Аннотация: Рассказы о самых страшных призраках Костромской области
Предисловие автора
Призраки... вроде бы избитая тема, отработанный жанр. Что тут можно изобрести - ходит призрак, все боятся. Дело в том, что, несмотря на огромную массу литературы на эту тему, точка так и не поставлена. Ответов на вопросы нет. Почему мы испытываем панический страх при появлении сущности, почему наша душа замирает, когда раздается стук, ведь как правило они не делают нам ничего плохого? Кстати, почему не делают - они что, добряки и человеколюбцы? Они - души, пострадавшие от человеческой ненависти, ставшие жертвами убийц. Души тех, кого подтолкнули к суициду. Они - добряки?!
Обращаюсь к читателям, которые слышали тот самый стук, вам не показалось, что стучат не в стену и не в потолок? В тот момент, когда ваша женщина вскрикивает и прижимается к вам, попробуйте определить, откуда стук. Они как будто стучат в наше измерение, пытаясь проникнуть в мир людей.
Олег и Оля - красивая пара, которой мои родители сдавали дом в деревне Сельцо (недалеко от Костромы). Олег повесился на большой березе, что растет у нас во дворе. Я видел его перед смертью - парень был весел и светился оптимизмом. Говорят, Оля стала ему изменять, но в тот момент я никак не мог предположить, что у него на душе камень. Лучше бы он выговорился. Случилось это в двухтысячном году. Естественно, сразу после этого начались проявления - касание, стук, шум, мигание электроосвещения, ощущение присутствия. Тогда я запер неприкаянный дух, вбив несколько гвоздей в дерево висельника.
Прошло восемнадцать лет и как-то я увидел - гвоздей нет! Ну, нет и нет, не ходит ведь уже, да и дом перестроили.
Мы с Кларой переехали в "сталинку" по адресу: Советская 56, что находился прямо у костромской филармонии - подкупало близкое расположение научной библиотеки. Сверху иногда пробегал ребенок, стуча подлыми ножками в деревянное перекрытие над нашими головами. Со временем привыкли. Для чего я сделал это отступление? Сейчас поймете.
Итак, мы решили провести вечер в деревне Сельцо - в нашем розовом домике... да, да в том самом. Клара, как всегда, занималась печью, а я просто сидел на диване. Сверху раздался стук, потом ещё один - более сильный. Мы не обратили внимания - привыкли.
- Клара, а ведь на верху никого нет. И справа и слева. Мы же в деревне.
Бусина бросила кочергу и прижалась ко мне.
-Олег, это снова ты?
БАХ!
Кларка вскрикнула. Это был тот самый стук в наш мир. "Может, это мышь?" - успокаивала она себя.
БАХ!!!
-Да, Клара, это мышь с кувалдой.
-Олег, хочешь песню послушать
-БАХ!
-Группу "Кино"?
-"Ласковый май"?
-"ДДТ"?
-БАХ!
-Клара, заводи!
Так, беседуя с полтергейстом, мы скоротали вечер выходного дня...
-БАХ!!!
-Там у твоего отца водка была?
-Была, но, мы, же не пьём водку!
-Я соком разбавлю, иначе не заснуть.
Клара уснула в жарко натопленной комнате, а я всю ночь слушал мышь с кувалдой, которая тщетно пыталась проникнуть в мир живых.
ИСТОРИЯ МАМЫ
Однажды по работе я зашла в один старинный дом на улице Дзержинского, где находилась редакция газеты и обратила внимание на неестественный пронизывающий холод. То же было и в следующее посещение. Я спросила у жильцов, почему на улице жара, а в квартире такой странный холод? Они рассказали, что до революции здесь повесился сын хозяина, c тех пор в этой квартире всегда холодно, а так же слышаться шаги и стук.
ИСТОРИЯ СТАЛКЕРА УНЖЛАГА
Когда мы снимали любительский фильм про Унжлаг, житель деревни Юрово вызывался отвезти нас на своём Уазике на кладбище зеков. Поездка по бездорожью была похожа на аттракцион, что вызвало бурный восторг у Клары. Когда мы приехали на место, проводник рассказал нам несколько мистических историй, случившихся здесь. Запомнилась одна.
Бригада лесозаготовщиков для охраны техники оставила на ночь сторожа. Мужчина не пьющий, положительный - можно доверить важное дело. Утром его не обнаружили в вагончике. Тело охранника нашли по следам - метрах в двухстах от лесозаготовки без телогрейки и шапки. Причина смерти - обморожение. Возможно, ночью, выйдя из вагончика, он увидел что-то страшное и побежал прочь. Подозрительных следов вокруг не было, но мужик побоялся вернуться назад - в вагон и замёрз в лесу. Признаков алкогольного опьянения не выявлено.
ИСТОРИЯ СЕРГЕЯ БАЛКАНОВА
Костромич Сергей Балканов был рок-музыкантом и классным мужиком. Он сочинял стихи и песни, был женат, пытался воспитывать сына подростка. Наш битник был молодым и полным сил, когда заболел раком. На леченье он, что называется, забил и решил уйти красиво. Первую клиническую смерть он пережил в больнице. Таких людей много, и рассказывают они примерно одно и то же.
Наш герой отделился от тела и стал перемещаться в пространстве кабинета. Потом пролетел через стену, увидел жену Веру, которая разговаривала с доктором. На этот раз он вернулся обратно и в точности описал обстановку - во что была одета жена, о чём она говорила с врачом, что делали медицинские сёстры, хотя знать этого он не мог. К сожалению, мои читатели не знакомы с творчеством Сергея, но теперь они хотя бы знают - был такой классный мужик, о котором почти никто не помнит. Любой из нас должен сделать как можно больше, чтобы не кануть в безвременье, ведь мы действительно не знаем, когда умрем. Это может произойти в любой час, в любую секунду.
ПРОДОЛЖАЕМ
Нам жалко людей, которые умерли не в постели, а покончили собой от обиды, тех, кого настигла внезапная смерть на трассе - кто не успел осознать факт своей гибели. Особенно жалко тех, кого оболгали и несправедливо казнили. Мы считаем, что они попали в рай.
К сожалению, это не так. Изучение вопроса показывает, что именно они и становятся призраками. Причём не важно, были они верующие или нет. Участь стать призраком может настигнуть даже праведника.
В начале 19 века профессор Дункан Макдугалл поставил эксперимент по определению физического веса человеческой души. Кровать умирающего разместили на очень чувствительных весах и зафиксировали вес до и после смерти. Затем определили разницу. Эксперимент провели несколько раз и установили, что душа человека имеет вес 21 грамм. Это вес трёх биметаллических юбилейных монет номиналом 10 рублей. Тем не менее, три монеты, упавшие на пол, издают довольно сильный звук. Ими можно разбить стекло.
Итак, дух обладает физическим весом, и, соответственно - физической энергией а значит, может передвигать предметы? Безусловно! Это известный факт. Механическую работу души при
наличии живого физического тела называют Психокинезом (греч ;;;; - "душа", "сердце", "дыхание"; ;;;;;;; - движение на расстоянии), то есть, когда человек усилием духа передвигает предметы на расстоянии. А если тела уже нет...?!
Конечно, мы понимаем, что призраки, полтергейст, демоны оказывают гораздо большее влияние на наш мир, чем стук, по силе равный звуку трёх упавших монет. Вы не думали, почему умершего человека начинают любить и ценить, как не ценили при жизни? Про него не говорят плохо. Что это - любовь или страх?
И тут возникает вопрос, может ли дух, застрявший в физическом мире, расти?!
Скорее всего - да. Мало того, он может не только стучать, но и влиять на события.
Именно для этого колдуны берут в качестве помощников духов и призраков.
Вспомните несправедливо убитого пророка. Сколько последствий для человечества имела эта казнь, причём, как положительных, так и ужасных! Ни это ли пример влияния духа на мир живых? И разве зря люди обращаются с молитвой к великомученикам, или предкам? Конечно, нет.
Гений ; это не только человек с выдающимися способностями. В римской мифологии Гении ; это духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих "подопечных", и определяющие характер человека или атмосферу местности. Гений места ; дух-покровитель того или иного конкретного места (деревни, горы, отдельного дерева).
Учёные Нандор Фодор, Крэйг Хамилтон-Паркер и Уильям Ролл утверждали, что причиной появления полтергейста являются девочки ; подростки в момент сексуального созревания. Таким образом, они вредят окружающим. Мне кажется, это довольно забавная теория. Понятно, что учёные признающие мир духов, подвергаются насмешкам коллег. Но, как сейчас говорят, лепить такие отмазы довольно глупо. Известный канадский изобретатель
Джон Хатчинсон справедливо заметил, что теория про озабоченных девочек - подростков не объясняет такие проявления, как смех, голоса, надписи на запотевшем зеркале.
В этой книге будет описан случай, когда дух (гений) места чуть не свел с ума огромное количество людей, случай оборотничества и другие странные вещи, которые требуют изучения. Причём нужно отметить, что русский оборотень может обращаться не только в волка, различных животных, птиц и даже земноводных, но и в палку, копну сена, клубок, камень. Перед превращением существо всегда бьётся о землю.
Прежде чем перейти к повествованию скажу, многие спрашивают, почему книга называется "Чёрные призраки Костромы", если в ней рассказывается о призраках и демонах всей Костромской губернии? Отвечу - для меня Кострома, это не только название города, это врата в мир духов, скрыпы за семью замками, источник таинственной энергии, распространяющий свое сумеречное лунное сияние на близлежащие земли, это таинственный и загадочный мир призраков и легенд. В каждом уголке Костромской земли воплощается что-то невидимое и неизведанное. Это "что-то"и называется Кострома.
Поэтому произведение называется "Чёрные призраки Костромы"
Часть I
МУНДОРО
1
Сдвинув на затылок мужнин подарок - отменно пошитый шарпан, чтобы тот не мешал целоваться, Айвика припала жадным ртом к губам своего Йошкара: "Рыжик, рыжик, как я тебя люблю! Почто мне Юмо послал тебя? Я же с ума сойду! Ты знаешь, я его бисером вышью! А шить я скоро научусь! Готовить научилась, и шить буду лучше всех!"
Кто не испытал привязанность влюблённой марийки, тот не испытал ничего. Искрящаяся веснушчатая улыбка и солнце, играющее в монетах - воистину и есть тот самый солнечный лик любви, как будто Кече сошла на землю. Не выгорит ли она с годами? Нет, такого не случится - Солнце не выгорает! "Сейчас я тебя накормлю" - она кинулась к очагу посреди большой чёрной избы и аккуратно стала снимать что-то вкусное, у Йошкара потекла слюна, и он чуть не поперхнулся: "Ужарш;р- зелёные щи! Шылпучымыш - каша с мясом!" Йошкар накинулся на угощение, как Курныж на мышонка! "Не торопись, милый, еды много" - взволнованно произнесла Айвика, гладя мужа по рыжим волосам.
На вечер было назначен сход мужчин, и Йошкару было что сказать! А пока можно поесть и подремать на длинной лавке, подоткнув под голову наполненную соломой подушку.
Йошкар сел напротив Тюлея - тот недобро смотрел исподлобья на счастливого молодожена. Не только Тюлей, но и другие мужчины завидовали рыжеволосому из-за того, что четырнадцатилетняя красотка выбрала его в мужья. Именно поэтому, все предложения Йошкара были сразу отвергнуты!
- Московия оперилась и уже не нуждается в ханском ярлыке, их князей не устраивает граница по Ветлуге - им нужны наши земли!
-Ступай к жене! - со смехом закричали молодые мужчины.
-Московия не посмеет нарушить границу, установленную великим ханом! Мы даём ему воинов! Сунутся, пошлём за Т;кан Шуром, он их на рог насадит!
-А вы вспомните, что стало с волотами! Недюжинный был народ, а закопали живьём под заунывный лепет чернецов! Да холм великий насыпали. Слышали, что в народе говорят - Василий тёмный войско на нас собирает! Нам нужно...
-В народе много что болтают! Иди к жене! Ха-ха!
-Или вы хотите, как меря, которые не только своего Велеса, но и язык предков забыли!? Мужчины замахали на Йошкара руками, и он, молча, опустился на скамью.
На следующий день в соседней роще было моление - стоя коленями на еловых ветках, Йошкар чувствовал, что взгляды, находящихся за ним мужчин, устремлены не к Поро Ош Кугу Юмо, и даже не на вдохновенного карта, а на стройную шейку его молодой жены.
После моления общая трапеза не вдохновила Йошкара. Пресный суп из потрохов жертвенных гусей не понравился избалованному кулинарными изысками молодожену, и он отказался его вкушать. Айвика все поняла и восторжествовала, ведь она уже знала, что будет на ужин, и что будет после ужина. Ей очень хотелось быстрее забеременеть и родить милого рыжика.
После моления, оживлённо беседуя, соплеменники поднимались на городище по широкой лестнице. Все были веселы, только один Тюлей понуро плелся позади - что-то терзало его душу. Сегодня была его очередь стоять дозором в главной сторожевой башне.
Огромная крутая гора, на которой находилось селение, имела два значительных уступа. На первом располагались хозяйственные постройки. На том, что выше - прикопанные избы черемис. На самом верху, парившей над Ветлугой, горы была маленькая круглая площадка с обзорной башней. Вскарабкаться по круче было было практически невозможно, так как склоны были устланы вертикальными брёвнами. Широкие лестницы спускались с одной стороны склона к благодатному роднику, с другой - к Ветлуге, с прочих сторон был глубокий овраг. Использовалась даже канатная система для поднятия грузов на нижнюю террасу. Внизу сновали лодки рыбаков.
2
Самое страшное время не полночь.
Самое страшное время - четыре часа утра!
В это время умирают больные,
Приезжают чёрные воронки,
Начинаются войны...
Айвика проснулась от густого запаха крови, гари и ужасных криков. Йошкар подскочил одновременно с женой, и сразу понял - случилось то, о чём он предупреждал! Схватив лук и колчан, он бросился к дверям, крикнув Айвике, чтобы та заперлась и никуда не выходила. В рассветных сумерках всплыла картина ужасного хаоса - десятки порубленных тел соплеменников плавали в лужах крови, а по скользкой от смерти земле носились тени наёмников московского князя с багровыми мечами в руках. Йошкар занял незаметную позицию за углом дома. В колчане было шестнадцать стрел. Вскоре пятнадцать вражьих воинов, умирая, корчилось на земле. Рыжий лучник бил в горло и глаз - ни одного промаха. Последнюю стрелу он использовал, как нож - уклоняясь от ударов, он поражал врагов в самые опасные точки, так что фонтаны крови, которые невозможно было остановить, мгновенно вырывались из ран. Наблюдая за опытным воином, воевода Иван Рун подумал: "Вот бы мне такого в отряд...". Но вот Йошкар отвлёкся - он увидел предателя Тюлея, что стоял рядом с главарём наёмников! Тут же наш герой получил сильный удар по голове! Когда Йошкар упал, воевода Рун запретил его добивать. Многие не поймут этого, но идеальный воин вызывал у Ивана столько же восхищения, сколько шумящая подвеска у женщины - как же можно нарушить это совершенство?! Посмотрев
на лежащего рыжего воина, воевода печально вздохнул и скрылся в сумерках - дело сделано, еще одна деревня черемис перестала существовать.
С тугой болью в голове очнулся Йошкар. Постепенно страшные события воскресли в памяти, и он пополз через горы тел к порогу своего дома. Мёртвая Айвика лежала на полу, платье её было порвано, а тело разрублено. В руке она сжимала шарпан, который Йошкар подарил ей накануне. Мужчина поднялся на ноги, и громкий отчаянный крик боли разнёсся над черемисской землёй.
3
-О великий хан, вот тот самый старик!
-Что ты хочешь, старый черемис?! Как дерзнул ты обратиться к великому хану?!
-О, великий Сагиб-Гирей, позволь мне пойти с твоим отрядом в Мундоро, там раньше был мой дом, а теперь от него и следа не осталось! А стоит там церковь! Мне туда надо!
-Да ты сможешь ли меч то в руках удержать? Ведь тебе почитай лет семьдесят?
-Ненависть к русам сделала меня сильнее Чумбылата!...
Иеромонах Никодим снова проснулся от постороннего присутствия - в его кельи у маленького окошка стоял призрак молодой чухонки.
-Это снова ты, дитя неупокоенное? Что же терзает тебя, дух бестелесный? Я ведь и службу пел о тебе - ничего не помогает.
Наполненное искрами лунного света призрачное существо ответило отцу Никодиму: "Я жду мужа - он придёт отомстить. Тогда мы, наконец, будем вместе и уйдём в другой мир".
Призрак говорил, не открывая рта - голос чухонки звучал в голове иеромонаха, перемешиваясь с образами далёкого прошлого, что всплывали из моря вечности. Чужой язык казался совершенно понятным, как будто он сам мог говорить на нём, становясь одним из тех, чьи души наполнили пространство вокруг деревянной церкви на Мундоровском холме.
До рассвета оставалось совсем немного времени. Скит оживал - монахи охотно собирались на молитву.
"Ну, ты оставайся, а мы пошли" - ответил Никодим и вышел за дверь.
В это время на холм со стороны оврага, объединённое чувством священной мести, взбиралось войско хана Сагиб-Гирея, на львиную долю состоящее из черемис. Первым карабкался прыткий старик, чей взгляд светился жутким огнём и пугал даже видавших виды воинов.
И вот сумеречную тишину разрезал дикий свист, и войско головорезов смешалось с толпой только что проснувшихся чернецов. Монахи смиренно принимали смерть - только вздохи слышались отовсюду. Ведь им всё равно нечем было отбиваться. Последних убивали медленно, некоторых пытали для удовольствия. Услышав возню, иеромонах Никодим не смог поверить, что случилось страшное. Но вот двери церкви распахнулись, и перед ним предстал сумасшедший старик с горящими глазами. Его одежда, руки и даже борода были в крови. Опустившись на колени, Никодим простонал: "Она ждёт тебя", и тут же острый меч пронзил худой живот иеромонаха.
Никодим посмотрел на своё окровавленное тело, потом поднял взор - перед ним стояли молодой рыжий мужчина и юная прекрасная чухонка. "Ну, ты оставайся, а мы пошли" - произнесла красавица, и великолепная пара, окруженная искрящимся туманным облаком, вышла прямо через церковную стену. Никодим понял, что мёртв, и что теперь он занял её место.
Сагиб-Гирей вошел в церковь - на полу перед иконостасом лежал убитый чернец, а в углу храма, облокотившись на меч, сидел старик. Его мёртвое лицо было полно умиротворения.
"Свершилось" - сказал хан.
4
Добредя до источника, пьяница Иван Черемисов мирно уснул под благодатное журчание прохладных струй вдали от придирок сварливой жены и вечной неустроенности всего, что окружало простого мужика. И так стало ему хорошо, что, когда с наступлением сумерек заболела буйная головушка, он, испив из родника, снова провалился в забытье, а проснулся уже в лунном свете под испещренным чудными узорами небосводом. С трудом восстановив события прошедшего дня, он руками стал искать вёдра, что потерял в лесу: "Ох, и убьёт меня Фроська окаянная! А вот и она!"
На вершине чёрного холма - на самой последней круглой площадке сновал маленький огонёк.
"Фрося, Фрося, тута я!" - закричал Иван, но никто не отозвался.
"Случилось что?" - мужик пополз наверх. И чем выше он взбирался, тем больше пробивали его похмельное тело волнение да трясучка. Наконец, попав на самую макушку таинственного места, увидел он человека в монашеском одеянии и со свечой в руке: "Иш ты, монахи что ли, завелись?"
Отряхнувшись от веток, Ванька подошел и замер рядом со старцем. Так, постояв с блаженным видом какое-то время, наш пьяница перекрестился и обратился к ночному богомольцу с просьбой: "Благослови, батюшка".
И тут монах повернулся - сквозь белую кожу его лица, наполненную серебристым светом ночного светила, проступали очертания черепа. Пустые глазницы смотрели на Ивана, будто из преисподней. Призрак поднял сухую руку и прошипел: "Ты оставайся, а я пошел". Ванька отскочил назад - на самый край круглой площадки и почувствовал, что не может двигаться. Стало как будто светлее - и этот могильный свет шел от реки. Взгляд Ивана упал вниз - из воды медленно поднимались чёрные призраки мёртвых монахов и медленно плыли вверх по крутому склону городища. Из последних сил пьяница отполз на противоположную сторону площадки и кубарем покатился вниз, обдирая лицо и руки о
ветки. Так он и скатился снова к роднику. Сбрызнув лицо водой, бедняга пополз в сторону деревни. Ужасный испуг постепенно уходил, уступая место седине в волосах ночного путешественника.
5
На окраине деревеньки Мундоро зацепились языками две бабёнки...
-Когда Фроська пузатая отправила сваво пьяницу по воду, тот прям у родника-то и уснул. Прям у купели крытой. А как замерзать стал проснулси - уже и ночь кругом. А Фроська его не ищет никогда, а всё говорит: "А хоть бы сдох где-нибудь!"
-Вот дура! Как же без мужика?! Нешто баба с родника-то допрёт?! А, из реки-то как пить - вон волосу сколько нонче?!
-Ага. И видит Ванька, на самом холме, что от ключа вверх торчит то ли свечка, толи огонёк теплится! И пополз он наверх, думат, ищут его, или ещё кой чо! Взобралси, а там...
-Што?! Што тама?!
-Монах стоит и свечу в руках держит. Ванька подходит, а то мертвец!
-Ой!
-Ванька так и скатилси с холма. Теперь седой ходит.
-Вдругорядь Петька и Степан Панкратов пошли - может то клад заговорённый?! И они видят монаха мертвого - стоит, бормочет что-то, а в руках свеча. Испужались и побёгли прочь. Потом в том месте копали, да не нашли ничего. Теперича пьют.
-А пойдём ка и мы по чуть-чуть!
-А пойдём! Праздник всё ж! Нам хоть монах мёртвый, хоть Фроськин муж, хоть чудо юдо лесное - всё едино! Лишь бы х-р у мужика стоял!
Так и ушли, смеясь - бабам всё нипочём...
Часть II
МОГИЛКИ
1
Вечно чёрный, как сажа, Иван богомолец - Никифоров сын проснулся от духоты и вещего сна. Привиделось ему под утро, будто в чёрных курганах близь ручья, что в полумили от его родной деревни Михеево покоится ни кто иной, как свят Наум, и факт сей может принести ему - Ивану исцеление от тяжелой подагры, которая периодически мучила его на протяжении пяти лет. Чего только не делал Иван - держал долгий и трепетный пост, исповедовался и ходил каждое воскресенье в церковь, что находилась в селе Григорцево. Даже когда не было попутной подводы, ковылял он по пыльной дороге, опираясь на клюку к господнему причастию, за что был и прозван богомольцем. А боли бывали многодневные, затяжные и несносные - большой палец опухал и скрючивался. В такие минуты он просто не знал, куда девать ступню!? Касаясь простыни, она начинала нестерпимо ныть, и прогоняла благословенный сон. "Пожалуй, легче просто постоять посреди избы" - так он и стоял часами в темноте, пока желание спать не становилось сильнее боли - только тогда он мог обрести забвение на несколько часов.
И вот, разбуженный призрачной предрассветной надеждой, поковылял он погожим летним утром 1843 года прочь из избы прямо к заветным холмикам у ручья. Руками разрыл чёрную землю и, закопав в неё ступню по щиколотку, стал сидеть. Было хорошо - перед его взором в первых лучах восходящего солнца искрилось вспаханное поле, позади журчал благодатный ручей.
Целый час он пробыл на Могилках, то ложился на спину, то вновь садился, чтобы ещё раз полюбоваться окрестностями деревни. Зазвучала барабанка - то наяривал полоумный пастух по прозвищу Цицерон. Погнали скот, и Ивану вдруг сильно захотелось молока. Гонимый сильным желанием парного, богомолец направился назад в деревню, но внезапно понял - что-то не так! Ваня посмотрел на ногу
- опухоль заметно спала, а боль куда-то улетучилась - и вправду, свят Наум помог!
В воскресенье чистый и вымытый Иван богомолец Никифоров сын предстал перед прихожанами григорцевского прихода совершенно здоровым, вызвав тем самым бурю эмоций у православных! Он в самых ярких красках описал и сон, и чудесное исцеление, так что после службы все направились на могилки. Были тут и больная девка Агафья, и хромой Пётр, и несносная Кузьминишна, вечно плюющая по сторонам. Впереди процессии бодро шел сам Иван, да известная своими откровениями и пророчествами кликуша Марфа.
Юродивую допустили первой - катаясь меж холмиков, она впала в полное забвение, а потом вдруг вскрикнула: "Варвара! Тут лежит преподобная Варвара!"
-Тьфу на тебя! Какая Варвара? - сплюнула Кузьминишна.
-Известно какая! Ни тебе чета! - рявкнул хромой Петр
Остальные тоже закричали и стали пререкаться. В этот момент девка Агафья тихо приблизилась к могилкам и с трепетом легла на один из холмиков, раскинув руки, и уткнувшись перекошенным лицом в чёрную землю. Наступила тишина.
И тут случилось ещё одно чудо - когда девка Агафья медленно поднялась, все увидели, что она абсолютно здорова и к тому же недурна собой.
Тут началось! - хромой Пётр, как обезумевший крот, кинулся разрывать погребение, всё больше углубляясь в чёрный грунт. Все остальные бросились следом - землю насыпали в подолы - многие ели и втирали в тело. Кузьминишна не успела даже плюнуть - она была тут же опрокинута на пашню. Юродивая продолжала неистово орать.
На следующее утро на Могилках собралась гудящая толпа, количеством около ста человек. Прошел слух, будто ночью здесь видели мерцающие огоньки - верный знак! Люди молились на место, клали земные поклоны, лежали на земле и набирали оную в подолы и рубахи. Одни уходили, но на смену тот час приходили новые
страждущие. К вечеру народу ещё прибавилось. На третий день, когда толпа возросла до трёхсот человек, откопали человеческий череп. Распорядители Могилок - богомолец Иван, хромой, но уже в меньшей степени, Пётр и, заметно похорошевшая, девка Агафья послали за вёдрами.
Богомолец держал череп, Агафья и Марфа поливали кости водой, Пётр распоряжался очередью, а остальные ловили слитую воду кто вёдрами, кто в ладони, чтобы напиться да плеснуть на себя. Марфа всё время выкрикивала страшным голосом цитаты из откровения, тем самым усиливая эффект. Среди беснующейся толпы показался пастух Цицерон. Он бросил стадо и протискивался к Могилкам в надежде обрести побольше ума, чтобы найти себе жену.
Так продолжалось до зимы, в результате чего место превратилось в скопище бесформенных ям.
Богомольцам всё же приказали зарыть череп обратно, и они с неохотой послушались властей. Но интерес продолжал возрастать. Многие говорили, что от той земли пахнет ладаном. И весной, как только оттаяли поля, безумное паломничество возобновилось с новой силой. Люди ехали со всёй губернии. Нерехтские коробейники и торговцы харчами имели от этого немалую прибыль. Каждый вечер они гуляли в местных кабаках. Обозы с харчами и выпивкой тянулись в Нерехту, еле поспевая обеспечить страждущих всех мастей.
Как-то утром в предрассветных сумерках на улице мерьской Нерехты появился безумный бородатый мужик в жилете и высокой бесформенной шапке - он дико кричал. Люди стали высовываться из окон, и постепенно вокруг крикуна собралась огромная толпа. Безумный мужик невеликого роста, вскинув руки, громогласно возвестил народу, что мощи вышли из Могилок и теперь висят в воздухе! Бежали почти все. Бежали долго, так что у многих болело в боку. Увы, в воздухе ничего
Следуя через Нерехту, костромской губернатор Николай Иванович Жуков увидел, как местная толпа таскает по улице невеликого роста мужика. Доехали до урядника: "Что же у вас за безобразие на улицах?!" Тут урядник и поведал губернатору о безумии, которое обрушилось на его маленький, уютный, купеческий городок. Николай Иванович слушал урядника и всё больше выпучивал глаза. Наконец, в полном негодовании, приказал он отправить на Могилки людей, завалить место деревьями и поставить охрану. Приказ был выполнен незамедлительно.
Пройдя Михеево, солдат Моросейко повернул в нужном направлении, чтобы сменить караульных у места "Могилки", заваленного на днях деревьями. В поле находилось большое количество людей, которых не подпускали к ямам. Взоры страждущих были обращены к Могилкам - люди крестились и клали земные поклоны. Подходя ближе, Моросейко ощутил холодную дрожь во всем теле. Караульный Фёдоров с нетерпением ждал и переминался с ноги на ногу. Но как только произошла смена караула, Моросейко упал на землю и пополз под деревья. Фёдоров вернулся. Тщетно пытался он извлечь из под завала беснующегося приятеля -Моросейко рычал и сопротивлялся. Подбежали богомолец Иван и Пётр. Сообща они вытянули солдата. Лицо Моросейки было искажено гримасой. Он пришел в себя только после того, как его обрызгали из фляжки. Оказалось, солдат был не крещён.
2.
(В объятиях демона)
Через вспаханное поле к найденному неделю назад таинственному и уже забытому месту с названием "Могилки", медленно шли двое - медиум Виктор и его помощник Бегунков. Глубоко в архивах им посчастливилось отрыть старую легенду, а сегодня предстояло проверить, насколько она достоверна в эзотерическом плане - содержит ли данное место духа, способного свести с ума целую толпу людей.
Место "Могилки" до настоящего времени сохранило на себе отпечаток безумия. Это был уродливый островок бесформенных ям, беспорядочно поросший крапивой и деревьями среди всеобщей благодати этих мест. При заходе в эту кошмарную рощицу, любому человеку становилось не по себе.
Расставили аппаратуру и начали сеанс. Виктор, встав на колени, стал дышать через нос, издавая при этом низкий звук, направляя пульсации в лобную часть своего мозга. Постепенно он вошел в глубокий транс и заговорил чужим голосом - камеры фиксировали происходящее.
ПРОСМОТР ВИДЕОЗАПИСЕЙ.
Первая видеозапись - ночь.
"Низкий поклон вам, кудесники! Плывите по чёрной воде (рычание). Мы любим тишину. Мы устали от колокольного звона. Мы зовём вас. Здесь стояло то, что принадлежит нам! Вы закрыли нас своим деревом и срубили его. Из этого вы сделали себе крест - это и есть дерево до самого неба, где находится ваш Иерусалим. Там большая книга, от которой вы сошли с ума. И жемчужина на поле вечности - она растёт, и скоро вы задохнётесь. Вы копилка на четыре стороны уходящая на восток, восток востока и восток востока востока. Ешьте землю с моих курганов - я ваша страна! Я ваша преисподняя. Я святой над всеми святыми! Я зелёная краска, которой вы краситесь перед тем, как сдохнуть. Я жил... один год, шестнадцать дней я спал здесь на пуховой перине. Я закрыл веки, а вы хотите их открыть".
Тело Виктора изгибается до неестественного состояния, суставы хрустят, зловещий сардонический смех прерывает вещание загробного существа.
"У меня растут рога из моих пальцев хррррр, хррррр... И эти деревья и это все надо мной и шестнадцать километров в четыре
стороны в каждой по четыре. Вот так машу этой всей чудесной (неразборчиво) ради вас! Что вы знаете о ваших святых? Они знают про вас все. Закопайте меня! Посмотрите, какой я красивый! Как крокодил. Хррррр, хррррррр... Вы думаете, что я в тени? Я святой, я на большом свету. Я оседлал луч. Идите ко мне, богатыри! Идите ко мне, неваляшки. Я вырасту через вас, я в каждом из вас. Ко мне неваляшки. Ко мне, тараканчики. Вот мой пупок. За что вы это сделали со мной? Почему вы разрезали мой живот, оторвали мне голову? Твари! Зачем мне фонарик, если я не могу встать? Думаете, легко понимать что ты не встаёшь?
Кашель, хрип, рычанье, хрюканье...
Я доберусь до вас, твари! Я заставлю вас поверить в то, чего нет!
Катание по земле, сопровождаемое рычанием.
Вот он идол - это кукла! Вот он, возьмите его. Вот они, ваши вершки! Видите, какой он красивый - с гребнем на голове, как вы хотели! Унесите его в сокровищницу, обмажьте глиной, достаньте через шестнадцать с половиной лет. Я сделал его для вас. Я все знаю, все вижу. Вот - шестнадцать километров. Четыре - туда, четыре - туда... Вот он красивый. Вот он растет. Нате, вот вам кость! А вообще я добрый. Да, я добрый. Вот они все ходят и думают - я такой!
А другой - нет, я такой! Я все вижу! Это то, что вам надо. Это то, что вас объединит. Посмотрите - там бегают вокруг неё. А те, вокруг неё. А прочие говорят - вот эти не бегают, их надо в первую очередь убить. Я добрый. Я хочу прокатиться на маленькой тележке и не могу. Вы придите ко мне и всё, я вас успокою - на раз. Зачем вам все это? Я понятно говорю?"
Медиум начинает говорить на непонятном, сложном для произношения языке.
Спустя несколько минут помощник выводит медиума из транса. Делятся впечатлениями.
Следующая запись - дневной сеанс.
Тот же суровый голос:
"Тюремное окошко и белый дым. Я - священный старик. Я молился здесь четырём котлам, в которых варилась похлёбка для вас, твари! Вы сказали - убирайся из города Иерусалима! Чем вы больше пьёте смерть, тем дольше живёте. Вы - мухи Сатаны".
Пророчество о смене власти зимой.
На вопрос: "Ты можешь исцелить?"
Исцеляются го*ном! Я могу все! Смотри!"
Внезапно высоко подпрыгивает и повисает на осине в метре от земли. Через мгновение начинает неестественно быстро карабкаться вверх. Бегунков кричит, Виктор приходит в себя и спускается вниз. Делятся впечатлениями.
Третья видеозапись - ночной сеанс.
Другой голос - спокойный. Говорит тихо, спокойно, еле слышно. Различимо не всё.
"Он давно здесь, а я недавно. А до него был другой - вот он был действительно давно... все козыри и джокеры придуманы до вас, только назывались по-другому.
Идет такой с торбочкой по дороге - не подходи к нему. Я один раз подошел, а это оказался не тот, о ком я думал...
Как хорошо иметь тело..."
Помощник Бегунков начинает задавать вопросы.
- Может кто-то сделать, чтобы вы ушли?
-Куда мы уйдём, если у нас нет дома? Вы же нас видите не так, и мы кривляемся. Раньше мы были плохие, теперь хорошие. Вы настолько не понимаете, кто мы, что мы порой сами не понимаем, кто мы такие. То мы предстаём перед вами святыми старцами, и вы говорите: "О! Это святые старцы на облаке!" А нам смешно.
До этого вы думали, что мы духи земли. И мы струимся. А вы говорите: "Вот они - духи земли!" А до этого мы были "Плач неба". И вы такие: "Плач неба, приди к нам, не то наш колос иссохнет". И мы одаривали вас своей милостью, чтобы ваш колос взошел. Это же просто нелепая чушь!
А до этого мы были зверьми. И вы говорили: "Звери, звери, отдайте нам свою жизнь и свою кровь!" И мы такие: "Дааа, мы звери!"
Какие же мы звери? Звери же другие! Почему мы должны гонять для вас зверей? Сами гоняйте зверей! И кушайте и кровушку пейте из чашечек: "Кровушка богов! Звери - боги!"
А кем мы были до этого? Духами камышааа... Вот оно - болото! Оно вызывает страх у всех нас! Там живут духи камыша! И мы такие: "Дааа. Мы духи камыша!"
А завтра мы кем будем для вас? Циферблатом?!
-Что вы думаете о православии?
-Православием мы были, всем мы были. Вот он решит, что нас нужно отпустить, что вы придумали что-то новое, мы должны быть для вас этим новым. Последнее, что помню, это циферблат.
-Вас много, или вы один?
-Мы не существуем в предметном мире, поэтому это не применимо к нам. Как вы решите. Решите, что много - будет много. Решите, что я один - буду один.
-Добро и зло существуют?
-Как же, куда без них деваться. Вы начали свой путь с этими понятиями. Их не будет и вас не будет.
- А добро это на самом деле добро?
-А как же! Добро это добро, зло, это зло.
-А что такое добро?
Так ведь этого никто не знает. Для вас должно быть всё просто. Давай я скажу тебе так - добро, это не совсем добро.
А ты скажешь: "Я читал книги, и там это добро". А я говорю - это не добро, и ты не можешь дальше жить. Вы так придумали. На самом деле это не вы придумали (переходит на шепот). Это придумано вместе с вами. На самом деле вы вообще мало что придумали.
-А зачем мы вообще живём?
-Так вы же очень важны для него. Вы настолько важны, что мы иногда недоумеваем, почему мы должны изображать для вас каких-то пап римских? Почему мы должны заживо себя хоронить? А нам говорят: "Так надо, обслуживайте". Ты думаешь, почему вас многие не любят? Потому что он заставляет нас служить вам. Думаете это настолько... (не может подобрать слово) думаете это настолько... желанно?
-Вы не хотите нам служить?
-А разве у нас есть выбор?
-Если он нас любит, почему у нас так все плохо?
-Если у вас будет плохо, вы сразу почувствуете. Не дано понять этот замысел никому. Мы просто существуем, и нам бывает очень хорошо. Смеется.
Я просто давно не видел вас. Если вы придумаете великолепную колесницу, и нам прикажут быть колёсами. А кто-то скажет: "А я не хочу, чтобы это стадо на мне ездило". И всё... сиди там. Кто тут
сидел и говорил: "Я сейчас его выпущу!" Этот медиум! (вероятно дух не видит Виктора, потому что находится в нём) Куда он меня выпустит?! В усреднённое пространство?
-Вам здесь лучше?
-А выбор то где? Да я и не здесь уже. Мне тут с километр-то не проблема. Мне это нравится.
-Быть здесь?
-Первое время ты отдыхаешь, второе настраиваешься. Потом на что-то надеешься, что тебя куда-то... а потом, когда тебя забывают, это не очень. А вот о вас он помнит - обо всех. Тут он всё помнит.
-Вы можете сказать, что будет дальше?
-Со мной - нет. А вы и сами знаете, что дальше будет с вами. Вы боитесь только несчастного случая, а все остальное понятно и так. И гаданий здесь ненужно. Человек живет. Мы примерно понимаем, сколько он может прожить. Работает, ему дают за это деньги. Мы понимаем, как он будет жить. Он имеет определенный характер, и мы понимаем, как он этим характером будет пользоваться - будут его любить, не будут его любить. У него есть какие-то способности, которые определяют его возможности. Единственное, чего вы боитесь - это несчастный случай.
Конец записи.
Ближе к рассвету стали собирать рюкзаки.
Освещая дорогу фонариками, медиум Виктор и его помощник Бегунков удалялись в сторону деревни Михеево. Им вслед из кошмарной рощицы смотрело несчастное существо из тонкого мира, навечно привязанное к одному из мест загадочной Костромской земли.
ЧАСТЬ III
ВСТРЕЧНЫЙ - ПОПЕРЕЧНЫЙ
Учёные утверждают, что любовь - это болезнь, но никто не будет отрицать, что есть пары созданные друг для друга. Как правило, им завидуют, не понимая, что чувствует такой неразлучник, когда отнимают его душу пусть даже на несколько дней! А если... несколько лет?! Тогда сумасшедшая тоска постепенно съедает всё живое в груди, освобождая место нежити. И вот исхудавшая женщина с потухшим взором идёт домой - что-нибудь поделать и лечь поскорее спать, ведь тогда ей приснится муж. Сказано: "Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два - одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть".
И вспоминает она, как сердце замирало перед первым свиданием, как гордилась перед подругами - какого парня отхватила, но, не успев родить плоть от плоти, потеряла своего любимого на семь лет. Солдатка - ни вдова, ни мужняя жена.
Отец Ивана - отставной военный из крестьянской семьи, после верной службы получил ряд привилегий и обосновался здесь - на Запрудне. Старший сын, видя, в каком почёте пребывает его отец, довольно охотно пошел в рекруты, не смотря на то, что очень любил свою молодую жену - Марью. Ваня уже тогда, благодаря своему трудолюбию, жил отдельно от семьи. Зарабатывая по пятьдесят рублей в месяц, он снимал двухкомнатную квартиру в каменном доме с отдельным входом и надворными постройками за четыре рубля в месяц, хорошо одевался, не пил и был завидным женихом.
Свадьбу сыграли честь по чести, вот только, когда к алтарю ехали, встал у них на дороге высокий человек в чёрном дорогом пальто. Лицо гладкое, будто восковое, и смотрит на невесту пристально. От этого взгляда лошади на дыбы встали, а когда друзья жениха бросились прогонять встречника, тот вдруг пропал, только вихорь сиганул меж копыт и скрылся за обочиной. "Не к добру это" - сказал ямщик.
Ровно три месяца была счастлива Марья - ушел Иван в рекруты, и стала она ждать.
Тех три месяца, как один день пролетели, а потом настали бесконечные дни...
Прошло четыре года, почувствовала Марья, что жизнь не мила ей стала - хоть в петлю. И вот - под Рождество решила она гадать - то в зеркало смотрела, то воском капала, то на перекрёсток ходила. Привиделось ей, что муж скоро вернётся. И вернулся он той же весной.
Пошла за дровами во двор, дверь открыла - стоит на пороге - не заходит! Померкло все в глазах, и сползла на пол. Чуть в себя пришла, а он всё стоит.
-Что, ты, родной, не заходишь в дом? Прошу тебя, заходи.
Тот переступил порог и поднял жену с пола. Марья кинулась было кормить мужа, а он сразу в спальню ведет. Ведет и прихрамывает, и глазик то у него с поволокой. Долго и страстно утешал он жену. Потом за столом сидели - всего наготовила: и щей, и лепёшек, и прочего едева. И говорит муж: "А знаешь, какие дивные страны есть на этом свете? Знаешь, как интересно там люди живут? Я ведь могу показать тебе это!"
-Да на что мне это всё, главное, ты, любимый, вернулся! Давай к родителям, что ли, сходим?
-Не хочу, чтоб меня хромым видели.
Сидят дальше, и муж снова говорит: "А знаешь, как некоторые музыканты на фортепианах играют, а иные - на скрипке! Хочешь послушать?"
-Да на что мне эта музыка, от нее только голова разболится. Давай хоть через несколько дней к родителям сходим?
-Не хочу, чтобы знали, что я раньше времени вернулся - не дослужил до конца! Не говори никому.
Тут он подошёл к новенькой шинели и достал из кармана маленький свёрток. Глядь, а то кольцо золотое с красным камнем! Подает его Марье: "Это тебе, за то, что ждала долго и дождалась".
Увидела Марья кольцо и обомлела - ведь от роду она ничего подобного в руках не держала: "Да ведь оно тышшу рублей стоит!"
"Гораздо дороже" - ответил муж.
Прошел месяц. Иван из дома почти не выходил, а лишь денег давал. Днём счастливая Марья покупала наряды, книги, и, конечно, самые лучшие яства, а вечером они вкусно кушали и любили друг друга. Иван сильно изменился. Из простого работящего парня он превратился в задумчивого мечтателя и страстного любовника. Он читал вслух книги и рассуждал о непонятных для супруги вещах.