Андрей Коновал : другие произведения.

Ангелы На Крыше Бара "Звездный"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отпечатанный на принтере, заклеенный наполовину рекламой цирка-шапито листок формата А4 на столбе крытой автобусной остановки обращался ко "всем, кто неравнодушен к дням минувшим, кому близки идеи Солженицына, Окуджавы, Аксенова". При более внимательном изучении воззвания стало ясно, что это не политическая листовка, а приглашение на спектакль "Странные дни" театра-студии "Птица". "Посвящается всем тем, кто жил в Советском Союзе", - гласила афиша...

  Я жил в Советском Союзе. А потому, вместе с компанией в шесть человек, тоже 'родом из СССР', не знавших, как более экзотично убить воскресный вечер, в 19.00 мы были в указанном месте: на 40 лет Победы, у здания, где располагается бар 'Звездный', но только с другой стороны.
  
  Преддверие
  Здесь уже шел перформанс. Перед небольшим скоплением молодежи (исключение составил только бывший директор ГТРК 'Удмуртия' Олег Шибанов с супругой) мальчики и девочки старшего школьного и студенческого возраста на бетонных ступеньках на фоне кирпичной стены поочередно читали стихи Мандельштама, Бродского, Маяковского, Есенина. Красивые слова о свободе ударялись в стены стоящего напротив здания и звонким эхом откатывались назад. Особенно трогательно в этом шоу смотрелись кеды на ногах молодых людей. Казалось, сработала небольшая машина времени, и это полумаргинальное пространство на задворках Сбербанка и бара 'Звездный' переместилось в конец 80-х.
  Среди присутствовавших нами внезапно была узнана Светлана Шанская - когда-то артистка театра 'Молодой человек', а теперь, как выяснилось, уже более восьми лет режиссер и руководитель молодежного театра-студии 'Птица'. Светлана тоже читала стихи. Публике меж тем раздали размноженную на ксероксе аннотацию к предстоящему спектаклю. Она гласила: 'Это попытка дать возможность всем нам еще раз подумать о свободе собственной мысли, ведь все слышнее звучат голоса тех, кто требует 'сильной руки' и 'железной дисциплины' как альтернативы гласности и демократии... Голоса эти принадлежат сановникам, которые держат в кабинетах портрет Путина, дома хранят сталинские 'цитатники'. Наведение 'железного порядка' в переводе на общедоступный русский язык означает: восстановление 'троек', расстрелы без суда и следствия, возвращение к пыткам в подвалах следственных тюрем, возрождение ГУЛАГа и 'психушек', царство тайной полиции и пр.'.
  Но вот наступило 19.17 - время, заявленное в афише спектакля (видимо, это был намек на революцию 1917-го), и всех пригласили в миниатюрный 'самодельный' зал на третьем этаже, обладавший, впрочем, почти всеми атрибутами настоящей театральной площадки (софиты, кулисы).
    []
  Спектакль
  'Странные дни' произвели странное впечатление. Ребята играли хорошо. Временами было очень смешно, временами (там, где положено по замыслу режиссера) - почти грустно. Но не покидало ощущение какой-то искусственности. Смонтированный из этюдов на темы реалий советского прошлого (проработка 'несознательного' на комсомольском собрании, занятие в детском саду на тему 'Кто такой дедушка Ленин' ) и бардовских песен того времени (Галич и др.), этот спектакль был бы вполне уместен в период ранней перестройки. Современная реальность настолько усложнилась, а последствия революционного процесса конца 80-х-начала 90-х оказались так разрушительны, что лобовое противопоставление коллективистского начала и индивидуальной свободы в пользу последней выглядит сегодня почти так же фальшиво, как советская пропаганда.
  Правда, финал представления искупил все. Помещенных в психушку диссидентов (персонажей заключительной сцены спектакля) облачили в смирительные рубашки - просторные одеяния с длинными рукавами, - которые придавали артистам сходство не то с толпой печальных Пьеро, не то стайкой потерявших крылья ангелов. Про ангелов оказалось правильнее - попрощавшись со зрителями, пациенты 'психушки' один за другим вышли... в окно. Те из зрителей, кто не побоялся последовать за ними, оказались на мокрой крыше здания. Здесь, на ветру, заставившем дрожать зрителей и раздувавшем одежды ангелов-диссидентов, и закончился спектакль 'Странные дни'. Такого талантливого соединения традиционного театра с 'хеппенингом' (жанр из арсенала 'contemporary art') я в Ижевске еще не видел.
    []
  О свободе и массовом сознании
  Светлана Шанская была явно довольна тем, как прошло представление. С тех пор, как десять лет назад я видел ее в спектаклях Столова, она почти не изменилась.
  - Светлана, почему Вы перестали работать в 'Молодом человеке' в качестве актрисы?
  - Я просто выбрала работу с собственным коллективом. Мне это показалось интереснее. А театр 'Молодой человек' я очень люблю до сих пор. Не перестаю следить за его творчеством. Правда, последний их спектакль по Гоголю я еще не видела.
  - Вы режиссер театра-студии 'Птица', а как официально называется Ваша должность?
  - Официально моя должность звучит ужасно длинно - я педагог дополнительного образования клуба 'Сатурн' в муниципальном образовательном учреждении 'Центр образования детей'.
  - С чем связан такой странный выбор тематики сегодняшнего спектакля?
  - Что тут странного?
  - Весь пафос этого проекта был бы более уместен лет десять назад.
  - Вам показалось, что было пафосно? Мы, наоборот, старались, чтобы не было никакого пафоса. Что касается сверхзадачи, в спектакле ставится проблема массового сознания, проблема того, как человек в толпе меняется. Разговор шел о тех единицах, которым действительно нужна свобода. Большинству наш спектакль будет не нужен. Скажут, что это все пафос, что это все давно прошло и надо забыть. Я считаю, что мы все слишком быстро забываем. Вот пионерию кинулись восстанавливать... Все по новой может вернуться.
  - Почему бы не выбрать другие, менее одиозные сюжеты, на ту же проблематику? Режиссер Шанская читает Губермана []
  - Может быть, мы не нашли чего-то другого. Хотя много читали. Это не только идеологическая попытка, но и театральная, - попытка импровизационного театра. Спектакль состоит из кусочков самостоятельных режиссерских работ ребят. Я постаралась как можно меньше влезать, придумывать, просто соединила их, слила в единое целое.
  - Каков возраст ваших актеров?
  - В основном 18 лет. У вас создалось ощущение, что они очень маленькие? Просто у девочек лица ненакрашенные, естественные.
  - Один из ваших артистов, если не ошибаюсь, был активным участником недавнего митинга против войны в Чечне. Вы тоже против этой войны?
  - Нет, я не могу категорически заявить, что я против. Просто не знаю. Терроризм - это такая проблема. Ее как-то надо решать.
  - Вы участвуете в каких-либо конкурсах?
  - У нас за плечами есть тяжелый груз фестивалей, на которых нас иногда сильно ругали, но иногда мы привозили самые высшие награды. Так, в 1999 году мы взяли гран-при в Тобольске на Первом региональном фестивале детских театров 'Сибирская сказка', в 2000-м - гран-при фестиваля в Москве. Обошли там даже Гнесинское училище. У нас первое место в Чехии на Международном фестивале 'Хрустальный колокольчик-2000'. В этом году в Москве завоевали специальные призы за авторский спектакль 'Полетаем!'.
  - Что значит 'авторский спектакль'?
  - Спектакль наподобие того, что вы сегодня видели: сценария нет, все сочиняется импровизационно. У нас есть авторский спектакль 'Давайте восклицать' по Пушкину и Окуджаве, это наш самый любимый проект. Всего в репертуаре спектаклей тридцать, но это если брать с младшей группой. Каждый год мы выпускаем в худшем случае по два спектакля. У нас также есть программа миниатюр, которые мы гоняем, чтобы заработать деньги. Нас приглашают выступать в профилактории и санатории. Дай бог, чтобы еще приглашали. А постоянная площадка находится здесь.
  - Творческие планы?
  - Планов много. Прежде всего - это Шекспир. 'Сон в летнюю ночь'.
  - У вас 'свой' зритель?
  - Да. Но сегодня пришло много незнакомых. Видимо, пришли по объявлению.
  
  Сила искусства
  Какие бы цели не ставила Светлана Шанская в своем спектакле 'Странные дни', у моих знакомых, которые 'пришли по объявлению', он вызвал скорее ностальгические настроения по поводу советского прошлого. Это явно проявилось в том, что они купили портвейн, консервы с килькой в томатном соусе на закуску и поехали употреблять все это 'на квартиру'. Кстати, поехали они туда на Аudi.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"