Шауров Эдуард : другие произведения.

"Родина" с носом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Во времена гибридных войн линии обороны на информационных полях, в сфере изящных искусств, литературы, кинематографии не менее значимы, чем окопы на поле боя. А то и более значимы. Волей неволей мы следим за новинками российской киноиндустрии. И вот российский зритель, наконец, осчастливлен сериалом Павла Лунгина 'Родина'. Хотелось бы сказать пару слов.
  Начну, пожалуй, от дальнего плинтуса. В одном документальном фильме мать Лунгина рассказывала трогательную историю о похоронах домработницы (и почему у них всегда есть слуги?), жившей и умершей в их семье. Она красочно описала хлопоты и трудности, выпавшие на долю сына, пока он доставлял тело в глухую деревню, везя одновременно апельсины, спиртное и прочие вещи, чтобы справить поминки "как у людей". Более всего удивительно в этом рассказе, что на поминках мудрая хозяйка посадила Лунгина за "женский стол", так как 'справедливо' опасалась того, что его типическая внешность станет поводом для пьяного конфликта на национальной почве за "мужским столом".
  Я не пытаюсь выяснить, что такое 'мужской' и 'женский' стол, не пытаюсь гадать, сколь агрессивны были жители сей деревни, что честному маленькому еврею прямо на ПОМИНКАХ грозила расправа за форму его носа. Ситуация из разряда фэнтези. Я попытаюсь подойти с другой стороны. Когда человек часто говорит о том, что честен и бескорыстен, у меня возникает справедливое подозрение, что он вор. Если мама, рассказывая о жизни своего знакового сына, сочла важным этот эпизод, значит проблема занимает в жизни Лунгиных важное место. Проживая в национальной республике, я знаком с вопросом не понаслышке и могу утверждать смело: никто никогда не бьёт оппонента за то, что он русский, бурят, еврей. Причина должна быть в чём-то другом, прозаичном. Во времена моей подростковой молодости отгрести можно было, тупо оказавшись не из того района. Но за национальность драки не начинаются, за национальность драки заканчиваются, национальность прикладывается потом, по факту и для массовки. Хозяйка сделала, наверное, правильно. Но реакция самой мамы Лунгина даёт основания думать, что отношение в их семье к русским вообще, видимо, было очень сложным и настороженным. Представляю себе, как мама говорила маленькому Паше: 'Посиди лучше на балконе, там во дворе злые русские мальчики'. Явление называется русофобией.
  Я ничего не утверждаю, только предполагаю. Дело читателя, соглашаться или нет. Но. Маленький Паша вырос и начал снимать кино. Хорошее, кстати, кино. Особенно поначалу. 'Такси-блюз' произвело на меня очень сильное впечатление. Говорят, что хорош и 'Луна-парк'. Но Пашу Лунгина тянуло к проблемам глобальным, с элементами гражданственности. Фильмы 'Остров' и 'Царь' уже впрямую затрагивают тему Родины, хотя хорошего о русских в них сказано мало, тематика тирании и предательства рулят. И вот вершина нынешнего отрезка творч.пути приводит к вершине патриотических телодвижений и венчается фильмом 'Родина'. Всё типа неплохо. Трудные для России времена: санкции, истерия СМИ, нападки на наши ценности, манёвры НАТО у наших границ, и режиссёр Лунгин спешит подставить плечо, дабы поддержать и укрепить Родину. Как во времена великой отечественной, когда актёров отзывали с фронта, чтобы снимать 'Невского', 'Свинарку и пастуха'. Ведь живущий с 90-х во Франции Паша Лунгин наверняка страстно и нежно обожает свою Родину. Или всё-таки что-то здесь не так?
  Сначала меня, признаться, неприятно удивил тот факт, что фильм с патриотичным названием, не более чем ремейк амерского одноимённого сериала, который, в свою очередь, ремейк израильского. Потом меня удивило интервью Лунгина. Павел сказал: 'Русский зритель привык к простым ответам, я пытаюсь дать ему сложный ответ на непростой вопрос. Тут меня натурально рвёт шаблон. Режиссёр переснимает АМЕРСКИЙ фильм и хвастает тем, что даст РУССКОМУ зрителю СЛОЖНЫЕ ответы!? О_О Интересно, почему ему не достаёт ума ставить запчасти от форда на уазик? Или почему ему не хватает ума снять СВОЁ кино, чтобы научить русского зрителя думать самостоятельно?
  Отложив все эти вопросы в копилку, я начал смотреть. Скрывать не стану, фильм сделан весьма неплохо, профес-си-онально, хотя и не идеально. Местами поглядывает лубок. Если Машков и Маковецкий как всегда хороши, то Исакова бесконечно переигрывает, накрашенные, как у Дракулы, глаза создают не ощущение сумасшествия, а ощущения дуры, которую не научили пользоваться косметикой.
  Сюжет фильма в двух словах - это противостояние специалистов антитеррористического отдела матёрому террористу бен Джалиду. В фокусе Брагин (Машков), человек освобождённый из моджахедского плена, и Зимина (Исакова), которая подозревает, что казачок засланный. Режиссёр, типа, водит зрителя за нос, то заявляя, что Брагин герой, то намекая, что Брагин предатель. Для того, чтобы запутать нас, в кадре появляется друг Брагина: товарищ по плену, снайпер и разведчик. Снайпер сломан бен Джалидом и перевербован. Какое-то время мы верим, что Брагин молодец, но один видео-звонок от Джалида, и Брагин надевает пояс шахида, чтобы выполнить приказ террористов, взорвать подлого кандидата в президенты Басова (Мерзликин), убийцу единственного сына Джалида, к которому Брагин привязался за время плена. Формально всё типа правильно. Басов - плохой, мальчик - хороший. Басову пипец. Зимина в последний момент догадывается о готовящемся взрыве и отвлекающей роли снайпера, но начальство объявляет Зимину сумасшедшей и сливает. Пипец грядёт. Снайпер убивает во время митинга пиарпомощника Басова, силовики гонят всех собравшихся генералов, фээсбэшников и иже с ними в Мавзолей, и Брагин нажимает детонатор, но устройство не срабатывает. Брагин чинит пояс и собирается подорвать его вторично. Отважная Зимина кидается спасать ситуацию сама, она уговаривает дочку Брагина позвонить отцу, и звонок, надавив на чуйства, не даёт полковнику совершить самый большой в своей жизни харам. Все счастливы, всем ништяк. Одной Зиминой вилы (взрыва-то не было) и дамочка автоматом попадает в психушку, где её лечат током (почему-то без наркоза). Открытый финал с задельем ещё на пять сезонов.
  И ведь в самом деле, это вам не 'Дерьмиофан'. Это фильм внешне вполне пристойный и даже патриотичный. Вон какое название. Моя мама, человек уже пожилой, посмотрела и не учуяла особенного подвоха, только расстроилась, что герой как-то не по-мужски почти своими руками утолкал Зимину в дурку. Моя мама, она же не мама Лунгина :) Она не сочла факт виртуальной возможности расправы за реальность, она сказала: 'Ну Машков же не взорвал никого, значит всё норм'.
  А вот норм, да не норм. А вот давайте отфильтруем и выпарим воду. На самом деле фильм очередной раз призывает русского человека каяться и стыдиться, хитренько, исподволь утверждает, что все русские быдло и недочеловеки. Я рассмотрю несколько умелых приёмов манипуляции. Возьмём героев. Два офицера, побывавшие в плену оба становятся предателями. Всё руководство силовых структур, попадающее в кадр, сплошь подло, двулично и воровито. Про Брагина с одной стороны говорят (даже бен Джалид), что он не сломался, что он несгибаемый человек, но каким-то странным образом несгибаемость Брагина сочетается с тем, что по принуждению тюремщиков он забил до смерти своего друга (второго офицера, который выжил и стал предателем). Каков наворот? А? Один раз - не пид...ас. Лунгин скачет кандибобером, пытаясь сделать ГГ ангелом по факту зрительского восприятия и агентом-террористом по сути. Ему нужно, чтобы зритель искренне полюбил предателя. Наивные домохозяева смотрят сериал и говорят: 'Нет, правильно, что он хотел взорвать Басова, ведь Басов - вор и мальчика убил'. Зрителю не подсказали (а сам он и не догадывается), что по любому Брагин выполняет задание арабских террористов, направленное против его страны, что вместе с вором Басовым будет уничтожена вся верхушка силовых структур, что не может не ударить по России. И Брагин, как зрелый мужик, как офицер-разведчик не может этого не понимать. А если он это понимает, то он агент вражеской стороны, а не мститель. И ведь Брагин практически ВЗОРВАЛ устройство, поскольку нажал-таки кнопку. Вот если бы русский офицер не стал подрывать СОЗНАТЕЛЬНО, по здравому разумению, тогда фильм можно было бы расценить совсем по-другому. А так Брагин просто предатель, чудом не совершивший теракт в пользу арабов и по слабости нервов размякший под уговоры дочки. Акценты смещены и зритель элементарно подвергается ломке психики. Его героями становятся предатели, террористы и шахиды-смертники, его врагами позиционируются представители российской власти. От 'Родины' Родиной и не пахнет.
  Впрочем, Лунгин тут подстраховался. Фильм де снимался про девяностые. Тогда верховным был ЕБН, значит всё праильно. Продажных генералов пластидом, да по голове. Но и здесь хитрый Лунгин делает финт ушами. Информация о том, что время действия 99-ый настолько не акцентирована, что просто теряется. К тому же автор разбрасывает хитрые крючочки. Допустим, форма спецназа вполне себе современная с понтовыми очками и касками. Вот так подспудно зритель уводится де факто в современность. Лунгин - хений.
  Осталось ещё обратиться к образу бен Джалида. Здесь вообще происходят карточные фокусы. Зритель видит благообразного человека, негромкого, интеллигентного, любящего свою семью, честного, имеющего за спиной историю рода длиной минимум в пятьсот лет, одетого аки ангел в белые одежды. Зритель типа знает, что Джалид террорист и убийца, но визуальный ряд говорит ему совсем другое: Джалид белый и пушистый. И когда зритель сравнивает Басова со стеклянными глазами и перекошенным ртом с благообразным и вежливым Джалидом, то симпатии явно на стороне второго.
  Не. Я понимаю, что всяко бывает. И в русской политике полно воров, подлецов и даже предателей. Но речь-то всё-таки о фильме как о мощном оружии пропаганды. Лунгин обрисовал Русь и русских исключительно чёрной краской, арабов покрасил серенькой, про америкосов вообще умолчал, будто и нет их. Будто не вливали они в наш Кавказ миллиарды, спонсируя разного пошиба бандитскую мразь, которая убивала, насиловала, торговала рабами. Фига. Про это Лунгин не в курсе. Зато Лунгин ловко подаёт ислам, как синоним бандитизма. Молишься Аллаху, стало быть террорист. А это не через край, Павел Семёнович? В нашей-то стране, где миллионы мусульман, которые бьются с терроризмом в первых рядах и которым фундаментализм с терроризмом приносят не меньше бед, чем православным? Может, стоило для объективности добавить и светлых красок? Это, уверяю читателя, делается элементарными приёмами, но это не сделано и, боюсь, умышленно.
  Не знаю, что было в амерском одноименном сериале. Говорят, он весьма неплох. Один из зрителей даже писал, что после просмотра серии Лунгинской'Родины', чтобы сбить мерзкий привкус, пересматривал серию американской. Говорят, 'Homeland' активно критикует амерское правительство. Хочется спросить, не много ли адаптаций на русскую почву? 'Левиафан', 'Родина'. Лично я прекрасно понимаю, что амерам в Ираке реально есть за что каяться. Они реально вторглись в чужую страну под надуманным предлогом, устроили там кровавый бардак. Они реально агрессоры. Аналогия с Чечнёй не просто неуместна, она лжива и преступна. И время для выхода фильма выбрано просто идеально. Кто бы сомневался, что когда в тёмной подворотне на вас наезжают трое гопников, самая важная для вас помощь, это конструктивная критика бывшего владельца вашей квартиры. Спасибо, Павел, вы были полезны России. Вы заработали деньги, а мы остались с носом. А то что вы умный и тонкий, делает вас ещё вредоноснее.
  Словом, яд, даже в красивой упаковке и сладкий на вкус, здоровья нам никак не прибавит. Посему, в топку. Хотя. 'Homeland' посмотреть захотелось :)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"