Аннотация: Святой Дух не является Богом. Это некая неодушевлённая сила, исходящая от Бога, с помощью которой можно и созидать, и разрушать.
СВЯТОЙ ДУХ
Тема статьи. Святой Дух не является Богом. Это некая неодушевлённая сила, исходящая от Бога, с помощью которой можно и созидать, и разрушать.
Ориген "худо мыслил о Сыне, ещё хуже о Святом Духе" (Иероним[1]).
Евсевий Кесарийский (ученик Оригена) учил, "...что Дух Святой не одного и того же существа с Отцом и Сыном" (Иероним[2]).
Руководители ариан - патриарх Константинопольский Евдокий (360-370) и епископ города Кизик "богоненавистный" Евномий (ум. 394) - "не сочли за дерзость объявить Сына рабом и слугою Отца, а Духа - рабом и слугою Сына" (Фотий, 6: 2).
По моему мнению, Святой Дух бывает двух видов - самостоятельной разумной личностью и некой неодушевлённой силой, исходящей от Бога.
Евангелисты рассказали о нечистом духе, как о самостоятельной мыслящей личности. Следовательно, Святой Дух тоже должен быть самостоятельной мыслящей личностью. Святой Дух и нечистый дух - антиподы: творят разные дела.
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мат. 12: 43-45).
Если есть нечистый дух, живущий в человеке, значит, есть и чистый, тоже живущий в человеке. По моему мнению, таким чистым духом был Святой Дух, который сказал Симеону, что тот не увидит смерти, пока не увидит Христа.
"Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лук. 2: 25-26).
Нечистый дух может подчинить себе человека. Некий человек был одержим немым духом, - то есть человек был немым. Иисус изгнал этого нечистого духа: "Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него" (Мар. 9: 17-25). Святой Дух тоже может подчинить себе человека. "Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить" (Лук. 12: 11-12).
По моему мнению, есть также неодушевлённый Святой Дух. Его можно уподобить, например, с компьютером, электричеством, атомной энергией, оружием, работу которого определяет тот, кому Бог даст этого Святого Духа. Им можно созидать, лечить, защищаться и можно разрушать, нападать, убивать.
Иисус оказал апостолам доверие: наделил их необычными способностями. "И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2: 2). Иисус дал апостолам полномочие судей: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20: 23).
Некто Анания и его жена Сапфира обманули апостола Петра: утаили часть денег, вырученных от продажи имения. Пётр решил, что они обманули Бога. "Не твоё ли всё было? - Пётр сказал Анание. - Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому? Ты солгал Богу". Анания вдруг умер. Сапфира, не зная участи мужа, подтвердила, что тот отдал все деньги. И тоже умерла (Деян. 5: 1-11).
По моему мнению, эти люди не умерли бы, если бы их судьёй был Иисус: ни один нынешний судья не приговорил бы их к смерти только за то, что они не отдали все свои деньги. Зачем убивать? Верни деньги и не прими в общину.
Сам Епифаний Кипрский не смог отдать все свои деньги: со слов автора его жития, он оставил себе четыреста златиц якобы для покупки божественных книг.
Я считаю, что смерть Анания и Сапфиры на совести Петра. Афанаситы сняли ответственность с Петра: они утверждают, что Бог убил этих людей.
По мнению апостола Павла, Иисус - это образ Бога. Иисус "есть образ Бога невидимого" (Кол. 1: 15). Поступки Иисуса - известны. Он никого не убил. Но мог убить, показав это на смоковнице. Иисус увидел у дороги "одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла" (Мат. 21: 19). И человек умер бы, если бы Иисус захотел. А если он никого не убил, значит, и Бог не убивал Ананию и Сапфиру.
"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мат. 5: 38-44).
Иисус говорил это кому? Он говорил это своим ученикам - апостолам, которые мстили и не прощали. Ученики жили по правилам, которые отверг Иисус. Все жили так. Они были людьми той жестокой эпохи.
Апостол Пётр не был исключением: первая мысль апостолов Иакова и Ионна была убить своего оппонента. Они предложили Иисусу уничтожить самарийскую деревню только за то, что жители не дали им ночлега. Иисус ответил: "Не знаете, какого вы духа. Сын Человеческий пришёл не губить души людей, а спасать" (Лук. 9: 55-56).
По моему мнению, смерть 102 человек на совести пророка Илии: он сжёг их небесным огнём (4 Цар. 1: 9-12).
По моему мнению, смерть 42 детей на совести пророка Елисея. Дети смеялись над ним, "говоря: "Иди, плешивый!"... Он проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка" (4 Цар. 2: 23-24).
Бог показал на примере Петра, Илии и Елисея, почему Он больше никому не даёт Святого Духа: первая мысль человека - убить своего оппонента! Как я предполагаю, Бог не причастен к смерти этих людей. Иисус - образ Бога. И он никого не убил. Ни один нынешний судья не приговорит ребёнка к смерти только за то, что тот обозвал его плешивым. А если злой судья не приговорит ребёнка к смерти, тогда совершенный Бог - тем более! Бог, дав пророкам Святого Духа, оказал им доверие. По моему мнению, этим Святым Духом была некая неодушевлённая сила, которой можно и созидать, и разрушать. Пётр, Илия и Елисей воспользовались Святым Духом на своё усмотрение.
Афанаситы боятся объявить смертного человека ответственным за свой поступок и не боятся повесить убийства на совершенного Бога.
От святого до сатаны - один шаг. Иисус сказал апостолу Петру: "Отойди от меня, сатана!" (Мат. 16: 21-23). И вся вина Петра заключалась только в том, что он не хотел смерти Иисуса.
Очевидно, Пётр, Илия и Елисей были самыми совершенными людьми того жестокого времени: у Бога не было в распоряжении других людей. По моему мнению, любой нынешний правозащитник, оказавшись на их месте, поступил бы аналогичным образом: ему внушили бы с детства, что врагов и отступников от веры надо убивать.
Святой Дух Бога и Святой Дух апостолов отличались друг от друга. Апостолы, получив Святого Духа, начали говорить на разных языках, но не могли, например, создавать тварей. Бог сознательно ограничил возможности их Святого Духа, зная о последствиях.
"Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению" (Мар. 3: 28-30).
По мнению афанаситов, Иисус сказал это арианам: они считали, что Святой Дух - это творение Бога. Ариане утверждали, что Иисус сказал это афанаситам: они объявили Святого Духа - Богом.
В Божество Святого Духа не верили даже некоторые афанаситы, жившие во второй половине IV века. "Теперь спрашивают: "Что ж скажешь о Святом Духе? Откуда вводишь к нам чуждого и незнаемого по Писанию Бога?" И это говорят даже те, которые умеренно рассуждают о Сыне!" (Григорий Богослов[3]).
По моей версии, Григорий объявил Святого Духа Богом только потому, чтобы Римский папа Дамас согласился признать его патриархом Константинопольским. Василий Великий, друг Григория, не считал Святого Духа Богом: он ограничился описательными выражениями, рассказывая о Святом Духе на собрании посвящённому дню памяти мученика Евпсихия. Григорий придумал объяснение задним числом: дескать, Василий боялся ариан - шпионов императора Валента. Объяснение, на мой взгляд, неправдоподобное: Василий на этом собрании не побоялся назвать Иисуса Богом.
[1] 77. Письмо Иеронима к Паммахию и Океану. Т. 2. С. 368.
[2] "Апология против книг Руфина". Книга вторая, 16-17. Т. 5. С. 61
[3] "Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе", 1. Т. 1. С. 376.