[актуальную версию со сносками и прочая см. на сайте автор.тудей]
Часть 3
***
"Итак, что мы имеем?" размышлял Арно де Серволь, размеренно шагая вдоль берега ручья в тени шелестящих ивовых зарослей. На левом плече он нес старенькую котту неопределенного цвета, купленную у кривой Пейроны за два денье, за правым - тащил мешок с недовольно похрюкивавшим внутри поросенком.
"Велинцы сдали повинности за прошлый год своему вигье, мельнику Понсе - в этом, похоже, сомнений быть не может. Он продал их на соседних рынках, как обычно и поступал. А вот куда делись вырученные деньги - вопрос. Молодой кюре, судя по его телячьим глазам, вряд ли в этом замешан. Тогда кто: старый кюре или мельник? До первого уже не дотянуться, а вот до мельника... Опять же, эта странная история с беременной Марионой, дочерью мельника. Аррамон может вешать на уши своим односельчанам любую лапшу: про свои колдовские способности и прочая - но дело явно в другом. Наверняка он чем-то прищемил мельника за хвост, что тот остерегается давить на него. Может, знает что-то про деньги? Но как разговорить его?"
Еще издали он услышал громкие выкрики, доносившиеся из лесной чащи. Похоже, спорили между собой Гастон и Керре. Что они опять там не поделили?
- Какая еще Тисона?! Ты что, сбрендил - называть меч женским именем? - донесся до Арно возмущенный голос Гастона.
- Это не женское имя, болван! - с негодованием отвечал ему Керре. - Так назывался меч Сида! Два меча у него было: Тисона и Колада. А про Жуайоз, "Радостную", тоже не слышал? Про меч Шарлеманя?
- Тебе он лично, что ли, рассказывал? Или вычитал у писак каких полоумных? Дюрандаль - вот настоящее название меча! Или Аскалон! А не твоя Жуайоз. Что еще за Жуайоз, в песью сраку?! Словно потаскушку деревенскую кличешь - Жуайоз!
- По какому случаю бузим, неутомимые мои? - усмехнулся Арно, выходя из кустов на небольшую поляну у ручья, где вокруг небольшого костра расположились его товарищи. Бидо, посапывая, безмятежно спал на спине, подложив под голову небольшое бревнышко. Рослав на корточках сидел у огня, разговаривая о чем-то с Мартеном; возле них крутилась неугомонная генетта, видимо, привлеченная дразнящим запахом свежей рыбы.
- Вон у Арно тогда спроси, кто прав! - Гастон повернулся в сторону де Серволя. - Мы тут поспорили малость с этим бестолковым леонцем, как должен называться наш меч...
- Ты хотел сказать - мой меч? - прищурился Арно.
- Ну твой, наш - какая разница? - отмахнулся Гастон. - Керре предлагает назвать его бабским именем, Тисоной какой-то или...
- Да, я слышал, - перебил Гастона Арно. - А он обязательно должен как-то называться? К чему все эти детские игры в персевалей?
- Дело не в играх! - горячо возразил Керре. - У всякого меча есть некое подобие души. Ведь он забирает чужие души, и часть их остается в нем, сливаясь постепенно в одну. Хозяин меча обязательно должен дать ему имя, чтобы установить с ним связь...
- Какую еще связь, Керре? - поднял брови Арно. - Ты вина, что ли, успел хлебнуть?
Керре упрямо мотнул головой:
- Такую связь! Спиритуальную. Чтобы меч не предал его в самый неподходящий момент. Ведь имя - оно и есть суть вещи. Помнишь, как Господь первым делом приказал Адаму дать всякой вещи свое имя? Так вот я предлагаю назвать наш меч Тисоной, как у Сида Кампеадора. А Гастон лезет со своим Дюрандалем, как у Роланда. А много ли тот Дюрандаль помог Роланду?
- Да уж побольше твоей Тисоны!... - снова начал заводиться Гастон, но Арно прервал его:
- Э-э-э, охолоните! Ваш бы задор да на благое дело! Если уж прям так нужно - пусть будет... - Арно задумался, перебирая в уме имена известных ему мечей. - А пусть будет Фламберж! На нем вон и языки пламени имеются.
- Фламберж? - скептически изогнул губы Гастон. - Это из "Четырех сыновей Эмона", да?
- В яблочко. И хватит уже о пустяках. Вот тебе реальное занятие на вечер! - Арно снял с плеча мешок с поросенком и кинул его Гастону. - Роскошный ужин за счет нашего доброго друга Бидо! Можем себе позволить - мы, кажется, почти у цели.
- А нам и не нужны все селяне. Нам, похоже, нужен только один, особо хитрозадый селянин, - усмехнувшись, ответил Арно. - Но об этом позже. Рослав, хватит уже гладить свою кошку, ты ее скоро до дыр протрешь!
Рослав улыбнулся добродушно-глуповатой улыбкой, не переставая почесывать своего Цурика между ушей. Арно скинул с левого плеча поношенную котту и протянул ее бородачу:
- Это тебе. Подарок от меня. А то твой дикарский тулуп распугает нам всех окрестных зайцев. Выбрось его к чертовой бабушке!
Рослав прижал руку к груди, благодарно кивнул и принялся придирчиво изучать свой новый наряд.
- Отойдем в сторонку, разговор есть, - заговорщицки подмигнул ему Арно. - Я договорился с местным кузнецом, что мы с тобой подойдем к нему вечером. Чтобы ты объяснил ему, что тебе нужно для арбалета, понимаешь меня?
Рослав рассеянно кивнул, примеряя на себя линялую котту.
- Точно понимаешь? - засомневался Арно.
- Да, объясню, - кивнул головой Рослав. - Но сначала нужно тебе объяснить.
- Что ты собираешься мне объяснить?
- Нет. Не я тебе, а ты мне.
- Чего "я тебе"? Ты можешь выражаться по-человечески?
- Нужно понять, что ты хочешь. Какой арбалет. Для чего он тебе.
- И зачем тебе это знать? - недоверчиво покосился Арно.
- Чтобы сделать правильный арбалет.
- А что, бывают неправильные?
Рослав расправил на себе помятую котту и без сожаления зашвырнул драный тулуп в заросли орешника.
- Бывают разные. Все зависит от того, что требуется.
- И какие же это "разные"?
- Можно сделать самый простой, с деревянным луком.* Для охоты на дичь сгодится. Но издали даже акетон не пробьет. Можно, конечно, сделать из тиса - этот будет получше. Но где ты возьмешь тис? И потом, тис нужно долго выдерживать, чтобы принял форму.
* Имеется в виду арбалетный лук, т.е. пружинящая часть арбалета.
- "Долго" - это сколько?
- Ну год, по-хорошему.
- Год?! - возмутился Арно. - Ты что мне голову морочишь?! Не думаешь ли ты, что мы тут год будем торчать, в этой деревне?
- Я откуда знаю, - пожал плечами Рослав. - Тебе решать.
- Так, давай сразу условимся: все, что дольше двух недель - нам не подходит. Понятно?
- Понятно, - кивнул Рослав. - Тогда композитный лук тоже не подходит. Ему тоже долго просушиваться.
- Тогда что же остается, только слабенький деревянный? - разочарованно спросил Арно. - Может, лучше лук, а не арбалет?
- Лук, может, и лучше, но не для всех. Ты видел лучников? Их правое плечо и пальцы на левой руке? Они ведь с рождения упражняются, непрерывно. Арбалет сильно удобнее для неопытного. Точнее и бьет дальше. Хоть и реже. Лучнику также важно иметь привычные стрелы. А они не всегда есть. А без них - точность снижается. Потом, арбалет можно навести - и ждать. А лук - нет, рука отсохнет. Из арбалета можно стрелять лежа или из ветвей. А луку простор нужен. К тому же, арбалет тише.
- Понятно. Так что ты предлагаешь?
- Смотря, что тебе нужно.
- Чтобы стрелял далеко, точно и пробивал доспех, - немного подумав, ответил Арно.
- Тогда остается одно. Я давно хотел такой сделать, еще в Виларнау, но мастер Фабер не соглашался. Косный старикан. Говорил, что ничего не выйдет, зря только деньги выбрасывать на ветер.
- Ты про что это?
- Про лук из стали. Я сам видел такие, правда, всего три раза. Один раз - у генуэзского капитана в Кафе. Он его купил у одного сарацина. Второй - в Генуе, а лавке кварелляра.
- Кого?
- Арбалетного мастера. Но есть одна сложность.
- И какая же?
- Точнее, две.
- Может, сразу три? - усмехнулся Арно.
- Нет. Две, - с серьезным лицом возразил Рослав. - Во-первых, упругую сталь сложно сделать. Деревенский кузнец вряд ли справится.
- Ну это мы можем поискать в Либурне или Бордо. А вторая?
- Стальной лук руками не натянуть. Нужен особый ворот.
- "Козья нога"? - блеснул познаниями Арно.
- Не годится. Даже если очень большая. Нужен железный ворот с длинными ручками.
- И в чем же проблема? - нетерпеливо спросил Арно.
- Проблемы нет. Есть сложность, - словно ребенку, терпеливо объяснял Рослав. - Ворот нужно каждый раз надевать на ложе и снимать. Выстрел будет очень сильным, но редким. Понимаешь?
- Понимаю. Это же не лук. А ворот тяжелый?
- Легкий. На поясной крюк можно повесить.
- А с тетивой что?
- А что с тетивой? Конопляная нить нужна или льняная.
- Много?
- Ярдов двести.
- Ого!
- Нужно, чтобы без утолщений и узелков была. И еще воск пчелиный, чтобы натирать ее.
- Чтобы не намокала?
- Ага. И ложная тетива еще.
- Это еще что такое? - нахмурился Арно, видя, как казавшаяся простой конструкция обрастает ингениаторскими штучками, дорожая на глазах.
- Тетива должна быть на полдюйма короче, чем расстояние между зарубками на ненатянутом луке. Чтобы ее накинуть на лук, нужно его сначала согнуть. Для этого и нужна ложная тетива, лучше с железными креплениями.
- Так, давай сразу определимся. - Арно приготовился загибать пальцы. - Скажи мне, какие части нужно будет ковать, а какие можно сделать самим?
- Ковать нужно будет лук стальной, это раз. Стремя для упора ногой - два. Третье - спусковой рычаг и ось к нему. Четвертое - ворот, ручки и крюки к нему. Еще муфта и орех. Хотя их можно сделать из бронзы, а орех - из оленьего рога. Еще желоб, который идет поверх лонца - он тоже из бронзы. Ложную тетиву можно и без железных насадок, если подумать. Ну и наконечники болтов, само собой. А если арбалет нужен только для охоты на птицу - то и их не нужно; там такие деревянные колотушки с тупыми концами.
Судя по скривившимся губам Арно, арбалет ему был нужен вовсе не для охоты на птицу.
- А твоя работа в чем? - прищурившись, спросил он Рослава.
- Перво-наперво, объяснить кузнецу все, что выше сказал. Потом - вырезать ложе, из дуба или вяза. Со всеми выемками и прорезями. Сплести тетиву, а также ложную тетиву. Прикрепить лук к ложу пеньковым канатом. Насадить тетиву на лук. Точно подогнать орех к муфте, рычагу и желобу. Прикрепить роговой зажим...
- Что еще за зажим? Ты про это ничего не говорил.
- Он удерживает стрелу на желобе, так удобнее. Далее - подогнать ворот к ложу, сплести веревки для крюков. Сделать деревянные ручки для ворота. Наконец, древки болтов и оперение к ним из кожи или дерева. Можно по спирали, если хочешь. Говорят, так точнее и дальше выстрел.
- Ты про виретоны?
- Я не знаю, как вы их называете, может, и виретоны. Потом насадить наконечники на древки. Ну вот, в общем, и всё.
- Да уж, - почесал за ухом Арно, - не думал я, что все так сложно.
- Да не особо и сложно, - пожал плечами Рослав. - Лишь бы кузнец сделал стальной лук, а остальное - дело привычное.
Арно поднял голову и пристально посмотрел собеседнику в глаза:
- И сколько же ты хочешь за свою работу?
- Шесть су - обычная цена. Не считая болтов.
- Шесть су - тебе одному?! - воскликнул Арно.
- Нет, конечно. С кузнецом на пару.
- А, ну это другое дело! - облегченно выдохнул Арно. - Только есть одно "но". Я не могу заплатить тебе всю сумму вперед. В конце концов, откуда мне знать, что ты просто не удерешь с деньгами?
Рослав молча кивнул.
- Давай так, - предложил Арно. - Пока ты работаешь, мы тебя бесплатно кормим и поим. После работы рассчитаемся деньгами и вычтем расходы на еду. Договорились?
- По рукам, - Рослав протянул в ответ свою широкую сухую ладонь.
"Уж как-то слишком легко он согласился", подумал Арно, пожимая протянутую ему руку.
Вернувшись на поляну, Арно, вдыхая ноздрями дурманящий запах свежевареной рыбы, спросил колдовавшего над котелком Мартена:
- Хм, а рыбу-то где вы взяли, находчивые мои?
Мартен кивнул в сторону Рослава:
- Тартарин наш две "морды" нашел на ручье. Деревенские, видать, поставили. Гольяны, конечно, в основном, но есть и широколобки, и даже одна форель.
"Занятно", хмыкнул про себя Арно. "Еще большой вопрос, кто тут из нас кого будет бесплатно кормить".
***
"Сегодня наконец-то приедет мама", Ариана с надеждой вдохнула прилетевший с реки теплый запах ряски и камыша. "Так долго тянется время. Всего только неделя прошла, а кажется, что целая веч... Или сегодня не понедельник?!" Ариана в ужасе принялась пересчитывать дни: "Венчание было в понедельник, потом была та серая крыса, потом пришла Фераис, потом еще день, второй, третий..."
- Что ты там бормочешь? - донесся из темного угла камеры сонный голос соседки. - Дни считаешь? Ну-ну. До тысячи, надеюсь, умеешь считать?
"Вечно она меня сбивает", нахмурилась Ариана. "Спала бы себе и спала дальше, неугомонная".
Фераис тем временем приподнялась на соломенном матраце, достала откуда-то небольшой янтарный гребень и принялась расчесывать свои длинные черные волосы, даже в тусклом свете камеры отблескивавшие синевой вороного крыла. Через несколько мгновений пыльный полумрак взорвался изощренной бранью и проклятиями. Ариана видела, как Фераис, поднявшись к свету, с раздражением и злобой выдергивала из янтарного гребня застрявшие в нем волосы.
- Чертов погреб! Мерзкая гнилушка! Проклятый прево, чтоб его дьяволы в говне сварили! И когда уже начнет шевелить жопой этот малахольный авокадель?! Или мне тут до скончания века гнить по его милости?!
- Волосы лезут? - сочувственно спросила Ариана. - Нужно редькой с медом помазать.
- Да без тебя знаю! Только где я тебе возьму здесь редьку? Да и не помогает она мне, - с раздражением отмахнулась Фераис.
- Можно и иначе попробовать, если не помогает, - упрямо возразила Ариана. - Кукушкин лен, например.
- И что с ним делать? - после недолгого молчания поинтересовалась Фераис.
- Собрать пучки, положить в воду на три дня, затем истолочь мелко и смешать с маслом, капустой и гусиным жиром. Потом подогреть и намазать голову. Если и это не поможет, нужно взять репешок и перетереть его с козьим молоком. Или золу льняного семени смешать с маслом. А чтобы волосы росли густые, нужно жженую скорлупу грецкого ореха истолочь в вине и намазать.
- Про это я слышала, - кивнула Фераис. - Только грязнятся они быстро. А еще что знаешь?
- Про что, про густые волосы? Есть еще один надежный способ. Нужно поймать зеленую ящерицу, отрезать ей хвост и голову, а потом сварить в масле. Только не помню, в каком - в оливковом, кажется. Это вообще лучшее средство, самое проверенное. Волосы будут расти длинные и черные, как у тебя. Только гуще.
- От матушки научилась? - хмыкнула Фераис.
Ариана молча кивнула, пытаясь скрыть невольную улыбку: в голосе Фераис явно промелькнуло уважение и интерес.
- А против веснушек знаешь способы? - пододвинулась ближе соседка Арианы.
- Кровь зайца хорошо помогает. Еще нужно размочить в уксусе бычий навоз, растереть и смазывать лицо как можно чаще.
- Про бычий навоз я слышала, но что-то брезгую. А про заячью кровь откуда знаешь?
- Слышала, как матушка советовала.
- А ей кто рассказал?
- Откуда мне знать? - пожала плечами Ариана. - Может, ее мать.
- Бабка твоя тоже матроной была?
- Не знаю. Я ее никогда не видела.
- Отца не знаешь, бабок не видела... Да и в целом не сильно-то ты похожа на наших каготов. Может, ты и не из них вовсе?
- А из кого же тогда? - удивилась Ариана.
- Кто знает, может, вы беглые еретики? Или мавры?
Ариана не понимала, шутит ли ее соседка или говорит серьезно.
- Сама ты мавра. Ты вон вообще на птицу похожа, и что с того?
- Ладно, - улыбнулась Фераис. - Мне так вообще без разницы. Хоть еретики, хоть мавры - все едино, я ж тебе тут не Бернар Гюи.
- Кто это? - не поняла Ариана.
- А, забудь, не пригодится. Был такой доминиканский монашек в свое время. Зело поусердствовал в искоренении ересей. Ты мне лучше другое скажи, - Ариана с заговорщицким видом придвинулась к Ариане, как будто нечаянно прижавшись к ней горячим шершавым бедром. - А не слышала ли ты от матушки каких-то особых рецептов? Тех, что разжигают любовный жар в ложеснах и чреслах? Или, наоборот, заглушают его? Или те, что влияют на зачатие? Наверняка ведь слышала что-то подобное, да?
"Совсем меня за дурочку держит", усмехнулась про себя Ариана. "Кто же о таких вещах рассказывает направо и налево?"
Фераис словно прочитала мысли Арианы:
- Боишься говорить? Думаешь, побегу доносить доминиканцам? Плохо же ты меня знаешь!
- Ничего я не боюсь, - мотнула головой Ариана. - Просто это всем известно. Петрушка, мята, перец, мускатный орех с вином, ятрышник, ложечница...
- Да не о том я спрашиваю! - скривилась Фераис. - Я про особые, сильные средства, а не про эти травки для простаков.
- Зачем тебе сильные средства? К тебе же и без того приходят оголодавшие, наверное.
- С чего ты взяла, что они нужны мне для посетителей? Разве я не могу употреблять их сама?
- Но зачем?
- Чтобы сделать удовольствие ярче, разумеется. Разве тебе никогда не хотелось этого? Ах да, все время забываю, что ты у нас будущая монашка. Только не забывай, что случается, когда женщина слишком усердно блюдет себя.
- И что же?
- Про furor uterino ты разве не слышала? Когда женщина слишком долго не впускает в себя мужчину, у ней случается застой женского семени. От этого матка наполняется парами, и эти пары начинают душить женщину изнутри. Они же смещают матку, от этого происходит задержка регул. - Фераис внимательно разглядывала Ариану, скользя по ее лицу темными блестящими глазами. - Ты ведь наверняка слышала, что матроны иногда, для излечения женщины, натирают ее бутон специальной мазью, из роз и лилий? Пока женщина не закричит от удовольствия и не изольет из себя скопившееся семя. Неужели ты никогда этого не делала?
Ариана мотнула головой и попыталась отвести взгляд.
- Напрасно, - тугое бедро Фераис все сильнее прижималось к ее ноге. - Я бы могла помочь... Хочешь?
- Что? - опустила глаза Ариана.
- Сделать тебе... то, о чем я сказала. Помочь избавиться от груза, разрядиться... Это будет приятно, не беспокойся. - Огромные черные зрачки Фераис смотрели на Ариану в упор, чуть подрагивая; красивые удлиненные глаза, утончившиеся по контуру, горели странной смесью вызова и испуга. - Лучше, когда делаешь это ртом...
- Фераис, перестань! - отпрянула Ариана. - Что ты говоришь вообще такое...
Пару мгновений Фераис сидела, слегка раскачиваясь, словно заговоренная змея, затем глаза ее приняли свой обычный насмешливый разрез:
- Даже сейчас не покраснела! Это хорошо, что тебя не смущают такие речи.
- Еще как смущают... - попыталась возразить Ариана.
- Не выдумывай! - фыркнула Фераис. - Я знаю, как смущаются из-за робости, и как - для вида, из приличия. Кстати, ты знаешь, что некоторые считают coitus per os делом богоугодным?
- Что это еще такое? - подняла взгляд Ариана.
- То, от чего ты отказалась, глупышка. Когда это делают ртом. Жили когда-то на Востоке такие люди, симониане. Их сейчас считают еретиками, но кого у нас не считают еретиком? Так вот, их главный апостол по имени Симон, он учил, что не матка, а рот есть поле зарождения, ибо слово есть сущность мира, а слово зарождается во рту. Кстати говоря, Симон тот взял себе в жены блудницу Елену из Тира и объявил ее Божественной Мыслью...
- Это как? - не поняла Ариана.
- Не знаю, - пожала плечами Фераис. - Да и неважно. Главное - что он взял ее из блудилища и что многие люди поклонялись ей как божеству. Тебя вот приучили думать, что труд блудницы - постыден, на самом же деле, если подумать хорошенько, он есть высшее проявление человеколюбия и христианской любви.
Ариана равнодушно смотрела на падающую сквозь прорезь в стене полосу солнечного света, не желая спорить со своей соседкой. Та, тем временем, продолжала:
- Думаешь, я шучу? Нисколько. Посуди сама. Какое самое главное качество в нашем ремесле? Думаешь, любовь к деньгам? Ошибаешься. Такие надолго не задерживаются, скатываются и оскотиниваются. Главное - это любить своего клиента. Но не тому ли учил нас Христос: любить ближнего своего? Видеть в нем не обрюзгшую телесную оболочку, бренное узилище духа, но самую душу его, божественный дар? Любить ближнего не за то, что он молод, красив или знатен - но без всяких задних мыслей, просто как человека. И помочь ему избавиться от плотского гнета, низводящего его до состояния скота. Разве это не есть цель, достойная похвалы? Избавлять мир от агрессии, от душевного гнета и смятения - разве не в этом предназначение женщины, ее божественный замысел? Так почему же собственническая любовь к одному мужчине у нас превозносится, а любовь ко всем, ко многим - порицается? Если в женщине так много любви и она хочет делиться ею со всеми страждущими - что же в этом плохого?
- Но какая же это любовь, если она за деньги? - с горячностью возразила Ариана.
- Дорогуша, а какая разница, за деньги или за какое-то другое вознаграждение? Не хочешь брать деньгами - бери шелком, пряностями, вином, чем угодно! Когда жена любит и почитает своего мужа, ожидает и получает в обмен на это его защиту и поддержку, в том числе деньгами - разве она не продает себя, свою любовь? Не обменивает ее на вознаграждение? То-то же и оно. Вся наша жизнь - обмен. Просто у кого-то умелый, а у кого-то - бессмысленный. Вот ты - на что ты собираешься обменять свою драгоценную пленку, над которой трясешься так, словно без нее тебя в Царствие Небесное не пустят? На пьяные крестьянские слюни да регулярные тумаки для острастки? Кстати, помнишь, что сказал Христос блуднице, которую собирались побить камнями? "Где твои обвинители?" сказал он ей. "Никто не осудил тебя?" "Никто", ответила та. "Тогда и я не осуждаю тебя", сказал Христос. Сам Христос сказал, что не осуждает блудниц! А наши фарисеи имеют наглость идти поперек его слова!
Фераис хотела еще что-то добавить, но внезапно замолчала, прислушиваясь. Из тюремного коридора донесся далекий звук шаркающих шагов, затем тихое позвякиванье ключей. Тяжелая дверь камеры отворилась, и на пороге возникла фигура незнакомого коротко стриженого толстяка.
- А где Виллем? - удивленно спросила Фераис вошедшего. - Сегодня разве не его день?
- Явно не его, - угрюмо бросил толстяк. - Нет его больше.
- В смысле "нет"? А где он? - поначалу не поняла Фераис.
- Преставился. Упокой Господь, - поленился договаривать фразу толстяк. - Гости к тебе. - Столь же равнодушно добавил он, глядя на Фераис ничего не выражающим взглядом. - Собирайся домой.
Соседка Арианы восприняла эту новость совершенно спокойно, как нечто само собой разумеющееся. Разгладила на себе платье из черного бархата, стряхнула с него соломенную шелуху, подправила волосы. Затем обернулась к Ариане:
- Прощай, подружка. Или до встречи. Может, загляну как-нибудь в гости. Кастаньеда, так ведь зовется ваша мыза?
Ариана кивнула.
- А дом твой как найти?
- Он последний по дороге, если ехать из города. Белый такой, там еще крыжовника много растет.
- Понятно, - кивнула Фераис. - Где меня искать, ты знаешь. Надеюсь, повзрослеешь и передумаешь. Милости просим тогда. Ну что, пошли? - Фераис шутливо попыталась взять толстяка под руку, но тот неприязненно отстранился:
- Охолони. Нужно сперва дождаться мессира Эйкема.
По счастью, долго ждать авокаделя не пришлось. Как обычно стремительный и нервный, он влетел в камеру, слегка прихрамывая на левую ногу:
- Моя дорогая Фераис, у меня радостные новости! Твои друзья выполнили свое обещание. Сегодня утром мы нашли шестого компургатора, после чего привели их к присяге. Все шестеро подтвердили твою добрую фаму и безупречную репутацию. Посему мессир мэр повелел незамедлительно отпустить тебя с извинениями. Он также просил передать, что надеется на взаимные услуги, особенно перед днем Святого Якова.
- Благодарю тебя, мой добрый друг Мишель! - прочувственно поклонилась Фераис. - Я в неоплатном долгу перед тобой и нашим добрым мэром. Надеюсь, за время моего отсутствия все шло гладко в нашем заведении? Без скандалов и пьяных выходок?
- На это жалоб не было, все в порядке. Правда, умерла одна из твоих девушек.
- Как?! Кто? От чего? - всплеснула руками Фераис.
- Некая Алеста из Одезера. Говорят, вечером пятницы ее нашли мертвой в банях лечебницы Святого Иакова. Потом принесли к тебе, а в субботу похоронили за городом.
- Какой ужас! - закрыла лицо руками Фераис. - Она ведь была такой молоденькой, такой неопытной. Только я не поняла, а что она делала в банях Святого Иакова?
- Ты меня об этом спрашиваешь? - усмехнулся Мишель Эйкем. - Приятно, когда тебя считают всеведущим, но увы. Работала, я подозреваю.
- Но я не разрешала ей работать в банях! Впрочем, прости, Мишель, эти ненужные подробности не должны тревожить твой занятый ум. Ну так мы можем идти? - обернулась Фераис к толстому тюремщику. Тот лишь буркнул что-то невразумительное в ответ.
Фераис еще раз взглянула на Ариану, подмигнула ей с заговорщицким видом, откинула назад свои длинные черные волосы и с немного наигранным достоинством растворилась в полумраке тюремного коридора.
Шаги за дверью отстучали, и камера наполнилась тоскливой гнетущей тишиной. Лишь откуда-то далеко, с улицы, долетал невнятный гул голосов да поскрипывание деревянных колес. Легкий укус чуть пониже щиколотки заставил Ариану недовольно поморщиться. Проклятые тюремные блохи, они как будто становились все голоднее день ото дня.
***
- Дядюшка Эстрабу! - радость, вспыхнувшая во взгляде Арианы, тут же сменилась неприкрытым разочарованием. - А где мама?
Тяжело дыша, пожилой возница втащил в камеру увесистый холщовый мешок. На широком бронзовом лбу Эстрабу поблескивали крупные бусины пота, седые курчавые волосы - те, что еще не успел истрепать ветер времени - обрамляли загорелую лысину густым венком, напоминавшим тонзуру монаха. Широко посаженные светло-голубые глаза смотрели простодушно, с детской наивностью. На какое-то мгновение в них промелькнула легкая тень обиды - не оставшаяся, впрочем, незамеченной.
- Прости, дядюшка! - Ариана обняла пожилого кагота. - Я так рада видеть тебя! Просто я очень хотела увидеть матушку... С ней ведь все хорошо, правда? - голос девушки слегка дрогнул от волнения.
- Все хорошо, дочка, не волнуйся, - Эстрабу неловко провел своей огромной мозолистой ладонью по волосам Арианы. - Роза осталась ждать за воротами Сент-Круа, у повозки...
- Но почему она не пришла сюда? - в недоумении отстранилась Ариана.
- Да не волнуйся ты так, просто стражники не пустили. Какое-то новое распоряжение вышло: не пускать никого с подозрительными шишками. Так они мне объяснили, стражники.
- С подозрительными шишками? Какими еще шишками? И при чем здесь мама?
- Да глупая история вышла. Она так спешила к тебе сегодня. Я подъехал, окликнул с улицы, она выбежала, стукнулась головой о притолоку случайно... Несильно, почти даже не оцарапалась. Но шишка на лбу выскочила - вот такая, с грецкий орех. Пока ехали до города, посинела она, шишка-то. А стражники на воротах говорят: мол, мэр и жюраты велели не пускать всех, у кого подозрительные шишки. Уж мы и спорили с ними и подарки сулили - напрасно. Так и пришлось ей остаться за воротами. Еще и бобы отобрали, - сокрушенно развел руками Эстрабу. - Бобы-то им чем не угодили?
- Какие бобы, дядюшка? - окончательно перестала что-либо понимать Ариана.
- Матушка набрала тебе свежих бобов с огорода. Сочные такие, крупные. А стражники сказали, что отныне запрещено провозить в город плоды с косточкой: незрелые сливы, нешелушеный миндаль и прочие нездоровые фрукты, как они выразились. Якобы через них распространяется какая-то зараза. Что за зараза такая, не объяснили, да, похоже, и сами не знают.
- Но разве в бобах есть косточка?
- И я об том же, дочка! - закивал головой дядюшка Эстрабу. - Я этим олухам и пытался объяснить. А они заладили свое: у нас-де распоряжение мэра, ничего не знаем, выбрасывайте свои бобы или назад вертайтесь. Я бобы пересыпал и Розе отдал. Вот ведь досада, что не пустили ее. Теперь до следующего понедельника ждать - если тебя раньше не отпустят. Что они говорят, долго тебе еще маяться здесь?
- Не знаю, - удрученно пожала плечами Ариана. - Говорят, городской прево спорит с аббатом Сент-Круа из-за того, кому из них судить дело. Ты ведь уже знаешь, что случилось... - Ариана на миг запнулась, - с Жанте?
Дядюшка Эстрабу сочувственно кивнул:
- Ох, да. Такое лихо! Весь город про то судачил. Нам с Розой один молодой горожанин рассказал, как было дело. Он то ли прюдомм, то ли из Совета Трехсот - я так и не понял. Надо будет дождаться его сегодня у ворот, долг вернуть. Очень он нас выручил тогда, храни его Господь. У Розы ведь денег с собой было только на священника. Этому сквалыге, тресни его брюхо, все равно пришлось заплатить, хоть он и не венчал. А тот горожанин договорился с тюремщиками, заплатил из своих денег за постель и еду. - Дядюшка Эстрабу придирчиво осмотрел камеру Арианы, в особенности соломенный тюфяк на грубо сколоченном деревянном настиле. - Как тебе тут? Не сыро? Блохи не досаждают?
- В подвале хуже было, - незаметно поправила платье Ариана, пытаясь скрыть невесть откуда взявшееся на нем пятно. - Мне стражники тоже говорили про какого-то молодого горожанина. Я думала, это Шибале или Ачегорри.
- Нет, не они. Ачегорри вообще пропал куда-то, с прошлого понедельника так его и не видел ни разу.
- Дядюшка, - Ариана наконец-то вспомнила про то, что когда-то казалось ей самым важным. - А почему вы тогда не подъехали к церкви? В прошлый понедельник, перед нашим венчанием?
- Мы подъехали, дочка, припозднились только, - сокрушенно вздохнул Эстрабу. - Задержались почитай что у самых ворот. И все из-за этого бедокура Госельма, мужа Менгины. Заспорил по пьяному делу с гостями, что подымет телегу. Ну и уронил себе на ногу, беспутный. Пока ему ногу перевязывали да ось поправляли - вы уж и скрылись из глаз. А когда мы к воротам подъехали - там целое столпотворение было. Стражники лаялись вусмерть с первым возничим, отказывались его впускать. Так мы и простояли там, покудова народ не осерчал и воз тот проклятый не спихнул в канаву. А потом уже когда подъехали к церкви, глядим: ни кюре, ни вас нет нигде. Стали расспрашивать людей, нам местные торговцы и рассказали про поножовщину, - пожилой кагот облизнул пересохшие губы и замолчал.
Они еще поговорили немного о городских новостях, о ценах, о том, что случилось в округе за эту неделю. В Пессаке внезапно начали околевать овцы. Поползли слухи о колдовстве; как всегда в подобных случаях, тут же вспомнили каготов. Якобы это они отравили овечек из зависти: им-то самим держать скотину запрещено. До чего ж все-таки подлый у нас народец: ведь не далее как прошлой осенью Роза вылечила от чесотки этого паршивца Жофре, а теперь он горланит по кабакам, что это будто бы каготы подкинули отраву овцам в ясли. Пеш шелудивый, черная душа!
Пока дядюшка Эстрабу с негодованием костерил неблагодарного дубильщика Жофре, Ариана думала про незнакомого горожанина, заплатившего за нее тюремщикам. Может, это был тот темноволосый чужеземец с медной окалиной в бороде - тот, что смотрел на нее странным пронзительным взглядом тогда, на паперти Сент-Круа? Интересно, откуда он родом? По виду больше похож на наваррца или кастильца. Только нос необычный, слишком большой, как у мавров. Но все равно красивый...
Толстяк-тюремщик появился словно из ниоткуда. Уже закончилось время, так быстро? Дядюшка Эстрабу принялся спешно развязывать мешок, доставая оттуда куски вяленого мяса, краюхи свежего хлеба, какие-то свертки. Он что-то бормотал скороговоркой про крыс, про веревки, просил тюремщика проследить за чем-то. Затем стали прощаться. Привычно целуя в лысину дядюшку Эстрабу, Ариана вдруг испытала странное чувство: загорелый лоб старого возницы показался ей ледяным, словно заиндевевший на морозе камень. Она даже вздрогнула от неожиданности и испуга.
- Что с тобой, дочка? - глухо, как будто откуда-то сверху, донесся мягкий голос дядюшки Эстрабу.
Только сейчас, с какой-то кристальной ясностью, Ариана вдруг поняла, насколько дорог ей этот человек. Кем он, в сущности, был для нее все эти двадцать лет? Соседом, приятелем матери, чудаковатым стариком, дарившим ей смешных кукол из соломы и тряпок? Да и почему, собственно, "стариком"? Хоть она и привыкла так думать из-за его седины, но если разобраться - он ведь еще совсем не старый. Ариана, конечно, подозревала, что Эстрабу и мама не просто приятельствовали, что их связывало нечто большее. Одно время она даже всерьез полагала, что он и есть ее настоящий отец. Когда однажды она заявила об этом матери, та лишь загадочно улыбнулась в ответ. Возможно, она была бы и не против, чтобы Ариана так думала...
- Ничего, дядюшка, - пытаясь скрыть подступавшие к горлу слезы, Ариана еще раз обняла на прощание своего придуманного отца. - Просто померещилось. Поцелуй от меня маму. Скажи, что я очень скучаю по ней. Адишац...
Удаляющаяся спина дядюшки Эстрабу показалась Ариане дверью в другой мир. И эта дверь захлопывалась у нее на глазах.
***
"Какой еще к дьяволу "мессир Эйкем"?! Кто такой этот склизняк, чтобы здесь что-то приказывать?!"
Ариана испуганно вздрогнула, услышав из коридора приглушенный голос прево. Голос стремительно приближался, приобретая все более гневные призвуки.
"Мэр повелел выпустить? С извинениями?! Ты ничего не перепутал?"
Дверь в камеру Арианы отворилась с тяжелым скрежетом. Впервые она видела городского прево таким взбешенным.
- Доброго дня вам, мессир прево... - Ариана попыталась заполнить липкую тишину, повисшую во влажном воздухе камеры.
Прево смотрел куда-то сквозь нее своим холодным невидящим взглядом. Аккуратно уложенные темно-каштановые волосы с пересохшими кончиками чуть заметно подрагивали на породистом черепе мессира Ростеги. Ариане отчего-то подумалось, что прево, должно быть, страдает какой-то потаенной болезнью. При том что вид у него был вполне здоровый, даже слишком: густые подсаленные волосы, ровные крепкие зубы, яркий румянец на бледных холеных щеках.
- Поднимись в мэрию, позови мне сюда этого выскочку! - очнувшись от мимолетной задумчивости, приказал прево толстому стражнику.
"Его ведь даже можно было бы назвать красивым", подумала Ариана, "если бы не эти выпученные глаза с набухшими веками". Точнее, их змеиный взгляд, смотрящий на тебя с тихим презрением, как на что-то, что подобает лишь использовать - и тут же забыть за ненадобностью.
- Мессир прево, почему вы держите меня здесь? - тихим голосом спросила Ариана.
Прево с неудовольствием перевел на нее тяжелый взгляд, помолчал, затем сухо, с расстановкой ответил:
- Потому что совершено преступление. А совершивший его - или совершившая - до сих пор не предана суду и не понесла заслуженное наказание.
- Но я же не убивала Жанте! Вы ведь знаете это! - Ариана сама испугалась того, что осмелилась повысить голос на прево. Тот, впрочем, этого даже не заметил.
- Если скобянщик не смог доказать, что ты убила своего жениха, это еще не значит, что ты его не убивала. А вообще, скажи "спасибо" своей соседке. Если б не она, была бы ты уже сегодня дома, в своей Кастаньеде.
- Соседке? - удивилась Ариана. - Но при чем здесь она?
- При том, - не счел нужным пускаться в дальнейшие разъяснения прево. Тем более, что в этот момент из коридора донесся шелестящий звук шагов, сопровождаемый возбужденными голосами.
- Доброго дня, мой дражайший Бернар, - с легкой насмешкой пропел авокадель Мишель Эйкем, с шумом вваливаясь в камеру.
- Уже виделись, горожанин Эйкем, - холодно ответил ему прево. - Догадываешься, зачем я тебя позвал?
- Ума не приложу, мой драгоценный Бернар, - авокадель уже не скрывал издевки в голосе. - Ужель соскучился по мне?
- Перестань паясничать, Мишель! - зло сверкнул глазами прево. - На каком основании ты выпустил эту гарпию? Чем она соблазнила тебя, своим сладким местом?
- Ах, ты про известную даму Фераис? Ошибаешься, мне вовсе не нужны ее сладкие места. Мы с мессиром мэром действовали строго по кутюмам славного города Бордо: шестеро компургаторов подтвердили добрую фаму этой горожанки, и нам просто пришлось отпустить ее восвояси.
- И тебя не смутило, что самая последняя собака в городе знает, чем занимается эта брукса?
- О нет, Бернар, умоляю: избавь меня от своих наваррских сказок про брукс и басахонов! И да, я не общаюсь с городскими собаками, посему мнение их мне неизвестно. Мнения вообще переменчивы: сегодня одно, завтра другое, а клятва компургаторов - прописана в кутюмах. И уж всяко посерьезнее твоих собачьих мнений.
- Ты нарываешься, милейший, - скрипнул зубами прево. - Последил бы за своим не в меру прытким языком - чтобы не расстаться с ним ненароком.
- Уж не ты ли разлучишь меня с ним, мой любезный Бернар? - Мишель Эйкем, кажется, и сам понял, что слегка перегнул палку. - Давно порывался спросить: твоя ретивая неприязнь к даме Фераис - не связана ли она с твоими покровителями Коломами, которые, я слышал, вознамерились прибрать к рукам ее... питейное заведение?
- Ишь ты, "питейное"! - язвительно передразнил прево. - А ваше с мэром потакание этой мерзкой макрели - не связано ли оно с твоими покровителями Солерами? Которые, ходят слухи, и оплатили вам этих продажных компургаторов?
- И ты можешь доказать это, мой добрый сказочник Бернар? Или эти слухи ходят исключительно в твоей голове?
- Всему свое время, мой торопливый Мишель. Когда-нибудь обязательно докажу, не изволь сомневаться.
- Я сомневаюсь только в одном: что ты останешься на своей должности после дня Святого Якова. Кстати, - как будто только что заметив Ариану, удивленно изогнул брови авокадель Эйкем, - а почему эта каготка все еще здесь? Разве мэр не ясно сказал тебе: закончить расследование за отсутствием обвинителя?
- Разве это сказал мессир мэр? - уголками губ усмехнулся прево. - А я-то, наивный, думал, что это сказал его патрон Симон Солер, всеми силами пытающийся выгородить своего сыночка из всей этой дурно пахнущей истории?