Аннотация: Глава из книги С. Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви"
Глава из книги С. Шестака 'Символ веры, история догматов Христианской церкви'.
1
Чтобы понять, чему учили апостолы, надо знать, чему учил Иисус Христос. По моему мнению, его Символ веры состоял всего из двух заповедей: возлюби Бога и ближнего, как самого себя, и не желай другому того, чего себе не пожелаешь. Как утверждает Иисус Христос, эти две заповеди были фундаментальными.
'Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки' (Мат. 22: 36-40). 'Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки' (Мат. 7: 12).
Как можно заметить, в Символе веры Иисуса Христа нет даже намёка на учение о личности Бога, - то есть Иисус подразумевал Бога единым: его учение не отличалось от веры древних и нынешних иудеев. Если бы Бог был Триединым, как утверждают афанаситы, Иисус стал бы первым человеком, который употребил бы термин 'Единосущный', объясняя иудеям, почему Он тоже Бог. Учитель должен доказать Своё Божество, а не ученики должны доказывать Божество учителя. Согласно контексту 'Евангелий', Иисус не отождествлял себя с Богом: он знает меньше Бога и зависит от Него.
'Отец' и 'Сын' - два ключевых евангельских термина, которыми пользовался Иисус Христос. Без точного понимания этих терминов нельзя правильно понять его проповедей и справедливость предъявленных ему обвинений.
Иудеи обвинили Иисуса в том, что он называл себя Сыном Бога в прямом смысле этого выражения. 'И ещё более искали убить его иудеи за то, что он не только нарушал субботу, но и Отцом своим называл Бога, делая себя равным Богу' (Иоан. 5: 18). Иисус разъяснил иудеям термины 'Отец' и 'Сын'. Бог был Отцом не только для Иисуса, но и для других людей. 'И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах' (Мат. 23: 9). А Сын Бога - это миротворец. 'Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Бога' (Мат. 5: 9). То есть Иисус был Сыном Бога в переносном смысле. Любой человек может стать Сыном Бога, если будет жить по заповедям Бога. Иудеи оклеветали Иисуса, объявив его многобожником. Им понадобился предлог для казни Иисуса: он нарушал, как они считали, самый главный догмат их религии - соблюдение субботы.
Как я думаю, ариане обвиняли афанаситов в том, что их догмат о Триедином Боге нарушает законы логики, противоречит контексту 'Евангелий'. Они взяли пример с Тертуллиана, обвинявший савеллиан в этом же. 'Змей вошёл в противоречие с самим собою: забыл, что когда искушал Иисуса Христа, которого Иоанн крестил, то приступил к нему, как к Сыну Бога, ведая, что Бог имеет Сына' ('Против Праксея', 1). Диавол знал, что обольщал Сына, а не Отца. То есть Отец и Сын - разные личности. Если Отец, Сын и Святой Дух - это три имени Бога, как утверждали савеллиане, тогда диавол обольщал Бога.
Диавол отдаст Богу земные царства, созданные Богом, если Тот поклонится диаволу: 'Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне' (Мат. 4: 8-9). У Бога есть народы. А у другого Бога нет народов, и никогда не будет, если Он не обратиться к первому Богу: 'проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и пределы земли во владение тебе' (Пс. 2: 8). Один Бог добрый, а другой Бог не добрый. 'И спросил его некто из начальствующих: учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь меня благим? никто не благ, как только один Бог' (Лук. 18: 18-19). Один Бог меньше другого Бога. 'Отец мой более меня' (Иоан. 14: 28). Бог не знает дня и часа Своего второго пришествия на землю, а другой Бог - знает: 'О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец' (Марк 13: 32).
Афанаситы признают, что их догмат о Троице противоречит контексту 'Евангелий'. Нарушение законов логики они объясняют природой Бога, которую понять невозможно. То есть они не виноваты, что их ошибочное учение о Троице противоречит здравому смыслу. А якобы виноват Бог, поделившийся с ними догматом о Троице.
Если бы догмат о Троице 'был целиком понятен уму, то верить в нём было бы нечему, очищать душу не для чего и творить духовный подвиг было бы ненужно' (Протоиерей В. Глиндский). Почему у Трёх лиц Бога разное бытие, - это тайна за семью печатями. 'В этом чуде из чудес и тайне из тайн суть христианства, а не в рациональной морали, как в других естественных религиях' (А. В. Карташёв).
По мнению нынешних афанаситов, если бы Иисус Христос не рассказал людям о Триедином Боге, дескать, не стало бы смысла для Его прихода на землю. Им хватило бы и Синайского Божественного откровения, в котором Бог изложил иудеям закон вечной жизни. Если бы победили ариане, сейчас они конкурировали бы с себе подобными рационалистами и моралистами - иудеями и мусульманами.
Как я думаю, религия Ислам, - это нелицеприятный ответ Бога идеологам афанаситов и иудеев. Первые объявили человека Иисуса Христа Богом, вторые - лжехристом.
Не весь закон, утверждённый пророками иудеев, был исполнен при жизни Иисуса: 'Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл я, но исполнить' (Мат. 5: 17). Следовательно, цель его миссии - исполнить закон и пророков. Исполнение пророчеств иудеев, которые, как я думаю, подразумевал Иисус, - казнь Христа, гибель еврейского государства, победа учения иудеев о едином Боге: язычники, считавшие иудеев людьми второго сорта, вдруг нелогично переняли их религию.
По моему мнению, не весь закон, утверждённый пророками иудеев, исполнен и в наши дни. Согласно пророку Даниилу, Бог лишит власти некий рог, с глазами и устами человеческими, который говорил высокомерно, воевал со святыми и победил их (Дан. 7: 20-26). По толкованию И. Ньютона, этим злобным рогом является Римская церковь, навязавшая свой ложный догмат о Троице королям и народам.
2
На мой взгляд, решение вопроса о личности Иисуса, тесно связано с реинкарнацией - переселением душ. 'Говорю вам истину, ещё до того, как Авраам родился, я уже был' (Иоан. 8: 58). Афанаситы, ссылаясь на эти слова Иисуса, доказывали, что Он был Богом. Ариане, ссылаясь на эти слова Иисуса, доказывали, что он был ангелом, пришедшим на землю через рождение. Бог создал Иисуса раньше Авраама, ветхозаветного патриарха, родоначальника евреев и различных арабских племён. Как думает Ориген, люди - это бывшие ангелы, заключённые в тело за грехи. Иисус не был заключён в тело за грехи. Бог отправил его на землю для исполнения пророчества.
Как известно, споры о личности Иисуса начались при его жизни. По мнению апостолов, Иисус был тем самым Христом, о котором сообщили иудейские пророки. Начальники Израиля, казнившие Иисуса, утверждали, что он был лжехристом.
Иисус спросил своих учеников: 'За кого люди почитают меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого' (Мат. 16: 13-16).
Почему современники отождествили Иисуса с Иоанном Крестителем, который крестил Иисуса?
Царь иудейский Ирод Антипа казнил пророка Иоанна Крестителя. Услышав об Иисусе, царь сказал своим приближённым: Иисус из Назарета - 'это Иоанн Креститель; он воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им' (Мат. 14: 2). Царь иудейский Ирод Антипа ошибся. Иисус не мог быть воскресшим Иоанном Крестителем: иудеи знали Иисуса и его родителей.
Почему современники отождествили Иисуса с пророком Илией, который жил в IX в. до н. э. - почти за тысячу лет до Иисуса?
Бог сказал пророку Малахии, что Илия опять придёт перед Христом: 'Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного' (Малах. 4: 5). Иудеи-фарисеи верили в переселение душ. Они решили, что Иисус был в прошлой жизни пророком Илией. И укажет им на Христа.
Пророки Израиля указали на признаки Христа: он будет потомком царя Давида (Иер. 23: 5); родится в Вифлееме (Мих. 5: 2); не все поверят ему: станет камнем преткновения (Ис. 8: 14); в его времена будут совершаться чудеса: слепые, глухие, немые, хромые исцеляться (Ис. 35: 5-6); въедет в Иерусалим на осле (Зах. 9: 9); пророк Илия опять придёт перед Христом (Малах. 4: 5).
Христос - личность уникальная. Один из его признаков невероятный: пророк Илия, который жил в IX в. до н. э., опять придёт на землю перед Христом. Иисус Христос считал, что Иоанн Креститель был пророком Илией: 'И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти' (Мат. 11: 14).
Ученики сказали Иисусу, сославшись на книжников, что Илия должен прийти прежде Христа. 'Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что он говорил им об Иоанне Крестителе' (Мат. 17: 10-13).
Илия пришёл незаметно, как прочие люди, - через рождение. Иудеи не узнали Илию: царь иудейский Ирод Антипа казнил Илию (Иоанна Крестителя).
Для иудеев личность Иоанна Крестителя имела значение. Если он - Илия, тогда Иисус из Назарета, которого он крестил, - долгожданный Христос, о котором говорили пророки Израиля!
Иудеи спросили Иоанна Крестителя: 'Ты - Христос?' Он ответил: 'Нет'. - 'Ты - Илия?' Он ответил: 'Нет'. - 'Ты - пророк?' Он ответил: 'Нет'. - 'Ну а кто же ты?!' - иудеи потеряли терпение. Он сказал: 'Я глас вопиющего в пустыне' (Иоан. 1: 19-23).
Иисус объявил Иоанна Крестителя - пророком Илией. Тот сказал иудеям, что он не Илия и не пророк. Как это понять?
По толкованию Оригена, Иоанн Креститель не знал, что он был реинкарнацией Илии.
Иудеи знали Иоанна Крестителя и его родителей. Почему они спросили Иоанна: 'Ты - Илия?' Потому что, 'очевидно, признавали учение о перевоплощении, признавая его истинно отцовским и не чуждым их таинствам. Следовательно, Иоанн потому говорит: "Я не Илия", что не знает своей предыдущей жизни' (Ориген[1]).
Человек не знает своих предыдущих жизней. Вот почему Иоанн Креститель ответил, что он не Илия. Почему Иоанн сказал о себе, что он не пророк? Назвать себя пророком нескромно. Вот почему Иоанн Креститель ответил, что он не пророк.
Афанаситы не верят в переселение душ. По их мнению, Иоанн Креститель был Илией в переносном смысле. А настоящий Илия якобы придёт перед вторым пришествием Христа. Апостолы якобы тоже считали учение о переселении душ еретическим. Афанаситы вложили своё доказательство в уста Оригена: 'И на этот вопрос Иоанн справедливо ответил "нет", ибо к ним пришёл отнюдь не Илия, вернувшийся, сменивший тело и называющийся Иоанном'[2]. Ориген не хочет впасть в догму о перевоплощении душ, о которой не рассказали апостолы, и поэтому чуждой Церкви.
Ориген отвергает реинкаранцию, - это вставка редактора его книги. Вывод Оригена противоречит его же собсвенным словам, что Иоанн Креститель не знал своей предыдущей жизни. Ориген знал, что фарисеи верили в переселение душ. Апостол Павел был фарисеем. У Оригена не было причины объявить учение о переселении душ ересью.
Саддукеи и фарисеи - две философские школы иудейской религии. Саддукеи отрицали загробное воздаяние и бессмертие души: души умирают вместе с телом. Фарисеи верили в реинкарнацию: души добрых людей 'переселяются по их смерти в другие тела, а души злых обречены на вечные муки' (Иосиф Флавий[3]).
Иудеи, которые спросили Иоанна Крестителя: 'Ты - Илия?', были фарисеями. 'А посланные (к Иоанну Крестителю. - С. Ш.) были из фарисеев' (Иоан. 1: 24).
Апостол Павел - самый знаменитый фарисей.
'Мужи братия! я фарисей, сын фарисея' (Апостол Павел[4]).
Самый известный фарисей апостол Павел не отказался от отцовского учения о переселении душ - уже хотя бы потому, что его никто не принуждал к этому. Если бы его принудили другие апостолы, они обсудили бы эту тему на соборе.
Все первые христиане - иудеи. Обрезать язычников, желающих стать христианами, или не обрезать, - тема первого собора, который состоялся в Иерусалиме в 49 году. Апостолы пришли к выводу, что обрезать язычников не надо. Почему они упразднили важнейший обряд обрезание? Им приказал Иисус - через апостола Петра: '...что Бог очистил, того ты не почитай нечистым' (Деян. 10: 15).
Иисус - единственный человек, чьё мнение апостол Павел принял бы без обсуждения. Если бы Иисус приказал Павлу отказаться от отцовского учения о переселении душ, тот написал бы послание, в котором объяснил бы подробно, ссылаясь на разговор с Иисусом, почему он отрёкся от учения своих отцов и объявил учение о переселении душ ересью. А такого послания не существует. Следовательно, Иисус не приказывал Павлу отказаться от отцовского учения о переселении душ.
Апостол Павел умер, так и не узнав о том, что учение о переселении душ было, оказывается, еретическим. Идеологи Римской церкви не верят в переселение душ. А апостол Павел, которого они объявили своим учителем, верил!
'Человекам положено однажды умереть, а потом суд' (Апостол Павел[5]).
По мнению идеологов Римской церкви, эти слова Павла являются доказательством того, что он не был сторонником учения о переселении душ. Сказано простым, понятным языком. Человек - умер. А потом - суд. И никаких реинкарнаций!
Павел не стал бы случайной фразой опровергать фундаментальное учение своих отцов о переселении душ. Фарисеи отличались от саддукеев этим учением. Павел подразумевал оценку очередной прожитой жизни. Или это предложение вставка редактора.
'Человек много раз умрёт и родится, пока не станет совершенным' (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Эта фраза не принадлежит патриарху Кириллу. Эта фраза принадлежит мне, автору книги. Короткая фраза, сочинённая мною, - разоблачающая меня фальсификация: если бы патриарх Кирилл вдруг стал сторонником учения о переселении душ, он не ограничился бы случайной фразой, он написал бы толстую книгу, в которой подробно объяснил бы, почему его учителя заблуждались.
Иероним считал учение о переселении душ апостольским. Он объявил это учение еретическим после общения с Римским папой Анастасием. 'Я заблуждался в юности, не знал основных догматов христианской веры и думал у апостолов видел тоже, что я читал у Пифагора, Платона и Эмпедокла' (Иероним[6]). Он знал, что язычники и фарисей апостол Павел верили в переселение душ.
Общение Бога с Моисеем, изложенном в 'Коране', тоже можно истолковать, как рассказ о переселении душ. 'Из неё (из земли. - С. Ш.) Мы вас сотворили и в неё вас вернём и из неё вас изведём другой раз' (Бог[7]). То есть человек родился, умер и опять родился.
Нынешние религиозные руководители православных христиан, иудеев и мусульман спорят о личности Иисуса из Назарета, но в отношении учения о переселении душ их мнение едино: они считают это учение злостной ересью.
Следствие реинкарнации - смена национальности и веры. Как правило, человек не выбирает веру. Его вера зависит от того, в какой семье он родится. Православный христианин не может представить себя в следующей жизни мусульманином или иудеем. Аналогичное утверждение справедливо для иудеев и мусульман. Поменяв веру, они опять буду говорить, что их вера самая правильная, а другие веры - заблуждение. Смена веры ставит их в неудобное положение, вызывает растерянность и раздражение. Вот почему, по моему мнению, руководители иудеев, христиан и мусульман единогласно объявили учение о реинкарнации ересью.
3
А ещё пророки Израиля рассказали, по мнению современников Иисуса, о неизвестных пророках. Иудеи не знали их имён и годы их жизни. Никому в голову не приходило объявить эти рассказы участью одного пророка - при жизни Иисуса.
Друг предаст пророка (Пс. 40: 10) за тридцать сребренников (Зах. 11: 12). Эти деньги отдадут горшечнику (Зах. 11: 13). Его обвинят по ложному доносу (Пс. 34: 11). Над ним будут смеяться (Пс. 21: 8-9). Его изобьют (Ис. 50: 6; Мих. 5: 1). Ему пронзят руки и ноги (Пс. 21: 17). Казнь пророка станет зрелищем (Пс. 21: 18). Его одежду поделят, бросив жребий (Пс. 21: 19). Ему назначат гроб со злодеями, но похоронят в гробнице богатого, 'потому что не сделал греха, и не было лжи в устах его' (Ис. 53: 9).
Не все рассказы пророков были понятны.
'Ибо Ты не оставишь души моей в могиле, не дашь благочестивому Твоему увидеть тление' (Пс. 15: 10)[8].
Что подразумевал автор этого псалма пророк Давид?
По мнению иудеев, Давид говорил о себе. Он спит в некой пещере. И проснётся, когда Бог объявит его Христом.
'Согласно Библии (I Ц. 2: 10), Давид погребён в "городе Давида". Народные предания в течение столетий указывали на различные места как на гробницу Давида. Ныне местом погребения Давида в народе принято считать гору Сион... В Талмуде есть высказывание о том, что Давид продолжает жить ("Давид, царь Израиля, жив и существует" - РхШ. 25а), на основании которого более позднее народное предание повествует, что Давид скрывается в пещере, погружённый в непробудный сон до тех пор, пока он не будет призван явиться как Мессия и принести избавление еврейскому народу и всему человечеству'[9].
По мнению апостола Павла, Давид говорил об Иисусе, который воскрес из мёртвых: 'Давид... увидел тление. А тот, которого Бог воскресил, не увидел тления'[10]. Бог не оставил пророка Иисуса в могиле и не позволил его телу превратиться в прах.
Пророк Исайя рассказал о жизни раба Бога после его казни: раб Бога будет исполнять волю Бога, раб Бога будет смотреть на подвиг своей души с довольством, Бог сделает раба Бога великим (Ис. 53: 10-12).
Как понять этот рассказ пророка Исайи? Раб Бога будет исполнять волю Бога, находясь в Царстве Небесном? По мнению христиан, Бог воскресил Своего раба.
Иисус был для руководителей Израиля шарлатаном: он демонстративно не соблюдал субботу. Говорит, мой Отец работает по субботам, и я, говорит, буду работать. 'И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить его за то, что он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец мой доныне делает, и я делаю' (Иоан. 5: 16-17). Христос должен родиться в Вифлееме, въехать в Иерусалим на осле. А пророк Илия должен прийти перед Христом. Житель Назарета Иисус знал эти признаки. По мнению начальников Израиля, Иисус откровенно солгал: объявил Иоанна Крестителя - Илией; назвал себя уроженцем Вифлеема; и въехал в Иерусалим на осле! Ученики Иисуса из Назарета, безродная и нищая чернь, обманутые его фальшивыми чудесами, объявили его Христом. А чудеса не являются доказательством: он совершал чудеса силой князя бесовского Вельзевула!
Руководители Израиля казнили Иисуса в 30 году.
Иуда предал Иисуса за тридцать сребренников, на эти деньги купили поле горшечника, воины поделили одежду Иисуса, бросив жребий, - эта информация сохранилась только в 'Евангелиях'. По мнению начальников Израиля, ученики Иисуса Назарянина сами это придумали, согласовав с рассказами пророков Израиля.
Предположим, руководители Израиля правы: Иисус из Назарета и авторы 'Евангелий' солгали: внесли в 'Евангелия' рассказы пророков Израиля. Но есть ещё один признак Христа, который нельзя подделать.
Следствие гибели Христа - в изложении пророков Израиля.
Вождь чужого народа уничтожит Иерусалим и Храм после гибели Христа (Дан. 9: 26-27). Иерусалим станет грудой развалин, дом правителей Израиля зарастёт лесом, Сион распашут, как поле (Мих. 3: 8-12; Иерем. 26: 18).
По мнению христиан, эти предсказания пророков Израиля исполнились.
В 70 году римский полководец Тит разрушил Иерусалим и Храм. Погибло один 'миллион сто тысяч евреев' (Иосиф Флавий[11]). Государство Израиль перестало существовать. В 132 году римский полководец Турнус Руфис распахал гору, на которой стоял Храм[12]. Иерусалим получил новое название Элий - в честь римского императора Элия Адриана (117-138). Адриан запретил иудеям жить в Иерусалиме.
Император Адриан запретил всему народу иудейскому 'ногой ступать на землю в окрестностях Иерусалима; не разрешалось даже издали взглянуть на родные места... Так пришёл в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана' (Ц. и. 4: 6).
Слово Бога исполнилось: Илия (Иоанн Креститель) пришёл 'пред наступлением дня Господня, великого и страшного' (Малах. 4: 5). Римляне убили один миллион сто тысяч евреев, уничтожили государство Израиль, - страшнее, как говорится, некуда.
Возможно, одна из причин Римско-иудейский войн, - это попытка иудеев доказать самим себе, что Иисус - лжехристос. Согласно Моисею, Христос придёт до того, как иудеи потеряют власть. 'Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидёт Примиритель, и ему покорность народов' (Быт. 1: 49). Иудеи, поднимая восстания, пытались вернуть себе скипетр. Если они вернут себе скипетр, значит, Иисус из Назарета - лжехристос.
Согласно пророкам Израиля, наказание Бога не будет вечным. Бог простит иудеев, Своих любимых сыновей и дочерей: государство Израиль будет восстановлено.
'Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", но: "жив Господь, Который вывел и Который привёл племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей' (Иер. 23: 7-8).
По мнению некоторых толкователей, под 'северной землёй' подразумевается Россия. Российские евреи вернулись на свою историческую родину.
4
Фундамент богословия афанаситов - их учение о Единственном Сыне. Иудеи обвинили Иисуса в богохульстве, когда он заявил, что является, по их мнению, Единственным Сыном Бога. Афанаситы считают клевету иудеев природным свойством Иисуса Христа.
Иоанн Креститель крестил Иисуса. И вдруг раздался голос Бога: 'Это Мой любимый Сын, в котором Моё благоволение' (Мат. 3: 16).
Иисус Христос объяснил своим оппонентам, почему он не является Единственным Сыном Бога: 'И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах' (Мат. 23: 9). То есть каждый человек - Сын Бога. А Бог - Отец для каждого человека. Не называйте папу, дядю, учителя, священника, чиновника, царя - отцом: 'ибо один у вас один Отец, Который на небесах'. Иисус был таким же Сыном Бога, как прочие люди.
Судьи спросили Иисуса: 'Итак, ты Сын Божий?', подразумевая, - Единственный Сын Бога. Они не смогли бы наказать его, если бы он был Сыном Бога, как прочие люди. Что ответил Иисус? 'Он отвечал им: вы говорите, что я' (Лук. 22: 66-71). То есть судьи солгали, объявив Иисуса - Единственным Сыном Бога.
По мнению идеологов Римской церкви, Иисус был Единственным Сыном Бога. Они вложили своё доказательство в уста евангелиста Иоанна. Апостолы видели славу Иисуса, - 'славу, как Единородного от Отца' (Иоан. 1: 14). Слово 'Единородный' означает 'Единственный'.
Если уподобить философскую школу с книгой, тогда фраза 'Единственный Сын Бога' - название этой книги. Нужно подробное объяснение фразы. Богу нужна женщина, чтобы родить Себе Сына? Или за этой фразой скрыто другое объяснение? Евангелист Иоанн расшифровал бы эту фразу по просьбе учеников, которые замучили бы его этими вопросами. А он - не объяснил: проигнорировал просьбы своих учеников.
Идеологи Римской церкви IV века (например, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов) написали для своих учеников специальные трактаты, в которых разъяснили определение 'Единственный Сын Бога'. А евангелист Иоанн не написал для своих учеников такого трактата.
Сначала афанаситы вставили слово 'Единственный' в 'Евангелие', а потом начали объяснять в своих книгах, что якобы Иоанн под этим словом подразумевал.
По их мнению, Иисус родился два раза: 'Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в последние дни, когда Он сошёл с небес, и воплотился от святой преславной Богородицы и Приснодевы Марии, и родился от неё: тот да будет анафема'[13]. Сначала Бог родил Сына, - как, например, свет рождает сияние, исток - реку. А потом Сын родился на земле. Вот почему евангелист Иоанн, по мнению идеологов Римской церкви, называл Иисуса Единственным Сыном Бога.
Евангелисты Матфей, Марк и Лука ни разу не назвали Иисуса - Единственным Сыном Бога. А евангелист Иоанн назвал четыре раза.
Как я предполагаю, уточнение 'Единственный' - это древняя вставка идеологов Римской церкви. Они спорили со своими оппонентами, которые утверждали, что каждый человек может стать Сыном Бога, если будет жить по заповедям Бога. Иисус заслужил право назваться Сыном Бога.
Бог 'родил' (создал) Сына. Слово 'рождение' подразумевает начало. Поэтому афанаситы придумали учение о безначальном рождении Сына. Учёный Руфин вложил это учение в уста Оригена: 'Бог Отец никогда, ни на один момент не мог, конечно, существовать, не рождая этой Премудрости (Иисуса. - С. Ш.): так должен думать и веровать всякий, кто только умеет благочестиво думать и мыслить о Боге' ('О началах', 1: 2, 2). Иисус - это якобы Слово, Мудрость Бога. Бог всегда думает и говорит - рождает Сына. Сын был всегда: не было такого времени, когда Бог не думал и не говорил.
Иероним сказал Руфину, что тот сфальсифицировал книгу Оригена. Иероним не видел ни одной книги Оригена, в которой тот называл Иисуса Богом.
Согласно Оригену, Иисус - это ангел, пришедший на землю через рождение. Люди - это ангелы, заключённые в тело за грехи. Бог - Отец, потому что Он создал всех без исключения.
5
Фундамент богословия афанаситов - их учение о Слове.
'Как Сын, будучи Словом и мудростию Бога, мог некогда не быть? Это всё равно, если бы они (ариане. - С. Ш.) сказали, что Бог некогда был бессловесен и не мудр' (Александр Александрийский[14]).
Отец и Сын - якобы были всегда (совечны). Сын - якобы Слово, мудрость Отца. Отец всегда был умным. Отец всегда умел говорить. Никто не видел Отца глупым и немым. Бог создал Вселенную Своим Словом. А этим Словом якобы был Иисус.
Кто рассказал афанаситам, что Слово Бога, Которым Бог создал Вселенную, - это Иисус?
Афанаситы указывают на евангелиста Иоанна: 'В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотью и обитало с нами' (Иоан. 1: 1-14). Другими словами, в начале был Иисус, Иисус был у Бога, Иисус был Бог. Иисус стал плотью и общался с апостолами. Ещё афанаситы указывают на евангелиста Луку: 'Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил' (Лук. 1: 1-3).
Авторы перевода 'Нового мира' утверждают, что апостол Лука не называл Иисуса Словом. 'Поскольку многие взялись составлять описание событий, в которых мы полностью уверены, и поскольку люди, которые с самого начала были очевидцами этих событий и служителями, провозглашавшими весть, тоже рассказали нам о них, то и я решил, с точностью проследив всё с самого начала, по порядку написать о них тебе, высокочтимый Феофил' (Лук. 1: 1-3).
Иисус Христос никогда не называл себя Словом. Первым указал на это Ориген. 'Слово. Одно из имён, прилагаемых к Господу, хотя Он сам его никогда не произносил, но которое записал Иоанн, следующее: "Слово, которое было в начале, Слово Бога у Бога"'[15].
Евангелист Иоанн - первый человек, который назвал Иисуса Словом. То есть он высказал своё личное мнение.
Если Иисус не называл себя Словом, тогда кто рассказал евангелисту Иоанну, что 'слово было в начале, и слово было у Бога'? Как я предполагаю, он сослался на книгу 'Притчи' еврейского царя Соломона, в которой тот рассказал о мудрости Бога.
'Господь имел меня (мудрость. - С. Ш.) началом пути Своего, прежде созданий Своих' (Прит. 8: 22-30).
Термины 'мудрость' и 'слово' пишутся на греческом языке одинаково - 'логос'. Греческое слово 'логос' - 'имеет одиннадцать главных значений: 1) слово... 6) разум, как отличие человека от животного' (Л. Н. Толстой[16]).
Перевод Толстого первого стиха 'Евангелия от Иоанна': 'Началом всего стало разумение жизни' (Иоан. 1: 1)[17]. 'Господь имел меня (мудрость. - С. Ш.) началом пути Своего' (Царь Соломон). То есть евангелист Иоанн процитировал царя Соломона.
Афанаситы не переводят 'логос' - 'разум'. Они переводят 'логос' - 'Слово', чтобы не было аналогии с 'Притчами' Соломона.
Еврей Соломон не отождествлял мудрость Бога с личностью. Что такое 'мудрость'? 'Начало мудрости - страх Господень' (Прит. 1: 7). А что такое 'страх Господень'? 'Страх Господень - ненавидеть зло' (Прит. 8: 13).
А если Соломон не отождествлял мудрость Бога с личностью, значит, и евангелист Иоанн, процитировавший Соломона, не отождествлял Слово с Иисусом.
Как я предполагаю, стих 'И Слово стало плотью' (Иоан. 1: 14) - это уточняющая вставка афанаситов. Без этого стиха не догадаешься, что Иисус - это Бог.
Моё доказательство вставки - уничтоженная афанаситами книга Оригена 'Толкование на Евангелие святого Иоанна', в которой он должен был дать полный комментарий этому стиху. (Ориген написал 32 книги, сохранилось 9).
Первая книга - толкование первой половины первого стиха ('В начале было Слово'). Вторая книга - разъяснение стихов Иоан. 1: 1-7. Третья, четвёртая, пятая книги - утеряны. Шестая книга - разъяснение стихов Иоан. 1: 19-29.
Следовательно, Ориген разъяснил стих 'И Слово стало плотью' (Иоан. 1: 14) - или в третьей, или четвёртой, или пятой книге. А эти книги утеряны. Афанаситы, единственные хранители архивов, не сохранили важнейшую для них книгу Оригена, - исчерпывающий комментарий стиха 'И Слово стало плотью' (Иоан. 1: 14), - в которой было несколько тысяч слов: Оригену понадобилось двадцать тысяч слов для разъяснения трёх слов - 'В начале было Слово'.
Ориген мимоходом упомянул стих 'И Слово стало плотью' - в первой книге (параграфы 107 и 273-276). Как я предполагаю, этот короткий комментарий - вставка афанаситов. Они никогда не утеряли бы целую книгу Оригена, в которой он должен был дать полный, исчерпывающий комментарий этому стиху.
По мнению Иеронима, любой фальсификатор, решивший подделать книгу Оригена 'О началах', укажет на себя. Рассуждения Оригена тесно связаны, одна мысль вытекает из другой. Вставки и опущения сразу будут заметны, как заплаты на одежде[18].
Замечание Иеронима справедливо и о книге Оригена 'Толкование на Евангелие святого Иоанна': вставки редактора заметны, как заплаты на одежде.
Ориген перечислил имена, которые Иисус дал себе. Он - 'дверь', 'лоза', 'хлеб', 'путь', 'добрый пастырь', 'истина', 'Свет миру', 'Воскресенье', 'Мессия', 'Царь', 'Сын Божий'. Вот имена, 'которые приходят нам сейчас на ум, ибо Сын Божий утверждает, что является всем этим' (126).
Оригена 'поражает', почему его оппоненты толкуют имя 'Слово' буквально, а другие имена - 'дверь', 'лоза', 'хлеб', 'путь' - аллегорически (125). Почему он задался этим вопросом? Потому что Ориген был сторонником аллегорического толкования имени 'Слова'.
Нельзя отождествить Иисуса с 'дверью', 'лозой', 'Словом' - буквально. Ориген подразумевал этот смысл. Его 'поражает' желание оппонентов толковать 'Слово' буквально. Он часто 'поражался', размышляя о том, почему его оппоненты 'не ищут как для прочих имён значение термина "Слово"' (125).
Некоторые думают, что Слово - это звук; по мнению других, Слово - подлинное имя Иисуса, как будто они знают наверняка, что Бог назвал Иисуса - Словом. Они не знают этого наверняка, они - 'воображают', что знают (151).
Почему Иисус - 'Свет миру'? Он - не свечка. Он просветил, научил людей (164). Апостолы тоже свет миру - по этой же причине (163).
Почему Иисус - 'Воскресение'? Он породил, создал жизнь. Тот, кто примет эту жизнь, - воскреснет из мёртвых (181).
Почему Иисус - 'путь'? Он указал путь для спасения. Он вдохновил людей подлинной справедливостью. 'На этом пути ничего не нужно брать, ни суму, ни плащ'. Тот, кто выберет этот путь, не будет нуждаться ни в чём (183-184).
Почему Иисус - 'истина'? Отец передал Сыну знания. 'Согласно воле Отца, он заключает в себе все знания о вселенной'. Отец рассказал Сыну обо всем? Спаситель - истина. И 'если истина полная, то она содержит в себе всё'. В противном случае, неполноценная истина опирается на постулаты Отца, которые объяснить не может.
Ориген задал себе вопрос: есть ли такие 'объекты', которые выше истины? Другими словами, есть ли 'объекты' неизвестные Иисусу?
Как я предполагаю, Ориген был сторонником мнения, что Иисус знал меньше Отца. У него было намерение доказать это: 'Следовательно, нам нужно показать, что имеются известные объекты, которые не включены в понятие истины и выше её' (187). Сказав 'а', Ориген не сказал 'б': не доказал, что Иисус знал меньше Отца. Как я предполагаю, афанаситы уничтожили его доказательства.
Ориген первый систематизировал доказательства вторичности Иисуса Христа, изложив их, как я думаю, на нескольких страницах.
Бог знает день и час второго пришествия Иисуса на землю. А Иисус - понятия не имеет: 'О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец' (Мар. 13: 32). Бог больше Иисуса: 'Отец мой более меня' (Иоан. 14: 28). Никто не мог отнять у Иисуса жизнь. Он добровольно отдал свою жизнь. У него есть власть отдать жизнь и есть власть получить её обратно. Эту заповедь он получил от Отца. А мог бы не получить, если бы поклонился диаволу. У него не было раньше этой заповеди. 'Потому любит меня Отец, что я отдаю жизнь мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у меня, но я сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил я от Отца моего' (Иоан. 10: 17-18).
Почему Иисус - 'дверь'? Никто не сможет приблизиться к Отцу, не достигнув божественности Сына. Поэтому Спаситель назван 'дверью' (189). То есть Божественность Отца отличается от божественности Сына. Никто не сможет увидеть Отца, если не достигнет божественности Сына. А Сын - доступен людям. Его видели все.
Зачем Ориген затеял этот разговор? Имя 'Слово' нужно толковать аллегорически, как другие имена Спасителя. Он сделал это ради тех, кто толкует неправильно. Его 'поражает' желание оппонентов толковать 'Слово' буквально. 'Они не ищут как для прочих имён значение термина "Слово"'! Его 'поражает' их упрямство.
По мнению Оригена, Бог и человек создают словами. 'Небеса были сотворены Словом Божиим; как если бы мы говорили, что дом построен словом архитектора или судно словом судостроителя' (288). То есть Слово Бога - это аналог рук человека.