Эйзенштейн вообще (отчасти - по техническим причинам, отчасти - в силу художественного замысла) с хронологией особо не заморачивается, вплоть до того, что сжимает несколько лет в один эпизод (такова, например, сцена у гроба Анастасии). Но кое-какие подсчеты сделать можно. Призывной возраст во времена Ивана Грозного - пятнадцать. В 1552 году под Казанью Феде - визуально - примерно столько и есть. В фавор он попал в 1564-м (единственная четко обозначенная дата в фильме), в год учреждения опричнины, значит, тогда ему было примерно двадцать семь, а к концу второй серии - уже тридцатник. То есть Феденька по сравнению с рядовыми киношными опричниками действительно выходит матерым дедушкой.
Реальный исторический Федор Алексеевич Басманов, видимо, был несколько моложе и в осаде Казани (где отличился его отец) участвовать не мог. Впрочем, повоевать ему все равно пришлось достаточно.
А вот невеста у Феди действительно была. Более того - она вышла за него замуж и родила ему двоих сыновей. Более того - приходилась она царице Анастасии племянницей. И более чем возможно, что ей и вправду досталось что-нибудь из тетушкиных драгоценностей.
Шпионы, коррупция и третья серия
Внезапная смерть режиссера оставила третью серию навеки неснятой. От нее сохранился единственный эпизод с условным названием "Рыцарь Штаден на опричном дворе". Там государь приказывает отворить люк в подземелье и показать заносчивому фрицу, что сталось с иностранцем, который давал о себе ложные сведения. Немецкого рыцаря-наемника середины 16-го века трудновато удивить жестокостью, однако Ивану Грозному это удалось - что там, в подземелье, зрителю не разглядеть, но вид у немца совершенно ошалевший.
Насколько можно судить из этого отрывка, Федор Алексеевич (уже язык не поворачивается назвать Федькой) Басманов должен был превратиться в холодного профессионала и большого начальника. А по тому, с каким интересом заглядывает он в люк, можно предположить, что именно он этого шпиона и изловил. Сохранились воспоминания, как Эйзенштейн посылал Михаила Кузнецова в зоопарк - изучать взгляд барса.
В третьей же серии должно было выясниться, что старший Басманов нагло запускает лапу в казну. Это в конце концов погубит и его, и сына. А ведь вначале Алексей Данилович выглядит человеком хотя и прагматичным, но искренне преданным государю и разделяющим его идеи. Напрашивается мысль, что перелом случился именно на том роковом пиру, когда государь оскорбил заслуженного воеводу в лучших чувствах: "Не родня вы мне - холопы! Не для того роды-дубы крушу, чтоб место расчищать осиннику убогому". А ведь осина, трепетница, иудино дерево - символ предательства. "Ах вот как? Значит, убогий осинник? Посмотрим-посмотрим". Ведь для чего собирает он добро? Себе на тихую старость, сыну на безбедную жизнь? О нет, с иным, дальним заглядом - потягаться с самим царем, "роду Басманову - с родом Ивановым".
Ведь сцену гибели Басмановых уже начали репетировать... а может, оно и к лучшему?
Наследственность (Зимин, спасайся!)
Если сопоставить два знаменитых Эйзенштейновских фильма, прелюбопытные выясняются вещи! Во-первых, все измышления Шуйского, дескать, неизвестно, от кого его, Ивана, мать родила (бессовестный боярин словечко еще похуже ввернул) совершенно беспочвенны: ведь Иван и основатель династии Александр Невский - прямо-таки одно лицо! В самом буквальном смысле.
Вполне возможно, что Эйзенштейн имел в виду это обстоятельство, приглашая Черкасова на главную роль, но вот следующее "родство", я уверена - чистая случайность.
Род бояр Колычевых происходит от Андрея Кобылы (то есть они состоят в дальнем родстве с Захарьиными, они же Романовы, семейство царицы Анастасии). В литературе встречается утверждение, что Кобылины - это ветвь Ратшичей, потомков знаменитого Гаврилы Алексича. А.А.Зимин (да, кажется, и никто из серьезных историков) этой версии не разделяет. Однако явное портретное сходство между Федором Колычевым и Гаврилой Алексичем (обоих играет Андрей Абрикосов) наводит на мысль, что это все-таки так!
Три в одном и бедный Макар Васька
В фильме всё - в крайнем напряжении, всё предельно сжато. Не только время, но и люди как бы сконцентрированы - так, "брат Владимир" соединяет в себе целых трех исторических лиц: собственно Владимира Андреевича Старицкого (не отличавшегося высоким ай-кью, но все-таки вполне адекватного), родного Иванова брата Юрия (вот он как раз и был слабоумен) и частично Ивана Федорова (боярина, а не первопечатника) - именно его царь, прежде чем казнить, посадил на трон. Вся Избранная рада, более того, все окружение Ивана периода его "благого царствования" воплощены в одном Курбском. А верхушка опричнины ограничена тройкой Басманов-Басманов-Скуратов. И более никого из "видных деятелей": ни Вяземского (хотя родич его Фуников где-то болтается на заднем плане), ни семейки Грязных, ни Годунова с Бельским (впрочем, эти двое в те поры действительно пешком под стол ходили) - нефиг загромождать кадр! Но, поскольку персонаж, на которого будут валиться все шишки, все же необходим, правом фикрайтера, волевым решением я постановляю: блондинистого вихрастого опричника, читающего рэп на бэк-вокале у Ф.Басманова, признать Васькой Грязным.
Коса и борода (почти по Семеновой).
Ляп есть то, что автор имел возможность и должен был предусмотреть, но не предусмотрел в силу небрежности. Все остальное - либо отражение свойственных времени и месту представлений, либо часть художественного замысла.
В настоящее время, благодаря бесчисленным книгам из разряда "Мы - славяне", сделалось общеизвестным, что на Руси незамужние девушки носили одну косу. Знал ли об этом Эйзенштейн? Либо да, либо нет, либо может быть. Сохранились воспоминания о том, что при помощи кос режиссер "моделировал" лицо Целиковской, форма которого, на его взгляд, не вполне подходила для будущей царицы.
Кстати, кстати, уж не Анастасиины ли косы достались Феденьке в наследство вместе с подвесками?
"Бородатая" символика фильма вполне прозрачна: стараниями Петра I борода, тем паче солидная, окладистая, в отечественном искусстве прочно стала ассоциироваться с косностью. Так и у Эйзенштейна: например, он решительно отверг предложение гримера сделать старшему Басманову бороду лопатой - "это будет дворник какой-то". И вообще мужчине с объемной бородой у него никогда положительным героем не быть. Разве что Филиппу, да и того нельзя считать однозначно положительным: мужество, с каким противостоит он грозному царю, заслуживает уважения, однако сам он отстаивает удельную старину ("по старине державой владеть, с боярами власть делить"), что в мире "Ивана Грозного" - весьма серьезное прегрешение.
А вот опричников Эйзенштейн сделал поголовно безбородыми. И посмотрите, с каким изяществом решил он одним махом три задачи: 1) подчеркнул разницу поколений - безусая молодежь и старые бородачи; 2) снял вопрос, с какой это стати Федька Басманов ходит бритый; 3) сэкономил на гриме для массовки.
О бедной Федоре замолвите слово или Еще раз про сарафан
Ох, боязно ступать на эту скользкую почву - но придется.
Пещное действо (которое в реальности родилось несколько позже - уже в 17-м веке) входило в комплекс рождественских мероприятий. По фильму, тот самый пир случился вскоре после выступления Филиппа, буквально через несколько дней. Святки на Руси были временем разгульного веселья, когда по дворам ходили кудесы - ряженые в личинах. Молодежь обычно наряжалась чертями, медведями, козами, особенно часто девки переодевались парнями, а парни - девками, причем костюмы такого рода порой бывали весьма фривольными (врожденная скромность автора вынуждает воздержаться от подробностей). Так что маска и сарафан Басманова, надетый поверх обычного мужского платья, сами по себе ничем из ряда вон выходящим не являются. Другое дело - в свете известных слухов...
А вы что заметили любопытного? Подключайтесь к обсуждению!