Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Распятая Россия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Шестакова Раиса
  
   90-летие памяти русского поэта Максимилиана Волошина
  
   РАСПЯТАЯ РОССИЯ
  
  И в мире нет истории страшней,
  Безумней, чем история России.
   М. Волошин. Поэма "Россия"
  
  Максимилиан Александрович Волошин - русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик. Родился в 1877 году в Киеве, в интеллигентной семье. Учился на юридическом факультете Московского университета, но за участие в демократическом протестном движении был отчислен. Много путешествовал по Европе, слушал лекции и учился рисованию в Париже и Сорбонне. С 1907 года поселился в Коктебеле, где писал стихи и пейзажи, его гостями были многие русские писатели: А. Грин и О. Мандельштам, В. Брюсов и А. Белый, Н. Гумилёв и М. Цветаева, В. Ходасевич и М. Булгаков, К. Чуковский, В. Рождественский, Е. Замятин, М. Горький.
  
   Весной 1916 года вернулся в Москву, где встретил Февральскую революцию. "Москва переживала петербургские события радостно и с энтузиазмом. ...И тут внезапно и до ужаса отчетливо стало понятно, что это только начало, что Русская Революция будет долгой, безумной, кровавой, что мы стоим на пороге новой Великой Разрухи Русской земли, нового Смутного времени. ... Когда я возвращался домой, потрясённый понятым и провиденным, в уме слагались строфы первого стихотворения, внушённого мне революцией".
  
  В Москве на Красной площади
  Толпа черным-черна.
  Гудит от тяжкой поступи
  Кремлёвская стена.
  
  На рву у места Лобного
  У церкви Покрова
  Возносят неподобные
  Нерусские слова.
  
  Ни свечи не засвечены,
  К обедне не звонят,
  Все груди красным мечены,
  И плещет красный плат.
  
  По грязи ноги хлюпают,
  Молчат... проходят... ждут...
  На папертях слепцы поют
  Про кровь, про казнь, про суд.
  М. Волошин. Москва
  
  Цикл стихов, посвящённых событиям 1917 - 1918 годов, он назвал символически - "Распятая Россия". "Но эти стихи шли настолько вразрез с общим настроением тех дней, что их немыслимо было ни печатать, ни читать. Даже в ближайших мне друзьях они возбуждали глубочайшее негодование. ...обреченная на гибель русская интеллигенция торжествовала Революцию, как свершение всех своих исторических чаяний. Происходило трагическое недоразумение: вестника гибели встречали цветами и плясками, принимая его за избавителя. Русское общество, уже много десятилетий жившее ожиданием революции, приняло внешние признаки (падение династии, отречение, провозглашение республики) за сущность события и радовалось симптомам гангрены, считая их предвестниками исцеления".
  
  Как же эти события перекликаются с тем, что происходило 22 года назад, когда российское общество радовалось чекисту, и лишь немногие понимали, что это начало страшной болезни, подобной гангрене, проказе или раку. Сегодня уже многие осознали, что страна, как и сам Ирод, смертельно больны. Все потуги врачей и горе-политиков что-то изменить лишь продляют агонию и показывают всему мир ничтожество преступной власти.
  
  "Если для лирического произведения поэту достаточно одной силы чувства и яркости впечатления, то для стихотворения, написанного на темы текущей современности, этого отнюдь не достаточно. Необходимо осознание совершающегося. Поэт, отзывающийся на современность, должен совмещать в себе два противоположных качества: с одной стороны, аналитический ум, ...с другой же стороны - глубокую религиозную веру в предназначенность своего народа и расы".
  
  Аналитический ум и вера в Творца - два неотъемлемых качества настоящего Мастера. Это чётко выразил великий Леонардо да Винчи: "Где дух не водит рукой художника, там нет искусства, где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника". М. Волошин, как и все поэты-классики, осознавал свою пророческую миссию ретранслятора между духовным и материальным миром. Судя по его оценкам революции и того, что за ней последовало и к каким трагическим последствиям привело, он обладал тонкой интуицией. К октябрьскому перевороту и Брестскому миру М. Волошин отнёсся резко отрицательно:
  
  Поддалась лихому подговору,
  Отдалась разбойнику и вору,
  Подожгла посады и хлеба,
  Разорила древнее жилище
  И пошла поруганной и нищей
  И рабой последнего раба.
  М. Волошин. Святая Русь
  
  С Россией кончено... На последях
  Её мы прогалдели, проболтали,
  Пролузгали, пропили, проплевали,
  Замызгали на грязных площадях.
  
  Распродали на улицах: не надо ль
  Кому земли, республик, да свобод,
  Гражданских прав? И родину народ
  Сам выволок на гноище, как падаль.
  
  О, Господи, разверзни, расточи,
  Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
  Германцев с запада, Монгол с востока,
  
  Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
  Чтоб искупить смиренно и глубоко
  Иудин грех до Страшного Суда.
  М. Волошин. Брестский мир
  
  Поэт пишет, что месяцы между февралём и октябрём "были вопиющим и трагическим противоречием между всеобщим ликованием и реальной действительностью. Все дифирамбы в честь свободы и демократии, все митинговые речи и газетные статьи того времени - были нестерпимою ложью. Правда - страшная, но зато подлинная - обнаружилась только во время октябрьского переворота. Русская Революция выявила свой настоящий лик, тайно назревавший с первого дня её, но для всех неожиданный".
  
  Сколько понадобилось лжи
  В эти проклятые годы,
  Чтоб разъярить и поднять на ножи
  Армии, классы, народы.
  Всем нам стоять на последней черте,
  Всем нам валяться на вшивой подстилке,
  Всем быть распластанным с пулей в затылке
  И со штыком в животе.
  М. Волошин. Терминология
  
  "В сложном клубке русских событий 17-го года средоточием драматического действия был Петербург, бывший основной точкой приложения революционного самодержавия Петра. Престол петербургской империи был сколочен Петром на фигуру и на весь <рост> медного исполина. Его занимали карлики". Как же всё повторяется! Словно про наши дни написано! 22 года у кормила великой страны подвизаются ничтожные карлики в буквальном и переносном смысле. Судьба будто смеётся над глупыми русскими людьми, которые упорно идут по граблям, разбили не только лбы, но и мозги потеряли, однако продолжают идти за козлом-провокатором на бойню.
  
  Сквозь пустоту державной воли,
  Когда-то собранной Петром,
  Вся нежить хлынула в сей дом
  И на зияющем престоле,
  Над зыбким мороком болот
  Бесовский правит хоровод.
  Народ, безумием объятый,
  О камни бьётся головой
  И узы рвёт, как бесноватый...
  Да не смутится сей игрой.
  Строитель внутреннего Града -
  Те бесы шумны и быстры:
  Они вошли в свиное стадо
  И в бездну ринутся с горы.
  М. Волошин. Петроград
  
  Очевидно, что большинство россиян ни сто лет назад, ни сегодня не читали ни Новый завет Христа, ни роман Ф. Достоевского "Бесы", ни его пророческие дневники. Всё так же "Народ, безумием объятый, // О камни бьётся головой". М. Волошин, живой свидетель революционных персонажей сделал поэтические зарисовки морального разложения красногвардейцев и матросов, которых так любили изображать советские художники на поздравительных открытках к 7 ноября, да и сегодняшние коммунисты продолжают идеализировать под рукоплескания невежественного охлоса.
  
  Скакать на красном параде
  С кокардой на голове
  В расплавленном Петрограде,
  В революционной Москве.
  
  ...Идти запущенным садом.
  Щупать замок штыком.
  Высаживать дверь прикладом.
  Толпою врываться в дом.
  
  У бочек выломав днища,
  В подвал выпускать вино,
  Потом подпалить горище
  Да выбить плечом окно.
  
  В Раздельной, под Красным Рогом
  Громить поместья - и прочь
  В степях по грязным дорогам
  Скакать в осеннюю ночь.
  
  Забравши весь хлеб, о "свободах"
  Размазывать мужикам.
  Искать лошадей в комодах
  Да пушек по коробкам.
  
  Палить из пулеметов:
  Кто? С кем? Да не всё ль равно?
  Петлюра, Григорьев, Котов,
  Таранов или Махно...
  
  Слоняться буйной оравой.
  Стать всем своим невтерпёж -
  И умереть под канавой
  Расстрелянным за грабёж.
  М. Волошин. Красногвардеец
  
  Это бандитское пьяное мурло, грабитель, мародёр, воитель с мирными беззащитными селянами и есть лицо революции? Невозможно не вспомнить характеристику, данную им русским писателем, лауреатом Нобелевской премии И. Буниным: "Я с ужасом думаю, кого нарожает это пьяное кровавое быдло, захватившее власть в России, и что будет с моей страной через два-три поколения. Впрочем, что тут думать. Всё более или менее ясно". Только в советских учебниках об этом не писали и Бунина и Волошина не публиковали. Все советские и российские учебники по истории и литературе - сплошная ложь, мифология и мистификация.
  
  Поэтому зомбированная биомасса, не учившая историю, когда ей показывают документальные кадры мародёрства и вандализма в Украине, протестует: "Русские такого никогда не позволят". Пенсионерка свидетельствует: "Оружие в комоде искали, даже женское бельё забрали". - "Нет, такого не может быть". Пенсионер чёрный от горя: "Дом сожгли, всё украли, даже трусы с верёвки сняли". - "Да кому нужны его трусы, смешно". Фашистам смешно - сытый голодного не разумеет. Они даже не знают, в какой нищете живёт глубинка в бараках, без водопровода и канализации, без бытовой техники, без одежды и нормальной еды.
  
  Безработные и становятся наёмными убийцами за деньги, каких они никогда в руках не держали. Сотни тонн награбленного имущества отправлены из Белоруссии в Россию - все имена и адреса известны. Садисты мародёрствуют, насилуют женщин в присутствии детей и детей на глазах родителей. Тысячи неопровержимых документов, зафиксированных международными журналистами и следователями, уже отправлены в Гаагу для будущего трибунала над российскими оккупантами.
  
  При Керенском, как прочий флот,
  Он был правительству оплот,
  И Баткин был его оратор,
  Его герой - Колчак. Когда ж
  Весь черноморский экипаж
  Сорвал приезжий агитатор,
  Он стал большевиком. И сам
  На мушку брал да ставил к стенке,
  Топил, устраивал застенки,
  Ходил к кавказским берегам
  С "Пронзительным" и с "Фидониси",
  Ругал царя, грозил Алисе;
  Входя на миноноске в порт,
  Кидал небрежно через борт:
  "Ну как? Буржуи ваши живы?"
  Устроить был всегда не прочь
  Варфоломеевскую ночь,
  Громил дома, ища поживы,
  Грабил награбленное, пил,
  Швыряя керенки без счёта,
  И вместе с Саблиным топил
  Последние остатки флота.
  Так целый год прошёл в бреду...
  Теперь, вернувшись в Севастополь,
  Он носит красную звезду
  И, глядя вдаль на пыльный тополь,
  На Инкерманский известняк,
  На мёртвый флот, на красный флаг,
  На илистые водоросли
  Судов, лежащих на боку, -
  Угрюмо цедит земляку:
  "Возьмём Париж... весь мир, ... а после
  Передадимся Колчаку".
   М. Волошин. Матрос
  
  Беспринципные авантюристы, солдаты удачи, готовые служить кому угодно: царю, Керенскому, Колчаку, большевикам. Главное, чтобы хорошо платили - они уже готовы и весь мир захватить. То же самое сегодня - потерявший остатки разума бункерный уголовник планирует захватить Украину, Молдавию, Балтику, грозит ядерной дубиной Польше и США. Трусливое ничтожество упивается своим мнимым величием - как же, миллионы людей страдают без украинского зерна, которое он заблокировал в черноморских портах.
  
  М. Волошин много стихов и поэм посвятил горькой судьбе Руси на протяжении веков. "Воистину вся Русь - это Неопалимая купина, горящая и несгорающая сквозь все века своей мученической истории. ...И вот, несмотря на всё отчаяние и ужас, которыми были проникнуты те месяцы, в душе продолжала жить вера в будущее России, в её предназначенность".
  
  Вот лежит она, распята сном,
  По вековечным излогам,
  Расплёсканная по дорогам,
  Искусанная огнём,
  С запёкшимися губами,
  В грязи, в крови и во зле,
  И ловит воздух руками,
  И мечется по земле.
  И не может в бреду забыться,
  И не может очнуться от сна...
  Не всё ли и всем простится,
  Кто выстрадал, как она?
  М. Волошин. На вокзале
  
   "Нет ничего более трудного, как найти слова, формулирующие современность. ...чтобы найти соответствующую перспективную точку зрения теперь же - в текущий миг, поэт должен найти её в своём миросозерцании, в своём представлении о ходе и развитии мировой трагедии". То есть, чтобы видеть перспективу, поэт должен хорошо знать ретроспективу и уметь экстраполировать будущее на основе анализа прошлого и настоящего.
  
  Интересно читать классиков и находить жемчужины, поражающие своей актуальностью и точностью формулировок. Например: "Не в первый раз, мечтая о свободе, // Мы строим новую тюрьму". - Китеж. Восторженные строители будущей великой России в 1917 году даже представить не могли, что строят концлагерь за колючей проволокой, в котором погибнут миллионы обманутых людей. Хрущёвская "оттепель", когда "Один день Ивана Денисовича" читала вся страна, закончилась лютыми морозами и лишением гражданства её знаменитого автора, лауреата Нобелевской премии А. Солженицына.
  
  Ликование миллионов советских людей в годы перестройки завершилось расстрелом Белого дома, Верховного совета и сотен москвичей. Чем дальше, тем страшней: взрывы домов, Чечня, Грузия, кровавые теракты, вероломное нападение на мирную Украину. Россия - вечная тюрьма народов, империя зла, угроза всему миру. Фантасмагория - мстительное, уродливое ничтожество, воплощённое вселенское зло довело страну до последней черты, до полного краха.
  
  И вот уже миллионы безумных людей мечтают о Ленине, Сталине, Брежневе - рабы не могут жить без кнута надсмотрщика. И это предсказал М. Волошин: "Вчерашний раб, усталый от свободы, - Возропщет, требуя цепей". - Китеж. Великий мыслитель Ф. Достоевский давно уже объяснил эту странную национальную особенность, расшифровал загадочную русскую душу: "Я думаю, самая главная, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всём. ... Страданием своим русский народ как бы наслаждается".
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"