Шапиро Максим : другие произведения.

Инфляция таланта в искусстве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.50*6  Ваша оценка:


Инфляция таланта в искусстве

   ...43-летний Лассман потратил долгие месяцы, чтобы найти издателя для своей новеллы Freedom's Temple. Отчасти из-за досады на безуспешность своих попыток, отчасти из желания доказать хоть самому себе свою значимость, он решил тайком подсунуть своим критикам классику. Выбор Лассмана остановился на трех всемирно известных произведениях Джейн Остин: "Гордость и предубеждение", "Нортенгерское аббатство" и "Доводы рассудка". При этом Лассман, естественно, провел легкую правку этих отрывков, изменив имена персонажей и придумав собственные заголовки. Вымышленному автору он присвоил псевдоним Alison Laydee, намекая на то, что свои ранние творения Остин подписывала "A Lady". После этого Лассман разослал "свою работу" по издательствам. Вместо ожидаемого разоблачения и обвинений в плагиате писатель получил лишь новую порцию отказов. Причем среди тех, кто оценил фальсификацию как оригинальное, но бездарное произведение, оказался крупный издательский холдинг Penguin, который лишь в 2006 году переиздавал роман Джейн Остин "Гордость и предубеждение". Тогда он преподносился публике как "уникальный и легко читающийся"...
   "Литературная разводка: британские издатели прокололись, признав Джейн Остин бездарностью" (с) www.newsru.com
  
   Довольно часто многие задаются вопросом, были ли бы знаменитые классики прошлого (неважно в какой области искусства) столь же знамениты, если бы они появились намного позже и являлись бы нашими современниками. И действительно интересно признали ли бы в настоящее время Ван Гога великим художником, Вивальди великим композитором, Толстого великим писателем и т.д. или бы многие великие деятели культуры, появись они в настоящее время, канули бы в безвестность? Можно попробовать найти приблизительный ответ на этот вопрос, хотя, конечно же, следует отдавать себе отчет в том, что окончательное и однозначное решение данной проблемы в настоящее время вряд ли возможно. Прежде всего, попробуем определиться, какие же именно факторы повлияли на то, что некоторые личности прошлого стали признанными классиками в каких-либо областях искусства. Для начала составим нехитрую таблицу, где попытаемся расположить эти факторы по степени важности:
      -- Наличие способностей в определенной области искусства данных от природы. В самом деле, если некто не обладает музыкальным слухом, то вероятность того, что он станет великим композитором, хоть и не равна, конечно, нулю, но явно и не поражающе велика. То же самое в большей или меньшей степени касается и других сфер искусства, хотя и полностью исключать возможности того, что некто достигнет высот в избранной области искусства, не обладая талантом, но вследствие упорного обучения тоже явно не стоит.
      -- Наличие навыков и знаний, необходимых для создания работ в избранной области искусства. Очевидно, что некий человек и стал бы возможно прекрасным писателем, но если он не умеет, ни читать, ни писать, то ожидать, что его писательский талант, тем не менее, проявится во всей красе несколько неосмотрительно и т.д. Понятно, что все вышесказанное не исключает появления талантливых самоучек. Но при прочих равных условиях, следует все-таки предположить, что таланты, получившие соответствующее образование в своей области искусства, имеют гораздо более высокие шансы достигнуть широкой известности и со временем стать признанными классиками, чем те, кто хоть и талантлив, но подобного образования не получил.
      -- Наличие более-менее платежеспособного спроса в данной области искусства. И действительно, можно быть сколь угодно хорошим в избранной области искусства, но если эта область искусства не является признанной и отсутствует спрос на работы, созданные в ней то, во-первых, о работах, созданных в этой области может практически так никто и не узнать, а во-вторых, работать в данной области смогут только те, кто обладает средствами к существованию, которые позволяют ему работать в избранной области искусства независимо от коммерческой успешности его работ. И это не говоря уже о том, что само по себе занятие искусством в определенной области может потребовать определенных и иногда немаленьких затрат на инструменты и расходные материалы.
      -- Наличие определенного новаторства в создаваемых работах в какой-либо области искусства. Имеется в виду, что если некто, допустим, станет создавать работы в весьма значительной мере копирующие работы уже признанных классиков в некоей области искусства, то он, конечно же, не лишен возможности, имея талант и соответствующее образование, сравняться или даже превзойти первопроходцев в данной области искусства. Однако при прочих равных условиях, т.е. при равенстве уровня таланта и мастерства те, кто являются новаторами в избранной области искусства, имеют безусловное преимущество.
      -- Более раннее время создания своих работ в определенной области искусства. Данный фактор является естественно прямым следствием упомянутого выше в четвертом пункте, но здесь предполагается взглянуть на сказанное там под несколько другим углом. Дело в том, что известность какого-либо деятеля искусства достигнув определенной, так сказать, критической массы подобна в дальнейшем катящемуся с горы снежному кому и только увеличивается со временем. Так происходит потому, что достигнув признания определенной величины в современности и, сумев удержать это признание в течение определенного периода, впоследствии данный деятель фактически становится, в определенной мере, символом своей эпохи и его работы приобретают дополнительно к художественной ценности еще и ценность историческую, которую не так то уж легко отделить от собственно художественной. С этой точки зрения, при прочих равных условиях (т.е. при равном таланте и мастерстве), для деятеля искусства создавшего свои работы позднее намного сложнее конкурировать с уже признанными классиками, не только прошедшими проверку временем, но и приобретшими в результате того самого времени значительную инерцию в популярности и известности.
  
   А теперь мы можем прикинуть в какой мере факторы, рассмотренные выше, действуют для признанных классиков и для талантов современности.
      -- Если предположить, что люди талантливые от рождения в какой-либо области искусства составляют при прочих равных условиях более-менее одинаковый процент от населения, то следует признать, что с общим ростом населения растет и число людей талантливых в той или иной области искусства, а потому конкуренция в области именно таланта полученного от рождения в настоящее время должна быть намного выше, чем в прошлом, и (повторяю - при прочих равных условиях) таланту, рожденному в настоящее время, придется приложить значительно больше усилий, чтобы достичь известности сравнимой с известностью признанных классиков своего времени в определенной области искусства.
      -- Вполне очевидно, что в настоящее время в силу всеобщего повышения уровня жизни получить соответствующее образование в избранной области искусства не в пример легче, чем в прошлом. А отсюда в свою очередь следует, что процент талантливых людей, сумевших получить в настоящее время соответствующее образование опять таки выше, чем в прошлом и потому при прочих равных условиях в настоящее время таланту уже получившему соответствующее образование в своей области искусства наверняка легче затеряться среди таких же талантливых и также обладающих соответствующим образованием людей, чем это было бы в прошлом.
      -- Как уже было упомянуто выше в силу всеобщего повышения уровня жизни, а также помня о банальной пирамиде Маслоу можно констатировать, что в настоящее время спрос на произведения искусства должен быть значительно выше, чем в прошлом т.к. было бы весьма странным предположить, что человек, перед которым стоит собственно вопрос выживания будет готов интересоваться искусством, да еще и тратить на него свои средства, необходимые ему для все того же банального выживания. А из этого следует, что в настоящее время общество может позволить себе содержать значительно большее количество деятелей искусства, чем в прошлом, что опять-таки ведет к усилению конкуренции между ними и потому требует от современного таланта имеющего соответствующее образование больших усилий для получения признания, чем в прошлом.
      -- Так как, в принципе, очевидно, что искусство независимо от области имеет определенные тенденции в своем развитии, то, ни в коей мере не умаляя роль личности в искусстве, следует все-таки с достаточно высокой вероятностью признать, что в чисто гипотетическом случае исчезновения какого-либо классика в некоей области искусства, возможность того, что его новаторские приемы были бы открыты и применены кем-нибудь другим определенно достаточно велика. А потому, появись тот самый упомянутый выше исчезнувший классик несколько позднее, то вполне может оказаться, что его ниша в искусстве будет уже занята и максимум, что его в таком случае ожидает это лавры талантливого подражателя.
      -- С точки зрения фактора исторической известности классики прошлого надежно защищены от конкуренции наших современников равных им в таланте и мастерстве, поскольку ценность их работ включает в себя не только художественный уровень собственно произведений, но и историческую ценность, четко отделить которую (чтобы получить возможность беспристрастного сравнения с современными мастерами) от всего остального в большинстве случаев не представляется возможным.
  
   Таким образом, из всего вышесказанного следует, что случай описанный в эпиграфе вряд ли должен кого-либо так уж сильно удивлять, а также то, что при прочих равных условиях не следует слишком уж переоценивать уровень классиков прошлого, равно как и недооценивать уровень современных мастеров.
Оценка: 3.50*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"