Аннотация: Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".
Гностики, их учение
По мнению Иеронима, Василид (р. 125/130) основатель гностицизма: "Василид же, от которого произошли гностики, жил в Александрии во времена Адриана"[1]. Согласно Епифанию, диакон Николай основатель гностицизма: "Еще эти гностики, люди, различно вовлеченные в обман Николаем, произросли в мире, как плоды горести"[2]. Они - дикие звери, скорпионы, порождения аспидов, пустые змеиные яйца. Учение Николая вызвало у Епифания тревогу, крушение. Он ощутил смрад, уязвление.
Кто основатель гностицизма, Василид или диакон Николай? Афанаситы объясняют различные мнения - разными "Апостольскими Преданиями". По моему мнению, Епифаний солгал, как Руфин и Феофан с крещением императора Константина.
"Как полагают многие известные исследователи (Ганс Йонас, Жиль Куиспел и др.), гностицизм - это отдельная мировая религия, сравнимая по историческому значению с христианством, исламом и буддизмом" (Афонасин).
Источник сведений о гностиках - рассказы афанаситов. Эти рассказы, как минимум, необъективные: гностики были идеологическими врагами афанаситов.
Согласно Иринею, гностик Керинф учил, что Бог иудеев, создавший Вселенную, - это некое низшее существо, которое ничего не знало о Боге. Некий Христос, сойдя на человека Иисуса в виде голубя, рассказал людям о настоящем Боге[3].
Ириней сознательно не объяснил, почему Керинф пришёл к этому выводу. Цель сочинения Иринея - выставить Керинфа глупым.
По мнению Керинфа, Бог должен быть всемогущим и всеведущим. А Бог иудеев знает не всё и ошибается. Доказательство Керинфа - иудейская книга "Бытие".
Бог иудеев сказал: "Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы" (Быт. 1: 3-4). Бог пришёл к выводу, что свет - хороший. Значит, Он знал о плохом свете. Следовательно, Бог иудеев создал хороший свет не с первого раза. Керинф считал, что Бог сразу делает всё хорошо: он всемогущий.
Бог иудеев, создавав Вселенную, решил отдохнуть. "К седьмому дню Бог окончил работу, которую делал, и стал отдыхать в седьмой день от всей работы, которую сделал" (Быт. 2: 2)[4]. По мнению Керинфа, Бог никогда не устанет: он всемогущий.
Бог иудеев не сразу понял, что Адаму понадобится Ева. "Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника" (Быт. 2: 18). Если бы Бог иудеев был всеведущий, Он сразу понял бы, что Адаму понадобится Ева, и создал бы их одновременно.
Люди начали грешить. Бог иудеев раскаялся, что создал людей. "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём" (Быт. 6: 6). Бог иудеев ошибся, создав людей. Керинф считал, что Бог никогда не ошибается.
Бог иудеев утопил людей. А потом осознал, что поступил неправильно. "Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал" (Быт. 8: 21). Бог иудеев опять ошибся, утопив людей. Кроме того, Он не сразу понял, почему люди грешат. Их топить не нужно было. Они грешат от юности своей.
Бог иудеев не соответствовал Богу, каким представлял Его Керинф. Вот почему Керинф решил, что некий Христос рассказал иудеям о настоящем Боге устами человека Иисуса, сойдя на него в виде голубя.
По моему мнению, пророк Моисей, автор книги "Бытие", сообщил людям, что знания и могущество Бога ограничены. Ограничены не на том уровне, как рассказано в книге "Бытие": рассказ в книги "Бытие" - аллегория. Границы знания и могущества Бога - размер Вселенной и время её существования, которые имеют свои пределы.
"Не должно думать, что тварям нет конца (в том числе и звёздам. - С. Ш.), как этого желают некоторые, потому что где нет конца, там нет и никакого познания, и невозможно никакое описание. Если бы это было так, то Бог, конечно, не мог бы содержать сотворённое или управлять им, потому что бесконечное по природе - непознаваемо. И Писание говорит: "Бог сотворил всё мерою и числом"" (Ориген[5]).
Ориген высказал "оригинальную... странную мысль о Боге, как Существе самоограниченном по всемогуществу и всеведению... "Если бы могущество Божие было безгранично, то оно по необходимости не знало бы Самого Себя, потому что по природе безграничное непознаваемо"" (Поснов).
Епифанию не понравилось учение гностиков.
Что нужно сделать, чтобы наказать этих людей? Их нужно - оболгать. Язычники оболгали христиан Лиона (якобы ели своих детей, жили со своими родителями, как муж и жена). А Епифаний оболгал гностиков (якобы у них были общие жёны, и они пили менструальную кровь). Он указал на тайных гностиков, которые официально принадлежали к Церкви. Афанаситы репрессировали около восьмидесяти человек.
"...я доложил о ситуации местным епископам и помог опознать тех (тайных) членов этой секты, которые официально принадлежат к Церкви. И разоблачённых изгнали из города, числом около восьмидесяти человек" (Епифаний[6]).
Источник сведений о гностиках - их враги афанаситы. Репрессировав гностиков, уничтожив их книги, они рассказали об учении, моральном поведении гностиков так, что сразу понимаешь, что гностики - извращенцы, глупые, еретики.
"Ересиологи пользовались стандартным оружием, с помощью которого утверждается любая ортодоксия, - сначала опошлить, а затем растоптать, как безумный вздор то, что получилось... Ввиду всего этого с самого начала приходится настраиваться на то, что мы не найдём в работах ранних христианских авторов объективного описания гносиса... Распущенность еретиков, по Епифанию, не имеет пределов. Они забыли, что такое нормальный секс, увлекаются лишь гомосексуализмом, оральным сексом и онанизмом (одновременно)... А как же быть с такими еретиками, которые с моральной точки зрения безупречны? Например, в чём можно упрекнуть Секунда и его последователей, которые даже не пьют вина, или тем более последователя Валентина Птолемея? Его Послание к Флоре вполне этически выдержано и представляет собой замечательный образец морального наставления. В чём их-то упрекнуть?" (Афонасин).
По мнению Епифания, такие еретики - обманывали людей: они делали вид, что ведут воздержанный образ жизни.
Кто рассказал Епифанию, что гностики использовали сперму в своих ритуалах, говоря, что это плоть Христова?
"Гностические тексты, например, Пистис София (147; 251, 14-19) осуждают такое вульгарное понимание смысла "небесного семени". Здесь именем Иисуса осуждаются те, кто "смешивают сперму и менструальную кровь и едят её". Не мог ли Епифаний прочитать это и выдать желаемое за действительное?" (Афонасин).
Какие-то ненормальные люди смешивали и ели. Иисус осудил таких людей. "Фома сказал: "Мы слышали, что есть некоторые (люди) на земле, которые берут мужское семя и менструальную кровь женщины и добавляют их в чечевичную похлебку и едят это, приговаривая: "Мы веруем в Исава и Иакова. Достойно это или же нет?" Иисус... сказал Фоме: "Истинно говорю я: этот грех хуже всех грехов и всех преступлений"" ("Пистис София", 147)[7]. Автор этих строк - гностик. Епифаний объявил, что это гностики смешивали и ели!
Епифаний не постеснялся поставить себя в один ряд с библейским Иосифом, братом Иуды, который был пращуром Иисуса Христа.
Бог помог Иосифу и Епифанию. Братья продали Иосифа в рабство в Египет. Епифаний добровольно приехал в Египет. Жена сановника Потифара пыталась соблазнить Иосифа. Женщины-гностики, - очаровательные внешне, безобразные внутри, - пытались соблазнить Епифания. Иосиф и Епифаний не соблазнились. Результат: Бог назначил Иосифа помощником фараона. А Епифания - епископом Саламина (Кипр).
Афанаситы не смогли уничтожить все книги гностиков.
Книга "Пистис София" написана на коптском языке, на котором разговаривали коренные жители Египта до завоевания этой страны арабами. Британский музей купил эту книгу у лондонского врача и библиофила А. Эскью в 1785 году. Как книга попала к Эскью - неизвестно. У селения Наг-Хаммади (Египет) были найдены в 1945 году гностическая библиотека. Сейчас эти книги хранятся в Каирском музее. Учёные предполагают, что библиотека была захоронена в 367 году - после того, как Афанасий Великий написал пасхальное послание, в котором осудил еретические книги. Епифаний, исполняя поручение Афанасия, разгромил гностиков в Египте. И в том же 367 году он стал епископом Саламина - по личному распоряжению Бога, как утверждают афанаситы.
Существовало много философских школ гностиков. "Гностические школы, говорит Ириней, "разрослись, как грибы"" (Афонасин[8]). Учения гностиков разнились. Афанаситы уничтожили гностиков прежде, чем они успели привести своё учение к общим постулатам, как это сделали афанаситы на Вселенских соборах.
По мнению одного из исследователей библиотеки гностиков Фредерика Уиссе, "единственное, что объединяет трактаты из Наг-Хаммади - это аскетическая этика"[9]. Уиссе предположил, что гностики не были владельцами этой библиотеки. Владельцем библиотеки был некий учёный афанасит, который по какой-то причине интересовался гносисом. Аскетическая этика трактатов указывает на вкусы владельца, нежели доказывает, что Епифаний оболгал гностиков.
Не все исследователи согласны с Уиссе. "Между современными исследователями здесь разногласий и споров гораздо больше, нежели среди древних. Причём полемика ведётся иногда в духе лучших страниц Епифания" (Афонасин).
[1] "О знаменитых мужах", 21.
[2] "Панарион", 26: 1. Глава "О так называемых гностиках, шестой или двадцать шестой ереси". Т. 1. С. 151.
[3] "Некто Керинф, наученный в Египте, учил, что мир сотворён не первым Богом, но силою, которая далеко отстоит от этого превысшего первого начала и ни чего не знает о всевышнем Боге"... Христос, сойдя на человека Иисуса, рассказал о "неведомом Отце" ("Против ересей", 1: 26).
[4] Перевод "Нового мира". Синодальный перевод: "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал".
[5] "О началах", 2: 9, 1. С. 157.
Ориген сослался на книгу "Премудрости Соломона", 11: 21.
[6] "Панарион", 26: 17. Перевод Е. В. Афонасина. "Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства". С. 47.
Перевод Московской Духовной Академии: "...тогда же постарался указать их епископам того места, сделать известными скрытые в церкви имена, изгнать их из города человек до восьмидесяти имён, и очистить город от этих проросших в нём плевел и тернов" (Т. 1. С. 175-176).
[7] Перевод А. Мома. http://apokrif.fullweb.ru/nag_hammadi/
[8] "Кроме этих, от вышеупомянутых симониан произошло ещё множество гностиков, появившихся как грибы из земли" (Ириней, "Против ересей", 1: 29, 1).
[9] Цитата из книги Е. В. Афонасина "Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства". С. 107.
Е. В. Афонасин сослался на книгу Wisse F. The Nag Hammedi Librari and the Heresiologists. - Vigiliae Christianae 25 (1971). P. 205-223.