Шарапова Маргарита Владимировна :
другие произведения.
Как крылья бабочки осенней
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Оставить комментарий
© Copyright
Шарапова Маргарита Владимировна
(
margosharapova@gmail.com
)
Размещен: 02/05/2010, изменен: 02/05/2010. 25k.
Статистика.
Рассказ
:
Проза
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
МАРГАРИТА ШАРАПОВА
КАК КРЫЛЬЯ БАБОЧКИ ОСЕННЕЙ
В тот год стояло жаркое лето. Страшная парилка, марево. Воздух
плавился.
Я лежала на кровати поверх покрывала в гостиничном номере волгог-
радского Госцирка и держала в руках журнал "Советская эстрада и цирк",
но не читала, а, полуприкрыв глаза, тупо следила за мухами, кружащими
под плафоном в центре потолка дерганно-плавными виражами. Размякшие
мозги мои тягуче размышляли, что скрывается за этими бесчисленными
кругами и почему совершаются они именно под плафоном в центре потолка,
а не где-нибудь сбоку возле пола. Тут в номер ворвалась запыхавшаяся
растрепанная девчонка, встала посреди комнаты руки в боки, огляделась
озабоченно и выпалила:
- Кровать в углу свободна - хорошо! Старуха терпеть не может
спать возле форточек. Помоги-ка принести мне ее чертов кофр - он в
холле.
Я не слишком-то охотно поднялась, проклиная мысленно Союзгосцирк,
состыкнувший неудачно в одном городе две программы: одна еще не закон-
чила выступать, а уже съезжается другая. Конечно, цирковая гостиница
перенаселена как вокзал. Вот и в мой, обжитый до влюбленности за три
месяца гастролей, номер внесли с утра еще две койки. На робкий же мой
протест довольно грубо заявили: тебе, мол, все равно скоро уезжать,
потерпишь тут чуть-чуть, а где-то там в другом городе все будет прек-
расно. Где-то там всегда все было хорошо, но мы, цирковой люд, поче-
му-то туда никогда не попадали. А все терпели и ждали. Ведь в одном
цирке не было горячей воды - зимой, а в другом, наоборот, она хлестала
день и ночь - летом, зато отсутствовала напрочь холодная; в третьем
туалет был где-то в полях; в четвертом... И в каждом нам говорили одно
и то же, мол, потерпите тут немного, чуть-чуть, каких-то два-три меся-
ца, от силы уж полгода, а потом переедете дальше, в другой цирк. И
никто из оседлой цирковой администрации не думал, что вся-то жизнь
бродячего собрата их и состоит из этих двух-трех месяцев, что эти ми-
молетные гастроли и есть единственно постоянная величина, что дом для
них не то место, где они прописаны и куда изредка наведываются в от-
пуск, а дом - каждый город, где есть цирк, цирк - вот настоящий дом.
О, как домой хочу я! Как давно не была я дома...
Выходя вслед за девчонкой, в дверях столкнулась я и с самой ста-
рухой, хозяйкой вышеупомянутого кофра. Старуха действительно оказалась
старухой. В сумраке предкоридорья ее злое от старости лицо светилось
белым мертвым пятном. "Гадость", - подумала я, ощутив исходящий от нее
приторный аромат, прозванный мышиным.
Кофр оказался здоровенным темно-зеленым сундучищем, обитым медны-
ми лентами с заклепками. Добротный деревянный ящик, который встречает-
ся теперь только у очень старых, легендарных артистов, предмет вожде-
ления и зависти молодого циркового поколения.
- Классический сундучок! - искренне восхитилась я, и растрепанная
девица гордо улыбнулась.
- Он у нее фамильный!
Кисти мои окаменели от тяжести сразу как только приподняли мы
кофр и казалось, вот-вот вмести с ним припечатаются намертво к полу.
Растрепанная девица смешно таращила от натуги глаза и отчаянно фырка-
ла, раздувая раскрасневшиеся щеки. Вот так вот, надрываясь, перли мы
ящик по коридору.
- Чего у нее там, - просипела я, - гири?
- Лекарства, - выдохнула девчонка.
Я чуть не выпустила груз от изумления, но девица истошно пропища-
ла:
- Не сметь, что ты!
Наконец мы втащили неподъемный сундук в номер и было уже постави-
ли, как раздался странный старухин голос, величественный и одновремен-
но жалостливый, немощный до бессилия и гипнотически завораживающий:
- Детки, поставьте в изголовье.
Проковыляли мы, так сказать, к изголовью и установили ящик там.
Распрямились. Челки, взмокшие от пота, липли у обеих ко лбу. Языки,
как у загнанных гончих, вывалились наружу. Смотрели рабами на старуху,
ожидая очередного волеизъявления. Возникло скованное молчание. Старуха
мумией стояла посреди комнаты и остекленело взирала на свои бескровные
ладони, сложенные увядшим бутоном на чахлой груди. Это оцепенение на-
чало несколько затягиваться. Я покосилась на девчонку - она не выража-
ла беспокойства. Я вновь перевела взгляд на старуху. Все же она очну-
лась и медленно, как черепаха выдвигает из панциря голову и деревянно
вращает ею, повернула ссохшуюся шею к окну и произнесла тем же проси-
тельно-требовательным умирающе-величественным голосом:
- Детки, закройте окно.
Я протиснулась, робея и брезгуя, как можно осторожнее между ней и
шкафом, и прикрыла, распахнутые настежь, рамы. Старуха повела шеей и
глаза ее уставились на фрамугу. Я влезла на подоконник, захлопнув и
фрамугу.
- Как там Кайзер? - в пустоту молвила старуха, будто просто поду-
мала вслух, но девица тут же бойко откликнулась:
- Я пойду в конюшню.
- Я с тобой! - вскрикнула я и, опять опасливо протиснувшись между
шкафом и старухой, устремилась за девчонкой. Куда угодно, лишь бы
только не оставаться наедине с чудовищем!!!
Кайзер, конечно, была кличка животного, а именно белой лошади в
серых яблоках. "Не белой, а седой", - пояснила мне потом девчонка,
оказавшаяся берейтором этого коняки. Как выяснилось, белой масти у ло-
шадей, по мнению специалистов, не бывает вообще. Когда-то и Кайзер был
серым и без яблок, но на старости лет выбелился и, по лошадиному зако-
ну природы, объяблочился. Чем больше яблок, тем старее лошадь. Мордой
Кайзер смахивал на жида: печально-отвислые, розовые в серых веснушках
губы все время нервно шевелились, словно молясь, и взирал он на мир
скорбными, в длинных ресницах глазами, в которых слезилась будто не
старость, а вековая печаль.
Девчонка напоила коня, задала овса, сменила подстилку из опилок,
драила теперь железной скребницей, при этом все время разговаривала с
ним очень дружелюбно, иной раз, впрочем, внезапно громко охаивая забо-
ристым матом.
Я сидела напротив стойла на тюке с сеном. Сидела и наблюдала сию
идиллию, как вдруг в голову мне вклинилась неожиданная мысль: "А зачем
при них старуха?" Действительно, зачем? И я спросила девчонку об этом
загадочном факте. Ответ был простым и ясным, но он шокировал меня:
старуха работала "Школу верхововй езды". Старуха! Работала! Школу!
И я сразу же увидела, что конь дряхл, обвислопуз, с выпяченными
ребрами, ноги его кривые и с раздувшимися подагрически суставами: он
годился только в клоунские репризы!
Невероятно! Неправдоподобно! Жутко...
Девчонка с минуту грустно и как бы виновато похлопывала задремав-
шую клячу, а потом заговорщически улыбнулась мне, сказав что-то вроде
того, мол, да ладно тебе, ведь знаешь ты это, мало ли у нас отживших
свой манежный век артистов, не заметивших тот миг, когда надо было по-
кинуть арену, и продолжающих выходить каждый вечер выступать?
И я кивнула согласно:
- Для нее будто исчезло время.
И опустила лицо, чтобы не видеть седые в серых яблоках лошадиные
бока.
С девчонкой мы подружились и были неразлучны. Тогда я работала в
клоунско группе ассистенткой и девчонка помогала нам соглашаясь быть
подсадкой на представлении, а я вместе с ней ухаживала за Кайзером.
По утрам рано, пока еще не начинались репетиции, мы выводили ло-
шадь в пустующий темный манеж с тускло горящий где-то на колосниках
одинокой лампочкой и отпускали. Кайзер, ошизофриневший от пожизненного
циркового заключения, не мог передвигаться иначе, чем испанским шагом
или нервным пиаффе. Мы хохотали над ним и призывали хлопками и выкри-
ками к чему-нибудь более естественному, подпрыгнуть что ли вольно,
этак от души, и пробежаться лихо, задрав метелку хвоста, но он же неп-
ременно выполнял курбет, крупаду или пускался кабриолью. Смешно, смеш-
но, смешно, конечно, весьма смешно, если бы не было так грустно: коня-
ка старательно усердствовал, ведь был он чистых орловских кровей и
первокласной дрессировки, но ни кровь, ни школа не были билетом в веч-
ную молодость.
Со старухой у моей новой подруги были своеобразные отношения. Об-
щались они только по поводу лошади и то скупыми, безликими фразами. Но
существовала между ними весьма трогательная любовь, незримая по внеш-
ним проявлениям. За глаза девчонка как угодно могла насмешничать над
старухой, но отнюдь не позволяла того же мне, пресекая любой, даже са-
мый безобидный выпад. Может быть, Кайзер связывал их? До сих пор не
могу понять. А за старухой я вольно-невольно следила. Существование ее
было удивительно: она все дни безжизненно возлежала на кровати в гос-
тиничном номере, поднимаясь лишь под вечер, чтобы навестить Кайзера.
Близко к станку она однако не приближалась, а смотрела на лошадь изда-
лека, причем беззвучно.
Старуха ничего не читала, не бывала в городе, даже не прогулива-
лась по аллейке перед гостиницей, излюбленному месту всех цирковых.
Она не ела! Во всяком случае я никогда этого трюка в ее исполнении не
наблюдала.
- Чем она питается? - как-то спросила я у моей девчонки.
- Лекарствами, - с непонятной улыбкой сообщила она и озадачила
меня еще больше: я так и не уяснила, в шутку это было сказано или
серьезно.
Таинственный кофр непреодолимо привлекал меня, но я ни разу не
видела его открытым или хотя бы приоткрытым, а защелки на его бокови-
нах были какие-то позеленело-ржавые, будто их не вскрывали давным-дав-
но. Иногда, правда, посередине глубокой ночи я пробуждалась от приз-
рачного шелеста и легкого поскрипывания, за которым следовал подозри-
тельный перестук склянок и целлофановое шуршание, какое бывает от раз-
рывания оболочек с таблетками, потом опять тихий скрип, щелчки замков,
и наступала тишина, а в воздухе распространялись лекарственные запахи,
которые и без того насквозь пропитали закупоренную комнату.
Старуха не позволяла нам раскрывать в ее присутствии окна, а ведь
было раскаленное лето. По ночам, задыхающиеся, липкие от пота, мы вы-
жидали, когда старуха уснет. Напряженно вслушивались в ее едва замет-
ное дыхание, и вот, когда оно прекращалось вовсе, кто-то из нас при-
поднимался, боясь скрипнуть кровтью, партизанил к окну, взбирался на
подоконник и начинал по миллиметру оттягивать фрамугу. И вот, когда
все казалось удачно выполненным, раздавался вдруг прекрасно-умирающий
голос:
- Детки, не отворяйте окно.
И мы ретировались.
О, если бы она кричала, брюзжала, то лично я плюнула бы на нее со
всей наглостью своего бесшабашного возраста, но она... о, она делала
что-то магическое голосом, и мы покорялись беспрекословно.
С нетерпением ждала я, когда же мы все-таки закончим работать
здесь и отправимся далее, в бесконечность наших гастролей. Не только
из-за старухи. Привычка менять города не давала покоя. Старуха же...
Мне очень хотелось увидеть премьеру следующей программы, чтобы посмот-
реть на нее в манеже.
И вот мы закончили. Половина нашей программы уже разъехалась кто
куда по разным циркам для формирования новых программ, а для нас с ко-
верным Фляком все никак не приходила разнарядка из Москвы.
В гостинице освободились комнаты, и мы с девчонкой переселились
от старухи. Окна теперь были нараспашку, хотя и похолодало. Никогда не
думала, что это такое огромное счастье - распахнуть настеж окна!
Настал вечер премьеры новой программы. Название она имела баналь-
но-штампованное, кочующее из цирка в цирк, из года в год, и было то ли
"Веселая арена", то ли "Огни цирка", то ли... разве упомнишь!
Я забралась в самый верхний ряд, почти на уровне купола, села на
ступеньку и стала ждать начала. Будучи в цирке с утра до ночи, и уж,
конечно, ежевечерне, я всякий раз, если оказывалась в зрительном зале
и ожидала представление оттуда, приходила в особое волнение: будто
вот-вот должно было случиться самое долгожданное в жизни, даже слезы
наворачивались. Почему так? Полжизни я провела в цирке безвылазно,
знала его серый день, знала как скучно, в сущности, творить этот бесп-
рерывный праздник, но лишь только гасло будничное желтое электричество
и через мгновение темнотищи вдруг вспыхивали под барабанную дробь и
трубы разноцветные огни, сердце колотилось восторженно, и естество ли-
ковало от радостного предчувствия волшебства.
Нет-нет, не нужно воспоминаний стольк ностальгических!
Я предала детство, я предала юность, я предала цирк, я решила,
что я писатель, я ушла навсегда и никогда не вернусь, я не смогу вер-
нуться, меня не примут, не простят - я все предала.
Программа была самая обыкновенная для провинциального цирка: поч-
ти самодеятельные номера запросто чередовались с аттракционами мирово-
го уровня.
И вот было объявлено чопорное немецкое имя со звучной итальянской
фамилией. Она, старуха!
В манеж въехала верхом в седле "амазонка" артистка в светловатом
газовом платье. Бледно-голубой луч падал на всадницу и лошадь.
Увы, чуда не произошло, и номер был именно таким, каким и должен
был быть в таком исполнении.
Они очень старались, артистка и лошадь, но выглядели от этого
лишь еще более нелепо и жалко, и всякий зрил, какие они старые и боль-
ные.
Иногда у Кайзера, когда он ставил передние ноги крест-накрест,
пересекая по диагонали манеж, вдруг заклинивало сустав, и он неловко
застревал на месте, выдергивая с великим усилием отказавшуюся слушать-
ся конечность. Сбивался с ритма оркестр, чертыхался дирижер.
Старуха была облачена в прозрачные до локтя перчатки, а далее до
плеч ее руки были оголенными - дряблое тело белело как рыбье брюшко. И
эти перчатки, и это кисейное платье, конечно, одеваемые ею со времен
юности, еще более подчеркивали древность дуэта. Платье, некогда несом-
ненно бывшее воздушно-облачным, от бесчисленных перевозок слежалось,
поблекло и походило ныне на потрепанно-пыльные крылья, умирающей в
осень бабочки. Когда-то смотревшееся подвенечным, оно выглядело теперь
саваном.
С горечью наблюдала я за конвульсивными передвижениями лошади по
манежу под заунывность оркестра. Впрочем, музыка подразумевалась дос-
таточно веселая и легкая, но разливалась похоронным маршем, ибо дири-
жер под сбоистые передвижения коняки донельзя затягивал некоторые но-
ты.
На комплимент лошадь опустилась на одно колено, другую ногу вытя-
нув вперед. Артистка вскинула руку - о, это делала она истинно велико-
лепно! Чувствовалась настоящая старая цирковая школа. Грациозно обвела
взглядом, улыбаясь, зрительский ковш. Лошадь кивала головой с потре-
панным султаном. А зритель, снисходительный зритель, хлопал как можно
громче. Артистка дернула за поводья и лошадь было вскинулась, но не
смогла встать, упав опять, но уже на оба колена. И вновь артистка,
будто ничего не случилось, вскинула в комплименте руку, и аплодировал
вновь зал. Лошадь вздернулась опять, и еще раз, и еще - и осталась на
коленях. Конфуз явный. Выбежала из форганга девчонка. В какой-то неле-
пой униформе: пиджак с золотым воротником. Она подхватила коняку под
уздцы и резко рванула вверх. Дернулся и Кайзер, и таки наконец поднял-
ся. И тут же, не ушел еще с манежа, как выскочил коверный клоун. Кста-
ти, совершенно не смешной, а впрочем, наверное, я преувеличиваю.
Я прошла за кулисы. В форганге увидела всех троих: Кайзера, води-
мого туда-сюда по проходу моей подругой, и старуху, чрезвычайно воз-
бужденную, красную как кумач, стремительно семенящую бок о бок девчон-
ки и коня, и неистово верещащую по-птичьи. Старуха обвиняла девчонку
во всех грехах, что та де непрочно надела седло, да не так перебинто-
вала коню путовые суставы, а Кайзер - так тот просто нахал и все уст-
роил нарочно. Девчонка молчала, словно вовсе не замечая старухиных