Трамвайный разъезд
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
МАРГАРИТА ШАРАПОВА
Т Р А М В А Й Н Ы Й Р А З Ъ З Д
(д и л о г и я)
1.Захоронению не подлежит
Когда она на меня не смотрит, то есть, когда записывает мои, так
называемые, показания, именно тогда я-то на нее и смотрю. Нет, я и без
того на нее могу смотреть. Но когда она на меня не смотрит - это дру-
гое мое на нее смотрение. Тогдя я про себя все отмечаю. Например:
пронзительную золотинку в ее хной окрашенных волосах - это от тщедуш-
ного солнечного лучика, просачивающегося сквозь немытое второе стекло
- то, что с улицы. Плюс и решетка препятствует свету. Вернее, металли-
ческая сетка, может быть, даже - рабица. Ну да, есть такая сетка, ко-
торая называется - рабица. Однажды я наблюдала процесс ее плетения на
одном крохотном заводишке в селе Сухо-Безводное. Кстати, о названии -
стоящем на берегу Волги. Еще там изготовляли гвозди. Куски проволоки
плывут щетиной по конвейеру, а сверху по ним фиговина: херак-херак, -
и получаются шляпки у этих гвоздей - слегка в решеточку тоже шляпки.
Грохот стоит над селом. День и ночь. До неба. А ночью там в небе очень
хорошо видны спутники. Их много, и они чрезвычайно юркие. Светящиеся
точки. Как поздние трамваи. Только шустрее. И грохот, грохот. Хоть на
секунду зажать уши. Но он пропитывается сквозь кости черепа в мозг
и... Я когда вижу теперь валяющийся гвоздик или гвоздище - не важно,
то подбираю его и внимательно рассматриваю шляпку. В решеточку она или
иначе? Может быть, он оттуда этот гвоздь... Смотрю, и грохот начинает
проникать в мозг. Удручающее местечко - этот заводишко. Почему? Да уж,
не дай Бог...
- Все-таки я не понимаю, - перебивает она тут мои, в общем-то,
мысли. Тихо и устало. Я ей надоела, наверное. Интересно, она замужем
ли? Мне ее глаза нравятся - фиалковые. Хотя как это - фиалковые?
- Чего не понимаете? - спохватываюсь. Даже учтиво, хотя неврубас-
тость ее удивляет меня с самого первого дня. А здесь, кстати говоря,
холодно. В этом кабинете. У меня руки между коленок запихнуты. Еще и
не весна, а тут у них уже не топят. Или временная авария. Хотя, может,
там снаружи и тепло уже. А здесь - стены толстые, старые - непрогрева-
емые. Здесь зимой теплее от батарей. Я поэтому и пальцы в коленки
втиснула, что руки зябнут.
Она внимательно всматривается в меня, неизвестно почему кажущими-
ся мне фиалковыми, глазами. Изучает. Как бы. А я отворачиваюсь в эту
рабицу. Первое-то стекло чистое, не то что бы очень, но по сравнению с
тем, что с уличной стороны, - очень чистое. Кристальной чистоты, как
совесть. Ну вот опять! Кристальная чистота! Что за этим стоит? Какова
она - эта чистота? Вечно я не те слова использую. То фиалковые видишь
ли, то, пожалуйста, кристальная... еще и совесть здесь откуда-то взя-
лась. Пошлость!
- У вас, - говорит и опять же тихо и устало, - лицо у вас, - го-
ворит, - хорошее ведь... детское даже. Господи, как же вы так жить мо-
жете?
Не люблю я, когда вот это все про лицо, про детство начинается, а
особенно про жизнь. И езе с ядовитым ударением на слове "так", вот это
вот: "Господи, как же вы т а к жить можете?" Не люблю, терпеть не могу
просто.
- У вас и глаза хорошие, - продолжает она и вдруг улыбается. Я
это чувствую, что улыбается, хотя и в рабицу смотрю. По голосу ее
чувствую. И чувствую, что не насмешливо, а по-доброму. Это очень ощу-
тимо всегда. Лучик солнечный, между прочим, исчез. Любопытно, осталась
ли та золотинка в ее волосах? Осторожно гляжу. Нет. И снова в рабицу
отворачиваюсь.
- Вы мне тоже нравитесь, - бурчу и тут же врасплох смотрю, чтобы
успеть застать на ее лице то первое выражение, еще не успевшее переоб-
лачиться. И расплываюсь от удовольствия. Она смущена. Да, смутилась.
Чисто женщина! А то корчит из себя Пуаро. Покраснела даже, но
чуть-чуть. Этого достаточно, впрочем. Для чего достаточно? Так просто:
ни для чего. Смутилась и тут же уперлась глазами в бумаги на столе,
губу куснула нижнюю и вздохнула почему-то горько. С болью посмотрела
на меня. Не поднимая головы, а так внаклон, из-под бровей. Я растеря-
лась. Не могла понять, что чувствует она. А сама все улыбаюсь ей, за-
быв снять улыбку.
- Вы что издеваетесь? - произносит она. По-прежнему тихо и уста-
ло.
- Чего? Почему? Правда. Вы красивая женщина... в принципе, - по-
чесываю я коленку и тут же обратно ладошки между но. Зябко.
Она качнула досадливо головой.
- Да я не об этом...
И опять нижнюю губу покусывает. Чего-то терзает ее душу, видимо.
За сигаретой потянулась. Выколупнула. Потом спичку зажечь не могла. Я
сделала движение - помочь. Но она гневно, нет, даже зло расширила на
меня глаза и тут же сузила. Я пожала плечами - и опять ладони в колен-
ки. Прикурила она. Затянулась глубоко. Выдохнула резко вверх и - лок-
тями на стол, ко мне придвинулась.
- Давайте по порядку. Еще раз все уточним. Я запуталась. Начинай-
те с начала.
- Это с чего?
- Я не знаю. Где у вас начало? Вам виднее.
- Да? А, ну да... То есть, это, значит, со Склифосовского? Или с
того, который на ВДНХ?
Она оторопела. Тычет не глядя сигаретой в пепельницу. И за ручку
хватается, писать изготовилась.
- Как?! Еще и на ВДНХ? Это что еще за... там-то что?
- Нет, ну я не знаю. Может, вам это и не надо. Может, вас это и
не заинтересует. Я не знаю. Может...
- Говорите.
- Ну, там какой-то учебный институт. Биологический, что ли. Я в
восьмо классе когда была, нас учительница по биологии туда водила
как-то раз. Я в кружке занималась, ну, факультатив у нас был после
уроков. Любила я биологию. Правда-правда. Куклам операции делала,
смертных случаев не было. Как же ее звали учительницу-то?
- Мне это не надо. Конкретнее.
- Ну и вот. Она нас туда привезла. Где-то возле ВДНХ этот инсти-
тут. Младенцы заспиртованы всякие в банках. Потом еще руки, ноги, но
уже от взрослых... без кожуры уже, без кожи, то есть. Вот. Отдельно
руки от ног, причем, правые отдельно от левых. Ноги в ванных отмокают
в формалиновом растворе, руки тоже в ванных. Одну руку нам студент
крюком выловил, говорит, женская, наверное, потому что пальчики тон-
кие, изящные. Вот. А мозги в кастрюлях - обыкновенных, эмалированных.
Несколько кастрюль с мозгами. Я спросила, откуда эти, ну... люди...
бывшие здесь. Сказали, что некоторые из моргов, невостребованные дол-
го, из морозильников которые, а другие сами себя загодя продали, еще
до смерти не будь дураками подсуетились. Вот. Значит, а потом мы ля-
гушку препарировали. Рефлекс проверяли какой-то. Подтверждали. Он всем
известен этот рефлекс, но его всякий раз новичкам подтверждают. Мне
плохо стало, когда выпотрошенная лягушка задергала лапками. Я сознание
потеряла. Свалилась как стояла. Стук своей головы помню до сих пор, ну
об пол... Зачем ее только зарезали эту лягушку, а? Зачем подтвержадать
то, что... Их там и до сих пор, небось, режут ежедневно. Может быть,
даже в эту самую секунду режут!
- М-да...
- Извините, пожалуйста!
- Пожалуйста, продолжайте.
- А сколько времени?
- Вы спешите? - усмехается она и косится на часики: на запястье у
нее браслетик позолоченный с малюсеньким циферблатиком. - Три часа по-
полудни.
- Спасибо, - я ничуть не задета ее тоном и это неожиданно бесит
ее. Чересчур грубо бросает отрывистые фразы:
- Ладно. Продолжим. Это в восьмом классе? Вам сколько лет было?
Мне все-таки обидно и я бычусь:
- Ну, я не знаю. Как положено. Вы можете установить. Если вам ин-
тересно.
Она смягчается.
- Ладно. Понятно. Дальше.
- Дальше? Про что?
- Про то же. Там ведь вы не могли еще себя продать? Нет? Несовер-
шеннолетняя же.
- В этом институте? Тогда, конечно, нет. Естественно, позже и
там.
- О, Господи... Значит, и там отметилась.
Я отворачиваюсь в рабицу. Тыкнула! Хотя, с другой стороны, прият-
но. Нечто вроде близости.
- Ну что вы все время отворачиваетесь? Не молчите, продолжайте!
Опять на "вы". И кричит. Истеричка. Как бы ее успокоить?
- Можно мне тоже покурить?
Подталкивает пачку. Беру сигарету. Спичку она сама чиркает. Бзик
у нее на спичках. Прикуриваю.
- Хотя вам нельзя курить, - говорит вдруг заботливо. - У вас же
гипоксия.
- А?
- Жалуются, что вы спать не можете в камере.
- А! Задыхаюсь, да. Но это по ночам только. Когда лежу долго. Не
знаю почему. Затекают что ль бронхи. Меня в коридор на лавку выводят,
к трубе батарейной цепляют за наручник. За правую руку. Неудобно. Я
когда во сне на левый бок перекладываюсь, рука, она, во-первых, как бы
выворачивается в плече и цепенеет. В-четвертых, еще и лавка такая
жесткая, синяки от нее. Хотите покажу? Не надо? Задто воздуха больше,
чем в камере, но - не одно, так восемдесят восьмое - продувает, сквоз-
няком протягивает. Поясница хрустеть стала на поворотах. Вот я сейчас
наклонюсь, а вы прислушивайтесь.
- Прекратите паясничать! Ну как так это, а?! Я не понимаю! Взрос-
лый, серьезный человек и такие глупости!
Я молчу. Теперь надо молчать. И выслушивать смиренно. Пусть отне-
годует. Если скажу чего... Чего я ни скажи сейчас - все мимо кассы бу-
дет! Утихла. Спокойно произносит:
- Адвокат-то у вас хоть есть?
- Зачем?
- Ясно. Назначим Петрова.
- Петрова? Зачем? Кто это?
- Не важно. Должен же кто-то вести вас.
- Куда? Зачем?
Она нажимает кнопку под столом. Входит милицейский. Идти, значит,
надо.
- До свиданья, - встаю я.
Она не глядит на меня, молчит и пишет что-то. Ну и ладно! А мы
уходим.
В камере пятнадцать женщин. У меня лежак возле раковины. Кран ка-
пает беспрерывно, хотя я еще три дня назад в письменно виде жалова-
лась. И как-то издевательски капает. То: кап-кап-кап... а потом - ти-
шина. И ждешь уже: ну! А он - молчок. И вдруг этак кокетливо: кап. И
молчок опять. Конечно, напряжение уже внутреннее. Вот сейчас... сей-
час... ага: кап-кап-кап! Надо туда, я думаю, к сикульке, шнурок привя-
зать или хлястик какой, чтобы вода бесшумно стекала. Но ведь ихз же
отняли: и шнурки, и чего бы то ни было! "Это звенья одной цепи... од-
ной цепи! Чтобы тут капало, и там капают на допросах. Звенья одной це-
пи, сговор", - думаю я лежа на спине и глядя в доски верхних нар. Хох-
лушка ко мне подсаживается. Яблоко грызет. Мне сует.
- Откусишь?
Я откусываю. Жую. Вкусное. Семиренко, наверное. Зеленое такое,
сочное, с кислотцой. Я сладкие не люблю. Ем, конечно, но такие вот
лучше. Семиренко.
- Семиренко?
- Да, - кивает хохлушка.
Торговка она. Тут у нее на рынке чего-то произошло. Драка что ли
со смертельным исходом. Не знаю. Она рассказывала много раз, но я
всегда засыпала еще в первой половине рассказа. И меня все достает:
расскажи да расскажи про трупы. И вот сейчас заканючила: расскажи.
- Пусть вон тебе Клавдия Петровна расскажет, я ей рассказывала
раньше.
Клавдия Петровна - наголо обскубанная бомжиха - всякий раз обми-
рает, когда я называю ее по имени-отчеству. Лицо у нее как застарелый
синяк: одутловато-желтое. Голос шершавый - будто старую иголку заело
на заигранной пластинке. А ведь врет она! И я ее перебиваю:
- Не так, не так, неправда. Вы, Клавдия Петровна, отсебятничаете.
За убийство - это вы. А я за продажу трупов. Не мертвых, а других.
Вернее, другого. Одного. Причем, своего личного. Трупа.
- А, - шершавит она, - значит, я перепуталась, - и кашлять начи-
нает. Долго и отвратительно. Отплевывает мокроту в слипшуюся тряпицу.
Хохлушка выжидательно смотрит на меня, но понимает, что - тщетно.
Тщетно. Вздыхает и привстает с лежака. Скучно ей, отходит. А я отвора-
чиваюсь в стенку. Который день надпись непонятную глазами ощупываю:
"Ночь. Тишина. Лишь Гаолян не спит. Спите, герои, память о вас Роди-
на-мать хранит. Трам-пам-пам". Кто такой Гаолян? И почему -
трам-пам-пам?
Да. Непонятно. Непонятно, зачем мне надо было, ёлкин-палкин, по
второму разу в Склиф соваться! Нет, но ведь я и забыла за столько лет,
где и была уже. Записывать надо было изначально. Со Склифака, собс-
твенно, все и развернулось. С него, да. Оттуда. Увы, я бы сказала те-
перь. Теперь, когда явилась туда пару недель назад: так, мол, и так,
хочу свое тело науке завещать. Или завестить? Посвятить, короче. Стали
оформлять. И уже деньги отсчитали. Немного, конечно, если глубоко вду-
маться. Но, если мыслить философски, то, по сути дела, ни за что. Да-
ром. А посторонним деньгам в зубы не смотрят.
- Какой, кстати, сегодня курс доллара? - не оборачиваясь произно-
шу вяло. И терзаюсь: "Почему же этому Гаоляну не спится? Или это жен-
щина? Трам-пам-пам..."
Общий разговор на миг прерывается, а потом опять возобновляется.
Никто, конечно, не отвечает. Да и не нужен мне никакой курс доллара.
Так это вдруг возникло в голове чего-то человеческое и сорвалось с
языка невзначай. Нелепо и случайно. А тетка эта в Склифе, однако, до-
тошная попалась. В очочках таких крупнокалиберных, с сильным увеличе-
нием линз, буравящим. Уже ведь и руку со штемпелем занесла, чтобы
шлепнуть в паспорт на последнюю страничку обычное: "Захоронению не
подлежит", как вдруг ойкнула и тут же охнула, и отпрянула, ко рту
штемпелек притиснув, а потом заголосила визгливо чернильными губами:
- Да я тебя помню! Ты у нас была! Была!
И я приуныла. Черт... Конечно, была. То есть, я сама в эту только
секунду сообразила, что была, а до этого мне лишь немного как бы все
знакомым казалось, брезжилось как бы. Но, в то же время, ведь так бы-
вает, что что-то вдруг кажется уже знакомым, уже происходившим будто,
а на самом деле это все очень просто медициной объясняется, но я не
помню как именно. Дежа вю типа. Вот и тут, вроде что-то такое знако-
мое: этот грязноватый белый кафель стен, белый табурет вот этот вот
тоже грязноватый... да и шкафчики белые эти, железненькие со стеклян-
ными сторонами, и... Но, извиняюсь, а где не так? Где? В Боткина не
так или в институте сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева? Где?
То-то же! Попробуй-ка не ошибись! Надо было, конечно записывать, фик-
сировать. Надо. Да, но в ту пору я имела-то всего восемнадцать лет.
Да-да. Восемнадцать. Разве в эти годы до фиксации? Там лишь бы побыст-
рее и... Все.