Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".
Тема статьи: астрономическое доказательство Н. А. Морозова датировки "Апокалипсиса" IV веком.
Версию Н. А. Морозова датировки "Апокалипсиса" концом IV века, публично озвученную им в 1907 году, можно уподобить с громом среди ясного неба. Без преувеличения он удивил всех, сообщив, что кони и всадники "Апокалипсиса" - это зашифрованные планеты и созвездия, с помощью которых он определил год написания книги.
Как считает Морозов, астрологические толкования "Апокалипсиса" были и до него, в том числе автора книги. Но эти тексты уничтожили во времена императора Юстиниана, приравнявшего астрологов к отравителям.
"Древний мир с его научным мировоззрением и особенно история первых веков христианства теперь являются отделёнными от нас как бы непроницаемой завесой мрачного церковного самодержавия, профильтровавшего в XII-XV веках через огонь своих костров все исторические документы... Написать или сохранить астрологическое толкование на Апокалипсис" - в то время это означало отправить самого себя "на плаху или на костёр" (Н. А. Морозов[1]).
Предположение Морозова об уничтожении астрологических толкований правдоподобное. Афанаситы изменили в "Апокалипсисе" цвет планеты Марс, а у Меркурия отобрали весы, - как будто знали об астрологических толкованиях этой книги и попытались спрятать концы. Морозов объяснил замену слов невнимательностью переписчика. По моему мнению, это злонамеренный подлог: эти слова разные.
Я пользовался двумя переводами "Апокалипсиса", на первый взгляд, незначительно отличающимися друг от друга, - синодальным, который, как я думаю, является копией латинского перевода, признанного Римско-католической церковью, и епископа Кассиана (Безобразова Сергея Сергеевича) (1892-1965), сделанного с греческой рукописи. Не все афанаситы признают перевод Кассиана: отклики на его "труд были весьма разноречивыми: от резкого неприятия... до высокой положительной оценки" (А. В. Мень).
Современники автора "Апокалипсиса" знали пять планет. Все эти планеты Морозов нашёл на страницах книги. С его слов, древние астрологи отождествляли планеты с конями: они двигались по небосклону в отличие от других звёзд.
"Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный" (Апок. 6: 2) - это победоносная планета Юпитер в созвездии Стрельца, изображённого на древних звёздных картах в виде кентавра с луком. А венец, данный Юпитеру, - это созвездие Южная Корона над Стрельцом.
"И вышел другой конь, рыжий", его всадник организует войну на земле, "и дан ему большой меч" (Апок. 6: 4) - это планета Марс под созвездием Персея. На древних звёздных картах Персей изображён с обнажённым мечом.
Планета Марс - красная. В греческих рукописях цвет коня огненно-красный: "И вышел другой конь огненно-красный, и сидящему на нём, дано ему было забрать мир с земли, и чтобы стали друг друга убивать, и дан был ему меч великий" (Перевод Кассиана).
"Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей", которому было приказано поднять цены на пшеницу и ячмень: "Порция пшеницы за динарий и за динарий же три порции ячменя. Но не вреди ни маслу, ни вину" (Апок. 6: 5-6) - это планета Меркурий в созвездии Весов.
В греческих рукописях у всадника в руке весы. "...и вот конь вороной, и у сидящего на нём весы в руке его" (Перевод Кассиана).
Меркурий - планета торговли: "Порция пшеницы за динарий и за динарий же три порции ячменя". Высока цена на пшеницу и ячмень были, наверное, следствием неурожая. Почему цвет Меркурия вороной? "Это самая слабосветящаяся из всех древних планет, в полном смысле планета-невидимка. Многие астрономы никогда её не видали простым глазом, почему Иоанн и считал её тёмной" (Н. А. Морозов).
"И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя "смерть"" (Апок. 6: 8) - это "зловещая" планета Сатурн в созвездии Скорпиона, "символе смерти в астрологии".
Иисус Христос пообещал победителю дать власть над язычниками: язычники, которых победитель будет пасти посохом железным, сокрушатся, как сосуды глиняные, "и дам ему звезду утреннюю" (Апок. 2: 28) - это планета Венера в созвездии Змееносца.
Морозов отождествил победителя с созвездием Геркулеса, изображённого на звёздных картах попирающим ногой голову Дракона и избивающим дубиной (железным посохом) змей. А Иисуса Христа - с созвездием Змееносца, "астральному символу спасителя мира", усмирившего змея (диавола). Согласно греческой мифологии, Змееносец - это бог врачевания Асклепий или Эскулап. Он мог не только лечить самые разнообразные болезни, но и воскрешать мёртвых.
По положению этих планет в созвездиях Морозов решил вычислить год написания книги. Он начал с Юпитера и Сатурна, требующих меньше математических расчётов и, следовательно, затраченного на исследование времени: чем дальше планета от Земли, тем медленнее она движется по небосклону и меньшее количество раз оказывается в нужном созвездии. "Я вычислил прежде всего те годы, когда Юпитер был виден с земли в созвездии Стрельца, и получил первую колонку... Затем вычислил все годы, когда Сатурн был в Скорпионе, и получил вторую колонку". Сравнив колонки, Морозов удивился: Юпитер оказался в Стрельце, а Сатурн в Скорпионе в 395 году! Астрономическая дата написания "Апокалипсиса" неожиданно разошлась с общепринятой датой, зафиксированной в письменных источниках, на триста лет.
Если бы автор "Апокалипсиса" фантазировал, подумал Морозов, то другие планеты Марс, Меркурий, Венера оказались бы не на своём месте. Он вычислил положения этих планет. В 395 году они оказались именно там, куда их поместил автор "Апокалипсиса". Марс - под Персеем, Меркурий - в Весах, Венера - в ногах Змееносца.
Морозов смог вычислить не только год написания книги, но даже месяц и день. Месяц он определил по нахождению Солнца в созвездии Девы, а день - по прохождению быстро движущейся Луны под ногами Девы. "И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд" (Апок. 12: 1). "Венец из двенадцати звёзд" - это созвездие Волосы Вероники, находящееся над Девой. У Морозова получилось, что "Апокалипсис" был написан 30 сентября 395 года.
"В первой главе автор говорит, что видел всё, описанное им, в воскресенье. Каким днём недели было 30 сентября 395 года? - задал я себе вопрос. - Если я ошибся, то, по теории вероятностей, должен выйти другой день. Я сделал вычисления и получил, что 30 сентября 395 года было действительно воскресенье" (Н. А. Морозов).
Изумлённые афанаситы объявили доказательство Морозова плодом больного воображения: в книге нет даже намёка на то, что кони и всадники "Апокалипсиса" - это планеты и созвездия!
"Согласитесь, что нужно иметь какое-то особое зрение, чтобы в этих словах, не имеющих в себе даже слабого намёка, вычитать "одновременное пребывание Сатурна в Скорпионе и Юпитера в Стрельце". Это чудовищно непонятно. Ведь такую же манипуляцию можно проделать с кем угодно и с чем угодно... спрашивается, мало ли что людям может казаться? Где основания? Где хотя бы слабая тень какого-нибудь доказательства?" (В. Ф. Эрн[2]).
Если бы это была голая фантазия автора "Апокалипсиса", год написания книги мог выпасть любой, не привязанный ни к какому известному историческому событию. А год написания книги из всех возможных безобидных вариантов выпал на роковой 395, самый неудобный для афанаситов, - год смерти злейшего врага ариан императора Феодосия и начала гибели империи, ставшей рассадником ложного учения о Триедином Боге. Вероятность такого совпадения стремиться к нулю. Значит, это действительно шифр автора книги, знавшего о предстоящих фальсификациях.
Аркадий и Гонорий, сыновья Феодосия, станут свидетелями, как десять царей развалят западную часть империи на десять государств. А его внук Феодосий II, страшась участи дяди Гонория, империя которого сжалась до одного города, признает "главу святотатцев и демона" Иоанна Златоуста святым и перенесёт его мощи в Константинополь.
"Итак, время возникновения книги Иоанна записано, так сказать, неизгладимыми буквами на самом небе, которого ещё никто не имел возможности подделать для подтверждения своих взглядов при политических или религиозных распрях средних веков, когда разгорячённые или фанатизированные головы, желая во что бы то ни стало настоять на своём, не пренебрегали никакими средствами и завалили нас целыми грудами подложных документов" (Н. А. Морозов[3]).
[1] "Христос". Т. 1. Пролог. Апокалипсис с астрономической и исторической точек зрения. (Две публичные лекции в зале Политехнического музея в Москве). Лекция первая.
[2] "Филологизирующий астроном". Сборник "Борьба за Логос, опыты философские и критические", Москва, 1911..
Эрн Владимир Францевич (1882-1917) - философ, приват-доцент Московского университета.