Шестак Сергей Алексеевич : другие произведения.

Падение Римской империи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".

  
  
   ЧАША ВИНА ЯРОСТИ ГНЕВА БОГА
  
  
  
   1
  
  Иоанн Богослов рассказал о разорение и запустении Вавилона, города великого и крепкого, - развращённой, богатой и могущественной столицы империи.
  
  Иоанн увидел ангела, сходящего с неба. Его власть была настолько велика, что земля осветилась от славы его. И ангел воскликнул громко: "Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице" (Апок. 18: 1-2). Цари заплачут, увидев опустошённый и разрушенный город, в котором они блудодействовали и роскошествовали. Купцы разорятся: некому больше покупать их товаров - дорогих тканей, изделий золотых, серебряных, медных и железных, из мрамора и дерева. "Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришёл суд твой" (Апок. 18: 10). Развращённый Вавилон исчезнет стремительно, как камень, брошенный в море.
  
  Великий и крепкий Вавилон - это город Рим - независимо от того, кто был автором "Апокалипсиса" - апостол (пресвитер) Иоанн или патриарх Златоуст: месопотамский Вавилон потерял своё мировое значение задолго до I-IV веков.
  
  Иероним называл Рим - Вавилоном. Он хотел написать книгу "О Святом Духе", когда "жил в Вавилоне (т. е. в Риме), был поселенцем порфировой блудницы", но не смог осуществить свой замысел: клевета врагов вынудила его уехать из Рима[1].
  
  Предсказание Златоуста исполнилось: германские племена, арианского вероисповедания, дважды разорили Рим в V веке - сначала под руководством короля готов Алариха (410), потом под руководством короля вандалов Гейзериха (455). Падение вечного города Рим, не знавшего завоевателей 800 лет, потрясло современников.
  
  
  
   2
  
  Германцы узнали о римлянах во II веке до н. э. - и сразу объявили им войну, не подозревая, с кем связались: они напали на самое сильное государство Европы! Германцы и римляне воевали друг с другом почти пятьсот лет с перерывами. Римляне одерживали победы в генеральных сражениях. Они не могли полностью разгромить германцев: их было много, они жили в отдалённых, труднодоступных местах, римляне несли тяжелейшие потери: германцы были умелыми, бесстрашными воинами.
  
  Физические данные германцев изумляли римлян.
  
  Они растут "голые и грязные, а вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление" (Тацит[2]).
  
  "Они были ростом выше самых высоких римлян, дики нравом, отличались большой отвагой, презирали смерть" (Аппиан[3]).
  
  Послы кельтских и иллирийских племён, живших в местности Норик (альпийских землях на правом берегу Дуная) попросили римлян уничтожить германское племя кимвров, которое вторглось на их территорию. Консул Карбон атаковал кимвров. Сражение окончилось разгромом римского войска (113 г. до н. э.).
  
  Кимвры вторглись в Галлию и сообщили римлянам, что станут их союзниками, если те позволят им жить в Галлии. Сенат поручил консулу Силану уничтожить кимвров. Сражение окончилось разгромом римского войска (109 г. до н. э.).
  
  Могущество германцев возросло: к кимврам присоединились тевтоны.
  
  Сенат выставил против германцев две армии. Одной командовал консул Максим, другой - проконсул Цепион.
  
  Германцы уничтожили сильный разведывательный отряд консульского легата Скавра. Пленённый Скавр убеждал германцев не воевать с римлянами: римлян победить невозможно. Разгневанные германцы сожгли Скавра.
  
  Разгром отряда Скавра произвёл на Максима удручающее впечатление: он предложил Цепиону объединить армии, согласовать план действий. Отказ Цепиона, решившего присвоить славу победителя себе, привело к катастрофе: германцы уничтожили обе армии полностью, убив 80 000 солдат и 40 000 армейских слуг (105 г. до н. э.).
  
  Римляне запаниковали: у них не было другой армии, способной уничтожить германцев. Путь на столицу был открыт. Они успели собрать две армии, воспользовавшись ошибкой германцев, которые решили сначала подчинить Галлию и Испанию.
  
  Германцы разделили свои силы, напав на Италию: тевтоны пошли Средиземноморским побережьем, кимвры - через Альпы (102 г. до н. э.).
  
  Римскими армиями командовали консулы Марий и Катул. Марий разбил тевтонов. Катул не выдержал натиска кимвров и отступил, заняв оборону на правом берегу реки По. Марий, возглавив командование двумя армиями, уничтожил кимвров.
  
  Женщины кимвров, не желая сдаваться в плен, убили своих детей, а потом зарезали друг друга или повесились.
  
  "Бой с жёнами кимвров был не менее ожесточённым, чем с самими киврами, ибо они сражались с высоты своих колесниц и повозок, бросая оттуда во все стороны топоры и шесты; их смерть была не менее блистательной... А именно: когда Марий отказал их посольству в просьбе о даровании им свободы и жреческого сана (исполнить последнее требование было бы грехом), то они передушили и перебили своих детей; затем они стали наносить друг другу смертельные раны, а другие повесились на деревьях или упряжке своих повозок, сделав петли из своих волос" (Л. А. Флор[4]).
  
  Римляне с большим трудом отразили натиск всего двух германских племён. Никто не знал, сколько таких германских племён жило за рекой Рейн.
  
  
  
   3
  
  Юлий Цезарь (100-44 г. до н. э.), правитель Северной Италии, изгнал из Галлии германского царя Ариовиста, разгромив его многочисленную армию. Тот поселился в Галлии, ни у кого не спросив разрешения: ему, видишь ли, понравилась плодородная земля этой страны, богатство городов и местный образ жизни.
  
  Затем Цезарь разгромил армию двух германских племён усипетов и тенктеретов, вторгшихся в Галлию. Жалкие остатки германского войска укрылись за Рейном в стране германского племени сугамбров. Цезарь законно потребовал их выдачи. А сугамбры нахально ответили: 'Власть римского народа кончается рекой Рейн'[5].
  
  Наказание всех германцев, живущих за Рейном, стало делом чести Цезаря. У римской армии хватит решимости перейти через Рейн! Цезарь внушит германцам, полюбившим грабить Галлию, страх за целостность их родовых владений.
  
  Цезарь удивил германцев: они думали, что римляне переправятся на кораблях и лодках, а они построили капитальный мост, невозможное для германцев инженерное сооружение, соответствующее личной чести Цезаря и достоинству римского народа.
  
  Сугамбры не могли противостоять римлянам и спрятались в глухих лесах. Цезарь сжёг их селения и скосил их хлеб.
  
  
  
   4
  
  Римляне наказали германцев: разгромили кимвров и тевтонов, Ариовиста, усипетов и тенктеретов, напугали сугамбров. Урок не пошёл впрок: германцы продолжали грабить приграничные провинции Римской империи.
  
  "Сугамбры, усипеты и тенктеры начали с того, что захватили на своей земле и распяли несколько римлян. Потом они, перейдя за Рейн, разграбили... Галлию, поймали в засаду выступившую на них римскую конницу, во время её преследования неожиданно наткнулись на её начальника Лоллия и одержали над ним победу" (Дион Кассий[8]).
  
  Император Август (27 до н. э. - 14 н. э.) решил положить конец набегам германцев. Он завоюет и окультурит их: создаст римскую провинцию Великая Германия, которая будет простираться от реки Рейн до реки Эльба - примерно в этих пределах.
  
  Римский полководец Друз переправился за Рейн и, разгромив несколько германских племён, дошёл до реки Эльба. Ему повезло: германцы враждовали друг с другом и не выставили против него общую армию.
  
  Август поручил Тиберию завершить дело. Тот покорил каннинефатов, аттуаров, бруктеров, херусков. Разбил лонгобардов, "народ даже более дикий, чем сама германская дикость" (Г. В. Патеркул[10]). Воины племени хавков сдались без боя, "несмотря на молодость и могучее телосложение, а также на местность, удобную для обороны". Тиберий усмирил всю Германию за исключением народа маркоманнов, руководил которыми вождь Маробод, "муж знатного происхождения, могучего телосложения и отважного духа".
  
  Независимая политика Маробода раздражала Августа: он предоставлял убежище врагам римлян - отдельным людям и племенам; его послы вели переговоры, как просители, а иногда, как равные. Маробод довёл регулярными учениями боеспособность своей армии (семьдесят тысяч пехотинцев и четыре тысячи всадников) до уровня римского войска. Его армия "достигла небывалого совершенства", и превратилась в угрозу для римского государства. Он нахально говорил римлянам, что "у него не будет недостатка ни в силе, ни в воле к сопротивлению", если они нападут на него.
  
  Август приказал Тиберию уничтожить Маробода. Тот подвёл войска к противнику, находившемуся в пятидневном переходе, и стал ждать подкрепления.
  
  Мощнейшее восстание в Иллирии помешало Тиберию выполнить приказ Августа. "Общая численность племён и народов, которые восстали, превышала восемьсот тысяч. Они выставили почти двести тысяч пехотинцев и девять тысяч всадников" (Патеркул[11]). Август сразу заключил с Марободом почётный для него мир.
  
  Иллирийцы разделили свои силы: одна часть напала на Италию, другая - на Македонию.
  
  Август объявил мобилизацию: призвал ветеранов, вольноотпущенников; перебросил легионы Тиберия в Иллирию; назначил Тиберия главнокомандующим.
  
  Тиберий подавил восстание: разгромил армию иллирийцев по частям. Не успел он отпраздновать триумф, как пришла страшная весть из Германии. Вождь союзного германского племени херусков Арминий уничтожил двадцать тысяч римских солдат: три легиона, шесть когорт и три конных отряда. Вероломство римского гражданина Арминия, гибель такого количества войск в одном сражении ошеломили римлян.
  
  Арминий "служил в римском войске, начальствуя над своими соотечественниками" (Тацит, "Аналы", 2: 10); усердный участник римских походов, "он заслужил римское гражданство и был введён во всаднический ранг" (Патеркул, 2: 118).
  
  Когда началось восстание в Иллирии, Август назначил консула Квинтилия Вара руководителем провинции Германия. "Произвол, высокомерие и жестокость" Вара заставили германцев взяться за оружие (Флор, 2: 30). Германцы взялись бы за оружие даже в том случае, если бы Квинтилий Вар был добрым и справедливым. Причиной восстания было страстное желание германцев вернуть себе независимость.
  
  Бремя римских порядков казалось германцам тяжелее, чем невзгоды войны. Им хотелось растерзать римлян, когда те собирали налоги. Они смотрели с тоской, как их мечи покрываются ржавчиной. И печалились, что их боевые кони бездействуют.
  
  Арминий напал на Квинтилия Вара, когда тот, отягчённый крупным обозом, возвращался в зимние лагеря, находящиеся на Рейне. Узкая дорога, раскисшая от дождей, стеснённая густым лесом и топкими болотами, не позволила римлянам перестроиться в боевой порядок. Сражение длилось три дня. Квинтилий Вар и высшие офицеры, не желая попасть в плен, убили себя. Дезорганизованные солдаты и младшие офицеры, ещё способные сражаться, сдались. Римляне, "запертые лесами и болотами, были полностью перебиты теми недругами, которых прежде убивали как скот" (Патеркул).
  
  Разъярённые германцы выкопали труп Вара и отрубили ему голову; принесли в жертву своим богам пленных офицеров: повесили, сожгли заживо, прибили черепа к деревьям; изуродовали всех римских судей: выкалывали глаза, отрубали руки. Один из варваров, вырезав судье язык, воскликнул: "Наконец-то ты перестала шипеть, змея!" А потом зашил несчастному судье рот.
  
  Август, узнав об участи Вара, разорвал на себе одежду. Римляне потеряют Галлию, если Арминий и Маробод объединят силы, как кимвры и тевтоны, Беззащитная Галлия лежала перед ними, как на блюдечке. У римлян не было крупного войска, которое сдержало бы диких германцев. А потом они нападут на Италию.
  
  Август объявил о наборе нового войска: прежнее войско было обескровлено тяжёлой трёхлетней войной в Иллирии.
  
  Новое войско набиралось с трудом. У римлян осталось мало людей призывного возраста. Римляне уклонялись от набора. Август провёл акцию устрашения: казнил несколько человек.
  
  Известие о погибших легионах Квинтилия Вара не давало Августу покоя. Германцы уничтожили образцовую, сильную армию, "отличающуюся доблестью, первой по дисциплине и опытности в военном деле" (Патеркул). Он был сокрушён настолько, "что не стриг волос и бороды несколько месяцев и не раз бился головою о косяк, восклицая: "Квинтилий Вар, верни легионы!"" (Светоний[12]).
  
  Арминий прислал Марободу голову Вара и предложил объединить силы. Тот, не желая воевать с римлянами (самым могущественным противником), переслал голову Августу. Римляне погребли голову Вара с почестями в родовом склепе.
  
  Август приказал Тиберию отомстить за Вара. Римляне вторглись в Германию. Арминий, зная могущество римлян, уклонился от прямого боя. Тиберий, не желая попасть в западню, не пошёл вглубь Германии. Римляне разорили несколько селений рядом с Рейном, отпраздновали день рождение Августа и вернулись обратно.
  
  Август вдруг понял, что невозможно окультурить диких германцев и решил оградиться от них крепостями на реке Рейн.
  
   "17 сентября 14 года сенат провозгласил так называемый "Статут об империи", в котором Август завещал не расширять существующих границ государства"[13].
  
  Поражение Квинтилия Вара "привело к тому, что римское господство, которое не хотело остановиться на берегах Океана, принуждено было найти себе предел на берегу Рейна" (Флор). Тиберий вывел войска из Германии.
  
  Река Рейн стала границей Римской империи.
  
  
  
   5
  
  Германцы и римляне продолжали убивать друг друга с переменным успехом.
  
  Вождь маркоманов Балломар, уничтожив приграничную римскую армию (169), вторгся в Италию: осадил город Аквилея, разрушил город Опитергий. Император Марк Аврелий (161-180) наголову разбил германцев и выгнал их с римской территории.
  
  Вождь готов Остгота опустошил провинции Фракия и Мезия, взял выкуп с города Марцианополь (247). Вождь готов Книва захватил Филиппополь (251). Император Деций (249-251) погиб в сражении с готами. Новый император Требониан Галл (251-253) заключил с готами мир: разрешил увести знатных пленников, пообещал ежегодные выплаты денег за отказ от нападений на Римское государство.
  
  Готы опять разорили Фракию и осадили город Фессалоники (255). Разграбили черноморские города: Питиунд (Пицунда, Абхазия), Трапезунт (Трабзон, Турция). А также разорили города Малой Азии: Халкедон, Никомидию, Никею, Апамею, Прусу. Готы вернулись домой с богатой добычей. Император Валериан (253-260) не смог дать готам отпор: он воевал в это время с персами.
  
  Германцы разорили города Греции: Афины, Коринф, Спарту, Аргос. Император Галлиен (253-268) (родной сын и соправитель Валериана) уничтожил их войско (267). Благодарный сенат присвоил Галлиену титул "Германский Величайший".
  
  Император Клавдий (268-270) уничтожил (с его слов) 320 тысяч германцев, которые опять вторглись в Римскую империю. Благодарный сенат присвоил Клавдию титул "Готский".
  
  Император Аврелиан (270-275) разгромил пятитысячное войско германцев на их собственной территории за Дунаем. Благодарный сенат присвоил Аврелиану титулы "Германский Величайший" и "Готский Величайший".
  
  Германцы опустошили провинции Каппадокия, Галатия и Киликия. Император Тацит (275-276) наголову разгромил германцев.
  
  Император Константин Великий (306-337) отомстил германцам, продолжавшим разорять приграничные районы Римской империи: наголову разбил их армию (332). Германцы заверили Константина, что с этих пор они будут самыми преданными союзниками: поставили в римские войска сорок тысяч человек и обязались охранять дунайскую границу от других племён за деньги, которые им будут платить римляне.
  
  Будущий император Юлиан (361-363) в пух и прах разбил германское войско. Языческий историк Зосим сравнил язычника Юлиана с Александром Македонским[14]. Перепуганные германцы пообещали Юлиану, что больше никогда, ни при каких обстоятельствах не нападут на Римскую империю.
  
  Император Валент (364-378) тоже воевал с германцами: надоели!
  
  Вождь вестготов Атанарих поддержал узурпатора Прокопия (366), римского полководца, предоставив в его распоряжение три тысячи воинов. Валент казнил Прокопия, разоружил и арестовал германцев. Атанарих потребовал отпустить соотечественников: он якобы не знал, что Прокопий был узурпатором; он якобы исполнил союзнический долг, дав своих воинов в распоряжение законного римского императора.
  
  Валент не поверил Атанариху, и вторгся в его владения. Он не смог полностью разгромить германцев: они отступали умело, прятались, устраивали засады. Война окончилась мирным соглашением: германцы пообещали не воевать с римлянами.
  
  
  
   6
  
  Германцы воевали с римлянами успешно почти пятьсот лет: римляне, бывало, выплачивали им дань, устрашённые их кровавыми набегами. И вдруг случилось невероятное: германцы захотели стать подданными римского императора!
  
  Их вынудили на этот шаг гунны, пришедшие с "далёкого края земли" и превосходящие "своей дикостью всякую меру" (Аммиан Марцелин[15]).
  
  Сначала гунны уничтожили армию короля остготов Эрменриха, "воинственного царя, которого страшились соседние народы, из-за его многочисленных военных подвигов". Эрменрих, не вынеся горечи поражения, убил себя. Затем гунны разгромили армию короля вестготов Атанариха. Они захватили настолько богатую добычу, что не стали преследовать Атанариха, решив добить его в другой раз.
  
  Вожди других германских племён запаниковали: "неведомый род людей, поднявшись с далёкого конца земли, рушит и сокрушает всё, что попадается навстречу". А если гунны уничтожили армии Эрменриха и Антариха, самых известных королей, могущество которых было признано всеми германцами, значит, уничтожат и их армии.
  
  Германские послы смиренно сообщили императору Валенту, что германцы хотят стать его подданными (376). Они попросили поселить их во Фракии: эта страна имеет богатые пастбища, отделена широким Дунаем от территорий, завоёванных гуннами. Германцы пообещали вести себя спокойно, поставлять вспомогательные отряды.
  
  Смирение вечных врагов германцев было настолько необычно, что зародило у римлян невольное беспокойство: кто эти гунны, устрашившие "диких" германцев?
  
  Внешний вид гуннов оказался необычным, странным. Римляне видели разных людей: греков, галлов, германцев, персов, арабов, египтян, евреев, эфиопов. Но таких людей ещё не видели!
  
  "Они имеют чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей". Мускулистые, с толстыми шеями; безбородые, похожие на скопцов; их щёки обезображены глубокими порезами. Они едят корни трав и полусырое мясо; живут в кибитках: здания напоминают им гробницы. "Кочуют по горам и лесам". Они не знают, где родились: зачаты в одном месте, рождены - в другом, выросли - в третьем.
  
  Гунны покупают и продают, едят и пьют, не слезая с коней; и спят на конях. Они настолько привыкли спать на конях, что даже видят сны. "Они словно приросли к своим коням". А их кони - безобразные, но выносливые, как они сами.
  
  Гунны - отменные воины: ведут бой стрелами издали; лёгкие и подвижные на своих конях, "они вдруг специально рассеиваются и, не выстраиваясь в боевую линию, нападают то там, то здесь, производя страшное убийство"; а сойдясь врукопашную, бьются мечами с беззаветной отвагой; преследуя врагов, набрасывают арканы.
  
  Германцы тоже были опытными воинами, любящими войну.
  
  Епископ Ульфила перевёл на германский язык "все книги Священного Писания, за исключением книг Царств, так как они содержат описание войн. Народ же сей необычайно привержен войне и гораздо более нуждается в строгой узде" (Фотий, 2: 5).
  
  Германцы не смогли сдержать гуннов. Они не выставили общую армию, в то время как гунны навалились на них всеми наличными силами.
  
  По мнению историка Иордана, свирепые гунны произошли от связи женщин-колдуний с нечистыми духами[16].
  
  Король готов Филимер выгнал женщин-колдуний из своего племени. Бродя в безводных местах, они встретили нечистых духов и, сочетавшись с ними, родили гуннов - "малорослое, отвратительное и сухопарое" племя, напоминающее людей только потому, что "обнаруживало подобие человеческой речи".
  
  По мнению историка Л. Н. Гумилева, гунны (хунны) пришли из Китая.
  
  Китайцы воевали с хуннами несколько столетий. Стремясь обезопасить себя от их вторжений, они построили Великую Китайскую стену. Китайцы постепенно перемололи хуннов. Их единый народ распался к III веку на несколько ветвей.
  
  По версии Гумилёва, на Запад ушли северные хунны. Они смешались с приуральскими уграми и "образовали новый народ, который в Европе стал известен под названием гуннов". Вот почему Аммиан Марцеллин не сообщил о монгольских чертах хуннов: скуластости, узких глазах. Он видел хунно-угорских метисов. Римский автор сообщил бы о монгольских чертах хуннов, если бы они имели место.
  
  "Самый факт перехода хуннов на запад казался невероятным, так как действительно более чем странно, что целый народ бросился бежать в "никуда". Но если допустить, что хунны знали о культуре Запада, то все сомнения в переселении их теряют силу... Их переход был продуман и взвешен: отброшенные от границ Китая... они должны были стремиться передвинуться к границе другой земледельческой культуры, так как изоляция обрекала их на нищету и гибель" (Гумилев).
  
  Нельзя прийти из "ниоткуда" (леса, поля, болота) и разгромить искусных воинов германцев, которых не смогли разгромить императоры Рима, руководители самого сильного государства Европы. Оружие и опыт боевых действий гуннов, как минимум, не уступали германскому. Разгром гуннами многих народов Европы предполагает долгую и богатую событиями предысторию этого народа: они жили в соприкосновении с некой передовой цивилизацией, от которой научились работать с металлами, скопировали вооружение, придумали и отшлифовали победоносную тактику боя.
  
  Если бы у гуннов не было своего производства оружия, предтечи современного военно-промышленного комплекса, они не смогли бы разгромить европейцев.
  
  Великая Китайская стена - немой свидетель былого могущества гуннов. Китайцы не стали бы строить такую стену от безделья.
  
  Страшное поражение заставило германцев войти в состав Римской империи. Они оказались в безвыходном положении. Германцы выбрали из двух зол меньшую: предпочли сдать подданными римского императора, чем рабами "двуногих зверей".
  
  Император Валент разрешил германцам поселиться во Фракии: его войско, состоящее из римских и германских солдат, станет непобедимым.
  
  Германцы, получив разрешение перейти через Дунай, "переправлялись целыми толпами днём и ночью на кораблях, лодках, выдолбленных стволах деревьев" (Аммиан Марцелин). Стараниями римлян никто из "будущих разрушителей римского государства" не остался на том берегу, "пусть даже он был поражён смертельной болезнью". Римляне пытались определить численность переправляемых диких полчищ германцев, но "оставили это после многих безуспешных попыток". Их было столько же, как ливийского песка, поднимаемого ветром, как пепла, извергаемого Этной.
  
  Валент приказал выдать германцам провиант.
  
  Комит Фракии Лупицин и командир Максим, воспользовавшись голодом, царившим у германцев, подняли цены.
  
  "Военачальники, побуждаемые алчностью, продавали не только мясо, баранье или бычье, но даже дохлятину - собачью и других нечистых животных, причём по высокой цене; дело дошло до того, что любого раба продавали за один хлеб или за десять фунтов говядины" (Иордан). Некоторые германцы продавали в рабство своих детей.
  
  Алчность чиновников привела к восстанию германцев и, в конечном итоге, к гибели Валента в сражении с готами под Адрианополем (378).
  
  Император Феодосий (379-395) не смог вытеснить германцев за Дунай. Война окончилась мирным договором: Феодосий разрешил германцам поселиться во Фракии, назначил их вождей на высокие посты в армии и гражданской администрации, германцы обязались охранять границу и поставлять вспомогательные войска.
  
  Король германцев Аларих поставил точку на мирном договоре германцев с римлянами после смерти Феодосия (395). Решив создать своё государство, он сказал другим вождям, что лучше "собственным трудом добыть себе царство, чем сидя в бездействии подчиняться царствам чужим" (Иордан).
  
  Вершиной военного успеха Алариха стал захват Рима в 410 году.
  
  "Пал, пал Вавилон, великая блудница" (Апок. 18: 2).
  
  Германцы ограбили все дома римлян, административные и культовые здания, за исключением храма апостола Петра, в котором находился его гроб: арианин Аларих приказал не трогать этот храм из уважения к апостолу (Созомен, 9: 9).
  
  Цари, растерзавшие плоть Западной Римской империи, исполнили волю Бога: "Бог положил им на сердце - исполнить волю Его" (Апок. 17: 17).
  
  Аларих разорил Рим не по своей воле.
  
  Некий "благочестивый муж, по образу жизни монах", попросил Алариха пощадить Рим. Тот ответил ему: "Не по своей воле я иду туда, кто-то каждый день беспокоит и мучит меня, говоря: ступай, опустоши город Рим" (Сократ, 7: 10).
  
  По моему мнению, Аларих разорил Рим по приказу ангела Бога.
  
  "И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его" (Апок. 17: 8).
  
  Слово Бога исполнилось: афанаситы, не записанные "в книгу жизни", были потрясены гибелью Рима. Иероним даже "забыл своё имя от горя"[17].
  
  Иероним плакал, диктуя слова. Его язык онемел. Варвары взяли Рим, который сам некогда захватил весь мир. Прежде чем пасть от меча, город погиб от голода. И лишь немногие уцелели, "чтобы быть взятыми в плен". Голодающие римляне ели трупы; матери ели детей: "снова принимали в утробу недавно изведённое оттуда"[18].
  
  "Кто бы поверил тому, чтобы Рим, основанный на триумфах над всем миром, мог подвергнуться разрушению? Чтобы он, матерь народов, мог также сделаться их гробницей? Чтобы все страны Востока, Египта, Африки наполнились толпами юношей и дев прежнего владыки мира? Чтобы священному городу Вифлеему пришлось изо дня в день видеть, как блистательные лица обоего пола, некогда жившие в избытке и роскоши, стремились к его стенам в качестве нищих?" (Иероним[19]).
  
  Спаслись только те римляне, которые укрылись в храме апостола Петра. "Вот причина, почему Рим не совсем погиб; ибо спасшихся в храме жителей было весьма много и они-то впоследствии снова населили город" (Созомен, 9: 9).
  
  Разгром катастрофический. Рим погиб сначала от голода: римляне ели трупы; потом - от меча: варвары перебили жителей. Все страны Востока, Египта и Африки наполнились беженцами. Спаслись только те римляне, которые укрылись в храме апостола Петра.
  
  А историк Павел Орозий (385-420) считает, что ничего страшного не случилось: население многочисленное, следов разорения мало. "Если бы кто увидел многочисленность римского народа и услышал его многоголосие, посчитал бы, что ничего и не случилось, как сами они и признают, если бы о вторжении не давали знать немногочисленные следы пожара, существующие и поныне"[20].
  
  По моему мнению, Орозий спорил со своими оппонентами, которые говорили, что Рим ("великая блудница") "сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу" (Апок. 18: 2).
  
  Как я предполагаю, гунны исполнили волю Бога, отправившись на Запад. Если Аларих разорил Рим не по своей воле, значит, и гунны могли уйти на Запад не по своей воле.
  
  Савеллий стал первым богословом, который объявил Иисуса - Богом. Римский папа Зеферин объявил в 199 году учение Савеллия апостольским. По предположению Гумилева, хунны отправились на Запад примерно в это же время, около 200 года.
  
  Монтанисты назвали Савеллия и Зеферина еретиками, учениками диавола: начали говорить о скором конце мира, втором пришествии Христа. Савеллиане смеялись над монтанистами: умерли все "пророки" монтанистов, а конец мира не наступил.
  
  "А кончина ещё не наступила, при всём том, что было столько царей, и прошло столько времени. Ибо с той поры прошло... двести девятнадцать лет, немного больше, немного меньше; и нет ещё кончины" (Епифаний[21]).
  
  Епифаний умер в 403 году накануне конца мира, обещанного монтанистами.
  
  "Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного" (Апок. 16: 12).
  
  Гунны пришли "от восхода солнечного". Западная Римская империя растрескалась от их страшного таранного удара и развалилась на отдельные государства. Завершили дело арабы и турки, тоже пришедшие "от восхода солнечного": они уничтожили Восточную Римскую империю.
  
  
  
   7
  
  Афанаситы объявили Златоуста своим святым в 417 году[22].
  
  По версии профессора Московской Духовной Академии И. В. Попова, афанаситы реабилитировали Златоуста, потому что им стало стыдно: он являлся "совестью Церкви"[23]. По моей версии, они признали Златоуста святым по приказу императора Феодосия II, озаботившегося своей личной судьбой. Он связал катастрофу Западной Римской империи, внезапные болезни и смерть врагов Златоуста, природные бедствия на Востоке с наказанием Бога за гибель Своего пророка Златоуста.
  
  Как я предполагаю, землетрясение и затмение солнца, случившиеся в 417 году, имели прямое отношение к приказу Феодосия II признать Златоуста святым.
  
   "417 год. Мгла окутала день. Кибира, город в Азии, и множество поселений были разрушены при землетрясении" (Марцеллин Комит). Филосторгий тоже сообщил о затмении солнца, но не указал года. Возможно, он подразумевал 417 год.
  
  "Когда Феодосий достиг отроческих лет (он родился в 401 году. - С. Ш.), однажды... солнце так затмилось, что стали видны звезды. С этим происшествием совпала такая засуха, что повсюду многих людей и животных постигла необычайная смертность. Во время затмения солнца на небе явилось какое-то сияние, имевшее вид конуса. Некоторые по невежеству называли его кометой" (Фотий, 12: 8).
  
  По мнению Филосторгия, это сияние не было кометой. Если он отказался объяснить сияние - кометой, значит, он был сторонником причины сверхъестественной - знамения Бога. Сияние "было как бы огромным пламенем свечи, которая, казалось, горела сама по себе, и никакая звезда под ним не представляла подобия светильника".
  
  Филосторгий, объявив природное явление знамением, должен был назвать и замысел Бога. Фотий не сохранил его объяснение: возможно, тот говорил о том, что Бог зажёг в честь Златоуста небесную свечу.
  
  Как я предполагаю, император, напуганный природными бедствиями, решил задобрить Бога: приказал объявить Златоуста святым.
  
  Не все афанаситы добровольно признали Златоуста святым.
  
  Константинопольский патриарх Аттик (406-425) восстановил имя Златоуста "в диптихах, ссылаясь на голос народа" (Флоровский). В числе этих голосов был и командный голос императора. Аттик восстановил имя Златоуста по приказу Феодосия II.
  
  Аттик сообщил Кириллу Александрийскому (412-444), племяннику и преемнику Феофила Александрийского, что восстановил имя Златоуста "вынужденно, ради сохранения мира в Церкви... В ответном письме святой Кирилл назвал поступок Аттика глупым и сравнил его с включением Иуды в число апостолов"[24].
  
  Признать Златоуста ("главу святотатцев и демона") святым - "это всё равно, что Иуду поместить среди апостолов" (Кирилл Александрийский[25]).
  
  Строгая, но справедливая светская власть надавила на Кирилла. И тот признал Златоуста святым в 419 году.
  
  Бедствия Римской империи продолжались.
  
  "423 год. Во многих местах были землетрясения, и стало недостаточно продовольствия... После того, как комета загорелась и погасла, император Гонорий встретил назначенную ему судьбу" (Марцеллин Комит).
  
  Император Гонорий, дядя Феодосия II, - умер. Ему было всего 39 лет. Нашествие германских племён привело в 410 году к тому, что его власть ограничилась одним городом - хорошо укреплённой, неприступной Равенной. Западная Римская империя, которой он руководил, развалилась во второй половине V века на десять государств.
  
  "1. Королевство Вандалов и Аланов в Испании и Африке; 2. Королевство Свевов в Испании; 3. Королевство Визиготов; 4. Королевство Аланов в Галлии; 5. Королевство Бургундов; 6. Королевство Франков; 7. Королевство Британцев; 8. Королевство Гуннов; 9. Королевство Лонгобардов; 10. Королевство Равеннское. Семь из этих государств перечислены Сигонием в следующих словах: "В царствование Гонория в Паннонию были приняты Гунны, в Испанию Вандалы, Алланы, Свевы, Готы, в Галлию Аланы, Бургунды и Готы, и всем было предоставлено определённое местожительство". Прибавив Франков, Британцев и Лонгобардов, мы получим десять государств, ибо они возникли в одно и тоже время с указанными семи" (Ньютон[26]).
  
  По толкованию Ньютона, цари этих государств - это десять рогов багряного зверя, которые уничтожили "блудницу" - город Рим.
  
  "И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне" (Апок. 17: 16).
  
  Испанский епископ Идаций Лимикский (394-469), современник этих событий, увязал развал Римской империи с пророчествами, предсказанными в "Апокалипсисе".
  
   "Аланы, вандалы и свевы вторглись в Испанию... Варвары... убивали и опустошали страну... Наступил жестокий голод... Звери стали сильнее людей, убиваемых мечом, голодом, болезнью... род человеческий повсюду погибал. И так осуществлялась предсказанная Господом через Его пророков гибель во всем мире от четырёх бед: железа, голода, болезни, зверей" ("Хроника", 42-48)[27].
  
  "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" (Апок. 6: 8-17).
  
  Как я предполагаю, Феодосий II знал, что автором "Апокалипсиса" был Златоуст. Не желая разделить участь любимого дяди Гонория, он решил задобрить Бога: назначил Константинопольским патриархом Нестория (428-431).
  
  Несторий был учеником Феодора Мопсуестского (350-428). Феодор и Златоуст были друзьями. Они вместе учились в школе ритора Ливания в Антиохии, оба стали монахами. Феодор ушёл из монастыря. Златоуст уговорил его вернуться. Флавиан Антиохийский назначил обоих пресвитерами. Римские папы Дамас и Сириций считали Флавиана затаившимся арианином, ожидающего пришествия нового Валента.
  
  По мнению участников Пятого Вселенского собора (533), Феодор Мопсуестский был "еретиком".
  
  "Феодор Мопсуестийский - "сокровищница нечестия". Нечестивы его утверждения, что "от Пресвятой Девы родился не Бог, а человек"... Дева Мария - "Матерь Бога, потому что в рождённом ею человеке был Бог по благоволению", - "Христос в борьбе со страстями и похотями нуждался в руководстве Духа Святого""[28].
  
   Афанаситы ("константинопольский клир") объявили нового Константинопольского патриарха Нестория "еретиком": по их мнению, его учение было тождественно учению Павла Антиохийского.
  
  Согласно учению Павла, Бог и Иисус - две разных личности, две разных сущности. Человек Иисус больше пророков, потому что Слово Бога обожествило его. Александр Александрийский (ум. 328), лично знавший Ария, утверждал, что Арий и Евсевий Никомидийский переняли "ересь" Павла Антиохийского.
  
  "Именем святой Троицы заклинаю каждого, кто получит эту хартию, заявлять её епископам, пресвитерам, диаконам, чтецам и мирянам... в доказательство, что еретик Несторий единомыслен с Павлом Самосатским (Антиохийским. - С. Ш.)... Павел говорил: "Мария не родила Слово". Согласно с этими словами говорит и Несторий: "Мария не родила Бога"... Павел: "Мария родила человека, такого же, как и мы". Несторий: "родившийся от Девы есть человек"... Вот ясное указание на то, что Несторий есть отступник от истины"[29].
  
   По мнению Нестория, дева Мария родила обычного человека. А Единородный Сын, рождённый прежде веков из чрева Бога, - это Слово Бога, Которое вселилось в человека Иисуса. Бог обитал в человеке Иисусе, как обитает в церкви.
  
   "Кто говорит, что сотворённый в Деве человек есть сам Единородный, который прежде денницы рождён из чрева Отца (Пс. 109: 3)... - тому анафема" (Несторий[30]).
  
  Как Слово Бога "пребыло с пророками, так же пребывало Оно, - по словам Нестория, - и с этим человеком (Иисусом Христом. - С. Ш.) - только в ещё более тесном соприкосновении... Поэтому он (Несторий) считает Его (Иисуса Христа) не Богом истинным, но только названным так по благоволению Божию" (Кирилл Александрийский[31]).
  
  Кирилл Александрийский и участники Третьего, Пятого и Трулльского Вселенский соборов считали, что Несторий был еретиком. Они не называли его сторонником Ария, но его учение было тождественно "учению Ария". Они прокляли Нестория и Феодора Мопсуестского. А по мнению историка Сократа, Несторий был афанаситом.
  
  Несторий исповедует Иисуса Христа "ипостасным и сущным, и не отнимает у Него бытия, как делали Фотин и Павел Самосатский (Антиохийский. - С. Ш.), или как осмелились утверждать манихеи и последователи Монтана" (Сократ, 7: 32).
  
  Нынешние историки афанаситы солидарны с Сократом: Несторий "никогда не называл Сына простым человеком - это была клевета его врагов"[32].
  
  У Кирилла Александрийского, главного оппонента Нестория, и участников трёх Вселенских соборов не было причины лгать: они изложили факты. Несторий - еретик: он говорил, что Иисус Христос был человеком. Таким же еретиком был и Феодор Мопсуестский - учитель Нестория. А Сократ - партийный историк. У него была причина солгать. Цель - скрыть, что император Феодосий II поменял свою веру: стал арианином. Вот почему историк Сократ и нынешние историки афанаситы, выстраивающие преемственность задним числом, записали Нестория в свою партию. А отлучили его от Церкви якобы только за то, что он называл деву Марию - Христородицей.
  
  "Мне кажется, Несторий не подражал ни Павлу Самосатскому (Антиохийскому. - С. Ш.), ни Фотину, да и не называл Господа совершенно простым человеком. Он боялся, как призрака, одного названия Богородицы" (Сократ. 7: 32).
  
  По мнению Нестория, деву Марию нельзя называть Богородицей. "Я не могу называть Богом того, кто был двухмесячным и трёхмесячным" (Несторий[33]). Следовательно, деву Марию надо называть Христородицей.
  
  Златоуст тоже не называл деву Марию Богородицей. "Показательно, что у Иоанна Златоуста нет слова "Богородица"" (Карташев[34]). А значит, не называли её так Мелетий и Флавиан, назначившие его, соответственно, диаконом и пресвитером.
  
  Сократ, доказывая, что дева Мария - Богородица, сослался на сочинения Оригена и Евсевия Кесарийского, в которых они якобы тоже называли деву Марию Богородицей. Иероним не видел ни одной книги Оригена, в которой тот называл Иисуса Богом. А если Ориген не называл Иисуса Богом, значит, не мог назвать и деву Марию Богородицей. И Евсевий Кесарийский не называл: он был учеником Оригена.
  
  Несторий, став патриархом, сказал Феодосию II самоуверенно, как будто знал замыслы Бога: "Царь! Дай мне землю, очищенную от ересей, и я за то дам тебе небо; помоги мне истребить еретиков, и я помогу тебе истребить персов".
  
  Со слов Сократа, Несторий, получив разрешение истребить еретиков, закрыл молитвенный дом ариан, в котором они тайно собирались, "и через это довёл их до отчаяния. Видя, что место молитвенных собраний их разрушают, они подложили под него огонь и зажгли. Огонь распространился и истребил соседние дома" (7: 29).
  
  По моему мнению, Сократ солгал. Цель - скрыть, что Феодосий II стал арианином. Сократ лжёт постоянно. Не только все ариане считали Евсевия Кесарийского своим учителем, такого же мнения были и известные афанаситы - Афанасий Великий, Иероним и Римский папа Геласий. А Сократ объявил Евсевия афанаситом. Говорит, ариане никогда не докажут, что Евсевий был их учителем!
  
  Партийный историк Сократ вынужденно искажал факты. По его мнению, Ориген и Евсевий Кесарийский были авторитетными богословами. Значит, они должны быть афанаситами. Прямыми учениками Оригена были Дионисий Александрийский и Григорий Чудотворец. Сократ, доказывая, что Евсевий тоже называл деву Марию Богородицей, процитировал свою или чужую вставку из его книги "Жизнь Константина".
  
  Несторий закрыл церкви новациан, которые верили, как афанаситы, в Триединого Бога. Возможно, он предложил царю закрыть и церкви афанаситов. Царь не мог закрыть их церкви: сначала нужно собрать Вселенский собор. Как я предполагаю, новациане и афанаситы, озлобленные на Нестория, подожгли молитвенный дом ариан. Со слов Сократа, причина закрытия церквей новациан - не догматическая: Несторий якобы позавидовал набожности новацианского епископа Павла.
  
  Согласно хронологии Марцеллина Комита, "императорский двор" почтил память Златоуста на государственном уровне 26 сентября 428 года. По моему мнению, инициатором торжества был Несторий: он стал патриархом 10 апреля 428 года.
  
  Феодосий II сменил свою веру на короткое время: он думал, что бедствия, обрушившиеся на государство, связно с наказанием Бога за гибель Своего пророка арианина Златоуста. Афанаситы убедили его, что эти бедствия - совпадение. Вторжение гуннов и землетрясения - не наказание Бога: такие события случаются регулярно.
  
  Император созвал Третий Вселенский собор для осуждения Кирилла Александрийского, главного оппонента Нестория. А осудил Нестория: Римский папа Целестин (422-432) и монахи Константинополя убедили его, что Несторий - "еретик".
  
  Феодосий II наступил на те же самые грабли, на которые наступила его мама Евдоксия. Она созвала собор для осуждения Феофила Александрийского. А осудила Златоуста: афанаситы убедили её, что Златоуст - "глава святотатцев и демон".
  
  Бедствия Римской империи продолжились: державу гуннов возглавил Аттила (434-354).
  
  "Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран... По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи" (Иордан[35]).
  
  Первым делом, Аттила увеличил ежегодную дань, которую Феодосий II выплачивал его предшественнику царю гуннов Руа. "Эта дань простиралась прежде до 350 литр" (Приск[36]). Аттила увеличил дань в два раза. Феодосий II безропотно согласился платить ежегодно 700 литров - 230 килограммов золота.
  
  Король германского племени вандалов Гейзерих, разорив Испанию, вторгся в провинцию Африка и, разбив римские войска, захватил Карфаген в 439 году.
  
  Феодосий II, напуганный развалом Западной Римской империи, страшась вторжения гуннов, германских племён и персов, опять задобрил Бога: перенёс мощи Златоуста в Константинополь в 438 году. И, по моей версии, опять стал арианином.
  
  Он мог поменять свою личную веру на короткое время: Златоуст был арианином; германские короли, громившие Западную Римскую империю, тоже были арианами; современники отождествляли бедствия Римской империи с бедствиями, рассказанными в "Апокалипсисе"; ему было известно, что Златоуст был автором этой книги.
  
  Раку с мощами Златоуста установили в кафедральном соборе. Феодосий II накрыл раку своей багряницей, встал на колени и, припав к раке, вдруг заплакал:
  
  "Прости, отче, прегрешение, причинённое тебе завистью. Не считай меня сообщником греха моей матери. Хотя я и сын твоей гонительницы, однако, я неповинен в причинённом тебе бедствии. Прости ей согрешение, чтобы и я был свободён от упрёка, тяготеющего на ней".
  
  Затем Феодосий II начал говорить от лица своей матери:
  
  "Я хочу восстать от падения, но подай мне руку, ты, говоривший: если кто пал однажды, встань и спасёшься. Я не могу перенести твоего недовольства мною; даже гроб мой сотрясается, сокрушая мои кости. Не оставь меня, зовущей тебе в след, но отомсти за меня врагу моему - диаволу, ибо это он научил меня оскорбить тебя, как некогда научил Еву согрешить Богу. Если я, живя временною жизнью, причинила тебе зло, то ты, живя вечною жизнью, будь полезен душе моей".
  
  "Говоря эти слова от лица своей матери, царь не переставал плакать, орошал слезами тело святого, и лобызал его со страхом" (Димитрий[37]).
  
  Феодосий II перестал выплачивать дань Аттиле. Он не собирался вечно платить дань. Пообещать и платить - разные действия. Возможно, он сослался на экономический кризис. Он не мог явно отказать Аттиле. А сам накапливал военные силы.
  
  Аттила припугнул императора в 442 году: если римляне будут медлить с выплатой дани, "или будут готовиться к войне, то и он не захочет более удерживать скифское войско от нападения" (Приск). Император отказался платить дань.
  
  Гунны развязали военные действия: захватил город Сингидунум (Белград, Сербия). Император сразу запросил перемирия: он воевал ещё в двух местах - с персидским царём Йездигердом (438-453) и вандалами в провинции Африка.
  
  Аттила опять напомнил ему о дани в 443 году. Император опять отказал: он увеличил численность войска, заключив мир с персами и вандалами.
  
  Гунны двинулись на Константинополь: захватили города Наис (Ниш, Сербия), Сердика (София, Болгария), Филиппополь (Пловдив, Болгария) и Аркадиополь (Люлебургаз, Турция). Император считал успехи гуннов временными: его главные силы, возглавляемые опытными полководцами, ещё не вступили в сражение.
  
  Аттила разгромил и опытных римских полководцев на Галлипольском полуострове. Мощные крепостные стены Константинополя стали последним рубежом обороны императора. Их длина была 5630 метров, количество башен - около ста. И вдруг страшное землетрясение, случившееся в 447 году, разрушило эти стены.
  
  Крепостные стены Константинополя "обрушились вместе с 57 башнями... а очень многие города сравнялись с землёй" (Марцеллин Комит).
  
  "...и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части (Константинополь. - С. Ш), и города языческие пали, и Вавилон великий (Рим. - С. Ш.) воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его" (Апок. 16: 17-19).
  
   "...случилось величайшее и страшное землетрясение почти в целой вселенной и превосходящее все прежние землетрясения; так что в столице обрушились многие башни и повалилась длинная, так называемая херсонская стена, на некоторых же местах разверзлась земля и поглотила множество селений. Вообще, неисчислимы были бедствия на суше и на море: там высохли источники, богатые водой; а здесь явилось множество воды, которой прежде не было; кое-где сами собой с корнями исторгались из земли деревья и, громадно скучившись, получали вид гор" (Евагрий, 1: 17)[38].
  
  "...и умерла третья часть одушевлённых тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла" (Апок. 8: 8-9).
  
  "Море выбрасывало мёртвую рыбу и поглотило множество лежавших на нём островов; стоявшие на море корабли вдруг очутились на суше, потому что волны отступили назад" (Евагрий, 1: 17).
  
  Император запросил мира. Аттила выдвинул условие: он должен вернуть ему долг - 6 тысяч литров золота, и будет платить дань в размере 2100 литров. Император согласился, "несмотря на то, что доходы и царская казна были истощены" (Приск).
  
  Аттила решил отобрать у императора Запада Валентиниана III (425-455) (двоюродного брата Феодосия II) богатую провинцию Галлия.
  
  Согласно историку Иордану, численность войск Аттилы составляла якобы полмиллиона человек. Его союзниками были германские племена - остготы, руги, гепиды, тюринги, герулы. Союзником Валентинина III были король вестготов Теодорих, франки, сарматы, бургундионы, саксоны и другие племена.
  
  Аттила решил ослабить вражескую коалицию до начала вторжения: попытался поссорить римского императора с королём вестготов Теодорихом. Он сообщил Валентиниану III, что хочет наказать Теодориха: тот якобы хотел отравить Гунериха (сына короля вандалов Гейзериха) - руками своей дочери, которая была женой Гунериха. Вандалы отрезали ей уши и нос "только по подозрению в приготовлении яда для мужа; лишенная естественной красы, несчастная представляла собой ужасное зрелище" (Иордан). А Теодориху он предложил отказаться от союза с римлянами, напомнив, что римляне разгромили его войска, когда тот пытался захватить их город Арль.
  
  Поссорить союзников не удалось. Бывшие враги сознательно объединили свои силы, напуганные смертельной опасностью.
  
  Аттила вторгся в Галлию: разрушил и разграбил города Мец, Трир, Кёльн, Реймс, Тонгер. Он не смог захватить мосты через реку Лауру, на другой стороне которой находились владения Теодориха. То есть союзники нанесли Аттиле первое поражение, - как я предполагаю, его передовым отрядам.
  
  Второе поражение они нанесли ему на Каталаунских полях близ нынешнего французского города Труа. Согласно Иордану, погибло 165 тысяч воинов с обеих сторон - в том числе король вестготов Теодорих. Результат сражения был ничейным: обе армии не были разгромлены. Римляне справедливо приписывают победу себе: Аттила ушёл из Галлии, не достигнув своей цели.
  
  Римляне преждевременно тешили себя мыслями о полном разгроме Аттилы: в следующем году он вторгся в Италию. Захватил Аквилею, Павию, Милан. Почему он не захватил Рим - неизвестно: историки называют разные причины.
  
  Советники предложили ему отказаться от этого замысла, напомнив ему участь Алариха, умершего после захвата Рима; он испугался свежих войск нового римского императора Востока Маркиана (450-457), пришедшего на помощь Валентиниану III; неблагоприятная местность и болезни истощили силы его армии.
  
  По мнению афанаситов, он испугался апостолов Петра и Павла.
  
  Римский папа Лев (440-461) попросил Аттилу не захватывать Рим. Тот исполнил его просьбу с избытком - не только не захватил Рим, но и ушёл из Италии. Полководцы Аттилы были удивлены: богатая страна лежала перед ними, как коробка с драгоценностями на подносе, а их вождь испугался какого-то невооружённого римлянина.
  
  "Не видели вы того, что я видел, - отвечал им Аттила. - А видел я двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам папы (это были святые первоверховные Апостолы Пётр и Павел); в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея"[39].
  
  Новое разорение Рима случилось в 455 году.
  
  Валентинин III убил талантливого полководца Аэция, опасаясь его возросшего влияния: тот победил самого Аттилу на Каталаунских полях. Преданные Аэцию оруженосцы отомстили за смерть своего господина: зарезали императора.
  
  Сенатор Петроний Максим, объявив себя императором Запада, вынудил жену Валентинана III выйти за него замуж. А дочь императора, обручённую с сыном короля вандалов Гейзериха, выдал замуж за своего сына.
  
  Оскорблённый Гейзерих, хозяин провинции Африка, объявил узурпатору войну. Тот хотел сбежать, но был убит горожанами. Римский папа Лев попросил Гейзериха не разорять Рим. Его мольбы не возымели действия. Свирепые вандалы грабили Рим две недели. Забрали все богатства и увели в плен несколько тысяч римлян.
  
  Второе разорение Рима было страшнее первого.
  
  Римский папа Григорий Великий (590-604) "описывает запустение Рима в таких словах: "Разрушены города... вся земля обращена в пустыню, не стало земледельцев в поле, ни жителей в городах. Рим, который некогда был, как казалось владыкой мира, - что осталось от него после бесчисленных страданий?.. Отнята от него вся власть мира, всё население его истреблено. Где ныне сенат? Где народ?.. Опустелый Рим пылает. Но что говорить о людях, когда сами здания рушатся. После того, как истреблено население, падают каменные стены" и так далее. Всё это Григорий говорил Римлянам, которые, как очевидцы, сами могли засвидетельствовать истину этих слов... С тех пор Рим сделался лишь столицею бедного дукатства, подчинённого Равенне" (Ньютон).
  
  Второе разорение Рима (455) случилось вскоре после Халкидонского собора (451), на котором афанаситы (дифизиты) объявили учение Римского папы Льва апостольским. "Для нашего искупления нужно было, чтобы один и тот же посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос, с одной стороны, и мог бы умереть, а с другой - не мог бы" (Римский папа Лев[40]). Он пришёл к выводу, что у Иисуса было две природы - Божественная и человеческая: человек умер на кресте, а Бог не умер.
  
  По моему мнению, второе разорение Рима было наказанием Бога за Халкидонский собор. Для афанаситов учение о Триедином Боге и гибель Римской империи - несвязанные события.
  
  Как я предполагаю, Бог продлил царствование Феодосия II, чтобы канонизация Златоуста стала необратимой. Он был императором сорок два года (408-450). Другому императору не пришло бы в голову увековечить память Златоуста.
  
  Биография Златоуста - часть биографии Феодосия II. Мама репрессировала пророка, а сын вымаливал прощение. Это их личное дело, "суеверие". Если бы Феодосий умер рано, ход истории, наверное, изменился бы: Златоуст остался бы "демоном", никто не знал бы его биографию и содержание книги "Апокалипсис".
  
  По моему мнению, Бог внушил Феодосию II увековечить имя Златоуста: император, вымаливая прощение, заставил афанаситов признать Златоуста святым.
  
  Книга "Апокалипсис" сохранилась благодаря лжи афанаситов. Иероним и Епифаний говорили сторонникам Златоуста, что апостол Иоанн написал "Апокалипсис" (Иисус якобы ненавидит диакона Николая, жившего в I веке). А если эту книгу написал апостол, значит, её надо увековечить! Афанаситы включили "Апокалипсис" в "Новый Завет" и начали гадать о личности императора, сославшего апостола на остров Патмос. Нынешние афанаситы объясняют разные имена императоров - разными "преданиями". По моему мнению, сколько было фальсификаторов, столько появилось и "преданий". Разные числа зверя - 616, 646, 665, 666 - не ошибки переписчиков. Переписчик заранее знал число. Разные числа зверя - это поиск кандидата на роль "зверя".
  
  Яркий свет жизни Златоуста выхватил из темноты лжи подлинные биографии учителей нынешних афанаситов - Феофила, Акакия, Кирина и Севериана. Эти люди сейчас тоже были бы святыми, отцами Церкви, Великими, если бы не Златоуст. Феофил стал бы святым совершенно точно (как его племянник Кирилл Александрийский, люди которого убили знаменитую женщину-философа Ипатию, возглавлявшую Александрийский университет): Иероним называл Феофила "наследником Господа".
  
  Приговор собора "у Дуба" "был отменён общим свидетельством церкви" (Флоровский). Нынешние афанаситы открещиваются от собора "у Дуба": их учителя якобы не имеют отношения к этому собору. По моему мнению, собор "у Дуба" организовали учителя нынешних афанаситов.
  
  Афанаситы следующих поколений выкинули из сочинений Златоуста якобы вставки ариан - рассказы о сотворении Иисуса. По их мнению, вставки очевидны: если бы Златоуст был арианином, Феодосий II никогда не объявил бы его святым.
  
  А Феодосий II мог стать арианином на короткое время. Он неоднократно менял свою веру: например, поддержал монофизитов на Ефеском Вселенском соборе (449). Монофизиты утверждали, что на кресте умер Бог. Дифизиты (учителя нынешних православных и католиков) назвали этот собор разбойничьим.
  
  "Феодосий II, начавший с поддержки Нестория, кончил безоглядной верой в Диоскора" (Карташев). Диоскор Александрийский (444-451) был руководителем Ефеского Вселенского сбора. По его мнению, евангелист апостол Марк, основавший в Александрии Церковь, и Афанасий Великий тоже считали, что на кресте умер Бог.
  
  Религиозная политика Феодосий II зависела от советов старшей сестры, жены, царедворцев. Сначала они были уверены в том, что бедствия, обрушившиеся на империю, связаны с наказанием Бога за гибель Златоуста. Потом они изменили это мнение: империя продолжала разваливаться, не смотря на то, что они объявили его святым, перенесли его мощи в столицу, назначили арианина Нестория патриархом. Они не могли опять объявить Златоуста еретиком: подданные подумают, что императорский двор сошёл с ума. Феодосий II не мог поставить эксперимент - попасть в прошлое и попросить родителей не репрессировать Златоуста. А потом посмотреть, что получилось.
  
  Несторий сказал Феодосию II: "Царь! Дай мне землю, очищенную от ересей, и я за то дам тебе небо; помоги мне истребить еретиков, и я помогу тебе истребить персов". Как я предполагаю, монофизиты и дифизиты (обе партии считали Афанасия своим учителем) заверяли императора аналогичным образом. Тот поддерживал их по очереди - кидался из крайности в крайность, надеясь сохранить империю.
  
  
  
   8
  
  Гибель Римской империи была предрешена. Пророк Даниил, живший в VI веке до н. э., первый сообщил об этом (Дан. 7: 1-28).
  
  Даниил увидел во сне четырёх зверей. Первый зверь был подобен льву и имел орлиные крылья. Второй зверь был подобен медведю. Третий зверь напоминал барса. У него было четыре головы и четыре крыла. Самым свирепым и страшным был четвёртый зверь. Он отличался от других тем, что у него были десять рогов, железные зубы и медные когти. Он сокрушал, пожирал, а остатки попирал ногами. Рогов было десять. Но вдруг явился одиннадцатый рог. Этот рог был странный - с глазами и устами человеческими! Бог отнял власть у трёх зверей. А четвёртого зверя убил и кинул в огонь, потому что рог говорил богохульства. Затем Даниил увидел Сына Человеческого, шедшего по облакам. Его подвели к Богу. И Бог дал ему вечное царство.
  
  Даниил попросил у одного "из предстоящих" растолковать сон. Тот ответил, что четыре зверя - это четыре империи, которые сменят друг друга. А потом наступит царство святых. И это царство будет вечным.
  
  Даниил, не удовлетворённый ответом, попросил рассказать о десяти рогах и странном роге с глазами и устами человеческими. Этот рог сначала был "небольшой", а потом стал "больше прочих". Он уничтожил трёх рогов, воевал со святыми и побеждал их до тех пор, пока Бог не дал святым царство. "Предстоящий" ответил, что десять рогов - это десять царей, которые восстанут на зверя. А потом возникнет ещё один царь. Этот царь сокрушит трёх царей. И объявит Богу войну: будет угнетать святых. Судьи отнимут у него власть. И Бог отдаст царство святым.
  
  По мнению Ньютону, первый зверь - Вавилонское и Мидийское царства; второй зверь - Персидское царство; третий зверь с четырьмя головами - империя Александра Македонского, которая распалась на четыре государства; четвёртый зверь - Римская империя. Десять рогов - десять царей, уничтожившие Римскую империю. А одиннадцатый рог с глазами и устами человеческими, говоривший богохульства, - это Римская церковь.
  
  "Своими устами она (Римская церковь. - С. Ш.) предписывает законы королям и народам, как непререкаемый оракул; она заявляет притязание на непогрешимость... что свойственно лишь пророку в высшем значении этого слова" (Ньютон).
  
  Римская церковь обрела светскую власть после уничтожения Западной Римской империи. Император Константин не назначал Римского папу Сильвестра императором. "Дар Константина" - подложный. Сражение одиннадцатого рога с тремя рогами - это история возникновения Папской области (теократического государства).
  
  Первый рог, которого победила Римская церковь - это, по толкованию Ньютона, захват Равеннского экзархата.
  
  Римский папа Стефан (752-757) убедил короля франков Пипина (751-768) отобрать у лонгобардов Равеннский экзархат и подарить его апостолу Петру. Услуга за услугу: предшественник Стефана римский папа Захарий (741-752) объявил Пипина законным королём франков. Пипин, разгромив лонгобардов, отдал экзархат "апостолу Петру" на вечное владение. "Таким образом папа стал государём Равенны и всего экзархата, за исключением нескольких городов; ключи же городов были отправлены в Рим и положены у святого Петра, то есть на его раку в главном алтаре" (Ньютон).
  
  Второй рог, который победила Римская церковь, - это разгром государства лонгобардов.
  
  Король лонгобардов Дезидерий (ум. 786) восстановил справедливость: отобрал у Римского папы Адриана (772-795) Равенский экзархат. Тот пожаловался королю франков Карлу Великому (768-814). Карл, разгромив лонгобардов, вернул "апостолу Петру" не только экзархат, но и отдал несколько городов в самой Лонгобардии.
  
  Третий рог, который победила Римская церковь, - борьба с римлянами.
  
  Римский папа Лев III (795-816) попросил Карла Великого "подчинить папе сенат и народ Римский так же, как он сделал это с экзархатом и Лонгобардским королевством" (Ньютон). Римлянам не понравилась инициатива папы: они заточили его в монастырь и разорили Папскую область, - после того, как он сбежал из монастыря и уехал к Карлу Великому. Король заступился за Льва III; казнил его оппонентов; присоединил к Папской области Рим. Лев III объявил Карла западным Римским императором.
  
  Империя, созданная Карлом Великим, существовала недолго: междоусобные войны опять развалили империю на несколько независимых государств.
  
  
  
  По моему мнению, Бог разваливает государства, церковные лидеры которых навязывают веру в ложного бога, оправдывают репрессии своих оппонентов требованием Бога. Такое государство не станет локомотивом научно-технического прогресса. Помочь такому государству стать мировым лидером, означает, увековечить ложного бога, узаконить репрессии оппонентов.
  
  
  
  
  
  [1] Перевод книги Дидима "О Святом Духе". Предисловие. Т. 5. С. 409.
  
  [2] "О происхождении германцев и местоположении Германии", 20.
  
  [3] "Римская история", 3. С. 143. "Древние германцы". Сборник документов. Государственное социально-экономическое издательство. Москва, 1937 г.
  
  Аппиан - греческий историк, умер около 170 года.
  
  [4] "Извлечения из истории римского народа", 1: 38. С. 140-141. "Древние германцы", сборник документов. Государственное социально-экономическое издательство. Москва, 1937 г.
  
  Люций Анней Флор (Lucius Annaeus Florus) - современник императора Адриана (117-138), его книга "Извлечения из истории римского народа" - выдержки из книг предшествующих историков.
  
  Возможно, женщины тевтонского племени тоже умертвили своих детей и себя, если только не напутал Иероним. Тевтонское племя, вышедшее из Германии, потерпело поражение в битве с Марием. "Триста благородных женщин этого племени", не желая стать рабами, умертвили своих детей и себя. Римляне наши их мёртвыми, "с петлями на шее" (Иероним. 99. Письмо к Агерухии. Т. 3. С. 238).
  
  [5] Юлий Цезарь. 'Записки о Галльской войне'. 4: 16.
  
  [8] "Римская история", 54: 20. С. 154. "Древние германцы". Сборник документов. Государственное социально-экономическое издательство. Москва, 1937 г.
  
  [10] "Римская история", 2: 106. Немировский А. И., Дашкова М. Ф. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1985. Перевод и комментарии А. И. Немировского.
  
  Гай Веллей Патеркул (Gaius Velleus Paterculus, 19 до н. э. - 31 н. э.) - римский историк, начальник конного отряда в войске Тиберия, участник военных походов Тиберия в Германию и Паннонию.
  
  [11] Патеркул мог завысить количество войск иллирийцев: чем больше их будет, тем значительней будет победа Тиберия, перед которым Патеркул раболепствовал.
  
  [12] "Жизнь двенадцати цезарей". Книга вторая. "Божественный Август", 23.
  
  [13] Тиберий. "Википедия".
  
  [14] "Новая история", 3: 3.
  
  [15] "Римская история", 31: 2.
  
  [16] "О происхождении и деяниях гетов", 121.
  
  Иордан - историк партии афанаситов, живший VI веке; "родом алан, хотя и причисляющий себя к готам, принадлежал к духовному сословию; кажется, был епископом Кротонским" (Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).
  
  [17] 102. Письмо к Маркеллину и Анапсихии. Т. 3. С. 286.
  
  [18] 103. Письмо к девице Принципие, или надгробное слово вдове Маркелле. Т. 3. С. 301.
  
  [19] "Житие блаженного Иеронима", память 15 июня.
  
  [20] "История против язычников", 7: 40, 1. Перевод В. М. Тюленева. СПб.: "Издательство Олега Абышко", 2009.
  
  [21] "Панарион", 48: 2. Глава "О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или ещё таскодругитами; двадцать восьмой, а по общему порядку сорок восьмой ереси". Т. 2. С. 305.
  
  [22] Точная дата этого события неизвестна. Сократ (7: 25) и Феодорит (5: 34) сообщили, что Константинопольский патриарх Аттик (406-425) приказал вспоминать в молитвах Златоуста, но не указали года; Созомен и Марцеллин Комит не отметили это событие. Нынешние учёные пришли к выводу, что афанаситы признали Златоуста святым в 417 году, проанализировав письма Римского папы Иннокентия ("Иоанн Златоуст", Православная энциклопедия).
  
  [23] "Труды по патрологии. Святые отцы II-IV вв.". "Святой Иоанн Златоуст и его враги". Том I. С. 389. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2004.
  
  [24] "Иоанн Златоуст". Православная энциклопедия.
  
  [25] "Зачислить низложенного Иоанна в епископы - это всё равно что Иуду поместить среди апостолов". Цитата из книги А. В. Карташева "Вселенские соборы". С. 187.
  
  [26] "Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсиса святого Иоанна". С. 36-37.
  
  [27] Перевод Ю. Б. Циркина. Текст воспроизведён по изданию: "Античные и средневековые источники по истории Испании". СПб. СПбГУ. 2006.
  
  [28] Цитата из книги А. В. Карташева "Вселенские соборы". С. 348.
  
  [29] "Свидетельство константинопольского клира, всенародно возвещённое всей Церкви, о том, что Несторий едномыслен с Павлом Самосатский (Антиохийским. - С. Ш.), который, за сто шестьдесят лет до Нестория, православными отцами предан анафеме".
  
  "Деяния Вселенских соборов". Казань. 1910. Т. 1. С. 156.
  
  [30] "Учение Нестория и его анафемы, направленные против анафем Кирилла".
  
  "Деяния Вселенских соборов". Т. 1. С. 202.
  
  [31] "Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории".
  
  [32] Сократ, 7: 32. Примечание 58.
  
  [33] Цитата из книги Сократа "Церковная история", 7: 34.
  
  [34] "Вселенские соборы". С. 195.
  
  [35] "О происхождении и деяниях гетов", 181.
  
  [36] "Сказание Приска Панийского". Отрывок первый.
  
  Приск Панийский (V век) - византийский дипломат, историк.
  
  [37] "Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого", память 27 января.
  
  "Склонив на гроб святителя очи и чело, он (Феодосий II. - С. Ш.) принёс молитву за своих родителей и просил простить им обиду, причинённую по неведению" (Феодорит. 5: 36).
  
  [38] Евагрий Схоластик (Evagrius Scholasticus) (537-594) - жил в Антиохии, юрист, написал "Церковную историю", охватывающую время с 431 по 594 гг.
  
  [39] "Житие святого отца нашего Льва, папы Римского", память 18 февраля.
  
  [40] Цитата из книги А. В. Карташева "Вселенские соборы". С. 249.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"