Щемелинин Денис : другие произведения.

Караул! На горизонте " Веселый роджер!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на повесть Ники Ракитиной <Легенда о заклятии> "ПЕРВОЕ"место на Втором конкурсе Критики


Караул, на горизонте - Веселый роджер!

Рецензия на повесть Ники Ракитиной "Легенда о заклятии"

"Легенда о заклятии"

   Скажи, читатель - а правда, что в детстве каждый мечтал стать отважным искателем приключений? Гордым индейцем или отважным ковбоем, опытным следопытом или неутомимым старателем, удачливым искателем сокровищ или отчаянным охотником за головами. А еще - бесстрашным пиратом, грозой Карибского архипелага, покорителем яростных штормов и ловким пройдохой, умудряющимся который год уходить от преследования республиканских каперов. Мечта о море живет в тех, кто в детстве зачитывался романами Стивенсона, грезил невероятными путешествиями в ревущем штормовом океане и захватывающими приключениями на необитаемых островах. И пускай повзрослев, мы узнали - что романтики и увлекательности в пиратстве не так уж и много, что эти люди творили зверские злодеяния и жестоко убивали беззащитных мирных торговцев, ощущение волшебства и сказки от встречи с перекрещенными костями на "Веселом Роджере" осталось с нами навсегда. Мечта о свободе, до невероятности идеализированная и окутанная ореолом тайны, живет в сердце каждого, кто хоть раз видел разбивающиеся о пирс волны и манящую лазурь океанских вод...
   Поселилась мечта и в душе малышки Кармелиты. Еще бы - ведь ей довелось родиться прямо на берегу океана - в портовом городе Верда, известного чарующими ароматами бесценных духов, что придают красавицам всего мира совершенно неотразимый шарм. Но, к удивлению чрезмерно заботливой мамаши и нерасторопной няньки, малютке гораздо ближе и роднее оказался истинный запах моря, накрывающий город с каждым порывом свежего бриза. Милее юному сердцу оказались суровые моряцкие будни, бесхитростные лица рыбаков, жалобные скрипы баркасов и удалой молодецкий задор, с которым на судах поднимают якоря, уходя в путь к далеким странам. Ей не сиделось на месте, в чопорном уюте отчего дома - она сбегала при каждом удобном случае и легко вливалась в галдящую и кричащую на всех языках мира портовую жизнь. Становясь своей для местной детворы и вселенской бедноты, угрюмых морских волков и грустных бродячих артистов, заливающих крепким вином общую для всех детей свободы тоску о легком и недостижимом счастье...
   Отец не поощрял проступки дочери, но прекрасно ее понимал. Вот только однажды ушел в далекое плавание, и тогда прекрасный мир, полный сказочных приключений в портовом районе, закончился. Мать отвела девочку к гадалке, и та поведала, что сбудутся мечты Кармелы, станет она капитаном большого корабля, встретит человека, полюбит, но исходом всему станет смерть! Взыграла в матери горячая вердийская кровь, спешно собрала она дочь и отправила в монастырь, на перевоспитание. Долгие годы, покорность и смирение, сила и страх - все это переплелось в душе Кармелиты и такой выковало характер, что тверже его на всей земле не найдешь. Поэтому, узнав про гибель отца и повторное замужество матери, девушка сбежала из холодной кельи. Прощай, прекрасная вердийская сказка, и кровь родной земли - прощай...
   Осыпалось время в чашу - незримыми песчинками, легчайшими прикосновениями вечности к слабой плоти людской. Не узнать в нескладном оборвыше-юнге Лино дерзкую малышку-Кармелиту. Пиратский фрегат стал ее домом, вместе с затрещинами и пинками капитана впитывает она мудреную науку мореплавания. Дни наполнены тяжелым трудом, беспричинными унижениями, но по-прежнему большего всего хочет Кармела стать настоящим морским волком. И никто на судне не знает, что Лино - девчонка!
   Все решает случай - фрегат атакует эскадра Республики, но Кармела успевает подать предупредительный сигнал. Однако, в бою получает ранение и тогда пираты узнают, наконец, что перед ними женщина.
   Смягчается сердце капитана, ведь в сражении Кармела спасла ему жизнь. Он оставляет девушку на корабле, и она незаметно становиться талисманом и любимой всеми маленькой капитаншей. А спустя годы, после нечаянной смерти капитана Юджина - фрегат попадает в ее полное владение.
   Казалось, сбылась мечта дерзкой девчушки из богатой вердийской семьи. Она стала капитаном, ее прекрасный фрегат, именуемый "Грозным", наводит страх и ужас на прибрежные города, несметные сокровища покоятся в тайном укромном месте. Но сердце Кармелы по-прежнему жаждет любви...
   И девушка встречает его - случайно, в портовом кабаке города Ита, сердце Кармелы трогает несчастье молодого дворянина, разорившегося волею судьбы. Девушка помогает, выплачивает долг, спасая честь юноши и его родовой дом, но делает это инкогнито, не рискнув открыть счастливцу свое имя. Ведь она не может рассказать, откуда взялись золотые монеты, что пошли в уплату кредиторам. Что же делать? Чужие документы, обман - и вот девушка уже является высшему обществу под именем Анхелы, погибшей девушки из местной знати. Она остается в городе, чтобы стать к возлюбленному ближе хотя бы географически! Но с этого момента Рауль начинает свой путь к должности губернатора, а Кармела - к тому роковому выстрелу, что оборвет жизнь влюбленной пиратки...
   Увлекшись, я чуть было не пересказал содержание всей повести, стараясь приблизить язык статьи к стилю авантюрно-приключенческих романов середины позапрошлого века. И, надеюсь, вовремя сдержался. Остановился, задавшись вопросом - а что же хотела сказать нам автор этим произведением? Какую мысль оставила на сладкое? Девочка рвалась к свободе, с раннего детства вместо ребенка нянька воспитывала сущего чертенка. И, вполне заслуженно, малышка Кармела сначала превратилась в мужеподобного юнгу Лино, а затем - в безжалостного пирата, капитана самого опасного пиратского фрегата двух морей "Грозного". Понимала ли девушка, что ее свобода и возможность исполнять желания оплачена ценой жизни многочисленных убитый людей, несчастных торговцев и купцов, чьи суда легли на дно океана? Или вся жизнь для нее так и осталась игрой с нерасторопной нянькой? Сейчас модно говорить, что инфантилизм губит теперешнее поколение молодежи. Мне кажется - что, процесс этот начался вовсе и не вчера...
   Однако не слишком ли рано я бросился ругать автора за излишнюю романтизацию образа преступника? Ведь есть ведийское пророчество, и гадалка не могла не знать - что то будущее, которое она видит в магическом шаре - лишь один из вариантов. Пусть и наиболее вероятный. Но девочка не отступает, и даже любовь, зародившаяся в ее сердце, не позволяет ей сойти с тропинки, ведущей в ад. Но не потому ли, что любовь та - не взаимная? А женщина без любви - не живет полной жизнью! И потому с неумолимостью песчинок, падающих в часах, пророчество ведет девушку к справедливой расплате - смерти. Этот путь предрешен, и не встретилось Кармеле в жизни того человека, кто придал бы ей сил свернуть с предопределенного пути. А в смерти девушки, как и в любой смерти живого человека, нет ничего романтического...
   Есть мнение, что все неприятности, происходящие с нами - запрограммированы в нашем детстве. Но, на первый взгляд может показаться, что мама в детстве любила и заботилась о малютке. Одевала ее в красивые наряды, дарила дорогие подарки... Но автор не показала нам ни одной сцены, за которой можно было бы прочитать искреннюю любовь матери к своему чаду. Наоборот - вся забота сводилась к контролю и опеке, к желанию выплавить из девочки то, что матери удобно и нужно, что ей комфортнее. И даже больше - не показана в тексте и любовь между родителями Кармелы. Иначе чем еще объяснить такую неприязнь и даже брезгливое отвращение, которое мать девушки испытывала к морю, кораблям и вообще всему, чем занимался ее супруг? Не может быть такого отношения к занятию супруга, просто не может. Иначе что же может ее связывать капитана дальнего плавания (так можно определить профессию отца семейства на современном языке) и знатной вердийской красавицы? Ах, да, верно - деньги, расчет... Как это ни грустно, иного объяснения я не увидел. Так не с этого ли началась тяга девчушки к свободе, к стремлению убежать из дома, скрыться, найти себе друзей не среди напыщенной знати, а там, на берегу океана - единственного существа на земле, близкого и девочке и ее отцу? И автор подтверждает мои выводы - лишь только отец Кармелы гибнет в море, мать очень скоро вновь выходит замуж. Тогда-то девочка и сбегает из монастыря, куда мать отправляет неугодное дитя на перевоспитание. Ее путь уже предопределен поступками предков, атмосферой, царившей в доме. Ее саму заставили страдать и теперь чужие страдания мало что для нее значат - детская психика ранима и отложившееся в ней остается там навсегда, зачастую определяя весь наш жизненный путь. Так кто же виноват, что семьей для Кармелы в итоге становится шайка морских разбойников? И эти новые родственники не бросают ее на произвол судьбы, когда, получив ранение, капитанша вновь оказывается за стенами монастыря...
   Однако, все же, автор до конца так и не сумела избавиться от излишней романтизации образа пирата. Это не ее беда - над созданием образа трудилось не одно поколение писателей, режиссеров и сценаристов. Многие из нас с удовольствием смотрели две (а кое-кто уже и три) части недавно отгремевших "Пиратов Карибского моря", читали того же Стивенсона, да и многих-многих других авторов, писавших о морских разбойниках. Вырваться из порочного круга стереотипов сложно, а порой - просто невозможно. Читатель не поймет... Или - не примет. Не потому ли в абсолютном большинстве произведений жизнь пирата показана как череда предопределений, итог которых - смерть? И редко кому из литературных (а уж тем более - реальных) персонажей удалось свернуть с преступного пути и стать честным человеком (примеров с каперством просьба не приводить - это те же наемные убийцы, с помощь которых зачастую сводились не только счеты с Фемидой, но и реализовывались вполне обыденные финансовые и политические интересы колониальных правителей. И не известно, что аморальнее - по большому-то счету). Писателей манит стереотипная романтика пиратства, но моральные принципы не позволяют прописать и показать нам судьбу "счастливого пирата". Оттого они все... умирают.
   Погибает и Кармела. Не найдя в этой жизни любви и счастья. Возможно, читатели скажут - и правильно, ведь возможно, что в их глазах преступница и не имела на это право. Но ведь не случайно автор сделала свою героиней женщину! Что ни говори, а девушка, гибнущая за любовь и без любви, да при этом еще и пиратка - смелая попытка разрушить устоявшийся стереотип угрюмого нелюбимого преступника (судя по дате, повесть написана до выхода на экраны трилогии и потому нельзя упрекнуть автора в том, что она содрала некоторые идеи об изменении образа из фильма). И за эту смелость хочется автора поблагодарить.
   Но Кармела сама сделала выбор. Судьба предоставила ей возможность - она могла бы остаться рядом с Раулем и попытаться добиться его любви. Но девушка выбрала другое - бросить все и отправиться спасать фрегат, на который войска Республики устроили хитрую засаду. Судно спасти удалось, зато сама Кармела оказалась запертой в ловушке собственной судьбы, и выбираться из нее уже не сумела...
  
   Пару слов хочется сказать о банальном нравится/не нравится. Определенно нравится - качество текста профессиональное, язык превосходный, вживаемость и вера в исторический период - на отличном уровне, стилизация - вполне добротная. При этом Нике удалось не только передать дух времени, но и внести в стиль авантюрно-приключенческих романов о той эпохе нотки свежей, более современной стилистики, что заметно оживляет язык повести. И, хотя, это снижает в некотором роде степень аутентичности жанра, зато читается свежее и живее чем классические вещи того же направления. Однако, на мой взгляд, несколько "быстроват" стиль изложения. Такой темп более подходит рассказам, чем крупным произведениям. Возможно виной тут пресловутое "романное" или "рассказное" мышление, на которое грешат даже вполне состоявшиеся авторы (к числу которых я вполне заслуженно отношу и многоуважаемую Нику). Смысл в том, что количество действия на единицу времени в рассказах намного плотнее, чем в романах (в которых необходимы периоды "релаксации" для читателя, иначе его внимание рассеивается, не выдерживая интенсивности повествования). И авторы, наловчившиеся писать хорошие динамичные рассказы, незаметно даже для себя, перетаскивают подобные подход и на повести/романы. В результате произведение смотрится как огромный рассказ или очень широко изложенный синопсис. Повесть Ники грешит этим не так сильно, не критично - но заметно.
   Есть небольшая претензия к внутренней логике. Та сцена, когда Кармела оказывается в доме Торрес под именем Анхелы - я понимаю, что девушка должна была вести себя подобающе, чтобы не вызвать подозрений, не раскрыть тайну своего происхождения. Слушаться домоправительницу (как и полагается молодой девушке в то время), следовать определенным светским ритуалам... Но все равно - ее безвольное поведение вызывает недоумение и определенное отторжение такого резкого изменения поведенческих императивов. Не верится, что повелительница пиратского фрегата (пусть управляла она кораблем и не без активной помощи особо приближенных из команды - Винсенте и Серпено), так позволила бы издеваться и практически глумиться над собой. Особенно удивил момента, когда Кармелу заперли в комнате.
   Есть нечто подобное и далее по тексту - в тот момент, когда девушка оказывается в плену, внутри стен монастыря. Но там трудности и беды героини воспринимаются намного реальнее, ведь известно, что церковь в те далекие времена вела себя совсем не аки агнец божий. И хотя прямых отсылов к нашей реальности в повести нет, скорее - даже наоборот, показан некий условно-абстрактный мир позднего средневековья, что характерно для реалистичного фэнтези - все же избавится от аналогий не удается. Слишком похоже это на наш с вами мир.
   Больше претензий нет. Наоборот - стиль и язык автора оставили очень хорошее впечатление (что и не удивительно), читается очень легко, быстро, но при этом в памяти текст остается, он цепляет. Заниматься разбором языковых ляпов и неточностей (а тем паче - грамматики и орфографии) я не буду. Во-первых потому, что заметных ошибок обнаружено не было, а некоторые шершавости языка вполне справедливо можно отнести к авторскому стилю Ники, а во-вторых потому - что не этим ценна критика, на самом-то деле. Гораздо важнее показать автору свой взгляд на текст, его сюжет, идею и смысловую составляющую.
   О персонажах повести можно говорить достаточно долго (благо, их разнообразие как по типажам, так и по характерам позволяет). Но, боюсь, моего опыта и знаний как критика будет недостаточно для грамотного разбора произведения такого технического и художественного уровня, а говорить глупости - очень не хочется. Скажу лишь, что образ главной героин, конечно, не стопроцентно реалистичен, но идеально вписывается в романтизированное повествование, стилизованное под произведения о морской и пиратской тематике восемнадцатого-девятнадцатого века. Остальные герои прописаны качественно, заметно больше, чем это по минимуму необходимо для развития сюжета, что придает повести определенный шарм и глубину.
   Отдельно хочется отметить приличное знание автором деталей рассматриваемого периода времени, элементов мира, из которых и складывается его достоверная историческая картина. Сразу заметно, что писатель хорошо поработал с историческими материалами, энциклопедиями и справочниками. Проще говоря - Ника знает, о чем пишет:) Признаю, "Легенда о заклятии" и Гугль открыли мне много нового по ходу прочтения повести. За что хочу сказать большое спасибо им обоим:)
   И, в заключение, хотелось бы сказать несколько слов о том, почему же в классической литературе возник столь идеализированный и романтизированный образ пирата (так, как это кажется лично мне). Рассматриваемый исторический период не может похвастаться серьезным развитием такого понятия, как права человека. Выражаясь современным языком - это были века практически абсолютного бесправия простого народа, кабальной зависимости от феодалов и дворянства. Обрести свободу, избавится от этого ярма - было многолетней мечтой каждого нормального человека. Но при этом территории современной Европы и близлежащие земли были исследованы, заселены и подконтрольны жесткой и даже жестокой элите той эпохи. И в тот же период времени значительные научные открытия позволили строить большие и достаточно надежные морские суда, которые вполне могли претендовать на выполнение роли дома или, хотя бы, временного пристанища людям, не желающим смириться с деспотизмом и бесправием. Да, не всегда их намерения были сколь либо благородными, нередко (особенно в поздний период) пиратами становились бывшие дворяне (разорившиеся или просто имеющие проблемы с финансами), пытающиеся грабежом восстановить бездумно растраченное богатство. Но изначально в пираты уходили именно в поисках свободы... Потому как другого пути не видели. Это не оправдывает преступников ни в коей мере, глазами современного человека мы не можем не видеть всей мерзости этого явления. Однако нельзя не отметить, что наибольшего пика пиратство достигло именно в тот период, когда власти метрополий хищническим и столь же безнравственным способом грабило и вывозило ценности с территорий вновь обретенных колоний. Эпоха великих географических открытий принесла европейцам осознание размеров мира, определение его границ и... желание обогатиться за счет менее развитых (в первую очередь - в военном плане) народов, населяющих оба американских континента. А о судьбе бывших владельцев награбленного, мы прекрасно знаем из школьного курса истории. Галеоны и шхуны везли в Испанию, Англию и Голландию золото народов, подло и зверски истребляемых конкистадорами. И так ли уж аморальны пираты, пытавшиеся перехватить эти бесчисленные караваны с сокровищами, присвоенными точно такими же преступниками?
   На этом, пожалуй, все. Еще раз пожелаю автору творческого вдохновения, удачи и реализации намеченных планов. И ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. Спасибо за интересную историю!
  
  
   Денис Щемелинин
   смею надеяться - вдумчивый читатель
   май 2007
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"