Поликарп Смирнский - ключевая фигура в преемственности афанаситов.
По моей версии, Поликарп Смирнский не знал апостола Иоанна.
'Папий во второй книге говорит, что Иоанн Богослов и брат его Иаков были убиты иудеями' (Филипп Сидский[1]).
Поликарп родился в 83 году. Иудеи убили Иоанна и его брата Иакова в Иерусалиме в 44. Предсказание Иисуса исполнилось: Иоанн и Иаков испили его чашу и крестились его крещением.
Предсказание Иисуса Христа о насильственной смерти Иоанна и Иакова.
Иаков и Иоанн захотели сесть по правую и левую руки от Иисуса. 'Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую я пью, и креститься крещением, которым я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую я пью, будете пить, и крещением, которым я крещусь, будете креститься; а дать сесть у меня по правую сторону и по левую - не от меня зависит, но кому уготовано' (Марк. 10: 35-39).
Иаков испил чашу Иисуса и крестился его крещением: 'Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом' (Деян. 12: 1, 2). Ирод казнил Иакова. А как погиб апостол Иоанн?
Ирод казнил в тот день двух человек - это исторический факт.
Евсевий Кесарийский сообщил, ссылаясь на книгу 'Очерки' Климента Александрийского (150-215) (ныне утерянную - уничтоженную намеренно), что Ирод казнил Иакова и некоего человека, который предал Иакова. Доносчик раскаялся, потрясённый верой Иакова, и объявил Ироду, что он тоже христианин (Ц. и. 2: 9). Евсевий не назвал имени раскаявшегося доносчика. По мнению афанаситов, доносчика звали Иосий[2].
Неизвестный человек, не знавший Иисуса, правоверный иудей, смело объявил себя христианином. А Иоанн, любимый ученик Иисуса, родной брат Иакова, якобы затаился. По моему мнению, Иоанн решил разделить участь брата, - сгоряча, необдуманно, поддавшись чувству: объявил Ироду смело, жертвенно, что он тоже христианин!
Предсказание Иисуса Христа исполнилось: иудеи убили Иоанна и Иакова.
'И это естественно, так как невозможно, чтобы Бог солгал. Так и многосведущий Ориген в толковании на Евангелие от Матфея утверждает, что Иоанн мученически умер, указывая, что он знает это от преемников апостолов' (Георгий Амартол[3]).
Поликарп Смирнский (р. 83) не знал апостола Иоанна (ум. 44)!
Афанаситы, выстраивая свою преемственность, уничтожили книги Папия Иерапольского (II в.), Оригена (III в.), Филиппа Сидского (V в.), Георгия Амартола (IX в.), в которых те сообщили, что царь иудейский убил апостола Иоанна вместе с братом Иаковом. Они не справились с задачей: сохранились цитаты из этих книг.
Афанаситы 'воскресили' апостола Иоанна (ум. 44): он должен написать 'Евангелие', 'Апокалипсис' и назначить Поликарпа (р. 83) епископом Смирны.
Афанаситам, как воздух, нужен живой апостол Иоанн! По их мнению, апостол Иоанн написал 'Апокалипсис' в конце I века: Иисус Христос якобы ненавидит предателя Николая (николаитов), которого апостолы назначили диаконом. Якобы они ели идоложертвенное и прелюбодействовали, утверждая, что эти поступки - не грех. Вот почему афанаситы уничтожили книги Папия Иерапольского, Оригена, Филиппа Сидского, Георгия Амартола, сообщивших, что иудеи убили апостола Иоанна в 44 году.
Я сторонник версии Н. А. Морозова (1854-1946): Иоанн Златоуст написал 'Апокалипсис' в конце IV века. Иисус Христос ненавидит дела Николая Мирликийского (николаитов), ставших предтечей инквизиции и мракобесия, - лжечудотворство, нетерпимость к чужому мнению, навязывание своего учения, репрессии оппонентов.
Афанаситы сожгли живьём 36212 человек; общее число репрессированных - 345626 человек (с 1418 по 1808 гг.) (С. Г. Лозинский[4]).
По моему мнению, книга 'Апокалипсис' - это публичное осуждение афанаситов: нельзя убить столько людей и считать, что Бог остался безучастным к этому событию.
2
Афанаситы знают твёрдо, что Поликарп был учеником апостола Иоанна. И не знают, когда Поликарп родился - 69/70/83 гг., и когда его казнили - 155/156/169.
Афанаситы переменила дату рождения и дату смерти Поликарпа после того, как объявили книгу 'Апокалипсис' канонической книгой.
Язычники решили сжечь Поликарпа. Пламя не причинило святому вреда: оно изогнулось, как надутый ветром корабельный парус. Тогда палач убил Поликарпа кинжалом. 'Когда он сделал это, вылетел голубь и хлынуло столько крови, что она погасила огонь'[5]. Язычники и иудеи (иудеи принесли хворост для костра) не приняли христианство. Их не удивили странная форма пламени, не причинившая Поликарпу вреда, вылетевший голубь, невероятное количество крови Поликарпа, затушившее костёр.
'"Мученичество Поликарпа" - первое достоверное дошедшее до нас повествование о мученичестве конкретного исторического лица... Всё говорит за его подлинность, в том числе почти полное отсутствие чудесного элемента, характерного для легендарных "страстей"'[6].
Автор этой 'достоверной' книги сообщил о годе гибели Поликарпа настолько неясно, что учёные спорят до сих пор. Поликарп погиб или в 155, или 156 году[7].
'Дата мученической кончины святого Поликарпа весьма спорная. Это мученичество, собственно говоря, составляет крест для хронологов; по этому вопросу исписано очень много бумаги и, однако, его нельзя считать подвинутым к окончательному решению' (Болотов[8]).
Согласно Евсевию, Поликарп 'пострадал' в 169 году: он указал эту дату в своей книге 'Хроника'[9]. А по мнению автора книги 'Мученичество святого Поликарпа Смирнского', язычники убили Поликарпа в 155/156 гг. Евсевий знал эту дату: он привёл в своей 'Истории' несколько глав из этой книги (Ц. и. 4: 15). Почему он не привёл доказательства в пользу 169 года?
Евсевий должен был доказать дату - 169 г. По вопросу о дате гибели Поликарпа 'образовалась целая литература' (Болотов). Болотов упомянул тринадцать учёных. Его исследование - четырнадцатое. Четырнадцать учёных высказали своё мнение о дате гибели Поликарпа! А Евсевий не высказал. Он должен быть первым в этом списке.
Евсевий дискуссирует с Папием и Иринеем, приводит доказательства. Папий - глупый, не понял. Ириней - ошибся: не прочитал предисловия.
Папий изложил учение хилиазма: после воскресения мёртвых будет тысячелетнее и плотское Царство Христово на земле. Комментарий Евсевия: 'Я думаю, что он плохо истолковал апостольские слова и не понял их преобразовательного и таинственного смысла, ибо был ума малого' (Ц. и. 3: 39, 12). Ириней (сторонник учения хилиазма) объявил Папия - учеником апостола Иоанна. Комментарий Евсевия: 'Так сказано у Иринея. Сам же Папий в предисловии к своему сочинению отнюдь не выдаёт себя за человека, лично видевшего и слышавшего святых апостолов' (Ц. и. 3: 39, 2).
Евсевий написал сначала 'Хронику', потом 'Историю' (Ц. и. 1: 6). Сообщив в 'Хронике', что Поликарп 'пострадал' в 169 году, он привёл бы доказательства в пользу 169 года в 'Истории', зная о другой дате (155/156 гг.), указанной в книге 'Мученичество святого Поликарпа'.
Возможно, Евсевий не знал о книге 'Мученичество святого Поликарпа'. Несколько глав из этой книги в 'Церковной истории' Евсевия - не означает, что Евсевий знал об этой книге: афанаситы вставляли в книгу Евсевия всё, что им приходило на ум. Или другая дата (155/156 гг.) - небылица позднего редактора (например, XV в.), который сообщил о дате с ошибкой. Вот почему эта дата - крест для хронологов.
Проконсул предложил Поликарпу отречься от Христа. Поликарп ответил: 'Уже восемьдесят шесть лет я служу ему, и он ничем не обидел меня'[10].
Если язычники убили Поликарпа в 169 году (по хронологии Евсевия), тогда Поликарп родился в 83. То есть ему было 13 лет в 96 году, когда Иисус Христос написал ему письмо (Апок. 2: 8): со слов Иринея, Иисус продиктовал апостолу Иоанну письмо епископу Смирны в конце правления Домициана (ум. 96). Иоанн не мог назначить ребёнка епископом Смирны. Афанаситы состарили Поликарпа на 13/14 лет - для правдоподобия. Если его казнили в 155/156 гг., значит, ему было 26/27 лет в 96 году[11].
Афанаситы настолько намудрили с датой гибели Поликарпа, что учёные не могут понять, в каком году он погиб. Дата гибели - крест для хронологов. А если они намудрили с датой, тогда, возможно, и казнь Поликарпа - их очередная небылица.
Тертуллиан (155-220) объявил Нерона (ум. 67) и Домициана (ум. 96) единственными императорами, которые гнали христиан ('Апологетик', 5: 5). Тертуллиан никогда не сказал бы так, если бы язычники убили Поликарпа - в 169 году.
Со слов сирийцев погибло пять апостолов - Пётр, Павел, Иаков, Иоанн и Стефан. 'Иаков Афраат говорит, что, кроме Стефана, Петра и Павла, было ещё только два апостола мученика, Иоанн и Иаков' (Д. Гатри). А по подсчётам афанаситов, погибли все апостолы за исключением Иоанна.
Как я предполагаю, афанаситы 'убили' других апостолов только для того, чтобы у Бога появился повод пригрозить язычникам 'Апокалипсисом' в конце I века.
Язычники убили первого епископа Ефеса Тимофея - это, наверное, тоже небылица афанаситов. Они не знают его год смерти - или 80, или 91, или 97 год[12]. Арестованный Игнатий Богоносец в своём послании к ефсеянам не упомянул Тимофея. Говорит, хочу быть у ног казнённого Павла. А про Тимофея - ни слова. Если бы того казнили на самом деле, Игнатий сказал бы ефсеянам, что хочет быть у ног Павла и Тимофея.
Язычники убили Римского папу Телесфора (125-136) - это, наверное, тоже небылица афанаситов. 'Ириней - единственный свидетель этого, и ничего более о мученичестве Телесофера не известно' (Болотов[13]). По моему мнению, идеологи Римской церкви вставили в книгу Иринея 'Против ересей' (3: 3, 3) небылицу о казни Телесфора. Моё доказательство этого - информация Тертуллиана: императоры Нерон и Домициан были единственными гонителями христиан.
По мнению Федченкова, Ириней тоже умер мученически. Его доказательство этого - свидетельство Иеронима и Григория Турского.
Иероним рассказал о мученичестве Иринея в своей книге 'Толкование пророка Исайи' скупо, единственным словом, через запятую: '...муж апостольский Ириней, епископ Лионский и мученик'[14]. Гарнак, Барденгевер, Додвель объявили слово 'мученик' поздней вставкой. Их доказательство этого: Иероним, рассказав подробно о Иринее в книге 'О знаменитых мужах', умолчал о том, что тот умер мученически.
'Иерониму не было нужды упоминать о смерти Иринея (в книге 'О знаменитых мужах' - С. Ш.), так как он имел целью изложить здесь биографии святых отцов как церковных писателей' (Федченков).
Если Федченков прав, тогда биографии писателей Петра и Павла, Игнатия, Поликарпа, Иустина Философа, изложенные Иеронимом, являются подложными: он рассказал о мученической смерти этих писателей.
Со слов Григория Турского (538-594), язычники убили Иринея в 202 году при гонениях императора Септимия Севера (193-211).
'Реки христианской крови' текли по улицам Лиона. Мучитель приказал подвергнуть блаженного Иринея 'различным пыткам и предал его мученической смерти ради господа Христа' ('История франков', 1: 29).
Тертуллиан, Ипполит, Евсевий, Иероним, которые жили до Григория, умолчали о мученичестве Иринея. Поэтому учёные, - Н. И. Сагарда, Гарнак, Барденгевер, Додвель, - не верят Григорию. Реки крови, мученическая смерть Иринея - небылица[15].
[1] 'Писания мужей апостольских'. - Издательский Совет Русской Православной церкви, 2008. С. 450.
Филипп (IV-V вв.) - родился на юге Малой Азии, в городе Сид (провинция Памфилия); пресвитер, сторонник оригениста Иоанна Златоуста (354-407), идейного врага Епифания Кипрского. Был претендентом на должность Константинопольского патриарха (426). Император Феодосий II (408-450) назначил Сисиния. Филипп написал 'Христианскую историю' в 36 книгах (сохранились отрывки у поздних авторов). Идеологи Римской церкви, единственные хранители архивов, уничтожили книгу Филиппа.
[2] Впервые имя Иосия упомянуто в латинском апокрифе 'Мученичество Иакова'. Учёные датируют это сочинение II - IV вв. ('Иаков Зеведеев'. Православная энциклопедия).
[3] 'Писания мужей апостольских'. - Издательский Совет Русской Православной церкви, 2008. С. 451.
[4] 'История инквизиции в Испании'. Санкт-Петербург. Издание Брокгауз-Ефрон, 1914. С. 140.
[5] 'Мученичество святого Поликарпа, епископа Смирнского', 16. 'Писания мужей апостольских'. - Издательский Совет Русской Православной церкви, 2008. С. 421.
[6] 'Писания мужей апостольских'. - Издательский Совет Русской Православной церкви, 2008. С. 394.
[7] Язычники убили Поликарпа 'в начале месяца ксанфика, во второй день, за семь дней до мартовских календ, в великую субботу, в восьмом часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филлипа Траллиана, в проконсульство Стация Квадрата' (21).
Чтобы вычислить год казни Поликарпа, надо знать, что такое 'месяц ксанфик', 'мартовские календы', 'великая суббота', годы правления Филлипа Траллиана, Стация Квадрата.
[8] 'Лекции по истории древней Церкви'. Т. 2. С. 278-288.
[9] '169 г. Во время начавшегося в Азии гонения пострадали Поликарп и Пионий, о страданиях которых передаётся и письменно' ('Хроника Евсевия Памфила'. Автор перевода - Иероним).
Творения блаженного Иеронима Стридонского. Т. 5. С. 375.
[10] 'Мученичество святого Поликарпа Смирнского', 9.
[11] Некоторые исследователи, желая состарить Поликарпа, предположили, что он вёл отсчёт своих лет от крещения. Предположим, он родился в 60 году и крестился, когда ему было 20 лет (Григорий Богослов крестился в возрасте 30 лет, Василий Великий - 25). Апостол Иоанн, решив назначить Поликарпа епископом Смирны, например, в 95 году, спросил его: 'А сколько тебе лет, Поликарп?' Ему было 35. А он ответил: 'Пятнадцать'. А если его спросили в 81 году, сколько ему лет (ему было 21), он ответил: 'Один год'.
[12] 'Тимофей пробыл епископом Ефеса 15 лет до мученической смерти в 80 году по Р. Х. в царствование императора Диоклетиана' (Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Издательство П. П. Сойкина, Санкт-Петербург. Репринтное издание. Концерн 'Возрождение', Москва, 1992). 'Апостол Тимофей... скончался в 91 году по Р.Х. мученической смертью за имя Христа' ('Жизнь и труды апостолов', Киево-Печерская Успенская Лавра, 2008. С. 234). 'Тимофей мученически скончался около 97 года' (Димитрий, 'Житие святого апостола Тимофея', память 22 января).
[13] 'Лекции по истории древней Церкви'. Т. 2. С. 278.
[14] 'Толкование на книгу пророка Исайи', 64: 4. Т. 9. С. 175-176.
[15] Не все рассказы афанаситов о казнях христиан вымысел.
Димитрий Ростовский, утомившись работать над книгой, лёг на кровать, не раздеваясь; заснул и увидел во сне мученика Ореста с весёлым лицом, который вдруг сказал ему: 'А я больше претерпел за Христа, нежели ты написал'. Задрав рубашку, он показал рану в левом боку: 'Железом прожгли'. Рана была глубокой. Потом он показал рану у локтя: 'Перерезали'. Димитрий увидел перерезанные жилы. Раны были и на сгибах колен. Орест пояснил: 'Косой рассечено'. Димитрий общался с человеком, который жил в IV веке! Потрясённый видением, он потерял дар речи. Орест опять сказал ему: 'Видел? Я больше претерпел за Христа, нежели ты написал'. Димитрий никак не мог понять, с каким Орестом он разговаривает? Было два мученика Ореста, живших в IV веке. Не то ли это Орест, память которого отмечается 13 декабря? Собеседник вдруг пояснил: 'Я другой Орест. Ты написал обо мне сегодня'. Димитрий написал в тот день житие Ореста, врача, жителя города Тианы в Каппадокии, память которого отмечается 10 ноября. Язычники казнили его в 304 году при гонениях Диоклетиана.
Святитель Димитрий Ростовский. 'Царский путь'. Избранные места из проповедей и поучений. Молитвословия. - Ростов на Д. Издательство Ростовской-на-Дону епархии, 2007, С. 157-158.