Аннотация: Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".
Молчание учеников апостолов
Среди двенадцати апостолов было четыре писателя - Матфей, Иоанн, Пётр, Павел[1]. Иисус избрал ещё семьдесят учеников. Их называют меньшими апостолами[2]. Сколько писателей из семидесяти? Из двенадцати - четверо. А из семидесяти, - сколько? Математик ответил бы - двадцать три. А их пять - Марк, Лука, Иаков, Ерма, Климент[3]. Апостолы обратили в христианство восемь тысяч человек[4]. И это только в Израиле. Сколько должно быть учеников апостолов, оставивших письменные свидетельства? Математик ответил бы - 2 500 авторов. А их трое - Игнатий (семь посланий), Поликарп (одно послание), Папий (отрывки у поздних авторов). Евсевий утверждает, что Папий не был современником апостолов. Он общался с людьми, которые были учениками апостолов. Где свидетельства других учеников апостолов?
Афанаситы объясняют молчание учеников апостолов тем, что они не были писателями.
"Время начального возрастания Церкви остаётся окутанным трудно проницаемым мраком - оно совершалось в полном молчании, прерываемом немногими голосами в малом числе литературных памятников... Апостольские ученики оставили немного литературных памятников, да и те были случайного происхождения... факт незначительной литературной продуктивности первого поколения после Апостольского времени должно признать совершенно естественным явлением... Преемники Апостолов продолжали быть Евангелистами, а не писателями, проповедниками, а не историками. Это было время кипучей практической, а не литературной деятельности. Их письменные произведения были только случайными отблесками проповеданного устно. Слишком они заняты были настоящим и непосредственным делом, чтобы думать об увековечивании в письменности современного положения Церкви. Это - главная причина скудности литературных памятников из времени Апостольских учеников" (Н. И. Сагарда[5]).
Никто не заставлял учеников писать романы. Они писали письма: апостол Павел - автор писем. Кто думает об увековечивании своего имени, дел в Церкви, написав обычное письмо? Почему - сразу увековечивание дел Церкви? Павел не увековечивал своё имя. У него даже в мыслях этого не было! Он писал обычные письма. Факт незначительной литературной продуктивности христиан, - первого поколения после апостольского времени, - надо признать ненормальным, неестественным явлением.
IV век, - неприподъёмные тома церковных документов на разные темы. Конец I века, начало II - документов нет. Христианство якобы распространялось устно.
Павел написал четырнадцать посланий. Он не передал на словах. Он - написал! Распространение христианства и послания - взаимосвязаны.
Ученики апостолов молчат, потому что афанаситы уничтожили их книги, объявив их подложными, испорченными еретиками. Они не могли уничтожить все свидетельства. Книги апостолов - есть, а книг учеников - нет! Они оставили сочинения Игнатия и Поликарпа для преемственности и решили, что этих книг достаточно.
Враг афанаситов Акакий Кесарийский написал книгу о жизни своего учителя Евсевия, отца церковной истории. "По смерти Евсевия принял кесарийское епископство ученик его Акакий, который, кроме многих других книг, написал книгу и о жизни своего учителя" (Сократ, 2: 4). И что же? Жизнь Евсевия "была описана его преемником по кафедре Акакием, но труд этот не сохранился" (С. А. Ершов[6]). Почему афанаситы уничтожили сочинение Акакия? Его книга была ответом афанаситам, которые записали Евсевия в свою партию задним числом (церковный историк Сократ объявил покойного арианина Евсевия злостным афанаситом). Акакий рассказал о жизни и учении мученика Памфила (учителя Евсевия), о борьбе Евсевия с "еретиком" Афанасием.
Ариане называли своё учение апостольским. Объявив Ария основоположником нового учения, афанаситы задались целью оставить его одного, окружить богословским вакуумом. Они методично, целенаправленно уничтожили книги учителей ариан на протяжении столетий. Они - увлеклись, перестарались. Молчание прямых учеников апостолов, участь книг Оригена, Лукиана, Акакия - свидетельствуют против афанаситов. Игнатий, Поликарп. Где книги других учеников апостолов?
[1] Иуды Иаковлева нет в этом списке: не все древние богословы считали, что он автор послания. Апостол Иоанн - автор Первого послания. Иисус избрал Павла особо (Деян. 9). Стопроцентное попадание - апостол и писатель. Все христиане причисляют Павла к первоапостолам.
[2] "Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет" (Ц. и. 1: 12). "В первый раз перечисление 70-ти апостолов встречается в списке, приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (361 г.)" (Архиепископ Димитрий (Самбикин), "Собор св. 70-ти апостолов"). Собор святых семидесяти апостолов, память 4 января.
[3] Климент Римский написал "Первое послание к Коринфянам". Ерма написл "Пастырь".
[4] "Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян. 2: 41) "Многие... уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч" (Деян. 4: 4).
[5] Н. И. Сагарда, А. И. Сагарда, Патрология, СПб, "Воскресение", 2004. С. 86-87.
[6] С. А. Ершов - автор предисловия и комментариев к книге Евсевия Кесарийского "Церковная история". "Церковная история". Евсевий Памфил. - СПб.: Амфора, 2007.