Shadowcaster : другие произведения.

Заметки по флоту альт-Болгарии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  По флоту:
  1) В реальной истории, после начала войны в Абиссинии, Турция внесла предложение о созыве международной конференции для пересмотра режима черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы).
  22 июня 1936 года в швейцарском городе Монтрё начала работу конференция, в которой принимали участие Великобритания, Франция, СССР, Турция, Греция, Болгария, Румыния, Югославия, Австралия и Япония. Наиболее острым было столкновение интересов Великобритании и СССР. Великобритания решительно выступила против пересмотра Лозаннской конвенции 1923 года, открывавшей доступ в Чёрное море кораблям нечерноморских держав, СССР требовал ограничения доступа военных кораблей нечерноморских держав в Чёрное море. 20 июля 1936 года была подписана конвенция на 20 лет, в мирное время ограничившая проход в Чёрное море военных кораблей нечерноморских держав (только надводные корабли, общее водоизмещение всех кораблей не более 30 тыс. тонн, длительность нахождения не более 21 суток) и полностью запретившая проход через проливы в военное время.
  Решение конференции полностью отвечает интересам альт-Болгарии, поскольку позволяет частично обезопасить Черноморское побережье.
  
  2) Амбициозный и весьма затратный проект поднять со дна Чёрного моря, восстановить и использовать немецкую подводную лодку UB-45 (тип UB-II, постройки 1915-1916 гг.), затонувшую 6 ноября 1916 года в районе Варны после подрыва на мине, превратившийся в навязчивую идею для руководства военно-морского флота с 1932 года - необходимо сворачивать.
   В реальной истории, разломанный на две части корпус 260-тонной подлодки поднять удалось (после подготовки, которая велась с 1934 года!) лишь 26 февраля 1936 года, и оказалось, что после 19 лет в морской воде механизмы и оборудование вышли из строя и ремонту не подлежат (а новые машины не полностью совместимы со старыми отсеками, то есть необходим не только капитальный ремонт, но и переоборудование корпуса). Кроме того, бывшая немецкая подлодка времен Первой мировой войны по тактико-техническим характеристикам уже к середине 1930х устарела настолько, что может использоваться лишь в качестве учебного корабля... Однако с упорством, достойным лучшего применения, военно-морское руководство продолжало проект вплоть до 1938 года, когда решением военного министерства финансирование было прекращено.
  
   Выводы: поскольку известно, что никакие три подводные лодки Третий рейх Болгарии не поставит, в альт-истории проект развития подводного флота следует закрывать (либо немедленно, либо, как вариант - после проведения дополнительного осмотра подлодки и составления экспертного заключения), подготовку подводников в Морском училище - прекратить (вместо них увеличить выпуск артиллеристов для батарей береговой обороны и экипажей для катеров, сторожевых и минно-тральных кораблей).
  
  3) Дополнение по подлодкам. В конце 1938 года высшее военное и политическое руководство Болгарии смотрело в будущее с излишним оптимизмом. В результате, 31 декабря 1938 года Болгария официально объявила, что не намерена впредь соблюдать ограничения на развитие вооружённых сил, а также заказала в Германии постройку пяти торпедных катеров типа "Lurssen S-2" (контракт стоимостью 35,4 млн. левов был подписан 15 декабря 1938 г.) и трёх подводных лодок водоизмещением 413 тонн (дата окончательного подписания контракта - 24 мая 1939 г.).
  В дальнейшем, 22 июля 1939 г. Гитлер пообещал болгарам, что по вопросу поставок вооружения "пожелания Болгарии будут выполнены в первую очередь" и дал слово, что помимо 30-40 чехословацких танков и трофейных польских орудий Болгария получит две подлодки немецкой постройки
  Фактически Болгарии были поставлены только три торпедных катера типа "Lurssen S-2" (два были получены до начала войны и ещё один - в июле 1941 года). Два недостроенных катера были конфискованы Германией после начала войны, а подлодки так никогда и не были получены, поэтому в альт-истории финансировать развитие кригсмарине за счёт средств болгарского бюджета нет необходимости.
  
  4) По эсминцам. В 1934 году все четыре имевшихся эсминца были модернизированы (на них вновь установили торпедные аппараты, также модернизировали артиллерию - вместо двух 47-мм пушек Schneider установили две немецкие 37-мм полуавтоматические пушки C/30). Орудия отправили на хранение (в результате, во время войны на складах оставалось девять орудий).
  
  5) В реальной истории, сразу же после подписания Салоникских соглашений, в начале августа 1938 года правительство Болгарии произвело выпуск внутреннего займа на сумму 170 млн. левов для строительства флота на Дунае.
  В альт-истории, расходы на развитие военно-морских сил можно несколько сократить, а вышеупомянутые средства перераспределить в пользу армии.
  Основной аргумент в пользу сокращения - если основные силы флота любой великой державы (Великобритании, Франции, Италии, СССР...) подойдут к побережью Болгарии, болгарские военно-морские силы не смогут оказать им эффективное противодействие.
  В общем, историческую фразу: "эта программа имела бы смысл, если бы Дунай был шириной с Ла-Манш" лучше произнести до того, как выделенные средства израсходованы, чем весной 1941 года - после того, как они уже безвозвратно растрачены.
  P.S.: при этом, обновление инфраструктуры всё равно будет проведено - только работы будут начаты позже, в период после присоединения Болгарии к Берлинскому пакту и будут проходить под руководством немцев и в основном за немецкий счёт. И это не фантастика - немцы слишком сильно заинтересованы в использовании дельты Дуная...
  
  6) Впрочем, в альт-истории флот всё-таки можно пополнить. В состав флота можно торжественно передать королевские яхты (и моторный катер "Вяра", который в 1934 году подарила Италия, и королевскую яхту "Драгoр" - бывшую яхту югославского короля 1928 года постройки, которую в реальной истории царю Борису подарили немцы после оккупации Югославии в 1941 году)
  
  
  7) Флот жрёт горючее. Дорогое и дефицитное. В чудовищных количествах.
  
  
  8) Предельно коротко:
   Примерно в начале ноября 1935 года царь Борис встречается с военным министром С. Цаневым и сообщает, что ознакомился со списком судов, которые будут выведены из состава флота в 1936 - 1938 гг. Это паровые катера "Христо Ботев", "Васил Левский" (оба постройки 1877 года) и "Мотала" (1876 года) - ветераны с долгим и славным послужным списком, но увы, сейчас уже безнадёжно устаревшие и практически неремонтопригодные. Возражений по существу вопроса у царя не имеется, однако есть некоторые... уточнения. "Болгария - очень небогатая страна, поэтому любые имеющиеся в распоряжении средства следует использовать максимально эффективно".
   Именно поэтому, перед тем, как катера будут отправлены на слом, с них должны быть сняты (и отправлены на консервацию - пригодятся только через несколько лет) тумбовые установки и броневые щиты для орудий (сами орудия - древние 37-мм револьверные пушки Гочкиса к тому времени пригодны только к сдаче в металлолом).
   Готовые установки - это экономия денег и времени. На них может быть установлено самое различное оружие: зенитный пулемёт, противотанковое ружьё, малокалиберное 37-мм или девять 47-мм скорострельных морских орудий противоминной артиллерии (которые в 1939-1940е неэффективны только в качестве МОРСКИХ орудий - в качестве ПРОТИВОТАНКОВЫХ они вполне пригодны к дальнейшему использованию - и по пробивному действию, и по баллистике).
   Конечно, в бою неподвижное орудие на такой установке будет уничтожено практически мгновенно. Но если поставить установку на подвижную бронеплощадку бронепоезда - ситуация меняется... Кроме того, на эту бронеплощадку (или в соседний броневагон) можно установить один-два пулемёта (в качестве противопехотного оружия, поскольку эффективность стрельбы стальными болванками по пехоте противника околонулевая).
   Собственно, это одно из ряда решений, необходимых для создания бронепоездов (пункт 2.4.4): именно со списанных судов будут взяты лафеты, а из складских запасов военно-морской базы в Варне - орудия и снаряды.
   дополнение: пулемёты и малокалиберные 37-мм и 47-мм орудия не являются основным вооружением бронепоездов, это прежде всего оборонительное оружие. Основным вооружением каждого бронепоезда являются две 105-мм немецких гаубицы (т.е., каждый бронепоезд по сути является подвижной двухорудийной гаубичной батареей). А если ещё точнее, то - радиофицированной батареей (в отличие от танка, для броневагона размеры радиопередатчика совершенно некритичны)...
  P.S.: а ещё, подобные орудия можно установить в доты или дзоты - и даже если они будут впоследствии захвачены противником, использовать такие трофеи сложнее, чем устаревшие полевые орудия на колёсных лафетах.
  
  Для справки: с противотанковой артиллерией у Болгарии в то время очень плохо: в 1934-1939 гг. на вооружении болгарской армии насчитывалось 18 (восемнадцать) 37-мм противотанковых орудий (представлявших собой ствол немецкой 37-мм пушки на лафете от австрийской 70-мм пушки обр. 1908 года), в дополнение к которым в Швейцарии в 1936 году была закуплена партия 28-мм противотанковых ружей Solothurn S18-100; в 1940 году немцы продали 20 шт. 15-мм "противотанковых" пулемётов ZB-60 обр. 1937 года, в 1941 году начали поставки трофейных чехословацких 37,2-мм орудий Skoda vz. 37 (всего, до 5 июня 1943 года было получено 450 шт.) и 37-мм немецких орудий PaK 35/36 (всего, до 5 июня 1943 года было получено 99 шт.). Более мощное противотанковое вооружение немцы начинают продавать лишь в 1943 году (причём в номенклатуре поставок преобладает устаревшее: 100 шт. 7.5 cm Pak 97/38 - модернизированные французские пушки обр.1897 года на новом лафете; 404 шт. снятых с производства немецких 50-мм Pak-38 и т.д.).
  
   Кстати, во второй половине 1942 года можно попытаться приобрести у немцев и румын партию советских 14,5-мм противотанковых ружей, лучше всего ПТРД (вплоть до начала летнего наступления 1942 года среди немецких трофеев их было очень немного, но летом их захватывали и применяли). Продать теоретически могут, но немного, и с очень небольшим количеством трофейных боеприпасов. Официальная версия - "нужны для испытаний и вооружения парашютно-десантного батальона". На практике - для создания в 1944 голу подвижного противотанкового резерва с применением в специализированных условиях (для диверсантов - обстреливать самолёты на аэродромах и останавливать эшелоны; в городских боях - стрелять с крыш и верхних этажей по бронетехнике, расчётам артиллерийских орудий и иным защищённым целям; в горах - примерно для тех же целей). Самое главное - успеть вывезти на территорию Болгарии до начала 1943 года, так как после начала советского контрнаступления под Сталинградом ранее "не особо интересные" ПТР уже никому не продадут, их в срочном порядке отправляли на "Миус-фронт" и прочие оборонительные рубежи.
   P.S.: в реальной истории, немцы в 1943-1944 годы продали Болгарии снятые с производства и вооружения немецкие 7,92-мм противотанковые ружья PzВ-38 и PzВ-39 - к тому времени уже совершенно неэффективные. В альт-истории некоторое количество можно закупить, но не для армии, а в первую очередь для "коммандос".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"