вы всё время испытываете голод и жажду по божественному. Вера должна спуститься к самым корням жизни. Пока вы не научитесь черпать из этого внутреннего источника, вы будете метаться во все стороны и будете лёгкой добычей для шарлатанов, для продавцов счастья и исцеления. Подлинная свобода человека заключается в той способности находить всё в самом себе, которую ему дал Бог.
Я никогда не устану повторять вам эту истину, так как именно в этом состоит единственная задача истинного духовного проводника: освобождать людей. Сколько людей представляют себе духовного Учителя в виде деспота, который непрерывно навязывает другим свою волю и свои убеждения! Э, нет, они ошибаются, так как всё именно наоборот: у духовного Учителя нет никакого желания навязывать другим свою волю и свои убеждения, или, скорее, он может навязать им только одно убеждение: то, что их спасение заключено исключительно в них самих. И он указывает им, какими методами, какими опытами можно этого достичь.
Разумеется, мне случается говорить вам: "Поверьте мне", но это не означает, что я требую от вас слепой веры. Я только прошу вас принять всерьёз то, что я вам объясняю, прошу вас задумать-
18
Любовь больше веры
ся над этим, подвергнуть испытанию, проверить. И если вы это проверите, то я абсолютно уверен в том, что вы мне поверите. Если же вы поверите мне просто так, необдуманно, не проверив, то рано или поздно кто-то или что-то сможет вас свернуть с этого пути. Вопреки тому, что считает большинство людей, вера не является просто слепым и без-. основательным примыканием, и только потому, что они этого не поняли, в них постоянно живут сомнения. Вера, как и наука, основана на проверке, опыте, ясности.
II
РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ СОМНЕНИЕ: ЕДИНЕНИЕ И РАЗДВОЕНИЕ
Примечания
--
См. "Cherchez le Royaume de Dieu et sa Justice", Par- tie IV, chap. 6: "A l'origine de l'or, la lumiere".
--
Там же, Partie II, chap. 3: "Sur la terre comme au ciel".
I
Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 21
Существуют люди, которые, познакомившись с истинами духовной науки, только и делают, что принимают загадочный вид, говоря: "Я сомневаюсь... Я скептик", как будто этот скептицизм является результатом многолетних углублённых размышлений. На самом деле, наоборот, они показывают, насколько они ограничены в мыслительном плане: они не изучали, они не хотят изучать, но они находят удобным придерживаться позиции, которая избавляет их от настоящих размышлений и которая даёт им иллюзию того, что они великие мыслители. Тот, кто называет себя скептиком, доказывает только то, что он никогда ничего глубоко не изучал; да, да, то, что он не обрёл никакой уверенности, говорит о том, что он не очень далеко ушёл в своих изысканиях. А также это означает, что он претенциозен, поскольку не придаёт никакого значения знанию, приобретённому другими.
Скептик похож на того, кто утверждает, что всё время "ищет истину". Ему уже шестьдесят или семьдесят лет, а с тех пор, как он ищет истину, он её так и не нашёл. Именно это он повторяет в разговорах, чтобы показать, насколько он придирчив, требователен в том, что касается идей. Какой ве-
ликий мыслитель!.. На самом деле он вовсе ничего не ищет, или, точнее, он ищет всё, кроме истины, так как если бы он её действительно искал, то давно бы нашёл. Он просто находит для себя хорошие доводы, чтобы не заниматься духовной работой.
Сколько людей поддерживают себя таким образом в состоянии постоянной неопределённости! Когда кто-то говорит: "Нет, я не верю", он, по крайней мере, уже заявляет в какой-то форме о своей убеждённости. Но сомневаться - это значит позволить себе склоняться то в одну, то в другую сторону: в какой-то день он идёт в одном направлении, на следующий день - в другом, и в тот момент, когда надо действовать, он каждый раз откладывает задуманное предприятие: "Правильно ли я делаю, ввязываясь в это дело?.. Не лучше ли мне заняться чем-нибудь другим?". Это достойно сожаления! Можно задавать себе вопросы, можно колебаться, да, и это даже очень полезно, но это не должно длиться всю жизнь. Наступает момент, когда нужно обрести уверенность, принять решение и действовать. Сомнение распыляет наши силы, оно вносит смятение в наши мысли и чувства. А раз мысль и чувство смущены, то ослаблена также и воля, и становится невозможным приложить необходимые усилия.
Сомнение парализует и разделяет. "Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит", -говорил Иисус. А кто не слышал выражение "разделяй и властвуй"? Все знают, что для того, чтобы
22
Любовь больше веры
ослабить какую-либо группу людей и навязать им свою волю, достаточно их разобщить. Впрочем, мы это и видим: в правительствах, на предприятиях, в объединениях самых разных видов и даже в семьях как только кому-нибудь не удаётся при помощи своих достоинств и компетентности заставить признать себя, так он инстинктивно стремится внести раскол в коллектив.
Итак, хорошо известны губительные последствия разделения в политической, социальной, профессиональной, семейной сферах. И только в сфере внутренней жизни их изучили ещё недостаточно. Сомневающийся человек вносит раскол в самого себя, как если бы он захотел пойти одновременно в двух противоположных направлениях: он может только раскачиваться в нерешительности. Вы скажете: "Но не всегда бывает легко найти уверенность, чтобы знать, что делать!" Я знаю, но чтобы избежать разрушительного сомнения, есть метод, и этот метод состоит в том, чтобы подняться на высший план, говоря себе: "Я, конечно, несовершенен, я не обладаю интуицией и ясным умом, необходимым для полного знания реальности, но это не должно меня ни смущать, ни парализовать. Я уверовал в добро, в свет и я буду продолжать поступать честно, бескорыстно и мужественно".
Если вы умеете поддерживать в себе такое состояние духа, вы победите все обуревающие вас сомнения. В противном случае вы становитесь
Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 23
похожим на поваленное лесорубом дерево. Как он берётся за дело, чтобы расколоть его? Поскольку приняться за это с топором не так-то легко, он вырубает кусочек в стволе, чтобы можно было его расколоть. Ну, а вывод делайте сами: если вы позволите каждый день вырывать от себя по кусочку, вы подвергаетесь опасности стать жертвой разного рода топоров, которые вонзятся в вас и расколют. Как только какая-то мысль, какое-то чувство начинают расчленять ваш ствол, так постепенно им удастся распылить ваши психические и духовные энергии. И что же от вас останется? Груда щепок. И ещё, кто не знаком с изречением "в единстве сила"? Его все знают, его применяют, но редко там, где это было бы наиболее необходимо.
Этот вопрос сомнения и веры выходит далеко за пределы религиозной сферы, он касается всех аспектов существования как верующих, так и неверующих. Вера сближает, объединяет, а сомнение разделяет, дробит, приводит к раздвоению. Поэтому очень важно, чтобы вы не мирились с этим состоянием раздвоения, когда одновременно заявляют о себе две противоположные мысли, два противоречивых желания и раздирают вас, оставляя в полной растерянности и разладе. Чтобы избежать этого разлада, вы должны установить согласие внутри себя, единство.
"Единство" означает, что все части периферии гармонично связаны с центром, поддерживая равновесие, необходимое для проявления и сохране-
24
Любовь больше веры
ния жизни: атомы, молекулы, органы, члены, индивиды, страны, - все, на самых разных уровнях, должны сходиться к единому центру, все должны связываться с центром и даже цепляться за него, чтобы не быть унесёнными встречными потоками. Этот центр в нас может быть назван Богом, но он может также быть очень высоким идеалом, призванием. Тот, кто пренебрегает необходимостью соединяться с центром - своими мыслями, своими чувствами и поступками - создаёт раздвоение, которое, даже будучи кратким, влечёт за собой хаос, противоречивость, разлад.
Раздвоение - это желание служить одновременно Богу и Мамоне, то есть силам Неба, духа и в то же время силам Земли, материи. Это напоминает некоторых двойных агентов, которые служат своей стране и в то же время - стране враждебной: они думают, что, в зависимости от поворота событий, они в любом случае будут иметь надёжное прибежище. И на скольких предприятиях можно видеть людей, которые служат своему хозяину и его конкурентам! Такое поведение приносит вред странам и предприятиям, но оно в такой же мере рискует быть отвергнутым обеими сторонами. В духовной жизни такое раздвоение - это угроза смерти. И, к сожалению, в такой ситуации, в большей или меньшей степени, оказывается большинство людей.
Итак, каждый раз, когда вы оказываетесь перед необходимостью сделать выбор, как следует подумайте, и как только перед вами ясно предстанет
Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 25
правильное направление - решайтесь, действуйте!.. Если вы начнёте говорить себе: "А может быть, здесь мне придётся прилагать слишком большие усилия... Там я пойду против собственных интересов, так как навлеку на себя неприязнь того-то и того-то", вы откроете дверь тёмным силам, которые вас разрушат. В психической жизни так же, как и в физической, ничто не остаётся без последствий: тот, кто ищет предлогов, чтобы не осуществлять того, что ему диктует собственное правильное суждение или интуиция, в конце концов утратит эти положительные качества, так как невозможно на протяжении длительного времени ясно видеть путь, по которому следует идти, и при этом отказаться следовать по нему под тем предлогом, что это трудно. Да, таков результат сомнений и раздвоений: в конце концов утрачивается способность суждения.
Когда знаешь, где добро, не надо прибегать к уловкам. Разумеется, речь не идёт о том, чтобы броситься очертя голову, не соблюдая осторожности, но не нужно мириться и с этим состоянием неопределённости, при котором оспаривают первенство противоположные стремления. В противном случае можно уподобиться незанятой квартире, в которую пытаются вторгнуться самые разные самозванцы, чтобы обворовать владельца и жить за его счёт.
Когда некоторым людям приходится неожиданно покинуть свой дом, они приглашают иногда своих друзей занять его, чтобы следить за ним. В фи-
26
Любовь больше веры
зическом плане все хорошо знают, что нужно делать, но что касается внутреннего мира, то люди не думают о том, что здесь тоже существуют меры предосторожности. Итак, если вы чувствуете, что не очень уверены в себе, позаботьтесь о том, чтобы разместить хотя бы на время жильцов во всех своих квартирах; позовите светлых жильцов невидимого мира и скажите им: "Я боюсь, что в меня вторгнутся нежелательные существа, поэтому я приглашаю вас пожить некоторое время в моём жилище, я прошу вас об этом". Потом вы уже не захотите отпустить этих умных, добрых, бдительных друзей, и вы сохраните их навсегда.
Неопределённость всегда приводит к плачевным последствиям. Поэтому, как только вы осознаете, что в вас начинает закрадываться это состояние, немедленно исправляйте положение, начав с поиска причины. Ведь у этого состояния обязательно есть причина: чтобы дойти до этого, нужно было, чтобы в тот или иной момент вы совершили ошибку, а теперь, разумеется, вы не знаете, что с вами и что вам делать. Единственное средство -это соединиться с центром, восстановить в себе единство с помощью благотворной деятельности, чтобы пойти в каком-то определённом направлении.
Сомнение прекращает движение, оно останавливает прогресс. Небольшое сомнение - и вы парализованы. Понаблюдайте, что вы чувствуете, когда начинаете сомневаться, например, в преданности друга: вы уже не знаете, как понимать его
Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 2 7
жесты и его слова, всё в нём начинает вам казаться подозрительным, у вас такое ощущение, как будто что-то разлаживается у вас в голове и в сердце. Вы скажете, что иногда сомнение бывает оправданным, так как друзья не всегда оказываются преданными. Да, конечно, но если я привел этот пример, то это потому, что вы все наверняка такое испытывали и это может помочь вам понять, что происходит в тот момент, когда вы позволяете себе сомневаться в самом главном: в основах своего существования, в его смысле и в том направлении, которое нужно принять. И здесь тоже всё постепенно разлаживается.
Единство - это условие стабильности и всякой конструктивной деятельности. Как только вы почувствуете, что вашим внутренним состоянием овладевает нерешительность, разбросанность, -остановитесь, соберитесь и постарайтесь добраться до единого центра в самом себе. Одним из самых действенных методов для достижения этого центра является установление связи с солнцем. Поскольку Солнце - это центр нашей вселенной, то, устанавливая с ним связь, вы тем самым устанавливаете связь с центром в самом себе1. И именно вокруг этого центра будут гармонично организовываться все проходящие через вас потоки, и какими бы ни были обстоятельства, вы почувствуете, как в вас устанавливается равновесие, лишить которого вас не сможет ничто.
Равновесие... Что может быть важнее для нашей физической жизни? Но начнём с разговора о
28
Любовь больше веры
физическом равновесии. Что стало бы с нами, если бы мы не обладали этим центром, который позволяет нам перемещаться и выполнять самые разные движения, избегая падений? Нам кажется совершенно естественным, что мы можем вставать, садиться, ходить, наклоняться в ту или другую сторону, а ведь на самом деле надо так немного для того, чтобы потерять равновесие и упасть! Равновесие - это победа, каждое мгновение одерживаемая над противоположными силами, - вот почему оно постоянно под угрозой. Надо учиться подчинять себе эти силы, а чтобы подчинить их, необходимо всё ясно понимать, быть внимательным и решительным. Если в тот момент, когда вы делаете шаг вперёд, вы повернётесь в сторону, вы окажетесь на земле.
Я часто говорил вам, что люблю смотреть на акробатов в цирке, так как выполняемые ими фигуры, такие трудные и опасные, являются примером того, что и мы тоже должны делать в нашей психической жизни. Какими бы одарёнными они ни были, они должны годами работать, тысячи раз повторять одни и те же упражнения. И только благодаря этим долгим тренировкам они могут бросаться в пустоту, будучи уверенными в том, что в последний момент им удастся удержаться, или танцевать на проволоке в нескольких метрах от земли с уверенностью в том, что не упадут.
Однако случается, что некоторые акробаты попадают в беду. Они повторяли и повторяли эти сальто-мортале, но однажды они падают. Почему?
Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 29
Потому что внезапно они оказываются в условиях, с которыми до сих пор не встречались: то ли в физическом плане, то ли в психическом произошло нечто совершенно неожиданное. Может быть, в предыдущие дни они пережили некоторые события, которые их взволновали; может быть, условия, в которых они всегда работали и добивались успеха, стали менее хорошими, и они утратили уверенность в себе... Это подтверждают те, кто остался в живых после несчастного случая. Они заявляли, что у них было предчувствие и что они были недостаточно уверены. Они не всегда знали, почему состояние сознания у них не было больше таким гармоничным, как будто в них закралось сомнение. А поскольку они работали без прежней веры, их неизбежно ждала неудача. Когда работают без веры, которая мобилизует и объединяет все энергии, то терпят неудачу.
Этот закон действителен для всех сторон нашей внутренней жизни. В ходе того длительного предприятия, которым является наша духовная работа, работа над собой, тоже может появиться сомнение и внести разлад. Осознав огромность задачи, протяжённость предстоящего пути и необходимость преодоления препятствий, люди иногда спрашивают себя, в какую авантюру они втянулись и есть ли у них на самом деле качества, необходимые для достижения какого-то результата. Вы скажете: "О, как это верно, нам это очень знакомо!" Ну, если вы правильно поняли, в чём заключается вера, то вы знаете, что должны сделать всё,
30
Любовь больше веры
Разрушительное сомнение: единение и раздвоение 31
чтобы помешать проникнуть в себя сомнению, так как оно является синонимом разрушения.
В тот или иной момент своей жизни каждый подвергается этому ужасному сомнению в себе, которое рискует постепенно уничтожить его. Я тоже часто сомневаюсь в себе, но я применяю один метод, чтобы у этого сомнения не было разрушительных последствий: я укрепляю свою веру в то существо во мне, которым является само Божество, так как невозможно сомневаться в существе, представляющем собой свет, любовь, силу. Почему бы и вам не делать того же?
Какими бы ни были основания для ваших сомнений в себе, только одно не позволит этому яду погубить вас - это сознание того, что в вас живёт всемогущее, всеведущее существо, которое есть всеобъемлющая любовь, и, соединяясь с ним, опираясь на него, вы сможете всё восстановить. С холодом борются при помощи тепла, с тьмой борются при помощи света, а с сомнением борются при помощи веры, веры в реальность божественного присутствия в самом себе.
Случается, что кто-то, потерпев ряд неудач, вынужден сказать себе: "Я ни на что не способен, я слаб, беден, глуп, я ни на что не гожусь". Согласен, очень хорошо, он действительно не способен, слаб, и т. д., но он не должен останавливаться на этом, так как это опасно. Если вам случается проходить через подобные состояния, проявите всё-таки немного ума и постарайтесь поразмышлять так: "Понятно, что я ничего не стою, но есть в мире
L
существа внутренне богатые, прекрасные, мудрые и т. д., и я могу связаться с ними, чтобы извлечь пользу из их достоинств и добродетелей".
Да, если вы считаете, что с Господом соединиться трудно, потому что Он кажется вам далёким, недоступным, то, по крайней мере, вы можете установить связь со всеми теми существами, которые вошли в историю своим величием, силой характера и своими дарованиями... Но, конечно, если вы можете, лучше соединяйтесь с Господом, придя к осознанию того, что на самом деле Господь тоже внутри вас. И в то же время постарайтесь припомнить все те мгновения покоя, света, вдохновения, которые вы уже пережили, ибо если вы их пережили, они не могут стереться. Зацепитесь за эти мгновения, и постепенно вера вернётся.
Впрочем, ваша вера ничего не даст так же, как и сомнения, если вы не владеете теми методами, которые позволят вам отвести каждому из них должное место. Так же, как сомневаться в Боге - это значит сомневаться в себе, так и сомневаться в себе -это значит сомневаться в Боге, и это серьёзная ошибка. Итак, никогда не допускайте проникновения в себя малейшего сомнения в существовании той божественной искры, которая живёт в вас, так как это истина, она действительно живёт в вас.
Примечания
1. См. "Vous etes des dieux", Partie III, chap. 4: "Le soleil, image de Dieu et image de l'homme".
Ill
БЛАГОТВОРНОЕ СОМНЕНИЕ
Благотворное сомнение
35
Сколько мужчин и женщин приходят ко мне, чтобы рассказать о своих трудностях, о своих неудачах!.. В большинстве случаев они не понимают, как это могло с ними случиться, и задают мне вопрос: "Почему у меня такое состояние? Почему я не могу из него выйти?". И хотите знать, что я отвечаю некоторым из них? Я им говорю: "Это очень просто, все эти несчастья происходят оттого, что у вас слишком большая вера". Человек смотрит на меня удивлённо: "А! Какая вера? Это потому, что я верю в Бога?" - "Да нет, я говорю вам не о вере в Бога. Если бы вы действительно верили в Бога, вы бы наверняка не оказались в таком состоянии. Вы слишком сильно верите в себя: вы слишком сильно верите в свой ум, в свои рассуждения, в свои расчёты, и именно эта вера вас губит. Если бы вы немножко сомневались в себе, вы бы проявили больше здравого смысла и вы бы не поставили себя в такое невозможное положение. Так вот, теперь подумайте немного...".
Сомнение гложет и разрушает, как червь, это верно, но только тогда, когда оно проникает в области, где ему нет места: в высшие области света и любви. Ему нужно запретить входить туда и даже
вырывать его с корнем, как это делают некоторые птицы, освобождая деревья от насекомых-вредителей; ибо сомнение, подобно этим насекомым, мешает нашему духовному росту.
Поэтому - внимание! - нужно понять меня: когда я кому-то говорю, что он слишком верит в себя, я хочу сказать, что он поддался внушению своего низшего Я. Если бы он верил в своё божественное Я, он бы всегда был наполнен светом и не сбился бы с пути. Я мог бы также сказать этому человеку, что его неудачи происходят оттого, что он слишком много сомневался, но сомневался в своём высшем Я: он поместил все свои капиталы в ненадёжный банк, низшее Я, и потерпел крах. И это нормально, ибо рано или поздно низшее Я приходит к краху1. Подлинное искусство жизни состоит в том, чтобы знать, во что верить и в чём сомневаться.
Тот, кто умеет пользоваться сомнением, будет подниматься и двигаться вперёд. Есть так много областей, где людям было бы лучше слегка усомниться вместо того, чтобы безоглядно пускаться в рискованные авантюры! Посмотрите: они верят в то, что какой-то мужчина или какая-то женщина принесут им счастье, они верят в могущество денег, они верят в свою счастливую звезду... и особенно они верят в расчёты своего ограниченного интеллекта... Так вот, в этом-то им бы лучше сомневаться.
Но послушайте, как реагируют некоторые. Возьмём, например, того, кто занялся бесчестной
36
Любовь больше веры
Благотворное сомнение
37
торговлей и предстал перед судом. Если он дошёл до этого, то потому, что провалил своё дело, но как он объясняет свой провал? Он говорит себе, что, к несчастью, не сумел всё предвидеть, но что в следующий раз он постарается получше взяться за дело. Он не думает о том, чтобы поставить под сомнение благонамеренность своих действий. "В конце концов, - думает он, - поскольку обществом правит "закон джунглей", поскольку каждый занят только тем, чтобы обеспечить свои интересы в ущерб интересам других, то нужно ли быть совестливым? Главное - это не дать себя провести".
Вот так, или примерно так реагирует большинство людей, когда они терпят неудачу в своих бесчестных делах. Они готовы признать, что использовали не лучшие методы, но они не ставят под сомнение законность своих действий. Эти люди непоколебимо верят в то, что в несправедливом мире они могут не терзаться сомнениями. На самом деле, даже если этот аргумент в глазах некоторых людей часто кажется приемлемым, те, кто хочет духовно развиваться, должны его отвергнуть. Ваше плохое поведение никогда не может быть оправдано тем, что другие тоже плохо себя ведут, и каждый должен только спросить себя: "Чего я добьюсь на самом деле, приняв такую точку зрения, упорствуя в таком поведении?", и вновь искренне пересмотреть свои позиции.
Сколько мыслей, желаний, действий внушает людям их низшая природа! И они скачут исполнять
ее повеления! Да, низшая природа никогда не сомневается и никогда не прекращает свою работу. Чрезвычайно интересно наблюдать, как некоторые мужчины и женщины защищают свои эгоистические интересы и какие аргументы они приводят для этого. Они считают совершенно оправданным -лгать, растрачивать деньги, замышлять интриги, разбивать супружеские пары... Разумеется, до тех пор, пока они не свернут себе голову. Но остановит ли их это? Извлекут ли они урок и поймут ли наконец, что на этот ложный путь их толкнули собственные убеждения? В большинстве случаев -нет, я вам это говорил, они довольствуются мыслью о том, что в следующий раз они сумеют лучше взяться за дело, и продолжают поступать по-прежнему. То, что они думают, то, что они чувствуют, - это бесспорно, это не терпит ни возражения, ни сомнений! И они упорно стоят на своём, как будто не существует законов, стоящих над теми, кто им диктует их убеждения и их желания. Однако единственная вещь, в которой нельзя сомневаться, это существование божественных законов, которым мы должны подчиняться, так как если мы их нарушим, то так или иначе будем наказаны. "Как, - скажут некоторые, - вы тоже хотите заставить нас поверить в то, что Бог следит за нами, и Он наказывает нас, если мы совершаем ошибки?" Нет, Бог создал законы, но не Он будет нас наказывать, если мы их не уважаем. За это берутся другие сущности. Всё точно так же, как в обществе.
38
Любовь больше веры
Благотворное сомнение
39
Законодательная власть создала законы, но не она будет следить за тем, соблюдают ли их люди или нет. Для этого существуют должностные лица, и если они вскрывают нарушения, они привлекают виновного к суду, который его осуждает. То же самое и с законами, которые предписал Бог или, скажем так, Космический Разум. Если вы их нарушите, всегда найдутся суды, чтобы осудить и наказать вас, и если это не будут суды общества, то это будут ваши внутренние суды, которые ещё более ужасны. Какое-то время вы можете чувствовать себя безнаказанным и даже гордиться тем, что вы сделали, но однажды вы не сможете уйти от своего внутреннего суда, и вот тогда вы поймёте, что такое на самом деле божественные законы2.
Самый серьёзный недостаток людей, недостаток, который ставит больше всего препятствий на пути их эволюции, - это неискоренимая вера в непогрешимость их рассуждений и их точек зрения. И они их оберегают, они их культивируют, они их защищают. Вы скажете: "Но этот недостаток есть у всех!" Да, и это даже самый распространённый недостаток: это упорство, с которым они цепляются за свои суждения и взгляды, как будто нет ничего лучшего, ничего более истинного, чем их мнения и убеждения. Они не спрашивают себя, из какой их внутренней области они исходят и почему у них именно эти убеждения, а не другие, они слепо следуют за ними. И вот почему Земля становится местом всяческих столкновений, так как каждый старается обеспечить победу взглядов,
внушённых его интересами, его вожделениями, его капризами или даже только его настроениями. И нужно, чтобы случились очень крупные неприятности, для того чтобы люди, наконец, признали, что в своих суждениях они допустили некоторые ошибки и что мотивы их поступков были гнусными.
Ни один другой недостаток не может принести людям столько разочарований и несчастий, как это упорство в защите некоторых взглядов и убеждений, лишённое стремления проверить их обоснованность. Люди продолжают считать, что они правы, тогда как их повседневная жизнь доказывает им обратное. Как они могут мириться с подобными противоречиями?.. Вашу правоту должны доказывать события жизни, а не ваше воображение, вкусы и предпочтения. Чтобы вас просветить, я дал вам критерии, и первый из этих критериев следующий: прежде чем высказаться на какую бы то ни было тему, постарайтесь понять, что внутри вас самих толкает вас поступать тем или иным образом.
Это верно, что сомнение ограничивает, ослабляет, парализует, и когда вам нужно выполнить какую-то задачу, довести до благополучного конца какое-то дело, вы должны устранить малейшие колебания, иначе, несмотря на все усилия, вы будете не в состоянии действовать правильно, а тем более - довести начатое до конца. Но до начала действия, в этот момент - да, сомнение разумно,
40
Любовь больше веры
Благотворное сомнение
41
т. е. нужно изучать, анализировать, взвешивать "за" и "против", спрашивать совета до тех пор, пока всё не прояснится. Слепая вера тех, кто устремляется к действию, может привести только к провалу. Когда не хочешь видеть окружающую тебя действительность, когда отказываешься осознавать ситуацию, то свернёшь себе шею. Вера -это одно, а упрямство - это другое.
Сколько начинаний потерпело крах, несмотря на абсолютную веру людей! Им не хватало опыта, они не изучили как следует различные стороны вопроса. Они воображали, что для того, чтобы добиться успеха, достаточно быть воодушевлённым наилучшими намерениями и верить. Э, нет, этого недостаточно, и в этом состоит заблуждение многих из тех, кто утверждает, что работает на идеал: они уверены, что Небо обязательно должно поддержать их в их начинаниях. Перед ними вырастают горы препятствий, но они их не видят или не хотят видеть: они слепо бросаются вперёд, уверенные в том, что Господь, восхищённый их хорошими планами, сгладит эти горы, так как в книге Исайи написано: "Так говорит Господь... Я пойду перед тобою, и горы уравняю...". Э, нет. Предвечный не сгладит горы перед неблагоразумными и самонадеянными, пусть это впредь будет совершенно ясно для вас.
Единственное, что Господь может сделать и о чём вы должны Его просить, - это дать вам свет. Ибо свет позволит вам найти наилучшие пути, избежать ловушек и пропастей, найти силы, кото-
рые будут поддерживать вас вплоть до завершения вашего начинания. Пока вы этого не поймёте, даже самые лучшие ваши планы провалятся, и, кроме того, вы рискуете потерять свою веру. Сколько таких, кто говорил: "Раз Господь не поддержал меня, когда я отдал себя на служение Ему, всё кончено, я отступаюсь".
Но Господь не поддерживает! Он ничего не может сделать для тех, кто отказывается подумать, прежде чем начать действовать. А думать - значит начать с некоторого сомнения в своих способностях во всём разбираться и правильно судить. Без предварительного сомнения вера может привести к беде. Но когда сомнение исполнило свою роль, его надо прогнать без всякой жалости. Если решение принято с полным пониманием, не надо увиливать от его выполнения.
Таким образом, сомнение - это свойство, которое толкает нас продолжать наши исследования, чтобы лучше понимать и лучше поступать. Именно благодаря ему мы с полным основанием однажды скажем: "Верую". Да, именно сомнением мы углубляем и укрепляем свою веру, не будучи слишком уверенными в правоте некоторых убеждений, стараясь не принимать ни одной мысли, ни одного чувства, которые могут противоречить принципам истинной веры. Ибо на самом деле истинная вера -это знание.
Космический Разум всё устроил очень мудро, и поскольку он дал человеку способность сомне-
42
Любовь больше веры
Благотворное сомнение
43
ваться, то, очевидно, для того, чтобы он пользовался этой способностью; вопрос только в том, чтобы знать, где и когда. Поэтому человек должен начать с сомнения в своих возможностях правильно понимать и правильно судить. Вы скажете, что это трудно и что вы не знаете, как за это взяться.
Конечно, это трудно, но есть знаки, предупреждающие вас о том, что вы должны быть бдительны. Как только вы ощутите внутренний разлад, беспокойство, воспримите это как признак того, что что-то не в порядке, и вместо того, чтобы оставаться в этом состоянии, подумайте об использовании этого эффективного инструмента: сомнения. Но используйте его правильно, то есть усомнитесь в том, как вы смотрите на вещи и реагируете на них, усомнитесь в методах, которые вы применяете или собираетесь применять. Скажите себе: "Может быть, я не совсем понимаю, у меня нет всех данных, чтобы высказываться. Мне ещё нужно разобраться, соответствуют ли мои планы критериям мудрости и любви?" Никогда не принимайте только то, что отвечает вашему видению вещей.
Даже если бы Господь лично обратился к людям и если бы Его слова не соответствовали их мнениям и желаниям, многие ли согласились бы Его слушать? Большинство ответило бы ему: "Нет, нет, Господи, Ты ошибаешься, прав я, послушай меня...", и Господь был бы вынужден терпеливо слушать их объяснения, доказательства, требова-
ния. Впрочем, не являются ли чаще всего именно этим человеческие молитвы? А Бог ждёт, чтобы записать их точки зрения и их желания, и если Ему и есть, что ответить, так это только: "Да, да, дитя моё, ты прав, и я сейчас дам тебе всё, что ты просишь".
Каждый приходит в мир с определённым строением психики, которое побуждает его иметь определённые мнения и вкусы, именно эти, а не другие, а также побуждает его к определённому поведению. Это естественно, это нормально. Но в этот мир приходят также со способностью судить, рассуждать, позволяющей производить отбор. Значит, вместо того, чтобы отдаться своим порывам, следует, по крайней мере, сказать себе: "Так, я смотрю на вещи и ощущаю их определённым образом, но, возможно, есть люди, информированные лучше, чем я, потому что они гораздо дольше учились. Я не буду высказываться сейчас, я тоже поучусь". Надо прекратить повторять: "Что касается меня, то я думаю, что... Я считаю, что..." с уверенностью человека, пребывающего в истине, так как если даже ваша точка зрения оправдана, всегда остаётся место для развития. Да, ваше суждение и ваше поведение всегда могут стать лучше.
Надо находить правильное соотношение между сомнением, которое парализует, и сомнением, которое освобождает. Кто-то говорит: "Я сомневаюсь в себе". Ну что же, иногда это очень полезно, если только это служит улучшению его отно-