Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Поэт Одного Ущелья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Раиса Шестакова
  
  ПОЭТ ОДНОГО УЩЕЛЬЯ
  
  Если бы не было русского языка, я так и остался бы поэтом одного ущелья. - Р. Гамзатов
  
  Давно я чёрной думой маюсь,
  Годов не поворотишь вспять.
  И хоть не раз ещё покаюсь,
  Мне страшно будет умирать. - Р. Гамзатов
  
  Одной из несущих опор коммуно-олигархического режима, его духовной "скрепой" вот уже 105 лет является клан Гамзатовых. Нынешний год ознаменован 100-летним юбилеем Гамзатова-младшего, и по указанию кремлёвского диктатора его наследие широко пропагандируется на всех уровнях для укрепления "великодержавной" имперской системы, которая трещит по всем швам. В интернете появилось много дифирамбов, приуроченных к этой дате, написанных по единому шаблону с комментариями от потомков Полиграфа Полиграфовича Шарикова, бесконечно далёких от поэзии. Приведу для примера выдержки из типичной статьи учительницы истории одной из российских школ.
  
  Статья написана на основе официальной биографии Р. Гамзатова. Автор сообщает, что "в 1943 году вышла его первая книга на аварском языке "Пламенная любовь и жгучая ненависть". У меня сразу возникает естественный вопрос: "Почему книга не вошла в так называемое полное собрание стихов и поэм Р. Гамзатова с приложением подстрочника на русском языке? Тем более что она была его визитной карточкой, пропуском в ССП 20-летнего провинциального юноши из горного аула". Смею предположить, что учительница, как и все остальные сочинители юбилейных панегириков, понятия не имеют о таком подарке поклонникам "великого" поэта и обходятся стандартным набором из десятка стихов, положенных на песни известными композиторами. Странно, что никто не задаётся вопросом: "Почему этот молодой человек писал стихи в горах в то время, когда его сверстники воевали на фронте?"
  
  Далее автор пишет, что "по совету своего коллеги, известного аварского поэта Эффенди Капиева, Гамзатов решается на переезд в Москву, чтобы продолжить обучение в Литературном институте". Как легко - по совету знакомого взял котомку, поехал в Москву и поступил в престижный вуз, единственный в СССР! Даже в провинциальный институт не так просто было поступить без направления, льгот, золотой медали или отличных знаний, чтобы пройти по конкурсу. Тем более в Дагестане, где все проблемы традиционно решаются исключительно благодаря родственным связям и деньгам. Кто же поверит, что малограмотный горец сам поступил в столичный вуз? Понятно, что всё за него решал Гамзат Цадаса, имевший связи в Москве, в ССП и в Махачкале, где первым секретарём обкома КПСС был аварец А. Даниялов, которому Р. Гамзатов впоследствии посвятил благодарственный стих. И почему сам Э. Капиев не поехал в Москву и не поступил в Литературный институт? И когда он давал такие ценные советы Расулу, если в 1942 - 1943 годах работал военным корреспондентом на фронтах и в январе 1944 года умер в возрасте 34 лет, а Расул поехал покорять Москву в июле - августе 1945 года?
  
  Далее читаем: "На тот момент его стихи начали переводить на русский язык и публиковать во всесоюзных СМИ". Любой начинающий литератор знает, как не просто опубликовать свой труд даже в районной газете, а тем более в областной, республиканской, не говоря уже о "всесоюзных СМИ!" Там требуются рекомендации, протекции, отзывы, список публикаций, ибо авторов со всего Союза тысячи! "А поэма "Дети Краснодона" в талантливом переводе Ильи Сельвинского находит горячий отклик у читателей". Интересно, как мог абитуриент из провинции выйти в Москве на Илью Сельвинского, если бы не папины связи, и кто ему оплатил "талантливый перевод"?" "Благодаря этому [Илье Сельвинскому!] Гамзатова зачислили в студенты, несмотря на то, что он с большим трудом говорил на русском". Абитуриента, едва говорившего по-русски, принимают в престижный вуз благодаря направлению Дагестанского обкома КПСС как национального кадра, по специальной разнарядке. Попасть в этот список было очень сложно, не зря же, как пишет автор, "он стал первым [и единственным!] дагестанцем, кому довелось учиться в литературном институте".
  
  "В Литинституте Расул Гамзатов не только открыл для себя сокровищницу мировой литературы, но и увлёкся переводами. Верный сын своего народа, он неустанно переводил на аварский шедевры русской классики: Пушкина, Лермонтова, Крылова, Есенина, Маяковского, Блока". На какие слоновьи уши рассчитана эта лапша? Студент, не знающий не только русского литературного языка, но даже бытового, разговорного переводит на аварский язык великих русских классиков! Кто в это поверит? Где эти переводы? Кто их видел и читал? Почему их нет в так называемом полном собрании стихов и поэм Р. Гамзатова? Чтобы переводить с одного языка на другой, надо знать в совершенстве оба этих языка! Пусть биографы докажут, что Р. Гамзатов был переводчиком! Пока же общеизвестно, что по-русски он ничего никогда не писал, а на него и за него работали 20 лучших переводчиков!
  
  Автор статьи сама далее это подтверждает: "На русском языке Гамзатов не писал. По его собственному признанию, многое для него было сделано переводчиками: "Если бы не было переводчиков, меня не было бы тоже". Достойное признание из первых уст, оспорить которое невозможно и не нужно. "У меня были прекрасные переводчики [кто бы возражал!] - Сергей Городецкий, Илья Сельвинский... Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Юнна Мориц. Они мои плохие стихи переводили хорошо". Вот именно: ПЛОХИЕ СТИХИ становились хорошими после литературной обработки профессиональными поэтами, прекрасно знавшими русский язык, русскую и мировую литературу! К тому же в аварском языке стихи не рифмуются, поэтому конечный результат был очень далёк от оригинала. Такая работа высоко оплачивается, но государство никогда не экономило на своих пропагандистах.
  
  "Получив высшее образование, Расул Гамзатович не захотел остаться в столице, и вернулся в Дагестан, где был избран председателем Союза писателей автономной республики". Так уж и "не захотел" - да у него в Москве была прекрасная квартира и дворец в Махачкале! "На этой должности он проработал 53 года, вплоть до последних своих дней". Автора не смущает и не возмущает, что Гамзатов 53 года бессменно получал зарплату в этом хлебном кресле, но не оставил никаких отчётов о проделанной работе, никаких литературных сборников дагестанских поэтов под своей редакцией! Как мог человек оставаться на выборной должности 53 года? Даже ни один диктатор в СССР - РФ за 105 лет не сидел такой срок, по сути пожизненный! Чем занимался этот "мэтр, единственный выпускник Литературного института, специалист высшей категории", если у него даже не было собственной поэтической школы?
  
  Почему он, обладая обширными политическими и культурными связями в Москве, в ССП, будучи лично знакомым с главами государства, не направил на учёбу в Литературный институт ни одного начинающего писателя из Дагестана? Неужели на нём свет клином сошёлся? Один он умный из четырёх миллионов дагестанцев? Это что же за народ такой неполноценный? Почему эта естественная мысль не приходила в голову руководству республики? Очевидно, что Гамзатов боялся конкуренции со стороны молодых талантов, потому и сидел более полувека, уцепившись посиневшими пальцами за руководящее кресло, как вошь за кожух! Даже будучи тяжёло больным и немощным, проводя большую часть времени в ЦКБ, так и не выпустил из трясущихся старческих рук бразды правления - жадность задушила. Похоже, автору статьи неведомо, что Гамзатов имел ещё пять высокооплачиваемых должностей, где огребал деньги лопатой, а всю работу за него выполняли многочисленные помощники, секретари, редакторы, корректоры, машинистки, переводчики. Можно такое представить в нормальной, цивилизованной, демократической стране?!
  
  "Жизнь Расула Гамзатовича была на редкость насыщенной и интересной. Он много путешествовал по Союзу, встречаясь с поклонниками своего творчества". Вот как раз по Союзу он ездил не часто, зато объехал за государственный счёт весь мир, побывал на всех континентах, "загнивал на тлетворном Западе" то в США, то в Европе, посетил все притоны от Гонкога до Нью- Йорка и беспробудно пьянствовал на бесчисленных банкетах. Он сам об этом многократно повествовал в своих виршах и свидетели подтверждали. "Его литературная деятельность всегда тепло воспринималась на государственном уровне, подтверждением чего стали многочисленные награды и премии". Вот это правда, по количеству наград он превзошёл даже Брежнева. Жаль, что автор не задаётся вопросом: "За что, за какие заслуги он был обласкан преступным режимом как ни один из писателей в СССР? Разве что М. Шолохов - такой же аферист и неизлечимый алкоголик".
  
  Я понимаю учительницу - эти пропагандистские клише внушили ей в педагогическом институте, а теперь она передаёт их своим ученикам. Знаю, какие нагрузки и не соответствующая им зарплата у российских учителей. Да ещё руководство обязывает писать научные статьи, вот они и переписывают советские агитки, из которых уже можно пенициллин производить, не вникая в суть, не подвергая сомнению, не проверяя факты и не анализируя содержание. Всё это делается формально, чтобы представить отчёт о выполненной работе. Какие могут быть претензии к учителям, если учёные НИИ языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы выложили в интернет так называемое полное собрание стихов и поэм Р. Гамзатова с многочисленными купюрами и без всякого научно-справочного аппарата! Как могут работать исследователи, если произведения даже не датированы? Двадцати лет не хватило высококвалифицированным сотрудникам, чтобы подготовить к юбилею качественный научный продукт! Вот и толкут воду в ступе семьдесят лет авторы статей, похожих как сиамские близнецы, основываясь на нескольких стихах, которые уже в зубах навязли. Ну, сколько можно писать про журавлей - скулы сводит!
  
  Прочитав так называемое полное собрание стихов и поэм, я пришла к выводу, что творчество Р. Гамзатова никто всерьёз не изучал и, кроме осанн, о нём ничего не опубликовано. Нет ни одного серьёзного, объективного, научного исследования. Более того - оно невозможно при существующей политической системе, драконовская цензура не пропустит. Не сомневаюсь, что дагестанские учёные филологи и писатели знают истинную цену Гамзатову, но ещё не пришло время её назвать. Такое станет возможно только в свободном, независимом, демократическом Дагестане. Думаю, что ещё появятся настоящие исследователи, которые отделят зёрна от плевел. Гамзатов был слугой двух господ, поэтому и страдал, ибо сказано в Новом Завете: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне".
  
  Поэт должен служить Истине, то есть Богу, а не маммоне, денежному мешку. Судьба Гамзатова-младшего была предопределена его отцом, бывшим имамом, предавшим Аллаха, ставшим в одночасье атеистом и большевиком. Расул всецело доверял отцу и не смел его ослушаться. Но со временем, вращаясь среди продвинутой московской молодёжи, путешествуя по миру, у него стали закрадываться сомнения в правильности коммунистической идеологии и практики. Они отражены в многочисленных стихах, которые никто не читал и не анализировал. Однако он был рано испорчен деньгами, кутежами и женщинами лёгкого поведения. Эта липкая паутина жадности поглотила его, он не в силах был противостоять медовым ловушкам. Он был слабым, трусливым человеком, и голос совести заливал дорогими коньяками, винами, постепенно превращаясь в хронического алкоголика. Эта тема раздвоения личности пронизывает всё творчество Гамзатова и ждёт серьёзных непредвзятых аналитиков.
  
  Хотя в мировой литературе она нашла отражение, например, в исследованиях, посвящённых творчеству Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В его произведениях нередко происходит раздвоение внутреннего мира его героев на уровне сознания. Сам Гофман не без влияния дяди выбрал себе стезю юриспруденции, из которой, как пишут биографы, всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством. Однако эти попытки приводили к бедности и бедствиям. В отличие от него Гамзатов никогда в жизни не считал денег и купался в роскоши как сыр в масле. Тем не менее, он страдал морально от чиновничьих должностей, о чём писал на протяжении всей своей жизни, от невозможности сосредоточиться на литературной работе. Также и Гофман, который был юристом, поэтом, музыкантом и живописцем, мечтал заниматься исключительно творчеством. Его внутреннее эго страдало, кричало, разрушало его организм и привело к смерти в возрасте 46 лет. Гамзатов, в отличие от Гофмана, не был столь утончённой личностью и дожил до 80 лет, но вопрос в том, как дожил - это главное.
  
  Хочется сравнить для примера нынешнего юбиляра с прошлогодним - в 2022 году исполнилось 90 лет Е. Евтушенко и пять лет с его кончины. Оба жили в одну эпоху, но как по-разному относились к ней и к пониманию своей роли в жизни общества! В период первой "оттепели" и в последующие годы поэты-шестидесятники были у всех на слуху, собирали огромные аудитории на площадях и в залах. Они были гораздо известнее и популярнее Р. Гамзатова, которого если и знали, то, как автора нескольких песен. Они тоже учились в Литературном институте: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина. В детстве и юности Евтушенко по собственному признанию верил в идеалы коммунизма, что нашло отражение в его раннем творчестве, но это было влиянием пропаганды. Взрослея, он имел собственное мировоззрение, например, в 1957 году поддержал роман Дудинцева "Не хлебом единым", за что и был отчислен из института. Своё жизненное кредо поэт выразил в стихотворении "Молитва перед поэмой":
  
  Поэт в России - больше, чем поэт.
  В ней суждено поэтами рождаться
  лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
  кому уюта нет, покоя нет.
  
  Поэт в ней - образ века своего
  и будущего призрачный прообраз.
  Поэт подводит, не впадая в робость,
  итог всему, что было до него.
  
  Для Е. Евтушенко примером высокой поэзии и гражданской лирики, его духовными учителями были А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Блок, Б. Пастернак, С. Есенин, В. Маяковский. На них он ориентировался в своём творчестве, а не на партийные указания и догмы. Тем не менее, в зрелом возрасте он самокритично признавал, что их плеяда не была в полном смысле поэтами, так как находилась в тисках тоталитарного режима. Им тоже приходилось наступать на горло собственной песне. Вспомним разносы А. Вознесенского, В. Аксёнова, горькую судьбу альманаха "Метрополь", многочисленные исключения из ССП талантливых, неординарных писателей и репрессии против них. Он был самым политизированным из друзей, выступал в защиту Пражской весны, Даниэля и Синявского, Солженицына, скульптора Неизвестного. В. Ульбрихт жаловался Н. Хрущёву: "Ваш Евтушенко, находясь в ГДР, сказал, что Германия когда-нибудь станет единой. - Ну, что мне с ним делать? В Сибирь отправить? Так он там родился!" В 1961 году военные ястребы требовали запретить его песню "Хотят ли русские войны?" как пацифистскую, сегодня они добились своего. В 1962 году он задавался вопросом: "Мы вынесли из Мавзолея его. Но как из наследников Сталина Сталина вынести?" Ныне эти сталинисты у власти...
  
  Воодушевлённый перестройкой, Е. Евтушенко в 1989 году был избран на альтернативных выборах народным депутатом СССР и оставался им до распада Союза. Он участвовал в создании общества "Мемориал" и писательского движения в поддержку перестройки "Апрель". Вновь посмотрела его выступление на 1 съезде - сегодня оно ещё более актуально. Он предлагал внести в Конституцию право всех народов на суверенитет, на демократию, вернуть всем диссидентам советское гражданство, был против культа личности государства и КПСС, "сильной руки", привилегий депутатов и чиновников, требовал лишить медицинской практики тех врачей-психиатров, которые репрессировали инакомыслящих. Евгения Евтушенко и сегодня помнят сторонники демократической России, читают и чтут его память.
  
  Сравнивая образ жизни и мировоззрение, гражданскую позицию двух советских поэтов, Е. Евтушенко, как представителя шестидесятников, детей XX съезда, и Р. Гамзатова, пожизненного слугу всех диктаторов, мизантропов, убийц, понимаешь, что это два диаметрально противоположных мира. Ни о каком "гордом духе гражданства" применительно к Р. Гамзатову речи быть не может. Зато уют и покой он обеспечил себе и своим потомкам пожизненным конформизмом со всеми властями. И "не впадая в робость" это тоже не про него - нигде и никогда, ни при каких обстоятельствах трусливый слуга всех господ не проявил собственного мнения, отличного от позиции КПСС, всегда голосовал в стаде агрессивно-послушного большинства против диссидентов, новаторов, за осуждение и исключение коллег из ССП. Сколько я ни гуглила, сколько ни искала в ютубе - так и не нашла ни одного выступления пожизненного депутата всех уровней и делегата всех писательских съездов Р. Гамзатова ни в печатном виде, ни в аудиовизуальном. Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина, Дементьев есть, а "всенародного" Гамзатова нет - чудеса!
  
  Всю жизнь Гамзатов лавировал между двумя мирами: истинным от Бога и инфернальным от его антипода, в который ввергли Россию большевики, антихристы. По этой причине Р. Гамзатов, атеист, отступник всю жизнь страдал, и тем больше, чем старше становился и ближе к финишу приближался. Мне думается, что его многочисленные стихи-раскаяния следует выделить в самостоятельный блок в хронологической последовательности, чтобы уяснить, в каком возрасте и под влиянием каких событий начинается ломка его сознания. К сожалению, он так и не принял покаяние, не изменил образ жизни, причина тому - жадность и трусость. Поэтому по ночам к нему приходил чёрный человек, его больная совесть - судья, приставленный Создателем к каждому человеку при рождении. В стихе "Годы", одном из многих, в которых со стыдом и ужасом вспоминает свои грехи, он в очередной раз кается:
  
  В числе годов есть многие года,
  Которые остались дорогими
  Душе моей,
  но встретившись с другими,
  Печалюсь я, сгорая от стыда.
  
  И если тех годов хотя бы день
  Вернётся вдруг и встанет на пороге,
  Затмит мне душу аспидная тень
  И вздрогну я, и сна лишусь в тревоге.
  
  Почему же никто из авторов многочисленных заказных славословий не пишет об этом? Скорее всего, они не читали так называемое полное собрание "великого поэта". Если же читали, но продолжают курить фимиам юбиляру, это свидетельствует об их научной недобросовестности, необъективности, умышленном сокрытии фактов, без которых не может быть сформировано реальное, беспристрастное представление о противоречивой личности Р. Гамзатова. Как можно игнорировать или опровергать то, что написано многократно бессонными ночами с мучительной болью самим автором? Например, вот эти строки, свидетельствующие о внутреннем раздрае человека, который боится будущей ответственности за свои преступления:
  
  Давно я чёрной думой маюсь,
  Годов не поворотишь вспять.
  И хоть не раз ещё покаюсь,
  Мне страшно будет умирать.
  
  Гамзатов никогда не был поэтом в классическом понимании: "О придворных поэтах речь мою разумей, // Чтоб толпу лизоблюдов не считать за людей! (Анвари). Даже за людей их нельзя считать, а не только за поэтов! Однако придворный стихоплёт по-прежнему остаётся "духовной скрепой" нынешнего преступного режима, его идеологическим оружием - сомнительная честь. Поэтому ему оказаны немыслимые почести, в отличие от мятежного, свободолюбивого Е. Евтушенко и многих других талантливых поэтов, прозаиков, творческих личностей ХХ века, которым он и в подмётки не годится. Но какой пРезидент, обнулённый пересидент, опозоривший страну на весь мир, такие и лжепоэты, и лжеучёные - голого, лживого, бесстыжего короля играет такая же аморальная свита. Тоталитарный сатанинский режим держал Гамзатова в цепких удушающих объятиях при жизни, не выпускает его и после смерти.
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"