В мой адрес иногда приходят письма, в которых есть просьба посмотреть и отредактировать тексты песен.
Это навело меня на мысль написать небольшое РУКОВОДСТВО "по пользованию", обобщив характерные ошибки и недочёты начинающих поэтов-ПЕСЕННИКОВ. В последнем словосочетании ключевое слово второе - песенник. Именно к ним и обращена моя публикация. Априори подразумевается, что поэтические навыки ими уже приобретены. Также я немного коснусь и работы музыкантов с текстами песен.
Итак, вы решили попробовать сочинить стихи и хотите, чтобы они стали ПЕСНЕЙ. Если вы сами не играете на инструментах, не работаете с муз. программами и сами не сочиняете мелодии, то вам надо ОЧЕНЬ ПОСТАРАТЬСЯ, чтобы ваш текст привлёк внимание музыкантов.
Как известно, для того, чтобы песня стала более-менее приличной - надо сойтись ПЯТИ составляющим. Это ТЕКСТ, МЕЛОДИЯ, АРАНЖИРОВКА, ИСПОЛНЕНИЕ и ЗВУК ( работа звукорежиссёра ). И если хотя бы один из этих факторов выпадает по качеству, то конечный результат уже не будет такой привлекательный. Так что хороший текст - это только 1/5 часть залога успешности песни. Один человек редко обладает таким талантом, знаниями и качествами, чтобы в одиночку "сотворить" достойную песню. Поэтому, как правило, в этом процессе задействовано несколько людей. Но и в этом случае далеко не всегда удаётся достичь нужного результата.
Да вы и сами знаете - песни пишутся тысячами штук, а приличных получается очень мало. Хотя на нашей "эстраде" чего только не услышишь... Но тут уже чистая коммерция, очень далёкая от искусства - заноси немереное "бабло" на радио и ТВ - и твоя песня будет звучать из всех "утюгов"... Многие современные исполнители и музыканты экономят или просто не хотят "завязываться" правовыми отношениями с поэтами..., и как следствие, "самописные" тексты иногда бывают просто ужасающими - по смыслу, по ритму, по фонетике.
Итак, давайте поговорим об одной составляющей части песни - ТЕКСТЕ.
Стихи и песенный текст, как говорят в Одессе - две большие разницы. Это как в живописи создавать произведения на холсте и на стене дома ( граффити ), требуются разные инструменты и используются разные приёмы и законы жанра.
Итак, прежде всего вы должны ПОДАТЬ свой товар ( текст песни ) "лицом", и ВНЕШНЕ он должен выглядеть ПРИЛИЧНО. Грамматические ошибки легко увидеть в специальных редакторах. Знаки препинания - это просто головная боль, но и здесь не всё так безнадёжно, надо только приложить усердие и внимательность... Каждую новую поэтическую строку начинайте писать с большой буквы - это общепринятый элементарный "этикет жанра".
Обычный формат звучания песни должен занимать время от 2 мин. 30 сек. до 4 мин 30 сек., хотя могут быть и отдельные исключения. Такие рамки времени обусловлены особенностями слухового восприятия человека и форматами эфира на радио и ТВ.
Вот несколько примеров стандартного построения песни, хотя могут быть и другие структуры :
Иногда практикуется "сдваивание" первого куплета. Допустим, в первом куплете 8 строк, а во втором и, если есть третий куплет - 4 строки. Это способствует более полному раскрытию темы песни уже в самом начале.
Вы сами можете рассчитать примерное время звучания будущей песни, исполнив её слова. Учитывая, что ещё будет музыкальное вступление ( до 15 - 30 сек. ) и проигрыш ( обычно перед заключительными припевами ), то можно смело приплюсовать ещё одну минуту на "чистую" музыку.
Если вы не сочиняете текст для романса или баллады ( там припевы, как правило, отсутствуют ), то обязательно САМИ ВЫДЕЛЯЙТЕ припев. Не делайте так - написали просто пять-семь четверостиший ( строф ) и пусть потом сам музыкант выискивает - из какой строфы "слепить" припев. Это неправильно !
Припев - это ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ песни и именно ему надо уделять наибольшее внимание. Должен "цеплять" именно припев. Его смысловая нагрузка должна объединять всю песню. И в то же время - в припев не рекомендуется вносить какую-то новую информацию и отдельные детали, для этих целей существуют куплеты. Если в куплете очень важен смысл, то в припеве уже важнее музыкальная сторона.
Название песни ЖЕЛАТЕЛЬНО отображать именно в припеве. Поэтому с названием песни определяйтесь только после сочинения припева. Хотя есть и исключения из этого правила - в припеве просто иногда структурно ( из-за стихотворного размера ) нет места для прописывания задуманного названия. В этом случае идея названия песни должна прозвучать в куплетах НЕОДНОКРАТНО.
КРАСОТА припева не в последнюю очередь достигается СМЕНОЙ РИТМА относительно куплетов. Поэтому я рекомендую в припеве менять не только количество стоп ( слогов ) по сравнению с куплетом, но и менять сам размер ( метр ) стиха.
Для наглядности приведу два примера. В первом примере куплет и припев отличаются только количеством стоп при одинаковом метре. В нашем случае это ЯМБ - двухсложная стопа с ударением на втором слоге, и в стихотворной строке - с ударением на чётных слогах ( гласных ) 2-й, 4-й, 6-й, ....
___________________________
Фрагмент КУПЛЕТА ( ямб ) :
Зашторено окно,
Открытое вино,
Но я пьяна совсем не от него...
Фрагмент ПРИПЕВА ( ямб ):
Тебя люблю, поверь, живу
Одной твоей любовью...
____________________________
Чтобы было ещё нагляднее, я обозначу ударные гласные буквы вертикальной чертой ( I ), а безударные гласные горизонтальной ( - ).
Теперь те же самые фрагменты перепишем уже символами:
____________________________
Фрагмент КУПЛЕТА ( ямб ):
- I - I - I
- I - I - I
- I - I - I - I - I
Фрагмент ПРИПЕВА ( ямб ):
- I - I - I - I
- I - I - I -
____________________________
Эту песню "Тебя люблю" можно послушать здесь:
http://www.realmusic.ru/songs/1279893
В следующем примере ( ниже ) меняем уже сам метр стиха. В куплете применяем АМФИБРАХИЙ -
это трёхсложная стопа с ударением на второй слог ( - I - ), и в строке с ударением на 2-й, 5-й, 8-й,.... слоги ( гласные ).
В припеве же используем ХОРЕЙ - это двухсложная стопа с ударением на первом слоге ( I - ) ,
и в строке с ударением на нечётных слогах ( гласных ) - 1-й, 3-й, 5-й, 7-й,...
____________________________
Фрагмент КУПЛЕТА ( амфибрахий ):
Сегодня волшебная ночь,
Дурманом блаженство разлито...
- I - - I - - I
- I - - I - - I -
Фрагмент ПРИПЕВА ( хорей ):
Обними меня, возьми...
От любви с ума сведи !
I - I - I - I
I - I - I - I
____________________________
Такая смена метра изначально придаёт контрастность припеву и немного облегчает музыкантам задачу сочинения более яркой относительно куплета мелодии припева.
Когда вы сочиняете текст песни, то сами для себя уже должны определиться с примерным темпом будущей мелодии, хотя это потом может и не совпасть с видением песни музыкантом. Можно даже делать визуальные "наводки", подсказки запланированного темпа в виде разделения строк, но тогда придётся немного "напрягаться" для нахождения рифм. Каждая выделенная строка должна иметь свою рифму.
Поясню это на примере уже приведённого выше фрагмента припева. Попробуйте напеть любую мелодию на эти две строки:
________________________
Обними меня, возьми...
От любви с ума сведи !
________________________
А теперь я разделю эти строки другим образом и у вас уже "родится" в голове другая мелодия. Это и есть "подсказка" для музыкантов.
____________________
Обними
Меня,
Возьми...
От любви
С ума
Сведи !
____________________
Вот послушайте, как это звучит. Композитору я никогда и ничего не советую, она сама чувствует по написанным строчкам нужный ритм.
Эту песню "Волшебная ночь" можно послушать здесь:
http://www.realmusic.ru/songs/1276313
Точно также можно разделить и следующие строки ( ниже ), написанные АНАПЕСТОМ ( - - I ), "запрограммировав" тем самым, что эти слова будут спеты не на одном дыхании - быстро, а более медленно:
____________________
Подожди, не спеши уходить...
Вот дожди вновь пошли с неба лить...
- - I - - I - - I
- - I - - I - - I
Подожди,
Не спеши
Уходить...
Вот дожди
Вновь пошли
С неба лить...
_____________________
Старайтесь никогда НЕ ДОПУСКАТЬ СБОЯ стихотворных размеров. Если начали писать строфу в ЯМБЕ, то доводите и остальные строки строфы ( четверостишия ) в этом же метре. Только когда наберётесь большого опыта, то можно будет экспериментировать с комбинациями размеров в одной строфе, вставлять своего рода стихотворные синкопы, а иначе музыканты "голову сломают" сочиняя мелодию..., а то и вовсе откажутся писать музыку на ритмическую "белиберду", ведь в музыке точно такие же законы гармонии, как и в стихосложении.
Приведу пример такой комбинации различных размеров. В песне на мои слова "Наши дороги" в куплете применяется один метр, а в припеве - микс из двух других. Вот послушайте здесь:
http://www.realmusic.ru/songs/1113761
Хочу ещё уделить немного вашего внимания постановке "литературного" ударения в стихотворных строках со трёхстопными метрами : анапест ( - - I ), амфибрахий ( - I - ), дактиль ( I - - ). Даже те, кто уже имеет большой опыт, зачастую пренебрегают этим правилом, что "не есть хорошо"...
Давайте рассмотрим следующую строку, написанную анапестом. Метрические ударения, соответствующие этому размеру я выделил большими буквами.
__________________________
я возьмУ твою бОль на себЯ
- - I - Ю I - - I
__________________________
Здесь слово " твою" стоит в безударном промежутке, но ведь у этого слова имеется собственное литературное ударение - "твоЮ".
Так вот, это литературное ударение НЕ ДОЛЖНО стоять ПЕРЕД метрическим ударением ( "бОль" ), а только ПОСЛЕ него.
Значит нужно менять конструкцию или порядок слов. В конкретном случае всё исправить очень легко:
_______________________________
я возьмУ боль твоЮ на себЯ
- - I O - I - - I
_______________________________
Не рекомендуется писать длинные строки, если только вы не сочиняете тексты для читки рэпа. Максимальная длина поэтической строки для песни должна быть не более 12 слогов ( гласных букв ), а иначе это будет выглядеть прозой с зарифмованным окончанием строки... Да и для музыкантов сужается поле действия - распевы ( длинные ноты ) получится сделать только на последнем слоге, а иначе это будет местами быстрый речитатив, а не пение.
Оптимальная длина строки - от 5 до 11 слогов. Лично я люблю короткую строку ( 2 - 5 слогов ), но это очень значительно усложняет процесс сочинения, так как резко ограничивается доступ к "рабочему материалу" - словам. Такие построения строк я называю танцами на носовом платке... Но зато музыкантам полное раздолье: хочешь - растягивай вокал до оперного, хочешь - ускоряй :
________________
Только когда
Стынет земля -
Птицы летят
К югу,
Там где-нибудь
Нужно чуть-чуть
Им переждать
Вьюгу.
Вот и порой
Надо с тобой
Нам переждать
Холод -
Нашей любви
Тихо уйти
Надо не дать
Повод.
_______________
Вернусь к сочинению куплетов. Основное требование к ним - раскрыть тему, сюжет, дать описание, нюансы.
Технически ПРАВИЛЬНО сочинить куплеты - гораздо тяжелее, чем припев.
Сложность заключается в том, что приходится "тиражировать" структуру первого куплета на второй и третий. Для чего делается такое копирование ? А для того, чтобы музыкант только ОДИН РАЗ сочинил мелодию куплета и автоматически перенёс её на последующие куплеты, варьируя при необходимости для "развития" песни только громкость, темп и тональность.
Но слепого копирования стихотворного метра и длины строки тут мало. В идеале, который соблюсти неимоверно сложно, нужно копировать цельные фрагменты внутри каждой соответствующей строки. Я поясню свою мысль.
Допустим, последняя строка ( или первая, вторая, третья ) в ПЕРВОМ КУПЛЕТЕ звучит так :
________________________
Срывающий любви плоды...
- I - I - I - I
_______________________
Мы видим, что музыкант при сочинении мелодии может потенциально сделать паузы в двух местах ( между словами ) и удлинить ноты для вокала здесь ( выделено большими буквами ):
_______________________
срывАющИй любвИ плодЫ...
_______________________
Значит и в соответствующей строке других куплетов нужно сохранить точно такую же фрагментную структуру.
И хотя музыкант может не делать указанные мной выше манипуляции, но мы всё-равно на всякий случай должны предоставить ему такую возможность - без проблем повторить мотив первого куплета в соответствующих строках остальных куплетов.
Допустим, музыкант сочинил тему, опираясь на текст первого куплета и у него в мелодии есть пауза между словами "срывающий" и "любви". Значит, если у нас в других куплетах будет строка вот такого плана -
_______________________
тебЯ забУду нАвсегдА
- I - I - I - I
_______________________
то мы НЕ СМОЖЕМ повторить мелодию первого куплета, так как тогда придётся делать паузу в середине слова "забуду", то есть разрывать его пополам:
______________________
тебЯзабУ дунАвседА
_______________________
Значит нужно обязательно подстраиваться под структуру строк первого припева. Вот пример такого правильного построения :