Аннотация: События изложенные в этом рассказе произошли на самом деле. Лица в этом рассказе НЕ вымышлены.
Случайно или нет?
Недавно узнал, что известный философ и публицист Григорий Соломонович Померанц, как и ваш покорный слуга, родился в Вильнюсе. С этим выдающимся человеком у меня связана одна история невольно заставляющая задуматься о том, насколько всё НЕ СЛУЧАЙНО в этой жизни. Являясь участником этой истории могу поручиться за её достоверность и заранее прошу прощение за некоторую затянутость повествования.
Была у Григория Соломоновича ученица - Марина Курочкина. Совершенно удивительный человек. Она была первым в моей жизни человеком, который показал, как в одной личности без противоречий может сочетаться необыкновенно острый, глубокий, критический ум, образованность и необыкновенно глубокая вера. Она была педагогом, публицистом, философом, переводчиком с нескольких языков и.т.д., оказавшим огромное влияние на многих людей, включая мою маму, моего отца и меня самого.
В начале 90-х я уехал за границу и почти потерял на время с нею контакт. В 1997 году, решив узнать как у неё дела, написал ей пространное письмо. На него ответила подруга Марины. Как оказалось, Марина работала над сбором средств для публикации своей первой работы, сборника религиозно-философских эссе, и в 1996 году её убили.
Как раз в то время, 1997-98 году, я работал в одной из интернетовских компаний, которые тогда росли как грибы после дождя. Акции компании, в которой я работал, тогда взлетели до небес. Шальные деньги. Как и большинство людей в то время, я предполагал, что этот взлёт есть ситуация постоянная и рассматривал акции, которые мне выдали как часть пакета компенсации, в качестве моего пенсионного фонда. Надеялся, что выйду через несколько лет на пенсию. И тут меня осенило: ведь издать книгу в России не очень-то и дорого! Когда я осведомился у подруги Марины, то оказалось, что продав малую толику имеющихся у меня акций, я вполне мог оплатить небольшой тираж. Григорий Соломонович написал предисловие и пожертвовал в фонд издания одним из своих новых эссе (чтобы придать видимость этому изданию). Наташа Аверьянова (упомянутая подруга Марины, выдающаяся художница) сделала отличное оформление обложки, с изображением Марины и Григория Соломоновича в философской беседе.
В общем, книгу издали и она довольно неплохо разошлась. Эффект от издания книги был довольно значительный. В 2001 на одной из небольших московских радиостанций даже сделали передачу, посвящённую Марине. В ней участвовали и Григорий Соломонович, и его супруга, известная поэтесса Зинаида Александровна Миркина. Также примечателен тот факт, что к 2001 году оставшиеся у меня акции уже не стоили бумаги, на которой они были напечатаны, и я был очень рад, что хотя бы небольшая их толика была потрачена на стоящее дело.
Когда в 2003 году я приехал в Москву, Наташа Аверьянова дала мне прослушать запись этой радиопередачи. Во время того визита я пытался встретиться с Померанцем и Миркиной, однако на тот момент отношения между ними и Наташей Аверьяновой, у которой я остановился, были довольно натянутыми из за каких-то недоразумений, и встречу организовать не удалось.
Во время того же визита я решил посетить посетить Третьяковку - впервые, к моему великому стыду. Сколько времени провёл в Москве, учился там - а так туда и не выбрался! И вот, решил исправить это упущение во время недельного визита из далёкой "американщины". Пробежался по музею - честно говоря, большинство картин меня почему-то в тот день "цепляли" не больше, чем их репродукции. Уже готовился было готовился уходить, как кто-то сказал "...Рублёв...". В общем, оказалось, что "слона то я и не заметил" - совсем упустил из виду галерею старинных икон, среди которых были и иконы Рублёва. Добрался я до Рублёвских работ, и тут "зацепило" так "зацепило"! Скорее даже - как обухом ударило. Полустёртая доска с частью изначального изображения светилась изнутри и куда-то звала. То ли опуститься на колени, то ли дотянуться до небес... Я плюхнулся на скамейку, предусмотрительно установленную прямо перед этой иконой, рядом с каким-то старичком и бабушкой, и уставился на эту икону. Люди подходили, стояли секунд десять, смотрели на икону, некоторые говорили "Да, Рублёв!", и шли дальше. В общем, таращился я на эту икону минут пятнадцать-двадцать. Потом не выдержал, и спросил у этого дедушки и этой бабушки, которые сидели рядом всё это время:
- Мне кажется, или Он светится изнутри?
- Интересно, что вы на это обратили внимание, - ответила бабушка. - Очень мало людей обращают на это внимание. Так, останавливаются на несколько секунд, "оптичивают", и идут дальше.
Тут до меня дошло, что я где-то этот голос уже слышал. А ещё через секунд десять я понял, что это был голос из радиопередачи о Марине Курочкиной, голос Зинаиды Александровны Миркиной. А рядом со мной сидел, как две капли воды похожий на свой портрет на обложке книги, Григорий Соломонович Померанц.
Вот так и довелось мне встретиться с Зинаидой Миркиной и Григорием Померанцем, и помог этому, похоже, именно Он, или по крайней мере - его икона... Да, кстати, вот ссылка на тот самый сборник эссе Марины Курочкиной - удивительная, вдохновляющая работа!