Аннотация: Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".
Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".
Тема статьи: императоры Нерон и Домициан убивали своих подданных без разбора. Больше всех пострадали язычники. Следовательно, у Иисуса Христа не было повода пригрозить язычникам 'Апокалипсисом'.
Я сторонник версии Морозова, который объявил Иоанна Златоуста автором 'Апокалипсиса'.
Император Феодосий Великий (379-395), посоветовавшись с фиваидским 'пророком' монахом Иоанном, репрессировал ариан, объявил их государственными преступниками, конфисковывал частные дома, в которых они устраивали свои богослужения, запретил им вступать в наследство. Иисус Христос сообщил арианину Иоанну Златоусту о скорой гибели Феодосия, лжепророка Иоанна и Римской империи.
Афанаситы, уводя себя из-под удара, состарили книгу Златоуста 'Апокалипсис' на триста лет. По их мнению, эту книгу написал апостол Иоанн. Причина гнева Бога - зверское гонение императоров Нерона или Домициана на христиан в I веке.
4
Недостаточно объявить 'Апокалипсис' книгой апостола. Нужно событие, которое станет толчком к написанию книги. Должны совпасть, как в прицеле, - годы репрессий, биографии действующих лиц, духовный упадок церквей. По моему мнению, такого события, отвечающего вышеперечисленным требованиям, не было в I веке.
Пророк Иоанн Богослов рассказал о последних днях врагов Бога и Иисуса. Случится землетрясение. Солнце помрачнеет, Луна нальётся кровью, звёзды падут, небо свернётся, как свиток, горы и острова сдвинутся. Перепуганные люди скроются в ущельях гор и скажут камням, чтобы они скрыли их от лица Бога и гнева Иисуса. 'Ибо пришёл великий день гнева его, и кто может устоять?' (Апок. 6: 17). Град и огонь, смешанный с кровью, уничтожат деревья, траву, погибнут морские твари, пресная вода станет отравленной. Саранча получит власть скорпиона. 'Люди будут искать смерти, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них' (Апок. 9: 4). Живые позавидуют мёртвым! Птицы соберутся на великую вечерю Бога: напитаются трупами царей, тысяченальников, свободных и рабов. Ангел лично уничтожит римского императора и его лжепророка. Он кинет их в озеро огненное, горящее серою (Апок.19: 18-21).
Терпение Иисуса закончилось. Он разгневан, раздражён, взбешён. Никогда такого не было! Он учил прощать. 'Тогда Пётр приступил к нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз' (Мат.18: 21, 22). Он простил своих палачей. 'Отче! прости им, ибо не знают, что делают' (Лук. 23: 34). Нельзя бесконечно испытывать терпение Иисуса. Настал великий день гнева его! Кто вывел Иисуса из равновесия? Что нужно сделать такого, чтобы он начал мстить?
По мнению афанаситов, книга 'Апокалипсис' - это ответная реакция Иисуса на зверские казни христиан в I веке.
Римский папа Климент (ум. 101) - первый по времени автор, который рассказал о гонениях Нерона на христиан.
Пётр, Павел и множество других избранных умерли мученически, в том числе и женщины, ('Первое послание к коринфянам', 5-6), - это вся информация Климента.
Пётр, претерпев мученичество, 'отошёл в подобающее место славы'. Павел 'мученически засвидетельствовал истину'.
Римский папа Климент, свидетель гонений Нерона, рассказал без подробностей о мученичестве апостолов. Он даже не сообщил, как они погибли. Согласно Иерониму, Петра повесили на кресте вниз головой, Павлу отрубили голову. История казни Петра и Павла не была наполнена необычными обстоятельствами: их казнили, как всех, - на мой взгляд, это единственное объяснение, почему Климент рассказал без подробностей.
К Петру и Павлу 'присовокупилось великое множество избранных, которые претерпели многие поругания и мучения'.
Климент не назвал других имён погибших христиан. Его поступок - нелогичный, требующий объяснения. Если он назвал имена апостолов, значит, должен был назвать и другие имена.
Так пишут авторы о хорошо известной теме. Климент не захотел повторяться. Мартирологи и жития святых уже были написаны и распространены. Или так пишут редакторы, не знающие подробностей, исполняющие заказ обозначить тему массовых репрессий.
Историки не знают имя христианского автора, современника Климента, который подробно рассказал о массовых казнях единоверцев в Риме. Христиане не сохранили не только имя автора, но и саму книгу. Обстоятельство более чем странное: если эта книга была настолько распространена, что Климент даже не захотел повторяться, значит, она должна была дойти до наших дней.
Почему христиане не догадались написать обобщающую книгу о зверствах Нерона, взяв пример с языческих историков, перечисливших поимённо единоверцев, которых убил Нерон? Обобщающие книги язычников должны были подтолкнуть христиан к мысли создать аналогичную книгу. Эти книги мозолили им глаза.
Согласно моей версии, христиане не догадались написать обобщающую книгу, потому что массовых гонений христиан во времена Нерона не было. Анонимные жития святых, - якобы первоисточники, в которых рассказано, как Нерон убивал христиан, - это измышления поздних христианских авторов.
Климент неудачно уровнял мучения погибших женщин христианок с мучениями Данаиды и Дирки, женщин из греческой мифологии, справедливо наказанные за свои преступления.
'Завистью были гонимы женщины (христианки. - С. Ш.), как Данаиды и Дирки, претерпевши тяжкие и ужасные мучения'.
Если Климент назвал имена женщин язычниц, тогда тем более должен был назвать и имена погибших христианок. А он не назвал. Христианки не меньше язычниц. Назвать их имена было несложно. Своей преданностью к Иисусу Христу они заслужили такое право. Клименту не назвать имён погибших христианок, - равносильно запретить себе сделать хороший поступок.
Редактор не знал имён погибших женщин, - вот почему 'Климент' не огласил имён. Он общими словами сообщил о массовых репрессиях и решил, что этого достаточно. Указав на наказание Данаиды и Дирки, как пример страшных мучений, редактор совершенно упустил из вида, что эти женщины были справедливо наказаны за свои преступления.
Тертуллиан, самый авторитетный латинский богослов II века, - второй по времени христианский автор, который рассказал о гонениях Нерона и Домициана на христиан.
Гонения Нерона - прославили христиан. Нерон 'виновник нашего гонения доставляет нам даже славу; ибо кто знает его, тот может понять, что он ничего не преследовал, кроме великого блага'. Другими словами, если бы христиане были плохими, тогда Нерон не преследовал бы христиан, потому что Нерон уничтожал только хорошее. Домициан был милосерднее Нерона. 'Преследовал нас и Домициан, часть Нерона по жестокости'. Убедившись в невиновности христиан, Домициан возвратил их из ссылки ('Апологетик', 5).
Следующий рассказ Тертуллиана о гонении, на мой взгляд, ущербный: он не назвал имени императора, отдавшего приказ убивать христиан, источник своей информации, и неудачно уровнял мучения живых людей с 'мучениями' скульптур богов, когда тех делают.
Несправедливо наказанные христиане утешаются тем, что и языческие боги терпят то же самое, когда их делают художники. Христиан вешали на кресты и столбы, - и художники вешают богов на кресты и столбы, придавая им форму. Христиан скребли железными когтями, - и художники скребут, рубят и пилят, создавая скульптуру. Христианам отрубают голову, - у языческих богов тоже нет головы, пока им не сделают. Христиан бросают зверям, - такая же судьба была у богов Бахуса, Цебелы и Целесты. Христиан ссылают на рудники, - материал, из которого сделаны языческие боги, тоже из рудников. Жгут огнём, - глиняных богов тоже обжигают. Ссылают на острова, - некоторые языческие боги родились и умерли на островах ('Апологетик', 12).
По моему мнению, этот рассказ принадлежит редактору или сильно переделан. Тертуллиан, рассказывая о казнях христиан на кресте, как я предполагаю, подразумевал участь Иисуса Христа. Редактор перевёл стрелку с иудеев на Нерона или Домициана, добавив, что язычники бросали христиан к зверям, сжигали и ссылали на острова.
Почему Тертуллиан не назвал источника своей информации? Кто рассказал ему, что язычники пригвождали христиан к столбам, скребли бока железными когтями, бросали к зверям, жгли огнём, ссылали на рудники и острова?
Современник события может не указать источник. Он - сам источник. А Тертуллиан не был современником этих событий. Он написал 'Апологетик' в 197 году. Нерон убивал христиан 130 лет назад. Домициан - 100 лет назад.
Тертуллиан сказал язычникам, что в их собственных книгах[1] есть сведения о гонении Нерона на христиан ('Апологетик', 5). Почему он не назвал авторов этих книг?
Тертуллиан сослался на Диодора Греческого, Фалла, Кассия Севера и Корнелия Непота, доказывая язычникам, что их бог Сатурн был обыкновенным человеком. ('Апологетик', 10). Он тем более должен был сослаться на конкретного автора, обвиняя язычников в жутком преступлении. Нельзя обвинять, ссылаясь на непонятные книги. У Тертуллиана было юридическое образование. Он был адвокатом.
Источником информации Тертуллиана мог быть языческий историк Тацит. В этом случае, виновником массовых казней христиан был Нерон. Если Домициан был милосерднее Нерона, как утверждает Тертуллиан, значит, тот, наверное, не убивал христиан. То есть читателю книги Тертуллиана надо догадываться, знать первоисточники.
Редактор книги Тертуллиана сам не знал, какой император отдал приказ бросать христиан к зверям, жечь огнём: по одному 'преданию', отдал приказ Нерон, по другому - Домициан. Редактор сознательно не указал имя. Ему важно не имя, а зверские гонения. Вот почему 'Тертуллиан' тоже не назвал имени императора, виновника массовых гонений.
Рассказ историка Тацита (55-120), - предполагаемого автора, на которого сослался Тертуллиан, - о зверских казнях христиан при Нероне.
Христиан убивали собаками, распинали на крестах, использовали в качестве факелов для освещения сада ('Анналы', 15: 44).
По мнению нынешних афанаситов, этот рассказ не может быть поздней вставкой: христианский редактор якобы не посмел бы назвать учение христиан гнусным суеверием, пагубой. Некоторые учёные считают этот рассказ Тацита вставкой афанаситов, живших в XIV веке.
'Рассказ Тацита вызвал споры критики. И понятно почему, если учесть, что соответствующая часть его "Анналов" дошла до нас в единственном средневековом списке XI в., вышедшем из аббатства Монтекассино и открытом, по-видимому, Бокаччио между 1370 и 1371 г. (Данте ещё не знает этого места, и Нерон даже не фигурирует в его аду). Отсюда сомнения в подлинности если не всего этого рассказа, то, по крайней мере всего, что относится к преследованию христиан... Ничего о нероновых гонениях не говорят Иосиф Флавий, Плутарх, Плиний, Марциал, Дион Кассий. То место в "Анналах" Тацита, о котором шла речь (о зверских гонениях на христиан. - С. Ш.), оставалось никому не известным свыше тысячи лет. О нём не ведали Тертуллиан, Ориген, Лактанций, Евсевий Кесарийский, Иероним и Августин' (А. Донини[2]).
Парадоксальная ситуация: христианский автор Климент опустил подробности жутких казней единоверцев, не сгустил красок, как это бывает у заинтересованных авторов, а язычник Тацит рассказал, дав против язычников обвинение с исторической точки зрения.
Как я предполагаю, Тацит говорил об иудеях, среди которых могли быть и христиане. Во времена Нерона язычники не различали христиан и иудеев. Нерон приказал разгромить иудейскую общину в Риме после того, как иудеи вырезали в Иерусалиме римский гарнизон и разгромили карательное войско, пришедшее из Сирии. Тацит сочувствовал несчастным иудеям. Христианский редактор поменял иудеев на христиан и добавил страшные подробности их казни.
Итальянский поэт Данте Алигьери (ум. 1321), решив написать свою 'Божественную комедию', прочитал все энциклопедии: ему нужно было населить Ад, Чистилище и Рай известными историческими лицами, жившими до него. Он без подробностей, мимоходом сообщил о гонениях Домициана[3]. И ничего не рассказал о гонениях Нерона. Другими словами, Данте не нашёл в современных ему книгах никакой информации порочащей Нерона.
Рассказ Евсевия Кесарийского о гонениях Нерона на христиан напоминает скупой рассказ Климента.
Нерон стал первым императором-гонителем веры в Бога. Евсевий указал на могильные камни с именами Петра и Павла на кладбище в Риме, сослался на Тертуллиана (процитировал дословно: гонения Нерона прославили христиан), и сослался на римского пресвитера Гая (II в.) и епископа Коринфа Дионисия (II в.), которые сообщили кратко (без подробностей), что Нерон казнил Петра и Павла (Ц. и. 2: 25).
Опираясь на свидетельства Климента, Тертуллиана, Гая, Дионисия, Евсевия, нельзя утверждать о массовых гонениях Нерона на христиан, если оценивать силу гонения по числу имён казнённых христиан, которые они сообщили. Они назвали только Петра и Павла. В этом случае, гонение Нерона - слабее гонения иудеев: Нерон казнил Петра и Павла, а иудеи - Иисуса Христа, Иакова (первого епископа Иерусалима), братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых, диакона Стефана.
Согласно нынешним житиям святых, Нерон убил в Риме несколько апостолов из числа семидесяти учеников Иисуса Христа. Иродиона и Олимпа казнили вместе с Петром; Аристарха, Пуда и Трофима - вместе с Павлом[4].
Почему Евсевий не сообщил об их казни в своей 'Хронике'? Он увековечил имена язычников, убивших себя из-за Нерона, и не увековечил имена погибших апостолов.
'66 год. М. Анней Лукан, Кордовский поэт, уличённый в Пизониевском заговоре, дал врачу руку для перерезания жил... Юний Линей Галлион, брат Сенеки, изрядный декламатор, умертвил себя собственною рукою. 67 год. Луций Линей Сенека из Кордовы, учитель Нерона и дядя поэта Лукана, погиб от разреза жил и принятия яда'.
Какое дело Евсевию до язычников, убивших себя из-за Нерона? На первом месте у него должны быть мученики христиане. Евсевий должен был упомянуть имена апостолов Иродиона, Олимпа, Аристарха, Пуда и Трофима, как упомянул Петра и Павла, пометив их казнь 70 годом. Если Евсевий перечислил имена язычников, второстепенных для него, значит, перечислил бы и имена апостолов из числа семидесяти учеников, знаменитых единоверцев. Нерон не убивал их. Они все умерли своей смертью. Их казнь - это небылица поздних афанаситов.
Рассказ Сульпиция Севера (363-410/429) о гонениях Нерона похож на страшный рассказ Тацита, как будто списан с его книги.
Язычники распинали христиан на крестах, сжигали на кострах, использовали, как факелы для освещения ('Хроника', 2: 19).
Согласно Донини, 'Хронику' Сульпиция Севера нашли в XVIII веке (рукопись XIII века). И как утверждает Донини, в ней не было рассказа о гонении Нерона на христиан. Значит, автор рассказа о зверствах Нерона, - новейший издатель 'Хроники'[5].
Никто не знал рассказа Тацита о гонениях Нерона на христиан свыше тысячи лет. Ориген, Лактанций, Евсевий Кесарийский, Иероним и Августин, - самые авторитетные христианские учёные, - не знали, что Нерон убивал христиан дикими животными, использовал христиан в качестве факелов для освещения сада. А если не знали Евсевий, Иероним и Августин, жившие в IV веке, значит, не знал и Тертуллиан, умерший в начале III века, книги которого были у них под рукой.
Евсевий, решив написать 'Церковную историю', должен был прочитать книгу Тацита, величайшего языческого историка.
Язычники надевали на христиан 'шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения' (Тацит).
Почему Евсевий не сослался на Тацита?
Предположим, Евсевий не читал Тацита: у него не было этой книги, не знал латинского языка, не подсказали благодарные читатели, братья по перу и строгие критики.
Если бы Тертуллиан сообщил на самом деле, что язычники пригвождали христиан к столбам, жгли огнём ('Апологетик', 12), Евсевий процитировал бы Тертуллиана, как процитировал его мнение, что гонение Нерона прославили христиан.
Афанаситы нашли книгу Тацита между 1370 и 1371 гг. - сфальсифицировали и опубликовали.
Рассказ Тацита о зверских казнях христиан при Нероне - вставка христианского редактора. Зачем он сочинил эти небылицу? Для объяснения мести Иисуса, который не мог разозлиться из-за пустяка.
Рассказ языческого историка Светония (75-160) о гонениях Нерона напоминает вставку: короткий и написан через запятую.
Нерон наказал христиан, приверженцев 'нового и зловредного суеверия' ('Жизнь двенадцати цезарей', 6: 12). Эти три слова - вся информация Светония о гонениях Нерона на христиан.
Как я предполагаю, этот рассказ Светония - вставка христианского редактора. Сообщение о гонении Нерона написано через запятую. Скупая информация через запятую - любимый приём фальсификаторов. Нужно поставить запятую и написать, что придёт на ум.
Нынешние афанаситы верят, что Тацит и Светоний сообщили о гонении Нерона на христиан. Они не могут утверждать наверняка. Во-первых, их учителя были единственными хранителями архивов: все книги древних авторов, которые дошли до наших дней, переписаны афанаситами. Во-вторых, их учителя уничтожили своих оппонентов. Сфальсифицировать книгу легче, чем уничтожить оппонента.
По моему мнению, книги Тацита и Светония сфальсифицировали разные редакторы, не посоветовавшись друг с другом. Согласно 'Тациту', Нерон наказал христиан, обвинив их в поджоге Рима. А 'Светоний' не связал наказание с поджогом Рима. Нерон наказал христиан за новое и зловредное суеверие, а потом поджог Рим.
Нерон убивал подданных без разбора - своих родственников, аристократов, сенаторов, философов и христиан.
'67 год. В Риме умерщвлены Нероном многие из знати... 69 год. Нерон умерщвляет с прочими знатными людьми и жену свою Октавию; Корнута философа, учителя Персия, прогоняет в ссылку... 70 год. В завершении всех своих злодеяний, Нерон первый учинил и гонение на христиан, во время которого доблестно скончались в Риме Пётр и Павел... Когда Нерон был осуждён сенатом на казнь, то... сам себя лишил жизни на 32 году от рождения, и в нём прекратилась вся фамилия Августа' (Евсевий, 'Хроника').
А если Нерон убивал подданных без разбора, значит, у Иисуса не было причины грозить язычникам 'Апокалипсисом': пострадали все подданные. Нерон убивал без разбора! Язычники восстали, не выдержав произвола Нерона.
Сторонники мнения, что Нерон организовал зверские гонения на христиан, задайте себе вопрос: кто был епископом Смирны в 64/67 годах? Иисус Христос продиктовал Иоанну Богослову письмо епископу Смирны: 'И ангелу Смирнской церкви напиши' (Апок. 2: 8). Поликарп (р. 83) ещё не родился. А Вукол - вымысел афанаситов: ни один древний писатель не сообщил о Вуколе ни слова.
5
По мнению язычников, христиане нахально примазались к громкой, нетленной славе святых язычников мучеников, которые пострадали при богохульном императоре Нероне. Доказательство язычников этого - книги Тацита, Светония и Диона Кассия.
Нерон обожествил себя: уничтожил людей, которые помогли ему стать императором, и укрепил вертикаль власти: уничтожил людей, которые могли стать императорами.
Отец Нерона умер. Мать Нерона, - Агриппина, - вышла замуж за императора Клавдия (41-54), у которого было трое детей - наследник престола сын Британик, и две дочери - Антония и Октавия. Британику было 8 лет, Антонии - 19, Октавии - 7. Антония была замужем. Октавия - обручена с Луцием Силаном.
Клавдий исполнил просьбы Агриппины, решившей сделать Нерона императором. Расстроил помолвку Октавии с Луцием Силаном и усыновил Нерона. Казнил и отправил в ссылку наставников Британика, унижавших Нерона. Удалил из преторианских когорт начальников, сторонников Британика. Назначил Бурра (друга Агриппины) командиром преторианской гвардии. Женил Нерона на Октавии в 53 году (Нерону был 16 лет, Октавии - 11).
А потом Клавдий вдруг умер: Агриппина, испугавшись за свою участь, отравила мужа после того, как тот пьяный сказал, что у него такая судьба - 'выносить беспутство своих жён, а затем обрушивать на них свою кару' (Тацит).
Агриппина была четвёртой женой Клавдия. Он развёлся с первой женой, потому что та изменяла ему. Причина развода со второй женой - её скверный характер. Третья жена Мессалина, не разведясь с Клавдием, вышла замуж за консула Гая Силия. Клавдий казнил Мессалину и Силия.
Преторианцы (Агриппина и Бурр) объявили Нерона - императором. Сенаторы подтвердил решение Агриппины и Бурра.
Нерон отправил в отставку Палланта, заведующего финансами, любовника матери.
Разгневанная Агриппина припугнула Нерона: законный император - Британик, кровный сын Клавдия! Если бы она не отравила Клавдия, Нерон не стал бы императором. А неблагодарный сын, отпрыска чужого рода, пользуется властью, чтобы обижать мать. Она придёт к преторианцам, и те объявят Британика императором!
Напуганный Нерон отравил Британика. Затем убил мать, обвинив её в попытке захватить власть.
Нерон убил командира преторианской гвардии Бурра, дав ему яда вместо лекарства; принудил к самоубийству Сенеку, автор речей Нерона; убил Палланта, который уговорил императора Клавдия жениться на Агриппине, внушил Клавдию усыновить Нерона. Отправил в ссылку Плавта, родственника императора Тиберия, и Суллу, мужа Антонии, дочери императора Клавдия. А потом приказал убить их. Их головы доставили в Рим. Посмотрев на голову Плавта, Нерон пожурил себя: 'И ты, Нерон, боялся носатого человека?' (Дион Кассий). О голове Суллы сказал издевательски, что её портит ранняя седина. Принудил к самоубийству Торквата Силана, который был правнуком императора Августа.
Нерон придумал себе развлечение избивать и грабить римлян по ночам, маскируясь под разбойника. Когда открылось, что бесчинствует сам император, главари шаек стали прикрываться именем Нерона. 'Рим в ночные часы уподобился захваченному неприятелем городу' (Тацит).
Юлий Монтан, сын сенатора, приняв императора за разбойника, отшвырнул его в канаву. Нерон принудил к самоубийству Юлия.
Нерон убил Домицию, свою тётку, родную сестру отца. Она страдала запором и лежала в постели, когда тот навестил её. 'Старуха погладила, как обычно, пушок на его щеках и сказала ласково: "Увидеть бы мне вот эту бороду остриженной, а там и помереть можно"' (Светоний). Римляне сбривали бороды, достигнув совершеннолетия. Нерон велел врачам дать тётке смертельную дозу слабительного.
Нерон убил Дорифора, вольноотпущеника матери, который якобы не хотел, чтобы тот женился на Поппее.
Нерон развёлся с Октавией, обвинив в бесплодии, а потом отправил в ссылку, обвинив в сожительстве с рабом. И женился на Поппее.
У Поппеи 'было всё, кроме честной души' (Тацит). Её мать, первая красавица своего времени, передала ей свою красоту и богатство.
Римляне сочувствовали Октавии. Агриппина и Нерон - причина всех бедствий этой несчастной женщины. Агриппина отравила её отца, Нерон - брата. Если бы Нерон не женился на Октавии, он не стал бы императором. Должность консула стала бы вершиной его политической карьеры.
Кто-то распустил ложный слух, что Нерон снова признал Октавию своей законной супругой. Ликующие римляне обратились к богам с благодарственными молитвами. Заменили статуи Поппеи на статуи Октавии на форуме и в храмах.
Перепуганная Поппея сказала Нерону, что организаторы смуты - клиенты и рабы Октавии. Изображая народ, они дерзнули в мирное время на то, что не случается даже во время войны. Цель сторонников Октавии - свергнуть Нерона. Поппея не хочет умирать. Она - невинная жертва! Если клиенты и рабы Октавии удостоверятся, что их госпожа не станет женой Нерона, они найдут ей нового супруга. Нерону надо признать Октавию своей женой или позаботиться о своей безопасности.
Нерон обвинил Октавию в попытке захватить власть и приказал убить. Моля о пощаде, она взывала к именам их общих предков (отец Октавии император Клавдий и дед Нерона по матери Германик были родными братьями), взывала к памяти Агриппины, которая относилась к ней хорошо. Её связали, вскрыли вены на руках и ногах. Кровь, стеснённая страхом, вытекала медленно. Смерть ускорили паром в жарко натопленной бане. А потом отрубили голову и, доставив голову в Рим, показали Поппее.
Невинной Октавии было 19 лет. Её смерть потрясла римлян!
'Для Октавии день свадьбы сразу же стал как бы днём её похорон: она вступила в супружество, не принёсшее ей ничего, кроме скорби' (Тацит).
Нерон убил Поппею, ударив её ногой, - 'больную и беременную, когда слишком поздно вернулся со скачек, а она встретила его упрёками' (Светоний).
Убил Криспина, первого мужа Поппеи, - из-за личной неприязни.
Убил пасынка (сына Поппеи и Криспина). Он приказал утопить мальчика за то, что тот, играя, назвал себя полководцем и императором.
Убил свойственника Авла Плавтия, 'которого он перед казнью изнасиловал и сказал: "Пусть теперь моя мать придёт поцеловать моего преемника!" - ибо, по его словам, Агриппина любила этого юношу и внушала ему надежду на власть' (Светоний).
Убил Антонию, дочь Клавдия, за то, что она не захотела стать его женой. Она с негодованием и ужасом отвергла его предложение: он убил её мужа, брата и сестру. А его мама Агриппина убила её отца.
Нерон женился на знатной женщине Статилии Месаллине. Чтобы получить её в жены, Нерон 'убил её мужа Аттика Вестина', консула (Светоний).
Нерон осквернил священный источник Марциева, искупавшись в нём; изнасиловал Рубрию, девственницу, давшую обет безбрачия, весталку - жрицу Весты, богиню домашнего очага; ограбил храмы: изъял не только золото, которое жертвовал римский народ, празднуя триумфы, но также изъял золотые статуи богов; возвеличив сирийскую богиню, - Атаргатис, мать всего живого, - Нерон вскоре разочаровался в ней настолько, что стал мочиться на неё; приносил жертвы три раза в день маленькой фигурке девушки, объявив её верховной богиней, и уверял, что она открывает будущее.
Нерон разгневал богов. Молния разбила обеденный стол, за которым сидел Нерон. Землетрясение разрушило город Помпеи. Внезапно затмилось Солнце. Одна женщина родила змею. В Плацентском округе родился телёнок, у которого голова срослась с ногой. От удара молнии сгорел гимнастий, 'а находившаяся в нём статуя Нерона расплавилась и превратилась в бесформенный медный слиток' (Тацит). Рухнул театр после выступления Нерона. Император и зрители не пострадали. Для большинства это стало зловещим предзнаменование, а для Нерона - свидетельством заботы о нём богов.
'Когда он пел, никому не дозволялось выходить из театра, даже по необходимости. Поэтому, говорят, некоторые женщины рожали в театре, а многие, не в силах более его слушать и хвалить, перебирались через стены, так как ворота были закрыты, или притворялись мёртвыми, чтобы их выносили на носилках' (Светоний).
Нудное пение Нерона усыпило Веспасиана, будущего императора (69-79). Его спасло от казни заступничество честных людей.
'Но ещё опаснее было не явиться на зрелище' (Тацит). Нерон казнил рядовых язычников, а знатных, проигнорировавших его выступление, наказывал ненавистью.
Нерон запретил носить фиолетовые и пурпурные одежды. 'Выступая с пением, он заметил среди зрителей женщину в запрещённом пурпурном платье и указал на неё своим прислужникам' (Светоний). Они выволокли её из театра. Нерон конфисковал у несчастной женщины, не знавшей о запрете, всё имущество.
Сенаторы, лишённые реальной власти, одобряли преступления Нерона: Британик умер от болезни; Агриппина, Сулла (муж Антонии), Плавт и Силан (родственники предыдущих императоров), Октавия - гнусные заговорщики, осужденные справедливо. Прикидываясь глупцами, сенаторы знали истинную причину смерти этих людей.
Нерон - якобы гениальный актер, певец, полководец. А он - император незаконный, бездарь, трус и убийца.
Клавдий не имел права жениться на Агриппине: она была его племянницей - дочерью Германика, родного брата Клавдия. Их брак - незаконный.
Законный наследник престола - Британик. Боги, потрясённые смертью невинного мальчика, оплакали его похороны проливным дождём.
Клавдий усыновил Нерона и женил на своей дочери. Нерон, оказавшись на месте Клавдия, убил пасынка - сына своей жены Поппеи.
Первая попытка свергнуть Нерона закончилась неудачно. Трибун преторианской когорты Субрий Флав и центурион Сульпиций Аспер были организаторами заговора, 'судя по твёрдости, с какой они встретили смерть' (Тацит).
Нерон, защищённый телохранителями, разгневанно спросил Субрия Флава, закованного в тройные цепи: 'Почему ты нарушил присягу и долг?!' Тот бесстрашно ответил: 'Я - ненавижу тебя! Не было воина, превосходившего меня в преданности тебе, пока ты был достоин любви. Но я проникся ненавистью к тебе после того, как ты стал убийцей матери и жены, колесничим, лицедеем и поджигателем'.
Центурион Сульпиций Аспер показал пример такой же твёрдости. Он стал заговорщиком, потому что другого способа пресечь гнусности Нерона не было.
'Не уронили себя и другие центурионы, идя на казнь' (Тацит).
'Заговорщики держали ответ в оковах из тройных цепей: одни добровольно признавались в преступлении, другие вменяли заговор себе в заслугу - по их словам, только смертью можно было помочь человеку, запятнанному всеми пороками' (Светоний).
Нерон расправился с детьми заговорщиков: изгнал из Рима; убил ядом вместе со своими наставниками и прислужниками; убил голодом.
Солдаты устроили облаву на врагов императора в столице и предместье. Толпы людей, закованных в цепи, непрерывным потоком приводили к Нерону на истязание и расправу. Им ставили в вину общение с заговорщиками - случайные уличные встречи, 'совместное присутствие на пиршестве или на представлении' (Тацит).
Нерону мерещились заговорщики. Почему Сальвидиен Орфит сдал внаймы послам от вольных городов три харчевни в своём доме близ форума? Почему слепой правовед Кассий Лонгин хранил среди старинных родовых изображений предков образ Гая Кассия, убийцы Цезаря? Почему у Фрасея Пета всегда мрачный вид, как у наставника? Дело ясное: они все - гнусные заговорщики! Нерон казнил этих людей.
Нерон сказал, что не пощадит и других сенаторов. Он искоренит их сословие; назначит бывших рабов руководителями провинций.
Сенаторы, аристократы и военачальники хотели жить. Если Нерона не остановить, он уничтожит всех, как пообещал. Говорит, что изведёт всех сенаторов и аристократов. А его самого можно зарезать.
Сначала Юлий Вендекс, начальник провинции Галлия, объявил Нерону войну. Затем - Гальба, начальник провинции Испания.
Нерон, приняв вызов заговорщиков, начал готовиться к войне. Первым делом, он приготовил телеги для перевозки театральной утвари, приказал остричь своих наложниц по-мужски и вооружить секирами и щитами, как амазонок.
Нерон поделился с друзьями на очередном пиру планами военной компании. Он разгромит врагов на их территории! Он прибудет в Галлию, выйдет к мятежникам без оружия и склонит их к раскаянию одними мольбами и слезами. А на следующий день, веселясь среди общего веселья, споёт победную песнь, которую сочинит заранее.
Нерон, одержав победу в своём воображении, озаботился судьбой заговорщиков. Он решил убить всех правителей провинций и военачальников, 'как соучастников заговора; всех живших в Риме галлов перерезать; галльские провинции отдать на растерзание войскам; весь сенат извести ядом на пирах; столицу поджечь, а на улицы выпустить диких зверей, чтобы труднее было спастись' (Светоний).
Нерону донесли о бунте других начальников провинций. Он изорвал донесение, опрокинул стол, разбил два кубка; приказал приготовить корабли для бегства. Командиры преторианской гвардии отказались бежать с ним: одни сказали, что дадут ответ позже, другие - категорично отказались. А один сказал: 'Так ли уж горестна смерть?'