Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Гамзатов Против Адалло. 5 часть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Раиса Шестакова
  
  ГАМЗАТОВ ПРОТИВ АДАЛЛО. 5 часть
  
  Люди рождаются свободными, и отнять у человека это священное право - тяжкий грех перед Всевышним! - имам Шамиль
  
  Адалло Алиев приводит в книге доклад на пленуме Союза писателей СССР, разоблачавший преступления Гамзатова перед народом Дагестана. Зачитаем его фрагментарно: "...как же быть с живой гамзатовщиной, которая духовно и нравственно калечит людей в удушливой среде вседозволенности, это вы, москвичи, создали ему дутую рекламу, это вы, русские поэты и писатели, писали восторженно о нём и о его семье, пели ему дифирамбы. Это художники, в том числе и Глазунов, рисовали портреты его дочерей. Это вы берёте у него, - у того, кто живёт в Москве, - интервью и спрашиваете не у нас, а у него, как мы живём. И он вам отвечает, что мы в нашем многонациональном крае живём хорошо, припеваючи.
  
  Сплошная ложь, ханжество. Все те пороки и язвы, о которых говорит Гамзатов, творит сам. "Это уже в пик перестройки и гласности парторг СП Дагестана поэт Гаджикулиев после знатной "беседы" с Гамзатовым повесился, это главбуха, который грозил изобличить его в махинациях с домостроением, нашли мёртвым в канаве... Не он ли таскал с собой смазливую ногайскую поэтессу Кадрию, а сейчас он льёт крокодиловы слёзы... её проткнули вертелом и изжарили. Спрашивается, угодно ли было Р. Гамзатову, члену президиума Верховного Совета СССР, чтобы преступления эти были раскрыты?"
  
  "...Так называемую "Аллею дружбы" проложили в нашем городе от здания Обкома к бетонному особняку Р. Гамзатова. И первым дерево дружбы у своего дома посадил он сам и табличку повесил. И на берегу Каспия у него такой же дворец. В русском театре решили поставить спектакль "Исповедь поэта", исполнителем главной роли был сам Р. Гамзатов. Провалился, слишком навязчиво. Его портреты рядом с вождями в кабинетах, его и отца портреты на полотняных календарях. С ульяновцами обменялись дагестанцы Днями литературы и искусства, там ленинский юбилей, а здесь - Гамзата Цадасы, что это случайные совпадения?
  
  Все музейные подвалы завалены картинами, бюстами, полотнами, посвящённые этой семье, приобретённые за счёт государства 30 лет. А что касается аморальных проступков Гамзатова, о них можно узнать из тех выговоров по партийной линии, что сокрыты были от коммунистов и от народа. И права центральная печать, когда говорили, что Дагестан в тупике, не коснулась его перестройка, демократизация. Не делают, не хотят".
  
  "...Вот вы, москвичи, скажите мне, вернее, назовите писателя или поэта во всём мире, который бы мог в один год в стране к своему юбилею издать юбилейное число своих книг. У Пушкина и у Толстого волосы стали бы дыбом, узнай об этом. Правы украинские коллеги, которые грустно говорят: Р. Гамзатов у них издавался больше, чем они сами.
  
  Не стало радости творчества у творцов в Дагестане, нет душевного удовлетворения, что ты делаешь полезное дело своему народу. Не стало творческой атмосферы в нашем Союзе Писателей, увяз он в склоках и дрязгах. Вот уже сорок лет этой многонациональной организацией руководит Р. Гамзатов, один он вершит дела, как ему заблагорассудится, ущемляя других. Союз, призванный защищать честь и достоинство своих членов, стал крепостью с бойцами против неугодных Р. Гамзатову писателей.
  
  Не только литература, вся культура, искусство многонационального края в его руках: композитор хорош, кто подпевает ему, художник, кто рисует его, режиссёр - кто ставит его спектакли, а писатель, который угоден ему, как говорится, пой песню того, на чьей арбе едешь. Ни обкому, ни правительству Дагестана нет дела до того, что им ущемлены национальные литературы, что талантливые представители многих народов находятся в состоянии обречённости; сознание своей никчёмности, бессилия что-либо изменить угнетает их. У каждого, каким бы малым ни был народ, свои интересы, свои направленности в развитии литературы и культуры. Почему же им должен навязывать свою волю один человек? Не потому ли, что республика отдана в аренду Р. Гамзатову. Вот вам и "Мой Дагестан", да поистине Дагестан его вотчина".
  
  Итак, руководство ССП было информировано о злодеяниях Гамзатова, но никаких мер к его отстранению от председательского кресла и наказания не последовало. Потому что это было их совместное с КПСС и КГБ уродливое детище, они были единым монолитом. Разве могли они отказаться от собственного мошеннического проекта, в который были вложены миллиарды рублей? Это означало провал иезуитской специальной операции. Обличать и наказывать его - то же самое, что стрелять себе в ногу. Адалло Алиев писал о гамзатовщине в "Литературную газету", в журнал "Огонёк" - не посмели опубликовать, потому что лжепоэта крышевали подельники на самом верху.
  
  Он правильно всё понял и объяснил: "Расула Гамзатова в своё время подняли на седьмое небо, чтобы афишировать этот факт перед всем миром как достижение советской национальной политики: вот, мол, посмотрите, в СССР даже представитель почти неизвестного малочисленного народа находится у пульта управления страны и принимает живое участие в решении важных государственных дел". Но нашёлся один принципиальный журналист, главный редактор газеты "Литературная Россия" Вячеслав Огрызко.
  
  Он посвятил статью Адалло Алиеву и его переводчику, московскому поэту Юрию Кузнецову, в которой охарактеризовал и Р. Гамзатова: "Во многом благодаря Кузнецову Адалло открылся русскому читателю как поэт философского склада ума. И в этом он оказался сильнее Гамзатова, которого власть ещё в 1950-е годы выбрала на роль первого поэта Дагестана. Одно не учли Адалло и Кузнецов - деловую хватку Гамзатова и его ближайшего окружения.
  
  Гамзатов оказался опытным царедворцем, искушённым интриганом. Он всегда хотел быть на Олимпе только один. Став ещё при жизни своего рода витриной Дагестана, поэт зорко следил за тем, чтобы рядом не появились мощные конкуренты. Одних он убирал со своего пути ничем не прикрытой травлей в печати, других развращал незаслуженными почестями, вокруг третьих организовывал заговор молчания. Так, до сих пор в точности неизвестно, что в 1979 году произошло с ногайской поэтессой Кадриёй, которая первой в дагестанской поэзии коснулась многих ранее запретных тем.
  
  ...Адалло стал одной из жертв интриг Гамзатова. Используя связи в Москве и Дагестане, Гамзатов, ставший в эпоху брежневского застоя к началу 1980-х годов несменяемым руководителем Союза писателей Дагестана, зачастую творил что хотел, и никто не мог ему и слова поперёк сказать. Лишь Адалло неоднократно пытался публично осадить зарвавшегося царька и призвать его к ответу. Но поэту тут же давали отлуп: мол, на кого замахнулся. В общем, обиды накапливались даже не годами - десятилетиями. А в конце горбачёвской перестройки, когда власть вожжи несколько отпустила, недовольство вылилось в протестное движение, тут же приобретшее национальную окраску.
  
  Знал ли обо всём этом Кузнецов? И да, и нет. Он хорошо знал цену Гамзатову. ...Во время одной из встреч с читателями в Сибири, на вопрос о Гамзатове ответил лаконично: "Не будем говорить об уродливых социальных явлениях!" Кузнецов по собственному опыту знал, что Гамзатов редко когда отстаивал настоящие таланты. Так, в издательстве "Современник", где Кузнецов в семидесятые годы работал в редакции национальных литератур, именитый горец проталкивал рукописи лишь нужных ему людей. Его всегда в первую очередь заботило собственное положение, а не литература.
  
  ...Твардовский после своего вынужденного ухода из "Нового мира" рассказывал своему бывшему заместителю Алексею Кондратовичу: "Что вы говорите о Расуле? У него свои переживания. Спрашиваю, почему мрачен, чем недоволен. Он: "Ты понимаешь, в правление не выбрали. Как я теперь приеду в Дагестан?" Вот забота. Я ему говорю, что меня постепенно отовсюду выставили и уже никуда не выбирают, ни в ЦК, ни в депутаты, - и ничего, но он не слышит и повторяет: как мне теперь ехать домой. Вот его заботы".
  
  ...Ладно, с властью всё понятно. Когда это она заботилась о народе?! Но Гамзатов-то... Почему он в свои преклонные годы потерял всякий стыд?! Его-то кто на склоне лет заставлял пропеть оду местным олигархам, сколотившим сумасшедшие состояния на разграблении соплеменников?!"
  
  Известно кто, а вернее, что - деньги. Он всю жизнь поклонялся Мамоне, Золотому тельцу. Он строил своё благополучие на кровавых серебряниках от сатанистов, захвативших власть в октябре 1917 года и не выпускающих её из загребущих лап по сей день. Он служил, как преданный пёс, всем тиранам от уголовника Сталина до уголовника Путина и, соответственно, его друзьям, подельникам-олигархам: деньги не пахнут. Он им и сегодня служит в качестве образца для других писателей, как сделать карьеру на подлости и предательстве национальных интересов.
  
  Гамзатов был на редкость алчным, лицемерным, лживым, двуличным человеком. Он трубил о любви к родному языку, но не привил её ни дочкам, ни внучкам. За пьянками и гулянками некогда было заниматься воспитанием своих детей. "В кабинетах родного языка практически во всех школах с преподаванием аварского языка над школьной доской обязательно висит плакат со словами Р. Гамзатова "Если суждено завтра умереть аварскому языку, пусть умру я сегодня от разрыва сердца!" Позднее я узнал, что его дети, не говоря уже о внуках, не знают родного языка! - М. Шахбанов".
  
  Другой пример двуличия и лицемерия. То он писал, что мы, мол, дагестанцев за рубежом людьми не считаем, это мусор. Живописца Мусоясула склонял во всех падежах, а на конгрессе соотечественников в Махачкале в 1992 году без тени смущения проповедовал прямо противоположное: "У нас в Дагестане был ещё один Шамиль. Это Шамиль искусства, гениальный художник из селения Чох Халил - Бек Мусаясул, чей прах покоится за океаном, под Нью-Йорком. И в Германии, и во Франции, и в Италии, и в Иране, и в Турции, и в Америке его Дагестанские картины получили всеобщее признание и восхищение его современников. Но у нас десятилетиями не только его картинами, его талантом, его подвигом, его любовью и даже его именем не то, чтобы восторгались, даже дорога к нему вообще была закрыта". И не сказал, что я, продажный подлец и негодяй, этих двух Шамилей обливал грязью, а вас обзывал мусором!
  
  И так всю жизнь - возносил тиранов и получал премии и гонорары, а потом ниспровергал их с пьедестала, перечёркивал всё ранее написанное, но от денег, наград, премий и званий ни разу не отказался! Будучи миллионером, не гнушался взятками и поборами. Адалло приводит пример, как он, получив три квартиры для писателей, одну дал ему, другую кумыку, а судьба третьей известна только Расулу - творил, что хотел на глазах у всей республики. Мерседес - подарок от Ичкерии на 70-летие продал, а слух пустил, что его угнали.
  
  Когда Гамзатов припеваючи жил в Москве, чеченцев и другие народы депортировали в восточные регионы Союза. Но ни тогда, ни в последующие годы, даже после смерти Сталина, он не откликнулся на горе соседей. Вспоминает женщина-чеченка: "Воевали не только с народом, но и с могилами, откуда забирали надгробные плиты, выкладывали тротуары, фундаменты под свинарники. В Грозном по улицам Чичерина и Рабочей (меня водил отец, я в семье была старшая) бордюры были выложены надгробиями с арабской вязью. Это был 1959 год, когда мы вернулись из ссылки. Мне было 12 лет. Никогда не забуду это".
  
  Все чеченцы помнят депортацию, поэтому и мечтают обрести независимость. Джохар Дудаев надеялся, что Расул Гамзатов с его связями и авторитетом в высоких кабинетах поддержит борьбу ичкерийцев за суверенитет. Почему же он, будучи депутатом высшего органа власти, не возвысил голос против геноцида чеченского народа? Почему даже в апреле 1995 года, когда в селе Самашки российские военные во время "зачистки" прикрывались женщинами, убили более 100 мирных жителей и повесили 30 детей, он не произнёс ни слова в их защиту? Потому что это жалкое убожество всю жизнь заботилось только о своей продажной шкуре.
  
  Советские люди, хоть русские, хоть дагестанцы легко внушаемы, они верят пропаганде на слово, ничуть не задумываясь. Сказали им в школе, что Гамзатов великий поэт - значит, так оно и есть. А в чём заключается это величие? В том, что он был миллионером? Или в том, что у него были многочисленные дома, квартиры, дачи, машины в Махачкале и в Москве? В том, что его книги издавались миллионными тиражами? Или в том, что на него работала зондеркоманда профессиональных переводчиков, корректоров, машинисток, секретарей, помощников, водителей, слуг? Или в том, что ни дня не был трезвым и выпил больше всех коньяка? Или в том, что имел множество доступных женщин?
  
  Красиво жить не запретишь, если на свои кровные, заработанные деньги, а не за государственный счёт, который нельзя приравнивать к манне небесной. Государственная казна - это налоги всех работающих граждан. В СССР трудящиеся получали 18 процентов от того, что фактически зарабатывали. Их просто нагло обманывали, чтобы врать про "бесплатное" жильё, которое надо было ждать 15-20 лет, и оно фактически было давно оплачено, но принадлежало не жильцам, а государству. То же самое было с "бесплатным" образованием и медициной. А Расул всю жизнь барствовал в коммунизме - за счёт трудового люда, и совесть его не мучила. Такое понятие ему было не ведомо, ибо совесть - это судья, данный человеку Творцом, а он был атеистом, безбожником и всю жизнь служил сатанистам.
  
  Адалло Алиев несколько раз употребляет термин "гамзатовщина", как социальное явление. В предыдущих статьях я тоже писала, что гамзатовщина так же опасна в литературе, как лысенковщина в биологии. Лысенко - это лжеучёный, а Гамзатов - лжепоэт. Лысенко много лет водил за нос тупых партийных функционеров россказнями о кустистой пшенице и уничтожал истинных учёных, в том числе физически, как академика Н. Вавилова. Это он, как и Сталин, клеймил генетику "буржуазной служанкой", а в результате российская наука безнадёжно отстала от Запада.
  
  Как не вспомнить в этой связи русского писателя Владимира Дудинцева. В отличие от Гамзатова, он не состоял ни в какой партии и не был в стаде ССП. Потому что вырос в дворянской семье, получил благородное воспитание, был человеком чести, стал юристом, в 1941 - 1945 годах воевал, был четыре раза ранен. После войны работал корреспондентом в газете "Комсомольская правда". В 1956 году журнал "Новый мир" опубликовал его роман "Не хлебом единым" о противостоянии талантливого изобретателя своре чиновников. В 1957 году его раскритиковал Н. Хрущёв, конечно же, не без подсказки тех же партийных функционеров.
  
  Главный разоблачитель культа личности был очень непоследовательным в области культуры, громил писателей, художников, скульпторов за отход от принципов пресловутого "социалистического реализма". Он был человеком системы и не оправдал надежд творческой интеллигенции на перемены в духовной сфере. После сокрушительной критики Дудинцев не издавался 30 лет. И только благодаря политике гласности М. Горбачёва в 1987 году вышел его второй роман "Белые одежды", написанный в стол двадцать лет назад - посвящённый борьбе учёных биологов с лысенковщиной. Роман был удостоен Государственной премии СССР и экранизирован белорусским режиссёром Л. Белозоровичем.
  
  В 1993 году многосерийный сериал собрал у экранов телевизоров миллионы зрителей, наблюдавших за расколом в среде учёных-генетиков. Большинство из них пренебрегли честью и совестью, и пошли на поводу у шарлатана от науки Лысенко. Меньшинство тайно продолжало опыты. Эта борьба длилась с 1933 по 1965 годы и закончилась победой истинных учёных. Лжеучёные приспособленцы были посрамлены. Сторонники генетики сохранили белые одежды, то есть совесть и научную репутацию, как и писатель, Владимир Дудинцев своё профессиональное достоинство. Его роман "Не хлебом единым" в 2005 году экранизирован режиссёром С. Говорухиным. Герои писателя продолжают жить в его книгах и художественных фильмах.
  
  Этот пример свидетельствует о том, что в любые времена можно оставаться человеком, чистым перед совестью, а значит, перед Всевышним. Во все эпохи находились люди, верные науке, истине, совести. Часто они были не просто в меньшинстве, а совершенно одинокими, как Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Надо обладать неимоверным мужеством, героизмом, чтобы противостоять общепринятому мнению, государственной машине, инквизиции и взойти за свои убеждения на костёр, как Ян Гус, Иероним Пражский, Жанна д Арк, Джордано Бруно и сотни русских старообрядцев.
  
  Это не значит, что все должны отдавать свои жизни за убеждения. Можно просто не участвовать в подлости, как писал А. Солженицын, жить не по лжи: "Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щёлочку спрячемся), - мы только боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку..."
  
  Писатель, воевавший в 1941 - 1945 годах, награждённый орденом Красной звезды, отсидевший при Сталине восемь лет в лагерях, предложил "самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня! ...Вот это и есть наш путь, самый лёгкий и доступный при нашей проросшей органической трусости..."
  
  И этого человека посмел охаивать в прессе Гамзатов, трусливое ничтожество, прятавшееся в горах от призыва, бездарность, продавшая за иудины серебряники родину, народ, его историю и национальное самосознание. Он всю жизнь собственным примером и стихами призывал любить государство, власть, а не родину и народ. Его продолжателями и последователями стали нынешние пропагандисты ГеббельсТВ - оголтелые нацисты, шовинисты, ксенофобы, фашисты, мизантропы, воспитавшие миллионы маргиналов, люмпенов, мародёров, убийц, пропитанных ненавистью и злобой ко всему миру. Московия пьяными устами Гамзатова внедряла в умы простодушных дагестанцев свою имперскую идеологию:
  
  О, русский брат!
  Всё крепче братство наше,
  И в коммунизм дорогою прямой
  Идёшь ты, и десятки братьев младших
  Идут, не отставая, за тобой.
  
  Так у дагестанцев и сформировался комплекс младшего брата, несмотря на собственную древнюю историю и культуру, которую их гордые предки во все века отстаивали от поработителей. Довелось мне как-то общаться с поэтом, убеждённым противником Гамзатова, но оказалось, что он коммунист, ленинист, сталинист и путинист. То есть, он такой же проводник имперской идеологии, как и Гамзатов. Как у него это сочетается - уму непостижимо. Абсолютно прав был Адалло, когда говорил, что в Дагестане нет интеллигенции. Есть "образованцы", как называл их А. Солженицын, а интеллигентов нет.
  
  Главный признак интеллигента не образование и интеллект, а совесть, противостояние власти, бескорыстие. Интеллигенты защищают родину страну, народ, а не государство. Русскую интеллигенцию всегда отличала высокая духовность, блестящий интеллект, некрасовская гражданственность, смелость, нонконформизм и обострённая совесть. Поэтому антинародная власть с октября 1917 года их ненавидит, высылает и уничтожает физически. Она опирается на чернь, маргиналов, люмпенов, шовинистов, нацистов и уголовников. Какова власть, таков и её электорат.
  
  Гамзатовщина - то же самое что кадыровщина. Если "пехотинцы путина" убивают политических оппозиционеров, диссидентов из оружия, то Гамзатов убивал людей словом, растлевая их сердца и души льстивыми одами тиранам, сатанинской пропагандой, моральной нечистоплотностью, искажая историю и тем самым умерщвляя в них историческую память, самоуважение, самоидентичность, превращая людей в манкуртов.
  
  Такова была и остаётся политика сатанистов с октября 1917 года и до наших дней. Сегодняшняя внутренняя и внешняя политика России - это дикое кровавое средневековье, где отброшены любые условности и на глазах всего мира садисты разбивают головы людей кувалдами, отрезают уши, гениталии, выдавливают глаза. Сталинские палачи пытали в подвалах Лубянки, а нынешние изверги истязают жертвы прилюдно, на видеокамеры и под истерические угрозы пропагандистов уничтожить весь мир в ядерном пламени. Гамзатов был первым по значимости советским пропагандистом коммунофашистской идеологии, а теперь его эстафету приняли отпетые негодяи, мракобесы, заполонившие телевидение, отравляющие трупным ядом фашизма российское поголовье.
  
  Если бы дагестанские школьники изучали историю Второй мировой войны по книгам писателя-фронтовика Виктора Астафьева, а не по стишкам трусливо прятавшегося в горах беспробудного пьяницы Р. Гамзатова, они не пошли бы убивать украинский народ, а спина к спине с ними сражались с фашистами-московитами за общую свободу от оккупантов. Потому что Виктор Астафьев - ум, честь и совесть российской литературы, а Гамзатов - её несмываемый позор. Только учили их такие же зомбированные в советских вузах учителя, не приученные заниматься самообразованием и не имеющие права на собственное мнение, передавая эстафету лжи детям, внукам, превращая их в манкуртов.
  
  Гамзатовщина нанесла колоссальный ущерб дагестанской литературе и в целом культуре, стала синонимом предательства национальных интересов, рабской покорности колониальных народов высокомерной, надменной, чванливой метрополии. Гамзатовщина - то же самое, что манкуртизм - потеря исторической памяти, забвение национального самосознания, вековых традиций. Под влиянием многолетней коммунофашистской пропаганды горцы забыли, а многие и не знали, что завещал имам Шамиль потомкам:
  
  "Я обращаюсь к вам через толщу лет! Я умом и сердцем воспринял призыв знаменитого шейха Мухаммеда из Яраги: Люди рождаются свободными, и отнять у человека это священное право - тяжкий грех перед Всевышним! Свободная жизнь всех народов и защита достоинства свободного человека в нашем понимании были освящены имамом и традициями нашей горской жизни. Я горжусь: в моём государстве уже не было ни ханов, ни рабов, все люди были равны между собой!
  
  Эта свобода, это равенство народов и людей - моё завещание вам! Я настаивал наибов: "Не склоняйся ни в сторону насилия, ни в сторону насильников. Гляди на своих людей глазами милосердия и заботы... Будь для старшего сыном, для равного братом, а для младшего отцом. Если ты будешь вести противно тому, что я говорю, если ты будешь вести себя несправедливо к народу, то вызовешь на себя, прежде всего гнев Всевышнего, а затем гнев мой и народа своего".
  
  Адалло Алиев и его единомышленники, писатели, учёные, преподаватели разоблачали вред гамзатовщины не ради каких-то личных обид и амбиций, а потому что хотели восстановить правдивую историю и культуру советского периода, изуродованную историками по вызову, лжеписателями, продавшимися тоталитарному режиму. Но шило в мешке не утаишь, правду невозможно скрыть даже под глыбами лжи. Режим нынешний не вечный, империя зла неизбежно рухнет и погребёт под обломками всех этих гамзатовых, шолоховых и прочих совписов из ССП - банды преступников и моральных вырожденцев, фальсификаторов истории.
  
  Адалло и его сподвижники сделали много для разоблачения шарлатанства в литературе, а долг ныне живущих филологов и историков принять из их рук факел истины и передать его следующему поколению интеллектуалов. Это не лёгкое дело в условиях противостояния адской машине государственной лжи и дезинформации. Но вода камень точит, и для истории сто лет всего лишь мгновение, а жизнь человека не ограничивается рамками его земного существования. Носители передовых идей, сожжённые на кострах, стали вечными светочами для человечества. Их правота доказана временем, и на площадях европейских городов стоят памятники гениям, а не их палачам.
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"