Иисус продиктовал Иоанну Богослову письмо епископу города Фиатиры: "И Ангелу Фиатирской церкви напиши" (Апок. 2: 18).
Согласно моей версии, в Фиатире не было христианской церкви в I веке. Христиане основали её в III веке. Доказательство афанаситов существования этой церкви в апостольские времена - критика Епифания сочинения алогов, "еретиков" II века, утверждавших, что в Фиатире не было церкви в I веке, и сфальсифицированная рукопись "Деяний". В городе Филиппы апостол Павел обратил в христианство женщину Лидию. Редактор поставил запятую и добавил, что она была родом из города Фиатиры.
По мнению некоторых учёных, Епифаний пользовался книгой Ипполита "О Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе" при описании ереси алогов. Учёные - предполагают, гадают. Они не знают наверняка.
Автор четвёртого "Евангелия" - апостол Иоанн. Кто этого не знает? Все знают! А алоги вдруг утверждают - Керинф! Почему они объявили автором еретика Керинфа? На каком основании? Указывая на Керинфа, они ссылались на какие источники? Епифаний не ответил на этот вопрос. Впечатление такое, что алогам было больше делать нечего. Они доказывали авторство Керинфа от безделья. Автор - апостол Иоанн. А алоги решили - Керинф! Почему? Неизвестно. Нет дыма без огня. Алоги доказывали свою точку зрения, ссылаясь на какие-то источники. Епифаний умолчал об этих источниках.
Керинф считал, что Иисус был человеком. Епифаний поймал алогов на противоречии. "Керинф говорил, что Христос - недавний и простой человек; а Иоанн проповедовал, что Он - Слово присносущее, свыше пришедшее и воплотившееся"[1]. То есть Иисус был Богом. Как книга может быть Керинфа, когда в ней говорится против Керинфа? Алоги обличили сами себя. Их пустая клевета глупа.
Алоги, указывая на Керинфа, не были глупыми. В их времена в "Евангелии от Иоанна" не было вставок афанаситов, доказывающих, что Иисус - это Бог.
Как я предполагаю, редактор сочинения Епифания объединил алогов с оппонентами Епифания, его современниками, которые отрицали, что апостол Иоанн написал "Апокалипсис". Редактор произвольно объединил их: ему так захотелось. Если алоги отрицали "Евангелие", значит, они отрицали и "Апокалипсис"!
Доказательство христиан, современников Епифания, которые отрицали, что апостол Иоанн написал "Апокалипсис", было основано, по их мнению, на историческом факте. Иисус продиктовал Иоанну послание к Фиатирской церкви. Это сейчас церкви в каждом городе. А в эпоху апостола Иоанна не было в Фиатире христианской церкви! "Как же он писал к той церкви, которой нет?"[2]
Епифаний обвинил оппонентов в незнании истории. Церковь в Фиатире была, но погибла, охваченная фригийской (монтаниской) ересью, как и пророчествовал апостол. Оппоненты Епифания противоречат сами себе. Они не поняли того, что апостол сказал христианам Фиатиры: они погибнут, если не прислушаются к Христу. Они - не прислушались и погибли. Церковь возродилась 112 назад - растёт и развивается!
Поскольку Епифаний, по мнению некоторых учёных, опирался на труд Ипполита (170-235), значит, споры о датировке "Апокалипсиса" были во II или III веке.
Епифаний умер в пятом веке - 403 году. Канонический "Апокалипсис" был написан, по вычислению Морозова, в конце четвёртого века - 30 сентября 395 года.
Автор "Апокалипсиса" объявил, что Иисус ненавидит дела николаитов (афанаситов): лжечудотворство, нетерпимость к чужому мнению, навязывание своего богословия, репрессии и убийство оппонентов. Популярность этой книги стала главной причиной того, почему афанаситы не смогли промолчать. Они объявили автором "Апокалипсиса" - апостола Иоанна. На возражение оппонентов, что в первом веке не было церкви в Фиатире, Епифаний ответил - церковь была, но погибла. И возродилась 112 лет назад.
Фиатира - маленький малоазийский город в провинции Лидия (территория современной Турции, нынешний город Акхисар). По мнению афанаситов, церковь в Фиатире основал апостол Павел.
Павел, находясь в провинции Мисия, собрался идти в провинцию Вифиния, (обе провинции - территория Турции), но вдруг отказался от этого замысла. Ночью в видении перед ним предстал ангел, который сказал: "Приди в Македонию, помоги нам". Македония - это территория современной Греции.
Самый короткий путь в Македонию - морской. Сев на корабль в Троадах, Павел переплыл Эгейское море, высадился в македонском городе Неаполе (нынешний Кавала). Затем пришёл в город Филиппы. Здесь он обратил в христианство богатую женщину Лидию, которая была... из города Фиатир.
Павел уехал из Турции в Грецию по просьбе ангела. И в Греции он встретил женщину из турецкого города. Между Филиппами и Фиатирой четыреста километров по прямой. Как Лидия оказалась в Греции, в Филиппах? Что она там делала? Она торговала здесь дорогими пурпурными тканями, которые привозила, по мнению афанаситов, из города Фиатир, известного на всю империю пурпуровыми красильнями.
"Фиатира была городом, где производилось окрашивание тканей дорогим пурпуром" (А. В. Карев[3]).
Доказательство Карева, что в I веке Фиатира был городом красильщиков - сфальсифицированная книга "Деяний", редактор которой добавил два слова - "из города Фиатир". У Карева нет других источников - ни письменных, ни археологических.
Лидия торговала багряницей, - тканью выкрашенной в пурпуровый цвет. По мнению афанаситов, Лидия добывала краску из корня марены красильной. Согласно моей версии, Лидия добывали пурпур из желёз морских брюхоногих моллюсков - иглянок.
Если бы пурпур в античные времена добывали из корня марены, ткани, выкрашенные в этот цвет, наверное, были бы дешёвыми. А они были дорогими. То есть пурпур добывали из моллюсков.
"Так, в Риме во времена правления императора Августа килограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил 2 тысячи денариев, а при императоре Диоклетиане в 301 году н. э. его цена поднялась до 50 тысяч денариев"[4].
Пурпуровые моллюски живут в море. Город Фиатир находится в восьмидесяти километрах от моря. Филиппы - в пятнадцати. Красильня - не рудники. Это - корыто с раствором. Лидия красила ткани в Филиппах - в пристрое рядом с домом.
Павел приехал в город Филиппы, пришёл в молитвенный дом, рассказал прихожанам о Христе. "И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня" (Деян. 16: 14-15). Павел крестил Лидию, её домашних, а затем стал жить у неё дома - в Филиппах.
Причём здесь церковь в Фиатире? Учёные предположили, что Лидия вернулась в Фиатиру и обосновала там христианскую общину.
С большей долей вероятности можно сказать, что Лидии не было смысла возвращаться в Фиатиру. Её дом был в Филиппах. Она жила с домашними - то есть близкими родственниками. Близкие родственники - это муж, дети, сёстры, братья, престарелые родители. Они помогали ей красить ткани в пристрое рядом домом. Лидия добывала краску из желёз брюхоногих моллюсков иглянок, которые привозили ей рыбаки. Море находилось рядом - в пятнадцати километрах.
По моему мнению, Лидия родилась в Филиппах и ни разу не была в Фиатире. Она оказалась из города Фиатир по прихоти редактора, знавшего мнение оппонентов Епифания, что в этом городе не было церкви в апостольские времена. Если бы оппоненты Епифания сказали ему, что в эпоху апостола Иоанна не было церкви в Филадельфии, Лидия оказалась бы из Филадельфии, замечательного города, славящегося на всю Римскую империю красильными и ткацкими мастерскими.
Павел пришёл в Филиппы. "И одна женщина из города Филадельфия, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала" (Деян. 16: 14).
Один листок заменяется другим, - и Лидия становится коренным жителем Филадельфии! Скупая информация через запятую, - любимый приём фальсификаторов.
[1] "Панарион", 51: 4. Т. 2. С. 341.
[2] "Панарион", 51: 33. Т. 2. С. 413.
[3] "Семь церквей в Откровении".
[4] "Википедия" - статья "Пурпур". Автор статьи сослался на книгу А. В. Волкова "Загадки Финикии". Издательство "Вече", 2004.