Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Я, Гений Игорь Северянин!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Раиса Шестакова
  
   135 лет со дня рождения поэта И. Северянина
  
   Я, ГЕНИЙ ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН!
  
  
   Отныне плащ мой фиолетов,
   Берета бархат в серебре:
   Я избран Королём Поэтов
   На зависть нудной мошкаре.
   И. Северянин. Рескрипт короля
  
  Безмятежные школьные годы. Учительница литературы рассказывает о русских поэтах Серебряного века: символистах, акмеистах, имажинистах, футуристах. Это был интереснейший период в истории русской поэзии: творческие поиски, споры, дискуссии, поэтические турниры, на которые собиралась творческая элита. Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе, а самым ярким его представителем стал Игорь Северянин.
  
  Именно его стихи произвели на меня незабываемое впечатление, ибо по прошествии многих лет я помню его эпатажные строки: "Я, гений Игорь Северянин", экстравагантные "Ананасы в шампанском!", "О, Лилия ликеров, - о, Cre`me de Violette!", "В шампанское лилию! Шампанского в лилию!", элегантно-аристократические "В шумном платье муаровом". И складывался образ салонного, манерного, мечтательного, влюблённого, томного, эстетствующего поэта. У него был свой необычный, оригинальный и запоминающийся удивительной новизной почерк. Так никто не писал, и это было витиевато, красиво, завораживающе, музыкально и вызывающе.
  
  Да, он бросил вызов публике - и выиграл. У Северянина была великолепная музыкальная память и концертный голос. На своих выступлениях он не декламировал, а пел свои поэзы. Такая манера первоначально шокировала публику и вызывала гомерический хохот в зале. Однако это ничуть не смущало молодого поэта - всё новое принимается в штыки. Он смотрел поверх зрителей и мерно, в такт словам, словно дирижёрской палочкой размахивал белой лилией. Этот нежный, благоухающий цветок украшает королевские эмблемы - он верил и знал, что станет Королём Поэтов, а его поэзия будет чиста и прекрасна как белоснежная лилия. И уже через полтора - два года эта же публика внимала поэту с благоговейным восторгом и бросала к его ногам букеты. Своё особое, королевское предназначение он неоднократно подчёркивал в стихах задолго до своей победы на турнире, например, в этюде "Прогулка короля":
  
  Я иду со свитою по лесу.
  Солнце лавит с неба, как поток.
  Я смотрю на каждую принцессу,
  Как пчела на медовый цветок.
  
  И. Северянин был уверен, что он поэт от Бога, что получил свой дар свыше. Поэты - это особая каста, и каждый из них задумывается о своём таланте и размышляет о предназначении. Так же, как художники, которые пишут автопортреты, чтобы выразить свой внутренний мир и своё видение себя. Конечно, он слегка лукавил и кокетничал, говоря, что устал от льстивой свиты, ибо в 25 лет всеобщее внимание и поклонение публики только вдохновляют. Но главные здесь две последние строки - он знает, что сам Бог его венчал королевским титулом. Это не бахвальство, о чём могут думать люди далёкие от элитарной поэзии, а отчётливое понимание, что поэт - это судьба, посланная небесами.
  
  Я так устал от льстивой свиты
  И от мучительных похвал...
  Мне скучен королевский титул,
  Которым Бог меня венчал.
  И. Северянин. Прощальная поэза
  
  В начале ХХ века И. Северянин стал первым эстрадным поэтом, выступал со своими "поэзоконцертами" в разных городах России. Упоённый успехом у многочисленных почитателей поэт публикует в 1912 году стих "Эпилог":
  
  Я, гений Игорь Северянин,
  Своей победой упоён:
  Я повсеградно оэкранен!
  Я повсесердно утверждён!
  
  От Баязета к Порт-Артуру
  Черту упорную провёл.
  Я покорил литературу!
  Взорлил, гремящий, на престол!
  И. Северянин. Эпилог
  
  Он на экранах всех кинотеатров и в сердцах всех почитателей его таланта. Он вознёсся на поэтический Олимп, как орёл в небо, покорил литературу как беркут горную вершину. Он - птица высокого полёта и знает себе цену! Кто-то скажет, что нескромно так высоко себя возносить. Некоторые аналитики считают, что это самоирония поэта. Мне думается, что Северянин искренне верил в свой поэтический талант, ощущал в себе огромный энергетический потенциал. Его самооценка была адекватна его таланту. Он в такой форме, несколько провокационной, бросал вызов недоброжелателям, завистникам его колоссального успеха у публики. Самоутверждение Северянина как лучшего поэта современности созвучно вещим словам А. Пушкина: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, // К нему не зарастёт народная тропа". Это тоже было осмысленное понимание своего творчества и уверенный ответ завистникам.
  
  Но, даровав толпе холопов
  Значенье собственного "я",
  От пыли отряхаю обувь,
  И вновь в простор - стезя моя.
  И. Северянин. Эпилог
  
  И. Северянин явно развивает тему А. Пушкина "Поэт и толпа": "Молчи, бессмысленный народ, // Подёнщик, раб нужды, забот!" Нельзя не согласиться с тем, что высокая, элитарная поэзия доступна пониманию высокообразованных людей с утончённым вкусом. И только истинные поэты от Бога вправе заявить: "Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв". Достойное творчество может оценить только достойный ценитель прекрасного. В 1913 году вышел в свет сборник стихов Северянина "Громокипящий кубок". Своим названием книга обязана Ф. Тютчеву, чьё четверостишие вынесено автором в качестве эпиграфа:
  
  Ты скажешь: ветреная Геба,
  Кормя Зевесова орла,
  Громокипящий кубок с неба,
  Смеясь, на землю пролила.
  
  Именно так пролились его громокипящие стихи, удивляя и обескураживая читателей и слушателей буквально с первой строки: "Эта книга, как и всё моё Творчество, посвящается мною Марии Волнянской, моей тринадцатой и, как Тринадцатая, последней". Это посвящение не следует понимать в буквальном смысле. В новелле "Тринадцатая" поэт повествовал о двенадцати принцессах, проживающих в его двенадцатиэтажном замке мечты (или в его сердце?): "Всех люблю, двенадцать, - хоть на эшафот!" Все возлюбленные его радуют, восхищают и вдохновляют:
  
  Каждая друг друга дополняет тонко,
  Каждая прекрасна, в каждой есть своё:
  Та грустит беззвучно, та хохочет звонко, -
  Радуется сердце любое моё!
  
  Поэт счастлив, его сердце переполнено любовью, но порой ночами он поднимается на тринадцатый этаж башни и мечтает "Пить златистогрёзый чёрный виноград // С вечно-безымянной, странно так желанной" женщиной из снов. Это были его мечты о совершенстве, идеале, одухотворённой Музе, с которой он унесётся в блаженные выси, недоступные пониманию мещан. Тринадцатой принцессе, эталону женского совершенства и был посвящён его первый поэтический сборник. Как всякий публичный человек Северянин не мог принадлежать даже себе, он купался в безбрежном океане любви своих поклонниц и всем был благодарен, всех любил. Да, он всегда находился в состоянии перманентной влюблённости, как все творческие личности. Это влюблённость в жизнь, в радость земного бытия, составной частью которого является лучшая половина человечества. Примитивные люди понимают под любовью лишь физиологический процесс, а творческие - неиссякаемый источник вдохновения. Например, благодаря Тициану, Ренуару миллионы людей во всём мире восторгаются сотнями женских портретов их современниц, которые вдохновляли художников.
  
  Без любви нет вдохновения, а без вдохновения не существует искусства. "Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра", так утверждал английский прозаик и поэт, теоретик искусства Джон Рёскин. Далёкие от созидания мещане отождествляют творческую любовь с собственными низменными потребностями. Высокое искусство доступно людям высокодуховным, чьи интересы простираются в сферы, недоступные обывателям с ограниченным мировоззрением. У каждого художника, писателя, скульптора, режиссёра есть свой "донжуанский" список принцесс, которые дарили воодушевление и восторг, благодаря им создавались шедевры.
  
  Женщина, как и природа, вдохновляет творческую личность на создание нетленных сокровищ, дарит озарение, творческий порыв, восторг, душевный подъём и любовь: "Любовь! ты - жизнь, как жизнь - всегда любовь" - (Намёки жизни). Игорю Северянину судьба отвела всего 54 года, давно нет ни поэта, ни любивших его прелестниц, но осталась изумительная любовная лирика, радующая и волнующая трепетные сердца влюблённых и поныне. Короткая земная жизнь поэта и вечная жизнь его поэзии - слава сопутствовала ему и при жизни, и после ухода в лучший из миров. Такая доля выпадает не многим.
  
  Весенний день горяч и золот, -
  Весь город солнцем ослеплён!
  Я снова - я: я снова молод!
  Я снова весел и влюблён!
  И. Северянин. Весенний день
  
  Это было у моря, где ажурная пена,
  Где встречается редко городской экипаж...
  Королева играла - в башне замка - Шопена,
  И, внимая Шопену, полюбил её паж.
  И. Северянин. Это было у моря
  
  Книга стихов "Громокипящий кубок" имела не только ошеломляющий успех у читателей и слушателей его поэтических концертов во многих городах. Её высоко оценили коллеги по литературному цеху: Н. Гумилёв, Ф. Сологуб, А. Блок. Впоследствии он напишет ещё много замечательных поэтических сборников, но первый так и остался лучшим в его поэзии. Для поэтического почерка И. Северянина характерны красивые метафоры, образы, сравнения. Неологизмами пестрят его стихи, особенно в ранний период творчества: "Кружевеет, розовеет утром лес", "Бриллиантится весёлая роса", "солнце лавит" - от лавины, лавы, "Зальдись, водопадное сердце" - от слова "лёд", "было повсюду майно! - как в мае, "В этой сиреневой даче мы разузорим уют!", "Снежеет дружно, снежеет нежно, // Над ручейками хрусталит хрупь". Или вот такая очаровательная игра слов и звуков, передающая неизбывное счастье бытия, радость и восторг, будь то романтическая прогулка лунной ночью на море или полёт в заиндевевших санях морозным зимним утром:
  
  В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
  По аллее олуненной Вы проходите морево...
  А дорожка песочная от листвы разузорена -
  Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
  И. Северянин. Кэнзели
  
  Январь, старик в державном сане,
  Садится в ветровые сани, -
  И устремляется олень,
  Воздушней вальсовых касаний
  И упоительней, чем лень.
  И. Северянин. Январь
  
  Следует поставить в заслугу И. Северянину его почитание и следование классической поэзии, в отличие от В. Маяковского, который в пылу революционных порывов считал, что А. Пушкин и Ф. Достоевский устарели. Поэтому не удивительно, что в 1918 году на поэтическом вечере в петербургском Политехническом музее И. Северянина объявили "Королём Поэтов" - он обошёл всех участников, включая В. Маяковского. Публика неистовствовала, возбуждённые фанаты лидеров едва не передрались между собой. Да и В. Маяковский, уверенный в своём лидерстве, тоже был в ярости. Счастливый, радостно-восторженный победитель турнира написал хвалебную оду самому себе - "Рескрипт короля":
  
  Отныне плащ мой фиолетов,
  Берета бархат в серебре:
  Я избран королём поэтов
  На зависть нудной мошкаре.
   .....
  В душе - порывистых приветов
  Неисчислимое число.
  Я избран королём поэтов -
  Да будет подданным светло!
  
  После знаменательного турнира И. Северянин уехал в Эстонию и в Россию уже никогда не возвратился. За время эмиграции он дал более сорока поэтических концертов, часто и подолгу путешествовал по Европе, издал двадцать четыре книги. Сегодня его стихи декламируют со сцены артисты, исполняют певцы в музыкальном сопровождении, и это уже никого не удивляет.
  
   По-разному сложились судьбы поэтов Серебряного века. После 1917 года из 127 человек 30 эмигрировали, из оставшихся на родине 97 поэтов репрессированы 22 человека, причём только трое из них были освобождены, остальные расстреляны или скончались в лагерях. 58 поэтов умерли в России своей смертью, остальные 17 погибли трагически. Все поэтические течения и группировки постепенно были ликвидированы, в 1925 году была создана Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), а в 1934 её заменил единый Союз советских писателей (ССП) под руководством М. Горького и контролем КПСС и КГБ. Но свободные птицы в клетке не поют. По горестному признанию Е. Евтушенко, среди них не было настоящих поэтов, соответствующих своему высокому предназначению.
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"